Главный бухгалтер - помощник или враг в организации эффективных бизнес-процессов?

Доброго дня всем экспертам.

Хочу поговорить о такой проблеме как воспрепятствие построению системы отделом главного бухгалтера. У меня есть работодатель, где моя задача анализ бизнес-процессов, описание, корректировка действий сотрудников, внедрение KPI. В общем работа интересная и актальная в наше время. Так вот есть у нас отдел бухгалтерии ( руководитель - мужчина средних лет), кто всем своим видом показывает что эти изменения ему не по душе, более того последнее время начал мне указывать и ставить дедлайны - есть общий вопрос по документам, так же замечаю поведение в сторону своих коллег не с точки зрения поддержки и помощи, а с точки зрения начальника - с авторитарным режимом, сделать так и точка.

Мне такое поведение понятно (смысл дейсвтий понятен) - но моя задача именно в том, что б люди без негатива и указаний стремились максимально эфеективно взаимодействовать друг с другом. Так же понимаю даже без тестирования и корректировки, что сломать данный уклад человека будет достаточно сложно и болезненно. Причем никто не отрицает, что специалисты в отделе хорошие и проблем в учете нет. В учете - нет, а в коммункациях и их эффективности - получается что есть. Мы пока с руководителем - рассмотрев проблему, решили понаблюдать, а чуть позднее - побеседовать. Далее по ситуации. Но в общем и целом я понимаю, что компетенции, характер и позиция человека не соответсвуют нашим целям на долгосрочный период.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Хочу побеседовать на эту тему, у кого были такие ситуации, как справлялись?

Может кому то удалось придумать максимально эффективную мотивацию таких подразделений (не обязательно бухгалтерия, бывают и другие отделы такие) , либо наоборот - начинали все заново с обучения и набора персонала. Как оценивали такое поведение? Все таки - друг или враг? 

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Владимир Зюзько
Добрый день всем участникам дискуссии!
В начале своей деятельности бизнес-консультанта часто сталкивался с подобными ситуациями. Нервничал по этому поводу, переживал.
А потом услышал фразу, которая сразу поменяла мое отношение к происходящему: "Опираться можно только на то, что сопротивляется!" Сопротивление персонала изменениям - благо.
Сегодня такие ситуации у меня редкость. Для работы с сопротивлением персонала изменениям использую два принципа:
- Обсуждение выгод, которые изменения принесут сотрудникам и организации,
- Вовлечение персонала в разработку изменений.
Успехов!!!
2020-12-06 16:50 2
Анастасия Гузенко
Наталья, добрый вечер!
В моей практике был такой случай - я подбирала персонал от поставленной задачи от собственника бизнеса в подборе генерального, технического директора и главного бухгалтера с функциями финансового директора. Далее бизнес рос и отделы "обрастали" сотрудниками. Нужно отметить, что ГБ - женщина властная и с коммуникациями - беда. В какой-то момент, когда компания выросла более 60 человек - стало сложно общаться и проявления характера со стороны ГБ мешали нормальным рабочим процессам (она буквально никого не воспринимала в серьез), печать компании хранила "у сердца" и элементарное оформление документов HR-ром или другим сотрудником - превращалось в ад. Решили менять ГБ. Сделали замену, но нервов потратили немало.
Вывод - компания растет и требуются перемены, не всегда и не каждый сотрудник готов к этим переменам. Стоит общаться, делать выводы и менять/не менять по итогам переговоров. Но в любом случае, бизнес не должен становиться заложником одного-двух сотрудников, не готовых к переменам.
2020-11-26 22:50 1
Дмитрий
Добрый день, Наталья
Отдел бухгалтерии это конечно отдельное государство. Где, как они считают, нет места измерениям их работы, а есть только нормативы и законы со стороны государственных органов. В компании, где я работал, было совершенно тоже самое. Мы вышли из ситуации таким образом, что поговорили с главным бухгалтером и напомнили, что его государство находится во власти собственника компании. И всё равно придётся играть по правилам, которые он декларирует. Мы предложили самому главному бухгалтеру разработать систему KPI для его подразделения и дать на рассмотрение собственнику и специалисту по бизнес-процессам. Таким образом он не потерял свой статус государя всей бухгалтерии и вовлёкся в процесс создания процессов, потому что мы ему показали это со стороны его выгод. Но это стоит, на мой взгляд, делать только тогда, когда действительно у руля в бухгалтерии профи своего дела и действительно жалко терять такого сотрудника. А если всё с точностью до наоборот, то думаю действительно стоит поискать нового сотрудника на его место.
