В статье я предлагаю свой инструмент работы в условиях стресса и для повышения доверия в команде. Я провожу эту практику на тренингах в качестве передышки и в качестве разогрева перед большой командной работой. Статья будет полезна HR и руководителям в ситуации высокой неопределнности. Буду благодарна комментариям.
Как сейчас можно поддерживать себя и свою команду?
В ситуации сильного стресса разговоры об амбициозных целях компании, позитивные лозунги и призывы к миссии бесполезен. Более того они могут выглядеть фальшиво и снижать доверие внутри команды.
В состоянии тревоги у людей активизируются древние отделы мозга, которые отвечают за выживание. У нас меняется биохимия и поведение. Рациональная часть, которая отвечает за проектирование будущего работает плохо, поэтому так сложно сфокусироваться на выполнении плана и следовании оговоренных ранее целей.
Я считаю, что не стоит обсуждать новости и политику внутри компании, и вообще провоцировать людей высказывать «позицию» на работе. Это приведет к конфликтам и усугубит ситацию с эмоциональным ресурсом.
Но также не стоит делать вид, что ничего не происходит, ведь любой избегающий тип поведения всегда снижает доверие внутри коллектива. "Я не слушаю, я плов кушаю"- провальная стратегия для поддержки команды в период турбулентности.
Я предлагаю такой вариант поддержки для руководителей и сотрудников:
Нужно собраться командой и обсудить эмоции.
Не политику и не новости, не позицию, а именно эмоции.
Что каждый чувствует сейчас?
И что мы можем сделать друг для друга сейчас?
На тренингах для команд я иногда делаю такое упражнение: все пишут свои эмоции на стикерах и мы скидываем их в одну емкость и потом обсуждаем каждую эмоцию. Человек может говорить или не говорить, что это его эмоция, но чаще все с удовольствием делятся. О каждой эмоции спросите друг друга, у кого такая же эмоция еще в команде? Кто чувствует также? Это создает сплоченность и доверие за счет того, что человек понимает, что он не один в своем состоянии.
Далее можно поговорить «о чем эта эмоция?», «какие мысли она рождает?»
И тут важно не прицеплять к эмоции новости, а проговорить мысли, которые сочетаются с этой эмоцией?
Например: "страх"- какие мысли идут с этой эмоцией? Ведь нас пугают не сами события, а наша интерпретация внутри нас.
Следом полезно обсудить, что может поддержать сейчас сотрудников, чтобы справится с этими эмоциями. Интересно, что руководители редко спрашивают самих сотрудников, какая поддержка им нужна, но это всегда отлично работает на лояльность и вовлеченность команды. Спросите сотрудников и дайте возможность каждому ответить, как ему может помочь команда сейчас.
Например, предложения могут быть такими: "Коллеги, давайте смеяться больше?"
Или: "Давайте продумаем, что самое лучшее можем делать сейчас?"
"А как мы можем поддержать своих клиентов сейчас?".
Также хорошо работают любые открытые разговоры о рисках и способах их предотвратить. Важно, чтобы все участвовали в обсуждении. Это дает каждому сотруднику чувство сопричастности. Конечно есть сотрудники "менянетрогать", которые просто хотят, чтобы им сказали, что делать. Но даже их надо вовлекать в генерацию идей и решений, чтобы они тренировали свою вовлеченность.
Теперь давайте поговорим о том, что может сделать непосредственно руководитель в ситуацяии сильного стресса, чтобы поддержать команду?
Моя рекомендация- быть собой и говорить честно с командой.
Не стараться ходить в маске крутости и в скафандре «а мне все равно».
Можно сказать команде о своих опасениях и переживаниях, также поделится своими мыслями относительно того, что лучшего можно сейчас делать. Оставаться проактивным и готовым к действиям. Поделится своими планами план Б/ В и Г.
В ситауции неопределенности лучше всего работает любая определенность. Покажите открыто, как дела с финансами у организации и насколько хватит резервов даже в случае реализации самого плохого сценариия. Расскажите о своем опыте прохождения испытаний и что вам помогало справится тогда.
Вспомните вместе с командой, как вы уже переживали кризисы и вместе обсудите, какие ресурсы есть сейчас, чтобы справиться. Вообще любая коммуникация в поддерживающем тоне сейчас будет очень полезна внутри команды.
Для лучшего эффекта проведите сессию к профессиональным фасилитатором или коучем для команды. Это даст поддержку и ресурс на действия в ситуации неопределенности. Если вам нужны дополнительные инструменты и консультация, то пишите мне.
Бизнес- тренер
Первые заказы и курс о том, как продавать услуги – в подарок!
Получите на почту подборку лучших материалов по темам
Следить за новостями
Комментарии