Токсичная обратная связь в грубой форме или попросту мат! Почему именно так?

Неоднократно наблюдала навыки, а вернее их отсутствие дачи обратной связи руководителем подчиненному. Почему это происходит? Иногда в Российских компаниях существует культура коммуникации, в которой люди не умеют выражать свои негодования и разочарования конструктивным образом. Они могут прибегать к оскорблениям и матерным словам, чтобы проявить свою неудовлетворенность.

Популярное по теме
Чек-лист: управление удалёнными командами — как снизить управленческие риски
8676
0

Токсичная обратная связь, в грубой форме или попросту мат! Что это - Российский менталитет, элементарная невоспитанность руководителей и как с этим работать?

Неоднократно наблюдала навыки, а вернее их отсутствие, дачи обратной связи руководителем подчиненному. Почему это происходит? Иногда в Российских компаниях существует культура коммуникации, в которой люди не умеют выражать свои негодования и разочарования конструктивным образом. Они могут прибегать к оскорблениям и матерным словам, чтобы проявить свою неудовлетворенность.

Ситуация: В офисе одной из российских компаний XYZ работают руководитель Иван и подчиненный Семен. Иван замечает, что Семен часто опаздывает на работу и не выполняет свои обязанности в срок. Вместо того чтобы предоставить конструктивную обратную связь, Иван выбирает токсичный подход. Он начинает оскорблять Семена, употреблять нецензурные слова и унижать его перед коллегами. И речь не идет про компанию, где недостаток в обучении, а как раз наоборот, компания часто организует для руководителей тренинги, активно работает с коммуникацией и т.д.

Я выделила несколько причин, почему в России не многие умеют давать обратную связь и чаще используют мат:

1. Культурные особенности: В российской культуре существует определенная склонность к конфликтам и выражению эмоций. Неконтролируемые эмоции могут привести к использованию матерных слов.

2. Недостаток образования: Некоторые люди могут не иметь опыта или образования по вопросам эффективной коммуникации и обратной связи.

3. Отсутствие образцов: Если люди не видят положительных примеров конструктивной обратной связи вокруг себя, им может быть сложно освоить этот навык.

4. Страх перед конфликтами: Боязнь конфликтов и негодования других людей может заставить некоторых избегать обратной связи вообще или прибегать к мату как способу выразить свои эмоции.

Коллеги, а что вы думаете по этому поводу? Очень хотелось бы услышать ваше мнение, поделитесь пожалуйста своим опытом, как вы с этим работаете и работаете ли?

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Наталья Пронь
Елена, добрый день!
Общение в нецензурной форме - это показатель низкого уровня культуры и образованности, не будет человек с богатым словарным запасом постоянно выражаться скудными однокоренными словами)
Это ужасно и абсолютно не приемлемо ни в каких сферах жизни, тем более на работе.
Считаю, что от страны не зависит, наверняка и в европейских странах есть руководители со слабым интеллектом)
2024-01-12 15:47 1
Оксана Кречик
Елена, добрый день.
Маты в русском языке - отдельная культура, на мой взгляд (Не изучала данный вопрос в других языках). И многие могут со мной не согласиться, но это слова, которые несут в себе мощную энергетику (минусовую и плюсовую).
И в том случае, если у вас (или в какой-то определенной группе) внутренне участниками принято, что допустимо использовать данный сленг - то важно понимать, в каком контексте его стоит использовать, а в каком нет, именно исходя из понимания силы и энергии таких выражений.
А также необходимо понять что: 1. Существуют группы, коллективы, места, ситуации, в которых данный сленг запрещен (в том числе и на законодательном уровне). 2. Когда в вашу группу, в которой есть договоренность, приходит (постоянно или временно) новый человек, с которым факт договоренности не согласован, то это означает автоматически, что данный сленг при таком участнике недопустим. Пока не будет достигнута новая договоренность.
2023-12-07 13:52 1
Татьяна Васильченко
Коллеги, добрый день!
Проблема шире и она, на мой взгляд, про психологическую взрослость. Взрослый человек осознает свои границы и других людей, принимает решения и действует с учетом этого понимания. Как поступит взрослый: даст обратную связь, если она не возымела действия - идет по формальным признакам, фиксация нарушений со всеми вытекающими и ничего личного. А когда человек начинает отыгрывать эти истории с эмоциями и матом - это чаще всего "эмоциональная дедовщина". Когда напряжение передается как горячая картошка на более слабого в системе. В семье то также эта динамика происходит, оттуда она и идет. И тут даже не про мат, а про саму возможность вылить на другого человека свои эмоциональные отходы, а это можно сделать вежливо, но результат тот же. Для напряжения нужны работающие "дренажи", но это уже отдельная история)
2023-12-05 08:29 1
Кордакова Анна
Елена, здравствуйте.

