В чем причины разрыва между зарплатами руководителей женщин и мужчин?

В начале января Коммерсантъ опубликовал статью, в которой приведена статистика по заработным платам среди руководителей мужчин и женщин.  Я конечно, не первый год замужем в HR, однако, разница в 50% меня шокировала. Дорогие коллеги, что вы думаете по этому поводу? Особенно интересно мнение внутренних HR.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

"Разрыв между зарплатами руководителей мужчин и женщин достиг почти 50%. По последним данным Росстата, женщина на управленческой позиции в среднем зарабатывала больше 111 тыс. руб., в то время как доход мужчины превышал 163 тыс. руб. Таким образом, разрыв в оплате составляет более 49%. Как обращают внимание СМИ, сейчас побит рекорд с 2005 года, когда показатель не превышал 49%" . Источник  https://www.kommersant.ru/doc/7421703

Поделиться статьей
Нужно поменять KPI или СОТ?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Aлла Алфёрова
Добрый день!
Разрыв в оплате давно перестал быть только статистикой — он сигнал о том, что система всё ещё выстроена по старым, часто незаметным алгоритмам. Часто это не просто «женщина vs мужчина», а более глубокое сочетание факторов: сегрегация функций, различие ролей, ожидания относительно гибкости, семейных обязательств, “необходимости быть на связи”.
Когда женщины оказываются в “женских” направлениях — HR, маркетинг, поддержка — компании часто недооценивают ответственность, сложность и ценность этих ролей. В итоге должность может называться руководящей, но условия, бюджет, полномочия — другие. Это не только несправедливо, это системно неэффективно.
Гендерный разрыв становится системной проблемой, если не ставить его в фокус: анализировать, декомпозировать роли, учитывать вклад по ответственности, результатам, компетенциям, а не по стереотипам.
Если компания действительно стремится к справедливости — ЗП политика должна быть прозрачной, а ценность труда — оцениваться по содержанию, а не по “стандартам”. Это не просто вопрос морали, а вопрос эффективности, доверия и устойчивости.
Разрыв в зарплатах — это не трагедия отдельных сотрудниц, это системный сигнал. Игнорировать его значит замалчивать проблему, терять талантливых людей и лишать бизнес возможности быть сильнее.
2025-12-16 18:13 2
Мария Лунина
Коллеги, добрый день, спасибо за вопрос! Да, разница в 50% — это, конечно, сильно, особенно когда понимаешь, что мы говорим не про младший персонал, а про руководителей. Это не просто "стеклянный потолок", а уже целый "бетонный перекрытие", через которое ещё пробиваться и пробиваться))

И дело тут, как мне кажется, не только в экономике, но и в стереотипах. Признаемся честно, многие до сих пор мыслят категориями прошлого века, где "женщина должна быть мягкой и заботливой", а "руководитель — жёстким и расчётливым". И вот этот когнитивный диссонанс часто мешает воспринимать женщин как равноправных лидеров.

Плюс, не будем забывать, что многие женщины сами занижают свои ожидания по зарплате, потому что не хотят "перегружать" работодателя или боятся услышать отказ. А мужчины в этом плане смелее — сразу заряжают на максимум и ещё бонусы просят))

Так что, коллеги, давайте поддерживать друг друга, помогать женщинам выходить на более высокие позиции, требовать достойную оплату и не бояться звучать громко. Иначе так и будем удивляться очередной статье про "разрыв 50%".

Буду рада ответить на сопутствующие вопросы.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Мария.
https://t.me/eclair_career
2025-05-14 19:43 1
Кирьянова Галина
Добрый день, коллеги! Приветствую Вас отдельно - Андрей Ващенко, так как я тоже железнодорожник и работаю с путейцами до сих пор !
Хотела добавить в дискуссию следующее:
1.Верить статистике до конца нельзя ни при каких решениях.
2.Трудовое законодательство не дискриминирует женщин в заработной плате, а даже наоборот имеет много "послаблений" по гендерному признаку.
3 Таскать шпалы женщинам наравне с мужчинами нельзя. Конечно. зарплата будет равной, ведь в больших корпорациях, как РЖД, работают локальные нормативные документы. Но при такой организации труда, где женщина типа "свой товарищ", очень заметно неравенство полов - выработка страдает.
нормировщик Галина Кирьянова

2025-03-01 13:14 1
Ольга Енютина
Коллеги, благодарю вас за комментарии. Действительно вопрос к авторам статьи в газете, на основании чего был сделан такой вывод. Критическое мышление - наше все!
2025-01-29 20:24 2
Иван Жданов
Кажется, за исследования по теме разрыва доходов мужчин и женщин уже дали нобелевскую премию.

