Навыки фасилитации - новый маст хэв для руководителя?

Фасилитация как навык, кажется вошла в мир HR уже довольно давно.В последний год есть ощущение, что в обязательный контур обучения руководителей она тоже вошла.

Безусловно с ростом количества совещаний и обсуждений, умение грамотно модерировать ход беседы, вовлекать участников и помогать командам находить решения напрямую влияет на эффективность проводимых встреч, но действительно ли тут нужны серьезные навыки фасилитации или достаточно просто хорошо подготовить совещание?

Популярное по теме
Как понять, что пора проводить стратегическую сессию в компании: чек-лист для проверки
8079
0

Что происходит на ваш взгляд - меняется рынок и бизнес хочет своими силами делать командные и стратегические сессии или, все-таки это запрос операционной эффективности - коллеги тонут в бесконечных встречах и совещаниях, не могут формулировать совместных решений и навыки фасилитации выглядят хорошим решением этого вопроса?

Коллеги, приглашаю к дискуссии!

1. Какие форматы обучения фасилитации вы считаете наиболее востребованными у клиентов?
2. Каков основной запрос - решать операционные задачи или самостоятельно двигаться в решении стратегических задач?

Делитесь своими наблюдениями и идеями в комментариях:) велком!

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Ольга Азарова
Анастасия, добрый день.
Навыки фасилитатора важно развивать у всех руководителей. Однако не все руководители могут выступить в роли фасилитаторов и на время встречи отказаться от своей управленческой роли.
В таких случаях я, как HRD, выступала фасилитатором в проведении фокус групп, фасилитаций для выработки командных решений внутри компании.
Мы приглашали внешнего тренера/фасилитатора для проведения стратегических сессий, когда важно, чтобы руководители также приняли активное участие в обсуждении и разработке стратегии развития компании.
2026-06-03 19:38 0
Усынина Алена
Добрый день!

Запрос на обучение навыкам фасилитации руководителей в компании сейчас, действительно, появляется достаточно часто. Но мне кажется, многие сейчас используя слово "фасилитация" не совсем верно закладывают туда смысл, так как у многих компаний основная боль в том, как качественно проводить операционные встречи. По крайней мере, именно с этим я часто сталкиваюсь в своей практике.

В 70% случаев проблема не в отсутствии глубоких фасилитационных навыков, а в слабой подготовке встреч, размытой цели и отсутствии рамки. Если руководитель не умеет сформулировать повестку, держать тайминг и фиксировать решения, то нужно сначала разбираться именно с этим, а не учить навыкам фасилитации. Скорее, тут речь про модерацию, и именно этому, чаще всего, первично нужно научить руководителей.

А вот на проведение стратегических встреч запрос на внешних консультантов все так же высок, потому что там уже важен человек извне, который не включен в иерархию и может удерживать рамку, когда в команде разные интересы, амбиции и может возникать напряжение.

Поэтому я бы разделяла. Если речь про ежедневные и еженедельные встречи, то сначала нужно наводить порядок в управленческой базе: цель встречи, ожидаемый результат, регламент, фиксация решений и ответственности.

Если же компания говорит про стратегию, пересборку целей, сложные командные конфликты - тогда действительно нужны более серьезные навыки работы с групповой динамикой, и не всегда их целесообразно взращивать внутри.
2026-05-23 12:09 0
АБК Консалтинг
Анастасия, здравствуйте.
Заглянули в дискуссию о фасилитации. Это уже не просто "приятное дополнение", а прямо-таки "кредитная история" руководителя.
По нашим наблюдениям, запрос идет как на "оперативку" (утопаем во встречах, помогите не утонуть!), так и на "стратегию" (хотим сами принимать важные решения, научите, как это делать вместе) - в зависимости от того, где больше "болит".
2026-05-22 17:48 0
Центр Управленческих Технологий "МейнСтрим"
Добрый день, Анастасия! Спасибо, что подсветили такой важный вопрос.
В нашей текущей практике наиболее востребованны два варианта обучения инструментам фасилитации:

1 вариант: Корпоративный бизнес-тренинг (8 или 16 часов). Такой формат выбирают клиенты, которые хотят применять фасилитацию для решения оперативных задач: проведение некоторых видов совещания и организация групповых обсуждений по решению текущих вопросов в командах подразделений или проектов.

