Гадалки, расклады, гороскопы - это нормальный инструмент для управленца?

В СМИ регулярно появляются статьи об арестах, наказаниях для политиков, чиновников, предпринимателей, брокеров, инвесторов. Не украли, а пролюбили деньги, активы, имущество. 
Потому что принимали решения опираясь на "подсказки" вселенной, 
-карту желания, 
- таро расклад, 
- гадания, 
- астрологическеи прогнозы. 

Чаще такие новости приходят из Южной Кореи где даже премьер министра посадили в тюрьму за корупцию через личную гадалку. Япония, Индонезия, Австралия, британия, США, Германия. Везде были высокопоставленные руководители которые пользовались услугами "экспертов" трактующих знаки вселенной)))

В целом традиции искать благсклонность высших сил перед важными походами, сделками, или военными компаниями - много тысяч лет. Наши предки гадали на костях, на кишках жертвеных животных, им камлали шаманы, и послылали знаки духи предков. 

Ходит множество слухов, баек, и анекдотов про кадровые решения с применением индивидуальных гороскопов или таро раскладов.

А вы пользуетесь потустороними силами для увеличения производительности труда и подтверждения правильности принятых решений? Вам ваши клиенты заказывают подобный сервис?


Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Сегодня наткнулся на очередную статью про чиновника в сша, который вкладывал деньги местного муниципалитета с огромным кредитным плечом, через банк мерил линч, но готовя покупку и согласуя цену актива справшивал совета у астролога. 

Он собрал более 7,5 млрд дол от граждан, и компаний. И регулярно покупал советы за 4.5 доллара у местной радио звезды которая делала астрологические прогнозы по радио. 

Итог печальный. Огромные убытки и финансовые потери. Ни один Астролог не пострадал;  

Я хотел спросить у Вас:

как вы относитетсь к гаданиями, астропрогнозам, раскладам в HR-рекрутинге и кадровых решения? 

- отрицаю

- мне все равно

- хуже не будет, зато клиенту спокойнее

- я сам использую и очень хорошо помогает

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Олег
Эта тема не для профанов и не для базара (рынка). Здесь просто нужно иметь не только "внутренние" знания, но и свой практический опыт и наблюдения/ анализа и опыт общения с другими специалистами. Имею огромный длительный (14 лет) опыт, в частности, в подборе кандидатов, в частности, себе для работы в категории "Домашний персонал" и ещё в работе с рядом Клиентов. Знаю нумерологию и много ещё чего, но никогда не афиширую этого, учитывая деликатность темы. Умею перепроверяться по разным каналам (вариантам) информации.
Так вот. Мне известны некоторые типажи кандидатов, которых брать на работу чревато для нервов руководителя и для самого дела тоже. Несмотря на то, что человек в состоянии отработать личностно практически любые свои недостатки, следует учесть, что отработка этих недостатков кандидатом может происходить прямо у вас в компании и именно под Вашим личным началом))). Хотите взаимодействовать здесь с ним по наитию и через грабли - флаг в руки! Только начинающий и не очень наблюдательный, да и ещё не очень умный руководитель может не понимать, что все люди делятся на те или иные типажи, иные из них мы не раз встречаем по жизни. Логический вывод прост здесь - есть какие-то критерии по которым эти типажи делятся. Надо просто их узнать.
Указанные подсобные инструменты могут помочь управленцу, но не нужно доводить здесь до абсурда. Свой личный опыт и интуицию тоже никто не отменял, всё работает в комплексе.

«Только с возрастом грустно и остро
Часто чувствует честный простак,
Что не просто всё в мире непросто,
Но и сцеплено как-то не так»

