Известные клиенты в портфолио бизнес-тренера: что даёт заказчику эта информация?

Мы живём в эпоху шапок профиля. Авторская формулировка, пользователи соцсетей поймут) 
Что это значит, если по-русски? Это про умение всех, кто продаёт свои услуги, так упаковать информацию о себе в условиях ограниченного количества знаков (вот вам и шапка) и времени на знакомство с вашей трудовой биографией. Навык супер-полезный, заявляю как профессиональный редактор) 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Но что же обычно выносится в эти самые "шапки" и прочие продающие самопрезентации, которые нас постоянно призывают делать лаконичными? 

Резюме, портфолио, медиа-киты - туда же. 

Как поёт Лариса Долина, "Я надену всё лучшее сразу". Так и мы "гремим брендами", впечатляющими цифрами и прочим уникальным опытом. 

Я тоже так делаю, поэтому мой вопрос - не попытка выгулять белое пальто 😁

Всё это должно вызывать ряд эффектов: интерес, уважение, доверие. 

Внимание, вопрос. Когда заказчик тренинга видит, что тренер работал с топовым банком, госкорпорацией и прочими компаниями, не нуждающимися в представлении, которыми мы все так любим бравурнуть, что ему гарантирует, обещает эта информация? 

Что в большие компании плохих не позовут? 

Или это всего лишь про релевантный опыт? 

Или же это некий сигнал "проверка на стрессоустойчивость пройдена": если попал туда, очевидно, на многое готов? 

Или же это иррациональное "вау, круто, в самом ...проме работал!"? 

Интересны как личный опыт (мне на этот вопрос не раз отвечали те, кто выбирал "медийных тренеров", так и ваши версии) 

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Александр Балашов
Приветствую, Мария!

Информация о работе с известными клиентами – это как золотая печать на дипломе. Она вызывает доверие, показывает, что тренер справился с высокими требованиями. Но главное, она подсвечивает опыт, который может быть полезен заказчику. Это как знак "проверка пройдена", но не гарантия идеального результата.
2024-12-31 01:47 0
Мария Егорова
Алексей, категорически согласна с вами. Увы и ах.
При этом мы-то с вами знаем, что нередко зовут если не абы кого, то "ба, знакомые все лица". Просто потому что так удобно, и вась-вась никто не отменял. А потом получается как в той хрестоматийной ситуации: ищем молодого специалиста с опытом более 20 лет)
Я, например, вообще не понимаю, как попадают в проекты типа "Сенежа", где, лично слышала, с улицы не берут. А если берут только тех, кто отмечен сотрудничеством с большими брендами, интересна точка входа. Как-то же надо нарабатывать тот самый "убедительный опыт", чтобы впустили))
2024-07-28 22:56 2
Мария Егорова
Александра, вы редкий пример грамотного и системного отношения к подбору. Очень жаль, что многие до сих пор мыслят исключительно категориями медийности, поскольку прежде всего решают имиджевые задачи в духе "мы можем себе это позволить")
2024-07-28 22:50 2
Пилипчук Алексей
Мария, добрый день,

Спасибо за хороший и прямой вопрос.
Начну из далека. Мы живем в России, в которой доступ ко всем благам появился не так уж и давно, с начало 90-х. И нам и китайской культуре присуще “одевать самой лушее”, влиять на восприятие других с помощью модных брендов, логотипов и т.д.
В скандинавской культуре такого нет. Зачастую человек, который одет очень просто и без брендов, он действительно очень богатый, как в материальном так и в духовном плане.

Если говорить про тренинги. Наличие известных компаний в шапке тренера, к примру большого зеленого банка или синей компании со сбывающимся мечтами, это тоже самое, что носить Gucci или Dior.
У большинства взрослых, особенно в нашей стране, очень стереотипное мышление. Нас такими воспитывали и такими мы выросли.
Если ты работал с крупными корпорациями, значит ты востребован, ты профессионал, и они а бы кого не позовут. Это показетль высокого качества выдаваемого продукта.

