Что вы делаете с нерелевантными откликами на вакансии?

Некоторое время назад наткнулась на обсуждение в ленте ФБ, о том, что, почему бы не сделать кнопку на известном работном сайте "зачем откликался на вакансию, если не соответствуешь требованиям" и несколько событий моего личного подбора кандидатов на вакансии всплыло в памяти, и, опять засосало под ложечкой, так как ответа на этот вопрос у меня нет.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Даже обратилась к сообществу HR- профессионалов и получила такие ответы:

1. Отклик направлен соискателем на вакансию на всякий случай, чтобы знали о нам;

2. Вдруг прокатит?

3. Может компания увидит, какой золотой-платиновый кандидат к ним откликнулся и пересмотрит размер оплаты труда по заявленной должности.

На собственной практике, делаю вывод о том, что направленные нерелевантные резюме на вакансию, это только трата времени.

Может я не права и надо быть лояльнее?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Кленова Екатерина
Все нерелевантные отклики можно поделить на две группы. Первая - это действительно те, кто не подходит, откликается наобум, это скорее спам, который важно отфильтровать, если таких откликов много. А вот вторая часть интереснее - эти люди вероятно подходят, но их резюме этого не отражает, и рекрутер их не замечает. Это как раз та ситуация, когда обратная связь для них могла бы помочь исправить положение. Проработать резюме и презентацию.
2021-05-13 14:10 2
Ольга Купава
Наталья, приветствую. Нерелевантные отклики были, есть и будут, как по мне это неотъемлемая часть нашей работы. Пока найдешь того самого кандидата, приличную воронку пройти надо, много кропотливого труда. Учитывая, что многие резюме вообще не информативны, такую жуть в последнее время вижу))), а раздел резюме "О себе" у некоторых сохраняю - просто "шедевры".
У меня сейчас 15 вакансий в работе и по каждой получаю нерелевантных откликов полно. Многие отправляют не глядя и не вникая, например, указываю в вакансии в Тюмени, что развозки НЕТ, получаю отклики: и половина+ этого не видит, график работы, уровень по деньгам - все указываю, НО ничего не видят и не помнят. Более того, в ответ получаю: "Что я помню что ли, я настолько вакансий откликаюсь, всех вас не упомню")).
Но в целом уделяю время каждому, иногда из нерелевантных кандидатов на вакансию, которая в работе сейчас - получаю кандидата в перспективе, несколько раз так вакансии закрывались.
Всем релевантных кандидатов, коллеги. Сил и терпения.
2021-04-02 18:40 2
Платонова Анастасия Григорьевна
Коллеги, приветствую.
ПОдбор персонала и публикация вакансии - 80 % нерелевантных откликов. У нас люди не могут себя оценивать адекватно рынку. Их мерило находится где-то на уровне "я этого достоин". А мы ищем по другому принципу : "что я умею делать".

Вот и получается, что практически на любую интересную вакансию откликаются все кто считает, что справится. Я смотрю на резюме т отвечаю себе на один вопрос: "справится ли?"

Если я понимаю, что точно нет - сразу нажимаю кнопку с соответствующим ответом соискателю.
если возможно, то все равно стараюсь связаться и поговорить. Хотя бы 5 минут, как минимум, чтобы сложить мнение и занести его в свою базу.