2020-11-24 17:31 3
Наталья Пивняк
Наталья, коллеги добрый день!
Из своей практики внедрения систем оплаты труда могу сказать, что я за 18 лет еще не видела ни одного главного бухгалтера, который был бы рад внедрению изменений. Во-первых, в силу психологической специфики личности. Как правило, хорошие бухгалтера - это консерваторы. К такой модели поведения их вынуждает фискальная система, и уголовные риски. Во-вторых, любые изменения в системе оплаты труда влекут изменение сложившихся учетных процессов, и прежде чем их внедрять, надо проверить все десять раз, чтобы не переделывать. Опять же, это связано с рисками штрафов от контролирующих органов. А это ответственность главного бухгалтера. Решение всех сложностей- только в проведении постоянных переговоров, и вовлечении главного бухгалтера в процесс изменений, чтобы уже на этапе внедрения делать главного бухгалтера своим союзником.
2020-11-23 08:31 2
ОК-Консалтинг
Наталья, доброго времени суток!
Предлагаю Вам взглянуть на позицию главного бухгалтера с другой стороны. ГБ не может, да и не имеет права работать в будущее! Он обязан сводить прошлое! Для будущего нужен финансовый директор. Это прерогатива финансового директора планировать экономику и финансовую стратегию. Как только ГБ начинает смотреть в будущее, все балансы сразу идут на перекосяк. Проверено практикой.
Основные KPI
1. Учёт и отчётность (своевременное, согласно плану).
2. Отсутствие штрафов по 15 КоАп и штрафов по отчётности 10 НК.
3. Своевременное оказание помощи внутренним клиентам по согласованию документов и предоставлению отчётов.
4. Соответствие должности по модели компетенций.
Успехов Вам!!!! И да! ГБ должен быть авторитарным слегка!!!
2020-11-19 17:35 2
Алексеева Галина
Наталья, добрый день.
Попробуйте посмотреть на проблему чуть по другому, не стоит отказыватся от хорошего специалиста, который отлично справляется со своей работой.
Любые изменения в компании вызывают стресс у сотрудников, что уж говорить, когда сразу Вы вторгаетесь по основным направлениям: бизнес-процессы и КPI. Обычная реакция - противостояяние и неприятие нового. Ведь внедрение KPI несет в себе риски по доходу сотрудников, изменение или корректировка бизнес-процессов возможный страх потерять работу и т.д. Постарайтесь перетащить на свою сторону главного бухгалтера, вместе с директором поговорите с ним, объясните значимость для бизнеса данных изменений, приведите примеры положительные других компаний, подробно объясните чем полезны KPI. Попросите его вместе с Вами разработать критерии для отдела бухгалтерии. На модели просчитайте KPI бухгалтерии, они маловариативны. Покажите, что внедрение KPI не навредит доходу сотрудников, т.к. сейчас они полностью соответствуют требованиям к должности, а иногда даже позволит зарабатывать немного больше. Не надо воевать с сотрудниками, надо объяснять зачем Вы это делаете (цели), доносить доходчиво и в спокойной манере, это тоже работа HR.
2020-11-17 15:41 6
Наталья Таланова
Наталья, доброго времени суток! Считаю, что все ситуации индивидуальны, по Вашему описанию сложно судить как есть на самом деле и что лучше предпринять. Могу предположить, что компания не большая, судя по тому, что нет четко описанных бизнес-процессов и Вы пришли это внедрять. Обычно на практике в небольшом бизнесе главный бухгалтер, финансовый директор довольно значимое место занимают в компании, зная все нюансы и детали, в которые будет сложно быстро вникнуть человеку со стороны. Да и даже если бы это была крупная компания и до Вас собственника устраивала работа финансового отдела, то нужно начать с налаживания контакта с бухгалтером. Вы пришли, а отдел уже там был и работали без Вас и судя по всему справлялись, соответственно, чтобы выполнить Вашу задачу, в идеале необходимо заручиться поддержкой со стороны финансового отдела. Я считаю, что изменения будут эффективны, если они созданы понятными для собственника и удобными для тех сотрудников, которым их внедряют. В любом случае вмешательство в работу оценивается большинством негативно, но если цель не уволить сотрудника - объясните, что Вы делаете, для чего. Когда будет понимание, что Вы - не враг, то тогда процесс станет приятней и полезней для всех.