Такой способо привлечения новых клиентов совсем не зазорный, т.к. он работает и весьма эффективно.
2024-07-28 13:38 1
Воропаева Ольга
Мария, каждый клиент видит и находит что-то свое в презентации опыта тренера. Конечно, тренер может погреться в "лучах славы" известных брендов. При этом многие компании начинают строить проекцию: "раз он работал с такой крутой компанией, значит он..." и далее делают свои выводы.

Но помимо этого, об известных брендах доступно больше информации: как строятся процессы внутри компании, какие задачи, ценности и миссия. Это позволяет легче понять, какого уровня задачи решал конкретный бизнес-тренер.

Кроме того, отбор в крупные компании часто проходит сложно и многоступенчато, а значит, бизнес-тренер с большой долей вероятности прошел такую селекцию.
2024-07-23 18:39 2
Александра Смагина
Мария, коллеги, приветствую! Отвечу со стороны заказчика. Но сначала небольшой вводный комментарий. я являюсь собственником рекрутингового агентства, в котором есть штатный тренер, в задачи которого входит текущее обучение для команды. Однако, все со временем приедается и стиль обучения одного, постоянного человека для сотрудников становится скучным. Именно поэтому с определенной периодичностью я привлекаю внешних тренеров, которые призваны добавить в нашу рутину разнообразия и, так сказать, влить новую воду познаний. Смотрю ли я на наличие федеральных компаний в портфолио тренера? Нет. Смотрю ли я впринципе на наличие в портфолио конкретных кейсов? Да. У меня было не мало времени для того чтобы понять одну важную мысль: само по себе сотрудничество с федеральными компаниями, лично для моей команды, не значит абсолютно ничего. Релевантность опыта тренера вычисляю лишь кейсами с компаниями аналогичными или хотя бы близкими по следующим критериям:
- регион
- численность и структура компании
- сфера деятельности (да и в целом ниша бизнеса)
Так как наша сфера деятельности - редкое явление в кейсах тренеров, высматриваю другие признаки:
- цикл сделки (длительность, этапы)
- ориентировочный средний чек.

Если ряд этих признаков рядом с тем, что актуально для моей компании на данном этапе, значит тренер потенциально может быть нам полезен и, скорее всего, мы поймем друг друга.
2024-07-23 11:21 6
Наталья Кретова
Мария, коллеги, здравствуйте. Работа с передовыми компаниями и строчка в портфолио тренера, как минимум, гарантия того, что тренер "видел" как это сделано и есть в передовых компаниях, знает уровень требований к технологиям тренинга и "прикоснулся" к прогрессивным мыслям компании. Да, теперь у него будет шанс, использовать эти наработки в своей работе и тем самым, повышать уровень не только сервиса, но и передаваемых знаний и опосредовано влиять на бизнес компании. Не прекрасно ли это?
2024-07-23 10:15 1
Дмитрий
Коллеги, Мария!
Здравствуйте!

