Человеческий капитал: что важно за пределами рабочих обязанностей?

«Чем ты занимаешься?» — часто спрашивают при знакомстве. Мы отвечаем: «менеджер», «инженер», «продавец», как будто должность — это вся наша суть.

Но человек сложнее. Мы родители, друзья, любители бега по утрам, фанаты «Зенита», дачники и волонтёры в приютах. Здоровая личность умеет совмещать все эти роли. Вопрос: готова ли компания видеть в сотруднике не просто «винтик», а полноценного человека?


Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Что происходит в компаниях?

Миф «работа — первый дом» всё ещё актуален. Отсюда переработанные сотрудники, стыд за уход с работы вовремя и негласное требование жить проектом. Чем сильнее человек отождествляет себя с работой, тем быстрее выгорает. Когда провал в офисе воспринимается как крах всего, откуда брать силы? Из семьи? Хобби? Друзей? Но их нет, потому что всё время уходит на «достижения».

Особенно жёстко в малом и среднем бизнесе, где от сотрудника ждут полной самоотдачи, не обращая внимания на его личную жизнь. В традиционных отраслях переработки это норма, в IT и креативных сферах уже есть гибкий график, удалённая работа и оплата психологов, но это скорее исключение.

Почему бизнесу важен «разносторонний» сотрудник?

Это не забота, а прагматика:

* Человек с хобби реже выгорает, у него есть способы снять стресс.
* Разнообразный опыт развивает мышление. Фотограф видит детали, турист умеет договариваться в экстремальных условиях, волонтёр — эмпатировать. Это полезно в продажах и переговорах.
* Лояльность к компании, которая уважает личные границы, выше.

Большинство российских компаний пока не готовы инвестировать в человеческий капитал «шире профессии». Психологи, ДМС и абонементы воспринимаются как затраты, а не как инвестиции, особенно в нестабильные времена. Но те, кто понял это раньше, уже получают выгоду, потому что лучшие сотрудники уходят туда, где их ценят, а не только используют.

А что у вас в компании?

Можно ли уйти ровно в 18:00 без косых взглядов?
Знает ли руководство о ваших детях или хобби? Или это не их дело?
Есть ли реальные программы поддержки (психолог, гибкий график), или только разговоры?
И главный вопрос: готов ли бизнес (особенно в регионах и промышленности) инвестировать в человека, а не просто использовать его как «функцию»?

