Зачем HR-менеджеры просят заполнить объемные анкеты на первом собеседовании соискателей?

Наверняка каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда на первом собеседовании с потенциальным работодателем  вас просили заполнить объемную анкету, где нужно почти слово в слово повторить уже написанное в вашем резюме. 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Для чего это делается? Для меня всегда это было загадкой. Порой запрашиваются данные о родителях, где они работают, в какой должности и т.д. наличие автомобиля, марка, гос.номер,  паспортные данные не только российского, но и загранпаспорта. Спрашивается, зачем вам данные о загранпаспорте соискателя, если даже еще нет понимания о дальнейшем диалоге?  Уместно было бы все это спросить, если есть понимание, что соискатель вам подходит.

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
ОК-Консалтинг
Ольга, Коллеги, всем доброго времени суток!
Безусловно, если человек устраивается, например, сборщиком или упаковщиком, то, вероятнее всего и нет смысла так много расписывать. Опять же, если он устраивается на работу в небольшой мебельный цех.
Но, если человек идёт на работу в компанию, где существует Коммерческая тайна или около государственные секреты, то о кандидате важно знать всё. Более того, такая предметная информация позволит сделать предварительные оценки его поступков.
Всем добра!
2025-01-26 10:40 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте.
Внутри каждой компании есть свои утверждённые правила и процедуры.
Подобные анкеты зачастую в компаниях, где обязательная проверка СБ каждого потенциального кандидата.
На своём опыте, в банках из первой пятёрки, могу сказать что подобная анкета кандидату для заполнения предоставлялась после 1-го очного успешного собеседования с рекрутером.
Далее Анкета направлялась в проверку СБ. В случае положительного результата, кандидата приглашали на собеседование к руководителю подразделения, вакансия в котором открыта.
Анкета даёт возможность получить важную информацию, которой нет в резюме.
Например: вопрос о загран.паспорте--говорит о том, что в этой должности возможны загран.командировки, вопросы о авто-- важно для тех, должностей, где возможно использование личного или корпоративного транспорта о ДТП, нарушениях. И т.п.
Вывод Анкета позволяет оценить все возможные риски сотрудничества с каждым конкретным кандидатом.
Вопросы в анкете в идеале должны всегда подкрепляться реальной необходимостью.
2023-09-13 15:26 0
Дина
Господа,я в шоке). Вы говорите настолько о разном анкетировании,но автор имеет в виду конкретный вид анкет, с определенными данными. Для СБ достаточно паспортных данных и вся информация для знающих специалистов раскрывается,сейчас настолько всё доступно и ничем не защищено,что смешно даже говорить об этом. Те данные,которые перечислил автор действительно неприемлемы для передачи,уж тем более,на этапе,когда кандидат не понимает,хочет ли он работать в этой компании. Проведите хотя бы первичное собеседование и уж потом для проверки в СБ или иных целей( которые озвучить работодатель обязан) просите заполнить анкету.
Здесь верно сказано,что для категории кандидатов существуют анкеты,но подобные данные они точно не должны включать. Ведь никто не даёт гарантий об их сохранности,верно?)))
2023-09-13 14:41 0
Елена Урина
Добрый день, коллеги.
В каждой компании свои правила. Если решение принимала лично я, то давала заполнять анкету кандидатам, которые потенциально нам подходят и в дальнейшем нужна проверка СБ для трудоустройства.
Если кандидат заполнял анкету это говорило о серьезности его намерений и мотивации к работе.
2023-09-12 16:26 0
Михаил Минин
Объемные анкеты, которые запрашивают HR-менеджеры на первом собеседовании соискателей и которые заполняет САМ КАНДИДАТ, могут выполнять несколько функций.

Во-первых, они могут помочь HR-менеджерам получить более полное представление о кандидате и его квалификации. Анкеты могут включать в себя вопросы о прошлом опыте работы, образовании, достижениях, навыках и компетенциях. Таким образом, HR-менеджеры могут более точно оценить соответствие кандидата требованиям вакансии и принять более обоснованное решение о его приглашении на следующий этап собеседования.

Во-вторых, анкеты могут помочь HR-менеджерам организовать процесс отбора кандидатов и упростить его. Если в анкете предусмотрены вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", то это позволяет быстрее отсеять кандидатов, которые не соответствуют требованиям вакансии.

В-третьих, заполнение анкет может помочь кандидатам подготовиться к собеседованию. Через заполнение анкеты кандидаты могут проанализировать свой прошлый опыт работы, выделить свои сильные стороны и разобраться, какие компетенции и навыки им следует подчеркнуть в ходе собеседования.

Кроме того, заполнение анкеты может помочь кандидатам проявить инициативу и заинтересованность в вакансии, если они будут отвечать на вопросы более детально, чем требуется.

В целом, заполнение объемных, разумных и адекватных анкет на первом собеседовании может быть полезным для HR-менеджеров, кандидатов и процесса отбора в целом, позволяя получить более полное представление о кандидате и упростить процесс отбора.

