Могут ли онлайн-совещания заменить личные встречи руководителей?

Совещания - неизбежная составляющая работы любого предприятия. Многие руководители жалуются, что именно совещания - наиболее бесполезное занятие,  отнимающее массу драгоценного времени. Сейчас совещания всё больше переносятся в онлайн, что, по идее, должно бы сократить временнЫе затраты и в целом повысить эффективность управления. Но у меня лично всё чаще возникают сомнения по этому поводу. Хотелось бы послушать  мнение коллег.

Популярное по теме
Чек-лист для диагностики кризисного состояния на предприятии
4583
2

Действительно, совещания в любом курсе тайм-менеджмента фигурируют среди главных "пожирателей времени". Руководитель должен выйти из кабинета, проследовать в переговорку (или "на ковёр"), около часа выслушивать речи, половина которых лично его не касается и не интересует. Потом прийти в себя, покурить или выпить чаю-кофе, поболтать с теми, кого давно не видел... Проследовать обратно и ещё с полчаса погружаться в рабочий ритм.

Казалось бы, оперативный онлайн должен всё это сократить, да так оно и есть, особенно если на совещание надо ехать на другой конец города.
Только вот, не теряется ли при этом такая важная часть корпоративной культуры, как личное общение, чувство единства компании? Аналогия, с которой знаком каждый бизнес-тренер или преподаватель: онлайн вообще тяжелее проводить, страдает эмоциональная компонента. 

Конечно, если речь идёт о штатных летучках-планёрках, онлайн эффективнее личных встреч. Но есть ведь и другие виды совещаний, например, обсуждение общих вопросов, где важно услышать позицию всех значимых людей. Или разбор конфликтных ситуаций и ЧП. Наконец, мозговые штурмы, где надо коллективно выработать правильное решение.

Коллеги, по вашему опыту, не наносит ли мода на онлайн определённый ущерб атмосфере компании? Или это только мои подозрения?

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Мария Лунина
Коллеги, добрый день! Спасибо за интересный вопрос.
На мой взгляд, онлайн-совещания действительно экономят массу времени и ресурсов, особенно когда речь идёт о регулярных встречах, обсуждении текущих задач и планёрках. Это позволяет руководителям концентрироваться на стратегических вопросах, не отвлекаясь на дорогу и организационные мелочи.

Но я соглашусь, что личные встречи всё равно остаются незаменимыми в некоторых случаях. Например, когда нужно быстро разрешить конфликт, обсудить чувствительные темы или провести мозговой штурм, где важен живой обмен идеями и эмоциями. Даже с включёнными камерами онлайн-платформы не всегда передают ту атмосферу, которая возникает, когда люди собираются в одном помещении, обсуждают проблему, видят друг друга и ощущают совместное участие в общем деле.

К тому же, личные встречи формируют чувство принадлежности к компании, помогают выстраивать доверие и укреплять корпоративную культуру. Это особенно важно для новых сотрудников или тех, кто работает в удалённых командах и не всегда чувствует себя частью коллектива.

Поэтому я бы сказала, что здесь нужен гибкий подход: для текущих задач и контроля онлайн идеален, но для сложных, эмоционально насыщенных ситуаций личные встречи по-прежнему незаменимы.

Буду рада ответить на сопутствующие вопросы.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Мария.
https://t.me/eclair_career
2025-05-13 15:25 0
Александр Крымов
Друзья, всем огромное спасибо за обсуждение!
И даже мой последний вопль души про лайки возымел воздействие :)))
Интересно, ведь по сумме ответов экспертов с разным опытом и разными точками зрения можно целую инструкцию составить, как проводить онлайн- совещания. Может кто-то возьмётся? Я не буду. Лень :)))
2025-04-10 17:34 0
Александр Крымов
Блин поминальный! Куча комментов, ну хоть бы кто лайк поставил. Зря что ли писал...
2025-04-09 20:55 0
Елена Берилло
Александр, здравствуйте.
Совещание совещанию рознь… На мой взгляд вопрос не столько в формате (онлайн или офлайн), а сколько в цели совещания, для оперативного обмена информации вполне подойдет онлайн, а вот для стратегических вопросов, вовлечения команды, решения конфликтов все же без живого общения сложно. И да, коллеги уже отметили, результативность совещания во многом зависит и от грамотной модерации, четкой структуры, что помогает избежать затянутости совещаний и достичь поставленной цели.
2025-04-02 06:58 5
HR - Агентство ЯРАБОТА
Александр, очень точные наблюдения. Вопрос не просто актуален — он касается самого баланса между эффективностью и корпоративной культурой.