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
ОК-Консалтинг
Татьяна, Коллеги, всем доброго времени суток!
Нам кажется, что все Ваши мысли и помыслы довольно чётко сформулированы в высказывании Льва Николаевича Толстого: https://hrtime.ru/material/sekrety-i-layfkhaki-operatsionnoy-effektivnosti-blok-4-kachestvo-163785/
И здесь не инициатива работодателя. Работодатель сам находится в такой же парадигме, пропагандируемой и всячески поддерживаемой государством: "Если ты не будешь работать, то не сможешь заплатить налоги. Если ты не сможешь заплатить налоги и комуналку, ты станешь БОМЖом или сядешь. И т.п."
Это Сталин говорил о том, что советский человек должен заниматься саморазвитием в интересах государства. Это у него были мысли и идеи по снижению трудового времени при повышении технической производительности.
А сама суть заключается в том, что наши люди никогда не должны узнать о Хоторнском эксперименте (читайте в статье по ссылке выше), иначе каждый человек начнёт думать о себе и реализовываться во всех пяти полях: Я (Семья); Профессия (Коллеги); Друзья; Здоровье (Спорт); Хобби, согласно модели Фромма.
А пока государство выбивает из под ног своего населения хотя бы одно из полей - это делает человека "неполноценным" (в смысле, что он не живёт полной жизнью). И тогда усилия перераспределяются в другие поля.
Хороший! Отличный материал, Татьяна!
Всем добра!
2026-05-05 08:37 3
Наталья Семенова
Как коуч, я рассматриваю эти вопросы не просто как проверку трудового распорядка, а как индикаторы зрелости корпоративной культуры и психологической безопасности в компании. Уход с работы ровно в 18:00 должен быть нормой здорового тайм-менеджмента, ведь профессионал, умеющий восстанавливать свой ресурс, приносит бизнесу в разы больше пользы, чем выгоревший сотрудник, создающий видимость присутствия. Интерес руководства к вашим хобби или семье — это переход от управления «функцией» к управлению Личностью, что критически важно для построения доверия и долгосрочной лояльности. Наличие реальных программ поддержки, таких как гибкий график или консультации психолога, сегодня является не «бонусом», а необходимым инструментом сохранения человеческого капитала в условиях постоянного стресса. Что касается регионов и промышленности, то здесь наступает переломный момент: дефицит кадров заставляет бизнес осознать, что инвестиции в «человеческое» — это не благотворительность, а жесткая экономическая необходимость для выживания. В конечном счете, компания, которая видит в вас человека, всегда будет на шаг впереди тех, кто продолжает использовать людей как безликие детали механизма.
2026-04-22 13:52 2
Оксана Ермакова
Татьяна, добрый день!
Очень понятная тема. На практике часто видно одну простую вещь: компаниям выгоден «целостный» человек, но управленческие привычки всё ещё настроены на модель человек-функция.
Я несколько раз наблюдала одну и ту же историю в проектах с командами. Сотрудники, у которых есть жизнь вне работы спорт, семья, какие-то свои интересы обычно оказываются более устойчивыми. Они не выгорают после первого же сложного проекта, быстрее восстанавливаются и спокойнее проходят периоды давления. А вот те, кто живёт только работой, сначала показывают очень высокую отдачу, но потом часто резко гаснут.
И здесь действительно важна позиция руководителя. Если в компании считается нормальным уйти в 18:00, не оправдываясь, люди работают не меньше, они просто работают более устойчиво на длинной дистанции.
Мне кажется, вопрос даже не в том, готов ли бизнес «заботиться» о человеке. Скорее в том, понимает ли он простую экономику этого процесса: выгоревший сотрудник стоит компании гораздо дороже, чем сотрудник, у которого есть жизнь помимо работы.
2026-03-11 08:19 3
Оксана Ермакова
Татьяна, добрый день!
Очень понятная тема. На практике часто видно одну простую вещь: компаниям выгоден «целостный» человек, но управленческие привычки всё ещё настроены на модель человек-функция.
Я несколько раз наблюдала одну и ту же историю в проектах с командами. Сотрудники, у которых есть жизнь вне работы спорт, семья, какие-то свои интересы обычно оказываются более устойчивыми. Они не выгорают после первого же сложного проекта, быстрее восстанавливаются и спокойнее проходят периоды давления. А вот те, кто живёт только работой, сначала показывают очень высокую отдачу, но потом часто резко гаснут.
И здесь действительно важна позиция руководителя. Если в компании считается нормальным уйти в 18:00, не оправдываясь, люди работают не меньше, они просто работают более устойчиво на длинной дистанции.
Мне кажется, вопрос даже не в том, готов ли бизнес «заботиться» о человеке. Скорее в том, понимает ли он простую экономику этого процесса: выгоревший сотрудник стоит компании гораздо дороже, чем сотрудник, у которого есть жизнь помимо работы.
2026-03-11 08:19 2
Оксана Ермакова
Татьяна, добрый день!
Очень понятная тема. На практике часто видно одну простую вещь: компаниям выгоден «целостный» человек, но управленческие привычки всё ещё настроены на модель человек-функция.
Я несколько раз наблюдала одну и ту же историю в проектах с командами. Сотрудники, у которых есть жизнь вне работы спорт, семья, какие-то свои интересы обычно оказываются более устойчивыми. Они не выгорают после первого же сложного проекта, быстрее восстанавливаются и спокойнее проходят периоды давления. А вот те, кто живёт только работой, сначала показывают очень высокую отдачу, но потом часто резко гаснут.
И здесь действительно важна позиция руководителя. Если в компании считается нормальным уйти в 18:00, не оправдываясь, люди работают не меньше, они просто работают более устойчиво на длинной дистанции.
Мне кажется, вопрос даже не в том, готов ли бизнес «заботиться» о человеке. Скорее в том, понимает ли он простую экономику этого процесса: выгоревший сотрудник стоит компании гораздо дороже, чем сотрудник, у которого есть жизнь помимо работы.
2026-03-11 08:19 0
Алексеева Галина
Добрый день, Татьяна. Стоит отделить эмоцию от управленческой логики.
Компания не обязана интересоваться хобби сотрудников. Она обязана выстроить процессы так, чтобы результат не зависел от переработок. Если бизнес держится на «самоотдаче» — это не культура, это дефект операционной модели. Героизм сотрудников компенсирует ошибки планирования.
Про «разностороннего сотрудника» согласна частично. Бизнесу нужен не человек с хобби, а человек с ресурсом. Первично то, что выжатый человек принимает плохие решения, а это прямые убытки.
Реальный сдвиг происходит не когда компания «заботится», а когда считает: стоимость замены выгоревшего специалиста, снижение качества решений при хронической усталости. Когда эти цифры ложатся на стол, гибкий график и психолог перестают быть «бонусом» и становятся частью бизнес-модели.
2026-03-04 13:12 3
Ольга Азарова
Татьяна, добрый день, в компаниях, в которых я работала было нормально и принято соблюдать баланс работы и жизни и уходить в 18:00. Однако, если была срочная работа ответственные сотрудники задерживались.
При приёме на работу HR делал рассылку о новом сотруднике, той информации, которой тот готов был поделиться о себе, включая хобби. Также мы регулярно проводили конкурсы для сотрудников и их детей, поздравляли с новым годом сотрудников и их детей.
Программа поддержки сотрудников была в международной компании - Employee Assistance Program - сотрудник мог конфиденциально обратиться по телефону поддержки за психологической помощью, консультацией по разным вопросам, включая финансовую консультацию. Некоторые российские компании тоже предоставляют программы поддержки. Однако, сейчас во многих компаниях проводятся оптимизации и эти расходы урезаются.
Многие компании федерального уровня действительно инвестируют в людей и их развитие, потому что это инвестиция в бизнес.
2026-03-02 19:34 2
Усынина Алена
Добрый день.