2023-03-13 14:13 0
Лагарди Юлия
Меня лично такие анкеты только раздражают и как с точки зрения соискателя и с точки работодателя.
Давать анкету , если резюме пустое? так он и анкету так же заполнит - 80%.
У меня лично анкету заполняют только для СБ, и то работаю здесь недавно и анкета частично дублирует резюме, руки никак не доходят изменить.
Впишет недописанные места работы? так я и сама отмечу, когда буду общаться.
Личные данные еще перед собеседованием?- а с какой стати, тем более сейчас еще закон о перс.данных ужесточили.
Если среди множества ерунды спрятаны нужные вопросы- так все равно будете общаться, вопрос компетенции HR- специалиста, если он без написанной бумажки не может выяснить всю необходимую информацию. Лояльность к внутренним процедурам, бумажка ради бумажки- тоже можно выяснить путем общения, а не тянуть свое время и раздражать кандидата)
2022-11-01 17:46 2
Анастасия Новосёлова
Читала такую версию, что анкету дают, чтобы проверить, насколько кандидат готов подчиняться правилам. Если стал возмущаться и ушел - не будет лояльным.
2022-03-07 21:48 0
Заруева Ярослава
Анкета - пережиток прошлого,когда у всех еще не было резюме. Ее наличие,да и то в очень и очень ущемленном формате может быть оправдано только для позиций неквалифицированного персонала,у которых в принципе резюме отсутствует как класс.
В массе своей анкеты просят заполнить те компании,в которых выстроена многоступенчатая система отбора, где в обязательном порядке присутствует как очередное звено служба безопасности. И в наибольшем количестве случаев именно с подачи этой службы анкета присутствует (им так привычнее и удобнее "работать", они же все выходцы из "органов"). Это придает им значимости, они так думают.
Наличие такой анкеты снижает эффективность подбора, если исходить из практики, т.к. большинство кандидатов не понимают принципиальную надобность переписывать все данные из своего резюме в анкету, считают,что это трата их личного времени( например,пригласили на собеседование в офис компании, приехал,а там анкета на 6 листах, а время он на это выделил час-полтора, т.е. на саму беседу). Почему-то считается,что если компания снизошла до беседы с кандидатом, то он с потрохами принадлежит ей уже на входе в офис....Не научились уважать кандидата как вторую сторону переговоров,а никак "подчиненного", просящего, обязанного.

Исходя из собственного опыта - достаточно резюме и интервью для выявления всего меня и компанию интересующего, пометок моих и тех,кто проводил интервью,чтобы сделать достаточно взвешенный вывод "подходит/не подходит, хотим с ним/ней сотрудничать/не хотим сотрудничать".
2020-09-09 17:19 2
Боженко Ольга
В каждой системе подбора персонала ишу оптимальное сочетание экономии своего времени и времени кандидата. Если есть резюме, то заполнение подробной анкеты - самый последний этап. Ну нет в этом процессе никакого сокрального смысла, многие вопросы выясняются на более ранних этапах.
Например, система подбора продавцов может быть такой.
1. Групповое собеседование - рассказываю о вакансии и условиях, в том числе о проверке СБ очень подробно, чтобы неподходящие кандидаты сами не тратили время впустую. Все кого не устраивают услвия - могут идти домой. - задача найти самых лояльных, мотивированных и безопасных.
2. Тест для тех, кто согласен на условия. Тест на проверку проф навыков, элементарный, время заполнения не более 5-10 минут, поэтому если не прошел, то точно не подходишь.
3. Собеседование для тех кто прошел тест. - знание и мотивация проверены, оцениваем коммуникации.
4. Анкетирование только для тех кто прошел собеседование и тест ( для ОК и СБ). К этому моменту все вопросы анкеты уже проговорены. Это просто письменное подтверждение того, что кандидат уже рассказал.

