Конец лояльности: почему стратегия HR 2026 года требует пересмотра вашей карьерной модели

За свою карьеру я прошел с мерчендайзера до дивизионального директора по продажам, а затем перешёл в управление человеческими ресурсами. Этот переход дал мне важное преимущество: я вижу сотрудников так, как видит их бизнес — как ресурс, который должен генерировать ROI.

Изучая прогнозы стратегии HR в России на период 2026–2030 годов, я вижу фундаментальный сдвиг. Мы входим в эру «Жесткого кризисного управления». И тем, кто не адаптируется, придется несладко.

Популярное по теме
Чек-лист оценки эффективности собрания или совещания
7225
0

5 кризисов, которые меняют правила игры:

1. Кризис бюджета. Компании режут ФОТ. Приоритет — операционная эффективность, а не расширение штата.
2. Парадокс рынка. Одновременно дефицит инженеров/рабочих рук и профицит офисного персонала.
3. Технологическая изоляция. Бизнес вынужден заменять труд автоматизацией и ИИ из-за недоступности зарубежных решений и необходимости экономии.
4. Кризис доверия. Ресурс «лояльности» исчерпан. Вовлеченность стагнирует.
5. Новая архитектура занятости. Штатная единица становится роскошью. Растет доля гиг-экономики, аутсорса и частичной занятости.

Что это означает для профессионалов?

Роль HR трансформируется из «обслуживающей функции» в «архитектора ценности». HR-директор теперь — со-рулевой бизнеса, отвечающий за производительность. Это значит, что подход к персоналу становится исключительно прагматичным.

Сегментация неизбежна.
Компании будут четко делить персонал на Ядро (критически важные компетенции, стратегическая ценность) и Периферию (функции, подлежащие удешевлению или автоматизации).
Если вы не попадете в «Ядро», вы станете статьей расходов для оптимизации.

Как управлять карьерой в этих условиях? 4 принципа:

1. Измеримость результата.
В продажах все просто: есть план, есть факт. В 2026 году этот подход придет во все департаменты. Вы должны уметь оцифровать свой вклад. Не «я проводил встречи», а «я сократил издержки на 15% благодаря внедрению Х».
2. Технологическая грамотность.
Профили компетенций переписываются. Базовая data-грамотность и умение работать с ИИ-системами становятся гигиеническим минимумом. Масс-рескиллинг внутри компаний будет приоритетнее внешнего найма. Используйте это: учитесь за счет компании, пока есть бюджет.
3. Внутренний маркетинг.
Поскольку внешний найм замораживается («холодный режим» для массовых функций), основной рост возможен через внутренние ротации. Стройте отношения с бизнес-заказчиками внутри компании. Станьте решением их проблем, а не просто исполнителем функций.
4. Гибкость архитектуры.
Не бойтесь нестандартных форматов. Проектная занятость, удаленка в региональных хабах, экспертные контракты. Юридическое и этическое сопровождение этих моделей уже внедряется. Это не «урезание прав», это новый инструмент управления доходом.

Резюме:
Мы переходим от модели «Работодатель заботится» к модели «Партнерство равных». Бизнес покупает вашу экспертизу и результат. Вы продаете время и компетенции по максимальной рыночной цене.

Не надейтесь на «программы счастья» и красивые бренды работодателей. В условиях технологической изоляции и экономического давления выживает тот, кто приносит измеримую пользу.

Пересмотрите свой профиль. Вы в «Ядре» или вас можно заменить алгоритмом?

Коллеги, как вы оцениваете свою защищенность в текущей архитектуре рынка? Делитесь в комментариях.

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Ольга Азарова
Константин, сильный и довольно жёсткий взгляд - особенно откликается мысль про конец «лояльности как валюты» и переход к измеримой ценности. Это на самом деле уже давно произошло: роль HR сместилась в сторону бизнеса и эффективности, а не «поддерживающей функции». При этом я бы добавила баланс: полная редукция людей до ROI - рискованная стратегия. В долгую именно сочетание продуктивности и доверия даёт устойчивый результат. «Ядро» не будет держаться только на прагматике без человеческого фактора. В части карьерных советов - очень точно: оцифровка вклада, внутренняя навигация и технологическая грамотность уже не преимущество, а база.

Рынок правда движется к более жёсткой, взрослой модели, где каждый должен чётко понимать и показывать свою ценность.
2026-04-09 16:39 1
Усынина Алена
Коллеги, интересный взгляд, и во многом с ним сложно спорить.