Я глубоко убеждена, что человек - это не только его должность. И чем сильнее компания делает вид, что за пределами работы ничего не существует, или формирует представление, что компания = семья для своих сотрудников, тем быстрее получает выгорание, текучесть и внутреннюю усталость команды.

При этом я не сторонник идеи, что компания обязана «лезть» в личную жизнь сотрудника. Речь про заботу о персонале и уважение границ. Можно ли спокойно уйти вовремя? Можно ли взять день, если ребёнок заболел, без ощущения, что ты подвёл всех? Есть ли в компании программы заботы о сотрудниках? Вот в этих простых вещах и проявляется реальное отношение к человеческому капиталу.

На практике, люди, у которых есть жизнь за пределами офиса, - устойчивее, спокойнее в кризисах и лучше принимают решения. У них шире взгляд и больше внутреннего ресурса, который они могут использовать в сложных и стрессовых ситуациях.

Вопрос, готов ли бизнес инвестировать в это, на мой взгляд, напрямую связан с горизонтом мышления собственника. Если цель - быстро выжать результат, человек остаётся функцией. Если строится система в долгую - без уважения к личности сотрудника, его целостности, понимания, что он не только "работник" - ничего не получится.
2026-03-01 18:58 3
Усынина Алена
Добрый день.

Я глубоко убеждена, что человек - это не только его должность. И чем сильнее компания делает вид, что за пределами работы ничего не существует, или формирует представление, что компания = семья для своих сотрудников, тем быстрее получает выгорание, текучесть и внутреннюю усталость команды.

При этом я не сторонник идеи, что компания обязана «лезть» в личную жизнь сотрудника. Речь про заботу о персонале и уважение границ. Можно ли спокойно уйти вовремя? Можно ли взять день, если ребёнок заболел, без ощущения, что ты подвёл всех? Есть ли в компании программы заботы о сотрудниках? Вот в этих простых вещах и проявляется реальное отношение к человеческому капиталу.