2020-07-17 16:03 1
Юлия Чигарейкина
В моей компании разработано 2 анкеты. Одна для представителей рабочих специальностей, другая для ИТР. Нами специально собраны вопросы на которые мы действительно хотим знать ответы. И уже после заполнения анкеты, основываясь на ответах кандидата я провожу собеседование. Помимо этого анкета хранится у нас в личном деле сотрудника и мы используем её периодически в работе: для награждения сотрудника, для определения мотивации и т.д, и т.п.
2020-06-16 11:15 0
Алексеева Галина
Внутри компаний есть разработанные стандарты и регламенты. Как правило все крупные компании проверяют кандидатов через СБ. Для СБ необходимы личные данные кандидатов. В моей практике около 15% кандидатов не проходили проверку и иногда вылезали очень нелицеприятные моменты. Плюсом анкета может содержать блок вопросов на мотивацию кандидата, приверженность к корпоративной культуре, приемлемый стиль управления. При анализе ответов на эти вопросы перед интервью, можно заранее для себя составить общий портрет кандидата и на собеседовании уже задать уточняющие вопросы и посмотреть реакции. Дополнительно там есть сведения о месте проживания или найме жилья. В резюме могут быть указаны не верные данные, допустим человек переехал, а в резюме указан старый адрес. Мне важно, чтобы кандидату было удобно добираться до работы. Можно еще много перечислять зачем нужна анкета и какие выводы делает HR на основе полученной информации.
2020-05-13 09:34 2
Татьяна
Обычно анкету просят заполнять те работодатели, которые проверяют кандидатов через службу безопасности. И нужно согласие для обработки персональных данных. Также часто у кандидатов неинформативное резюме. А анкета дает возможность получить от кандидата более подробную информацию об опыте и достижениях. Плюс проверка на лояльность кандидатов.
2020-05-05 21:18 1
Валерий Шульченко
Предположу, что анкета нужна для того, чтобы вся информация о кандидате была сформирована им самим, а на работу с ней было получено согласие (по ФЗ о персональных данных), то есть, чтобы легализовать эту информацию. Но по факту могут быть и варианты другие, например, "потому что так заведено"))
2019-11-03 22:03 1
Ирина Корнилова
Нередко длинные анкеты с массой вопросов, не имеющих отношения непосредственно к работе, требуют заполнять компании, где большое влияние имеет Служба безопасности. Все биографические данные, данные об автомобилях, паспортах и тд, нужны для проверки кандидата Службой безопасности. Вторая причина, с которой я сталкивалась - если у предприятия длинная история, начиная с советских времен, то по наследству многие технологии тянутся из прошлого. Я сталкивалась с крупным и известным производственным предприятием, где помимо полученного от кандидата резюме и заполненной им анкеты, еще требовали написать автобиографию. Логики в этих действиях не было никакой, но аргумент был "так у нас заведено, так всегда было - у нас большая практика прохождения проверок, так что лучше лишнее сделать, чем недоделать чего-то". Это говорит о консервативном менеджменте компании, который не способен адекватно адаптироваться к новым условиям и "на всякий случай" оставляет старые "дедовские" формы работы, наряду с новыми, которые требует вводить законодательство.
2019-03-30 07:38 1
Ольга Григорьева
Я за адекватность любых действий. Работая ичаром внутри компании, я использовала анкеты при подборе сотрудников в регионах. Но только для получения информации, которую обычно в резюме не включают - о мотивации, достижениях, и пр. Потом эту анкету было очень удобно использовать при собеседовании, она сама по себе уже давала много информации. И еще там были пункты о ближайших родственниках и фактическом месте проживания. Тоже полезная информация, потому что удаленные сотрудники иногда имели свойство растворяться в пространстве))
2019-03-30 00:00 0
Шамиль Тагиров
Прочитал все комментарии к этой дискуссии с 2014 года. Сам сталкивался с такими "бредовыми" анкетами как соискатель. Использовал анкету и как работодатель. Хочу подбросить позитива в эту тему.
1. "Адекватная" анкета, во-первых, даёт возможность оценить скорость заполнения анкеты - это тест на скорость работы потенциального сотрудника. Во-вторых, в анкету могут быть незаметно интегрированы небольшие тесты, в-третьих, это возможность собрать данные о каждои из сотрудников в однотипном формате, что удобно для дальнейшей работы. Мою анкету кто-то заполнял 30 минут, а кто-то 70 минут. Есть разница? Надо отметить, что анкету я давал уже сотрудникам, которых считал победителями конкурса. И им обозначал, что они прошли в третий (последний) этап отбора.
2. "Неадекватная" анкета - как ни странно, тоже имеет плюсы. Это тест на лояльность. Соглашаясь заполнять такую анкету соискатель тем самым подтверждает, что он готов работать в компании в которой бюрократизация дошла до маразма, и он тем самым, обещает не смущать своими творческими порывами устоявшуюся административную систему данного предприятия.
2019-01-04 10:19 5
Ирина Борская
Анкета нужна только для персонала, у которого нет резюме или в резюме очень мало информации. Это наблюдается, как правило, у рабочего персонала или торгового, к примеру. Во всех остальных случаях - анкета не требуется. Наивысший маразм, на мой взгляд, мучить заполнением анкеты офисный и руководящий состав, у которых есть полноценное резюме. Проверить лояльность к компании? Так ее не может быть на входе, кандидат только пришел и не понял еще, интересна ему позиция или нет. Проверить стрессоустойчивость - но к чему, к выполнению бессмысленных действий?

