Фокус компании на прибыльности бизнеса приносит ей больше пользы или вреда?

При  выборе целей на год или больший срок  цель по прибыли  или прибыльности бизнеса является одной из самых распространенных или самой распространенной.

За время практики мне не встречались компании, которые бы не  ставили эту цель среди других целей.

С другой стороны наличие этой цели не всегда приводит к ее достижению.
Причин может быть много. На мой  взгляд одна из причин, которая  мешает ее достижению -излишний фокус на этой цели.


Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

С экономической точки зрения получение прибыли укладывается в простую формулу.
Объем прибыли = Все доходы- Все расходы.
Основная часть доходов формируется от продаж товаров и/или услуг компании.
Ключевыми факторами являются цена за единицу продукта и себестоимость его производства.
Любая компания хотела бы, чтобы ее товар или услугу покупали  дороже, чем у конкурентов.
Однако это право-ставить более высокий ценник-нужно доказать покупателям. 
Тогда в погоне за достижением цели по прибыли компании начинают сокращать издержки во всех областях своей деятельности и на какой-то момент времени это дает положительный результат.

Однако через какое-то время прибыль резко снижается. 
Порой исчезает совсем.
Потому что в  процессе избавления от издержек  руководители сокращают затраты на те виды деятельности, которые ведут к получению прибыли.

В связи с этим вопрос.
Фокус  топ-команды исключительно на прибыльности бизнеса чаще приводит к ее  росту или снижению?

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Мария Лунина
Коллеги, добрый день! Интересный вопрос, и, на мой взгляд, здесь нет однозначного ответа. Фокус на прибыльности бизнеса может быть как благом, так и ловушкой для компании, в зависимости от того, как он реализован.

С одной стороны, ориентация на прибыль заставляет компанию концентрироваться на главном — создании ценности для клиента и эффективном использовании ресурсов. Это мотивирует искать новые способы сокращения издержек, повышать производительность и оптимизировать процессы. Но здесь важно понимать, что прибыль — это скорее результат правильно выстроенной бизнес-модели, чем самоцель.

С другой стороны, излишняя концентрация на прибыли может привести к стратегическим ошибкам. Когда вся компания начинает думать только о сокращении затрат и максимизации доходов, часто теряется гибкость и способность к инновациям. Примеров этому достаточно: Nokia, которая в свое время слишком полагалась на проверенные бизнес-модели и пропустила мобильную революцию; или Sears, которая в погоне за снижением издержек потеряла лояльных клиентов и ушла с рынка.

Кроме того, чрезмерное давление на прибыль может негативно сказаться на корпоративной культуре. Сотрудники начинают ощущать постоянное давление, что снижает их мотивацию и приводит к выгоранию. А это, в свою очередь, влияет на качество обслуживания клиентов и, как следствие, на сами продажи.