На практике, люди, у которых есть жизнь за пределами офиса, - устойчивее, спокойнее в кризисах и лучше принимают решения. У них шире взгляд и больше внутреннего ресурса, который они могут использовать в сложных и стрессовых ситуациях.

Вопрос, готов ли бизнес инвестировать в это, на мой взгляд, напрямую связан с горизонтом мышления собственника. Если цель - быстро выжать результат, человек остаётся функцией. Если строится система в долгую - без уважения к личности сотрудника, его целостности, понимания, что он не только "работник" - ничего не получится.
2026-03-01 18:58 2
Усынина Алена
Добрый день.

Я глубоко убеждена, что человек - это не только его должность. И чем сильнее компания делает вид, что за пределами работы ничего не существует, или формирует представление, что компания = семья для своих сотрудников, тем быстрее получает выгорание, текучесть и внутреннюю усталость команды.

При этом я не сторонник идеи, что компания обязана «лезть» в личную жизнь сотрудника. Речь про заботу о персонале и уважение границ. Можно ли спокойно уйти вовремя? Можно ли взять день, если ребёнок заболел, без ощущения, что ты подвёл всех? Есть ли в компании программы заботы о сотрудниках? Вот в этих простых вещах и проявляется реальное отношение к человеческому капиталу.

На практике, люди, у которых есть жизнь за пределами офиса, - устойчивее, спокойнее в кризисах и лучше принимают решения. У них шире взгляд и больше внутреннего ресурса, который они могут использовать в сложных и стрессовых ситуациях.

Вопрос, готов ли бизнес инвестировать в это, на мой взгляд, напрямую связан с горизонтом мышления собственника. Если цель - быстро выжать результат, человек остаётся функцией. Если строится система в долгую - без уважения к личности сотрудника, его целостности, понимания, что он не только "работник" - ничего не получится.
2026-03-01 18:57 0
Усынина Алена
Добрый день.

Я глубоко убеждена, что человек - это не только его должность. И чем сильнее компания делает вид, что за пределами работы ничего не существует, или формирует представление, что компания = семья для своих сотрудников, тем быстрее получает выгорание, текучесть и внутреннюю усталость команды.

При этом я не сторонник идеи, что компания обязана «лезть» в личную жизнь сотрудника. Речь про заботу о персонале и уважение границ. Можно ли спокойно уйти вовремя? Можно ли взять день, если ребёнок заболел, без ощущения, что ты подвёл всех? Есть ли в компании программы заботы о сотрудниках? Вот в этих простых вещах и проявляется реальное отношение к человеческому капиталу.

На практике, люди, у которых есть жизнь за пределами офиса, - устойчивее, спокойнее в кризисах и лучше принимают решения. У них шире взгляд и больше внутреннего ресурса, который они могут использовать в сложных и стрессовых ситуациях.

