Стоит ли и если да, то как сокращать затраты на персонал?

Коллеги, добрый день.
Искала себе курс для повышения квалификации на разных сайтах, и практически в каждой школе/каждом курсе  есть что-то подобное. Называться может чуть по разному, но смысл при этом описывается один и тот же. В Связи с этим у меня в голове не исчезает вопрос - в каком случае игра стоит свеч )

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

В том или ином контексте я часто попадаю на тему сокращения затрат на персонал и в курсах и в статьях.

С одной стороны компании выгодно экономить, с обратной стороны это не очень положительно может сказаться на самом персонале, кому понравится, когда на нем экономят. Да и какие-либо нововведения и/или плюшки для мотивации/удержания  требуют вложений

Хотелось бы услышать ваши "за" и "против", по-возможности с примерами.

Спасибо!

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Екатерина Парипа
Здравствуйте, коллеги! Интересная тема. Думаю, что сокращать затраты на персонал нужна в крайних случаях. Например, у компании серьезные финансовые трудности, тут можно сократить, но обязательно объяснить персоналу) Также, можно сократить, если персонал пытается отлынивать от работы) Ну и если у компании возникли какие - то новые идеи для компании, хотят что - то внедрить, а финансы нужны)
2025-01-31 15:29 0
Светлана Щукина
Я бы посмотрела на эту ситуацию по-другому. Очень условно прибыль компании = Штуки*Цены – Затраты. Ели спрос на рынке падает, то падают и цены, и штуки. При этом затраты остаются постоянными.
В какой-то момент времени прибыль от продаж может сравнятся с затратами. Дальше вопрос, а что с этим делать? Закрываться?
Логично, что чтобы иметь какую-то прибыль, при этой ситуации, нужно снижать затраты. Затраты на персонал одни из самых больших. Особенно на зарплаты. После этих рассуждений вопрос, стоит ли снижать затраты на персонал, плавно превращается вопрос, а как можно снизить затраты на персонал?

Можно, например, с помощью обучения либо поднять объем продаж, либо брать на работу менее высокооплачиваемых сотрудников и обучать их до нужного уровня.
2022-11-21 14:39 0
Илья Прокофьев
Соглашаюсь с комментаторами выше.
Важно учитывать, на какие нужны идут средства. Думаю, каждому знакома ситуация, когда лучше качественно вложиться, чтобы в последствие пожинать плоды этого вложения. Аналогично и с затратами на персонал.
Сокращение затрат в идеальном представлении должно быть приближено скорее к оптимизации, чем экономии в привычном понимании этого слова.

2022-11-20 22:08 1
ООО "ПСИТЕХПРО"
У Вас красивая фамилия, Юлия)
А теперь к делу. Слышится в этом вопросе этакое:
"Мы не знаем каков результат приносят сотрудники, поэтому подумываем их ужать"

Если бы знали результат за каждым, то вопрос стоял бы по-другому. Например: "Мы уже решили кого и что сокращать, но хотим это сделать с сохранением репутации или с поднятием эффективности остальных или другое." Это очень обширная тема, а когда спрашивают Стоит или не Стоит, то как будто бы перекидывают решение на других. В данном случае на экспертное hr-сообщество вокруг HRtime. Если готовы сделать шаг назад и вернуться к уровням диалога где принимаются решения, тогда набирайте меня, устроим. Сессия на подобную тему даст целую палитру действий, где сокращение покажется вам таким, с которым или не стоит медлить, или стоит внедрять "конкретно так-то и так-то". Там не будет эмоций, а только сухая математика с пониманием закономерностей живучести организации. Успехов!
2022-11-19 19:48 1
Владислав Таушанков
Прекрасный вопрос. И мне понравились комментарии коллег. Поддержу. что надо не сокращать, или переводить на удалёнку, или переезжать в подвал, и тд. Надо просто собрать всех коллег и устроить брейншторм со всеми, объяснить ситуацию, рассказать о возможных рисках текущего положения, совместно определить вектор, начать делать иначе, по новому, результативнее. Главное эт комьюнити, общение, сплочение коллектива и единая цель.
2022-11-13 19:39 2
Мария Ганжина
Добрый день!

Согласна с коллегами, что очень важно учитывать цель и результаты аналитики. И что "сократить" лучше заменить на "оптимизировать".

Если у компании совсем всё туго с возможностью сохранить ФОТ, и он уже оптимизирован, дальше некуда - тут стоит вопрос о лояльности сотрудников и о том, какие отношения выстроены внутри компании. Готовы ли работники терпеть кризис, насколько компания может компенсировать временные перебои - это во многом вопрос человеческого отношения, особенно внутри небольших компаний, до 30 человек.

