Стоит ли нанимать переквалифицированного кандидата, если он готов работать за меньшие деньги?

Коллеги, вопрос к HR-директорам, рекрутерам и тем, кто регулярно участвует в принятии решений по найму.
Ситуация: кандидат с опытом гораздо выше заявленных требований, очевидно "перерос" позицию, но на собеседовании звучит уверенно, мотивирован, зарплатные ожидания ниже рынка. Говорит, что “устал от гонки”, “хочет стабильности”, “интересен именно этот формат работы (полная удаленка)”.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

С одной стороны — дар Божий: не нужно учить, разжёвывать, можно давать задачи на опережение. С другой — вечные сомнения:
– не уйдёт ли через 3 месяца, если найдёт “уровень под себя”?
– не начнёт ли “перетягивать одеяло” и нарушать субординацию?
– а может, просто “пережидает сложные времена”?

Как вы поступаете в таких случаях?
Принимаете в команду, если человек устраивает по софт-скиллам и демонстрирует готовность “плыть в одной лодке”?
Или по умолчанию осторожничаете?

Особенно жду комментарии от тех, у кого такие кандидаты уже были в команде — какой был итог? Что сработало, что — нет?

Буду признательна за любые кейсы и мнения — тема спорная, и хочется собрать живой опыт с разных сторон.