2018-10-17 12:27 3
Анастасия
Добрый день.
Такой подход говорит не с хорошей стороны о компании, в которой вас попросили это сделать.
1. Сбор такой личной информации противозаконен. Есть законодательство об обработки персональных данных и без вашего согласия такого рода данные компания не имеет право собирать. Первая бумага, которую должен подписать соискатель на интервью- это согласие на обработку персональных данных. Только потом менеджер по подбору может начать диалог об опыте работы.
2. Такую длинную анкету обычно просят заполнить, чтобы передать данные в службу безопасности, где о кандидате и его родственниках соберут дополнительную информацию.
3. Абсолютно согласна, что просить каждого кандидата заполнять такую анкету, нецелесообразно.
И человек тратит время и рекрутер.
2017-12-29 17:45 1
Юрий Шадрин
Меня как то раз пригласили в одну компанию. Попросили дома заполнить анкету. Я очень был удивлен, но заполнял очень объемную и подробную анкету о себе дома. С этой анкетой я приехал в компанию. Нашел HR, представился и передал ей анкету. HR даже смотреть ее не стала, дала мне новую анкету и листов 30 - 40 бумаги и предложила ее заполнить. Я посмотрел на новое задание, повторяется во многом. Писать предстояло в темном коридоре, где ни столов ни каких условий для этого не было. Я попробовал что-то спросить. Ответ был очень грубым и лаконичным, типа не нравится уходи.
Я повернулся и ушел. И не жалею ни секунды о своем решении.
2017-12-04 09:45 2
Юрий Шадрин
В армии есть правило: - "Что бы солдат не делал, лишь бы к вечеру устал". И это оправдано. Возможно и здесь такая же ситуация. HR необходимо выиграть время, вот они и развлекаются.
2017-12-04 09:32 3
Дина
Согласна с тем, что столь подробная анкета - пережиток прошлого, НО смотря КОГО и КУДА принимают опять-таки. В обычных коммерческих компаниях должен поработать HR (с информацией в резюме, рекомендациями, оценкой кандидата и проверкой информации о его компетенциях и т.п.). Либо нет квалификации, либо иногда заполнение анкеты позволяет просто выиграть время при "накладках" перед собеседованиями.
2017-12-03 15:49 3
Юрий Шадрин
Думаю это атавизм. Я прочитал все ремарки. Мнения разнятся. У меня тоже имеется свое мнение. Я когда-то играл в такие игры. Я заполнял все требуемые анкеты, пытался задавать вопросы. Потом стал просто уходить из таких мест и до сих пор не жалею об этом. На мой взгляд, всегда есть нормальные компании без заморочек. Поэтому когда я вижу некие отклонения, я пытаюсь узнать для себя максимум информации о моем визави. Затем принимаю решение.
2017-12-02 17:49 2
Александра HR
Не вижу смысла в таких анкетах, это действительно раздражает кандидата, тем более на первом этапе. Как правило, такие анкеты требуются для прохождения проверки полиграфного тестирования и СБ, поэтому было бы уместней дать заполнить данную анкету, после прохождения первого или второго этапа собеседования. На первом этапе такая анкета не нужна.
Для определения адекватности, стрессоустойчивости и проф пригодности, есть другие способы и инструменты.
Где такие анкеты остались до сих пор, это скорей всего "вид" занятости и отчетности отдела персонала перед руководством.
2017-11-30 12:02 1
Ирина Корнилова
На мой взгляд объёмная и явно избыточная информация в анкетах для кандидатов - это зачастую наследие прошлых лет, когда кажровики просто пользуются тем, что есть по традиции и не затрядняют себя тем, чтобы что-то изменить под новые условия. Я с такими акнетами сталкивалась на крупных производственных предприятиях с 70-летней историей, где бюрократический стиль управления, и где до сих пор наряду с просмотром резюме кандидата его просят заполнить анкету и требуют написать Автобиографию. Зачем спрашивается? Иногда такие подробные анкеты (про родственников и т.д.) заполнять требует Служба безопасности предприятия, если на их взгляд есть необходимость проверить всю поднаготную тех, кто проходит собседования в компании, и отсеять уже на первом этапе тех, кто не сможет получить допуск к работе на объектах, несмотря на свою квалификацию и опыт.
2017-11-28 18:16 0
Дмитрий Димитриев
"Все не то, что кажется."
Одна из наиболее важных функций анкет - получение живой подписи кандидата под разными пунктами, как правило, связанными с законодательством. Например, что он осознает, что вакансия заполняется на условиях конкурса, и это место может занять другой кандидат. Что он согласен на хранение личных данных, чтобы его могли пригласить на вакансию позже. Что он согласен, что ему могут предложить другую вакансию. Что он согласен на видеозапись во время ассессмента. И т.д. и т.п.
Прочие пункты анкеты нужны, чтобы кандидат, впал в транс, вспоминая место погребения бабушек и дедушек, устал и не сопротивлялся подобных пунктам.
2017-09-26 18:47 2
Иванова Юлия
Давно не прошу заполнять анкету. Хорошее резюме экономит время и бумагу.
2017-09-25 16:07 2
Иванова Юлия
Анкеты давно не прошу заполнять, если есть хорошее подробное резюме. Это экономит время и бумагу.
2017-09-25 16:04 1
Анна
Заполнение объемных анкет ни к чему. При наличии грамотно составленного резюме вообще лишняя бумага. НУ, а, если нет резюме у кандидата, содержание анкеты краткое и лаконичное самое основное, то, что несет хоть какое-то представление о проф. пригодности кандидата на определенную вакансию. Объемные анкеты нужны скорее всего для менеджеров по персоналу, чтобы показать своему руководству о своей полной занятости.
2017-07-19 15:11 1
Любовь Мелентьева
Анкета должна быть с обоснованным запросом информации, объёмные анкеты - прошлое стальных альбатросов рекрутинга.
2017-07-17 07:30 1
Александр
Все разговоры ведутся МЕНЕДЖЕРАМИ, а не кадровиками. Кроме того, уже из темы видно, менеджер не занимается ОТБОРОМ, он оформляет массы и более ничего. Менеджер - технический работник, не случайно по М.Задорнову он - коекакер. Так что, это тема коекакеров для коекакеров!
Следует различать менеджера от кадровика...
2017-02-04 15:31 1
Екатерина
Согласна с мнением, что анкета - согласие на обработку персональных данных. Вообще заполненная анкета нужна для того, чтобы кандидат поставил свою подпись и соответственно дал своё согласие на проверку СБ.
2017-02-04 14:25 1
Александр
Конечно, это бред, если кандидата заставляют переписывать резюме!