Проблема не правильной подачи связи, и такого вот общения, мне кажется, у многих компаний возникает из-за того, что у нас в России принято повышать человека ,который показывает хорошие результаты. О предварительном обучении мало кто задумывается.
В моей практике было много историй как раз из-за таких практик:
Был менеджер по продажам "Василий" с перевыполнением плана на 200%, спустя пол года он руководитель отдела. Проблема- у "Василия" текут кадры, валится план отдела, а директор в шоке.
Оказывается "Василий" не имеет представления о руководстве, мотивировании, о подаче обратной связи, об тайм-менеджменте и постановке задач. Делает все интуитивно.
Занимался "Василий" у меня некоторое время индивидуально. И вы бы видели глаза человека, для которого, практически каждая тема, открытие.

Пока руководители бизнеса не поймут, что обучение необходимо- все неприятные ситуации будут случаться. А их руководители отделов будут совершать ошибки и учиться на них набивая шишки и теряя персонал.
2023-11-17 18:17 1
Лариса Романенко
Елена, в Вашем примере какова реакция Семена на поведение Ивана? Мало того, что он напрямую нарушает и Трудовой кодекс, и ПВТР, подводит руководство и коллег, так он еще и виктимное поведение демонстрирует?
Иван неправ, ему развивать и развивать свой эмоциональный интеллект, но у меня лично Семен вызывает еще меньше симпатий, чем Иван…
Два момента по поводу.
Первый. Если человек выстраивает личные границы и профессионален, то меньше всего он будет встречаться с нецензурной лексикой на работе в свой адрес.
Второй. Больше всего матерился мой шеф, председатель совета директоров акционерного общества, владелец нескольких успешных бизнесов, доктор экономических наук, потомок известного русского предпринимателя, яркий и харизматичный человек. Работа в этой компании была лучшим местом работы в моей карьере в найме. И ни одна из выделенных автором причин, «почему в России не умеют давать обратную связь и чаще используют мат», в отношении его не работает…
Да и в отношении Сергея Викторовича Лаврова, нашего министра иностранных дел, наверно, одного из последних представителей великолепной советской классической дипломатической школы, эти причины не работают. Или в отношении его тоже нужно применить статью КоАП, как советуют некоторые ретивые коллеги? Свою ставшую знаменитой фразу он тоже сказал в отношении кого-то, и это тоже была обратная связь…
Быть кисейными барышнями и тургеневскими девушками тоже нужно к месту и не всегда (касается и женщин, и мужчин)…
2023-11-14 20:57 4
Наталия Кобзева
Елена, здравствуйте!

Затронули очень интересную тему. Думаю, что мат это не только про обратную связь. И не только российская проблема. Здесь ниточки тянуться к различным аспектам жизни современного общества. И хорошо это или плохо - у каждого человека или сообщества свое мерило.