2 вариант: Курс подготовки внутренних фасилитаторов/модераторов. Более популярен формат повышения квалификации (комбинация очного, онлайн и дистанционного форматов с огромным количеством практических отработок), но профессиональной переподготовкой также интересуются. Это вариант интересен компаниям, которые хотят сформировать пул внутренних самостоятельных специалистов, чтобы проводить стратегические, тактические, проектные и другие сессии собственными силами без потери качества и при этом уйти от затрат (или минимизировать их) на привлечение внешних специалистов. Последнее время он вызывает всё больший интерес, т.к. работать с сотрудниками нужно (например, вовлекать), а бюджеты порой сокращают. А при обучении внутренних специалистов получается, что один раз вложившись, ты экономишь в дальнейшем.
2026-05-19 12:10 1
1 ответ
Анастасия Лапенко
Центр Управленческих Технологий "МейнСтрим", коллеги, спасибо за такой подробный ответ! Плюсую, как говорится, по всем пунктам. Есть огромное количество внутренних задач, которые наверняка решаются лучше, если менять подход к обсуждениям на более профессиональный.
2026-05-20 10:51 0
Маргарита Лобова
Добрый день, Анастасия!
Согласна с вами, сейчас большой запрос на фасилитацию.
Я это связываю с тем, что лидеры чувствуют - в бизнесе уже не достаточно самостоятельно вырабатывать решения. Важно их заземлять на команду.

Совещания стали (или всегда были) неотъемлемой частью управления изменениями. Уже недостаточно просто "спустить" решения, важно обеспечить согласованность и вовлечь сотрудников на всех уровнях для реализации задач.

Но мне кажется что эта тенденция может пойти на спад. Все больше директивности вижу в управленцах к сожалению - таковы антикризисные меры во многих организациях.
2026-05-15 15:06 1
1 ответ
Анастасия Лапенко
Маргарита Лобова, спасибо, что затронули тему команды. Согласна, лидеры всё чаще понимают, что «в одно лицо» решения уже не работают — их нужно приземлять на команду, иначе сложно в реализации. Наверное, рост количества разных совещаний и обсуждений это прямое следствие попытки вовлечь команду, но иногда получается совсем наоборот. По поводу спада и директивности — антикризисные меры часто требуют директивности и прямых указаний и модель управления безусловно становится жёстче. Хорошо это или плохо - покажет время.
2026-05-17 15:09 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Анастасия и коллеги!
Анастасия, Вы правильно подметили тенденцию и Вам не кажется.
Особенно последних около 5 лет роль руководителя в системе организационного управления претерпевает некоторые изменения:
+ эффективный менеджмент стал гибче и не строится только на личностях/ должностях, а на поиске наилучших решений по целям/ задачам.
+ процесс принятия решений приобретает более взвешенный характер. На уровне организаций поощряется привлечение к их выработке ведущих специалистов. Это помогает и в поиске юнитов.
+ навык применения "мозгового штурма" на практике утвердил свою эффективность для бизнеса.
+ по терминам, я не вижу проблем как кто это называет).. фасилитация/ модерация/ и др., важна суть, которую конкретная бизнес-модель компании вкладывает в содержание функциональной роли руководителя как ответственного за результат.
+ 20 лет назад было стыдно устраивать мозговой штурм со своими подчиненными, а сейчас.... "и волки сыты и овцы целы". Я о укреплении командной работы, где каждый сотрудник подразделения имеет возможность участвовать в принятии решений своего направления.
+ принятие решений в меньшей степени носит директивный характер.
+ и, да, навык фасилитации/ модерации и т.п. для руководителя неотъемлемо важен.
2026-05-15 10:41 1
1 ответ
Анастасия Лапенко
Инесса Шелест IT-рекрутинг, спасибо, вы точно подметили изменения последних лет. Действительно, современный эффективный менеджмент становится гибче. Он строится не столько на должностях и мнениях, сколько на поиске наилучших решений для достижения целей. Привлечение ведущих специалистов к выработке решений — это уже не исключение, а хорошая практика, которая помогает находить новые точки роста и укреплять команду. Модерация, фасилитация, хоть проведение совещания - не важно, суть от этого не меняется. Главное, чтобы руководители развивали свои способности организовать процесс так, чтобы каждый участник чувствовал не только осмысленность времяпрепровождения, но и мог внести свой вклад, а решение было по-настоящему общим и работающим.
2026-05-17 15:16 1
Татьяна Зизганова
Анастасия, добрый день!