Но, что вас заставляет это делать??? Откажитесь от ерунды! Кстати, это и есть профессиональный подход - не заниматься глупостями....
2016-11-24 13:21 3
Уразова Ирина
Очень хочется написать о своем опыте.
Анкеты видела с двух сторон: соискателя и HR
Сначала соискатель: проходила я собеседование в одной компании с небольшим штатом, ориентирована на услуги для людей с достатком выше среднего. Начнем с того, что руководитель отдела найма не потрудился объяснить куда идти на собеседование, после прихода мне сунули анкету на 5 листов, 90% вопросов которой, дублирует резюме. При этом анкета абсолютная не адаптирована к Компании. При общении, не было задано вопросов, которые каким-нибудь, хоть и небольшим образом касались анкеты или резюме. Вопрос: зачем нужно тратить бумагу, чернила на принтере, если они не работают с этими документами.
С точки hr: да, я пользовалась таким инструментом, как анкета. Цели: узнать более подробную информацию о соискателе, и при отсутствии адекватного резюме. НО: анкета была разработана с учетом особенностей бизнеса и занимала 1 лист.
Для меня важно в работе - это понимание, а зачем мне это нужно. Если ответ: потому что так надо. Можно сразу выбрасывать с топку.
2016-08-01 13:18 5
Самусенко Ирина
Для разборчивого соискателя адекватность анкеты - показатель уровня отдела HR и бизнеса.
Как сотрудник, знающий кухню изнутри - краткая анкета с минимумом необходимых для Службы безопасности данных была у нас итогом непростых переговоров и 2-3 совещаний с участием высших руководителей. Мы, как бизнес? и наш HR понимали, что огромная анкета не создаёт ничего, кроме увеличения времени собеседования, очереди в коридоре и вороха никому не нужных бумаг. Многие отделы HR решению этой проблемы уделять время и силы не хотят и идут по пути "как легче".
2016-07-21 19:28 1
Имаева Александра
Не согласна использовать объемную анкету как способ проверки лояльности или стрессоустойчивости (есть другие инструменты). Согласна с мнением, что подробная информация необходима, но такую анкету следует предоставлять кандидатам на финальной стадии отбора, как правило перед проверкой СБ. Причем высылать в электронной форме, чтобы соискатель заполнял ее дома, в комфортной обстановке. На входе такая анкета ничего кроме раздражения не вызывает + на мой взгляд, говорит о неуважении к кандидату.
2016-04-13 06:34 0
Наверное спец по созданию анкеты БЫВШИЙ АГЕНТ ФСБ
2016-03-21 23:46 0
Думаю, стоит отличать ситуацию собеседования и оформления кадровых документов.
При собеседовании при наличии подробного резюме можно не давать автобиографическую. Если только проф.тесты.
При оформлении: анкета согласна утвержденной гос. форме.
2016-03-03 18:33 0
Виктория
На самом деле, все очень индивидуально. Если мы говорим о небольшой компании, где в подобной процедуре нет особой необходимости, то, на мой взгляд, можно обойтись без объемной анкеты, а предоставить соискателю небольшую анкету или пообщаться устно. Если же это серьезная должность и огромная компания (корпорация), то можно и объемную анкету заполнить! Главное, чтобы вопросы были по теме. Зачастую специалисты, составляющие анкеты для соискателей, абсолютно не представляют, что именно должно быть в этой анкете и на какие вопросы соискатель должен отвечать...
2015-10-27 08:43 1
Дмитрий Пухов
Да, сталкивался с этим (и продолжаю сталкиваться до сих пор). Для меня это показатель уровня отдела персонала (эйчара), поскольку еще в далеком 2003 году, когда я начинал работать в HR, уже вовсю использовали разные типы анкет для разных категорий персонала (по вопросам, по количеству страниц и т.п.) и, конечно, руководителям не давали объемные анкеты на 40 минут, а пользовались резюме и своей головой.

Просто, на мой взгляд, HR-у проще ничего не менять и это самое грустное.
2015-04-21 14:28 0
Екатерина Тарасова(Литвинова)
Я использую для того, чтобы прлучить согласие на обработку персональных данных. Плюс по ней идет проверка службой безопасности. Самое главное, чтобы эти анкеты были не на 4х листах, а включали только самое необходимое.
2015-04-20 12:56 0
Доможирова Юлия
На мой взгляд, анкета нужна только для персонала, у которого нет резюме или в резюме очень мало информации. Это наблюдается, как правило, у рабочего персонала или торгового, к примеру. Во всех остальных случаях - анкета не требуется. Наивысший маразм, на мой взгляд, мучить заполнением анкеты офисный и руководящий состав, у которых есть полноценное резюме. Проверить лояльность к компании? Так ее не может быть на входе, кандидат только пришел и не понял еще, интересна ему позиция или нет (конечно, есть компании-мечты, куда хотят все). Проверить стрессоустойчивость - но к чему, к выполнению бессмысленных действий? Если в Вашей компании в работе специалиста подобного будет много - проверяйте, а если нет, то зачем?
2015-03-18 14:02 0
Майоркин Сергей
Прочитал почти все комментарии и хочу проголосовать за взвешенный и индивидуальный подход. Объясню:
1. Вы ищите исполнителя на роль секретаря или подобную. Большая анкета, заполненная соискателем без ошибок, быстро и старательно покажет, что он лояльный, старательный, проворный и т.п. Мне попадались менеджеры, которые не умели толком составить простое заявление, писали с ошибками. Я не мог понять - кто и как их проверял при трудоустройстве. Был случай, когда ко мне в Иркутск прилетел (точнее немного не долетел) эксперт по логистике для работы на проекте на крупном предприятии. Оказалось, что он "подвис" в дурной компании, играл в карты, пьянствовал. Его след был потерян в Красноярске... Через неделю он пришел в наш офис побитый, без документов и вещей. Конечно, он был уволен. Но сколько нервов! Ведь нам его нужно было еще как-то в Москву отправить без документов. И ведь это не простой рабочий, а аж эксперт по логистике! Вывод: проверять нужно. Но Ольга написала (читайте внимательнее): "на первом собеседовании с потенциальным работодателем вас просили заполнить объемную анкету", и дальше: "зачем вам данные о загранпаспорте соискателя, если даже еще нет понимания о дальнейшем диалоге?"
2. Вы ищите топ менеджера. Согласитесь, что топ менеджер по манере поведения и установкам отличается от рядового исполнителя. Он во всем ищет смысл, готов отстаивать свою позицию. Если он считает, что заполнение анкеты, да еще на первом этапе - лишняя работа, он прямо так и скажет. Конечно, вы можете счесть его неадекватным и отказаться от сотрудничества. А вы точно уверены, что он - не тот кто нужен заказчику (работодателю) для расчистки его авгиевых конюшен? Может такой бунтарь как раз и требуется? :)
2015-02-19 16:24 3
tatyana.daybova
1. Проверка на толерантность 2. Сбор информации для проверки внутренней службой безопасности 3. Элементарная обратная связь по вопросам анкеты.. Поскольку в российских компаниях напрочь отсутствует система оценки персонала, анкету можно воспринимать, наверное, как один из методов социально-психологической оценки кандидатов на входе.
2015-02-11 14:54 0
Лидия Красикова
Ну как один из вариантов.
Длинные анкеты дают в тех местах, где берут всех без разбора и данные проверяются внутренним отделом охраны. Рекрутер мог и бы сам заполнить анкету, как например делают в кадровых агентствах, но поток специалистов такой, что лучше пусть сами заполняют.
2015-02-06 17:22 0
Анна
эммм... а еще вот есть соискатели, которых приглашаешь "вслепую", где в резюме, доступном на "работномсайте" указано ровно столько, сколько,вопчим, надо знать о человеке: " я классный, умею много, еще я классный... а еще я няшка ^_^. Возьмите меня. ВОЗЬМИТЕ. ВОЗЬМИТЕ. ВОЗЬМИТЕ."