По опыту работы с компаниями из разных отраслей могу сказать: онлайн-формат отлично работает для планёрок, статусных встреч, быстрой синхронизации — там, где ключевое значение имеют факты, дедлайны и конкретика. Эти совещания действительно становятся короче, оперативнее, дисциплинированнее.

Но когда речь идёт о вопросах, где важен контекст, эмоции, нюансы взаимодействия — обсуждение стратегии, разбор конфликтов, генерация идей, — онлайн проигрывает. Особенно если в команде есть внутренние напряжения, скрытые противоречия или просто "усталость друг от друга". В таких случаях только личная встреча позволяет снять напряжение, почувствовать друг друга, переформатировать отношения.

Онлайн-совещания — это инструмент. Но заменить личное общение — особенно между руководителями — они не могут. Удалённые форматы стирают нюансы: мимику, реакции, неформальные разговоры "на выходе", которые часто дают больше, чем официальная повестка.

Парадокс в том, что экономя время на встречах, компания может потерять гораздо больше — вовлеченность, взаимопонимание, доверие внутри управленческой команды.

Оптимальный формат — гибридный. Всё, что можно решить без эмоций — в онлайн. Всё, где важны связи, позиции, энергия — только лично.

Так что ваша интуиция абсолютно верна. Онлайн-совещания — не враг, но и не универсальное решение. Вопрос не в моде, а в адекватности формата задаче.
2025-04-01 17:19 4
Иван Жданов
Обратил внимание, что ответы отличаются в зависимости от сферы экспертизы отвечающего...

На мой взгляд, эффективность совещания в меньшей мере зависит от формата онлайн/оффлайн, больше всё-таки от умения проводить совещания (тайминг, ведущий, протокол, работа по отклонениям и так далее).

Но мне кажется, есть ряд встреч/совещаний, которые нельзя категорически переводить в онлайн:

1. Совещания по стратегии/ Стратегические сессии – там большую роль играет взаимодействие и работа над общими задачами. Онлайн это сложно реализовать (пункт не относится к управляющим комитетам по стратегии)

2. Производственные совещания (особенно в части качества или совещания по устранению проблем) – золотое правило "проблему можно решить только в месте её возникновения" – никто не отменял, то есть надо идти и смотреть своими глазами.

Во всех остальных случаях хорошо отработанный регламент и навыки у всех присутвующих сделают совещание эффективным (дейли, уикли, комитеты по направлению и так далее)
2025-04-01 11:02 1
Евгений
Всем добрый день.
По моему опыту онлайн совещания больше подходят для оперативных совещаний небольшой группой (до 10 человек), когда есть необходимость внесения незначительных корректировок в работу, понять текущее состояние дел или нужно подтверждение, что все делается правильно. С точки зрения общения с одним сотрудником - однозначно личная встреча, с глазу на глаз. На онлайне только договариваемся к этой встрече.
2025-03-31 20:50 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Александр и коллеги!
Тема уже не новая. Обкатанная и оттестированная вдоль и поперёк на практике.
И вывод---онлайн идеальный формат для эффективной коммуникации.
Результативность зачастую повышает.
Если кому-то хочется живого общения---организовываются коллективные активности в виде корпоративов, праздников, и т.п. Где в неформальной обстановке обсуждают и рабочее взаимодействие, задачи.
2025-03-31 13:02 1
Наталия Стебакова
Добрый день, коллеги!

Главное "зло" не сами совещания, а плохо организованные совещания. Если совещание изначально не имело цели, повестки и правил - оно останется пустой тратой времени, будь оно хоть в Zoom, хоть на Марсе))

Формат нужно подбирать исходя из цели.

Для оперативных планерок подходит формат онлайн. Быстро, чётко, без воды. Главное - тайминг, модератор и дисциплина.

Стратегические сессии, конфликтные кейсы, генерация идей - оффлайн формат. Онлайн убивает невербалику, нюансы, динамику живого диалога.

Корпоративный дух в онлайне тоже не создашь. В онлайн его можно поддерживать, но не сформировать.