2021-03-25 11:09 1
Надежда Кравченко
Наталья, я дам странный ответ: я поступаю с ними в ключе теории "разумного эгоизма"))) Руководствуюсь только логикой: с такой тактикой поиска (а часто и с незначительными "реальными достижениями", которые кандидат пытается уже продать все равно куда) человек долго будет искать работу. А значит:
1. Он согласится на мало-мальски приемлемое предложение
2. Он не очень притязателен
3. Ему реально нужна работа
Поэтому в одном из стандартных шаблонов - именно для этих случаев - у меня написано, что его резюме останется в моей базе для направления прочих предложений. И нередко это "выстреливает". Так девушка-ассистент бухгалтера, направившая резюме на рекрутера, пребывающая без работы с сентября, в январе замечательно вышла в контакт-центр сети стоматологий, отлично работает и говорит, что прямо нашла "своё" - еще и время для зарабатывающего хобби остаётся, потому что график 2х2 )))
Или вот фитнес-тренер вышел на подработку в шоурум товаров для спорта и ЗОЖ.
Что же касается кандидатов "over", то с ними всё ещё оптимистичнее: можно обсудить с работодателем потенциальную "интересность" специалиста, бывало, что вспоминали о желании расширить подразделение, заменить нерадивых, перераспределить обязанности... Ну, и снова - в базу кандидатов, конечно же (с разрешения, безусловно!)
А вообще, время непростое, некоторые люди пребывают практически в отчаяньи, будучи связаны ипотеками, помощью пожилым родственникам, необходимостью расходов на детей и пр., и я стала в этих условиях гораздо спокойнее и лояльнее к таким откликам соискателей.
2021-03-22 19:16 2
Надежда Ракова (Schrock)
Дмитрий, такой подход, конечно же, имеет право на существование. Если у вас одна-две вакансии раз в несколько месяцев. А если у вас их одномоментно 20, и по каждой хотя бы по 20 откликов, то на интервью по компетенциям всех кандидатов у вас уйдет 400 часов, это больше двух рабочих месяцев. И в течение этих двух месяцев вам ещё не один раз по столько же откликов нападает. Рекрутеры скринят резюме не от хорошей жизни, они вынуждены кого-то отсеивать.
Вообще, рекрутмент по сути - это обычная задача классификации. Мы сортируем кандидатов по принципу "свой/чужой" и в теории должны получать матрицу ошибок, т.е. таблицу с количеством истинно положительных, истинно отрицательных, ложноположительных и ложноотрицательных результаты. Чтобы на основании этих данных калибровать методы отбора, пытаясь приблизиться к 100% accuracy. Но проблем тут две:
1. 100% accuracy в задачах на классификацию не возможно добиться в принципе
2. Мы на практике можем посчитать ложноположительные результаты (сколько человек из тех, кого мы приняли, не справились с работой), но у нас нет никакой возможности отследить ложноотрицательные результаты (сколько человек, из тех, кому мы отказали, справились бы с работой, если бы мы их взяли). Чтобы это проверять, нужно проводить оценочные процедуры, а потом всё равно брать вообще всех и следить за ними, собирать статистику. Ни один работодатель себе такого позволить не может. Т.к. с точки зрения экономической целесообразности лучше отказать подходящему кандидату, чем взять неподходящего. Ошибки рекрутмента обходятся компаниям слишком дорого.
2021-03-22 09:22 2
Дмитрий Мелешко
День добрый, я видимо буду тем самым НЕэкспертом сейчас.

Всегда будет поток нерелевантных по каким либо признакам откликов, это нормально по нескольким причинам:
- русское авось, и фраза "а что, попробуй, за спрос же денег не берут"
- желание соискателя выйти на новый уровень или сменить специфику. Что автоматически приводит к сложности с опытом.
- вера кандидата в свои силы, и способности, вне зависимости от регалий.

На моем личном опыте релевантность штука относительная.
Если мы говорим о быстром закрытии запроса заказчика - то конечно это зло, это же необходимо сколько времени потратить на просмотр и перебирание излишних резюме и кандидатов.
Было бы прекрасно, если бы к нам сразу обращались настоящие золотые кандидаты, и мы работали только с осознанной аудиторией.
Как по мне это и есть суть подбора персонала - искать, перемывать, подбирать, выбирать и находить.

К тому же я точно знаю, что иногда (не часто, но точно бывает) в этих откликах есть те, чьи компетенции действительно закрывают изначальные запросы заказчика, а его недостатки перекрываются адаптацией.

Более того, я сам прошел этот путь, трижды! И каждый раз получал неоднократные отказы из-за "неподходимости"...
Мое личное мнение, надо оценивать компетенции - всегда.
И делать выводы на их основе, да и заказчику иногда это важно еще продать.