Мне повезло! У меня есть опыт и как заказчика тренингов/стратегических сессий, так и как тренера/консультанта.
Опыт как заказчика: всегда я и мои коллеги обращали внимание на референс-лист исполнителя в части предыдущих заказчиков.
Но делал я это для того, что бы задать вопрос на интервью потенциальному исполнителю: какие новации у него появились для нас по сравнению с предыдущими сессиями/выступлениями у его прошлых уважаемых заказчиков?
Получив удовлетворяющий меня ответ - заключал сделку.
Но самое интересное, что всегда в параллель я нанимал исполнителя по близкой тематике с более скромными референсами, если он мог убедить, что обладает иными версиями или подходами к раскрытию темы.
Я убеждён, что получить инновационный продукт иным способом затруднительно.
Таким образом, сам по себе факт наличия референса у исполнителя на крупную компанию это замечательно, но не достаточно. А отсутствие референсов, точно не стоп-фактор для рассмотрения исполнителя на конкретную задачу.
Спасибо!
2024-07-22 13:46 3
Олег Дьяконов
Спасибо за вопрос! Лично я пишу и даю список только потому, что спрашивают. И когда спрашивают. Даже на данном сайте есть отдельное поле для такого списка. Лично для меня такой перечень не особо информативен, ни один перечень не даёт понять реальной ситуации- сколько было тренингов, какого уровня, для какой конкретно аудитории и тп. Поэтому, отношусь как к необходимой формальности, но на месте заказчиков не делал на него особых акцентов вообще.
2024-07-22 12:41 2
Мария Егорова
Константин, наблюдаю такую же картину, очень согласна про многочисленность)
И очень хочу услышать ответ реального заказчика, кто делает ставку на бренды: зачем.
Но отвечают в основном тренеры😁
2024-07-20 13:54 2
Светлана, трудовой юрист
Мария, коллеги, приветствую.
Интересный вопрос. Перечитала мнения всех коллег. Моя личная практика работы с крупными госкорпорациями (я не тренер!) полностью совпадает с мнением Александра «было время, когда я считал, что известные бренды в моем портфолио сильно влияют на выбор Заказчика».
Последнее время тенденция, как пишет Анастасия. Там одна политика и присутствие «денег на руку», или работай за копейку. Структуры непонятны, задачи и ответственность перекидываются с одного на другого. Оплаты постфактум и 100500 шагов ада.
По итогу для меня, кроме как о стрессоустойчивости спикера, бренды ничего не говорят.
Спасибо за тему
2024-07-20 09:18 3
Анастасия Патралова
Мария, вот если честно - а действительно ли положительный опыт у тех, кто работал с Крупными Известными Компаниями? Дело в том, что такие структуры "выжимают" без остатка спикеров. Например, в силу своей политики работы с контрагентами крупные компании выдвигают требования в договоре, такие как постоплата после подписания Акта выполненных работ от 60 до 90 дней. Мне как спикеру, тренеру и автору зачем такое? Для портфолио? Ну так тогда пусть сразу "такие крутые компании" скажут: нам нужен тренинг, но вы, спикеры, заплатите нам сами за свое участие. А мы потом позволим вам немножко погордиться и поважничать!"
Как-то так, простите за резкость!
2024-07-19 19:15 3
Константин Журавлёв
Добрый день, Мария, коллеги.

По своему опыту, могу сказать что факт наличия известных брендов крупных компаний в портфолио бизнес-тренера дает ему преимущество при продаже только определенной группе клиентов. Я называю таких клиентов "ориентированными на бренды". По сути, при покупке и принятии решений они ориентируются не на сам продукт, который покупают и не на компетенции/личность тренера, а на силу и "раскрученность" его бренда. Ну и соответсвенно брендов, которые есть в его портфолио.

К сожалению, на рынке тренингов и бизнес-консалтинга, такая группа клиентов пока довольно многочисленна. Наверное это происходит в силу молодости и относительной диковатости этих рынков. Надеюсь, что ситуация будет меняться с каждым годом в лучшую сторону и клиенты будут больше обращать внимание не на бренды, а на сами продукты экспертов и главное их бэкграунд.