Я согласна с точкой зрения, что если есть возможность нужно уходить или пресекать эти ситуации.
Но в реальности не многим это удается экологично выходить из подобных ситуаций. Да и многие просто не знаю как это сделать. Просто считают мат на работе нормой. Особенно если есть культура обесценивания сотрудников.
2023-11-14 16:30 5
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте.
Много отличных комментариев, для себянекоторые моменты по-другому увидела. Спасибо. Хочу выделить комментарий Светланы. Вы действительно выделяетесь. Я абсолютно с Вами согласна, что подобное поведение на работе необходимо корректировать законными способами, ст.5.61 КоАП. И результат обязательно будет. И я солидарна с Вами во мнении: сотрудник не должен позволять в отношении себя подобный формат коммуникации. И тем самым не формировать ложную норму поведения в коммуникациях компании.
С уважением, Инесса
2023-11-13 15:32 1
Олег Карпов
Здравствуйте! Интересную точку зрения высказал Андрей Ващенко, о том, что "в нашей стране мат это язык искренности, когда человек прямо говорит то что думает, ничего не скрывая..." Ведь если говорить о некоторых компаниях, например из госсектора или из сферы безопасности, где зачастую работаюn бывшие сотрудники правоохранительных органов, то там мат вполне может быть частью корпоративной культуры (хоть и токсичной ее части). И как сказал Андрей, учитывая описанную выше ситуацию получается начальник разговаривает так с конкретным человеком? а не со всеми. Если это действительно так, то возможно руководитель решил, что Семен понимает лучше только такую модель взаимодейсnвия. А это могло возникнуть из-за ситуации, когда единожды не выдержав, начальник перешел с Семеном на мат и это подействовало на последнего. Так с конкретным сотрудником у начальника закрепилась конкретная модель поведения и взаимодействия.

Но можно рассмотреть еще один вариант - допустим, начальник решил уволить Семена, по каким бы то не было причинам. Но Семен против и не хочет покидать компанию добровольно, грозит трудовой инспекцией и прокуратурой и т.д. и т.п. Тогда один из способов "избавиться" от Семена - создать ему условия, при которых он сам захочет уволиться. И тогда понятна цель мата и оскорблений со стороны начальника.

Есть еще вариант - руководитель и Семен поругались по личным мотивам и теперь первый так общается со втором, из мести.

В целом можно смоделировать по этому поводу не одну ситуацию, просто с моей точки зрения мат конечно же не желателен, но не стоит делать категоричных выводов, что он не допустим везде и во всех компаниях, и что руководитель не может перейти на него. Это идеализация, а ничего в этом мире не идеально : ) А иногда, как в моем примере выше, может быть путем к достижению цели увольнения (пусть и токсичным путем).

