Что такое менталитет?

Менталитет - расхожее слово, которое кажется интуитивно понятным. Мы, HRы, часто его употребляем, не задумываясь. А оно важное: если ты подбираешь человека для компании, он должен соответствовать её менталитету. Всегда ли мы правильно понимаем, что такое, как его определить? Интуитивно понятно: "наш - не наш". Правильно ли это? И вообще, стоит ли заморачиваться на этой теме? Ведь главное - компетенции, - то, сможет ли новый работник успешно выполнять свою трудовую функцию, за что ему платит работодатель?Предлагаю разобраться в вопросе.

Популярное по теме
Чек-лист для диагностики кризисного состояния на предприятии
3916
2

На первый взгляд, слово менталитет очень похоже на "психотип", но это совсем не так.  Я на эту тему 10 лет назад написал: https://hrtime.ru/material/chto-takoe-psikhotip-kakie-byvaiut-psikhotipy-9395/
Психотип - это сочетание темперамента с другими индивидуальными особенностями. А менталитет - это скорее из области ценностей, приоритетов, мотивов. То есть, в сторону корпоративной культуры.
Самое смешное из практики: в одном городе после семинара меня познакомили "С представителем нашего менталитета". Это был начальник полиции.

А если серьёзно, - точно знаю, что менталитеты бывают разными:

- У производственников, финансистов и бухгалтеров, продажников.
- У людей в крупных и мелких компаниях.
- У программистов и Ай-тишников, независимо от сферы занятости - вообще свой.
- А у нефтяников, независимо от национальности - общий. Сравниваю свой опыт с нашими сибиряками, татарами и казахами. Одинаковые люди! Точность, ответственность, взаимовыручка, боление за общее дело и юмор.

Коллеги, у вас есть интересные наблюдения и соображения? Буду рад пополнить опыт!

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Ольга Разживина
Всем добрый день!
Андрей, я бы использовала термин: соответствует не "менталитету", а "корпоративной культуре" или, как сейчас говорят, "коду компании". Для меня "менталитет" - нечто более глубокое, как верно заметил Иван Жданов.

Отвечая на вопрос: да, считаю, что корпоративные ценности даже важнее, чем хард-скиллы. Возьмем одну отрасль - IT: есть стартапы, а есть корпорации. Одному сотруднику будет тяжело в хаосе, другому - в жестких регламентах и согласованиях. У меня есть примеры, когда люди увольнялись из крупных компаний именно потому, что "там все по регламенту".

Или переход между сферами: у меня был случай, когда бухгалтер из строительной компании не прижился в IT-стартапе и вернулся обратно в стройку. И наоборот: бизнес-аналитик из IT не смог работать в строительной компании.

Так что, помимо профессиональных навыков, важно ещё, насколько у сотрудника есть "код" компании, готовность к корпоративной культуре или, попросту, у него такой же "менталитет".

Кстати, и мне самой как-то отказали со словами: "Вы не подходите под наши корпоративные ценности" 😄
2025-12-24 12:42 1
Александр Тимошин
Александр и коллеги, здравствуйте!
Менталитет одно из тех, слов, которое когда слышишь, возникает ощущение, что ты точно знаешь, что оно означает.
Однако попытка объяснить, сразу вызывает разочарование.
Для меня это понятие - "менталитет"- означает совокупность постоянно проявляемых в поведении группы людей, особенностей основанных на культурных ценностях, мировоззрении и психологических характеристиках.
Собственно слово "мировоззрение" является определяющим _ как человек воспринимает себя и окружающий мир.
По поводу нефтяников.
Так сложилась ситуация, что я за один год посетил несколько нефтедобывающих компаний, разбросанных по всей России.
Когда добрался до Нягани, то был сильно удивлен.
НА первом перерыве кроме чая и кофе стояли бутылки вина, водки и виски с закуской.
Больше такого у нефтяников в других компаниях я ни разу не видел.
Это менталитет?
Я согласен с автором (Александром Крымовым), что менталитет продавцов отличается от менталитета производственников в одной компании ( пример). По сути, если компания относительно крупная, то эти отличия видны на уровне крупных подразделений.
Поэтому и возникает всегда вопрос: Есть ли что-то, что на ценностном уровне их объединяет?
Если нет, то компания в перспективе столкнуется с большими трудностями.


2025-12-20 17:10 2
Aлла Алфёрова
Добрый день, уважаемый Александр!
А по-моему менталитет - это скорее про культуру народа или региона, нас Россиян.
Например, мы Россияне - это про "широту души", про доброту, про русские просторы.
Из-за работы в сложных условиях Сибири или Северо-Западного округа. про нефтяников например, говорят, что у них свой менталитет - свой, это суровый, по делу и конкретный У строителей свой менталитет - это про стройку, как она растет с "нуля и нулевого цикла", про работу на улице на строительных площадках. А это согласитесь накладывает существенных отпечаток на людей. От этого сложившиеся Модели поведения, отличные от ИТ-шников, офисных сотрудников, специалистов сферы финансов.
2025-12-19 11:24 5
Александра Кравченко-Бережная
Менталитет определяет как разные люди понимают одни и те же понятия и качества. Например, в некоторых южных регионах и странах по умолчанию между людьми считается нормальным опоздать на встречу на более длинный промежуток времени. В Москве - время-деньги. Много работать на севере и на юге, это не одно и тоже. Отношение к точности и педантичности отличается в Германии и в России. Амбициозность и целеустремленность к отличается в Москве и во Владивостоке. Конечно, есть исключения и тем не менее, часто бывает именно так. Важно ли чтобы человек совпадал по культурному коду, я думаю, да. В противном случае, возникает много рисков в плане недопонимания и раздоров.
2025-12-18 14:32 2
Дарья Левина
Александр, здравствуйте!

