Идеальный руководитель — это вообще реально?

Руководители гонятся за «розовым пони»: и жёсткие, и эмпатичные, и везде успевают. Я как управленец, сама в этой ловушке. 15 лет назад думала, что продуктивность важнее, а сейчас уже отношения ставлю на первое место. Что важнее — чтобы руководителя любили подчинённые (и тогда ниже риск текучки) или чтобы он выдавал результат (даже если его боятся)? Существует ли идеал?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Я работаю с руководителями. Вижу, как они выгорают в погоне за идеалом.
Но самое смешное и грустное — я сама такая же.

У меня свой малый бизнес. И я постоянно ловлю себя на мысли: «Надо быть жёстче, но не потерять человечность. Успевать всё, не выгорать. Быть стратегом, психотерапевтом, тайм-менеджером и ещё душой компании».

Это невозможно. Но я всё равно пытаюсь. И другие пытаются.

Вопрос к вам, коллеги, которые тоже и управляют, и «лечат», и себя не щадят:

— Вы верите, что «розовый пони» существует?
— Какие 2–3 качества для вас реально важны, а без чего можно выдохнуть?
— Что вы выбираете, когда между «быть хорошим для команды» и «дать результат»?

Как не сойти с ума от выбора, когда ты сам в душе хороший человек?

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Олег Гущин
Александра, философский вопрос задаете, спасибо.

"Хороша ложка к обеду"
И продолжу народную мудрость: хороша особенно к супу. Потому что к макаронам лучше вилка
Так же и эффективный руководитель:
1. Обладает разными инструментами (ложки, вилки, ножи...)
2. Знает когда и какой применить, с понимаем последствий

Палитра инструментов пополняется обучением и опытом. А вот выбор того самого инструмента - здесь факторов намного больше, включая личные свойства характера, эмоциональная устойчивость и прочие, и прочие...
Поэтому, на мой взгляд, идеального не существует. По аналогии с хирургом, можно (и нужно) всю жизнь учиться, пополнять копилку инструментов, но как говорят: "у каждого хорошего хирурга....." Так же и с руководителями.
При этом наличие ошибок, не отменяет прогресса, скорее наоборот. Осмысление опыта, дает ресурс для улучшений.
Можно ли назвать "идеальным руководителя", который совершает ошибки, хоть и осмысляет их потом? Вряд ли
Но именно такого я бы взял себе в команду, не идеального.
2026-06-05 12:29 0
АБК Консалтинг
Александра, здравствуйте.
Идеального руководителя, который одинаково хорош во всем, не существует.
Что реально важно:
- Умение слушать и слышать команду: это основа доверия и снижения текучки.
- Способность принимать решения: даже если они непопулярны, главное, чтобы они вели к цели.
Не обязательно быть "душой компании" или психотерапевтом. Эти функции можно делегировать или выстроить систему поддержки.
Выбор между "хорошим для команды" и "результатом" — это постоянный баланс. Часто приходится идти на компромисс. Главное — сохранять честность и прозрачность в общении с командой, объясняя свои решения, даже когда они не нравятся.
Просто признать, что вы не можете быть идеальным во всем, и сосредоточиться на том, что действительно важно для вашей роли и вашего бизнеса.
2026-05-25 13:16 0
Ксения Кутурова
Добрый день, я считаю, что стремиться к идеалу это хорошая история для руководителя. Основное - определить для себя понятие идеальности - какие критерии, как оцениваем.
Для меня, как руководителя, очень важен профессионализм подчиненных и результативность, справедливость, а вот без "любви подчиненных" я точно проживу)
Я стараюсь в начале сотрудничества обозначить рамки: как мы взаимодействуем со мной, что для меня важно как руководителя, какие правила общения я приемлю в команде. Если сотрудник соглашается, то взаимодействуем, если нет, то расходимся. Я стараюсь создать вдохновляющую среду для сотрудников, но ту, которую считаю правильной для эффективной работы с учетом интересов сотрудников.
Мое мнение - быть хорошей для всех, это путь в никуда, быть лучшей версией себя каждый день - это путь к спеху в чем угодно.
Конечно же здесь важно и умение слышать друг друга сотрудникам и руководителям.
2026-05-18 13:13 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Александра!
+ Идеальных руководителей не существует в природе.
+ Единственным максимально соответствующим этому определению руководитель является тот руководитель, который руководствуется балансом бизнес-интересов и интересов команды (сотрудников).
+ Формирует систему работы, которая основана на уважении интересов каждого, обеспечивает команду всем необходимым для достижения необходимых результатов.
+ Термин "идеальности" можно применить только в том случае, если руководитель максимально соответствует требованиям должности, выполняет и участвует в достижении всех бизнес-целей, в своей работе применяет принципы эффективного управления командой.
2026-05-12 15:26 0
Татьяна Коен
Коллеги, добрый день.
Мне кажется, всё, что связано с "идеальностью" - это уже не очень про реальную жизнь. Идеального руководителя не существует, как и универсального стиля управления.
Многое зависит от задач компании, этапа бизнеса и ценностей команды. Одним нужен жёсткий результативный лидер, другим человек, который умеет удерживать людей и выстраивать здоровую атмосферу.
Руководить - это про уметь сохранять баланс между результатом и "человечностью", не пытаясь быть идеальным во всём.
2026-05-11 12:07 0
Усынина Алена
Добрый день!