2024-07-19 14:02 3
Денис Капустин
Добрый день, Мария! Очень хороший вопрос. В моей жизни был, такой опыт, когда самому потребовалось (по ряду причин) уходить с хорошей компаний в которой меня все устраивало, но было но….. Потребовалось время, для поиска компаний в которая меня бы устроило и запуска «сарафана». Когда нашел компанию и выяснил о ней подводные камни, то тогда организовал встречу.
Сейчас ориентируюсь на специалистах, с которыми провел беседу и получил независимую информацию о них. И считаю, что на имя предыдущей компаний не стоит обращать внимание, главное чтобы он соответствовал требованиям компаний и не был «декабристом».
2024-07-19 11:26 4
Пётр Коробицын
Мария, здравствуйте!
Интересный вопрос! Когда заказчик видит в шапке профиля упоминания о сотрудничестве с топовыми банками и госкорпорациями, это действительно вызывает ряд эффектов. Во-первых, это сигнал о релевантном опыте: работа с крупными компаниями подтверждает, что тренер знает, как работать в сложных и структурированных средах. Во-вторых, это проверка на стрессоустойчивость — если тренер смог справиться с задачами в таких условиях, то он, вероятно, справится и с другими вызовами. Конечно, есть и элемент "вау-эффекта" — большие бренды создают впечатление успеха и доверия. Лично мне кажется, что это сочетание всех этих факторов.
2024-07-18 18:50 1
Лариса Романенко
Что даёт заказчику перечисление известных клиентов в портфолио бизнес-тренера (если он основывает свой выбор исключительно на этом)?
Потешить свое эго. Быть в тренде. Быть как все. «Чтобы звезды на погонах были одинаковые» (услышала эту фразу от одного чиновника в Минтруда, который занимался профстандартами).
Но не менее интересный вопрос, что дает бизнес-тренеру перечисление известных клиентов в своем портфолио?
То же самое…
2024-07-18 16:48 2
Мария Егорова
Александр, а как считаете, правило "рыбак рыбака здесь не работает"?
Условно: если работал с большим нефтегазом, скорее всего, знает все законы жанра (а они, правда, есть), значит, в большой аллюминий его точно можно безбоязненно впустить?
2024-07-18 16:44 2
Мария Егорова
Илья, лайк вам уже хотя бы за один пункт с пакетом из ЦУМа😁

Да, да и да! Они есть, эти люди, кому надо, чтобы звезда. При этом критерии объективности в измерении звездности есть?
Правильно, нет. Но все равно хотят!

Уже глаз порой дёргается от запросов про "топовых спикеров", "федеральных тренеров". Но рынок жаждет))
И очень хочется услышать ответ почему. Что это даёт компании? Понимание клиентов, что у нее есть деньги на его оплату? Иррациональные понты? Или это такой закон жанра, который не подлежит объяснению?)
2024-07-18 16:41 3
Илья Глазырин
Надеюсь на лайк, отвечу по пунктам:
1. Что в большие компании плохих не позовут?
Ответ: большие бренды имеют возможности для выбора, сила бренда внушает доверие, но конечно бывают и патовые ситуации, когда у тренера "бренды" в резюме, а лично пообщаешься с бренд-заказчиками, а они говорят: "да, был, но так себе"

2. Или это всего лишь про релевантный опыт?
Ответ: это про узнаваемый опыт

3. Или же это некий сигнал "проверка на стрессоустойчивость пройдена": если попал туда, очевидно, на многое готов?
Ответ: думаю, нет, не про это, да и какая стрессоустойчивость нужна, в крупных корпорациях все участники лояльны, держат себя в руках... а вот в малых, точно могу "рычать"

4. Или же это иррациональное "вау, круто, в самом ...проме работал!"?
Ответ: а куда без этого, как пакет из ЦУМА
2024-07-18 16:21 2
Анна Шишкина
Коллеги, Мария, Добрый день!
Некоторые заказчики смотрят на крупных клиентов, если хотят у них поучиться. Например: сделать своим менеджерам такой тренинг, чтобы они были как менеджеры крупных компаний. Или выстроить такую же систему обучения, чтобы сократить текучку.
А другие, наоборот могут сказать, что техники, которые работают в крупной известной компании могут быть не полезны для небольшой компании.
Я думаю, что тут дело в конкретном запросе. От этого и нужно выбирать тренера.
2024-07-18 15:55 3
Екатерина Телицына
Мария, коллеги, здравствуйте! Очень интересная тема!
Когда я была на стороне заказчика, действительно, упоминание брендов крупных компаний звучало как «набивание цены» исполнителя. Тогда я поняла, что наилучший способ упоминать про бренды – это если опыт релевантен задачи клиента.
2024-07-18 15:28 2
Роман Шеховцов
Мария, согласен с Вами - конечно бывают заказчики с "бзиком" на известность тренера или другие внешние показатели.
Тут у меня простое кредо - гнаться за "поп-звездами" от индустрии просто бессмысленно)