И еще: лично знаком с человеком, особенность руководителя которого заключается в том, что он оскорбляет и материт только своих любимчиков. При этом он активно продвигает их по карьерной лестнице и т.п. В данном случае мне видится желание руководителя: а) добиться нужного результата от сотрудников, на которых возлагает надежды; б) сделать вид перед другими сотрудниками, что у него нет "любимчиков". И такое бывает))
2023-11-13 15:17 1
Светлана
Елена, коллеги, добрый день. В крупных компаниях возникают различные споры и конфликты. Но ни один человек (хоть начальник, хоть чиновник) не имеет права повышать голос, оскорблять и унижать другого. А если это сопровождается нецензурной бранью то это состав ст.5.61 КоАП так как это форма психологического насилия. И она будет существовать до тех пор пока подчиненный позволяет этому быть. Необходимо понять причину: почему руководитель кричит?- может он в гневе;-он действует стереотипно, "Как всегда", есть такой особый тип руководитель-"РЕВУН". Некоторые разговаривают на мате, а некоторые разговаривают криком. В любом случае необходимо разбираться и включить в корпоративный кодекс правила запрещающие оскорбления и унижения сотрудников, а также предусмотренные санкции в случае нарушения со стороны руководства. Подчиненный может обратиться и к руководству вышестоящего уровня.
2023-11-13 15:05 3
Елена Александрова
Если руководитель указывает только на огрехи сотрудников, не отмечает их успехи, субъективно оценивает человека, а не его работу, подчиненный вынужден проявить защитную реакцию.
Когда человек слышит неконструктивную критику, мозг воспринимает эту информацию как сигнал, что организму угрожает опасность. В тоже время логическая часть мозга оценивает ситуацию как безопасную и пытается удержать свои эмоции. Визуально человек спокоен, но на самом деле внутри у него разворачивается невероятная борьба логики и эмоций. Если в компании принято, что все сказанное, даже в резкой форме, должно быть воспринято и выполнено, то надо понимать, что такая коммуникация значительно снизит мотивацию сотрудника, рассчитанную на выполнение поставленной задачи. Такое положение в первую очередь вредит работе. Важно, чтобы обратная связь была сдержанной эмоционально, разложена по фактам и касалась функционала, а не личности человека.
2023-11-13 14:57 4
Александра Смагина
Елена, коллеги, приветствую. Достаточно высказано мнений на счет хорошо/плохо и культурные устои России. Поделюсь своим опытом. Ежемесячно я взаимодействую с огромным количеством компаний и все они уникальны своим микроклиматом, от тех кто регулярно дает друг другу конструктивную обратную связь, до тех по кому можно создавать хрестоматию по чудотворному мату. И среди одни и среди других встречается как эффективный, растущий и прибыльный бизнес, так и не очень. Честно говоря, не смогу даже выделить долю успеха, которая приходится на конкретную категорию. По моим ощущениям все зависит от умения честно формировать команду. Как говорится, рыбак рыбака видит из далека, поэтому вокруг руководителя-матершинника, как правило, собирается такая же команда, которая просто напросто по-другому работать не умеет. Если такого сотрудника посадить в команду интеллигентов, он просто не будет работать от слова - совсем. Сами же интеллигенты в такую команду либо не попадают на интуитивном уровне, либо на долго не задерживаются.
2023-11-13 13:02 3
ОК-Консалтинг
Очепятка!!! До 1924 года!
2023-11-12 22:21 0
ОК-Консалтинг
Мат - это вообще магия особого рода!
Попробуйте молча, сжав зубы, попробовать что-то открутить в сервисе или закрепить на производстве? Мат помогает выделить необходимую энергию для тяжёлых действий или "нечеловеческих" усилий.
С другой стороны, мат он отчего является матом? Из-за того, что это просто кому-то выгодно? Посмотрите летописи! До 1024 года слово "Почему" относилось к нецензурной лексике, ибо оно призвано возбудить в человеке чувство вины.
Поэтому, если убрать из понятий мат, а сделать его общедоступным лексиконом, то и значения он уже такого иметь не будет!
2023-11-12 22:20 3
Мария Валиева -Наставничество, обучение и сопровождение до результата руководителей
Коллеги, добрый день! Поделюсь своим мнением. Для того чтобы руководитель не доходил до "точки кипения" назовем это так, обратная связь о руководителя сотруднику должна быть регулярной, а не только тогда - когда руководитель не доволен. Это управленческий инструмент, регулярное использование которого во многом влияет на качество работы сотрудника. Ну а форма подачи зависит от корпоративной культуры организации. Есть к сожалению компании в которых использование мата является нормой и это их корпоративная культура.
2023-11-12 11:46 3
Андрей Ващенко
Коллеги можно вбросить свои 5 копеек. Если я правильно прочитал пост, злой начальник, не со всеми матом разговаривает, не различая ни пола ни чина. А только с некоторыми мужчинами, и выражает матом свои сильные чувства связанные с качеством их работы и отношением к своим обязанностям. Я не прочитал про мат в сторону женщин, ни про мат в сторону клиентов или подрядчиков.

Отсюда вывод: в нашей стране мат это язык искренности, когда человек прямо говорит то что думает, ничего не скрывая. Да окружающим особенно подчиненым это мягко говоря может быть не приятно. Да это признак специфической культуры в компании где мораль искренность и порядочность друг с другом не соприкасаются.