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
ОК-Консалтинг
Мария, Коллеги, всем доброго времени суток!
Есть предложение исходить из двух вариантов решения.
С одной стороны, если кандидат "переквалифицирован", то возникнут сложности в коммуникации в определённый момент. То, что "переквалифицированному" кандидату очевидно, может быть недоступно для большинства участников команды. И в какой-то момент времени назреет профессиональная конфликтная ситуация, когда такой сотрудник просто пошлёт всех... учиться. Здесь должно быть собственное желание Владельца или ГД к развитию и обучению. Тогда такой "переквалифицированный" сотрудник просто "дар небесный".
С другой стороны, если мы ищем квалифицированного специалиста и нам попадается такой "алмаз" и при этом оно просто хочет пересидеть, отдохнуть, освободиться от гонки и найти стабильность, то:
- Заключать срочный контракт с определённым объёмом проектных задач и сроками решения за соответствующее премирование! (Роберт Кийосаки - Квадрант денежного потока) В таком случае Вы сможете решить насущные, перспективные и стратегические задачи за очень короткие сроки с очень хорошим качеством.
- Привлечь переквалифицированного специалиста к обучению за вознаграждение. Тогда он будет вынужден делиться опытом без последствий профессиональных конфликтов.
Безусловно есть ещё ряд вариантов для принятия взвешенного решения.
А так, лучше всего воспользоваться методом Франклина при принятие решения - что именно перетянет: плюсы или минусы?
Всем добра!
2025-05-13 01:39 1
Татьяна
Добрый день, Мария.
Ситуация зависит и от пола этого сотрудника. Если это женщина, то значит у нее могли измениться, как правило, семейные обстоятельства, требующие того, чтобы она находила и время на семью, а не жила на работе 24/7.
У многих после 35 лет пропадает интерес к карьерной гонке.
И как уже высказались коллеги, этот сотрудник действительно может быстро закрепиться в компании, составив другим сильную конкуренцию, либо отработать около года достаточно эффективно для работодателя и "отдохнув" на этой позиции, уволиться и пойти дальше "брушить" в другой организации в соответствии со своими навыками.
Но при любом раскладе, работодатель ничего не теряет, не думаете же Вы что каждый новый сотрудник останется с Вами на 15 лет)
Для меня это всегда идеальный кандидат, даже если он и не задержится, он будет в разы результативнее кандидатов без опыта.
2025-04-24 12:21 1
Марина Алтухова
Сейчас смещаются векторы развития в карьере и вполне нормальная история - уход на менее оплачиваемую, но более спокойную или удобную по графику работу. Если его компетенции полностью подходят, то почему не взять? Возможно, у него уже есть дополнительный доход или накопленная подушка безопасности. Риски можно увидеть в любой ситуации, главное, выяснить реальную мотивацию.
2025-04-21 15:16 1
Анастасия Лапенко
Мария, брать однозначно, но мне кажется самым важным смотреть, чтобы человек не был выгоревшим - те кто устал и ничего не хочет не захочет просто от того, что теперь работа спокойнее.
В остальном - согласна с коллегами: ситуации действительно бывают разные, начиная от переезда и развода и заканчивая потребностями в новом опыте, он часто нужен когда ты хочешь сменить сферу, например. Далеко не все компании придерживаются идеи того, что умение руководить важнее, чем знание предметной области.
Кандидат с избыточной квалификацией действительно быстро наведет порядок, внедрит новые идеи или способы работы, научит коллег новому - будет много пользы, даже если у
2025-04-19 22:53 2
Лия Новикова
Коллеги, Мария здравствуйте!
Интересная тема, кейсы были, да я и сама с таким человеком работала в команде и все было просто замечательно. Там действительно сотрудник устал от постоянных командировок, съемного жилья и пр. После трудоустройства купил дом, завел кота, обустроился и работает с удовольствием много лет. Был другой случай, когда человек открыто сообщал, что не может найти работу на свою позицию (рук. отдела производственного планирования). Специалист отличный, опыт на каждом месте продолжительный, взяли и не прогадали. Через пол ее года руководитель ушла в декрет, и она заняла ее место.
По сути, даже если "переросший " сотрудник через год из компании уйдет, вы затратите на него меньше, чем на поиск и адаптацию не в полной мере соответствующего (кстати в этом случае мы тоже не застрахованы от увольнения). Но, как правило, чем взрослее сотрудник, тем с меньшей частотой он меняет работу, поколение другое и устои.
2025-04-19 02:16 3
Анна Долматова
Коллеги, Мария,
Я выступаю за таких "осознанных" кандидатов. Если человек точно понял про себя, что вертикальный рост, гонка зарплат, высокая ответственность за коллектив и т.д. ему уже не интересны. Но человек имеет экспертизу и хочет "просто" работать, отвечая за себя, это прекрасное сильное решение.
Никогда не думайте про чужие деньги. Почему он решил согласиться на меньшую сумму, да потому что... скорее всего у человека есть средства, а может и нет и Рекрутеру какая разница.
Карьерный трек "я устал, я ухожу" хоть и не полностью ухожу по-моему прекрасное решение.
2025-04-18 11:15 3
HR - Агентство ЯРАБОТА
Мария, очень точная и, действительно, неоднозначная тема. В подборе для заказчиков и в штат нередко сталкиваюсь с кандидатами, которые по всем признакам «переросли» позицию, но искренне готовы работать «на шаг ниже» — и тут важна не только логика, но и управленческое чутьё. Делюсь принципами и кейсами из практики:

Мой подход: не "да/нет", а "при каких условиях — да".
Переквалифицированный кандидат — это не риск сам по себе, риск — это неправильная интерпретация его мотивации.

Что проверяю обязательно:
1. Зачем он это делает на самом деле.
Иду глубже стандартных фраз — «устал», «хочу стабильности». Спрашиваю:
– Почему именно эта роль?
– Чем вас устраивает зарплата в 1,5–2 раза ниже прошлой?
– Как вы представляете себе взаимодействие с более "младшим" руководителем?

И смотрю не на слова, а на интонацию, реакцию на уточнение, уровень открытости.

2. Как он говорит о прошлом месте.
– Если с уважением, без высокомерия — плюс.
– Если с позиции "я всё знал, они не тянули" — минус.
Это маркер, как он поведёт себя в команде и будет ли «подъедать» авторитет руководителя.

3. Его временной горизонт.
– Спрашиваю прямо: «Где вы видите себя через год на этой позиции?»
Если человек говорит: «Хочу спокойно делать работу, без внутренней гонки», и это звучит убедительно — рассматриваю.