В исследованиях Голдин говорится, что женщины в среднем зарабатывают меньше, совершенно не потому что кто-то их дискриминирует, но что часто ссылаются определенные группы людей!

Женщины чаще выбирают профессии и отрасли, которые традиционно менее оплачиваемы, такие как социальная работа и образование. Мужчины, напротив, чаще выбирают технические специальности и финансы, которые обычно предлагают более высокие зарплаты.

Хотя женщины сейчас получают больше дипломов о высшем образовании, чем мужчины, они все равно могут выбирать менее оплачиваемые профессии, даже имея сопоставимые квалификации.

И главное – это физиология. Пока мужчины не научатся рожать, женщины в любом случает будут меньше тратить времени на своё непрерывное карьерное развитие. А это тоже влияет на уровень дохода, увы и ах.
2025-01-29 18:46 1
Воропаева Ольга
Ольга, напишу свое мнение. Такая значительная разница в зарплатах между мужчинами и женщинами действительно вызывает вопросы. Мне кажется, что есть большая вероятность погрешности в сборе статистических данных. Например, статистика могла основываться на определенных сферах деятельности, где уровень доходов традиционно ниже, независимо от пола сотрудников. Кроме того, сравнение зарплат может проводиться без учета конкретных должностей и функционала внутри компаний, который часто варьируется даже в рамках одной отрасли.
Другой возможной причиной может быть социальная роль женщины, которая включает в себя обязанности матери и хозяйки дома. Многие женщины сознательно выбирают менее загруженную работу с меньшими обязанностями и ответственностью, даже на руководящих должностях, чтобы иметь возможность совмещать карьеру с семейными обязанностями. Это также может влиять на уровень из заработной платы.
Но вы знаете, я никогда не сталкивалась с ситуациями, когда работодатели устанавливали разные оклады для мужчин и женщин на одинаковых должностях.
2025-01-29 09:47 3
Ирина Князева
Добрый день, коллеги!
Ситуация на рынке труда сложна и многогранна. Мне также сомнительно, что разрыв достигает 50% и вообще сама ситуация с разницей в зп.
Конечно, в некоторых компаниях это имеет место быть, но это не значит, что такая ситуация во всех компаниях. Зарплаты могут варьироваться не только по половой принадлежности, но и по другим факторам. Например, в некоторых случаях мужчины могут зарабатывать меньше женщин и не только из-за специфики руководящих позиций, но и как уже писала, по другим факторам.
2025-01-27 21:51 4
Андрей Ващенко
Коллеги можно вставить свои три копейки
В нашей стране модно искать совпадение с западными трендами. Если в США есть разница в оплате между мужчинами и женщинами значит и у нас должна быть. А если знаешь заранее ответ, то подогнать цифры слегка переставляя данные статистики всегда можно.

Главное что такие статьи сразу вызывают горячий отлкик. В нашей стране городские жители очень любят жаловаться и обвинять других: обошли, недодали, недоплатили.

У меня был личный опыт работы путейцем на железной дороге. Вот где настоящее равенство полов, когда вместе тащишь рельсу. У меня в бригаде было 7 женщин которые не только коня, табун могут остановить, и два алкаша из тюрьмы. Работа тяжелая, замена шпал, ремонт стрелок. Никогда руководство не делало разницы в оплате труда между рабочими разного пола.

Сам руководитель со стажем более 25 лет. Никогда за все время у меня не вознкало желания заплатить женщине меньше, просто потому что она женщина.
Был опыт работы под руководством женщин, в смешаном колективе, никто из коллег не ныл что ему платят меньше, чем другому, делающему такую же работу, но мужского пола.

Есть отличный стендап от Константина Бутакова про переговоры о зарплате. Есть или нет разница в оплате между мужчина и женщинами.