Получается, онлайн - там, где нужно быстро, формально, оперативно. Оффлайн - там, где нужно понять, договориться, вдохновить и построить доверие.
Иногда для этого достаточно не совещания, а просто пройтись по офису и поговорить с людьми. Онлайн такую роскошь не даст.

Мода на онлайн действительно может быть чрезмерной. Важно не поддаваться трендам бездумно, а выбирать формат не по удобству, а по цели.
2025-03-31 12:34 0
Константин Столичный
Доброго дня Александр и Коллеги.
Да ,конечно- вовлечённость в процесс общения и обсуждения весьма важен. При необходимости,думаю,личная встреча весьма эффективна, и вот почему....
Сама эмоциональная составляющая общения, и обсуждения просто необходима , особенно для, принятия Ключевых,важных моментов для Компании.
Ведь только при "живом " общении можно действительно почувствовать накал собеседника, его позицию, его заинтересованность.
Да и потом, при конкретной, "теплой"-визуализации, всегда будет более искренней сам диалог и тем самым , поднимаемые вопросы будут неким флюгером(если позволите), который, и определяет направление наиболее целесообразного,эффективного и качественного решения задач.
2025-03-31 12:07 2
Елена Петрихина
Добрый день, коллеги! Присоединюсь к в вашим обсуждениям. Да, онлайн-формат действительно снижает эмоциональную вовлеченность и чувство командной сплоченности, но это не приговор. Главное — осознанно подходить к формату встреч и не заменять все личные коммуникации звонками в Zoom.
По моим наблюдениям:
- рутинные задачи эффективнее решать онлайн.
- сложные/конфликтные темы требуют личного контакта.
- корпоративная культура не умирает, но трансформируется — теперь она строится через чаты, виртуальные кофе-паузы и общие цифровые ритуалы.
Онлайн — не враг, а инструмент. Важно использовать его там, где он силен, и не заменять им живое общение полностью.
2025-03-31 11:13 2
Александр Крымов
Вдогонку поста Светланы расскажу историю. Мне её поведал Тахир Базаров (думаю, его многие HR знают), друг и соавтор по книжке "Счастливая компания". Мы её даже туда включили.
Зять Тахира, учёный где-то в Принстоне, пожаловался, что их уплотняют: на время ремонта к ним подселили соседнюю лабораторию.
Тахир сказал: ПОСТАВЬТЕ КОФЕВАРКУ!
Результат, ребята все перезнакомились. А вы чем занимаетесь? А вы?
Результат: несколько совместных статей на прорывных темах, которые, как известно, делаются на стыках наук.
Вот, как-то так.
Ни на что не намекаю, просто песенку пою.

2025-03-30 17:07 4
Светлана Софиева
Приветствую, коллеги. Действительно, с точки зрения тайм-менеджмента онлайн-совещания выглядят более удобными: меньше организационных затрат, выше скорость принятия решений. Но при этом есть важные нюансы.

Во-первых, онлайн-формат снижает спонтанные обсуждения «в кулуарах», которые часто бывают не менее ценными, чем само совещание. Именно там рождаются неформальные идеи, происходит обмен мнениями, которые сложно воспроизвести в формате Zoom или Google Meet.

Во-вторых, уровень вовлеченности может снижаться. В офисе участник совещания не отвлекается на параллельные задачи, а в онлайне соблазн "посмотреть почту" или "дописать отчет" велик.

Ну и третье — эмоциональная составляющая. Вживую мы лучше понимаем реакцию коллег, легче устанавливаем контакт, чувствуем общую энергетику. В онлайне эмоции передаются слабее, а значит, и уровень доверия внутри команды может постепенно снижаться.