Идеального руководителя не существует, есть руководитель - адекватный контексту, который вокруг него происходит. Попытка быть одновременно жёстким, эмпатичным, стратегом, наставником и душой компании - прямой путь к выгоранию, что я, собственно, достаточно часто наблюдаю среди управленцев, которые находятся в погоне за розовым пони.

Относительно выбора "любить" или "давить на результат" - если выбираешь только любовь сотрудников - рискуешь потерять управляемость, если только результат любой ценой - потеряешь людей и в долгую тоже проиграешь. В зрелом управлении нет разделения на эти 2 категории, так как, возвращаясь к началу, имеется контекст (личные качества, управленческие скиллы, культура компании, состав команды и т.д.)

Для меня базовые качества руководителя всего три:

- Способность принимать решения и нести за них ответственность.
- Умение держать рамку: цели, приоритеты, договорённости.
- Умение разговаривать с командой - прямо, без манипуляций и спасательства, с качественной обратной связью.

На мой взгляд, руководитель не обязан быть хорошим человеком для всех, тем более это весьма субъективное понятие. Он должен быть понятным и последовательным - это сильно снижает разрыв в ожиданиях и фактических действиях, а также помогает руководителю не выгореть в погоне за идеалом.
2026-05-10 16:20 2
Татьяна
Александра, добрый вечер!
Розовый пони не существует. Это ловушка, ведущая к выгоранию. Идеал немыслим, но есть рабочая альтернатива - ролевая чистота.
Что реально важно :
Предсказуемость (снижает тревогу больше, чем эмпатия).
Умение признать ошибку (делает жёсткость приемлемой).
Чёткий выбор «что важнее сейчас» (вы не обязаны совмещать, обязаны выбирать вслух).
Что выбирать: результат или быть хорошим?
Результат, но с достоинством. «Быть хорошим» ведёт к скрытому предательству. Чёткие границы и справедливость команда ценит больше, чем «доброту».
Как не сойти с ума :
Правило 70/30: 70% времени действуйте по приоритету, 30% корректируйте.
Вечерний вопрос: «Я сделал больше добра, чем зла?» - если да, вы свободны.
Перестаньте гнаться за идеалом. Введите честный выбор роли и дайте себе разрешение быть неидеальным в чём-то одном.
2026-05-08 18:27 1
Дарья Левина
Александра, благодарю за поднятую тему!

Самые выгоревшие руководители, которых я встречала, обычно пытались быть одновременно сильными, удобными, мудрыми и вдохновляющими. В какой-то момент управление превращается в бесконечную попытку соответствовать чужим ожиданиям. И это особенно опасно для нормальных людей с эмпатией, потому что начинаешь не управлять командой, а постоянно проверять, не разочаровала ли ты кого-то.