Это мое личное мнение, и это дает мне отличные результаты.
2021-03-21 18:08 2
Юлия Посаженникова
Наталья, добрый день. Конечно, это трата времени.
Однако компании важно поддерживать HR-бренд, поэтому просто отказываю автоматическим ответом. Если есть вопросы со стороны соискателя, по какой причине отказ, поясняю, что есть кандидаты с релевантным опытом.
Также очень важно доносить до соискателей информацию, что любой свой отлик нужно сопровождать дополнительной информацией, отражающей цель поиска работы и отклика именно на эту вакансию.
Одним из решений в сокращении количества нерелевантных откликов вижу грамотно составленный текст вакансии, где подробно и понятно прописываем требования к кандидатам.
2021-03-19 07:53 2
Надежда Ракова (Schrock)
Ольга, я согласна с вами полностью. Тестовое задание вполне можно отправлять тоже. Если оно вообще есть, корректно составлено и однозначно интерпретируется (ибо валидность тестового задания как метода отбора - отдельный вопрос, ваш пример с аналитиками это наглядно демонстрирует). Только не вместо, а в дополнение к отказу нерелевантному кандидату. Чтобы у кандидатов хотя бы какой-то проблеск в сознании случался, что их резюме не фонтан. В стиле "не видим у вас нужного опыта, но если у вас есть серьезные основания полагать, что справитесь с работой, то мы подготовили возможность это подтвердить - нужно направить нам решение вот на такое тестовое задание....". Проблема возникнет, если кандидатов много, т.к. задания будут утекать в интернет и тестовые нужно будет очень часто переделывать. Но в целом это решаемо, конечно.
В принципе, в дополнение к отказу можно делать и предложение направить исправленное резюме повторно, дополнив его сопроводительным письмом. Это ещё проще, чем тестовое. И тоже более положительно влияет на HR-бренд.
2021-03-19 05:17 2
Ольга Мал
Надежда, сопроводительное письмо, которое все объясняет – безусловно полезный артефакт, согласна с вами. Но если его нет, почему бы вместо письма с отказом на нерелевантный отклик не прислать сначала задание-фильтр? Из нерелевантных, преобладающее число самоликвидируется (особенно на руководящие должности, они видимо планируют брать обаянием на очной встрече), а те, кто выполнит будет в запасе на случай, если не найдется очевидно подходящий вариант.

У меня еще не собрано достаточно статистики для оценки, но есть косвенные признаки, указывающие, что такой подход позитивно влияет на репутацию компании. Плюс это помогает людям в поиске, более адекватно оценить свои силы и самому же себе ответить на вопрос о проф.пригодности в конкретном случае. Для меня не сложно настроить автоматический ящик с авто-рассылкой по типу отклика. Но для людей – это значимая обратная связь на попытку.
2021-03-19 00:42 2
Надежда Ракова (Schrock)
Ольга, это совершенно правильный подход - рассматривать разных кандидатов на вакансию, учитывать их мотивацию и результаты тестовых заданий. Но у Натальи немного другой вопрос, про отклики. По откликам горящие глаза не видны, к сожалению. И это 100% ответственность кандидата, посмотреть на описание вакансии и на своё резюме и понять, что по умолчанию его мотивация и уникальные компетенции не считываются, поэтому задача соискателя, планирующего карьерный переход, либо очень качественно перерабатывать своё резюме под интересные ему вакансии либо делать сильные сопроводительные письма, с объяснением своей мотивации и приведением аргументов, почему, как ему кажется, он подходит на должность, для которой у него нет прямого опыта. Ибо рекрутеры не телепаты и не могут за каждого неосознанного кандидата догадываться :) А прицельно копаться в совсем нерелевантных откликах начинают, как в описанном вами случае, только от безысходности, т.е. тогда, когда все подходящие резюме проработаны, а выхлопа нет.
2021-03-18 22:13 2
Ольга Мал
А как иначе человеку сменить профиль работы? Это не всегда доступно внутри компании в которой он работает. Часто это ключевая причина, если получается докопаться до реальных мотивов кандидата.

Человек хочет прожить свою жизнь там, где он хочет, с тем, кем он хочет и реализоваться в том, в чем он хочет. Поэтому, когда человек приходит из другой области с другим профилем и опытом, он часто несет с собой свежий взгляд на решение вопросов. Он сознательно хочет решать эти вопросы не просто так, а потому что его это волнует. И заказчики потом благодарят за таких кандидатов, потому что у таких внутренняя мотивация намного мощнее, а результаты ярче, чем у тех, кто просто имеет релевантный опыт\образование, но не горит этой работой.