Конечно, есть организации, где такие лояльные отношения не очень допустимы. Но по опыту вижу, что если компания не работает над лояльностью сотрудников, то на самом деле там очень много чего можно оптимизировать - просто руководство этого не видит и не хочет видеть. Им легче именно сокращать расходы
2022-11-11 16:49 0
Наталья Радочина
Сокращение затрат возможно после анализа функций и вывода части функций из сферы ТК -Проектное управление-оплата за результаты работ, с СМЗ, ИП. Главное подобрать пул надёжных подрядчиков . Для этого надо составить функциональные карты и понять как процессы можно выделить для передачи на проектную оплату.
2022-11-11 00:13 0
Наталья Радочина
Сокращение затрат возможно после анализа функций и вывода части функций из сферы ТК -Проектное управление-оплата за результаты работ, с СМЗ, ИП. Главное подобрать пул надёжных подрядчиков . Для этого надо составить функциональные карты и понять как процессы можно выделить для передачи на проектную оплату.
2022-11-11 00:13 0
ОК-Консалтинг
Юлия, Коллеги, доброго времени суток!
Юлия, Есть рекомендованные параметры Фонда Оплаты Труда. Можно ознакомиться здесь: http://www.pavelbormotov.ru/fot.htm
Если компания сама в состоянии рассчитать ФОТ, исходя из себестоимости с учётом постоянных, переменных, накладных расходов и амортизации, то это здорово! Если нет - пользуйтесь предложенным вариантом.
А дальше надо смотреть, есть ли возможность с оптимизировать, в первую очередь, расходы или повысить доходность. Включаем экономный менеджмент.
При наличии сильного желания, можете предельно просто разобраться здесь https://www.youtube.com/playlist?list=PLzZ3DwZSwBPbwJLMH7EFq_UVwAzbz7jfH
И если уж действительно нужно что-то сокращать, то нужно обращать внимание на фонды развития и бюджеты подразделений.
Желаю успехов!
2022-11-10 19:24 1
Лариса Романенко
Юлия, ответы на все Ваши вопросы – в книге «Карьера менеджера», автор Ли Якокка. С примерами и кейсами.
Став президентом компании «Форд», одного из лидеров американского автомобильного рынка, он предпринял грандиозную программу сокращения издержек. Цель – возвращение к уровню прибыли в 5% против существующих 3,5%. Программа включала сокращение себестоимости автомобилей, сокращение расходов в области перевозок, а также избавление от убыточных отделов. Директор каждого предприятия должен был знать, приносит ли оно прибыль компании. «Таким образом, я объявил всем руководителям, что даю им три года, чтобы они либо сделали свои участки прибыльными, либо распродали их».
Еще более радикальные меры были предприняты Якоккой на посту президента другого лидера американского автомобилестроения – компании «Крайслер». Там целью уже было спасение бизнеса от банкротства. Самым сложным решением было массовое увольнение сотрудников. «Увольнение всегда неприятно, а поэтому надо относиться к увольняемым с сочувствием. Надо поставить себя на их место и признать, что, как бы ни было преподнесено это решение, для увольняемого это все равно черный день в жизни. Особенно тяжело, когда человек чувствует, что на самом деле никакой его вины в этом нет, что он стал жертвой неудовлетворительного управления предприятием и что начальство абсолютно равнодушно к его судьбе.»
Помимо описания практических шагов по сокращению затрат на персонал, книга содержит огромное количество полезной менеджерской информации, Станет хорошим дополнением к обучению на курсах.
2022-11-10 18:32 1
Екатерина Глебовская
Юлия, здравствуйте!
Я бы заменила фразу "сокращение затрат" на "оптимизацию затрат". В таком случае ответ однозначен: стоит. Вопрос в том, как это делать, чтобы получить искомый результат. Для собственника результат - увеличение прибыли компании.
Часто вижу, как хотят просто сократить ФОТ, без глубокого анализа ситуации и получают спад прибыли из-за недостаточности человеческого ресурса для выполнения необходимых задач.


