Полагается ли рекрутеру гонорар за рекомендации❓

Например, ваш финальный кандидат трудоустроен в компанию. Заказчик доволен, кандидат в восторге. Далее, кандидат начинает приглашать своих коллег или знакомых на работу. Стоит ли рекрутеру получать гонорар за такие рекомендации, если кандидат рекрутера приводит своих знакомых и они трудоустраиваются❓

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Ситуации бывают разные. Интересно глубже рассмотреть этот вопрос. 

Например, это кандидат на линейную позицию и вероятность того, что он будет приводить своих друзей и знакомых изначально не подразумевается. Или это кандидат на руководящую позицию, где планируется формирование отдела с нуля и он начинает приглашать своих проверенных специалистов с прошлых мест работы (самостоятельно и без участия рекрутера). 

И вообще, причем здесь рекрутер? Он же выполнил свою задачу - нашел кандидата. С чего вдруг его за рекомендации от кандидата вознаграждать? Это же не рекрутер сам рекомендовал, а кандидат, которого он нашел. Кто кого порекомендовал никак не касается рекрутера и его работы.

Или стоит как-то поощрять рекрутера, ведь его кандидат создал почву для формирования и развития команды. 

Коллеги, как считаете❓

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Валерий Александрович
Коллеги, спасибо за развернутые ответы. Полезно услышать точки зрения. Cогласен с позицией, что опираемся исключительно на договоренности с Заказчиком, которые отражены в договоре. Считаю возможны и справедливым указывать, что рекомендации тоже учитываются и определить пускай не 100% оплаты за подбор, а 20-50%, согласованное справедливое значение. Многие писали, что Заказчики на такое не пойдут и это похоже на "сетевуху", но рад, что здесь обсуждаем и мнения и факты. Вопрос отношения. Для кого-то пирамида, а для кого-то стандартные условия сотрудничества на обоюдном согласии, то есть рабочий вариант. В этот момент стоит задуматься, кто и сколько упускает прибыли. Я задумался о том, чтобы внести правки в договор и обсуждать с клиентами варианты, в зависимости от вакансии конечно. У кого уже прописано подобное в договоре?
2023-02-28 13:10 2
Лилия Левицкая 🌟Повышаю эффективность лидеров и команд
Нормы люди создают сами. Хороший тон - платить процент и быть в отношениях выиграл-выиграл
2023-02-09 14:16 0
Дмитрий Димитриев
Вопрос на грани юридической и этической областей.
С одной стороны, мне неоднократно доводилось работать с компаниями из большой тройки, наряду с аудитом и консалтингом у них есть экзекутив сёрч. Их стандартный договор на полсотни страниц учитывал обязанность клиента оплачивать, например, тех кандидатов, которые сначала были отвергнуты работодателем, но затем тем или иным способом появившиеся у него в штате в течении ПЯТИ лет :)
Естественно, там была целая страница о том, что заказчик оплачивает со скидками 25%, 50% и 75% соответственной всех приведённых нанятым кандидатом сотрудников в первый, второй и третий год своей работы.
А за взятого на работу сотрудника самой рекрутинговой (консалтинговой) компании полагался гонорар в размере ГОДОВОГО гонорара (а это больше, чем просто ФОТ с отчислениями) это специалиста.
И ничего, первые лица после визы юридического отдела подписывали такие договоры.
Так что олигополия на рынке рулит :)
Вопрос в готовности рекрутера выйти с таким договором на клиента.
2023-02-09 12:23 1
Александра
Доброй ночи!!! Заказчик должен платить только за то, что прописано в договоре, если это не противоречит условиям ГК РФ. Думаю что само оформление такой возможности в договоре вызовет изначально отрицательную реакцию и ненужные вопросы Заказчика). А в нашем деле важна положительная оценка, которую формируют Заказчики, исходя из совокупности наших действий и грамотности, в том числе юридической.
Всем благ).
2023-02-07 23:09 0
Алексеева Галина
Добрый день, Валерий.
Соглашусь с коллегами. Если мы имеем первичные зафикисрованные договоренности с клиентом на формирование отдела, то всегда оговариваем моменты перехода кандидатов со своей командой. В этом случае с нашей стороны проводится оценка компетенций всех кандидатов (нами найденных и приведенных нашим кандидатов) на соответствие требований со стороны компании, соответствие корпоративной культуре, основным мотиваторам и т.д., и после оценки принятие решения о найме данных специалистов. В этом случае мы получаем от 30 до 50% за каждого вышедшего человека.