Действительно, запрос на измеримость результата усиливается. Бизнесу всё меньше интересны абстрактные формулировки и всё больше - конкретный вклад в эффективность. И HR здесь уже давно не «про атмосферу», а про производительность, структуру, стоимость функции, причем эта тенденция длится уже давно, а не началась в текущем году.

Сегментация на «ядро» и «периферию» действительно усиливается. Но вопрос не только в позиции, а в том, насколько человек умеет пересобирать свою роль. Я вижу примеры, когда специалисты из «поддерживающих» функций становились критически важными за счёт цифровых навыков, аналитики или управленческого влияния.

Поэтому для меня ключевой фокус - адаптивность. Насколько вы понимаете экономику своего подразделения? Можете ли объяснить, за что вам платят? Осваиваете ли новые инструменты, пока это ещё возможно внутри компании?

Рынок становится жёстче - это факт. В нем выигрывают те, кто умеет быть полезным в меняющейся архитектуре бизнеса.
2026-03-29 17:03 0
Усынина Алена
Коллеги, интересный взгляд, и во многом с ним сложно спорить.

Действительно, запрос на измеримость результата усиливается. Бизнесу всё меньше интересны абстрактные формулировки и всё больше - конкретный вклад в эффективность. И HR здесь уже давно не «про атмосферу», а про производительность, структуру, стоимость функции, причем эта тенденция длится уже давно, а не началась в текущем году.

Сегментация на «ядро» и «периферию» действительно усиливается. Но вопрос не только в позиции, а в том, насколько человек умеет пересобирать свою роль. Я вижу примеры, когда специалисты из «поддерживающих» функций становились критически важными за счёт цифровых навыков, аналитики или управленческого влияния.

Поэтому для меня ключевой фокус - адаптивность. Насколько вы понимаете экономику своего подразделения? Можете ли объяснить, за что вам платят? Осваиваете ли новые инструменты, пока это ещё возможно внутри компании?

Рынок становится жёстче - это факт. В нем выигрывают те, кто умеет быть полезным в меняющейся архитектуре бизнеса.
2026-03-29 17:03 0
Усынина Алена
Коллеги, интересный взгляд, и во многом с ним сложно спорить.

Действительно, запрос на измеримость результата усиливается. Бизнесу всё меньше интересны абстрактные формулировки и всё больше - конкретный вклад в эффективность. И HR здесь уже давно не «про атмосферу», а про производительность, структуру, стоимость функции, причем эта тенденция длится уже давно, а не началась в текущем году.

Сегментация на «ядро» и «периферию» действительно усиливается. Но вопрос не только в позиции, а в том, насколько человек умеет пересобирать свою роль. Я вижу примеры, когда специалисты из «поддерживающих» функций становились критически важными за счёт цифровых навыков, аналитики или управленческого влияния.

Поэтому для меня ключевой фокус - адаптивность. Насколько вы понимаете экономику своего подразделения? Можете ли объяснить, за что вам платят? Осваиваете ли новые инструменты, пока это ещё возможно внутри компании?

Рынок становится жёстче - это факт. В нем выигрывают те, кто умеет быть полезным в меняющейся архитектуре бизнеса.
2026-03-29 17:03 0
Усынина Алена
Коллеги, интересный взгляд, и во многом с ним сложно спорить.

Действительно, запрос на измеримость результата усиливается. Бизнесу всё меньше интересны абстрактные формулировки и всё больше - конкретный вклад в эффективность. И HR здесь уже давно не «про атмосферу», а про производительность, структуру, стоимость функции, причем эта тенденция длится уже давно, а не началась в текущем году.

Сегментация на «ядро» и «периферию» действительно усиливается. Но вопрос не только в позиции, а в том, насколько человек умеет пересобирать свою роль. Я вижу примеры, когда специалисты из «поддерживающих» функций становились критически важными за счёт цифровых навыков, аналитики или управленческого влияния.

Поэтому для меня ключевой фокус - адаптивность. Насколько вы понимаете экономику своего подразделения? Можете ли объяснить, за что вам платят? Осваиваете ли новые инструменты, пока это ещё возможно внутри компании?

Рынок становится жёстче - это факт. В нем выигрывают те, кто умеет быть полезным в меняющейся архитектуре бизнеса.
2026-03-29 17:03 0
Усынина Алена
Коллеги, интересный взгляд, и во многом с ним сложно спорить.

Действительно, запрос на измеримость результата усиливается. Бизнесу всё меньше интересны абстрактные формулировки и всё больше - конкретный вклад в эффективность. И HR здесь уже давно не «про атмосферу», а про производительность, структуру, стоимость функции, причем эта тенденция длится уже давно, а не началась в текущем году.