Вопрос, готов ли бизнес инвестировать в это, на мой взгляд, напрямую связан с горизонтом мышления собственника. Если цель - быстро выжать результат, человек остаётся функцией. Если строится система в долгую - без уважения к личности сотрудника, его целостности, понимания, что он не только "работник" - ничего не получится.
2026-03-01 18:57 0
Анастасия Лапенко
Татьяна, очень хочется перевернуть все с ног на голову.
Хочется перефразировать ваш вопрос: готова ли компания видеть в сотруднике не просто «винтик», а полноценного человека?
"А готов ли человек сам перестать себя ощущать винтиком и что-то менять?"
Мне кажется что и работа второй дом, потому что для многих сотрудников руководитель - второй родитель, которого любят и ненавидят, от которого жду похвалы, денег и решения проблем.
Уж простите меня за это высказывание, но мне кажется баланс в этой хрупкой проблеме начинается с того кто сам выбирает работать определенным образом в определенном месте.
2026-02-26 19:38 3
Кирьянова Галина
Добрый день, коллеги! По роду своей профессии(я-нормировщик) мне приходится работать внутри компаний на рабочих местах Заказчика непосредственно наблюдая за процессами. Целодневные наблюдения и т д. Заметила, что меняется тенденция к вопросу - кто когда приходит и кто когда уходит с рабочего места. Это относится только к офисному персоналу(раньше был ИТР).
Первое. Каждого привлекает свобода в работе. Это еще Г.Форд подметил. Часто я сама предлагаю предприятию ввести правильное гибкое рабочее время для того, чтобы все были в одном положении по отношению к режиму рабочего времени.
Следующий момент. Всякого рода и уровня KPI работают(или не работают) на результат, который поставлен "во главу угла". То есть, если есть акцент на время прихода и ухода, то и не надо специально обращать на это внимание. Часто рассматривается таким образом: опоздание на работу - нарушение, а вот поздний уход - дело каждого, хотя поздний уход тоже нарушение.
Третье. Я считаю, что многое решает корпоративная культура.
Нормировщик Галина Кирьянова
2026-02-26 18:24 3
Виталий Новиков
Ну, Зенит - это святое. У нас выкуплена ложа для сотрудников, а после матча можно взять выходной. Если попал в переплет - юрист компании забирает из полиции. За счет фирмы оплачиваем экипировку, баннеры, одежду фанатов. Несколько раз вывозили на гостевые матчи всех желающих. Вместе с близкими, если те хотели. Так что поддерживаю Вас в вашем вопросе.
2026-02-25 21:20 3
Дарья Левина
Татьяна, доброго дня вам!

Если смотреть через призму рекрутинга, человеческий капитал давно считывается не только по резюме, а по тому, как человек живёт вне работы, потому что именно там видно его устойчивость и поведенческие паттерны. Кандидаты, у которых есть своя жизнь, интересы и границы, банально дольше работают и реже разваливаются в первый же сложный квартал. У меня был кейс массового подбора в отдел продаж, где идеально совпадали по опыту те, кто жил только планом и KPI, но через три месяца половина выгорела, а стабильными остались те, у кого были марафоны по выходным, дети, волонтёрство и чёткое «после семи я недоступен», потому что у них была система восстановления.

Для бизнеса это не про гуманизм, а про деньги и текучку. Когда на финальных интервью нанимающий руководитель спрашивает только про задачи и забывает спросить, как человек отдыхает и что его держит вне работы, он покупает функцию на короткий срок. И наоборот, компании, которые спокойно относятся к жизни за пределами офиса, выигрывают рынок без повышения офферов, потому что сильные кандидаты выбирают не «где больше платят», а «где я не потеряю себя через полгода».
2026-02-25 17:08 2
Ольга Разживина
Татьяна, добрый день!
Я работала в строительстве и IT. В обоих случаях мне везло с руководителями: они ценили наше личное время и буквально "выгоняли" с работы, если видели, что мы засиживаемся.
На собеседованиях некоторые руководители спрашивали кандидатов, чем они занимаются в свободное время - не из любопытства, а потому что для них было важно, чтобы у будущего сотрудника были увлечения помимо работы. Они понимали: если есть жизнь вне офиса, ты возвращаешься с новыми силами и идеями.
2026-02-23 23:18 2
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Татьяна!