Когда беру:
✔️ Если софт-скиллы уравновешены и человек не демонстрирует амбиций, с которыми придётся бороться
✔️ Если у команды высокий темп, и нужен зрелый специалист, способный тянуть больше, чем просили
✔️ Если есть прозрачная коммуникация на старте: мы не обещаем роста, он не просит

Важно: фиксирую договорённости в оффере: условия, формат, уровень задач. Иногда даже включаю в welcome-документ фразу: «позиция предполагает X, мы не планируем Y в ближайшие N месяцев».

Когда отказываюсь:
❌ Если ощущаю, что человек «пережидает» и уже ищет варианты получше
❌ Если на собеседовании "играет в скромность", но в кейсах и деталях — полное доминирование
❌ Если в команде младший по опыту руководитель — и есть риск подрыва авторитета

Кейсы из практики:
1. Старший разработчик → позиция middle в небольшой IT-компании.
Мотивация: фокус на семье, проект — на удалёнке, задачи нравятся.
Честно проговорили, что роста не будет. Работает уже 1,5 года, стабильно, эффективно, без токсичности. Сыграло: прозрачность и зрелость.

2. Бывший руководитель отдела маркетинга → линейный маркетолог в e-com.
На входе — вежливый, мотивированный. Через 2 месяца — вопросы к стратегии, попытка влиять на управленческие решения, пассивный конфликт с текущим руководителем. Не сошлись.

Вывод:
Переквалификация — не диагноз, а контекст.
Если человек осознан, открыт и стабилен — может быть бесценным усилением.
Если это временное пристанище или скрытая потребность в «реабилитации» — конфликт почти неизбежен.

