Ненормативная лексика в корпоративной культуре. “Употреблять нельзя запретить” - где поставить запятую

С одной стороны, ненормативная лексика в общественных местах все еще относится к административному правонарушению, с другой стороны она все чаще  звучит в различных средствах массовой информации. Веяние времени таковы, что и возраст любителей употребить специфически слова стал значительно ниже.
Отсюда вопрос: корпоративная культура и мат - это оксюморон или требование времени?
 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Если говорить о нецензурной лексике в общественном пространстве, то  мнения можно разделить на две противоположные группы.

Девиз одной: “Я матом не ругаюсь, я на нем разговариваю”.

Девиз другой: “ Сквернословие начинается там, где заканчивается разум”.

Когда мы говори о корпоративной культуре, о  формировании норм и правил поведения, этических принципов общения, нужно ли специально запрещать “ненормативную лексику”, прописав это в локальном нормативном акте? И будет ли такой запрет работать?

Или стоит признать, что это процесс не управляемый? Кому-то он помогает справиться со стрессом, кому-то просто сформулировать мысль и не стоит создавать бессмысленных ограничений?

Отношение к нецензурной лексике у каждого сформировано своей внутренней этической позицией. Для кого-то это норма. Для кого-то оскорбление.

Коллектив сотрудников состоит из людей с абсолютно разным отношением.

Важно ли влиять на употребление нецензурной лексики в рабочих отношениях на уровне общих норм корпоративной культуры?

“Употреблять нельзя запретить”. Где поставить запятую? 

 

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Имаева Александра
Я у себя в ТГ-канале даже опрос проводила - в каких подразделениях больше всего ругаются матом? Ниже - результаты:

Производство - 54%
Продажи - 24%
Логистика - 21%
СБ- 10%
Маркетинг - 3%

Ну слава богу, HR сюда не попал... :)
2023-11-01 18:21 0
Елена Миргородская
Мне кажется, что вводить формальные ограничения на нецензурную лексику в компании точно не стоит. Любой запрет провоцирует желание его нарушить. Но и поощрять это не стоит, если руководство компании не будет себе позволять в присутствии подчиненных использование данных слов, не возникнет такой проблемы. По крайней мере, те компании или организации, которые встречались мне, не испытывали проблем из-за нецензурной лексики сотрудников.
2023-10-25 21:30 0
Андрей Ващенко
Уважаемые коллеги, разрешить со свиным рылом в калачный ряд!
В любой работе, в деловых переговорах чрезвычайной важна правда. Важно точно знать что человек не лжет, не скрывает, не умалчивает.
Так вот матом люди лгать не умеют. Когда во время спора участники переходят на идиоматические выражения - они искренни, у них больше нет камня за душой. Фактура установлена и можно договариваться. Мат важная часть реальной деловой культуры, когда необходимо установить истину.

Кроме того матерными словами проще объяснить некоторые сложные речевые конструкции и спец-термины. Рабочие и сотрудники часто так быстрее понимают инструктора или наставника. Знаменитый монолог Задорнова про американского шпиона который пытался украсть секрет работы русской бетономешалки - как раз о управленческих достоинствах русских идиоматических выражений.

Плохо когда мат используется для оскорблений, унижения человеческого достоинства, подчеркивания неравенства статуса и полномочий. Так и без мата нельзя людей унижать, оскорблять в формате "пассивной агрессии".

В контексте деловой культуры, для мата стоит сделать официально разрешенный случаи применения:
1 пожар, катастрофа, авария - необходимость действовать срочно и быстро.
2 Выражения чувств недовольных руководителей или сотрудников из-за резкого изменения условий труда или его оплаты
3 поощрения отличившихся в экстремальных условиях

Указать что матерные выражения жестко запрещены и караются штрафом, в случаях:
1 намеренного оскорбления людей
2 унижения человеческого достоинства по любому признаку: пола, рассы, веры и тп
3 проведения коллективных мероприятий рабочего и праздничного характера за исключения вариант №1 см выше (аварии обыски и тп)