Когда у меня возникают такие клиента - я даю им простой свой аргумент:
"Да, мы не такие поп-звезды, как .... Поэтому мы и стараемся больше, и не дерем цены втридорога "за понты". Вам решать - вам результат нужен или пиар"
И отпускаю клиента с Богом, пусть дальше сам решает.
Как правило те, кому нужен результат - идут со мной дальше

Таков мой, субъективный опыт
2024-07-18 15:04 3
Александр Тимошин
Мария, замечательный вопрос!
Было время, (давно) когда я считал, что известные бренды в моем портфолио сильно влияют на выбор Заказчика.
Поэтому тщательно подбирал тех с кем работал в каждом конкретном случае встречи с будущим клиентом
Потом однажды на встрече с крупным клиентом услышал обратную связь от директора по персоналу, которая резко изменила мое отношение к этому моменту с точностью до наоборот.
Когда я стал рассказывать о крупных компаниях (как обычно) с которыми работал, она посмотрела на меня и с улыбкой сказала:
" Не поверите, вот сейчас встречалась еще с одним человеком (шел просмотре ведущих на стратсессию) и он тоже называл эти компании"
После этого я успокоился)
Я считаю, что наличие крупных компаний в перечне клиентов очень мало влияет на выбор ведущего

2024-07-18 15:00 8
Мария Егорова
Роман, ваша цитата - не в бровь, а в глаз. Люто плюсую.

"В каком случае референс от "громкого бренда" помогает сделке?
Ответ - только в случае релеватного опыта со схожим запросом и глубоким пониманием сути и масштаба задачи".

И опять возврашаемся к моей любимой теме - это для умных и рационально тратящих бюджеты.

Но есть же и иное. Пример - моя сфера обучения публичным выступлениям. Там буквально помешались на медийности тренеров, хотя многие уже обожглись. Ответ эйчара одной компании, которой не зашел тренинг гуру с миллионным гонораром: "Начальник очень хотел, потому что у всех конкурентов он уже был".
Занавес.
2024-07-18 14:58 1
Алексеева Галина
Добрый день, Мария. Я могу на своем опыте сказать. Когда я работала директором по персоналу в холдинге и выбирала тренеров для решения внутренних конкретных задач, то опыт работы с крупными, известными брендами у тренера был для меня скорее дополнительной информацией. Я допускала, что этот человек является профессионалом. На практике, к сожалению, это не всегда было так. Окончательное решение принимала исключительно при личной встрече.
Критерии выбора:
- опыт в нашей сфере
- четкие ответы на вопросы и хорошая презентация себя
- понимание в диалоге со мной, что нужно и как этого достичь
- бюджет
- сроки
2024-07-18 14:51 4
Ирина Турбал
Отличный вопрос) Я недавно думала об этом, потому что в портфолио все госкорпорации собрала.
Но, думаю, что для каждого заказчика это будет про разное:
1. Надежность (тренеру доверяют крупные корпорации)
2. Я могу получить опыт крупных компаний
3. Убедительность для сотрудников (нас учит/оценивает тот, кто учил/оценивал в крупной известной компании). В моей работе ТОПы больше доверяют себя оценить, потому что у меня есть опыт на Лидерах России. Им иногда интересно узнать про конкурс.
4. Кто-то будет связывать с высокой стоимостью услуг (не сталкивалась, но есть такие подозрения).
2024-07-18 14:40 2
Роман Шеховцов
Коллеги, всем привет!
Хороший вопрос задает Мария - как потенциальный клиент смотрит на громкие имена в портфолио потенциального исполнителя.
Могу изложить видение со своей стороны, но видение подкрепленное мнением клиентов с которыми я работал и работаю.

Вопрос - поднимает ли упоминание "громких брендов" шансы на сделку?
Ответ - нет, не поднимает. Цитата клиента - "все уже давно научились делать красивые презентации, а проверять их мне времени не хватит".

Вопрос - в каком случае референс от "громкого бренда" помогает сделке?
Ответ - только в случае релеватного опыта со схожим запросом и глубоким пониманием сути и масштаба задачи.