Да, безусловно чаще люди плохо себя знают и плохо понимают, чего хотят. Поэтому откликаются просто куда-то, где им кажется больше платят или там престижнее, или просто лучше, чем там где они сейчас есть – такие кандидаты конечно тратят время и веру в людей.
Но ради тех, у кого горят глаза, стоит покапаться внимательнее.

У меня был показательный случай, когда два отдела одновременно открыли вакансию аналитика. Требования по опыту одинаковые, разница только в области работы, оно подразделение про продажи в сети, второе про дистанционные каналы продаж. Тестовое задание для определения навыков каждое подразделение предоставило свое.

Руководители принимали на собеседование только тех, кто выполнил тестовое задание и имел строго релевантный опыт. Прошло 2 месяца и 27 кандидатов, никто не подходит…
Я начала приглашать кандидатов, которые справились с заданием, но не имели тот самый опыт. Среди них был парень, который провалил задание одного подразделения, но выполнил другое и у него не было опыта работы аналитиком. Но он покорил руководителя способом решения. Его приняли в то подразделение, задание которого он выполнил. Впоследствии, через год работы те, кто его не взял из соседнего подразделения ходили к нему на консультации и отправляли свои аналитиков на обучение. Он разработал свой подход к отчетности, автоматизировал дашборды и делал все на порядок быстрее и удобнее для пользователей, просто потому что делал это не только в рабочее, но и в свободное время. Я раскопала тестовое задание, которое он не выполнил и спросила почему он с ним не справился. Оказалось он справился, с технической частью, но допустил смысловую ошибку из-за непонимания деталей специфики банка. Для толкового руководителя – это не было проблемой, он быстро познакомил новичка со спецификой и получил талантливого аналитика, теперь уже руководителя отдела аналитики.
2021-03-18 10:47 2
Надежда Ракова (Schrock)
Здравствуйте, Наталья.

Несколько моментов хочу затронуть:
1. Если под одним известным работным сайтом подразумевается HH.ru то я бы не перекладывала всю ответственность за нерелевантные отклики полностью на самих кандидатов. Дело в том, что НН недавно решил ввести свою внутреннюю метрику: показывать что-то около 98% всех активных резюме в базе в качестве подходящих хоть на какие-нибудь вакансии. И наоборот, показывать 98% всех активных вакансий хоть каким-нибудь кандидатам. Поэтому они отменили матчинг по ключевым словам и организовали алгоритмы машинного обучения под эту задачу. В итоге на вакансию программиста в качестве рекомендованных резюме вы можете видеть иконописцев, а иконописцы в качестве рекомендованных вакансий видят позиции программистов. Но если мудрые рекрутеры в раздел "рекомендованные резюме" не заглядывают примерно никогда, то многие наивные кандидаты видят рекомендации вакансий и откликаются не глядя. Я, конечно, знаю, что проблема с "мусорным" трафиком была всегда, но сейчас НН подлил масла в огонь со своим чудесным искусственным интеллектом.
2. "Пионер должен быть вежливым" :) Если отклик пришел, то на него стоит дать ответ. Пусть автоматически настроенный, пусть в два слова, но ответ. Оперативные корректные отказы нерелевантным кандидатам - это существенный аспект формирования репутации работодателя и если смотреть на всех откликнувшихся с позиции "теплой" аудитории, с которой через ответ на отклик можно коммуницировать HR-бренд, то фрустрации становится сильно меньше. Как изящно это сделать: просто подготовить шаблон честного отказа для очевидно неподходящих по резюме кандидатов в стиле "Здравствуйте <имя кандидата>! Благодарим вас за интерес к компании <имя компании> и вакансии <название вакансии>. К сожалению, мы не нашли в вашем резюме информации о тех навыках, которые требуются для работы на этой должности и поэтому не можем пригласить вас на следующий этап отбора. Это не значит, что двери нашей компании навсегда для вас закрыты. Вы можете отслеживать актуальные вакансии здесь: <ссылка>. Рекомендуем откликаться на те позиции, которые наилучшим образом соответствуют вашему опыту. Удачи в поисках работы!"
3. Иногда бывает (в очень редких случаях), что в общей куче нерелевантных резюме попадаются хоть и явно неподходящие, но интересные отклики. Таким, конечно, тоже надо отказывать сразу, чтобы не держать соискателей в неизвестности, но затем сохранять к себе в базу и возвращаться к ним при наличии более подходящих вакансий.
4. В некоторых откликах есть данные о рекомендателях (имена, а иногда даже контакты). Это, как правило, люди на руководящих позициях. Такую информацию полезно сохрянять, хотя бы просто списком в Excel в формате "руководитель отдела мерчендайзинга | ООО Ромашка | Иванов Иван", чтобы потом, когда у вас откроется вакансия руководителя отдела мерчендайзинга, вы могли в своей базе оперативно найти имена потенциально интересных кандидатов и уже спокойно искать их профили в соцсетях и писать им запросы/предложения.
2021-03-18 07:28 2
Мария Воробьева
Если есть, что предложить иное, предлагаю. Но на практике те, кто прислал отклик заведомо неподходящий, всегда от других предложений отказываются.
Иногда кажется, что эти люди плохо понимает, что происходит и не могут оценить ситуацию здраво.