Если выбирать между “любят” и “есть результат”, я бы выбрала третье - чтобы людям было спокойно работать рядом с руководителем. Без эмоциональных качелей, без внезапных перевоплощений в “жесткого лидера” после очередного бизнес-завтрака. Команда гораздо лучше переносит строгость, чем нестабильность.
2026-05-08 12:48 1
Лариса Романенко
В процессе управления важен не только субъект управления, но и объект. Т.е. в процессе управления принимают участие две стороны: руководитель и подчиненные. И там, где есть две стороны (как минимум) и среда со своими взаимосвязями (как максимум), от руководителя зависит далеко не все.

Чтобы больше погрузиться в эту тему, я бы вам порекомендовала, помимо вашей непосредственной специализации - психологии, больше изучить теорию менеджмента. Имя Ицхака Адизеса уже прозвучало, но вам еще поможет понимание поведенческого и ситуационного подхода в управлении людьми.

Именно в рамках поведенческого подхода считалось, что существует какой-то один, оптимальный стиль руководства. А изучение ситуационного подхода покажет вам, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации и, когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль управления.
Любой учебник по менеджменту.
Удачи вам!
2026-05-07 21:01 1
Елена Корлас
Я считаю, что не стоит "быть хорошим", стоит выбрать уважительные и тёплые отношения, но с ориентацией прежде всего на результат. Деньги сами не капают с неба, и если быть "хорошим" - то тут идеальный руководитель в представлении подчинённых - тот, который простит невыполнение плана, регулярные опоздания и т.п. Это путь к стагнации бизнеса. Достаточно быть уважительным, иногда идти навстречу потребностям сотрудникам, если это не ущемляет интересы бизнеса.
И помнить, что эффективность бизнеса выгодна всем, и это - основная цель, ради чего все работают.
Дополню, что у меня с подчинёнными всегда были тёплые доверительные отношения, но это не отменяет необходимости сделать то, что необходимо - вовремя. Если накосячил - сам пусть исправляет, у каждого своя зона ответственности, и это никто не отменяет. И иногда с хорошими людьми приходится расставаться, если есть серьезные претензии, потому что хороший человек - не профессия, ничего личного
2026-05-07 13:26 1
Найдёнова Наталья
Быть хорошим для команды - это на мой взгляд значит желать нравиться своим сотрудникам. Кажется, здесь про то, что когда руководитель находиться в такой позиции (хочу быть хорошим), он боится конфликтов, боится критиковать, так как это может разрушить отношения.
Я читала про эксперимент, когда наблюдали за взаимодействием между руководителем и подчиненным, как ставят задачи, как дают обратную связь и т.д. И выяснили, что в тех парах, где руководитель был больше другом, сотрудники не особо горели выполнять задачу, так как понимали, что это друг, можно не напрягаться.
А в тех парах, где руководитель был внимательным, дружелюбным, но все же не друг, там сотрудник чувствовал ответственность и хотел выполнить больше, чем от него требовалось, хотел как бы отплатить за хорошее к нему отношение.

То есть, отвечая на ваш вопрос. На мой взгляд, стремиться быть хорошим нет смысла, руководитель в первую очередь тот, кто отвечает за результат.
А чтобы сохранить коллектив, относиться к каждому уважительно, быть внимательным к развитию и росту, чаще давать конструктивную обратную связь. И можно про себя тоже собирать обратную связь с подчиненных, когда есть открытый диалог, легче понять, что работает в вашей коммуникации, а что мешает результату.
2026-05-07 12:48 1
Оксана Шафран
в рамках бизнес-клуба, я работаю с данной аудиторией и хочу сказать, что есть колоссальная разница между руководителями и предпринимателями (собственниками бизнеса), поэтому есть смысл предпринимателю задуматься над наймом руководителя и тогда быть хорошим для собственника и для сотрудников уже будет задача наемного топ-менеджера. но в целом, стремление быть хорошим - это все тоже желание доказать кому-то что-то, которое корнями уходить в детство. даже в самом идеальном управленце сотрудники (какая-то их часть) всегда будет видеть недостатки, такова психология отношений работник-руководитель и тд
2026-05-06 21:51 2
Евгения Тараскина
Добрый день.