2020-11-14 21:37 2
Кленова Екатерина
Я в такой ситуации перед началом внедрения изменений провела несколько встреч с главным бухгалтером, получила ее мнение о том, что работает хорошо, а что нуждается в трансформации. Также можно выработать совместный план действия. Она бы чувствовала себя безопасно, и оказалась бы в результате на вашей стороне.
2020-11-14 17:14 0
Наталья Груздева
Коллеги, сколько ценных и интересных мнений. Благодарю Вас за возможность узнать Ваши кейсы из работы. Прочитала все и уяснила для себя некоторые моменты.
2020-11-13 14:57 0
Окрыляем Успехом
Давайте начнем с того, что нельзя ломать взрослого ( и невзрослого) человека. Это во-первых. Во-вторых, перед вами КЛАССИЧЕСКИЙ, по-настоящему правильный бухгалтер. Поэтому проблема не в нем, а в неумении наладить взаимоотношения с ним. В-третьих, ЗАЧЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, если с учётом все в порядке??? Как говорит моя знакомая главбух: "Мы сюда пришли работу делать, а не лясы точить!" . Пусть взаимодействуют на выходных семьями. Настоящий бухгалтер - это педант, зацикленный на качестве своего результата. Он гиперответственнен и крайне настороженно относится к тем, кто хочет поломать отлаженную им систему. С чего надо начинать? С КОМПЛИМЕНТОВ! Искренних. Затем СПРАШИВАТЬ СОВЕТА у этого специалиста. Учитывать ЕГО ВИДЕНИЕ. Вот это ваше желание "поговорить" приведет только к еще большей его агрессии. Тем более, что он видит сколько денег платят вам за то, что вы мешаете ему работать. Вы для него - чужак с низким уровнем профессионализма, который за большие деньги хочет навредить. Разве с таким надо считаться? Поэтому выход только в подстройке под него, затем только осторожный выход на равные отношения. Ни в коем случае нельзя занимать позицию сверху и уж тем более объединяться против него вместе с первым лицом.
2020-11-13 11:08 1
Екатерина Евдокимова
Добрый день!
Тут, на мой взгляд, есть несколько моментов.
Во-первых - его реакция это нормальный страх перед изменениями. Чего именно он боится - в этом ответе уже будет половина понимания возможно ли внедрение или нет.
Во-вторых - Ваш авторитет, профессиональный вес и пр, возможно, недостаточен в его глазах. Как это изменить и надо ли - это нужно разбираться уже в деталях. Плюс ситуацию усугубляет гендерная принадлежность. Ничего личного - просто это элемент традиционной культуры, которая дана как факт.
В-третьих - если смотреть с его точки зрения, Вы вторгаетесь в "его песочницу" (зону и власти, и ответственности) и начинаете там управлять (внедрение новых правил это управление). И он, как и любой из нас, свою территорию будет защищать. Отсюда и идет попытка перехвата власти с помощью выдаваемых Вам дедлайнов и указаний.
И в-четвертых - конечно, отдел бухгалтерии всегда считает себя одним из самых важных подразделений (уж точно выше по статусу и значимости, чем HR). И с этим бороться не надо -это все равно что на танк голым ходить. Только договариваться.
В общем и целом тут надо и понаблюдать, и попытаться наладить контакт (и за "советом" сходить, и про страхи выведать и пр). И попробовать взглянуть на ситуацию с его "колокольни" - трудно, но многое предстанет в другом свете.
И взвесить цену и необходимость изменений для компании. Если эти изменения реально необходимы (это скорее всего так) - то, при исчерпании вышеупомянутых способов, просто отпустить человека. Ведь для него это тоже колоссальный стресс - смотреть как компания делает "ерунду" и участвовать в ней. Иногда замена - часть необходимая, хоть и тяжелая. У меня в практике было по-разному. Найти хорошего глав.буха - тяжело, плюс риски, если у компании есть конфиденциальные потоки. Но держать мини-царька, который отрицательно влияет на эффективность - тоже не вариант.