Но за то человек честен, он прямо указывает на плохую или не достаточно ответственную работу исполнителей. Сомневаюсь что он матом их хвалит или поощряет к труду. Не стоит приписывать руководителю низкую квалификацию или низкую культуру - он пытается достичь результата быстрее, как на стройке или в армии, возможно он не готов "танцевать с бубном" перед ленивым не вовлеченным сотрудником, которы работать не хочет, а требует к себе культурного обращения. Сразу скажу если не верно диагностировал ситуацию ИЗВИНИТЕ
2023-11-12 10:28 4
Елена Берилло
Уважаемые коллеги, спасибо за интерес проявленный к данному вопросу. Ольга, я с Вами абсолютно согласна, стоит развести данный вопрос на две темы. Конечно использование мата, довольно неприятное явление и скорее всего навряд ли так будет выражаться гармоничная и уравновешенная личность.
Инесса, относительно слова - образец. Лексическое значение этого слова значительно шире и не ограничивается ботаникой. Толковый словарь в помощь.)
2023-11-12 06:47 1
Антон Кобельков
Добрый день, Елена!

Все начинается со стратегии и системы управления. Если они не выстроены, в компании постоянно генерируются конфликты. которые не могут быть решены конструктивно, с точки зрения миссии и целей, а решаются только силой - влиянием, статусом, через знакомства и, в конечном счете, через конфликты с матом.

Привычка к силовому разрешению конфликтов приводит к тому, что любые конфликты начинают решаться таким образом, даже те, которые могли бы быть разрешены конструктивно. Коммуникационные тренинги здесь не помогут, поскольку они предполагают, что любой конфликт может быть разрешен рационально. а это на самом деле не так.

Поэтому первое , что нужно сделать - это устранить причину. Выстроить стратегию и систему управления компанией , После этого атмосфера улучшится сама собой, потому что никакой нормальный человек не хочет ругаться зря, теряя энергию, которую можно направить на более плодотворные задачи. Но коммуникационный тренинг дополнительно очень поспособствует этому процессу.
2023-11-11 10:52 3
ОК-Консалтинг
Елена, здравствуйте! Коллеги, всем доброго времени суток!
Обратная связь, или фидбэк (от англ. feedback), — это способ коммуникации, когда люди делятся своей точкой зрения с другими, чтобы что-то изменить. С помощью обратной связи собеседник может призывать к действию, делиться опытом или доносить информацию, критически важную для решения рабочих задач.
В кейсе я не увидел обратной связи. Может просто кейс не полностью описан?
Ведь обратная связь строится не в отношении человека, а в отношении его действия / бездействий.
А в данной ситуации, на мой взгляд, в полной мере реализованы слова Н.Фоменко: "И так как времени немного - я быстро матом объясню!"
Это даже не вопрос культуры или управленческих навыков - это вопрос социального и эмоционального интеллекта, а вернее их полной незрелости. Ведь этому нас не учат даже на управленческих тренингах.
Всем успехов!
2023-11-10 22:31 4
Влад Яковлев
Здравствуйте, Елена!

На мой взгляд, если есть малейший вариант не терпеть подобных историй, то лучше всего сразу всего идти по такому пути и не иметь ничего общего с такими руководителями и такими компаниями.
2023-11-10 19:44 2
Ника Рекрутер
Добрый день, такие ситуации бывают. Тоже наблюдала в некоторых компаниях, причем общение складывается не только внутри компании, но такой же манерой общаются с клиентами и тд. Причем крупные солидные компании.
Мне понравился курс в ИТ - рекрутменте - TONE OF VOICE.
Подбор тональности общения внутри коллектива, так и внешнее общение.
Поиск правильной манеры общения проходит в несколько этапов. Важно анализировать информацию на каждом шаге, чтобы в итоге сложить цельное представление об образе компании.
Формирование ценностей поможет не только определить нужный тон, но и лояльных единомышленников.