Постановка вопроса "что важнее или-или" уже ограничивает нас в выборе.
Можно добиваться результатов и не впадать в тиранию и можно держать дружелюбную атмосферу в коллективе и быть эффективными.

Сколько работаю с российским сегментом бизнеса, столько вижу схожие модели - бизнес завязывается на личности, результаты достигаются через персональные достижения, а процессы тем временем - какие выросли вокруг личности, с тем и живем.

Секрет баланса между хорошими отношениями и хорошими результатами в адекватных и прозрачных бизнес-процессах.
2026-05-06 21:43 2
Анастасия Лапенко
Хороший ты человек или плохой - не важно, важно какой ты руководитель и каков твой личный стиль, а люди подберутся со временем под тебя.
Вопрос быть хорошим для команды или дать результат представляется мне ложным выбором. Команда без результата - не нужна. Бизнес без команды - невозможен.
Выбор это всегда вопрос цели - согласна с Александром на все 100%. И цель, это то, что на верхнем уровне снимает все противоречия и позволяет работать на результат, а не друг на друга.
2026-05-06 19:07 1
Александр Крымов
Дорогая Александра,
прочитайте книгу И.Адизеса "Идеальный руководитель, и почему это невозможно"". Она доступна.
желаю дальнейших успехов в консультировании бизнеса.
2026-05-06 17:29 2
1 ответ
Александра
Александр Крымов, благодарю)
2026-05-06 19:01 0
Центр Управленческих Технологий "МейнСтрим"
Добрый день, Александра!
Спасибо, что подняли важную и интересную тему! Если говорить об «идеальности», то, на мой взгляд, ответ однозначен – идеала не бывает (также говорит Ицхак Адизес в своих книгах). У каждого из нас есть свои сильные качества, на которые мы опираемся, и зоны развития, которые могут создавать сложности. В отношении второй категории при вступлении в «гонку за развитие» важно соблюдать баланс. Первично необходимо понять, влияет ли это зона развития негативно на моё управление, на результаты работы/бизнеса? Принципиально ли она необходима для достижения целей? Если да, смотрим, можем ли мы её развить, не затрачивая огромное количество ресурсов. Можем? Тогда вперёд, - развиваем. Если нет или это заберёт огромное количество сил и времени, тогда ищем способы компенсации этого «дефицита». Что это может быть? В одних случаях автоматизация, в других делегирование или перераспределение функций. Например, не могу я осуществлять жёсткий контроль или у меня тотальная проблема с управлением ресурсами, тогда, я поручу это сотруднику, которому доверяю, и который не только справится, но и будет счастлив от выполнения этих функции. Поэтому лучше компенсировать, а не игнорировать или «пересиливать» себя ради галочки. Обычно это не приводит ни к чему, кроме выгорания.