В итоге, компании, которые фокусируются исключительно на прибыли, часто теряют в долгосрочной перспективе, потому что перестают инвестировать в развитие и адаптацию к новым условиям рынка. Гораздо эффективнее, как показывает практика, иметь сбалансированный подход, где прибыль — это важный, но не единственный показатель успеха)
2025-05-08 15:37 1
ОК-Консалтинг
Александр, Коллеги, всем доброго времени суток!
По моим проектам и наблюдениям, концентрация на прибыли осуществляется только в тех компаниях, где собственнику совершенно индифирентно до компании и персонала. Ннадо ет целей для развития бизнеса. Напрочь отсутсвует для понимание ценности бизнеса в долгосрочнразвитии ой перспективе. У самого собственника (группы собственников) нет целостной картины будущего. Лично я с такими компаниями не работаю.
Для всех остальных есть прекрасный опыт сосздания полноценной картины и дорожной карты по системе BSC. Разработчики Нортон и Каплан. Где связывается всё в единую ценность.
Всем добра!
2025-04-21 17:49 1
Александр Тимошин
Коллеги, здравствуйте!
Благодарю вас за ответы на мой вопрос и комментарии!
Наличие прибыли говорит о жизнеспособности компании.
Считается, что получение прибыли это то, ради чего создается бизнес.
Суммируя Ваши размышления в виде ответов на мой вопрос, можно отметить, что не все так просто с фокусом на прибыли.
Несколько коллег сослались на ССП, в котором финансовая проекция на первом месте, однако без реализации других 3-х проекций она не будет реализована.
Получается, что прибыль с одной стороны важный результат деятельности компании, с другой стороны фокус необходимо держать на определенных факторах, которые принципиально влияют на "быть или не быть" прибыли.
В первую очередь, это сотрудники и клиенты.
Дальше можно опираться (это зависит от отрасли и условий бизнеса) и на других стейкхолдеров.
Внимание к ним обеспечивает получение прибыли!
Если оттолкнуться от этого вывода, то получается, что прибыль это показатель обратной связи.
Он показывает насколько компания качественно достигает своих нефинансовых целей.
в долгосрочной перспективе.
Спасибо всем участникам обсуждения!
2025-03-05 10:53 1
Aлла Алфёрова
Коллеги, Здравствуйте!
Прибыль - только один из показателей любого Бизнеса! Для устойчивого роста Бизнеса важно наблюдать в динамике ряд показателей! У каждого из блоков по ССП есть свои показатели, динамика по которым и покажет устойчивый рост любого Бизнеса.
Если фокус Собственник держит в какой-то период на несбалансированных затратах, а затем на безудержной экономии, то в итоге происходит потеря реального видения показателей влияющих на Бизнес, да и ситуации в Бизнесе в целом.
2025-03-03 16:49 7
Анастасия Баклыкова
Александр, здравствуйте!

На мой взгляд, фокус на прибыли сам по себе не даёт роста. Если вся стратегия будет сводиться к «зарабатывать больше и тратить меньше», то рано или поздно компания начнёт экономить не там, где нужно – на людях, качестве, развитии, как вы и пишите.

Прибыль – это следствие, а не точка приложения усилий. Когда бизнес фокусируется на ценности для клиента, качестве продукта, эффективности процессов. деньги приходят естественно, так как это естественная среда для их генерации).

Когда же единственная цель – максимизировать прибыль любой ценой, компания часто «съедает» саму себя, и в итоге теряет то, что приносило доход.

Поэтому если прибыль – главный KPI, без привязки к долгосрочной стратегии, она чаще падает, чем растёт.

