Нужны заказы по консалтингу?

Получи учебный курс и первых клиентов в подарок!

 Уварова Елена  - HR-эксперт,бизнес и карьерный консультант,дипломированный психолог. Проверенный исполнитель
11 сентября 2020
HR-эксперт,бизнес и карьерный консультант,дипломированный психолог.. ИП Уварова Е.Л.

Главная боль HR

Обычно сотрудники отдела кадров занимаются не только наймом персонала, но и оповещением о негативных изменениях в компании, в том числе увольнениями. Процесс увольнения всегда вызывает стресс как у увольняемого, так и у увольняющего. Весь гнев на ситуацию и выражение чувств несправедливости приходится принимать на себя HR. Пожалуй, это одна из самых неприятных составляющих этой профессии. Давайте подробнее разберем ситуации, связанные с увольнением.  

Увольнения персонала
 
 

По каким причинам прощаются с сотрудниками? 

Первой причиной является недостаточный профессионализм. С сотрудником, не оправдывающим возложенных на него ожиданий, не справляющимся с задачами и ответственностью, лучше вовремя попрощаться. При появлении сомнений в компетентности работника, предложите ему пройти испытательный срок. Для этого сразу определите те задачи, выполнение которых подразумевает прохождение этого срока. 

Второй блок причин связан с всевозможными внешними обстоятельствами, такими как финансовые кризисы, банкротство компании, сокращение отделов. Недавняя пандемия коронавируса является отличным примером таких ситуаций. Несомненно, многие современные компании сократили штаты своих сотрудников исключительно, чтобы выжить в кризисное время. 

Третьим видом причин является систематическое неадекватное поведение сотрудника. Например, если он постоянно устраивает скандалы, портит атмосферу в коллективе, хулиганит, подстрекает своих коллег к совершению антисоциальных действий. В таких случаях при условии систематичности поведения и неэффективности иных мер борьбы с ним стоит поставить вопрос об увольнении. 

Как грамотно и экологично увольнять людей? 

Для начала запомните простое правило: позитив — негатив — позитив. Это значит, начинать разговор нужно с чего-то положительного. Продемонстрируйте доброжелательное отношение к сотруднику, перечислите его достижения за время работы в компании. При отсутствии таковых, покажите ваше благоприятное отношение к его личности в целом. Создайте положительный настрой своим тоном, интонацией, манерой подачи информации. Не допускайте того, чтобы сотрудник чувствовал себя униженным и оскорбленным. С одной стороны, вы не можете контролировать чувства других людей, но с другой — сделайте все возможное, чтобы увольняемый не ощущал вышеописанных состояний. Расстаться по-хорошему — это прежде всего выгодно вам. Имеет смысл подготовиться заранее к разговору, подобрать правильные слова. От грамотно выстроенного диалога зависит эмоциональный фон и исход беседы. 

Далее, следует иметь в виду, что на стресс люди реагируют разными способами. Кто-то бурно выражает эмоции сразу же, а кто-то переживает все внутри себя. В первом случае вам нужно понять человека и по возможности его выслушать, утешить. Во второй ситуации сохраняйте максимально положительный настрой. Ваша задача — нейтрализовать негативные эмоции собеседника и вести беседу в благоприятное для вас направление. Объясните уволенному, почему так произошло. Если всему виной внешние обстоятельства, то корректно разъясните необходимость и вынужденность такого решения для компании. Если причиной увольнения являются личные качества работника, включая его непрофессионализм, то не акцентируйте внимание на его недостатках. Не стоит задевать самолюбие увольняемого. Вместо этого предложите ему разные способы повышения квалификации и улучшения своих навыков в будущем. Возможно, через два-три года этот человек изменится и снова придет работать в тот же бизнес, но уже с новыми компетенциями.