Относительно ориентации на людей и результат – это вполне можно гармонизировать. Главное, понимать о каком результате речь: краткосрочном или долгосрочном. Долгосрочный результат и люди хорошо соотносятся между собой, т.к. чтобы обеспечить нужные «дивиденды» в будущем, в настоящем важно позаботиться о людях. Вместе с тем, чтобы краткосрочный результат не страдал, важно правильно сформировать команду (с нужными мотиваторами и профессиональными устремлениями), тогда применять авторитарный стиль не потребуется. И, опять же, всегда можно выбрать заместителя или «правую руку», который в нужный момент примет на себя функции, с которыми вам сложно, например, применение жёсткого управления.
2026-05-06 15:34 0
2 ответа
Александр Крымов
Центр Управленческих Технологий "МейнСтрим", Ребята, ничего личного. Но этот длинный и бессмысленный текст точно писал ИИ. Нормальный человек в теме такого не напишет.
2026-05-06 17:32 1
Центр Управленческих Технологий "МейнСтрим"
Уважаемый, Александр! Не знаю, будет ли это иметь значение и в какую сторону - ответ написан не ИИ. Будем крайне благодарны, если вы поясните, какие именно моменты вызывают сомнения, т. к. все изложенные рекомендации и размышления соответствуют концепции И. Адизеса, работу которого мы также уважаем и применяем на практике.
2026-05-06 18:54 0
AЛЛА АЛФЁРОВА
Коллеги, Добрый день!
Понятие "идеальный руководитель" для каждой компании очень различается. Так же как люди различны в своих целях и ценностях, так и компании очень отличаются по своим ценностям, стратегии, миссии.
Александра, спасибо за вопрос и вектор! Отвечу на вопросы 2 и 3. Какие качества наиболее важны: 1-е, это можно назвать по разному, высокий уровень EQ, коммуникабельность, командность, умение объединять людей и находить подходы. 2-е, адаптивность и умение видеть тренды. То что было в конце 2025 не равно тому что есть сейчас. Например, ваттс апп и телеграмм, которыми мы пользовались многие годы. Адаптировались к МАКСу. Руководители должны легко и быстро адаптироваться к таким изменениям. 3-е, бизнес - это система. То есть руководителю важно быть системным и уметь интегрировать в Единое целое разные направления.

Что выбрать между "быть хорошим для команды" и дать результат? Александра, здесь ответ зависит от конкретной ситуации, также важно взвесить риски: а что будет если..., учесть другие факторы.

Успехов!!
2026-05-06 13:01 3
1 ответ
Александра
AЛЛА АЛФЁРОВА, благодарю)) Когда вы перечисляли какой должен быть руководитель, я представила его и мне очень понравился образ, с таким хотелось бы работать)
2026-05-06 15:26 0
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Александра!

Нам кажется, "идеальный руководитель" - это все таки мираж, который особенно мучает тех, кто по?настоящему переживает за людей и за дело одновременно. Когда стараешься быть и сильным, и мягким, и стратегом, и опорой, легко начать мерить себя недостижимым стандартом и чувствовать хроническое "недостаточно". Мы для себя когда?то решили, что важнее не чтобы нас любили и не чтобы побаивались, а чтобы нам доверяли - а доверие как следует рождается из последовательности: сегодня ты такой же в решениях, как и вчера, и твои слова не расходятся с действиями. Иногда это значит сказать жёстко, а иногда поддержать, но не играть роль ради образа "хорошего начальника". И спасибо за этот вопрос - он важнее любых готовых ответов, потому что показывает, что вам не всё равно, каким руководителем быть.
2026-05-06 12:10 3
Александр Тимошин
Александра, мой личный управленческий опыт уже в прошлом.
В настоящем опыт работы с руководителями и собственниками.
Выбор решения всегда начинается с первого шага: На концепции он будет основан: "или" /"и"?
Противопоставление всегда проще, буду добрым и эмпатичным, а не жестким и суровым.
Выбор собственной модели управления всегда ключевой вопрос.
По моему опыту могу предложить, что всегда нужно выбирать свою модель управления балансируя между жесткостью и эмпатией.
Для каждой управленческой ситуации всегда будет будет стоять вопрос: как поступить?
В этом и заключается уровень управленческой зрелости.
2026-05-06 10:07 2
2 ответа
Александра
Александр Тимошин, хочется уже знать как поступать))) А получается, что как только, для себя что-то решишь, опять возникает следующий вопрос-требовать или просить?)))
2026-05-06 10:22 0
Александр Тимошин
Александра, если коротко, то выбирать как поступать: 1- ведут ли Вас выбираемые решения к Вашим долгосрочным целям? 2- Соответствуют ли Ваши решения Вашим ценностям? Если на оба вопроса ответы- ДА!, то скорее всего это правильное решение
2026-05-06 12:32 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес- психолог, коуч, бизнес-тренер, кпт-терапевт
Автор статей
Автор 6 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
139 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.