Кандидаты не приходят на собеседование. Тенденция или сезонность?

В последние несколько месцев веду подбор сотрудников для совершенно разных компаний. Заметила резкое снижения числа людей, кто приходит физически на собеседование в компании.  Проверила все - оффер, репутацию работодателя, отзывы сотрудников, зарплаты, конкурентов, видимость вакансий - все в норме, а кандидатов нет. 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Какая проблема:

Веду несколько региональных компаний на hr-сопровождении. Компании разные - известные на локальном рынке и совсем молодые, маленькие и средние по размеру, с разными зарплатными предложениями (хотя все в рынке) и уровнями должностей. Но что их объединяет, так это снижение релевантных откликов. 

Что я имею ввиду: кандидаты много и активно откликаются на вакансии на работных сайтах (тоже, кстати, разных), на звонки отвечает только 30%, а по приглашениям перезваниевает и того меньше - около 5%. Из тех с кем удается поговорить реально хотят прийти на собеседование единицы, а приходят 1-2 человека, правда с реальной мотивацией.

Еще летом ситуация была более оптимистичная - я проводила по 5-7 собеседований в день и людям нужна была работа.

Коллеги из hr-департаментов федеральных компаний тоже говорят о снижении числа кандидатов на собеседованиях.

Я поразмышляла и пришла к выводу, что одной из причин (кроме сезонности и плохой погоды в день собеседования) может быть новая привычка к удаленному формату всего - кандидат предпочитает по возможности все делать удаленно, а если приглашают на собеседование, то он тщательнее чем раньше оценивает позицию - стоит ли рисковать здоровьем, надевать маску и ехать на это собеседование или не так уж и сильно ему интересна эта вакансия.

Второй причиной видится недоверие работодателям - когда в апреле прошли массовые увольнения - люди насторожились. И теперь на вакансии-то откликаются, на рынок смотрят, но реально делать каие-то шаги в сторону новой работы не торопятся - а вдруг новый работодатель окажется менее стабильным, чем старый. 

С одной стороны это хорошо - воронка настроена так, что приходят только самые мотивированные и это облегчает выбор, а с другой стороны - выбора скоро вообще не останется.

Я пока не нашла способа как и раньше показывать заказчикам 3-5 кандидатов на вакансии, возможно, стоит рассмотреть вариант скайп-интервью даже для местных кандидатов.

Коллеги, что скажете? Поделитесь наблюдениями, как у вас с подбором? Тоже есть спад? 

И если есть, то какие могут быть причины? И что с этим можно делать?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Царева Виктория
Пишу для статистики ответов. Да, кандидаты «распробовали» удаленное собеседование. Это удобно, безопасно физически и морально. И плюс теперь больше компаний готовы включит в конкурс удаленную беседу, а значит не эта компания, так другая, но согласится на условия кандидата.
2021-03-06 22:13 1
Виталий Мамаев
Да действительно спад есть и очень не плохой и с чем это связано не понятно, сезонность всегда играет свою роль, и погодные условия как бы не было странно, если мы говори про персонал низкого уровня, то из 10 человек пришло всего 2-3 то это нормально 5-6 то вы можете считать себя лучшим в подборе персонала, факторы бывают разные некоторые просто забыли или потеряли адрес и стесняются позвонить и это нормально, важно напоминать кандидату за час что у него собеседование, пробудлировать адрес и номер телефона если вдруг возникнут проблемы в поиске офиса, попробыват поставить себя на место соискателя и пройти все этапы трудоустройства возможно где то есть не доработка, и подумать как улучшить эти этапы или просто исключить их тогда это даст свои плоды)
2021-02-26 09:57 0
Анастасия Гузенко
Ольга, добрый день! Конечно, ситуация с пандемией оставила свой отпечаток на рынке труда.
Многие кандидаты поняли, что можно работать удаленно и не хотят выходить в офис, а кто-то на-оборот, хочет выйти "в люди" и работать в офисе. Ну и конечно, кандидаты стали обращать внимание на белизну компании, официальность отношений.
Интересно услышать по каким именно вакансиям не доезжают кандидаты и в какое время. Исторически сложилось, что секретари, ассистенты и координаторы с высоким % не доезжают. Если брать сезонную активность, то декабрь и январь всегда были "пустыми". Февраль-март идет оживление на рынке.
У меня с регионами проблем нет, а вот в Москве территориальное расположение офиса и уровень зп значительно снижает отклик, хотя компании полностью белые.
2021-02-23 10:28 1
Заруева Ярослава
Как минимум, воронка, позволяющая выводить на интервью к работодателю только мотивированных на выход на работу кандидатов- это 100 % успех. И их никогда не должно быть много. И это максимум -3-5, 5 даже много.