Достаточно хорошей подготовки совещания - в 80% случаев. Серьёзные навыки фасилитации нужны только там, где есть конфликты, высокая неопределённость или риск не услышать команду.

Проблема не в фасилитации, а в том, что сегодня от руководителя требуют «всех навыков сразу». Это иллюзия. Если фасилитация уводит руководителя от результата в процесс - это не маст хав, а минус.

Короткий ответ на ваш вопрос:
База - подготовка. Инструмент - фасилитация. Маст хав - ни то, ни другое.
2026-05-15 08:10 1
Виллер Марина
Доброго дня. Мое мнение -навыки фасилитации базовые для руководителя важны в частности для проведения совещаний, где важно поискать свежие решения.
2026-05-14 17:15 0
Виталий Ли
Добрый день!

Насчет "мастхэв" - 50/50 мне кажется.
Ко мне периодически обращаются за данной услугой и всегда по одной из двух причин:
1. В компании нет квалифицированного специалиста, кто смог бы быть фасилитатором
2. Необходим именно внешний специалист

И я склонен думать, что если все же со временем навыки фасилитации станут неотъемлемой частью базового инструментария руководителей (т.е. вопрос №1 будет в большинстве компании закрыт), то все равно останется вопрос №2. Все же помнят про автоматический кредит доверия "незнакомому" специалисту.
2026-05-14 13:53 1
Иван Зубакин
Добрый день, Анастасия!
Я бы предложил отдельно рассматривать 3 предмета обсуждения: проведение совещаний и планирование текущих задач, операционное планирование на полгода-год и стратегическое планирование на срок более 1 года (тут горизонты у всех разные, поскольку динамика по рынкам сильно отличается).
С точки зрения эффективности проведения совещаний и планирование краткосрочных задач и их согласования между членами команды или подразделениями, безусловно нужны как навыки эффективного проведения совещаний, так и базовые навыки фасилитатора, даже если эту роль занимает сам руководитель. Потому что позиция "фасилитатора" помогает смотреть на все происходящее со стороны, а если говорить о 4-позиционной модели, то со стороны системы. Если руководитель прокачан базовым навыкам фасилитации, то ему будет гораздо легче управлять групповой динамикой и приходить к более четкому результату.
С точки зрения, операционного планирования, когда нужно посмотреть, как у нас идет реализация стратегии, что получается, что не получается, что нужно подкрутить, куда обратить внимание в первую очередь, то тут без определенных знаний и навыков (не только фасилитации) будет непросто. Сейчас многие компании как раз отказались от услуг в этом секторе, поскольку считают, что они сами лучше справятся с решением своих операционных задач. Кажется, что тут нет никакой магии и фасилитатор тут не сильно и нужен. Ключевой вопрос - степень зрелости топ-команды и руководителя. Если команда и руководитель достаточно зрелые, то им помощь не нужна, сами выгребут. А если зрелось на низком или средненьком уровне, да еще к тому же часть команды сменилась, пришел новый руководитель, акционер резко изменил стратегию бизнеса, то тут без внешней помощи будет сложно выгребать - можно и дров наломать.