2022-11-10 13:51 2
Воропаева Ольга
Юлия, добрый день. Всегда нужно начинать с целей компании. Что хочет компания получить в результате тех или иных действий? В любом случае нужно смотреть в сторону оптимизации любых процессов и ресурсов, т.е. рациональных и сбалансированных решений. К сожалению, сейчас слово "оптимизация" получило негативный и извращенный оттенок, но это другая тема.
Коллеги верно пишут, начать нужно с четко поставленной цели, с той перспективой которая возможна в вашей отрасли, анализа ситуации, прогнозирования последствий предполагаемых управленческих решений с учетом существующих экономических, политических, социальных и прочих условий.
Возможно именно сейчас некоторым компаниям, которые хотят остаться на рынке, придется наоборот больше вкладываться в персонал, чем раньше, а не сокращать расходы.
2022-11-10 10:29 2
Александр Крымов
Юлия, спасибо за отличный вопрос! Подняли актуальную тему!
Персонал - это Трудовой ресурс предприятия. Такой же, как материальные, нематериальные, репутационные ресурсы.
И вопрос о сокращении затрат выглядит, уж простите, столь же идиотски, как вопрос о сокращении любых затрат, скажем, на закупки (покупаем дешевле!), или на производство (выкинем половину станочного парка!). А результат? Будем выпускать дрянь никому не нужную. И чо?
Люди с экономическим мышлением должны озадачиться не СОКРАЩЕНИЕМ затрат (кстати, что такое затраты? Издержки?), а о ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ эксплуатации данного ресурса, в т.числе, персонала.
Формула эффективности очень простая: делим доходы на затраты.
Простой вопрос: какова прибыль компании в отношении к ФОТ?
Она "нормальная" (терпим), или слишком низкая?
Каких-либо рыночных критериев не существует. Всякая мура типа "в среднем по отрасли" не работает. Сравнивать надо с самими собой. Лучше всего - по времени.
Мы в прошлом году на 1 руб. ФОТ получали 5 руб. дохода. В этом - 3. Почему? И бизнес это терпит, или нет?
Дальше: если эффективность падает, надо выяснить, за счёт чего. Либо падают продажи, либо растёт себестоимость производства. Например, сейчас проблемы с логистикой. Перевозки стали дороже.
Вопрос: при чём тут персонал? Это объективный фактор. Значит, надо думать, можем ли мы компенсировать рост расходов за счёт "оптимизации" персонала? Или надо ещё чем-то заняться.
Наконец, "персонал вообще" - это фикция. Персонал - это ресурс для выполнения разных функций. Например, я как-то доказал своему клиенту, что доходы падают не из-за того, что народу стало много. А из-за того, что МПП стали меньше продавать. Пардоньте, а бухгалтерия, секретариат, АХО и прочие инфраструктуры здесь причём?
Возможно, затраты на них выросли. Было 2 бухгалтера, стало 3. Давайте одну уволим. И?
Если провести по компании такой сегментарный анализ, оказывается, что картинка сложнее, чем кажется сверху. Сокращение затрат на персонал может означать только 3 вещи:
1. Сокращение персонала
2. Сокращение оплаты труда (а не разбегутся)?
3. Сокращение косвенных затрат (всех на удалёнку, офис сокращаем!)
В результате рубки шашкой можно получить коллапс бизнеса.
Могу много поведать смешного на сей счёт.
У вас есть автомобиль. Его дорого содержать. Вы что сделаете: колёса отвинтите, движок замените, или бензин подешевле покупать будете? Или меньше ездить?
Боюсь, что преподавательский состав тех курсов, которые вы упомянули, книжек начитался, или других таких же ослов наслушался. А реальным бизнесом никогда не занимался.
На десерт: а может надо не сокращать затраты на персонал, а наоборот, увеличивать? За счёт более "дорогих" людей, ни зато и более продуктивных?
А?
2022-11-09 20:23 3
Светлана
Коллеги, Юлия, доброго дня.
Абсолютно согласна с Аллой. Отсутствие качественной аналитики всех затрат компании, приводит к решениям, которые могут оказать негативное влияние на компанию.
Первое, что хотелось бы отметить - численность оптимизируют без детального анализа, то есть сокращают должности или увольняют работников не оценивая дальнейшие перспективы. 73% компаний набирают сотрудников вновь в течении года, после сокращения и как правило новые сотрудники стоят дороже уволенных. Следовательно получаем негатив от действующих сотрудников и увеличение расходов на оплату труда.
Второй важный момент - это нормирование). Есть много способов расчета необходимой численности. Вспоминаем рекомендации Института труда (советское время), который разработал рекомендации по составу и численности подразделений (например: отдел минимум 5 человек и 1 руководитель, группа минимум 3 человека и 1 руководитель и т.д.). Очень часто в компаниях существуют руководящие должности при отсутствии сотрудников у руководителя (по факту у руководителя нет подчиненных).
Третий момент - дублирование функций. Пересматриваем бизнес-процессы, убираем дублирование функций, автоматизируем по возможности повторяющие операции.
И самое важное, разговариваем с сотрудниками. Привлекаем их при принятии решений. Расскажите о ситуации, предложите варианты решений. Может сотрудники в качестве альтернативы сокращения, готовы будут перейти на неполную рабочую неделю, отказаться от премии или других льгот и прочее. Запустите опрос и проанализируйте ответы.
В бизнесе есть и другие крупные статьи расходов и на них тоже нужно обратить внимание.
Искренне желаю вам решать более приятные задачи, например, как потратить на персонал прибыль предприятия.
2022-11-09 17:55 3
Aлла Алфёрова
Коллеги, Юлия, Добрый день!
Стоило бы начать с Аналитики затрат на персонал. К сожалению на моей практике единицы Компаний используют Аналитику. Что видит собственник - это %% ФОТ в обороте компании от 15 до 39%. Отсюда сразу и возникает желание, когда ситуация в Бизнесе ухудшается сразу сократить что-нибудь на персонал! А прежде чем сокращать важно понять: 1.Стоит ли сокращать, на Чем 2.К чему это приведет через 3-12 месяцев когда ситуация выровняется.
Если говорить уже о Сокращении затрат на персонал, то исходим из Стратегии компании, из ситуации на РТ в регионе и по срезам Должностей. Если Стратегия роста и в компании период финансовых сложностей, то переводим на неполный день, стараемся удержать людей. если Компания затухает, то плавно выводим персонал по ТК РФ или минимизируя издержки, но не роняя Бренд и Репутацию, по возможности.
2022-11-09 15:57 7
Показать все комментарии
avatar-default-icon
hr-эксперт, менеджер по персоналу
Автор статей
Автор 4 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
193 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.