HR-обзоры

‘ормирование навыков в тренинге по презентаци€м: упражнени€ и правила

ќдним из наиболее важных навыков дл€ большинства видов де€тельности €вл€етс€ навык презентации. ”мение успешно презентовать товар, услугу, стратегию или даже просто себ€ можно назвать хорошим началом, а хорошее начало, как известно половина дела. Ќо не каждому под силу эффективно провести презентацию.  то-то боитс€ публичных выступлений, у кого-то плохо развито красноречие, кто-то испытывает затруднени€ со взаимодействием с аудиторией. »менно дл€ них важен тренинг по презентации. ¬ данном обзоре вы найдете самые действенные упражнени€ дл€ формировани€ навыков презентации.

1. ѕредложение.

ƒл€ этого упражнени€ понадобитс€ мешочек с разными подручными предметами, например: ручка, помада, зажигалка, карандаш и т.д. „исло участников должно быть не больше 14 человек. ¬ызываютс€ 2-4 человека, которые наощупь выбирают один предмет. ƒалее им даетс€ 1 минута, чтобы презентовать выбранный товар, как продавец. ѕосле этого проводитс€ обсуждение презентаций сначала с теми, кто ее осуществл€л, затем с теми, кто слушал. — «продавцами» обсуждаютс€ те эмоции и чувства, которые возникли у них во врем€ презентации. —о слушател€ми обсуждаютс€ презентации по следующим вопросам: чье выступление было самым €рким и почему; после какой презентации у вас возникло желание купить предмет, о котором шла речь; кака€ структура должна быть у идеальной презентации (особенность - преимущества – выгоды). ѕосле этого другие участники делают презентации уже с учетом полученного алгоритма.

2. ѕлюс/минус анализ.

¬ам потребуетс€ доска и планшеты. ¬ыполнение данного упражнени€ в тренинге по презентаци€м отнимает достаточно много времени и придетс€ приложить определенные усили€, чтобы сделать его надлежащим образом. “ем не менее, оно незаменимо дл€ отработки навыка построени€ презентации. Ќаиболее удачно проводить в комплексе с упражнением «ѕредложение». —остоит оно из нескольких этапов. —начала участники самосто€тельно на прот€жении 10 минут записывают недостатки и плюсы продукта (выбираетс€ в соответствии с потребностью, можно вз€ть рекламный буклет). ѕосле этого на доске записывают все вы€вленные черты продукта, при необходимости тренер дополн€ет этот список. ѕосле чего проводитс€ обсуждение: насколько трудно было выполнить данное упражнение, чем оно может помочь при проведении презентации, когда лучше всего делать анализ преимуществ (на этапе подготовки презентации, встречи). ¬ конце тренер подводит группу к тому, что выгоды помогают вы€вить потребности аудитории. Ќа следующем этапе выполнени€ упражнени€ участники должны, исход€ из каждого преимущества, сформировать потребность.  ажда€ потребность записываетс€ тренером напротив преимущества. ѕосле эта сторона закрываетс€ и все участники должны быстро и четко назвать записанную информацию. ѕосле важно обсудить в группе насколько трудно было выполнить это задание. Ќа следующем этапе участники, после подготовки длительностью 2 минуты, должны презентовать продукт, а после обсуждаютс€ вопросы насколько легко/трудно было справитс€ с этим заданием, после чьей презентации возникло желание купить, какое поведение выступающих вызывало желание совершить приобретение.

3.  —кажи мне кто ты.

ƒанное упражнение направлено на отработку привлечь внимание с помощью структуры презентации. “ренер ставить задачу подготовить презентацию определенного продукта дл€ клиента и просит участников задать уточн€ющие вопросы, необходимые дл€ подготовки текста материалы, их записывает на доске. ќриентировочный список вопросов, при необходимости тренер дополн€ет его: что интересует клиента в первую очередь, какие слабые места есть у него, на какие моменты следует обратить внимание. ѕосле этого тренер предлагает группе составить план подготовки презентации и записывает тезисы, при необходимости дополн€€ их: кака€ цель вашей презентации, зачем вы выступаете с ней, какого результата вы хотите достичь с помощью этого выступлени€. ѕосле каждый из участников ориентиру€сь на записи на доске, составл€ет свою презентацию, выдел€€ моменты, на которых он хочет заострить внимание аудитории, какие дополнительные моменты и интересные факты он хотел бы добавить в презентацию, как лучше всего завершить выступление. ѕосле этого все участники демонстрируют свои презентации, в конце каждой проводитс€ обсуждение, удалось ли учесть все обозначенные моменты, насколько они повли€ли на эффективность.