Сегментация на «ядро» и «периферию» действительно усиливается. Но вопрос не только в позиции, а в том, насколько человек умеет пересобирать свою роль. Я вижу примеры, когда специалисты из «поддерживающих» функций становились критически важными за счёт цифровых навыков, аналитики или управленческого влияния.

Поэтому для меня ключевой фокус - адаптивность. Насколько вы понимаете экономику своего подразделения? Можете ли объяснить, за что вам платят? Осваиваете ли новые инструменты, пока это ещё возможно внутри компании?

Рынок становится жёстче - это факт. В нем выигрывают те, кто умеет быть полезным в меняющейся архитектуре бизнеса.
2026-03-29 17:03 0
Усынина Алена
Коллеги, интересный взгляд, и во многом с ним сложно спорить.

Действительно, запрос на измеримость результата усиливается. Бизнесу всё меньше интересны абстрактные формулировки и всё больше - конкретный вклад в эффективность. И HR здесь уже давно не «про атмосферу», а про производительность, структуру, стоимость функции, причем эта тенденция длится уже давно, а не началась в текущем году.

Сегментация на «ядро» и «периферию» действительно усиливается. Но вопрос не только в позиции, а в том, насколько человек умеет пересобирать свою роль. Я вижу примеры, когда специалисты из «поддерживающих» функций становились критически важными за счёт цифровых навыков, аналитики или управленческого влияния.

Поэтому для меня ключевой фокус - адаптивность. Насколько вы понимаете экономику своего подразделения? Можете ли объяснить, за что вам платят? Осваиваете ли новые инструменты, пока это ещё возможно внутри компании?

Рынок становится жёстче - это факт. В нем выигрывают те, кто умеет быть полезным в меняющейся архитектуре бизнеса.
2026-03-29 17:03 1
Вероника
Коллеги, добрый день!

Абсолютно верно подмечено, бизнес оптимизирует расходы где только может. Понятное дело, что он и раньше не был готов платить за то, что ты просто есть в штате, но сейчас каждое решение, каждая статья расходов (текущая или планируемая) рассматриваются под микроскопом. Фокус не на развитии и масштабировании, а на выживании в текущих условиях. Справится только тот, кто умеет адаптироваться, делает свою работу блестяще и влияет на результат. Вроде ничего нового, но, с другой стороны, сейчас это критически важно. Просто нет права даже на малейшую ошибку. Как будто бы еще пару лет назад оно все же было.
2026-03-26 21:11 0
Александр Потапов
Константин, коллеги, добрый день.
Вы задели животрепещущую тему)
Не зря же говорили, что эра водолея будет сопровождаться частыми изменениями, кол-вом новой информации. И те, кто научится под это подстраиваться, будет на коне.

Но так ли все "по партнерски" в модели "Партнерство равных"?
это я к тому, что на совей практике не раз видел, что бизнес хочет разделять профит, сверхприбыль и т.д. с собой одним (я про собственников), а вот риски предпринимательские разделять с персоналом. Такое себе партнерство получается. Или я нагнетаю?)
2026-03-24 09:21 1
Ольга Разживина
Всем добрый день!
Константин, спасибо за статью!
Дарья, полностью поддерживаю. Первые звоночки уже появились: у моей знакомой (работает в крупной компании) прозвучала фраза "не нравится - уходите". Год назад такого подхода не было.

Константин, согласна с вами: сейчас в выигрыше те, кто готов осваивать новое, проявляет проактивность и понимает, какую ценность приносит компании. Четкое осознание своего вклада в результат становится базовым условием устойчивости на рынке труда.
2026-03-23 23:19 2
Анастасия Лапенко
Константин, звучит - угрожающе.
Конец лояльности, люди - ресурс. Скажите, а когда люди ресурсом не были? Кто из здравомыслящих руководителей берет людей, чтобы они просто были, сидели и поедали ФОТ?
Лояльность в кризис к клиентам и сотрудникам выглядит самой эффективной стратегией, но важно воспринимать лояльность не как всепонимающее попустительство, а как учет интересов ваших коллег при одновременном учете интересов бизнеса.
Лояльно, не значит все время гладить по шерсти и покупать вкусняшки. Лояльно - значит понимать интересы другой стороны и учитывать их в своих решениях.
2026-03-23 12:09 2
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Константин!