Наконец, разработка долгосрочной стратегии на быстро меняющемся рынке. Вот тут, на мой взгляд, помощь профессионального фасилитатора со знаниями в области стратегии, управления изменениями, теории ограничений и другими важными базовыми принципами управления, будет крайне необходима. Сложно людям вырваться из их ежедневного беличьего колеса. Это все равно как работа с психологом - до какой-то степени вы сами можете решать возникающие у вас жизненные трудности без внешней помощи, но для решения более сложных проблем и задач вам нужен внешний человек - коуч или психолог, который поможет вам увидеть то, что вы возможно не замечали сами раньше, и вся ваша команда также была слепа или замалчивала то, что давно уже пора было выложить на стол.
Как-то так ))
2026-05-14 09:45 2
Оксана Шафран
На мой взгляд существует огромная разница между фасилитацией и совещанием / планеркой, поэтому для меня ответ очевиден. руководитель не должен быть фасилитатором, тк идет смешение ролей и подмена понятий. фасилитатор не принимает решения и не подводит к ним, а вот задача руководителя как раз таки принимать эти решения. здесь уместнее было бы понятие модерации, но, как правило, этим занимаются ассистенты руководителей и им было бы полезно поучиться модерации таких совещаний
2026-05-13 17:14 1
Александр Тимошин
Дарья, здравствуйте!
Вопрос 2 Каков основной запрос - решать операционные задачи или самостоятельно двигаться в решении стратегических задач?
Осознанные запросы на проведение стратегических сессий для разработки стратегии встречаются редко.
Горизонт стратегии у многих компаний один, редко два года. Это срок операционного мышления.
Чаще всего на стратегических сессиях стремятся решить операционные задачи.

Обучение руководителей навыкам фасилитации для проведения собраний, совещаний и других форм групповой активности имеет смысл.
Основная трудности для них:
!- на время совещания стать снять "шляпу" руководителя
2- занять нейтральную позицию по отношению к обсуждаемым вопросам даже если внутри "все горит"
3- отказаться от использования фасилитации как инструмента приведения учвстников к заранее выбранному решению
Те, кто способны это сделать, вполне могут с пользой для организации использовать приобретенные навыки

2026-05-13 15:40 3
Дарья Левина
Анастасия, доброго дня!

У меня ощущение, что запрос на фасилитацию сейчас во многом вырос не из-за любви бизнеса к "бирюзовости", а потому что компании банально захлебнулись в созвонах. Очень много команд умеют собирать встречи, но не умеют приводить их к решениям. В итоге люди выходят с часовым обсуждением и нулевым пониманием: кто что делает дальше.

При этом я бы не переоценивала именно “сложную фасилитацию” для большинства руководителей. Часто проблема не в отсутствии модных техник, а в базовой управленческой дисциплине: нормально сформулировать цель встречи, держать рамку обсуждения и фиксировать итог. Потому что иногда смотришь на совещание и понимаешь: тут не фасилитатор нужен, а человек, который просто остановит коллективный поток мыслей)
2026-05-13 11:51 2
1 ответ
Анастасия Лапенко
Дарья Левина, спасибо - согласна полностью. Мне тоже видится корневая проблема именно в управленческой компетентности и зрелости, формулировки целей, результатов и шагов - это вообще отдельная тема. Но, кажется в слове "фасилитация" волшебства больше, чем в сухой "управленческой компетентности".
2026-05-13 12:16 1
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Стратегические и командные сессии. Стратегия и управление продажами
PRO Автор статей
Стаж работы 5 лет
Отзывов от клиентов 11
Публикаций 15
Рейтинг в профразделах
Консалтинг 27 место
Обучение 35 место
Оценка 46 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
229 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.