Простить нельзя уволить? Вопрос о выгоревших сотрудниках

“Индийская компания уволила всех выгоревших сотрудников одним днём, перед этим проведя тест на стресс. Всех, кто рассказал о высоком уровне стресса, просто выкинули с рабочего места, объяснив это стремлением сохранить «здоровую среду» в коллективе.”
На первый взгляд эта новость может вызвать улыбку, “да разве такое вообще бывает?!”. А после осознания становится даже не по себе – как же так? Выгорел, и всё, не нужен ты компании?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Добрый день, коллеги!

Конец года уже к нам приблизился. Кто-то брал отпуска, кто-то – нет, но тем не менее, все наверняка устали, а кто-то и выгорел.

К чему это я? Увидел на днях интересную новость:

“Индийская компания уволила всех выгоревших сотрудников одним днём, перед этим проведя тест на стресс. Всех, кто рассказал о высоком уровне стресса, просто выкинули с рабочего места, объяснив это стремлением сохранить «здоровую среду» в коллективе.”

На первый взгляд эта новость может вызвать улыбку, “да разве такое вообще бывает?!”. А после осознания становится даже не по себе – как же так? Выгорел, и всё, не нужен ты компании?

Вот и возникает у меня вопрос: а как вы думаете, правильно ли поступила индийская компания, уволив всех выгоревших? Если нет, то почему? И как бы вы поступили, если бы у вас была компания, где 30% сотрудников выгорело под конец года?

Будет интересно почитать мнения коллег!

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Антон Кириллов
Всем доброго дня! Если не придавать значения самой новости, а поговорить просто на тему увольнения, то моем мнение, сотрудников не стоит увольнять вообще, поскольку каждый сотрудник дается как проводник для роста руководителя и увольняя сотрудника, руководитель тем самым этого роста избегает. Кроме того, в итоге компания получает сотрудника чуть похуже, чем был до этого, то есть компания тоже проигрывает. И это не просто праздные мысли это наблюдения за 10 лет практики в наставничестве. Несколько лет назад выступали на открытии Мой бизнес в Твери и я задал вопрос в зал, в котором было более 50 собственников бизнеса. Я спросил: "Кто нанимал себе ассистента?" Многие подняли руки. Я попросил оставить руки тех, кто уволил ассистента из-за того, что он просто не устроил. Далее я попросил оставить руки тех, к кому пришел ассистент чуть похуже чем был. Самое интересное, что практически ко всем, кто уволил ассистента из-за того, что он не устроил, пришел сотрудник чуть похуже))) Вот такая магия)) Причем она легко объясняется как сточки зрения эзотерики, так и с точки зрения психологии) Так что я против увольнения. Конечно, могут быть исключения из любой ситуации и каждую конкретную ситуацию надо рассматривать индивидуально, но в целом я считаю, что увольнение это прям суперкрайняя мера, когда уже все перепробовал.
2025-01-12 12:00 0
Александр Балашов
Петр, приветствую
Это сложный и многогранный вопрос. Увольнение выгоревших сотрудников без попытки их поддержать или помочь — это крайняя мера, которая, на мой взгляд, не является правильной. Вот несколько причин:
Выгорание — это результат системы, а не индивидуальная проблема. Часто выгорание связано с организационной культурой, чрезмерной нагрузкой или отсутствием поддержки. Просто увольнять сотрудников, не решив проблем на уровне системы, — это неэффективно и несправедливо.

Инвестиции в восстановление и поддержку. Вместо увольнения можно было бы инвестировать в поддержку таких сотрудников: предложить психологическую помощь, обучение навыкам управления стрессом, пересмотр рабочих условий, гибкий график и дополнительные выходные. Это не только повысит производительность, но и поможет сохранить ценные кадры.

Риски репутации. Такой подход может создать негативное восприятие компании как жестокой и неэмпатичной, что затруднит привлечение новых талантов в будущем.

Если бы я управлял компанией с 30% выгоревших сотрудников, я бы начал с анализа причин выгорания. Важно понять, что именно вызвало эту ситуацию: чрезмерная нагрузка, отсутствие ресурсов или проблемы в корпоративной культуре. Я бы предложил комплексную программу поддержки: разговоры с сотрудниками, обучение управления стрессом, изменение рабочих условий.

Вместо того, чтобы выгонять выгоревших, нужно думать о том, как помочь им восстановиться, улучшить моральный климат в коллективе и, возможно, сделать изменения в управлении, чтобы избежать выгорания в будущем.