Я бы аккуратно предложила перестать прикрываться словом менталитет там где на самом деле работает субъективное ощущение комфорта конкретного руководителя. Фраза наш не наш слишком часто означает неудобный не похож на нас не вписывается в привычную картинку мира. Это не про культуру и ценности, а про страх изменений. И если мы как HR не раскладываем менталитет на конкретные поведенческие маркеры и рабочие установки, то начинаем легализовывать вкусовщину под видом экспертизы.

При этом совсем игнорировать менталитет нельзя. Но рассматривать его стоит не как мистику а как набор договоренностей о том как здесь принимают решения относятся к ошибкам и распределяют ответственность. Компетенции отвечают на вопрос может ли человек делать работу. Менталитет отвечает на вопрос как он будет это делать и сколько конфликтов создаст по дороге. Если культура описана и проговорена это рабочий инструмент. Если нет лучше честно сказать мы ищем удобного а не идеального. Тогда иллюзий будет меньше у всех сторон.
2025-12-18 11:00 2
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Александр!

На наш взгляд, менталитет в контексте подбора персонала - это как раз тот невидимый слой, который определяет, "впишется" ли человек в команду и культуру компании. Компетенции можно развить или адаптировать, а вот ценностные установки, отношение к делу, стиль взаимодействия меняются редко. Мы бы сказали, что менталитет - это совокупность привычных моделей поведения, приоритетов и внутренней мотивации, которая формируется средой, опытом и даже отраслью. Именно поэтому нефтяники, айтишники или производственники часто узнаваемы по своим подходам к работе, вне зависимости от региона или национальности. И да, при подборе человека "наш - не наш" часто оказывается не интуицией, а именно попаданием в менталитет команды.
2025-12-17 15:31 7
ОК-Консалтинг
Александр, Коллеги, всем доброго времени суток!
По привычке (менталитету))) начнём с классики!
Менталитет — это, простыми словами, общий «склад ума» или «душа» группы людей, определяющий их привычный способ мышления, восприятия мира и поведения, основанный на общих ценностях, традициях, истории и обычаях, формирующий коллективную картину мира. Это не набор жестких правил, а скорее невидимый набор установок, который влияет на то, как люди реагируют на события, что считают важным и как взаимодействуют друг с другом.
А это уже элементы и стандарты корпоративной культуры.
У каждого руководителя, как и у каждого человека есть какая-то своя вершина. Ну, по крайней мере, важно, чтобы была. У кого-то она, условно, 3776, у кого-то 4807, а у кого-то и 8848, где ты стоишь на вершине Эвереста и просто поглаживаешь рукой бр.хо пролетающего мимо Боинга.
Но, вот что самое интересное – достичь этой вершины в одиночку практически невыполнимая задача. Всегда есть необходимость в поддержке или страховке. Всегда должны быть люди, на которых мы можем опереться или положиться, кому мы можем доверять, на кого мы можем рассчитывать. Рассчитывать на то, что они нас приведут к этой вершине, помогут нам взойти на выбранную высоту и взойдут туда вместе с нами.
Нам очень нужна эта «подушка безопасности» или опора. Кто эти люди? Где они? И откуда они берутся? Как появляются «свои» и «лояльные» сотрудники? Ответ до безумия прост!
В жизни любой из нас может наблюдать один парадокс, гуляя по улице и встретив человека с собакой (да простят меня за такую аллегорию владельцы домашних четвероногих питомцев, в том числе и котов). Можно увидеть довольно интересный феномен. Если собака прожила с хозяином пять и более лет, то у них (фактически) одна «морда» лица на двоих. А ведь как всё происходит? Когда мы выбираем питомца, то, определившись с породой (которая тоже выбирается по нашему предпочтению), мы уже ориентируемся на внутренние показатели. Какое из животных нам будет ближе «по духу и по сути». Ведь тот, кто выбирает для себя Овчарку, вряд ли выберет Таксу. Кто выбирает Болонку, вряд ли согласится взять Гончую.
А ведь абсолютно любой бизнес – это точно такая же ситуация в проекции. Отчего же мы не делаем этого изначально? Отчего не определяем сразу, с кем же нам будет по пути?
Очень важно создать модель (образ) того самого менталитета человека-сотрудника, которого хотелось бы видеть рядом с собой в команде!
Всем добра!
Павел и Артемий
2025-12-17 12:39 3
Иван Жданов
В своей практике я слово "менталитет" использую очень осторожно. Если и использую, то скорее на уровне стран или регионов, где действительно есть устойчивые культурные паттерны. Условно: юг — один контекст, север — другой, и это ощущается.

Во всём остальном я бы говорил не про менталитет, а про культуру. Про то:

- что здесь принято делать и как принято делать,
- какими словами говорят,
- какие ритуалы и негласные правила существуют,
- что считается нормой, а что — «не принято», хотя нигде не написано.

Для меня это всё культурные параметры, некая ДНК среды. Можно называть это менталитетом, можно культурой, можно ДНК — суть не меняется: это про неформальные нормы и способы жить и работать вместе, а не про психотипы и не про компетенции.
2025-12-17 12:29 1
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR-эксперт, бизнес-консультант, бизнес-тренер
PRO В топ 10 Автор статей
Стаж работы Более 15 лет
Отзывов от клиентов 12
Публикаций 54
Рейтинг в профразделах
Оценка 5 место
KPI 9 место
Консалтинг 12 место
Рейтинг в номинациях
Лучший экспертный ответ 8 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
216 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.