4.  раткость – сестра таланта.

ѕри проведени€х презентаций очень важно быть достаточно красноречивым. »менно этот навык отрабатывает следующее упражнение в тренинге по презентаци€м. ќно выполн€етс€ в мини-группах по 3-4 человека. ѕонадоб€тс€ листы бумаги и ручки. √руппе демонстрируютс€ три классических произведени€, их сюжет должен быть известен всем участникам без исключени€. Ќапример: «¬ойна и мир», «ћастер и ћаргарита», «≈вгений ќнегин». ћожно записать их названи€ на доске. «адание каждой мини-группы – передать содержание каждого произведени€ в трех предложени€х. ќбъем одного предложени€ не ограничиваетс€. ƒл€ выполнени€ задани€ отводитс€ 10 минут. «атем кажда€ из групп презентуют свои произведени€, остальные участники вместе с тренером обсуждают презентации: насколько отражена сюжетна€ лини€, все ли главные лица представлены, насколько передана атмосфера произведени€.  ак итог можно определить лучшую презентацию.

5. ¬опросы по теме в тренинге по презентаци€м.

Ёто упражнение особенно будет полезно тем, в чьи об€занности входит проведение презентаций на профессиональном уровне. ”частники не только смогут отработать навыки презентации, но и при обсуждении обмен€тс€ опытом по данному вопросу. ¬се участники объедин€ютс€ в подгруппы, кажда€ из таких подгрупп получает одну из предложенных тем, можно предложить метод жеребьевки. “емы могут быть: аспекты, которые нужно учитывать при подготовке презентаций, как установить контакт с аудиторией, как удержать внимание аудитории, какие ошибки чаще всего допускаютс€ при проведении презентации и другие. ”частники каждой подгруппы готов€т вопросы к своей теме, число вопросов должно соответствовать числу участников подгруппы. ѕосле этого каждый из участников подходит к другим подгруппам и задает 2-3 человекам свой вопрос, обобщает всю полученную информацию и возвращаетс€ в свою подгруппу. «атем один представитель каждой подгруппы выступает с подготовленной презентацией по полученной теме. ќбсуждение проводитс€ по следующим параметрам: содержательна€ сторона презентации, форма проведени€ презентации. ƒл€ выполнени€ всего упражнени€ понадобитс€ около часа времени.

6. “еремок.

’орошее упражнение, где в игровой форме можно отработать как навыки презентации продукта, так и навыки самопрезентации. ƒл€ выполнени€ в тренинге по презентаци€м отводитс€ 20-25 минут. ¬ основе этого упражнени€ лежит сюжет одноименной сказки. — той лишь разницей, участники должны представить 5 своих лучших качеств или же преимуществ товара, чтобы их пустили в теремок. ≈сли по мнению всей группы презентаци€ оказываетс€ удачной – они пускают участника со словами: «јх, какой хороший человек!» ѕосле выполнени€ упражнени€ следует обсудить такие моменты: что участники чувствовали, когда проводили презентацию, чего не хватало выступлени€м, почему вы пускали в теремок.

7. Ќевнимательный слушатель.

ƒл€ успешного проведени€ презентации нужно уметь чувствовать аудиторию и удерживать ее внимание. ¬ыбираютс€ добровольцы, которые будут выступать с презентацией перед аудиторией, которые выход€т на некоторое врем€ из комнаты. ќстальным участникам объ€сн€ют, что во врем€ каждой презентации они трижды должны будут мен€ть свой стиль поведени€ по знаку тренера. —начала это будет интерес и внимательное слушание, затем безразличие, после этого откровенную отвлеченность от выступлени€, но в рамках приличи€: шушукать, сме€тьс€, смотреть на часы и т.д. ¬ыступающим добровольцам тренер объ€сн€ет, что их задание максимально эффективно провести презентации. ќчень важно, чтобы тема выступлений была достаточно хорошо знакома им. ¬о врем€ обсуждени€ нужно вы€снить, получилось ли у выступающих замечать изменени€ в поведении слушателей и своевременно реагировать на них, какие знаки свидетельствовали об изменени€х в поведении слушающих, что делали выступающие, чтобы повли€ть на ситуацию.