Вопрос - как продуктивно применять референс от "громкого бренда" в портфолио?
Ответ - отзыв с подробным описанием выполненный работы, а лучше личная рекомендация заказчика (вот это вообще идеально). Цитата клиента - "и что мне эти ваши почетные грамоты и письма? Я вам таких сто нарисую и подпишу... Меня фактура интересует".

Но и от себя немного - лучший способ грамотно подать свое портфолио, это кастомизировать его под запрос клиента.
К сожалению, со слов клиентов, 80% наших коллег-тренеров заваливают всех одним и тем же документом без адаптации. Видимо, стреляют "по площадям") Клиенты этого не любят.

Как-то так получается.
С уважением
Ваш Роман Шеховцов
2024-07-18 14:25 3
Инесса Шелест, IT HR
Мария, конечно, актуальны и в рекрутинге те же причинно-следственные установки.
+ у меня есть клиенты, которые после того, "как попробовали" работать со мной, сказали что больше ни с кем работать не хотят и не будут. Только со мной.
Приятно, конечно)
В таких ситуациях нет никакого "вась-вась". А есть холодный расчёт---работали с многими до меня и только со мной увидели реальный результат, который максимально их впечатлил сильно.
+ крупные компании работают постоянно с одними и теми же в первую очередь потому что взаимодействие с ними налажено и результаты их работы компанию полностью устраивают.
Когда кто-то "выпадает" из Исполнителей--это тот момент, когда компания готова посмотреть рынок и найти "замену" Исполнителю который "выпал/ стал не справляться".
+ молодых руководителей могут пугать Исполнители с опытом по "крупнякам" в первую очередь по причине боязни суммы чека. Страх платить не только за услугу но и за бренд. Когда они попадают в ловушку экономии в погоне за дешёвой ценой дорогой услуги, то сразу меняют свои подходы в выборе Исполнителей.
2024-07-18 13:24 1
Мария Егорова
Инесса, а как же многочисленные тендерные истории, когда большие компании работают с одними и теме же людьми, не потому что они лучшие, а потому что так удобно?
Да и вообще старый добрый вась-вась на рынке и тренеров, и спикеров никто, увы, не отменял.
Интересно, эти причинно-следственные связи для рекрутеров актуальны?
У меня были случаи, когда приватно говорили: то, что ты работала с крупняком, отпугивает молодого руководителя - он говорит, если тренер удовлетворил этих бюрократов, сам такой же, нам точно не нужен))
2024-07-18 12:53 3
Инесса Шелест, IT HR
... и, кстати, "продажа бренда" рано или поздно может себя исчерпать.
Поэтому чтобы такого не произошло, надо регулярно работать с новыми Клиентами, работать "в полях" продажи услуг, а не только на входящем запросе.
Печально, когда приходишь на тренинг к знаменитому тренеру, который сформировался как бренд ещё лет 10 назад..... и как та конфета---упаковка блестящая по-прежнему, а содержание уже не то:)
2024-07-18 12:50 1
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Мария и коллеги!
Топовые компании седи клиентов это демонстрация следующих параметров исполнителя:
+ подтверждение опыта с высокими критериями оценки к работе Исполнителя
+ подтверждение что Исполнитель уже опытный
+ подтверждение того, что цены на услуги этого Исполнителя не ниже рыночных
+ подтверждение того, что Исполнитель готов выполнять задачи выше среднего уровня сложности
+ подтверждение того, что Исполнитель имеет ряд преимуществ по сравнению с другими Исполнителями для аналогичных задач если смог заполучить такой контракт (потому как у знаменитых Заказчиков всегда есть множество предложений от многих Исполнителей)
P.S. Я например, стараюсь всегда говорить потенциальным Заказчикам о своём опыте с IT компаниями, например с Google и другими мировыми знаменитостями. Некоторых это пугает, редко, но бывает--тогда они точно мне не подходят как "Заказчик".
2024-07-18 12:43 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-тренер, консультант, журналист
Автор статей
Автор 9 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
243 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.