А вот когда договоренностей не было, мы никак не участвовали в процессе подбора и найма, то и вознаграждение получать не за что.
2023-02-07 10:11 5
Иннокентий Каташинский
Поддержу всех высказавшихся, все придерживаются одной точки зрения вроде. Дополню, что технически практически невозможно отследить все последующие рекомендации ваших клиентов. И вот еще пример: если я помог нанять несколько Руководителей отдела рекрутинга, то дальше можно не работать))))
2023-02-04 17:33 1
Иван Фатеев
Мы живём при капитализме, а это значит, что большинство бизнесменов руководствуются принципом "если можно не платить - нужно не платить".
Когда-то, приехав из Сибири, где почти все обо всем договаривались на словах и слову верили, в Москву, а потом в Киев и Одессу, я научился фиксировать любые договоренности на бумаге. Поверьте, учителя были хорошие, дорогие были уроки, но запоминающиеся))) Я быстро выучил другой важный принцип - "ничто так не укрепляет доверие, как 100%-я предоплата".
Поначалу это было для меня слегка дико... я даже чувствовал себя немного неудобно, предлагая подписать бумаги. Но со временем привык и это стало нормой.
Сейчас уже как-то наоборот, странно, если человек предлагает начать что-то делать, не зафиксировав все условия юридически...
Сам я всегда благодарю любого человека, каким-либо образом поспособствовавшего моему заработку, даже если юридически я ему ничего не должен. В конце концов, это не только вежливо, но и выгодно.
Но не все так поступают. И важно помнить, что если вы не договорились на берегу и не подписали бумаги, вам никто ничего не должен.
Если кто-то считает по-другому, обижается или начинает что-то требовать постфактум, или даже мстить (да, и такое бывает), то ему не стоит заниматься бизнесом. Тут другая мораль. Ни хорошая, ни плохая, просто другая. Никто никому ничего не должен.
Поэтому уважающий себя профессионал всегда сразу ставит свои условия, прежде, чем тратить свое время и силы. Если только он не делает это бескорыстно, не ожидая ничего взамен.
2023-02-03 18:15 3
Воропаева Ольга
Валерий, мне кажется это вопрос исключительно договоренностей с заказчиком. Если договорились, что будете получать бонусы за каждого рекомендованного сотрудника, значит так и будет. Главное закрепить эти договоренности в договоре. Есть повод обновить документ)
2023-02-03 16:48 5
Александрина Ковалева
Друзья, конечно, было бы здорово получать процент за все рекомендации приведенных нами кандидатов.
Но, боюсь, в реальном мире это сложно реализовать. Большинство компаний не пойдут на такие условия и прежде всего потому, что рынок рекрутеров большой, выбор всегда есть.
Если у тебя каждый шаг по рублю, клиент не задумываясь пойдет к твоему коллеге. Увы.
2023-02-03 14:47 2
Уварова Елена
Валерий, коллеги, доброго дня.
Партнёрство и взаимовыгодное сотрудничество, тогда это результативно для обеих сторон. У меня, в рамках договора, прописаны компенсации в следующих случаях:
- нахожу руководителя с готовой командой, получаю за каждого 50% от стоимости подбора сотрудников среднего звена;
- если во время поиска, мой кандидат рекомендует коллегу, я его оцениваю и принимаю решение о релевантности нашей вакансии. При положительном исходе, кандидат отправляется Заказчику и считается предоставленным моей командой;
- также компенсируется, если мой кандидат принят на другую должность, в другой филиал, другой формат и/или условия сотрудничества, рекомендован моим заказчиком и трудоустроен в другую компанию.
2023-02-03 13:45 8
Айрат Мустафин
Конечно, фактор халявы никто не отменял. Хорошо, когда мы сидим, а денежку идут. Но в первую очередь – это вопрос договоренностей. Вы договаривались о том, что будет% от тех, кого потом приведет Ваш кандидат? Если нет, то и вопрос снимается. Абсолютно и бесповоротно снимается. Уговор дороже денег!
Если договорились, а он не отдает, то это совсем другая история. Правда обычно именно это направление не подлежит договору. Не стоит рекрутеру и ставить вопрос о том, что всех, кого потом приведет кандидат за собой по своим связям нужно будет облагать данью отката. Это, на мой взгляд, неправильно. Не хорошо! Это не работает или плохо работает на дальнюю перспективу. Это тот случай, когда % никак не оправдан. Где и в чем здесь заслуга рекрутера? Её нет.
Вот такие мысли-скакуны.
С уважением, Айрат Мустафин
2023-02-03 10:19 5
Влад Яковлев
Здравствуйте, Валерий!