Максимум, внедрять максимально удаленные форматы отбора, вывод на интервью офлайн при условии, что "да, кандидат интересует, нам нужно познакомиться для принятия окончательного решения".
Какой смысл на самом деле гонять людей по городам при наличии в текущем моменте массы ограничений? Это, кстати, говорит еще и о том, что работодатель не особенно заботится о безопасности работников, по мнению кандидатов.
2021-02-18 10:41 1
ООО "ПСИТЕХПРО"
Да, есть мне тоже часто отвечают теперь: "А почему не удаленное собеседование!?"
На что я отвечаю, что вы его уже прошли)) и перешли к следующему этапу "Живое собеседование", поэтому мы вас ждем. Это некоторые проглатывают, а те, кто неохотно приходят - тем я охотней отказываю. Не с чем сравнивать, я совсем недавно нанимаю людей в нашу компанию, но риторика понятна, она другая. И про доверие подтверждаю - доверять скоро мы научимся только самим себе. Компании - они же не плохие - они просто также оказались в других условиях. Перестраиваются теперь...

Кроме собеседования, уже просятся работать удаленно. Но и некоторые позиции нам не критичны и даже выгодны. Поэтому это как-то обоюдно всё выравнивается, тоже с удовольствием отправляем на удаленку, срезаем косты на большой офис. Считаю, что рано делать вывод: ещё 2021й нам покажет что да как? А всякие надежды на лето, и вакцинацию - это "влажные" надежды на стабилизацию. Дальше лучше нам всем как в анекдоте про раввина: "У нас есть три дня чтобы научиться жить под водой")