С чем могу согласиться что при повышении в должности были раньше гендерные препочтения. Но по моему в настоящее время эта проблема если и есть до очень далеко за мкад.
2025-01-22 10:42 5
ОК-Консалтинг
Ольга, Коллеги, всем доброго времени суток!
В общем-то я таких отклонений не наблюдал последнее время. В 90-х и начале 2000-х да, такое имело место быть. Сейчас же подобная тенденция уже сошла на нет.
Есть правда отдельные случаи, оговоренные в трудовом договоре или контракте и связаны они, как правило, с командировками. Готов или не готов.
Всем добра!
2025-01-21 21:31 3
Наталья
Что же влияет на существующий разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами?

▎Законодательные ограничения

С момента принятия Конвенции о равном вознаграждении Международной организацией труда прошло уже более 70 лет. Однако в России до сих пор действуют определённые ограничения, касающиеся профессиональной деятельности женщин в областях, таких как гражданская авиация, морской транспорт и работа с химикатами. На настоящий момент список профессий, запрещённых для женщин, сокращен до 100 наименований. Хотя законодательство запрещает дискриминацию в зарплате, премии, которые могут составлять значительную долю дохода, не регулируются. Это делает невозможным получение полноты информации о реальном уровне заработка, даже если оклады женщин и мужчин, работающих на аналогичных позициях, формально равны.

▎Социальные стереотипы

В российском обществе существует устойчивое мнение о том, что мужчины должны зарабатывать больше, в то время как женщины склонны ожидать от мужчин более высоких доходов. Это подчеркивает отсутствие единого понимания принципов равенства между полами, где преобладает мнение, что достижение равноправия возможно лишь в отдельных аспектах жизни, включая личные, социальные и экономические.

▎Цена материнства

В России женщины, как правило, начинают карьерный рост до рождения детей, но после долгих декретных отпусков зачастую не могут вернуться к прежнему уровню квалификации и профессиональных навыков. По возвращении на рабочие места они сталкиваются с так называемым «штрафом за материнство» — менее выгодными условиями на рынке труда по сравнению с бездетными коллегами. Женщинам, родившим двоих детей, в среднем необходимо около шести лет на восстановление работоспособности, что приводит к отставанию в карьере и, следовательно, в зарплате к 30-35 годам.

Кроме того, нередко женщины вынуждены выбирать менее оплачиваемые профессии, чтобы успевать уделять время семье, детям и домашним обязанностям. В отличие от этого, в европейских странах такая проблема чаще частично решается за счет мужского участия в уходе за детьми и ведении домашнего хозяйства.

▎Сферы с низкими доходами

Эксперты Конфедерации труда России отмечают, что мужчины чаще работают в более высокооплачиваемых отраслях, что объясняет различия в среднем уровне их зарплат. Например, хотя в сфере ИТ нет прямых ограничений для женщин, по данным рекрутингового агентства GlobalCareer, 83% резюме в этой области представляют мужчины. В то же время, в таких сферах, как образование и здравоохранение, количество женщин в профессиях почти в 5 раз превышает количество мужчин.
2025-01-16 22:55 6
Ольга Енютина
Оксана, приветствую! Отличный комментарий, по полочкам все разложили. Действительно, сложно спорить с тем, что стереотипы и социальные установки влияют на рынок труда, особенно в малом и среднем бизнесе. А ваша мысль про «наплакал» и «отжал» очень меткая — реальность переговоров о зарплате в нашей стране нередко именно такова.
2025-01-16 10:52 3
Ольга Енютина
Александр, благодарю за комментарий. Да, критическое мышление — наше все, особенно в условиях информационного потока, который ежедневно на нас обрушивается. А уж о том, как СМИ порой манипулируют фактами, даже говорить не стоит… Оно явно необходимо каждому, чтобы оставаться объективным и не попадаться на уловки.
2025-01-16 10:46 2
Александр Крымов
Коллеги, а я бы не рекомендовал читать "КОММЕРСАНТЪ" и тем более, в качестве источника информации.
Помимо многочисленных Тг-каналов, публикующих всё подряд, обычно с определёнными интенциями и за определённую плату, указанный источник качает всегда одни и те же темы, только надо заглянуть за кадр.
Советую, как бывший сотрудник аналитического подразделения Внешней разведки СССР, всегда при получении любого сообщения (информацией его не назову) оценивать:
1. Источник. Он кто, чей, откуда, какова его репутация? Кто ему платит? Если вы не в курсе, лучше такими источниками не пользоваться. Даже (особенно) если они очень красиво называются и публикуют скандальные заголовки. Посмотрите историю данной газеты, многое поймёте. Например, где живёт автор той или иной публикации?
2. Внимательно читаем текст. "Разрыв между зарплатами руководителей мужчин и женщин достиг почти 50%. По последним данным Росстата, женщина на управленческой позиции в среднем зарабатывала больше 111 тыс. руб., в то время как доход мужчины превышал 163 тыс. руб. Таким образом, разрыв в оплате составляет более 49%. Как обращают внимание СМИ, сейчас побит рекорд с 2005 года, когда показатель не превышал 49%" .
Ага. По каким "данным Росстата?". Какие СМИ обращают внимание? Мрак и туман, но смотрится на первый взгляд убедительно.
3. Вопрос: в чём главный месседж сообщения? Ага. В том, что в РФ угнетают женщин.
4. Кому и зачем это надо? Ответ: сами подумайте.
И теперь апофеоз: тема вопроса, который мы обсуждаем: "В чем причины разрыва между зарплатами руководителей женщин и мужчин?"
Это уже "констатация "факта" на основании сомнительного сообщения (опять, это не информация, а именно сообщение. Информация в самом сообщении тщательно скрыта). Волшебное превращение "говорят что..." в фактический факт. Типичная история.
ИТОГО: давайте развивать критическое мышление. В нашей современной реальности от нас все чего-то хотят, и пытаются манипулировать в своих целях. КМ - единственная защита!
Целее будем!
На эту тему: https://hrtime.ru/material/chto-takoe-kriticheskoe-myshlenie-65332/
2025-01-15 22:47 5
Рудакова Оксана Юрьевна
Ольга, коллеги, здравствуйте.
Как всегда в СМИ цифры притянуты за уши и 50% это бред.
Соглашусь с коллегами, что не факт, что сравнивали равнозначные управленческие позиции. Женщина - руководитель отдела кадров и мужчина - руководитель производства явно будут иметь разные заработные платы.