когда вся возможная база уже отработана, начинаешь отрабатывать невозможную: и вот как раз находишь сихъ ископаемыхъ. но это полумера)
На мой взгляд, все же, условия заполнения подробной анкеты, структура которой соответствует структуре стандартного резюме:
- для службы безопасности, заполняет "околоторговый" персонал" весьма полезная штука (если "сб_ действительно_работает");
- анкета содержит действительно оригинальные вопросы, да все не на то... после этого заснуть не можешь, думаешь как бы в обход шефа провести суперспокойного админа, который еще на этапе собеседования всем кадровикам за один раз объяснил как пользоваться "вот етой вот убунтой, ни дна ей ни покрышки", заместо нашего, гиперактивного, который как в корпоративную культуру вписался на этапе приема, так его и след простыл "в полях"..и попробуй докажи, что он там был);
- третий вариант... вот у нас много анкет. Вот тут анкеты и тут анкеты. Можно еще шкаф заазать, папки с анкетами ставить некуда (честно, не в обиду рекрутерам, где так испокон веков заведено, начальство требует АНКЕТУ!!! )))
А прикрепить к личной карточке..уже после приема, да, поддерживаю :)
2015-01-30 07:20 1
Елена
Оксана молодец.
Первичное знакомство - значимая информация для приема, а при трудоустройстве -и инфо о родственниках нужна.
Был случай -инфаркт с водителем. Подняли анкету, есть все тел. родных и инфо о состоянии здоровья -это помогает. Еще -исчезла бухгалтер -кассир -через сестру нашли -попала в ДТП, лежала в больнице.
Все в жизни случается и за людей несет отв-ть работодатель.
2015-01-20 15:07 1
Елена Прохорова
Первое время, когда начинала работать в подборе, тоже думала, что соискатели правы и анкета не слишком нужна. Но соглашусь с уже несколькими высказавшимися, что это тоже свое рода проверка на стрессоустойчивость и адекватность. Когда претендент на руководство отделом (не газпромом, замечу, а обычным отделом продаж размером в 4 человека), увидев анкету, кидает мне ее в лицо - это повод задуматься, стоит ли продолжать с ним общение...
2015-01-16 17:45 1
Алексей

Здравствуйте!
Лично я считаю что кадровик обязан знать всё о кандидате которого он устраивает в том числе и о его семейном положении, такие вопросы в письменном виде необходимы при собеседование.

2014-12-14 03:24 0
А я вижу в этом толк, мало того, что это получение дополнительной информации о соискателе, так это еще можно считать частью проверки соответствия на стресс-устойчивость. Если вакансия кандидата подразумевает работу с ключевыми заказчиками, где нужно уметь сохранять голову холодной от эмоций и раздражения, то первый этап- заполнение теста и анкеты может дать свои плоды. Да и к тому же, зачем нам кандидат, который не лоялен к компании и ее условиям подбора с самого начала?
На практике это выглядит очень даже наглядно, пару лет назад работала в компании, чья численность больше 7000, искала руководителя юридической службы, так вот, большинство "звезд" рынка выбегали с криками мол " мы такие профессионалы, еще нам анкетки какие-то суют, и вообще это наша личная информация никому ее не отдадим". И какому hr-специалисту захочется такого горе-кандидата вести к генеральному знакомить? В итоге нашла замечательного, уравновешенного руководителя, который без проблем сделал все, что от него требовалось и до сих пор работает в компании. Однозначно есть польза от анкет.
2014-11-21 20:03 3
Светлана
Часто получаю жалобы от кандидатов по поводу анкет, от части согласна.
разумнее давать анкету (тем более такую подробную) перед СБ или приглашением на работу.
Лучше проводить нормальное и подробное собеседование, качественное, по хожу которого, сам рекрутер может заполнить краткую анкету.
А стрессоустойчивость и лояльность можно проверять нормальными методами.
2014-10-12 17:08 0
Антон Берсерк
Иногда - это дурь человеческая...

На вопрос зачем... однажды я получил ответ...: "Нам Вася принес этот формуляр 2 года назад... он родственник директора... накопал где-то у знакомых....вот мы работаем по нему до сих пор..."

Так и гуляет это формуляр теперь... а с развитием Интернета.... пути ему открыты во многие места...

Улыбаемся... заполняем ... и помним о путях неисповедимых....

А если фирма серьезная, то у них с этим строгий порядок... чтобы знать в случае чего на кого и как давить...
2014-10-09 13:11 0
Natali Borova

Я считаю, что это все делается для отвода глаз. Скорее всего, в такой компании есть текучка и подбор персонала осуществляется по принципу "кто согласился с тем и будем работать". Заполнение такой анкеты, по их мнению, придает серьезность в вопросе подбора персонала. А на деле, руководитель не готовится к вашему собеседованию, не ждет вас, а бегло за 10-15 секунд пробегается по анкете перед началом собеседования или во время него.