Кто не знает, опишу в следующем ответе при запросе. Спасибо за вопрос - как-то обсудим, сконтейнируем чувства, и легче станет жить)
2021-02-14 13:27 2
Ольга Купава
Ольга, здравствуйте. У меня сейчас в работе проект по подбору в следующих городах: Ижевск, Самара, Тюмень, Раменское Московская область, Кировск Ленинградская область, все вакансии в основном производственные + продавцы + торговые представители.
Отклики есть, активность разная, по этапам: все первичные интервью только дистанционно, после первичного отсева рекрутера, к руководителю доходит большая часть, контролирую доходимость и заранее знаю, кто не придет. В целом, и раньше на рабочие направления часть кандидатов пропадали/не доходили, особо ничего не изменилось.
Причины неактивности по откликам, вообщем-то тоже стандартные: где-то территориальные ограничения, неудобно добираться и т.п., где-то по деньгам проигрываем, конкуренция с другими компаниями, график работы и др., т.е. тоже ничего не обычного.
Продолжаем работать, и находим именно своих кандидатов, время и кропотливая работа по подбору.
Полагаю, что Заказчикам будет полезно данное обсуждение для видения реальной картины: за представлением релевантного кандидата, да еще и чтобы дошел/пришел стоит немалый труд рекрутера, его времени и профессионализма.
2021-02-09 17:39 3
Круглова Анна
Спада нет) проблема ясна.
Каждый раз когда я фиксировала увеличение "холостых" встреч на собеседовании, я ловила себя на том, что:
1. либо я так занята, что я сама нарушаю технологию - хочу побыстрее и НЕ уделяю должного внимания соискателям, не до конца отрабатываю их возражения, не до конца убеждаюсь, что это ему действительно подходит
2. либо... я сделала (или как раз что-то НЕ сделала) ряд действий, которые снизили репутацию компании на рынке труда.
Каждый раз, когда я к каждому с любовью, особой энергетикой, внимательно, с заботой - все получается почти по максимуму
Тот 1% кто НЕ дошел и НЕ предупредил - пусть будут, чтобы я и мои менеджеры НЕ расслаблялись)
2021-02-09 16:00 1
Елена Суворова
Ольга, я считаю, что все зависит от того, насколько кандидату эта вакансия реально нужна. Будет нужна работа, пойдет на собеседование и в мороз, и в снегопад, и в на ковид не оглянется.
Раз не приходят, значит, просто ищут вариант более привлекательный для себя. Вам не стоит за это расстраиваться. Раз не дошли даже до собеседования, значит, и к работе также будет относиться. Вывод: спасибо, что не пришли, нам такие и не нужны.
Идите дальше и ищите тех, кто дойдет. Тех, кому эта работа нужна. Подумайте, как вы можете представить в объявленной вакансии ее главные ценности для кандидатов.
Успеха!
2021-02-09 00:50 3
Окрыляем Успехом
Мы эту ситуацию начали наблюдать еще 3-4 года назад. С чем связано? Со сменяемостью поколений и их особенностями. Старшее поколение, более ответственное и осторожное, уже пракически не ищет работу. Новое поколение очень тщательно относится к выбору. Совсем юное поколение обладает завышенной самооценкой и считает, что это работодатель должен за ним бегать и уговаривать. И работа - это не то занятие, на которое надо растрачивать свою жизнь. В начале моей работы в нулевых на вакансию торгового представителя было не менее 30 кандидатов, затем все меньше, меньше и потом - хоть бы одного адекватного найти. С чем еще связано? ЖИЗНЬ СТАЛА ЛУЧШЕ! "Харчами" уже можно перебирать.
2021-02-08 10:58 1
Наталья Кретова
Всем привет. Полностью со всеми согласна. И дело, на мой взгляд, не только в эпидемии. Еще в 2019 году, когда с вирусами все было более менее спокойно, из 10 человек, кандидатов, назначенных на позицию администратор приходило 1-2. Поэтому и стали назначать групповые собеседования, а кандидаты стали обижаться, что их смотрят толпой. Но, такая мера, это стремление HR сделать мало - мальски эффективной процедуру отбора на нетоповые вакансии.
2021-02-08 09:49 2
Вера
Очевидно, вирус поменял мир. Ходить-бродить- заражаться- зачем? Есть онлайн-ресурсы, первое собеседование просто логично устраивать таким образом. Почему соискатель должен рисковать?
У Клиентов сложился нормальный подход- лояльность к онлайн встречам и частичная занятость в офисе + дом.офис. Клиенты идут на то, чтобы первую неделю-две новый сотрудник начал работать из дома, удаленно, потом- постепенный переезд в офис.
Прогнозируют, что в июне Россия будет практически привита и люди вновь обретут свободу и уверенность в завтрашнем дне, доезжать на собеседования будет больший процент.
2021-02-08 09:35 3
Шаталина Елена
Ольга, я считаю, что зима+ковид, т.е. соискатели взвешивают: очное собеседование с рекрутером, потом очное (и не одно, часто) с работодателем. Может быть имеет смысл предлагать видео-звонок? Ватцап у большинства есть.
2021-02-07 16:23 3
Уварова Елена
Ольга, доброго дня. Еще давно, как мой кандидат - директор по продажам сел в метро по дороге на собеседование, а выходить передумал, я перестала удивляться таким событиям. Хотя раньше думала, что это больше удел ЛП.
Поскольку моя специализация - руководители, IT и sales, скажу о них. Мы уже давно выработали с заказчиками стратегию экономии времени. Разговор по телефону (может быть видео в мессенджерах) - встреча. Либо сразу online интервью. offline - уже финалит. Спад по собеседованиям увидела только у sales. Декабрь, январь совсем грустно. Хотя все компании белые, в рынке и с привлекательными плюшками.
По 5-7 кандидатов в день никогда не показывала. Занимаюсь только точечным подбором.
Но и 2-3 приличных кандидата за месяц не нашла.
Если брать конкретно недоезд за последний год пару случаев. А вот случаев, когда в резюме указывают не свой опыт, ложную информацию у меня прибавилось.
Я двумя руками за тенденцию: online и только потом offline. Экономия времени и дополнительное отсеивание ненужных кандидатов.
Есть и вторая сторона, когда соискатели жалуются, что работодатель обманывает в условиях, дает тесты, о которых не говорил, и т.д.
Пару дней назад мне соискатель жаловался, что его пригласили на собеседование для количества, поскольку HR знал, кого руководитель возьмет на эту должность.
В общем, причин много и разных.
Что делать? Для меня самое действенное - условия, предлагаемые кандидатам и репутация - статус компании. С остальным нужно работать релевантно рынку, учитывая интересность продукта и\или направления, произошедшие изменения, тенденцию к развитию удаленного формата работы. У меня есть заказчики, которые еще год назад строго и принципиально не соглашались со мной перевести часть персонала на удаленку. А сейчас уже 50% копании в таком графике.