Тема человеческого капитала сегодня выходит далеко за рамки должностных инструкций: сотрудник остаётся эффективным ровно тогда, когда у него есть жизнь вне работы - источники энергии, поддержки и смысла. Компании, которые по?прежнему требуют полной самоидентификации с ролью, получают выгорание и текучесть, в то время как бизнес, уважающий личные границы, хобби и семейные роли, выигрывает прагматично - в устойчивости, лояльности и качестве решений. Вопрос уже даже не в "заботе ради заботы", а в готовности видеть в человеке больше, чем функцию, и инвестировать в это как в долгосрочный актив.
2026-02-22 18:20 5
Александр Крымов
Дорогая Татьяна, вопрос, я бы сказал, онтологический.
Вы правильно подметили «Можно ли уйти ровно в 18:00 без косых взглядов?» Так это только один из индикаторов Корпоративной Культуры.
Один мой родственник, к сожалению, покойный, рассказал историю.
В 1948-50 –х годах их КБ занималось бортовыми радиолокационными приборами. Пахали – ну сами понимаете…
Но был один инженер (вынужден назвать имя), который ровно в 18.00. уходил домой.
Про него была частушка:
«Как сказал наш Миля Гитес, я пошёл, а вы е…..сь!»
Во время полётных испытаний над ним ПОШУТИЛИ. Имитировали падение самолёта, а его парашют припрятали.
Вот, как-то так.
Если к современности, без парашютов.
Вопрос в состоянии компании и лояльности персонала.
Если начальство в лице начотдела требует: «Шоб усе пахали до посинения!», так это одна история. Царёк бушует. Получил власть над людями и мастурбирует своё ЭГО.
Если так принято по жизни – так это корпоративная культура. Пришёл – соответствуй.
Если в компании ПОЖАР – смотри, хочешь, - отваливай, хочешь - затаись на время, а если намерен остаться не смотря на проблемы, паши, дабы спасти компанию и себя в её числе.
Возможно, в результате наградят.
А скорее всего, нет.
Жизня наша такая.
2026-02-21 17:38 2
Консалтинговая компания Лилии Ким
Татьяна, здравствуйте!
Компании бывают разные и региональные, и столичные. Я не раз встречала компании в регионах, где у сотрудников в штате есть психолог, где они проходят тренинги по софт скиллам, которые, как мы знаем помогают не только в работе, но и личной жизни. Точно так же, как то познакомилась с руководителем, которая очень сильно вкладывалась в своего сотрудника, нанимала ему психологов, он свои проблемы решил и ушел от нее трудиться в другую компанию, естественно, ее мнение после этого случая, в отношении вклада в сотрудников, сильно изменилось. Как и у нас было много вклада в развитие людей, как личностей, решения их проблем, но в итоге они ушли. Такое бывает везде, относиться к этому можно по разному, но я предпочитаю все таки философию того, что все что ты в мир отдаешь тебе возвращается, пусть порой и через других людей.

Ну и возвращаясь к тому, готов ли бизнес инвестировать в человека, а не в функцию?
Наш опыт говорит о том, что готов, но если он(бизнес) получает от этого свои дивиденды, в виде вовлеченного сотрудника, полного сил, инициативного, а не унылого и вечно недовольного. Думаю, это вполне справедливо.
2026-02-21 12:06 3
Алина Шатохина
Татьяна, спасибо за поднятый вопрос.

По поводу косых взглядов и ухода в 18:00, знала я лет 20 назад, одного начальника, который выгонял всех своих сотрудников , ну если не в 18:00, то через час после окончания рабочего дня точно. При этом говорил :" Если не успеваешь - значит плохо работаешь, когда мне надо будет ,я тебя сам попрошу задержаться."

Есть такая фраза, не помню кому принадлежит , может коллеги поправят. Что люди приходят в компанию ,а уходят от начальника.

Первые два вопроса про можно ли уйти в 18:00 и детей, семейные проблемы - это про личные отношения руководителя с подчиненными. Это можно встретить в любой компании , если руководитель адекватный.

Психологи и программы поддержки - это конечно политика компании. но и тут все зависит от человека. когда Вы спрашиваете, готова ли бизнес инвестировать в человека. мне хочется спросить, а бизнес - он кто? рептилоид? :)) Бизнес - это люди. Есть люди, для которых другие люди - это капитал. а есть люди с другим фокусом внимания, они их не замечают, для них возможно без разницы робот будет выполнять функцию или человек.

Компании всегда будут разные. Где-то будет фокус на людях, но это же и будет их слабое место с точки зрения результата и прибыли. Спиральная Динамика Дона БЭКА. И будут компании , где главное - регламент, бизнес-процессы, результат. А люди - это те, кто его обеспечивает. Не эти, так другие.
2026-02-20 19:05 4
Александр Тимошин
Татьяна, Коллеги, здравствуйте!

Вопрос:
"И главный вопрос: готов ли бизнес (особенно в регионах и промышленности) инвестировать в человека, а не просто использовать его как «функцию»?"