2024-12-31 00:23 0
Ирина Князева
Добрый день, Пётр, коллеги!
Довольно странная мера по созданию здоровой рабочей атмосферы через увольнение выгоревших сотрудников. Скорее всего, такая крайняя мера наоборот понизит лояльность и увеличит степень стресса. Лучше инвестировать в профилактику выгорания: предоставить отдых, гибкий график, программы поддержки.
2024-12-25 01:29 3
Анастасия Синева
Добрый день.
Про эту новость можно прочитать вот здесь:
https://habr.com/ru/news/865508/
Если честно, то ключевое слово во всей новости - это стартап.
2024-12-16 04:53 1
Вера
Всем доброго дня!
Проф. выгорания и стресс- не всегда одно и тоже.
Стресс может быть по различным причинам, в большинстве- на личной почве.
Уверенный профи умеет справляться со стрессом на работе.
Скорее, это вольный перевод или надуманный инфо повод.
2024-12-12 17:25 1
Александр Крымов
Коллеги, информация похожа на фейк, который неизвестно кто вбросил, и зачем.
Мне в этом плане очень понравился коммент Е. Теплициной. Действительно, похоже на фейк! Оказывается, всё не совсем так!
Если серьёзно, что делать с "выгоревшими"? А откуда мы знаем, что они выгорели? И вообще, что это такое? Можно провести тесты и уволить тех, кто не прошёл. Супер. Можно уволить продажников, которые не продают. Это, по крайней мере, более конструктивно. Можно уволить часть операционного управления, например, HR, бухгалтерии, и прочих "дармоедов". Тоже вариант.
Всё это безобразие имеет смысл, когда руководство хочет под любым предлогом сократить персонал, поскольку компания прогорает.
Но проблем будет! Гарантирую, я как-то в Питере сокращал штаты завода на 30% по приказу Собственника. Половину волос на голове потерял + 4 визита в Прокуратуру Невского района СПб.
Не знаю, как в Индии, но у нас в ТК РФ, стат. 82 про увольнение по инициативе работодателя по причине "выгорания" работника отсутствует. И хорошо.
В целом, друзья, я бы предложил обсуждать темы более конкретные, предметные и полезные. Индия - страна чудес. А мы - в России, причём воюющей. И надеюсь, победно.
2024-12-11 21:24 1
Екатерина Парипа
Здравствуйте, коллеги! Интересная ситуация) Сначала думала, как это уволили) После прочтения комментариев поняла) В целом, сложно судить, правильный ли это поступок, так как правильно пишут, в этой стране абсолютно другая культура. В общем, если рассматривать этот вопрос, то думаю это неправильно увольнять сотрудников из за выгорания. Все таки даже хорошие и ценные сотрудники могут выгореть) Просто нужно поддержать в этот период их.
2024-12-11 12:57 2
Алексеева Галина
Добрый день, Петр.
История закончилась более радужно, чем ее осветили в СМИ в самом начале.
Если смотреть на ситуацию с позиции бизнеса, то такой подход вряд ли возможен. Уволить одним разом 30% персонала и не нарушить все бизнес-процессы в компании не реально. Потери бизнеса будут гораздо выше экономии на ФОТ, плюс затраты на найм новых людей. Причина увольнения по результатам тестирования на выгорание, тоже так себе вариант. Выгорание бывает разное. Некоторые сотрудники быстро восстановятся, кому-то потребуется более длительный процесс восстановления, кто-то покинет компанию. В любом случае, люди, не роботы и не рабы, могут и устать. А вот массовая потеря уникальных знаний специфики работы именно в этой компании может обернуться большими проблемами.
2024-12-11 11:19 4
Анна Долматова
Коллеги, добрый день,
Новость совсем не дает подробностей ситуации. И разбирать ее как кейс можно с очень большим количеством допущений и налетом персонального опыта.

А что, если компания выплатила хорошее выходное пособие? А что, если не уволила или не только ввиду результатов теста и т.д. и т.п.