2021-02-07 07:35 8
Надежда Кравченко
Ольга, полностью подпишусь под всем, что Вы предположили.
У меня явно упала доходимость врачей. И не тех, что борятся с ковидом, а врачей, давно работающих в частной медицине. Очень плохо с бухгалтерами, маркетологами и специалистами в области закупок.
Причину ухудшения ситуации именно по этим специалистам пока не выявила.
Зато не первый кандидат говорит мне, что не будет рисковать и отпрашиваться с работы, наводить на мысль, что он пошёл на собеседование (других отпросившихся вычислили по открытым резюме и попросили на выход(( То есть могу прийти на интервью к восьми, после половины седьмого или в субботу))
Ну, и есть еще одна "мелочь": все премиальные за прошедший год в большинстве компаний перестали выплачивать до НГ. Раньше так было только с бонусом в виде % от продаж. А теперь и годовая премия выплачивается во многих компаниях в феврале. Те, кто уволился до выплаты ее не получат. Она может достигать трех - четырех ежемесячных фикс. Поэтому и смысла нет ходить на интервью начиная с ноября и до конца февраля.
2021-02-07 00:43 3
Алексеева Галина
Добрый день, Ольга. Мы подбираем на региональных рынках и в Москве, тенденция такая же. Низкая активность кандидатов, снижение откликов на вакансии, чувствуется, что люди боятся сейчас менять работу на новую. Иногда ждем вместе с клиентом менеджера по продажам по нескольку месяцев, пока он принимает решение (это с узких рынков со своей базой). Что касается проведения собеседований по Zoom, Skype, WhatsApp, то это уже давно в норме. 99% собеседований проходят в таком формате и у нас, и у клиентов. Только на самом последнем этапе клиент встречается в офисе с кандиатами, прошедшими этап отбора.
2021-02-06 20:58 3
Наталья Пивняк
Я работаю с регионами на HR-проектах, и могу поделиться оценкой ситуации от местных менеджеров по подбору. Наблюдается большой дефицит здоровых, образованных, квалифицированных сотрудников. Их стало на региональных рынках просто мало. Самые активные уезжают в столичные города. У оставшихся есть большой выбор, особенно в регионах, где есть крупные производственные и торговые компании. Иными словами, в регионах сейчас рынок кандидата. Кандидаты избирательны, потому что у них есть несколько приглашений. Такая ситуация, по мнению менеджеров, началась с лета этого года.
2021-02-06 15:15 3
Глеб Григорович
Это тренд, побороть его не получится. Кандидаты будут оходнее ходить на собеседования через зумы всякие итд. Готовьтесь приучать клиентов к тому, что людей надо смотреть через видео интервью, иначе они потеряют интересные кадры. То, что высокомотивированные доходят это "псевдорадость". Высокомотивированность совсем не единственное, что требуется от человека на работе.
2021-02-05 23:25 5
Боженко Ольга
Екатерина, спасибо за ответ.
У меня в работе сервисный инженер, руководитель сервисного центра, оператор отдела продаж, бухгалтер, менеджер склада, продавец-кассир, менеджер по продажам, программист 1С.
С ИТР и ИТ всегда сложно было, но вот на остальные вакансии обычно было поживее.
2021-02-05 20:07 1
Екатерина Глебовская
Ольга, здравствуйте!
А по каким вакансиям такая ситуация?
Могу отметить, что по секретарям как была низкая доходимость, так и осталась, по остальным специальностям не вижу особенных изменений, особенно в отношении белых компаний с адекватными отзывами.
На серые варианты стали соглашаться и доходить до собеседований реже.
Вариант онлайн-собеседования для всех, в том числе, местных кандидатов, отличный способ сделать первый отсев.
2021-02-05 19:06 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Управленческий консалтинг, подбор персонала, обучение руководителей
Автор статей
Автор 4 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
213 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.