2023-10-25 13:04 0
Виктория Назаретова - Топ HR, Карьерный консультант, Коуч ICF
Лариса, привет!
Хорошая тема, на злобу дня прямо ) Я считаю, что определяют, что есть норма в корпоративной среде, а что нормой не является - основатели компании, собственники, или люди, которые действуют от их лица, и их интересов.
Конечно, они не специально это делают, типа, на совете акционеров решили, что мату быть... Просто культура, это такая вещь, которая вырастает на ценностях и стандартах основателей. Если для фаундеров - норма говорить на языке мата, хоть души эту тенденцию в корпоративной среде, хоть не души - все равно не задушишь.
У меня был забавный опыт, когда устойчивость кандидатов к мату определяли на собеседовании следующим вопросом: "Как вы относитесь к слову х@й?" 🤷‍♀️
2023-10-14 16:48 1
Константин Елькин
Есть такая байка, выражение - "Разумеется, я не верю, что подкова приносит удачу. Но я слышал, что она помогает независимо от того, верят в нее или нет"
Не зависимо от воспитания, культуры поведения человека в определенной среде, если корпоративная культура подразумевает отсутствие ненормативной лексики, то с большей долей вероятности ее не будет в компании. Спорно? - Возможно!
Но если в правилах компании, должностной инструкции, плакате на входе в офис, на этом сделан акцент, руководитель своим примером доказывает работу данного правила, сотрудники делают замечания на присутствие мата, то работники для которых мат - это норма, начинают меняться. Если есть письменно закрепленное правило - оно будет работать или нет, если его нет - точно работать не будет. А далее сама внутренняя среда компании должна подхватить это правило, эту норму и решить для себя - выполнять или саботировать.
2023-10-12 20:56 1
Лариса Леонидова
Добрый день!
Коллеги, спасибо за интересное обсуждение, ваше мнение, истории из профессионального опыта. В очередной раз нахожу подтверждение, что управление-это искусство находить баланс между различными точками зрения, выстраивая наиболее рабочую и жизнеспособную систему. Тоже считаю, что сильной корпоративной культурой будет культура построенная на осознанности, на взрослом понимании что мы делаем, как и зачем.
Запрет, не подтвержденный и не поддержанный другими, вряд ли способен сделать качество общения лучше, вспоминается шутка:
“- Ты где пропадал?
- Был на тренинге “Жизнь без мата”.
- И как?
- Взбешен и раздосадован. Пойдите прочь!”)
2023-10-09 17:23 0
Александра Смагина
Лариса, коллеги, добрый день!
Многое уже сказано, со своей стороны хочу добавить виденье своего опыта. Я работаю с большим количеством разных компаний. В некоторых из них нецензурная лексика есть и много, в других вообще под запретом и так было всегда, поэтому, не думаю что это влияние современности. Однако, есть то что объединяет все компании, которые себе этого не запрещают: более стертые личные границы сотрудников внутри. По моим ощущениям, разрешение использовать брань в рабочих процессах - некий порог, переступая который сотрудник наступает на свои и чужие границы. Тут мы имеем более шаткую корпоративную культуру, в которой задерживается определенный портрет кандидата. Если для сферы этот портрет подходит - все довольны. Главное найти своего человека)
2023-10-09 14:45 1
Сергей
Здравствуйте! Наверное ничего нового не скажу, но мат употребляется в основном в мужском обществе, но если в этом обществе присутствует хоть одна женщина, то мат исключается. Мат должен употребляться осознано в исключительных случаях и между зрелыми мужиками, которые понимают о чем и для чего они это делают. Если взять нынешнюю ситуацию, то у нас уже и детишки матерятся и девочки и мальчики. А ведь они нас, взрослых копируют, в том числе своих мам и пап. Поэтому прежде всего надо начинать с себя. Так и на предприятии, если директор не позволяет при подчиненных материться, значит и другие руководители этого себе не позволят. По этому принципу корпоративная культура и формируется, запретов быть не должно, должна быть осознанность.
2023-10-06 19:19 2
ОК-Консалтинг
Лариса, Коллеги, всем доброго дня!
Согласен с Вами в том, что мат начинается там, где заканчивается разум. С другой стороны, любые законы существуют для того, чтобы их нарушать. И этого не искоренить. Хотя бы просто потому, что мы живём в системе наказания, а не предупреждения как весь остальной мир. Вспомните запрет на курение в аэропортах. Сколько продержался?... 5 лет всего. В январе 19 года указом президента курительные комнаты возвращены в аэропорты.
Мат. Иногда он действительно нужен. Он даже может спасти от трагедии, а уж тем более катастрофы. Например, когда инспектор по ТБ рявкнет на новичка: "СТОЙ! (добавив или женщину лёгкого поведения или символ мужского начала)" И ведь действительно останавливает. И в этом плане поговорка Фоменко, как нельзя лучше отражает действительность: "И так как времени немного, я быстро матом объясню!"
На самом деле всё обстоит совершенно просто для социально и эмоционально зрелых людей. Достаточно перестать называть нецензурную лексику таковой и все сразу начнут воспринимать её как данность! Если она станет нормой. Но пока это выходит за существующие нормативные мы от неё не избавимся. А иногда она и в помощь!
Если говорить про корпоративный кодекс, то в нёс такие узкие моменты лучше обходить и вводить правила вежливости и порядочности. Наказывать надо за унижения и оскорбления. А ведь унизить и оскорбить можно даже взглядом. И мат будет совершенно ни при чём!
Желаю успехов!
2023-10-06 17:37 1
Тимошина Елена
Лариса, здравствуйте! Поделюсь своим опытом. У нас в компании было два ключевых отдела, где для всех сотрудников использование ненормативной лексики было нормальным, а уровень стресса там был очень высокий, так что, мы все понимали-ребятам иногда необходимо выпускать пар. Для того, чтобы это так и оставалось локальным, мы создали правила корпоративных коммуникаций, собрали руководителей отделов и договорились о том, что внутри своих отделов, так как это для всех там норма- ок,но при внешних контактах со смежниками все соблюдаем выработанные правила. Все соблюдали, нарушений не было. Системы наказаний тоже не было- все было на доверии и взаимопонимании
2023-10-05 21:00 3
Инесса Шелест, IT HR
..хочу дополнить свой комментарий..
Если административный персонал и управленцы используют ненормативную лексику--это нарушение трудовой этики, дисциплины. Это дисциплинарные нарушения, за них предусмотрена возможность наказаний.
И с этим надо работать: обучать, предупреждать, объяснять, наказывать (штрафовать), увольнять если надо.
Это категории персонала, которые должны формировать благоприятную трудовую атмосферу.
2023-10-05 18:43 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте.
Впервые вижу такое утверждение что именно "веянье времени" увеличивает частоту использования ненормативной лексики.
Если вокруг Вас конкретно стали больше разговаривать, извините, матом....это совсем не означает что везде стали больше использовать ненормативную лексику.
Никаких статистических данных по этому вопросу нет.
Используют ненормативную лексику те, у кого слабый словарный запас. Это подтверждённый факт.
Слабый словарный запас у тех категорий персонала, в первую очередь, где уровень образования низкий.
==Напомню, сильная корпортивная культура — это система ценностей, убеждений, норм, правил, традиций, моделей поведения, существующих в компании и определяющих поведение каждого ее сотрудника. Считается, что если в компании построена сильная корпоративная культура, это значит, что у сотрудников высокий уровень заинтересованности и приверженности к компании, общий климат в коллективе имеет положительную динамику, а ресурсы, направленные на персонал, тратятся на то, что нужно и значимо для сотрудников, и отвечают целям бизнеса.
Вывод: использование ненормативной лексики --это форма коммуникации принятая в компании. В каждой компании своя. Это та форма коммуникации, которая максимально комфортна для сотрудников этой компании. Но это совсем не значит что использование ненормативной лексики ухудшит результаты работы, например, механика или сантехника.
Ведь они и сами не всегда знают "книжные" названия всех своих рабочих инструментов))))
Это тот вопрос, который у каждой компании индивидуален.
2023-10-05 18:25 1
Влад Яковлев
Здравствуйте, Лариса!