Я думаю, что если отвечать коротко, то готов!
Однако "готов" хитрое слово. Оно позволяет не переходить к действиям)
Я думаю, что ключевая преграда в том, что мы используем разные слова, которые по сути не отличаются друг от друга.
ПРи этом градус эмоциональности в отношении персонала вроде как растет.
Сначала были кадры (которые решают все), потом человеческие ресурсы, теперь человеческий капитал.
Однако по сути капитал от ресурсов не отличается. Потому что есть капитал бренда, есть финансовый капитал, Ресурсы тоже самое: материальные и нематериальные.
Я думаю, что руководители приблизились к важному рубежу, ногу уже занесли для шага, а опустить на другой стороне пока не могут.
Другая сторона определяется одним словом - люди/человеки.
Вот если говорить об этом: готовы ли руководители признать, что в компании - люди, а не капитал, то по моему опыту пока нет.
Причина одна: управление людьми принципиально отличается от управления ресурсами и капиталом.
2026-02-20 18:48 4
Aлла Алфёрова
Татьяна, Коллеги, Добрый день!

Отвечу на вопросы как есть и как надо.
Как есть. Бизнес понемногу "просыпается". Помню запросы и метафоры 15-18 летней давности: "создайте нам очередь из кандидатов", "у нас здесь кузница кадров" и другие. То есть Руководство раньше видело в людях Ресурс для достижения своих задач и потребностей. То есть не подошли одни, придут другие - новые сотрудники! Последние годы - тренд на осознание того, факта, что Зная чем мотивировать, зная сильные и слабые стороны, понимая хобби людей - Бизнес получает не просто рЕСУРС, а именно РЕСУРС который думает как сделать лучше свою работу для своего Блага и Блага компании.
Как надо. Надо как раз чтобы управление Человеческим Капиталом осуществлялось с учетом знаний и практического применения сильных и слабых сторон: а также на долгосрочную перспективу, потому что не придут десятки новых сотрудников на смену старым, так как дефицит кадров, демографическая яма и т.д. Если ценить сотрудников и применять индивидуальные мотиваторы/мотиваторы по ЦА, учитывая их хобби, выстраивая четкий баланс работы и личной жизни, понимаем тогда что выгорание сотрудников и снижение творческого потенциала - это тогда вообще не про компанию, в котором ценят сотрудников и подходят индивидуально к их потребностям. А значит, что и падение прибыли и экономические потери - это не про такие компании!
Успехов всем в грамотной мотивации и управлении людьми!
2026-02-20 15:58 7
Анастасия Кириллова
С одной стороны, действительно, хороший маркер здоровой компании — можно ли уйти в 18:00 без косых взглядов? Если да — значит, ценят результат, а не присутствие. Если нет — сколько ни вкладывайся в «человечность», сотрудник остаётся винтиком. Только в дорогом корпусе. И про это много много говорится в профессиональном сообществе, с тем посылом, повернута ли компания лицом к людям.

Но есть и другая сторона - это сами люди, которые сливаются со своей должностью и и позицией и полностью идентифицируют себя с ней и не осознают границ. И это не та вовлеченность, которая приносит пользу бизнесу. Она наоборот бизнес обременяет, так как все хорошее, что человек хочет получить - он ожидает получить на работе.

И мне кажется, как часто бывает, истина где-то посередине. Стороны должны уметь слышать друг друга и договариваться. Для бизнеса действительно большой потенциал кроется в том, чтобы увидеть в сотрудниках не только функцию, но и человека. Это все важнее, потому что все больше от требуется эмоциональной включенности, а не просто исполнения рутинных операций.

С другой стороны - сотрудникам важно перестать сливаться с должностью и помнить, что они не только инженеры или менеджеры, а что у них есть и другие роли - и именно они дают опору, когда на работе штормит. Именно там можно брать ресурс в сложные периоды.

Именно такого устойчивого человека больше все и будет мотивировать продуманная социальная политика и человеческие отношения на работе.
2026-02-20 13:19 6
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-тренер, коуч
PRO Автор статей
Стаж работы 2 года
Отзывов от клиентов 1
Публикаций 3
Рейтинг в профразделах
KPI 47 место
Консалтинг 84 место
Обучение 86 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
224 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.