Игорь Губерман
2025-10-22 19:33 2
Анна Бочарова
Эх, заряженная тема! Ее конечно не в онлайн, а на встрече личной хорошо повертеть))) Мой ответ: я сам использую и очень хорошо помогает. Коллеги, вспомним что "все есть яд и есть лекарство". Вопрос только в том, как и кто применяет инструмент. Многие комментарии к этому посту демонстрируют именно незнакомство с методологиями. Вы верите в психодиагностику, но скромно умалчиваете, что много распространенных в деловой практике тестов не проходили валидизацию и не признаны в профессиональной среде психодиагностов (та же соционика, тот же DISC или тесты российских компаний, у которых нет и 10 000 исследований), применяете исследование на полиграфе, хотя это тоже очень интересная тема для дискуссии (официальной профессии нет, но есть много обучающих организаций и возможность свободно приобрести прибор), используете гештальт-терапию или арт-терапию, а ведь, кроме КПТ, в психологии нет доказательных методик и т.п. Эзотерические практики - нечто иное, для многих людей тема непонятная, к сожалению, сюда, так же как и в профессию бизнес-тренера, психолога, коуча нет адекватного входа. Любой может себя назвать консультантом, экспертом. В каждой подворотне есть "эксперт", который за 300 рублей проводит расклады. У многих людей смешано в голове гадание, ритуалы, Таро и астрология, отсюда и отношение к инструменту. Но! Есть профессиональная астрология, когда у человека закончено высшее образование (в России это 5 лет, в других странах 7-12 лет), есть четкий и понятный метод расчетов, есть ответственность и репутация. И когда нужно оценить качества соискателя ни один психологический тест не покажет то, что увидит астролог. И когда нужно понять как будет работать команда. И когда нужно четко определить мотивацию человека. И для выбора даты подачи декларации. И для принятия решения о покупке/продаже имущества))) Это как примеры. Есть трансперсональная психология и я вижу, как она помогает ТОП-менеджерам и людям профессий "человек-человек" при выгораниях. Есть дыхательные и энергопрактики, которые компании включают в well being активности. И много еще эзотерических направлений, полезных, но только в профессиональном исполнении. Вообще тема не оставляет равнодушными никого. Можно игнорировать и доказывать пользу "научных" методов. Однако, ВСЕ крупные компании, очень много госорганизаций, которые мы видим в рейтингах и новостях используют консультации по ключевым решениям именно с эзотериками. Первые лица государств имеют наставником эзотериков высшего уровня посвящения. НО! принимает решение всегда менеджер, руководитель, лидер. Если человек звонит тарологу с вопросом, что на ужин готовить - это уже не эзотерика, это психиатрия. А если выбирает альтернативу по важному направлению - вполне можно выслушать разные мнения.
2025-10-21 10:18 1
Евгения Г
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что людям лень напрягаться (очень рекомендую книгу Д. Канемана "Думай медленно, решай быстро"): надо думать, анализировать альтернативы, расставлять приоритеты, в общем, тратить много энергии (в стиле Канемана включать 2ю систему). А к чародею (гадалке, астрологу, пр) обратился и сразу готовый ответ - удобно.
Мой ответ - развивайте критическое мышление, заведите в практику решать хотя бы несложные математические/логические задачи, а еще лучше физические, и ни один маг не будет "морочить" вам голову, если вы сами того не захотите. По крайней мере, будете отдавать себе отчет, что все то, что говорят подобные "профессионалы" требует дополнительного фактчекинга. Всем доброго вечера!
2025-10-15 21:53 1
Андрей Ващенко
Новости которые мы заслужили: Москвичка требует с некомпетентной ясновидящей 1,3 млн рублей – из-за «некачественных» магических ритуалов она лишилась работы, счастья в личной жизни и даже дома.

В порыве изменить свою жизнь Анастасия (имя изменено) обратилась к экстрасенсу. После первого же визита она уволилась с работы – ей обещали другое, крутое и беззаботное будущее. Позже прошёл ещё сеанс, но денег больше не стало — у женщины стал пропадать аппетит, любовь к жизни и вера в светлое будущее. Вскоре произошёл крах личных отношений: расставание, потеря жилья, детей пришлось отдать родственникам.

Анастасия решила, что во всем виновата ясновидящая «наобещавшая» классную жизнь, но такое будущее не наступило. По данным «Базы», женщина обратилась с досудебной претензией — она требовала вернуть 8,5 тысяч за сеансы и взыскать 1,3 млн в качестве компенсации морального вреда.