Ключ — не позиция, а зрелость и честный диалог на входе.
2025-04-17 17:22 2
Роман Рожков
У меня был опыт в найме двух таких специалистов: в первом случае генеральный директор понял его силу и дал ему много интересных задач и сотрудник через пол года работы стал его заместителем, во втором случае увы сотрудник не был замечен руководством, потух и сам уволился через 4 месяца.
2025-04-17 12:54 2
Анастасия
Добрый день.
Я принимала двух кандидатов в компанию, которые были выше по уровню, чем нам было нужно.
Один отработал около года - наладил процессы.
Второй пол года, обещали уделенный формат работы - не дали, уволился.
Но успел разобрать хаос, выстроить систему в работе.
Для компании данная ситуация только в плюс.
2025-04-17 08:40 2
Наталья Кретова
Мария, здравствуйте. Как по мне - однозначно, брать. Он мотивирован, знает свое дело. Даже, если через 3 месяца , в чем я сомневаюсь, и Вы этого опасаетесь, скажет спасибо, я пошел - поставит Вам работу на должном уровне, да так, что еще год как минимум , на этом год, а то и больше, ехать сможете, даже при условии, что придет молодой и ранний.
2025-04-17 08:00 1
Константин Елькин
На мой взгляд конечно брать! Чего тут думать.
Даже если данный кандидат у вас отработает 3-и месяца, свой вклад в компанию он сделает, работу выполнит, а если Вас что-то не устроит - есть возможность заменить в рамках испытательного срока. С приемом такого кандидата, надо продолжить поиск (мониторинг) рынка, чтобы присмотреться и к другим возможностям.
Нельзя полагаться только на опыт и самоорганизацию, кандидат Вам четко уже сказал, что хочет - понятного, прозрачного управления и тут большую роль будет играть руководитель, к которому данный кандидат приходит. Пережмет - кандидат уйдет, и будет прав, мотивируя излишним давление (как на предыдущем месте), ослабит контроль - кандидат отдохнет и будет искать что-то по серьезнее. Мы же помним, что "Человек приходит в компанию, а уходит от руководителя".
Важно понять, задать вопрос кандидату, что еще кроме "теплого" места он ждет от Вашей компании? Удаленная работа - супер, возможность перемещаться, минимальный контроль, отсутствие "токсичного офисного планктона", отдых от трафика - "на работу / с работы".
2025-04-17 05:39 2
Александр Крымов
Мария, тут надо просто включить механизм Pro и Contra.
Взвешиваем плюсы и минусы.
Что мы получаем, наняв такого работника, и что теряем?
"С одной стороны — дар Божий: не нужно учить, разжёвывать, можно давать задачи на опережение."
- Супер! А если мы его не наймём и будем искать другого, это всё придётся делать? И всё это время платить ему ЗП, а потом, возможно, всё равно уволим?
"С другой — вечные сомнения:
– не уйдёт ли через 3 месяца, если найдёт “уровень под себя”?
– не начнёт ли “перетягивать одеяло” и нарушать субординацию?
– а может, просто “пережидает сложные времена”?"
- Ну и что? Что мы теряем? А с другими работниками таких опасений нет?
НО САМОЕ ГЛАВНОЕ. Я, как отставной офицер КГБ, как и положено, - параноик. Такой же, как Вы.
А НЕ ЕСТЬ ЛИ ОН КАЗАЧОК ЗАСЛАННЫЙ?
Чекистская мудрость: ЕСЛИ ЕСТЬ СОМНЕНИЯ, ТО ЭТО УЖЕ НЕ СОМНЕНИЕ.
2025-04-16 19:36 2
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Мария!
+ Этот вопрос неоднозначный. Потому обобщать его нельзя.
+ В каждом конкретном отдельном случае нужно оценивать уровень взаимных интересов у компании и кандидата.
+ Оценить насколько интересы совпадают и какие риски для компании и их уровень.
+ Риски всегда есть. Но придумывать их безосновательно --значит обрекать компанию на упущенные возможные выгоды от сотрудничества с сильным специалистом.
++ Вывод:
+ надо искать преимущества сотрудничества с такими специалистами,
+ надо чтобы взаимный интерес был уравновешен, чтобы риски неудач были минимальными.
2025-04-16 17:24 3
 Ирина
Коллеги, добрый день. Я три раза нанимала, кандидатов которые были выше по уровню, чем нам было нужно.
1. Первый кандидат проработала 1 год, наладила все процессы и уволилась, так как нашла другую вакансию(на собеседование очень хорошо себя презентовала, но риски о том что она уйдет, были сразу видны). На тот момент она просто не могла найти работу, которая бы ей подходила по зп. А не был очень нужен именно опытный сотрудник, который бы всё настроил.
2. Второй кандидат проработал 6 месяцев и ушёл так как ему стало скучно(на собеседование сказал, что устал от ответственности и хочет покоя).
3. Проработала 5 лет. Но к нам она пришла, так как мы предоставляли удаленный формат работы. Она получила график, который ей позволил уделять время семье, а мы квалифицированного кандидата.
В целом из моего опыта, все зависит от обстоятельств.
2025-04-16 15:21 3
 Ирина
Коллеги, добрый день. Я три раза нанимала, кандидатов которые были выше по уровню, чем нам было нужно.
1. Первый кандидат проработала 1 год, наладила все процессы и уволилась, так как нашла другую вакансию(на собеседование очень хорошо себя презентавала, но риски о том что она уйдет были сразу видны). На тот момент она просто не могла найти работу которая бы ей подходила по зп. А намбыл очень нужен именно опытный сотрудник который бы всё настроил.
2. Второй кандидат проработал 6 месяцев и ушёл так как ему стало скучно.(на собеседование сказал, что устал от ответсятвенности и хочет покоя).
3. Проработала 5 лет. Но к нам она пришла так как мы предоставляли удаленный формат работы. Она получила график, который ей позволил уделять время семье, а мы квалифицированного кандидата.
В целом из моего опыта, все зависит от обстоятеьств.
2025-04-16 15:18 1
Екатерина Ягубова
Мария, однозначно тут конечно не ответить)
Можно уточнения - какая позиция, сколько лет кандидату. Я бы глубже разобрала его мотивацию - почему устал, и реально ли это - есть ли семья, какие цели на жизнь. И сходя из этой информации можно сделать выводы.
И вопрос к руководителю: наскольк срочная вакансия, можно ли еще посмотреть кандидатов?

Буду рада продолжить диалог !
2025-04-16 14:47 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант/ HR-Эксперт
Автор статей
Автор 212 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
191 специалист сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.