8. ѕо кругу.

Ёто упражнение хорошо использовать дл€ тренировки навыков аргументации. ¬се участники сад€тс€ в круг.  то-то один говорит суждение, например: импортные авто лучше, чем отечественные. ѕосле этого каждый следующий участник должен «увеличить» аргументом данное высказывание. Ќапример: «»мпортные авто лучше, чем отечественные. ќни качественнее и употребл€ют меньше бензина» и т.д. “ак может оно пройти 1-2 круга или больше, пока у говор€щих есть идеи. Ћучше всего дл€ отработки в тренинге по презентаци€м брать высказывание, св€занное с продуктом, который вы продаете или же с темой презентации, которую нужно подготовить.

9. ћежкомандна€ дискусси€.

ƒанное упражнение очень хорошо прокачивает все техники аргументации (метод противоречи€, «извлечени€ выводов», сравнени€, «да... но», метод кусков). ќб€зательное условие – это наличие ситуации выбора или альтернативы. √руппу раздел€ют на две команды. ќдна команда будет отстаивать одну точку зрени€, а друга€ – противоположную. Ќужно рассадить участников дискуссии следующим образом:
„лены одной команды должны сидеть в один р€д, р€ды напротив друг друга.  аждому участнику команды выдел€етс€ одна техника аргументации и после этого первый член команды є1 говорит свое высказывание, на него, сид€щий напротив него участник команды є2, с помощью техники «”величение» отвечает ему своим аргументом. «атем следующий участник команды є1 говорит свой аргумент, сформированный с помощью, выбранной дл€ него техники и т.д.

¬се перечисленные упражнени€ можно выполн€ть как самосто€тельно, так и в составе различных тренингов по формированию навыков презентации. »х применение обуславливаетс€ тем, какую сторону проведени€ презентации нужно отработать. ћожно незначительно видоизмен€ть их, чтобы они не приедались и были интересны при несколько разовом повторении.

10. Ѕольша€ игра «ѕрезентаци€».

»гра позвол€ет представить целиком весь процесс  подготовки и проведени€ презентации. ¬ св€зи с этим она оптимальна как завершающа€ процедура тренинга «Ёффективна€ презентаци€».

√руппа объедин€етс€ в  3-4 подгруппы численностью по 4-5 человек кажда€. ƒалее даетс€ подробна€ инструкци€:

« ажда€ подгруппа должна спланировать, подготовить и провести презентацию.
“ему презентации вы выбираете сами, она должна быть св€зана с вашей профессиональной де€тельностью.

 ажда€ подгруппа должна:
- определить тему презентации;
- составить приглашение на презентацию и в любой форме довести его до сведени€ остальных участников. ¬ приглашении должно быть указано врем€ (реальное!). „тобы не было «накладок», надо согласовать врем€ с другими подгруппами;
- подготовить презентацию: составить тексты, распределить роли и назначить выступающих (постаратьс€ задействовать как можно большее количество членов подгруппы), создать плакаты, видеоролики, раздаточный материал и пр. ÷елева€ группа презентации— мы.
ѕосле этого команды начинают работать самосто€тельно. ”сложнить задание можно, оговорив с участниками право тренера давать неожиданные вводные. Ќапример, в последний момент оставить одной из команд на презентацию п€ть-семь минут, вместо запланированных п€тнадцати.

¬ рамках обсуждени€ итогов все дел€тс€ впечатлени€ми от проведенной работы, обсуждают успехи и недочеты всех презентаций.

”пражнение проходит более эффективно, если тренер снимает презентации на видеокамеру, и группа анализирует лучшие из них. “ренинг по презентаци€м лучше проводить под конкретые задачи, отрабатыва€ четкие фрагменты навыков.


ћы используем файлы cookie. Ёто позвол€ет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. ѕродолжа€ пользоватьс€ сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
—огласен
X
‘айлы cookie представл€ют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на ¬ашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользовател€ (например, смартфонах и планшетах) при посещении ¬ами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Ёта информаци€ в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют ¬аш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведени€. Ќа наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы Ђcookiesї (небольшие текстовые файлы, которые размещаютс€ на ¬ашем устройстве). ѕеречень используемых нами файлов cookie, описание целей их использовани€ и дополнительна€ информаци€ о соответствующих файлах cookie представлена в »нструменте управлени€ файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.