Однако получить удалось только 8500 рублей. Счастье вернуть не удалось.
2025-10-10 10:06 1
Елена
Добрый вечер!
Лично я отрицательно отношусь к всякого рода эзотерическим изыскам. Я именно тот человек, который закатывает глаза при фразе "два водолея в отделе это перебор")
Считаю неправильным и непрофессиональным использовать гадания и натальные карты при выборе кандидата, так как можно увлечься и пропустить по-настоящему классного кандидата.
Из личной практики - довелось общаться с кандидатом, бухгалтером-нумерологом, который утверждал, что нумерология помогает ему сводить отчеты, а я просто ничего не понимаю)
2025-10-08 18:09 1
Анастасия Баклыкова
Андрей, добрый день.

Тут вопрос, а клиенты и HR понимают — что конкретно они хотят оценить?🤌🏼

Компетенции? Личностные качества?😄
2025-10-08 16:22 1
Александр Тимошин
Андрей, коллеги!
Здравствуйте!
Немного в сторону)
Сегодня проходил мимо цирка и напротив него статуя Юрия Никулина,
Обратил внимание на женщину, которая тщательно натирала его нос.
Похоже, что таких полировщиков много, потому что нос блестит и он желтого цвета на фоне скульптуры темного цвета.
Это еще один пример неизбывной веры в разные артефакты, которые обладают силой.
гГавное, что кто-то же был первым в выборе и использовании некоторого объекта.
Поэтому возникли вопросы:
Кто становится первым?
Критерии выбора очередного объекта, обладающего силой исполнения желаний?предсказаний?мечтаний?)

2025-10-07 13:48 2
Мария Волкова
Андрей, добрый день!
Могу сказать, что любые кадровые решения должны основываться исключительно на данных, компетенциях и доказательных методах оценки — психометрии, интервью по компетенциям, анализе потенциала, мотивации и профессионального опыта. Использование астропрогнозов, гаданий или карт Таро в процессе подбора или развития сотрудников я рассматриваю как элемент корпоративного фольклора, но не как инструмент управления персоналом.

Да, человеку свойственно искать подтверждение своих решений, особенно в ситуациях неопределённости, но HR обязан оставаться на стороне рациональности и этики. Привлечение «потусторонних сил» может создать иллюзию контроля, но фактически снижает доверие к профессиональной репутации специалиста.

Я не осуждаю тех, кто видит в подобных практиках элемент психологической поддержки, но считаю, что ответственность за людей и бизнес требует объективных подходов. Эмпатия, аналитика и прозрачность процессов — вот настоящие «магические инструменты» современного HR.
2025-10-06 18:29 1
Aлла Алфёрова
Если честно, когда я слышу про гороскопы или таро в бизнесе, у меня возникает чувство, что мы вместо XXI века возвращаемся в каменный. Рассказы про генеральных директоров у которых подруга, жена или партнер близки к эзотерике и принимают решение о найме человека «по совету астролога», — это ведь не анекдоты, а реальные кейсы с закономерным финалом: убытки, скандалы и репутационными провалами.
В HR я тоже сталкивалась с ситуациями, когда клиенты проверяли кандидатов по дате и месту рождения, при этом были уверены в своем знании инструментов HR Продаж и т.д. Да, кому-то это даёт иллюзию контроля, но к реальной эффективности работы команды это не имеет никакого отношения.
На мой взгляд, руководитель, который доверяет кадровые решения «знакам вселенной», просто перекладывает ответственность на карты. А это довольно опасная управленческая ловушка.
Я могу понять такие практики как личный ритуал для снятия стресса. Но когда речь идёт о команде или о компании в целом — работают только интервью, оценки компетенций и системный подход.
Так что мой ответ простой: для души можно верить во что угодно, но в управлении — лучше только в факты и профессиональные инструменты
2025-10-06 13:29 7
Иван Жданов
Если честно, я отношусь к этому спокойно: не фанат и не скептик. Важно! Если мне это не втирают под соусом истины или это не влияет на меня. Типа мы разложим тарошки, они нам скажут, подходите вы нам или нет. (Было, кстати, такое – знатно офигел)

Так вот... А вот если человек принимает управленческие решения, опираясь только на таро и гороскопы, – это уже даже не тревожный звоночок, а ЗВОНОЧИЩЕ.