Но, конечно, многое зависит от формата и целей встречи. Оперативные планерки или обсуждение отчетности — да, онлайн идеален. А вот стратегические сессии, конфликты, поиск нестандартных решений — это то, где живое общение имеет ценность.
2025-03-30 14:30 3
Тарасенко Ирина
Добрый день, коллеги! Буквально в пятницу возникла ситуация. Есть сотрудник на удаленке, и 8 сотрудников в офисе. Совещания стали носить гибридный характер, кто на удаленке - онлайн, остальные перед огромным монитором офлайн. По моим наблюдениям за работой команды, компонент онлайн совершенно не изменил эффективность совещаний. Эффективность зависит от руководителя: его подготовки к совещанию, его навыков модерации/фасилитации обсуждений и принятия совместных решений, его времени, которое он готов потратить на беседы с подчиненными.
А вот на эмоциональный компонент наличие удаленного сотрудника стало влиять. Например, сотрудник стал выпадать из корпоративных мероприятий и посиделок. Будет чаепитие по случаю ДР, а сотрудника не подключишь онлайн. Или летом коллектив на шашлыки, а он сам по себе в другом городе. Вот тут теряется эмоциональная составляющая, а на совещаниях эмоций быть не должно - регламент и деловое общение.
2025-03-29 13:59 3
Александр Крымов
Андрей, абсолютно согласен! Но ведь это касается не только он- или офлайна, а вообще любых совещаний. Знавал я компании, где еженедельные планёрки-летучки по понедельникам длились по 1,5 часа, сводились к раздаче кому чего придётся, и на местном языке назывались вздрючками.
Так что нело не в формате, а в культуре коммуникаций и управления в целом.
2025-03-28 19:25 5
Наталья Кретова
Александр. Не знаю, у кого как, а в моей практике жизнь показала и доказала, что он - лайн совещания полностью заменили личные встречи. Или мне так повезло с коллегами - не знаю. Но каждый рез, как только речь заходит о том, а не собраться ли нам в офисе поговорить - голоса из зала о том, что минус 3 часа рабочего времени в топку транспорта.
И сегодня, опять говорили о том, как мы раньше так жили, что постоянно 5 дней в неделю, топали в офис. Работу делали за 4 часа, а остальное время, тоже рассасывалось на корпоративную жизнь. В итогу КПД - страдал. А сейчас, времени на жизнь, стало немного больше и личная производительность труда не снизилась, а наоборот, повысилась.
2025-03-28 19:23 6
Андрей Фатов
Александр, здравствуйте!
Пишу как раз после такой онлайн-встречи. Очень продуктивно и хорошо поработали.
По ощущениям, при прочих равных, оффлайн конечно эффективнее.
И даже сотрудники часто хотят встретиться и "развиртуализироваться". Ч
Но я всё таки рассматривать собрания офф- и онлайн как управленческие инструменты, со стороны уместности и качества владения таким инструментом.

Поэтому эффективность слишком сильно, возможно даже в первую очередь, зависит не от формата проведения а:
- от умения руководителя проводить такое мероприятие. Что одно, что другое можно как провести изумительно, так и испортить напрочь.
- от вовлеченности сотрудников- и на оффлайне не раз видел отрешенные взгляды, полностью выпавших из процесса сотрудников, которые в принципе не хотят думать и чего-то решать
- от актуальности вопроса - хоть в лепешку разбейся, но если вопрос сотрудников не касается, то эффективно собрание не провести.
И т.д.

Слишком много факторов влияет на эффективность) Но повторюсь, мне ближе оффлайн.