Эйджизм, сексизм, дискриминация по полу-возрасту- национальности, к сожалению, это реальность российского рынка труда.
То, что женщины СОГЛАШАЮТСЯ на меньшую оплату труда на РАВНОЗНАЧНЫХ должностях - это следствие вышеуказанных социальных феноменов, безнаказанных в правовом поле на уровне государства.

Если в корпорациях есть грейды и хотя бы намек на относительную справедливость оплаты труда, то в малом и среднем бизнесе зп часто зависит от того, кто сколько "наплакал" в кабинете у начальника, либо "отжал" комфортную для себя сумму. И часто, мужчины просто бывают более настойчивы и убедительны в переговорах с руководством, а у руководства в головах социальные стереотипы, укоренившиеся в обществе.
2025-01-15 16:39 4
Вадим Дозорцев
Причины просты, но признавать их и открыто обсуждать непросто: сексизм и социальные установки. Поэтому женщины реже торгуются по условиям работы. Но надо понимать, что такая ситуация вовсем мире, может быть за исключением Скандинавии.
2025-01-15 12:53 3
Екатерина Парипа
Здравствуйте, коллеги! Интересный вопрос. Согласна с комментариями, как минимум это из за того, что женщины в целом возможно сами выбирают меньше задач, чтобы оставалось время на семью, детей) Еще нашла такую информацию, что некоторые исследования показывают, что женщины реже, чем мужчины, ведут переговоры о зарплате, даже когда заслуживают более высокой оплаты. Может быть это тоже как то повлияло)
2025-01-15 12:06 2
Евгения Уморина
Коллеги, день добрый.
Я в такой разрыв верю, но не считаю его признаком дискриминации по гендеру. Объясню, почему.
По моей личной годовой статистике в подборе персонала (в том числе и 3 месяца внутренним HRD), заработные платы мужчин руководителей действительно выше. Но связано это не с гендером, а с тем, что как правило есть очень специфичные должности управленцев, которые, в силу профессии, занимают только мужчины. Например управляющий специфичным производством, и т. д.
2025-01-15 10:02 3
Ольга Енютина
Коллеги, благодарю за ваше экспертное мнение. Лично мои выводы, что, скорее всего, реальная картина ближе к разнице 10-20%, но не 50%. Видимо, СМИ ради ярких заголовков готовы на все...
2025-01-14 19:36 2
Екатерина Глебовская
Ольга, здравствуйте!
Результат похож на среднюю температуру по больнице. Сам Коммерсант пишет, что разница в показателях может быть вызвана тем, что мужчины и женщины в выборке занимают разный уровень должностей.
Релевантным было бы исследование, при котором используются одинаковые срезы по позициям с учетом масштабов бизнеса.
Только что проводила мониторинг рынка труда по вакансии генеральный директор (форма, импорт). В выборке были кандидаты с опытом работы в компаниях с оборотом 40+ млрд в год и 40+млн в год. Разумеется, их запросы были разными.
Думаю, реальный разрыв не превышает 10%.
2025-01-14 19:29 4
Светлана Софиева
Ольга и коллеги, здравствуйте!
На мой взгляд, разрыв в оплате труда между руководителями мужчинами и женщинами — это не всегда однозначный показатель дискриминации. Возможно, такая статистика отражает различия между представителями разных полов в подходе к выбору сфер деятельности, уровня ответственности или попросту индивидуальных карьерных приоритетов. К примеру, мужчины обычно более склонны занимать должности в высокорискованных и высокодоходных отраслях, тогда как женщины чаще выбирают сферы, где баланс между работой и личной жизнью более гармоничный.