В описанной вами ситуации нет волшебной пилюли. Всё очень сильно зависит от правил работы и схем компенсации в компании, корпоративной культуры, уровня эмпатии руководства, уровня развития рекрутеров и индекса их лояльности к компании.
2023-02-02 21:50 2
Юлия Котляревская
Валерий, если довести эту ситуацию до легкого абсурда - прямо схема MLM получается)) Получил гонорар за одного кандидата, тот привел других (и возможно тоже получил поощрение по реферальной программ), другие - третьих порекомендовали. И с каждого в цепочке рекомендаций рекрутеру процентик капает..
Думаю, если рекрутер обозначит так свою позицию, то он вряд ли еще с этим заказчиком работать будет. ..
2023-02-02 18:53 3
Жанна Самородова
Валерий, здравствуйте! Почему встал такой вопрос - была в опыте история? Если да, поделитесь, пожалуйста историей)
У меня был опыт, когда вела подбор Руководителя проекта, в профиле была описана одна из задач: Подбор команды специалистов. И я договаривалась с финальным кандидатом о вариантах подбора, предложив ей удобные для нее варианты. Но специалистов под проект нашли в рамках компании, где уже успешно работала найденный Руководитель проекта.
2023-02-02 17:37 4
ОК-Консалтинг
Валерий, Коллеги, доброго дня!
Есть такие вещи, как имидж и репутация. Если мы подобрали хорошего кандидата, который за собой привёл команду или других кандидатов, то это означает отлично выполненную работу. И Ваша "зачётка" начинает постепенно работать на Вас же.
При всех прочих равных выбора рекрутёра в следующий раз, можно быть уверенным, что обратятся, в первую очередь, именно к Вам!
Если потребности в кандидатах более не возникнет, то начнёт постепенно включаться "сарафанное радио". А это очень дорого стоит. Никакими деньгами его измерить нельзя.
Поэтому, стоит ли вместо него получить гроши?
Думая - нет!
Успехов Вам!!!
2023-02-02 17:28 3
Ekaterina
Добрый день!!

Это все зависит от культуры компании и от решения генерального руководителя, от культуры вовлечённости персонала в работу.

Какие-то компании говорят, что если ты рекрутер это твоя работа и прямая обязанность. Более тебе ничего не положено и точка:).

Какие-то компании, настолько хотят развивать вовлеченность персонала и суммы рекомендаций доходят до 20-30 тыс за одного кандидата, что это настолько мотивирует HR/Recruiter выходить из зоны комфорта и далее искать через свои связи (тут играют роль деньги и способность продажника/networking, если сложно закрыть вакансию посредством рекламы на профильных сайтах/своем сайте компании, что очень даже положительная такая практика и имеет место быть. Но тут мы говорим от том, что компания понимает что такое вовлечённость персонала и вкладывается во всех, вне зависимости от должности.

Всем удачи и замотивированных сотрудников.
2023-02-02 17:25 3
Светлана Софиева
Давайте посмотрим на ситуация объективно. Клиент заплатил за кандидата, теперь он его сотрудник и должен работать на благо компании, естветсвенно делиться своими контактами, базами и пр. Тем более, если в договоре нет условий по подобным оплатам.
2023-02-02 17:24 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
✅ HR | Эксперт | Рекрутер | Подбор результативных сотрудников❗
Автор статей
Автор 48 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
236 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.