Но чаще просто игнорирую. Надоело тратить время впустую)
2021-03-16 22:24 2
Уварова Елена
Наталья,отличный вопрос!)
Вот,что мне чаще всего говорили сами соискатели:
1. А я не знаю, нажал кнопку. Раз НН предложил, что отказываться. Есть такая функция у НН, как рассылка резюме.
2. А работодатели иногда сами не знают, кого ищут. Я на всякий случай, вдруг мой опыт понадобится.
2021-03-16 21:40 2
Екатерина Глебовская
Наталья, я уже привыкла к нерелевантным откликам, считая их неизбежным спутником свой профессии. Изредка удается нерелевантный отклик на одну вакансию удачно рассмотреть на другую. Но чаще всего это трата времени на отсев.
Исключение - резюме с сопроводительным письмом, где сказано: вижу, что требуется вот это (навык, знание опыт), пока с этим не работал, но очень хочу научится, готов на стажерскую позицию.
2021-03-16 15:15 3
Елена Алексейко
Наталья, добрый день!
Напишу про внутренний рекрутинг, что по этому вопросу наблюдала я:
• Если рекрутер работает на массовом подборе, или в какой-то узкой области, где есть жесткие формальные требования, по которым можно легко квалифицировать отклик как нерелевантный (нет C#, не МГУ, и т.д.), то нерелевантные отклики чаще отвлекают, раздражают, и на них как правило, не обращают внимания.
• Если рекрутер:
a. ищет точечно на узком рынке, где, например, мало кандидатов, мало откликов и работа превращается в утомительный самостоятельный поиск, то отношение к откликам более трепетное. А вдруг?
b. видит ситуацию с подбором шире (не только свои вакансии, а например руководит функцией подбора и знает узкие места, знает все вакансии компании), то здесь подход будет более гибкий. Если резюме не подходит на конкретную вакансию, но есть хоть что-то цепляющее – интересные специальность и вуз, нужный опыт или еще что-то, то возникает ряд вопросов - А куда он может быть интересен? Кому его можно показать, куда рассмотреть?
С откликом всегда проще работать, чем с холодным кандидатом. Интересное, но нерелевантное для конкретной вакансии, резюме, может пригодиться для другой вакансии.
2021-03-16 14:19 3
Оксана Соколова
Наталья, добрый день. Актуальная тема.
К сожалению, нас не научили, и не учат до сих пор такому важному навыку, как ценить время. Время свое и других людей.
До сих пор многие не понимают важность, ценность и дефицит этого ресурса.
Поэтому кто-то тратит свое время на отклики на все вакансии подряд на "а вдруг повезет" в надежде, что кто-то с другой стороны также потратит свое время на обработку этой заявки "а вдруг это именно то, что нам нужно".

Это реальность. от которой сейчас, к сожалению, никуда не деться.
2021-03-16 12:17 3
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Помощь в поиске работы, анализ и составление резюме
Автор статей
Автор 204 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
213 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.