Во многих компаниях HR отдел воспринимается как “рассадник” плохих новостей и увольнений. Несмотря на подобную репутацию, следует стремиться, прощаясь с увольняемым сотрудником, остаться с ним в хороших отношениях. Цель заключается в сохранении устойчивой положительной коммуникации. Почему это выгодно? Во-первых, бывший сотрудник может уйти к конкурентам. Если он ушел к ним обиженный, то всю информацию, полученную на предыдущем месте работы он может использовать против своей бывшей компании. Если вы наладили с ним общение, то получите своего “шпиона” “в стане врагов”. Даже если прошлый работник не будет вас снабжать информацией о своем новом месте работы, важно быть уверенным в том, что он, по крайней мере, не действует против интересов вашей компании. Во-вторых, ранее мало профессиональный сотрудник способен приобрести новый опыт и заново трудоустроиться на прежнее место. Чтобы его вновь радушно принять, важно до этого красиво расстаться на хорошей ноте. И, в-третьих, задетый и ущемленный уволенный может начать активно мстить: распространять негативные слухи о фирме, писать нелицеприятные отзывы на форумах или сливать ценную информацию конкурентам. Поэтому HR отделу имеет смысл продумать возможные варианты развития событий и предотвратить нежелательные сценарии. 

Как увольнять особо влиятельных сотрудников? 

Особо влиятельные — это юристы, финансисты, топ менеджеры, сотрудники службы безопасности, то есть люди, обладающие ценной информацией. Прощаться с такими кадрами нужно особенно аккуратно и деликатно, с уважением и подчеркивая их достоинство. Общаться с ними следует на-равных, без акцентирования внимания на иерархии. Если не прописаны финансовые условия в случае увольнения, то выплатите напоследок премию. Подготовьте заранее конверт с выходным пособием, а также письмо благодарности. Не стоить именовать этот “процесс прощания” увольнением (особенно при других сотрудниках-коллегах). 

Безусловно, увольнение — это достаточно неприятное и болезненное действо, которое, как правило, ложится на плечи HR. Однако, с другой стороны, избавляясь от неподходящего сотрудника, вы даете ему шанс найти себя и реализоваться полностью на другой работе. Если человек трудится недостаточно профессионально, значит, он находится не на своем месте. И когда такого работника увольняют, его ставят в условия поиска чего-то более подходящего. Стоит понимать, что даже прощаясь с сотрудником, вы открываете для него возможности поиска новых вариантов самореализации. Поэтому подходите к этому непростому процессу с достоинством и уважением к людям.

Комментарии 3 Мне нравится 3 В закладки 0 Просмотры 307

Об авторе

 Уварова Елена  - HR-эксперт,бизнес и карьерный консультант,дипломированный психолог.
Уварова Елена

HR-эксперт,бизнес и карьерный консультант,дипломированный психолог.

43 отзывов от клиентов (100% положительных)

Проверенный исполнитель hrtime.ru

Наград в конкурсах: 2

Лучшие исполнители HRTime.ru

Профессиональный опыт Более 15 лет

Эксперт HR-клуба: более 3-х публикаций

Вы HR-эксперт?

Станьте исполнителем на hrtime.ru, пишите статьи и получайте заказы

Первые заказы и курс о том, как продавать услуги – в подарок!

Комментарии

Уважаемые коллеги, добрый день,

По моему опыту зачастую прослеживается закономерность: чем выше уровень увольняемого сотрудника, тем дольше процесс подготовки к увольнению и тем короче время от самого факта увольнения (информирования сотрудника, встречи, подписания бумаг) до момента, когда он физически покидает компанию и офис. В моей практике нередки кейсы, когда первых лиц крупных подразделений компании приходилось увольнять за час. То есть с момента информирования их об увольнении до их фактического выхода за территорию предприятия проходили считанные минуты. Разумеется за этим стояла кропотливая оценка рисков. И к сожалению, если был выявлен хоть минимальный процент некоего токсичного влияния на подчиненных сотрудников или нанесения прямого ущерба активам/репутации компании, решения были довольно жесткими. Разумеется, сотрудники получали неплохой пакет на выходе. Но моей сверхзадачей несмотря ни на что всегда было расстаться с человеком по-человечески, сделать всё возможное для сохранения его репутации в глазах коллег и подчиненных сотрудников, а также помочь ему в дальнейшем трудоустройстве рекомендациями или нужными контактами.