Конечно, не все компании таким образом делают видимость "серьезной", но таких большинство.

Вот если такой письменный опросный лист предоставляется при втором собеседовании, то вопросов возникать не должно - это делается для выявления компетенций, вашей стрессоустойчивости, настойчивости, умения себя продавать.

2014-10-01 19:18 1
Дмитрий Димитриев
Если на входе кандидат начинает с недоверия компании. то это означает лишь одно - сей кандидат не прошел проективный тест. Ибо другим не доверяют, как правило, те, кому тоже не стоило бы доверять.
Но эта истина имеет два лица. Сие верно и про компанию...
2014-09-30 16:20 1
Ирина
Вопрос снимаю, у вас специфическая сфера, касающаяся именно безопасности)))
2014-09-30 13:16 0
Ирина
И вот вы, Юрий, по-видимому, знаете ответ на вышеозначенный вопрос. Как вы используете эту информацию для определения лучших соискателей?
2014-09-30 13:11 0
Ирина
Юрий, но не по серии же загранпаспорта и номерам машины выявляются лучшие кандидаты. Я понимаю, если кандидатура уже оценена, подходит, тогда уже на последнем этапе происходит проверка безопасности. Паспортные данные я без проблем предъявлю работодателю при приеме на работу. Паспортные данные я также предъявлю и для проверки на наличие/отсутствие проблем с законом. Но зачем их предъявлять на всех собеседованиях? Я не хочу, чтобы мои данные попадали в какие-то базы организаций, в которых мне, возможно, откажут в приеме на работу. Это просто означает, что я пользуюсь своим правом отказаться от использования и обработки моих персональных данных. Имею право)
2014-09-30 13:02 0
Предложение заполнить анкету само по себе не есть проявление неуважения к сотрудники или стремление выведать у него конфиденциальную информацию, чтобы использовать потом каких-то темных целях. Как правило таким образом компании стремятся отобрать лучших соискателей. Можно конечно допустить, что это проявление маниакальной подозрительности и работать потом придется под жестким прессингом. Но стоит учесть, что в наше время получить информацию о человеке любой желающий может и без всяких анкет.
2014-09-30 10:05 0
Ирина
Напишу свое мнение как человека, заполняющего эту анкету. Собеседование изначально - стресс. И повышенная подозрительность. Неизвестная/малоизвестная компания, расплывчатые описания вакансии hr-ом, сомнения в благонадежности организации, сомнения в своей пригодности, наконец. И при всем этом у меня требуют конфиденциальную информацию. На то она и конфиденциальная, чтобы абы кому ее не раздавать. Я не уверена, что моя персональная информация будет использоваться этой компанией корректно. А если работодатель не лоялен к соискателю, то как он может рассчитывать на встречную лояльность? Если с порога не уважают неприкосновенность личной информации, то что же дальше будет? Рабство? Я серьезно отношусь к выбору организации, в которой буду в дальнейшем работать. Потому что знаю, что работе буду отдавать максимум своих сил. Поэтому несколько раз подумаю, идти ли в организацию, где так неуважительно относятся к персоналу, начиная с первой встречи. HR для соискателя - лицо компании. Вот по его отношению ко мне я и буду судить об отношении организации к своим сотрудникам.
2014-09-30 08:29 0
Об использовании анкет при массовом подборе - моя точка зрения с точностью до наоборот. В этом случае как раз будет необоснованно затрачиваться время. Соискатели при массовом подборе в силу своего образовательного уровня как правило затрачивают на заполнение анкет много времени и выполняют это некачественно. И самое главное - получать какую-то особую информацию от работников массовых профессий просто нет необходимости.
Кстати, заполнение анкет при поступлении на государственную службу обязательно в соответствии со ст. 26 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Форма анкеты утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.
2014-09-26 16:16 0
Ольга Смирнова
Анкета обычного объема - эффективна для линейного персонала и рабочих специальностей и при массовом подборе. Сокращает затраты времени.

Анкетировать среднее и высшее звено на первом собеседование, тем более объемной анкетой наверное не совсем правильно. По крайней мере я плюсов не вижу.

Скорее это пережитки прошлых традиций компаний.
2014-09-24 15:06 0
Елена
Имею опыт как заполнения подобных анкет, так и их составления. Из личного опыта и опыта общения с другими людьми быстро стало понятно, что, как правило, чем длиннее анкета, тем легче процедура ее заполнения вызывает негативные эмоции у заполняющего - можно оценить его стрессоустойчивость в некоторой степени. Важны и сами вопросы, соглашусь, что лучше, если они носят проективный характер.
Всегда обращаю внимание на грамотность заполнения, точность формулировок, аккуратность, отсутствие - наличие критики по этому поводу у кандидата. В общем,как и в любой другой процедуре подбора, в заполнении анкет, есть и плюсы, и минусы.
2014-09-14 18:48 0
Догин
Кроме перечисленных плюсов анкетирования, чем больше человек затратит сил на устройство в компанию, тем сильнее он хочет в неё устроиться. "чтоб в сторону не вильнула" (с) особенности национальной рыбалки
2014-09-02 16:55 1
Елена
Совершенно согласна с Оксаной. Анкетирование- один из значимый этапов подбора персонала. Анкета не должна превышать 1 печатный лист (т.е. две страницы), включать в себя вопросы об основных биографических данных, проективные вопросы о мотивации, интересах и планах кандидата. Рассматривая анкету вместе с резюме, опытный HR может составить очень точное мнение о ЛИЧНЫХ качествах кандидата, ценностях. На собеседовании эти данные только проверяются специальными вопросами. И безусловно, полнота заполнения, грамотность кандидата, желание заполнить анкету- уже первые поведенческие индикаторы.
Использую анкетирование более 7 лет. Успешно.
2014-08-30 16:29 0

В моем случае первым мотивом для использования анкетирования была экономия времени, чтобы долго и нудно не выяснять при собеседовании по телефону сведения о кандидате. Согласен с коллегами, что сведения из анкеты позволяют службе безопасности проверить кандидата на благонадежность, оценить его социальный статус, уровень образования. Кроме того, анкета может быть использована впоследствии при кадровом учете.