Я иногда шучу, что руководители, которые зовут астролога, на самом деле ищут не знаки вселенной, а уверенность. Им просто страшно принимать решение в условиях неопределённости, и нужен кто-то, кто скажет «всё будет хорошо». Так что проблема не в раскладах, а в уровне зрелости и внутренней устойчивости лидера.

Если уж говорить про «интуицию», то я за неё обеими руками. Но интуиция, на мой взгляд, рождается не из карт, а из опыта, наблюдательности, насмотренности и анализа.

Поэтому мой ответ: гадалки и гороскопы можно рассматривать как часть человеческого фольклора, но точно не как управленческий инструмент. Хотя, если собственнику от этого реально спокойнее... ну пусть гадает, главное, чтобы потом бюджет не гадал вместе с ним )
2025-10-06 12:14 2
Елена
Здравствуйте, уважаемые коллеги, вопрос интересный, астрология конечно интересная наука, но для меня подбор кадров, отличный от астрологии. Самое главное для рекрутинга для меня - внимательное изучение всех качеств кандидата. Астрология дома интересна) Всем доброго и успешного дня!
2025-09-30 11:31 1
Елена Берилло
Андрей, спасибо за интересный вопрос!
Я согласна с коллегами — тут больше про внутреннюю потребность человека снизить тревогу и получить опору в решении. Для кого-то это аналитика и цифры, для кого-то — разговор с наставником, а кому-то спокойнее после «подсказки звёзд». В работе я отношусь к таким практикам как к личным ритуалам: если они помогают человеку быть увереннее и не мешают процессу— почему бы нет. Но как профессиональный инструмент HR это точно нет. В итоге всё равно ответственность за выбор несёт сам руководитель, и никакой гороскоп тут не подстрахует.
2025-09-29 05:25 4
Александр Тимошин
Андрей, коллеги!
Здравствуйте!
Интересный и тонкий вопрос!
По сути, люди всегда искали уверенность и опору в том, что проверить логически нельзя, провести детальный анализ нельзя и все равно верили.
По сути речь идет о вере конкретного человека.
Она появляется тогда, когда логических умозаключений и фактов почему-то недостаточно!
Вопрос не столько в гороскопах и картах Таро, сколько во внутренней потребности повысить степень уверенности в своих решениях.
А для этого подходит все, что помогает конкретному человеку: от пятака под пятку перед экзаменом до астрологических построений.
Если это приносит желаемый результат, то почему бы и нет.
В конечном итоге внутренняя уверенность, как отмечали коллеги, очень важный фактор при реализации выбранного решения.
2025-09-28 08:56 4
Кирьянова Галина
Андрей, коллеги, добрый день! Все время, видимо , не в ту фазу Луны или Меркурия беседую с кандидатами на замещение вакантных должностей. Кандидаты то работать в командировках не хотят, то опыта маловато, то город не подходит, то оклад не по ожиданиям. Решила я начать новую жизнь с понедельника - луна в убывающей фазе, а именно в четвертой. Понаблюдаю.
2025-09-26 18:57 2
Мария Алексашина
Здравствуйте, коллеги! :)
Очень мне понравились ответы от: Ольги, Сергея и Александра))

Личная убежденность: каждый работает с тем инструментом, который подхлдит ему.

Связано это с тем, что верит каждый в разное и на уровне психологических аспектов, стимулом для роста, развития и подтверждения своих намерений, человек всегда выбирает то, что ему близко по духу.
Даже гадание на камнях может помочь, если человек ассоциирует каждый камень с каким-либо исходом событий.

Влпрос лишь в том, что кто-то открыто берет на себя ответственность и готов принять последствия своих решений и выборов, а кому-то проще найти посредника в виде субъекта или объекта и сместить ответственность за последствия на этот объект или субъект.

Субъект в данном контексте: гадалки, тарологи, астрологи, рунисты и т.д.
Объект: руны, карты, звезды, камни.

Дополню: никто точно не знает, как работает интуиция, но из практики - люди ворочающие большими цифрами с многочисленными нулями, проводят сначала аналитику, а после пользуются интуицией.