Совет: вместо того чтобы просто «гнаться за цифрами», стоит задать себе вопрос: а за счёт чего именно мы собираемся увеличивать прибыль? Если ответ сводится только к сокращению затрат – это уже сигнал, что стратегия требует пересмотра.
2025-03-03 16:05 3
Рудакова Оксана Юрьевна
Александр, коллеги, здравствуйте!
1. Фокус команды зависит от многих факторов. Этап жизненного цикла компании. На этапе роста и завоевания рынка - да , прибыль очень важно. На этапе стабилизации - главное поддерживать текущий уровень, но важнее другие факторы.
2. На мой взгляд пока лучше, чем методология "Система сбалансированных показателей" в менеджменте еще не придумали. Да, финансовые показатели наверху старт. карты, но без клиентских, процессных и человеческих просто прибыль не работает.
3. Из опыта. В одной компании весь ТОП-менеджмент собственник завязал на единственный показатель - EBIDTA. Руководители начали в прямом смысле " сушить" компанию, вплоть до туалетной бумаги. Отменили все что можно отменить- корпоративы, обучения, ремонты в офисах. Закончилось все, как понимаете, плачевно... НО НЕ СРАЗУ! Первые пару лет прибыль росла, и собственник был доловлен. А потом он продал бизнес... Поэтому- если у собственника задача максимум отжать - то фокус правильный.
2025-03-03 09:39 2
Елена Берилло
Александр, здравствуйте! Если только концентрация управленцев происходит только исключительно на прибыли, причем прибыль любой ценой… Прибегая, в том числе и к оптимизации -- по сути «пилить сук, на котором сидишь», что может задеть и качество продукции, и персонал, и инновационное развитие. Компании достигают лучших результатов, рассматривая прибыль как следствие грамотного управления, а не как единственную цель.
2025-03-03 05:06 4
Александр Крымов
Александр, спасибо за вбрасывание в наш дискурс самой важной, по сути, темы, - вопросов экономики (хотя и с оттенком психологии).
По моим наблюдениям, сейчас в терминах чистой прибыли (EBITDA) сейчас рассуждают люди либо недалёкие, либо избалованные маржинальностью продукта, монополией, либо "особыми отношениями" с кем следует. И всё это рано или поздно кончается.
На самом деле, чтобы понять экономику любого бизнеса, достаточно посмотреть 3 бюджета:
1. Бюджет доходов и расходов (БДР), отражающий потенциальное будущее бизнеса, хотя бы в краткосрочном периоде.
2. Бюджет движения денежных средств (БДДС), отражающий реальную текущую ситуацию.
3. Бухгалтерский баланс (он же - "посмертный" бюджет), отражающий прошлое.
Только изучая их в динамике, можно увидеть, куда дела идут, включая предотвращение всяких пакостей вроде кассовых разрывов.
Но даже такую несложную вещь делают только немногие.
И ещё - о нашей непосредственной теме: трудовые ресурсы (предпочитаю такое выражение, а не HR).
Я видел мало компаний, которые хоть примерно знают состав расходов на персонал, наивно полагая его равным ФОТу. Остальные искренне удивляются, когда я им показываю реальную картину с учётом эффективности. Хотя бы самое примитивное - рубль выручки (оборота, дохода, чистой прибыли) на рубль затрат на содержание работников. И сразу начинают требовать пресловутой "оптимизации затрат". Дооптимизируются до того, что остаются без ключевых функций, например, той же бухгалтерии, юристов, HR, которые по распространённому мнению - дармоеды.
В общем, тема глубокая и интересная. Надеюсь, мы к ней ещё вернёмся.
2025-03-01 18:09 2
Александр Тимошин
Владимир, здравствуйте!
Ваш текст
"Прибыль и растущая прибыль - это последствия исполнения других действий компании."
Нечего добавить!
Согласен
2025-03-01 14:26 2
Александр Тимошин
Галина, здравствуйте!
Благодарю за ответ!

Согласен с Вами полностью , что вопрос прибыли в разные периоды деятельности компании может восприниматься по-разному.
В конце концов наличие прибыли это часто бумажный результат (строчка в отчете о прибылях и убытках), а денег на счету нет.
Уходят клиенты, распадаются топ-команды и тд.
Если на эти факторы не обращать внимания то и прибыли не будет.
Прибыль это следствие внимания как минимум к клиентам, поставщиками и сотрудникам.
2025-03-01 14:24 3
Александр Тимошин
Алексей, здравствуйте!
"Нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как нибудь...")
Немного измененный А.С.Пушкин
Я согласен, что для любого бизнеса вопрос получения прибыли близок к теме выживания бизнеса в долгосрочном периоде.
Однако фокус на прибыли любой ценой, как правило, приводит к обратному результату.
Потому что с точки зрения концепции стейкхолдеров есть достаточно большое количество заинтересованных сторон без соответствующих вкладов которых в развитие бизнеса прибыль получить невозможно (опятьже в продолжительном периоде времени)
Поэтому с одной стороны прибыль это Цель. Нет спора.
С другой стороны это результат эффективного взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами.

2025-03-01 14:20 3
Алексей Дракин
Здравствуйте Александр,

Меня так учили.... Задача любого бизнеса, это извлечение прибыли. Если задача другая, то это уже не бизнес, а какая-то иная форма.

Другое дело, что фокус компании на извлечении прибыли сейчас, приводит к тому, что этот короткий период быстро заканчивается и извлекать прибыль из бизнеса становится невозможно, поэтому и бизнес заканчивается.

В моей экс-корпорации, была такая стратегия - Profitable Growth, рост компании должен сопровождаться ростом ее прибыли. Иногда же бывает так, что компания растет, а прибыль при этом падает.

