Рада приветствовать! Сейчас, при большом выборе и обилии рекламы, все значимее становится рекомендации от тех, кто пользовался услугой/товаром. Получить рекомендации - это отдельная работа, так как процесс сотрудничества, в моем случае, по оказанию услуги подбора, уже закончен: вышел сотрудник и произошла оплата за услугу. Как действовать дальше, чтобы получить рекомендацию?
Поделюсь опытом: заказчики, особенно если это собственники или директора, не привыкли выделять время на составление рекомендаций/ рекомендательных писем. На просьбу оставить отзыв откликаются быстро и обычно, согласием или молчанием:).
Далее, при сложившей договоренности, пользовалась несколькими способами побуждения написать-таки рекомендацию.
1. Присылала пример уже написанных рекомендательных писем.
2. Отправляла шаблон с описанием пунктов, согласно которым можно составить рекомендательное письмо. Прикладываю «в кавычках»:
«Рекомендательное письмо
Шаг 1: приветствие
Приветствие потенциальным читателям(пользователям услуги по подбору)
Например: Здравствуйте/Приветствую
Шаг 2: рад рекомендовать
Несколько фраз, которые можно использовать для примера:
· Я рад рекомендовать ...
· Приятно рекомендовать...
· Я искренне рекомендую ...
Шаг 3: по каким вопросам было взаимодействие
О чем написать:
· Ваша должность и компания
· В роли кого вы знаете рекомендуемого/в рамках какой задачи было взаимодействие
Шаг 4: личные качества/сильные стороны
Например:
· Анна, за время сотрудничества по закрытию вакансии, проявила себя высокоорганизованной, ориентированной на достижение цели. Быстро откликалась на запросы и это было всегда комфортное взаимодействие с понимаем, со стороны Анны, потребностей и запросов.
Шаг 5: демонстрация профессионализма
2–3 конкретных навыков опыта за время совместного сотрудничества.
Сопровождение описательными примерами достижений рекомендуемого, которые подтверждают вышеупомянутые способности.
Шаг 6: планируете ли продолжать сотрудничество? (опционно)
Шаг 7: подпись
· С уважением, Фамилия
И.О. должность. Печать(по возможности)»
3. Просила писать просто от души, но на бланке компании;)
4. Предлагала отвечать на вопросы, так же на бланке (если рекомендательное письмо): Кто?; Что сделал(а)?; В какие сроки?; Где? (компания); Какая вакансия?; При каких обстоятельствах (срочность, с узкоспециализированными требованиями к кандидату и т.д.); Как проявила себя в работе?; Дата-Подпись.
Пока не один из методов не дал ожидаемого результата – готовая рекомендация от заказчика после 1-го письма с шаблоном(примером). Как правило, рекомендательное письмо требует времени, настойчивости и умении дружелюбно напоминать о своей просьбе. Возможно, есть более оптимальный маршрут в достижении этой непростой задачи?)
Поделитесь, пожалуйста, опытом.
Рекрутёр, HR-специалист.
4 отзыва от клиентов (100% положительных)
Первые заказы и курс о том, как продавать услуги – в подарок!
Следить за новостями
Комментарии
Не совсем по теме рекрутинга (консалтинга), но надеюсь будет полезно.
В моей компании после сделки менеджеры всегда обязаны запрашивать рекомендацию. Сделок много, клиентов еще больше, а попросить рекомендацию это немножко "страшно" и неудобно почти для каждого даже очень успешного продавца.
Опытным путем мы пришли к такому сценарию: после сделки менеджер посылает клиенту письмо. Шаблон заготовлен заранее но может отличаться в зависимости от клиента.
В письме мы поздравляем клиента с приобретением, благодарим за сотрудничество а в конце просим рекомендацию/благодарность (Фразы вроде: "Пожалуйста оставьте рекомендацию.." , "Буду благодарна если вы оставите отзыв о работе со мной" ) и сразу в письме вставляется ссылка на место где можно оставить эту рекомендацию. Это может быть ваша профессиональная страничка, рабочий инстаграм, сайт...
Замечено, что отзывов оставляется больше если это можно сделать сразу на месте "в один клик".
Писать что-то на отдельном бланке это конечно круто, но как мне кажется уже устарело...
Согласна, тема актуальная, только на днях смотрела вебинар о продвижении услуг и акцент был сделан на получении рекомендаций, но в большей степени при продвижении в соц.сетях и с физическими лицами.
Согласна, что данная работа должна быть системной, и использование шаблонов помогает. От себя могу добавить, что у бизнеса запрашиваю в процессе завершения, а не после, когда общение продолжается и есть тот "вау эффект", который пока не отпустил, на эмоциях быстрее дать рекомендацию.
Как уже предложила Александра, напоминаю о себе и уточняю, возможно были замечания и предложения по улучшению качества.
С физическими лицами, сейчас вместе со всеми другими способами сбора отзывов, дополнительно использую видео-отзыв: удобно разместить в stories в Instagram, можно сделать ссылку на аккаунт клиента - это вызывает доверие.
Всем самых лучших рекомендаций.
Важный вопрос сейчас мы обсуждаем. Я тоже запрашиваю рекомендации, и тоже не всегда их дают сразу. Поэтому я по окончании работы спрашиваю:" Могу ли я вас, вашу компанию отметить в списке тех, с кем я уже работаю, и ссылаться на ваш отзыв о моей работе?"
Как правило руководители соглашаются.
Мой опыт показывает, что работа по сбору отзывов однозначно должна быть системной, должна быть встроена в работу с клиентом (есть готовый шаблон, вы понимаете, на каком этапе вы его запрашиваете, что делаете, если не получаете его и тд). В дополнение к перечисленным вами методам я бы добавила еще - способ, когда вы можете обратиться к клиенту повторно с вопросом -" Михаил, я отправляла вам просьбу с написанием отзыва, но не получила его. Поделитесь, пжста, вы остались не на 100% удовлетворены услугой?" Здесь я убиваю двух зайцев - либо получаю отзыв от Михаила, потому что он доволен, но не хватало времени, либо получаю важную обратную связь от клиента, которая позволяет мне стать лучше.