Так, что никто/ничто не мешает сравнить 2-х кандидатов по параметрам, но в итоге человек/специалист выберет интуитивно.

P.s. Все мои кандидаты подобранные для компаний и проработавшие в них более 3 лет, после оказанной услуги, и те, кто добился карьерного роста - это люди, которые:
А) были отобраны после аналитики из конркетной выборки, соотвтетсвующие компетенциям;
Б) портрет был сопоставлен с совместимостью портрета руководителя и ценностей компании;
В) При прочих равных из А)и Б), выбирала интуитивно.

Могу сказать, что это лучшая комбинация из всех!

С уважением, Мария.
2025-09-26 15:44 5
Алексеева Галина
Добрый день, Андрей. Спасибо за тему! Мне так актуально) Только вчера общалась с подобным клиентом. Я не верю в эти истории, но клиенту так спокойнее. Главное, чтобы все было в меру и не мешало поиску специалиста. Часто клиенты потом сами отказываются от этих требований, если им человек понравился. Подбираешь же под клиента, корпоративную культуру и задачи

2025-09-26 15:36 4
Лариса Романенко
Я вспомню основной постулат медицины: «Не навреди». Если клиент заглядывает в таро, гороскопы и говорит об этом, и это не вредит его работе и нашему взаимодействию, то я не стану утверждать, что это ересь. Во-первых, я не знаю, действительно ли это ересь (религию тоже сто лет назад основатель советского государства называл опиумом для народа, а сейчас первые лица крестятся в присутствии камер), во-вторых, не хочу навредить клиенту. В мои задачи не входит менять его картину мира, пусть даже с мистическим мышлением.
Вспомнился недавний сериал про перевал Дятлова. По сюжету один из альпинистов в разговоре со следователем (Петр Федоров) говорит, что уже по дороге к вершине отказался от восхождения и повернул обратно, ссылаясь на необъяснимый страх и шестое чувство. Следователь отвечает: «Я верю вам». Альпинист аж вскидывается: «Вы верите, что там были сверхъестественные силы»? Следователь отвечает: «Нет. Но я верю, что вы в это верите»…
2025-09-26 14:57 4
Ренар Хабибуллин
Отличный и очень актуальный вопрос!

Мой ответ — категорически отрицаю использование подобных практик в HR и кадровых решениях.

HR — это не про потусторонние силы, а про человеческий потенциал, компетенции и навыки. Гадания и гороскопы создают иллюзию контроля, но на деле подменяют объективный анализ субъективными интерпретациями. Это прямой путь к дискриминации и колоссальным кадровым ошибкам.

Представьте, что хирург перед операцией сверяется с гороскопом, а не с результатами томографии. В бизнесе риски не менее серьезны. Моя задача — найти лучшего кандидата по его реальным качествам, а не по «благоприятному расположению звезд». Это единственный способ строить устойчивые и эффективные команды.
2025-09-26 11:25 5
Консалтинговая компания Лилии Ким
Хочется сказать, что гадалки и шарлатаны очень часто обитают и в штате компании и занимать они могут позиции от маркетолога, продавца, до финансового директора, так же гадают на кофейной гуще и компания теряет деньги.
А что говорить, про найм и прочее мы используем научное тестирование.
2025-09-25 22:29 3
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Андрей!

Если говорить честно и как лица, работающие в HR, то мы относимся к таким инструментам скорее как к вещам из области личных убеждений, а не профессиональных стандартов. Ведь в кадровых решениях всё-таки правильным будет опираться на проверенные данные, а именно на опыт, компетенции, тестирование, интервью и, конечно же, рекомендации. Но если клиенту спокойнее от того, что рядом с цифрами и фактами он получает подсказку вселенной, то, пожалуйста, можно воспринимать это как какой-то элемент корпоративной культуры или личной привычки. Но опять же важно, чтобы он понимал, что это не гарантирует какого-либо результата. В нашей практике встречались подобного рода заказчики, и это не критично. Нужно проще относиться к таким вещам, но всё равно принимать какие-либо решения на основе профессиональной оценки так будет правильно. Поэтому лично мы за то, чтобы гадания не заменяли аналитику, а если уж их используют, то как дополнительный психологический или мотивирующий элемент, а не всерьез как основной инструмент.
2025-09-25 21:39 10
Ольга Разживина
Сергей, лучше и не скажешь!
«Луна в Рыбах - подписывать?» :)) - но, скажем, это скорее всего для подписания документов и еще чего-то.... Многие, кстати, да, действительно, этим пользуются...