2020-11-12 11:14 2
Кондракова Анна
Наталья, коллеги, добрый день.
Я думаю что сопротивление системы нововведениям - это норма, т.к. баланс нарушается, возникает некое тревожное и неопределённое "как всё теперь будет". Если затеяли серьёзную перемену и всё сотрудники компании, на Ваш взгляд, такие "УРА, даёшь пятилетку за четыре года, куда бежать мой Генерал?" - Вы в иллюзии и просто не замечаете сопротивленцев, не знаете где они собираются для обсуждения своего недовольства))) К счастью для нас, при поддержке руководителя компании, перемены в течении времени трансформируют систему и появляется новое состояние баланса. Через какое-то время опять наступают перемены и так далее по кругу в здоровых растущих организациях. Я из Вашего описания поняла что с функционалом Главный бухгалтер справляется и проблем в учёте нет. Предположим на этом основании что он человек у которого слово с делом не расходятся, тогда контакт с ним можно наладить посредством адекватных действий, соблюдения дедлайнов, методичной стабильной работы на своём фронте и т.д. Спустя время он примет перемены. Тут конечно вопрос сколько времени Вы уже находитесь в этой ситуации конфронтации. Если Главный бухгалтер таки стоит нерушим, не идёт на контакт никак и саботажем развлекается уже полгода/год - не страшно, при перестройке бизнес-процессов так бывает что люди на позициях меняются. Закрытый поиск нового сотрудника в таком случае будет хорошим вариантом.
2020-11-11 16:49 2
Заруева Ярослава
В моей практике постоянно такое было. Первозадача- показать гл.юухгелтеру уровень своих компетенций и помочь в решении изначально проблем бухгалтерии в компании. А их всегда масса. Любая регламентация и помощь в ее реализации в отношении бух процессов со стороны HR принимается главбухом как помощь в решении тех задач, которые стоят перед ним, как руководителем, и как специалистом. Если говорите на одном языке-языке бизнеса и профессионализма, то контакт буде и будет полнейшая поддержка со стороны главбуха. Н исключают именно личностные качества. Но всегда находила общий язык и всегда бухгалтерия работала с моими подразделением в тандеме. Дело-то одно делаем.
Психологические приемы и заходы "от руководства" делать бессмысленно, будет только повышение сопротивления и противостояние.
Заходить к главбуху как полноправный партнер, говорить на языке пользы и удобства в работе, по повышению гарантий в отношении бухучета в применяемых разработках.
2020-11-11 12:50 2
Наталья Кретова
Наталья, здравствуйте. Главный бухгалтер, это еще пол - дела. А вот финдиректор, особый разговор, но сейчас ни о нем.
У меня в практике были истории, когда главный бухгалтер нервно курила, от всех нововведений со стороны HR. Чтобы не нагнетать обстановку, я ее начала перетягивать на свою сторону, т.е. сначала шла к ней и "советовалась" как лучше сделать то-то и то-то , чтобы по бухучету все прошло. В какой-то момент она поняла, что я не враг, устала просвещать мою и без того уже просветленную в бухучете голову и угомонилась.
2020-11-11 09:47 5
Уварова Елена
Наталья, доброго дня. Каждый главный бухгалтер считает себя незаменимым, "властелин экономии бюджета компании и денег владельца", так слышала не раз из первых уст)))
Думаю, здесь нужно оценивать компетенцию бухгалтера и насколько этот специалист заменяем. На одной чаше весов - улучшенные бизнес-процессы и эффективность компании в целом, а на другой полезность именно этого гл.бухгалтера по части монетизации.
В больших компаниях с отточенными бизнес- процессами каждый работник заменяем без ущерба для бизнеса. Для этого составляются должностные инструкции, регламенты, корректируются бизнес-процессы.
Согласна, что сначала лучше понаблюдать за дальнейшим развитием событий, а потом действовать по ситуации.
Не так давно в подобном кейсе мы решили менять гл.буха,но закрытым поиском. В результате не пожалели. Для компании это был более выигрышный вариант.
2020-11-10 16:58 7
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Рекрутер, бизнес-тренер, эксперт
Автор статей
Автор 5 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
238 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.