А если эта новость облетела весь мир, и весь мир теперь узнал про компанию Yes Madam? !!!
2024-12-11 11:04 3
 Екатерина
Здравствуйте, коллеги!
Во-первых, нужно сделать скидку на индийский рынок труда. Там численность населения 1,5 млрд человек и явно у них нет такой ситуации в кадрах как у нас.
Во-вторых, у них другой менталитет. Европейцы, например, сразу же массово побежали бы в суд, а как поступили бы россияне, предсказать не решусь.
А насчет того, что выгорает по большей части руководящий состав, извините, не соглашусь. А в Индии, условия труда значительно отличаются от наших. У них сейчас растет производство, и люди вынуждены работать в большей степени, как говорится, не отходя от конвейера в режиме нон стоп. Да и конкуренция на рынке труда у них гораздо выше, чем у нас.
Но даже просто анонсирование новой программы, по-моему это просто хайп. 6-дневный доп.отпуск - серьезно? Он разве поможет вылечиться от выгорания?
В этой ситуации больше вопросов к отделу рекламы, чем к отделу персонала, если конечно сотрудникам заранее всё было объяснено. Но часть аудитории эта компания потеряет точно из-за непредсказуемости руководства.
2024-12-11 09:58 2
Екатерина Телицына
Коллеги, здравствуйте!
Эта новость вызвала бурные обсуждения. Но у нее есть продолжение https://t.me/WTF_HR/2189
Кому лень переходить, развязка такая «на следующий день компания выложила пост о том, что на самом деле никто не был уволен и вся акция была приурочена к запуску первого в Индии «отпуска для снятия стресса», который каждый сотрудник Yes Madam может взять на шесть дней в году».
2024-12-11 09:11 4
Маргарита Епифанова
Добрый день, Петр! Видимо в Индии нет кадрового голода, рынка кандидата, все там прекрасно, люди сначала выгорают, потом борются за вакансии как у нас в нулевых. Ну или руководство пора уволить вместо выгоревших. Я думала это шутка, а оказывается реальность) Не зря из Индии привлекают все больше трудовых мигрантов уже не только ОАЭ, но и другие страны, в том числе Россия.
2024-12-11 08:14 4
Дмитрий
Пётр, добрый день!
Дам самый короткий ответ за всё время.
Уволить нужно всё Правление или топ менеджеров данной компании.
Сотрудников придётся уволить не более 25%.
Спасибо!
2024-12-10 19:36 5
Ксения Курилкина
Пётр, добрый день! Да, видела эту новость в телеграм каналах и пришла в шок, конечно. Видимо, специфика индийского рынка прощает такие ошибки, и соискателей так много, что заместить ушедших не составит труда, либо такое количество персонала компании не нужно, и это был такой креативный критерий - кого выбрать для грядущего сокращения...

На нашем рынке, на мой взгляд, это было бы примерно равно самоубийству компании... Конечно, это очень неприятная ситуация с точки зрения подрыва доверия сотрудников к любым опросам и инициативам HR и руководства.

Я в своей 20-летней HR практике сталкиваюсь с тем, что сотрудники не верят, что корпоративные опросы анонимны, и избегают участия в них, хотя они реально анонимны, и результаты попадают в HR только в обобщенном виде.

А здесь, получается, не знаю, обещали ли сотрудникам анонимность или что "ответы не будут использованы против них", но, конечно, итог очень печален.
2024-12-10 18:31 2
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Пётр и коллеги!
Пётр, спасибо за интересный кейс из новостей
Надо думать, какие причин истинные для таких действий.
На первый взгляд, действительно выглядит ужасно. Сначала компания "гонит" производительность вверх, а когда работник хоть как-то проявил усталость в каких-то тестах---сразу выбросили как отработанный материал.
Индия, этот регион перенаселён и всегда не отличался способностью ценить трудовые ресурсы. В числе лидеров мировых по ничтожно низкой стоимости рабочей силы.
2024-12-10 18:31 3
Константинова Инна
Петр, добрый вечер!
Тоже прочитала сегодня эту новость. Видать в Индии народа много и свято место пусто не бывает)))
Если говорить серьёзно, то это довольно грустная история. В нашей стране в условиях нехватки квалифицированных кадров такое массовое увольнение могло привести компанию к репутационным рискам и серьёзным проблемам. Наверняка среди сотрудников были те, кто ещё мог бы работать, и кого можно было бы удержать. Порой бывает достаточно просто поговорить, обсудить проблему, понять её причины и найти пути ее устранения, чтобы достичь положительных изменений.
2024-12-10 18:16 2
Диана Мамедова
Петр, здравствуйте! Честно, немного ужаснулась, когда прочитала ("что, так бывает?!")

Если серьёзно, такой подход скорее напоминает "тушение пожара" со стороны компании, которая либо сама и создала эту токсичную среду, либо банально не умеет работать с выгоранием. Ведь стресс — это не приговор, а индикатор, что с процессами что-то пошло не так. Выгорание лечится: перераспределением задач, обучением менеджеров, поддержкой ментального здоровья. Увольнять всех и сразу — это всё равно, что выбрасывать машину из-за севшего аккумулятора.

Вместо таких кардинальных мер стоило бы задуматься, как снизить нагрузку, пересмотреть KPIs и ввести системы поддержки сотрудников. В конце концов, компания — это не только люди, которые «работают без устали», но и те, кто может восстановиться и приносить пользу, если дать им такую возможность.
2024-12-10 16:44 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Грейдинг, система KPI, компенсации и льготы, коучинг
Автор статей Спецзаказы
Автор 180 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
138 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.