Все остальные цели, тоже хороши и могут присутствовать, но при этом рост производительности, развитие производства, логистики, людей и пр. должны работать на одну главную - приносить прибыль акционерам компании. Те, которые говорят, что мы не про деньги, мы про людей\окружающую среду\общество.... немного лукавят или же заранее сходят с дистанции. Пусть тогда работают на правительство или на НКО.

Думаю, что фокус топ-команды на прибыль это правильный фокус, с долгосрочностью надо только вопрос решить.
2025-03-01 13:13 2
Кирьянова Галина
Александр, здравствуйте! Фокус всей команды только на прибыль - уже не актуально! Даже собственники бизнеса уровень прибыли понимают по разному. В периоды экономического кризиса рост прибыли уходит на второй или на третий план. Многие команды распадаются в условиях неверия в будущее - нет понимания даже при учете рисков. Я полностью согласна с Натальей в том, что только развитие профессиональное может спасти компанию. Любая деятельность даже во времена экономических спадов имеет интенсивный путь развития. Есть такой метод в "Бережливом производстве" - надо остановиться, что бы ни когда не останавливаться!
нормировщик Галина Кирьянова
2025-03-01 12:41 2
Владимир Хмелев
Прибыль и растущая прибыль - это последствия исполнения других действий компании.

В частности:
ее сформированной структуры создания добавочной ценности для покупателей
а) Сюда входит, например, очень хорошая система закупок сырья или товаров для перепродажи.
И не с точки зрения - закупать только все самое "дешманское".
Потребитель потому что разок только купит паршивый продукт и откажется от дальнейших приобретений. И еще всем окружающим расскажет, что вы - недостойный поставщик. Сюда же относятся и истории про "девяток яиц", про недоливы пива и молока в бутылку.
б) сама переработка/производство или перепродажа товаров. Безупречное по качеству, а не так, как получится
в) высокая производительность труда внутри компании. Желательно - выше, чем у конкурирующих компаний с рынка
г) качественный подбор и обучение персонала для этих целей, сокращение текучести кадров, минимальное количество незакрытых вакансий
д) полноценный маркетинг (а не только обильная дорогостоящая реклама), укрепление бренда, постоянные двусторонние коммуникации с рынком потребителей, десятки видов касаний по разогреву потенциальных покупателей. Даже в микробизнесе.
е) успешные продажи, управляемое компанией развитие дистрибьюции, разных каналов продаж и сети ее торговых партнеров
ж) обеспечение высокого уровня логистики, гарантий и послепродажного сервиса, в идеале - лучше, чем у конкурентов
з) реализованные действия по стимулированию повторных и регулярных продаж клиентам. Увеличение срока взаимодействия с каждым клиентом, в идеале - до бесконечности ;)

Любая компания, которая лишь "рисует" себе план по прибыли, но не расписывает того, как она именно этой прибыли добьется - естественно обречена на уход с рынка. Один лишь вопрос - КОГДА и с какими убытками? ;)

Посмотрите на компании, которые вам известны, в которых вы работаете или с которыми вы работаете. Что из моего списка у них детально проработано?
Если ничего - то пусть не удивляются тому, что прибыли нет... Пусть готовятся к полному крушению компании...
2025-03-01 10:33 8
Наталья Кретова
Александр, здравствуйте. В моей практике, фокус команды только на прибыль - путь в никуда. Если команда ТОПов не закладывает цели на развитие производства/техники/технологии, то, в какой-то момент, компания останавливается в своем развитии и позиционировании на рынке и естественно, прибыль /поступление средств падает или прекращается, дальше, кассовые разрывы и вуаля - ликвидация компании или индивидуального предпринимателя.
2025-03-01 09:00 11
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-консалтинг. Управление ростом бизнеса.
PRO В топ 10 Автор статей Спецзаказы
Стаж работы Более 15 лет
Отзывов от клиентов 10
Публикаций 30
Рейтинг в профразделах
Консалтинг 3 место
Корп.культура 6 место
KPI 13 место
Рейтинг в номинациях
Лучший экспертный ответ 5 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
160 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.