Очень откликаются слова автора про уважение. Все мы прежде всего люди, и уже во вторую очередь должностные лица. Важно сохранять человеческое лицо в любых ситуациях. А хороший HR - он прежде всего хороший человек. Наоборот не работает.
 Елена Балухина Елена Балухина, 17 сентября
Елена, Приветствую!
спасибо, что затронули данный вопрос. Для меня увольнение не было проблемой, если со мной был в переговорах, всегда руководитель, от которого уходит человек. Но когда не был, приходилось тщательно готовиться, поскольку сложно без жесткой аргументации.
 Марина Францева Марина Францева, 13 сентября
Метод "сэндвича" действительно отменно работает. А увольнять не страшно. Не надо бояться этого. Думайте всегда о том, что, увольняя человека, Вы наносите ему не урон или рану, а наоборот, дайте возможность наконец-то заняться собой и любимым делом. Которое в свою очередь может и жизнь продлить солидно и счастье обрести. Ведь если увольняют, то значит не так и хорош именно на этой работе. Да и сам человек, как правило, тоже это понимает.
А вообще, одни из лучших пособий по тому, как увольнять может служить фильм "Мне бы в небо" с Джорджем Клуни.
 Павел Бормотов Павел Бормотов, 11 сентября

Следить за новостями

Популярные услуги раздела с ценами:
Коучинг
Коучинг
Индивидуальный коучинг

от 1 000 р.  до 150 000 р.

Прочие услуги коучинга

от 1 000 р.  до 600 000 р.

Коучинг первых лиц

от 1 000 р.  до 1 500 000 р.

Бизнес-коучинг

от 1 500 р.  до 95 000 р.

Лайф-коучинг

от 1 000 р.  до 30 000 р.

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?
Напишите ваш электронный адрес
и получите на почту подборку лучших материалов по темам:

Плюс особый подарок от сервиса на выбор:

Другие материалы в HR-клубе
ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
4 мая 2020, 12:49
 Уварова Елена  Проверенный исполнитель
Вызовы для HR от поколений Y, Z в 2020
2020 год обещает быть поворотным периодом, когда ничто уже не буде таким, как раньше в сфере управления персоналом. Социальная эвоюция, новые технологии, поколения Y и Z, занимающие все большее место в компании, появление искусственного интеллекта, ботов,...
323 25 0
25 мая 2020, 18:11
 Уварова Елена  Проверенный исполнитель
6 шагов HR-а для помощи руководителю в кризис
Отделы по работе с персоналом обычно гордятся своей готовностью к тому, насколько хорошо они могут реагировать на кризис, но пандемия корона вируса - это не обычное событие. Чтобы помочь менеджерам поддерживать эффективность работы сотрудников и их вовлеченность,...
277 12 2
19 января 2012, 15:02
 Алла Проверенный исполнитель
Как тактично сделать выговор сотруднику
Уметь делать выговор сотруднику - это, можно сказать, целая наука. Ведь сколько неприятных конфликтов, скрытых и явных, может спровоцировать некорректно сделанное замечание или пожелание. Представим, что выговор сотруднику вы сделали, скажем так, неграмотно,...
5613 11 10
27 марта 2018, 13:50
 profiler_coach Проверенный исполнитель
Почему мне лень?
Про лень. Я все знаю, много читаю, сходил на кучу тренингов.... но ничего не делаю. Мне лень, я не хочу, не могу, не буду ... постоянно ищу отговорки. Почему другие делают, а я такая большая ленивая ***? Наш мозг удивительная штука. В нем есть два...
1161 9 6
17 июля 2018, 09:38
 profiler_coach Проверенный исполнитель
Сила убеждений или как мы программируем себя
Задумывались ли вы, как жизнь буквально на глазах может менять свои краски? Только что все было хорошо и вдруг это «все» испортилось. А спустя полчаса опять расцвело и засияло. И мы каждый такой раз почти на сто процентов уверены в правдивости...
1216 9 5
26 июля 2018, 14:38
 profiler_coach Проверенный исполнитель
Как самому менять свои убеждения, установки и стоит ли это делать?
Итак, как же самому менять свои установки и убеждения, и стоит ли это делать? Здесь важен принцип "не навреди себе". Если уж Вы решили «перепрограммировать свой мозг» самостоятельно, то делать это нужно осознанно и очень осторожно....
1166 9 2
30 ноября 2018, 16:02
 profiler_coach Проверенный исполнитель
Миссия выполнима: как правильно ставить цели на Новый 2019 год
2018 год промчался стремительно, как, в прочем, и все предыдущие. Оставив неизгладимый след в жизни каждого, он подходит к своему логическому завершению. Неосознанно многие из нас подводят итоги уходящего года, сравнивая план с фактом. Уверена, что несправедливость...
1020 9 8
Понравилось 3 пользователям