Ваша картина звучит жёстко, но в ней есть рациональное зерно: бизнес действительно возвращается к языку эффективности, а не "атмосферы". При этом мы бы не драматизировали до формулы "ядро или на выход" - практика показывает, что компании, которые слишком увлекаются оптимизацией и сегментацией, через пару лет начинают платить за это потерей экспертизы и управляемости. Да, измеримость вклада и технологическая грамотность становятся базой, и иллюзия пожизненной лояльности уходит, но человек по?прежнему остаётся не просто строкой в P&L. В кризис особенно ценятся те, кто умеет соединять результат с влиянием на людей: снижать издержки и одновременно удерживать команду в рабочем состоянии. Вопрос "можно ли вас заменить алгоритмом" мы бы расширили до "создаёте ли вы ценность, которую сложно скопировать" - это про мышление, ответственность и способность брать на себя сложные решения. Именно это, на наш взгляд, и формирует реальное "ядро", а не только позиция в оргструктуре.
2026-03-22 15:27 2
Дарья Левина
Константин, коллеги, доброго дня!

С тезисом про «конец лояльности» согласна частично, но есть риск перегнуть в сторону излишней утилитарности и потерять управляемость через людей, потому что доверие и адекватная среда по прежнему напрямую влияют на производительность, просто стали менее очевидным фактором. Деление на ядро и периферию действительно усиливается, но на практике границы часто плавают, сегодня человек в поддерживающей функции, а завтра именно он держит критичный процесс. У меня был кейс, где под оптимизацию попал «неключевой» аналитик, так после его ухода команда три месяца не могла восстановить качество отчетности, потому что его вклад никто не считал значимым и не оцифровывал. Поэтому да, считать результат и усиливать технологичность нужно, но параллельно важно не упрощать картину до «заменим или оставим», иначе ошибки в таких решениях становятся очень дорогими.
2026-03-20 15:14 1
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Константин!
Мой ответ на Ваш вопрос: "Коллеги, как вы оцениваете свою защищенность в текущей архитектуре рынка?"
+ В бизнесе и в изменчивой архитектуре рынка никто не может чувствовать защищённость. Её нет и никогда не было.
+ Защищённость от кого?...разве что защищенность от собственных страхов ).
+ Выживают только те, кто способен меняться, учиться и оставаться востребованным.
+ Востребованность напрямую зависит от ценности того, что вы делаете и предлагаете рынку.
2026-03-20 12:15 3
Анна Долматова
Константин, добрый день,

Я Вас поздравляю, вы увидели реальность, которая уже лет 20 как такая. (кроме ИИ и изменившейся экономической ситуации)

Я всем задаю этот вопрос и Вам задам - 2-5-10 лет назад Вам не надо было повышать операционную эффективность?
Дефицит инженеров - а 10 лет назад их было достаточно? Экономика была не про инженеров, а про купи-продай. Но их и тогда было мало.
Автоматизация началась много лет назад. Какой же это тренд 2026?
Доверие - моя любимая тема. Нет кризиса. Его никто никогда не мерял, чтобы утверждать о низком уровне. Есть неумение с ним работать.

И опять же сводите HR к архитектору. Бедные архитекторы уже икают от сравнения. Слово скоро станет сродни - инфоцыган и коуч. а HR переходил от обслуживающей функции в 2003)) ну, коллеги, ну комон.

2026-03-20 09:16 3
2 ответа
Константин Перехода
Анна Долматова, как инфо в моем тексте противоречит вашим мыслям? Просто сейчас все стало несколько жестче, чем было раньше. Даже сейчас далеко не во всех компаниях HR стали проводниками к эффективности. Если бы стали - то "тупые рекрутерки", "эйчарки", "ну пусть нам корпоратив сделают" давно ушли бы в прошлое. А раз эти ассоциации живы и цветут бурным цветом - как в глазах руководителей, так и рынка в целом - HR еще сильно есть куда расти. 20, 10, 5 лет назад дефицит инженеров конечно же был, но начиная с 2022 года он значительно вырос - причин тому множество. Автоматизация началась 20 лет назад - тоже правда. Но все никак не завершится, хотя за 20 лет все инструменты можно было освоить в полном объеме. И да, "купи-продай" это важнейшая составляющая экономики. Людей, умеющих продавать (не скидками и не монополией, а ценностями) очень немного. И конечно я буду признателен, если вы поделитесь своим опытом - я хочу узнать действительно новые и ценные тренды и выводы.
2026-03-20 10:08 1
Анна Долматова
Константин Перехода, противоречие лишь в том, что перечисленные Вами тренды - не тренды 2026. По моему мнению.
2026-03-22 09:12 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант | Корпоративный тренер
PRO В топ 10 Автор статей
Стаж работы Более 10 лет
Отзывов от клиентов 15
Публикаций 28
Рейтинг в профразделах
Карьерный консалтинг 22 место
Оценка 27 место
Обучение 41 место
Рейтинг в номинациях
Лучший экспертный ответ 4 место
Лучший автор клуба 7 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
220 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.