В первую очередь, на мой взгляд, решение данного вопроса лежит в плоскости уровня воспитания и развития сотрудника, а не ВНД по теме запрета или разрешения на использование ненормативной лексики в офисном пространстве.
2023-10-05 17:19 1
Виктория Петрова
Лариса, добрый день.
Всё зависит от позиции собственника/собственников. Они-это бизнес.
И они транслируют своё видение, свои ценности в массы. Многие используют мат сами. Чего ожидать тогда от других? В твоей компании это ок, значит ок. Внутри коллектива, в этом случае, пойдет разделение. И это не на пользу делу.
В больших корпорациях надо запрещать.
"Или стоит признать, что это процесс не управляемый? Кому-то он помогает справиться со стрессом, кому-то просто сформулировать мысль и не стоит создавать бессмысленных ограничений?"
Взрослые люди прекрасно понимают, как можно себя вести, какие слова употреблять и с кем. И если мы хотим жить и работать в нормальной среде, в некоторых случаях, нужно начать с ограничений. Процесс управляемый, влиять можно и нужно.
Когда есть правило, это закон. А закон суров, но это закон. Дома с помощью мата снижайте стресс и придумывайте связки слов))
Настолько отвратительно, что мат сейчас везде и это очень печально.
2023-10-05 16:08 3
Алексеева Галина
Добрый день, Лариса.
Корпоративная культура предполагает определенные нормы и правила поведения, которые способствуют созданию позитивной и профессиональной рабочей среды. В этом контексте, использование нецензурной лексики может рассматриваться как нарушение этих норм и может негативно сказываться на атмосфере в коллективе.
ри формировании корпоративной культуры и норм поведения, важно учитывать различия в отношении к нецензурной лексике и находить баланс между свободой самовыражения и уважением к другим сотрудникам. Можно проводить обучающие программы или тренинги, где сотрудники будут осознавать влияние своих слов на окружающих и научатся альтернативным способам выражения эмоций.
2023-10-05 14:54 3
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR эксперт
Автор статей
Автор 17 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
139 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.