Андрей задал вопрос именно про рекрутинг. Прочитав ваш комментарий, я призадумалась... как можно применить гороскоп в рекрутинговой сфере :) но это только ради юмора))
- «Вы знаете, пока кандидатов нет, у меня ретроградный Меркурий в доме работы :))»
- Давайте проводить собеседования на растущую луну :))

Что еще можно придумать))?
2025-09-25 15:51 2
Сергей Лосев
Андрей добрый день! У меня тёща — астролог. Серьёзно. 30 лет звёзды по картам крутит, клиенты у неё постоянные. И что вы думаете? 30–40% возвращаются! Это вам не сервисный центр по айфонам, где батарейку раз в два года меняют. Тут люди приходят за верой и поддержкой: «Ольга Александровна, у меня Меркурий в ж… ретрограде, скажите, что всё будет хорошо!»

Я сначала ржал и троллил игрой на бирже. А потом понял: есть клиенты, которым не Excel нужен, а звёзды. Одному скажи «у тебя CRM кривая» — он в слёзы. А астролог скажет: «У тебя Венера в пятом доме» — и человек готов в бой!

Был у неё клиент: сделка на 20 миллионов. Перед встречей звонит: «Луна в Рыбах — подписывать?» Представьте, менеджер по продажам ждёт фазы луны. Но прикол: сделки у него закрывались! Почему? Потому что он заходил уверенный: звёзды за него!

Мой вывод простой: гадания, гороскопы, таро — это не бизнес-инструмент. Это психотерапия для тех, кто боится принять решение сам. И знаете что? Пусть лучше они тревогу в карты сливают, чем в отделе продаж лажают.

В бизнесе формула простая: хочешь — считай KPI, хочешь — глянь гороскоп. Но отвечать за решение всё равно будешь сам.
2025-09-25 15:36 7
Александр Крымов
Дорогой Андрей, Вы всё время задаёте каверзные вопросы.
Мне, честно, всё равно (если не сказать прямее), что у них там в америках и кореях.
Я - психолог Московской школы, поэтому к перечисленным Вам историям отношусь неоднозначно.
С одной стороны, конечно, полная байда. Та же астрология: тут выяснилось, что Плутон - не планета, а так, планетоид. И что? Менять все прогнозы?
Не говоря уж о том, что западные и восточные астрологические школы между собой вообще не корреспондируют. Никак.
С другой стороны, человеку при принятии важных решений в неопределённой обстановке нужна какая-то опора. Я лично подбрасываю монетку. Не вредит! Это психотехнический инструмент, который работает на предсказание будущего, или нет, - не так важно. Получишь результат, - отлично. Не получишь, - так назначено Судьбой для нас с тобой.
В общем, бытовые магии всегда были и будут. Например, "Счастливая майка" для спортсменов.
А что касается кадровых решений на основе таро или астрологии, - так оставим на совести и результативности тех, кто их использует. Нам-то с Вами что? Пусть пожинают плоды своих интеллектуальных способностей.
Спасибо за вопрос, удачи!
2025-09-25 15:35 3
Ольга Разживина
Андрей, добрый день!
В работе - отрицаю и считаю, что для рекрутинга нет сезонности - кандидат должен находиться всегда, независимо от лета, майских праздников и т.д.

Но для нерабочих целей - Анджелу Перл смотрю и не покупаю технику в ретроградный Меркурий. 😅
2025-09-25 15:15 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-тренер; Профессор корпоративного университета.
PRO Автор статей
Стаж работы Более 15 лет
Публикаций 17
Рейтинг в профразделах
Обучение 15 место
Консалтинг 17 место
Корп.культура 21 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
170 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.