С уважением, Вероника.
2023-11-10 15:59 4
Лариса Леонидова
Добрый день!
Елена, отличный вопрос, который открывает глубокую тему.
Словосочетание “обратная связь” широко употребимо и возникает иллюзия: чтобы давать обратную связь достаточно просто уметь говорить.
Отнюдь. “Обратная связь” не такой уж простой и при этом действенный инструмент влияния.
А вот обучение ему, создание культуры применения в организации - это серьезная работа, значимость которой часто недооценена.
Невыполнение KPI, не знание управленческого цикла - это да!
А “обратная связь” - это уж как получится).
В моей практике один из руководителей давал команде управленцев “ос” о клиентоориентированности словами: “Сколько раз вам, идиотам, говорить, нельзя к людям как быдлу относиться!”
И, вопрос, что чувствуют, думают и делают сотрудники после такой обратной связи?
Мы даем “ос” с целью повлиять, изменить поведение в будущем. И здесь нужно очень четко понимать что я хочу получить в результате разговора? Какие слова и эмоции я для этого использую? Что будет думать, чувствовать и хотеть сделать другой после моих слов? Совпадает ли это с той целью, которую я планировал изначально?
И для того, чтобы это сработало нужен и словарный запас (а не только ненорматив), и владение своим эмоциональным состоянием, и хорошее понимание того, что происходит с другим в результате вашего общения.
Как говорится, любую информацию можно подать уважительно как пальто, а можно бросить в лицо как половую тряпку.
2023-11-10 14:19 7
Воропаева Ольга
Елена, мне кажется, было бы правильнее разделить ваш вопрос на две части:
Первая - есть ли у нас культура обратной связи, как инструмента управления людьми. Пожалуй она недостаточно развита. Ведь цель обратной связи - изменение (улучшение) поведения других людей. И чаще всего этот инструмент используется в обучении и развитии персонала (включая обучение нормам и правилам поведения в компании). Данному инструменту безусловно нужно учить руководителей и создавать условия для активной практики.
И вторая часть вашего вопроса про мат. А это уже о культуре конкретных людей и уровне их воспитания. Ведь мат, это способ компенсации недостаточного словарного запаса, интеллектуальных и коммуникативных возможностей. И я бы не стала привязывать культуру отдельных личностей, а точнее ее отсутствие, к российской культуре в целом, менталитету и пр. Поскольку это делают те, кто хочет оправдать отсутствие культуры и воспитания у себя, неспособности придерживаться норм и правил общественного поведения.
2023-11-10 12:27 7
Инесса Шелест, IT HR
...что это за определение такое: "отсутствие образцов"?)))))
Эталон.
В википедии: Образец — в ботанике, растение или часть его, сохраняемые для научного исследования. Под образцами обычно понимают гербарные листы.
Извините, просто день рабочий начинается позитивно в следствии ассоциаций).
Хорошего дня!
2023-11-10 11:50 1
Екатерина Глебовская
Елена, здравствуйте!
Тема про неправильную обратную связь обширна и касается не только мата.
Есть люди, для которых это норма и они не считают нужным что-то менять: "Не нравится - пусть уходят, подстраиваться ни под кого не буду". По моему опыту, трансформация подхода встречается редко и происходит только при серьезных изменениях в жизни (пример: была своя компания, вынужден уйти в найм, там так не принято и т.п.)
На практике я регулярно работаю с обратной связью. Обучаю применению правила позитивной обратной связи (Что сделано хорошо, а что может быть сделано еще лучше). Но от мата это правило бесконечно далеко...
2023-11-10 11:10 7
Инесса Шелест, IT HR
Зравствуйте.
Использование ненормативной лексики --абсолютно недопустимая форма коммуникации. И не важно какая ситуация, обратная связь должна быть конструктивной.
Задача обратной связи в том, чтобы корректировать действия исполнителя для достижения наилучших результатов.
А если обратная связь у исполнителя вызывает отторжение, демотивацию и страх... никаких улучшений результатов не будет никогда.
С уважением, Инесса
2023-11-10 10:31 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант. HR-эксперт
PRO Автор статей Спецзаказы
Стаж работы Более 15 лет
Отзывов от клиентов 17
Публикаций 63
Рейтинг в профразделах
Консалтинг 6 место
Корп.культура 7 место
Карьерный консалтинг 10 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
220 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.