2014-08-30 09:21 0
Иван
Для более детального изучения соискателя, что позволит сэкономить время для следующих собеседований. А данные о семье для проверке по службе безопасности.
2014-08-26 08:08 0
Оксана
Опытный HR-менеджер вполне может оценить вас уже по тому, как именно вы заполняете анкету. Быстро или медленно? Подробно или в общих чертах? Например, если соискателя попросили ответить на все вопросы, а он ответил лишь на часть, его вполне могут счесть необязательным человеком, игнорирующим просьбы коллег и поручения начальства. Если кандидат заполняет анкету больше часа, рекрутер засомневается в его «высокой работоспособности и умении работать в сжатые сроки», о которых сказано в CV. Наконец, анкета наглядно демонстрирует уровень грамотности кандидата (для некоторых должностей это особенно актуально), ведь ее, в отличие от резюме, нельзя проверить с помощью текстового редактора.

Иными словами, анкетирование — это один из значимых методов подбора персонала. Естественно, кандидат, выражающий несогласие в ответ на просьбу заполнить анкету, сразу теряет очки в глазах HR-менеджера. Особенно если при этом он ведет себя агрессивно («Какая анкета? Вот мое резюме, я буду разговаривать только с директором!») — такого кандидата, скорее всего, просто не допустят до собеседования.
2014-08-20 13:47 1
Агентство кадровых решений Lander

У МЕНЯ СУЩЕСТВУЕТ 2 АНКЕТЫ
1. ПЕРВИЧНАЯ, ЗАПОЛНЯЕТСЯ КАНДИДАТОМ ПЕРЕД ОЧНЫМ СОБЕСЕДОВАНИЕМ. СОСТОИТ ИЗ 1 ЛИСТА, БЫСТРО И ПРОСТО ЗАПОЛНЯЕТСЯ, НО ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ПЕРВИЧНЫХ СНЯТИЯ ДАННЫХ ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ.

2 СБ- АНКЕТА, БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ, С ДРУГИМИ ВОПРОСАМИ И ПРО РОДСТВННИКОВ И Т.П.
ЗАПОЛНЯЕТСЯ КАНДИДАТОМ В ПЕРИОД 5-ТИ ДНЕВНОЙ СТАЖИРОВКИ.
ПОЛЬЗЫ ОТ ЭТОЙ АНКЕТЫ 2 - ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕРИТЬ КАНДИДАТА, С Т.З. БЕЗОПАСНОСТИ И
МОРАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА САМОГО КАНДИДАТА.

КОЛЛЕГИ, КОМУ НУЖНО УДОБНУЮ (РАЗРАБОТАННУЮ АПРОБИРОВАННУЮ МНОЙ В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ) , АНКЕТУ . ОБРАЩАЙТЕСЬ, ВЫШЛЮ НА ПОЧТУ.

2014-08-18 11:47 1
Дмитрий Димитриев
Когда при сложном подборе на первом этапе ставится задача отбора, то большие анкеты помогают:
1. Отсечь нетерпеливых кандидатов. которым не хочется заполнять много пунктов анкеты. Как правило, такие люди ленивы или излишне креативны, что для ряда компаний и должностей явный минус.
2. В анкету закладывается набор вопросов, которые подобно тесту помогают выявить нелояльность, маргинальность, психологическую неадекватность, безответственность и т.д. кандидатов. В итоге, таковые вообще не попадают на следующий этап подбора.
3. Как уже было указано выше - получение согласия на обработку данных и необходимые параметры для проверки кандидата по базам данных служб безопасности.
2014-08-17 14:36 1
Ольга Прилепская
Анкета - согласие на обработку персональных данных. Как правило, каждая уважающая себя компания осуществляет проверку кандидатов через службу безопасности. Но порой анкеты действительно включают вопросы несколько странного характера. Быть может заодно этими вопросами проверяется стрессоустойчивость соискателя?)
2014-08-05 10:19 0
Алексей
на этот вопрос у меня только один ответ - возможность работодателя получить письменное согласие кандидата на использование (обработку) персональной информации, в том числе с точки зрения включения в базу кандидатов и дальнейшего использования этих данных
2014-08-04 15:05 0
Елена
Однозначного ответа на этот вопрос быть не может :-) Где-то принято давать анкеты еще с незапамятных времен и никому в голову не приходит по этой традиции задать вопрос, изменить ее. В других компаниях не принято работать с резюме и есть свой стандарт информации, которая помогает менеджеру по персоналу задать нужные вопросы и оценить кандидата. Где-то это момент проверки лояльности к внутренним процедурам компании. Если кандидат сразу против, не успев прийти и критикует правила, что же будет потом. Такая точка зрения тоже имеет право быть. Во всем важен баланс.
2014-07-25 11:51 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Директор по персоналу
Автор статей
Автор 4 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
241 специалист сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.