Очень важно не столько сравнять зарплаты "на бумаге", сколько создать условия, в которых каждый сотрудник — вне зависимости от пола — сможет максимально реализовать свой потенциал. Ведь в конечном счёте, ключевую роль играет компетенция специалиста, а не его гендер.
2025-01-14 18:14 5
Наталья Кретова
Ольга, коллеги, здравствуйте. Мне кажется эта информация надуманной т.к. по своей психологической структуре есть разные мужчины и разные женщины: Одна коня на скаку остановит, другой и за хлебом в булочную на такси едет. Все очень индивидуально. А в условиях тотального кадрового дефицита, сами понимаете, выбирают тех, кто может выполнять работу. Например, у нас руководитель управляющей компании , была женщина и снег зимой, у нас во дворе, чистили до асфальта. В прошлом году ее уволили или сама уволилась (история умалчивает) и уже второй год, мы в зимнюю пору, испытываем трудности с уборкой снега во дворе.
2025-01-14 17:33 6
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Ольга и коллеги!
+ Тема вечная и, к сожалению, не из мира фантастики.
+ Но эта тенденция проявляется не во всех компаниях и не в таких гигантских масштабах.
+ При оценке "средней температуры по палате"---25%. И это реальность, которую часто можно встретить.
+ Когда я работала внутренним HRD я часто сталкивалась в работе с той проблемой. Даже когда внедряла грейды, то у мужчин, как правило, максимальное значение или близкое к нему... а у женщин в идентичной должности с идентичными задачами, как правило в минимальном или близкое к минимальному значению размер оплаты.
+ Многие руководители объясняют эту разницу тем, что женщины более сговорчивы выполнять эти задачи за меньшую оплату.
Но суть в другом--- с женщинами больше торгуются, оперируя/манипулируя больничными, декретами, больничными и др. задачам по детям. И как результат, бизнес экономит, пользуясь уязвимостью.
2025-01-14 16:44 5
Константинова Инна
Ольга, добрый день!
В течение пяти лет я отвечала за подбор персонала в крупной нефтяной компании. Я бы не сказала, что зарплаты руководителей-женщин были существенно ниже, чем у коллег-мужчин. В компании существовала система грейдов, и размер зарплаты зависел от опыта, навыков, дополнительного обучения и личных отношений с высшим руководством)))
2025-01-14 16:07 6
Вера
Всем доброго дня!
Есть запросы на мужчин, когда есть ненормированнный рабочий день ( нужно оставаться допоздна), нужна физ. сила, логика/аналитика, что оправдано.
Так же смотрят на семейное положение. Если у женщины семья/дети, это компромисс и возможность понижения зарплаты. Мужчина семейный, наоборот, более привлекателен, т.к. все понимают, что работа у него все равно на первом месте, в отличии от женщины.
2025-01-14 14:04 5
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Рекрутер, карьерный консультант и профориентолог
PRO Автор статей Спецзаказы
Стаж работы Более 10 лет
Отзывов от клиентов 29
Публикаций 13
Рейтинг в профразделах
Карьерный консалтинг 16 место
Кадровый учет 21 место
Подбор 34 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
176 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.