2025-03-28 19:03 2
Александр Тимошин
Александр и коллеги, здравствуйте!
Скопировал Ваш вопрос.
"Коллеги, по вашему опыту, не наносит ли мода на онлайн определённый ущерб атмосфере компании? Или это только мои подозрения?"
Короткие ответы
1- Да, наносит ущерб личным отношениям и атмосфере компании
2- Это не только Ваши подозрения Это так и есть
Если принять оффлайн-контакт за 100 процентов с точки зрения взаимодействия друг с другом через включение всех органов чувств, поза, глаза и тд, то сколько информации теряется при онлайн-контакте?
Есть причины, в силу которых возможен только онлайн-контакт. Самая простая - расстояние. Другая причина - невозможность одного из участников выходить из дома.
Есть еще и другие причины, которые поддерживают необходимость онлайн-контакта.
Однако онлайн-контакт разрушает состояние общности в компании.
Думаю, что это один из главных проигрышей при активном использовании онлайн-встреч.
2025-03-28 19:01 6
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Александр и коллеги!
Ответ на Ваш вопрос, Александр, сильно зависит от личности и темы диалога.
+ для меня удобно обсудить все вопросы, независимо от того, личная или онлайн встреча.
На важные (не операционка) всегда готова встретиться в удобном формате моему партнёру/ клиенту, если он требует лично.
+ объективно не стану встречаться лично, если мои затраты времени абсолютно не оправданы. Если вопрос операционный (не супер-мега-секретно-важный:). Или предложу "приехать ко мне" в таких случаях.
2025-03-28 18:45 1
Александр Степанов
Александр, здравствуйте. Всегда легче и быстрее решить вопрос при личной встрече. Большинство так и решается. А онлайн совещание - публичное мероприятие, там решаются текущие вопросы, затрагивающие интересы нескольких адресатов.
2025-03-28 18:18 0
Анастасия Синева
Коллеги, добрый день. Он-лаин совещания - это способ разбить внимание сотрудника на несколько параллельных задач. Именно по этой причине они стали такими не эффективными. Гораздо удобнее назначать очные совещания с конкретным таймингом, темой, ведущим и протоколом. Такое совещание гораздо эффективнее. Единственное назначать эти совещания надо 1 раз в 3 дня. Например, понедельник, четверг. И каждый участник должен чётко понимать какие цели и задачи стоят перед ним до и после совещания.
2025-03-28 15:50 1
Джоб Трак
Александр, здравствуйте. А я могу еще одну проблему добавить. Есть совещания, планерки. Мне как руководителю отдела, помню, не хватало встречи 1 на 1 с собственником (он тогда отвечал за все). Чтобы не только он мне вопросы задавал общие, отчеты делали все, но и чтобы обсудить реальные задачи, чтобы и я могла задать вопросы оп своим делам. Предложила сделать. В итоге, все скатилось к той же оперативке. Не я ему вопросы задавала, а он мне и те же, что и в общем формате. Я тогда несколько раз пыталась повернуть эти встречи в свою сторону. А он взял, и все отменил. Сказал, что мы самостоятельно все должны решать. Как руководитель скажу, мне не хватало встреч 1 на 1.
2025-03-28 15:45 0
Лия Новикова
Александр, коллеги добрый день,
Онлайн совещания конечно замечательное изобретение человечества, плюсы мы их все прекрасно знаем и любим, но...
- концентрация во время виртуальных встреч снижается, а следовательно, виртуальные собрания могут усложнять принятие решений и привести к отвлечениям
- личное взаимодействие все же способствует установлению доверия и командного духа
- еще на удаленке всегда есть размытость границ между работой и личной жизнью, что может вызвать выгорание.

По моему мнению, ключевые встречи все же лучше проводить очно.
2025-03-28 15:19 1
Пётр Коробицын
Александр, добрый день! Вопрос, конечно, интересный. Я всё же думаю, что онлайн-формат не должен быть повсеместным, и лучшим форматом может выступать гибрид.
О чём это? Например, онлайн-формат компания может применять в отношении плановых 15-минутных планёрок, где, например, утром обсуждаются коллегами задачи на день, вечером – что выполнили, с чем столкнулись и запросы помощи. Ну и, конечно же, просто встречи, где сотрудники вместе выполняют какие-то задачи и помогают друг другу.
Онлайн-формат общения по сети особенно важно внедрять, если присутствуют иногородные сотрудники.
Что же касается, например, совещаний директоров, стратегических сессий и прочего – тут, конечно, лучше проводить это в офлайн-формате. Важно видеть друг друга не в экране, а напротив себя, важно всех слышать и не тратить драгоценное время на то, что у кого-то сломалась связь, отвалился звук и прочее. Конечно, если один из директоров в другом городе, в качестве исключения можно подключить его онлайн, но это сильно скажется на коммуникации.
Если же компания полностью работает онлайн, нет офиса, где сотрудники могли бы собираться офлайн, то это может, конечно, повлиять на корпоративную культуру. Тут важно все же организовывать офлайн-встречи, мероприятия, корпоративы, митапы и прочее. Можно организовывать периодически встречи в коворкингах. В случае корпоративов можно компенсировать некоторую сумму сотрудникам на оплату расходов по жилью и поездке.
Суть в том, что важен баланс. Что эффективнее будет проводить онлайн – надо проводить онлайн. А что лучше будет для корпоративной культуры и качественного взаимодействия друг с другом – офлайн.
2025-03-28 12:01 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR-эксперт, бизнес-консультант, бизнес-тренер
PRO В топ 10 Автор статей
Стаж работы Более 15 лет
Отзывов от клиентов 12
Публикаций 54
Рейтинг в профразделах
Оценка 5 место
KPI 9 место
Консалтинг 12 место
Рейтинг в номинациях
Лучший экспертный ответ 9 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
202 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.