А вам помогают "сильные" выражения и нецензурная лексика?

Британские ученые совершили очередной научный прорыв изучая выносливость организма с физическим нагрузкам. В сми цитируются фрагменты исследования Ричарда Стивенса и его коллег о влиянии нецензурной лексики на работоспособность и выносливость. 
Исследование было опубликовано в журнале American Psychologist. В эксперименте участвовали 192 добровольца, которых разделили на две группы. 
Одна группа во время выполнения физического упражнения (отжимания от стула) повторяла ругательства,  другая — нейтральные слова. 
Результаты показали, что группа, использовавшая нецензурную лексику, выдерживала физическую нагрузку в среднем на 2,5 секунды дольше

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Если верить популярным журналам так звучат Основные выводы исследования:

  • Ругательства повышают физическую выносливость и уверенность в себе. 
  • Именно ругательства помогают войти в состояние психологического «потока», при котором человек полностью погружается в задачу и действует максимально эффективно. 

Как ученые объясняют "пользу" от яркого выражения чувств с помощью крепких выражений?

  • Эффект связан с временной «расторможенностью» — снижением внутренних ограничений, которые обычно мешают действовать решительно. 
  • Ругательства не увеличивают физическую силу, но оптимизируют перераспределение усилий в сложных ситуациях.

Внимание вопрос:

- А у вас есть позитивный опыт преодоления трудных ситуаций с использованием ненормативной лексики?

- Что для Вас важнее на работе: взаимная вежливость и терпимость или "матерная" продуктивность? 

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Ольга Енютина
Однажды я впервые попала на интервизию с психологами. И если честно меня удивило. Очень. профессиональное сообщество, разговоры о клиентах, сессиях,... Но было много мата. Сначала я почувствовала диссонанс: это же психологи!
Но по ходу встречи стало понятнее:
- мат это - способ проявить настоящие эмоции, скинуть зажим, убрать фасад «как правильно говорить в обществе».
Многие специалисты даже считают, что именно через мат может выйти то, что человек обычно прячет.
Но важно — в каком контексте.
Я всё ещё не поддерживаю, когда мат звучит без повода, через слово или «просто потому что». Но я стала лучше понимать, почему он может быть уместен в рабочей среде.
2026-01-14 18:11 1
Денис Капустин
Добрый день, коллеги!
Наблюдение о смене ценностей связанно с уходом эпохи поколений (великое, молчаливое, поколение беби-бумеров, X, Y) где приоритетом и ценность является «Работа-Семья», то у поколения Z «Я-Комфорт».
Поколение Зумеров, впитало себя все недостатки предыдущих поколений и на основание этого они стали другими. Ведь по сути ими не кто не занимался, родители постоянно на работе 24\7 даже бабушки и дедушки от них отказывались под лозунгом «Это ваши Дети». Вот они и стали «Иждивенцами» потребляя достигнутого прогресса прежних поколений, отказавшись от общества и социума, поставив во главу своих ценностей и приоритетов «Я-Комфорт».
Страшно то что, политика государства настроена на поощрений их ценностей, создание ИИ и замещения человека роботами во всех сферах освободив их от мышления и трудоспособности создав им комфорт
2026-01-08 12:49 1
Sistema_EI_Pro
Андрей, спасибо за вопрос, благодаря которому я могу, наконец, высказать то, что я обо всем этом думаю.

Для меня мат в бизнесе — это лакмусовая бумажка дистанции и доверия. Его запретность на публике и обыденность «в своей тусовке» — отражение нашей вечной диалектики: формальное vs неформальное, фасад vs двор.

Он может быть токсичным, унижающим, признаком раздерганности и плохого управления. А может быть цементом, который в экстренной ситуации сплачивает отдел фразой: «Ну что, будем разгребать эту ….ень?».

Я прошла через всё. От шока на первом заводе до спокойного «Алексей Константинович, давайте без подробностей, просто скажите, что случилось». Я поняла главное: бороться нужно не со словами, а с атмосферой безысходности и хамства, которая за ними иногда стоит. И ценить тех, кто умеет доносить мысль без этой лексики, — это настоящий суперскилл в российских условиях.

Мат в российском офисе — это не просто слова. Это отражение сферы деятельности.
На собеседовании в солидную компанию — кристальная чистота речи. «Командная работа», «синергия», «развитие компетенций». Кажется, попала в мир глянцевых журналов. Но стоит пройти за кулисы, в курилку или на выездную «стратегическую сессию» после третьей рюмки, как открывается реальный язык общения!

Оборонка и тяжёлая промышленность. Здесь мат — не лексика, а инструмент. Как гаечный ключ или молоток. Он скрепляет предложения, выражает интенсивность процесса («этот пиииии насос, блин, опять течёт!») и служит универсальной оценкой. «Ну это полная… (вздох)» — и всё понятно: срыв сроков, брак в партии, внезапная проверка. Это язык суровой, мужской среды, где ценится «нормальный мужик», не делающий из слова культ. Здесь я научилась не морщиться, а слушать суть. Потому что за тремя этажами лексики могла стоять гениальная инженерная мысль или смертельная усталость от бессонной смены.

В ИТ-стартапах мат стал частью атрибутики «своего парня». Руководитель в худи, разбрасывающий крепкие словечки на стендапе, демонстрирует: «Я не босс, я свой парень, мы на одной волне». Это уже не инструмент, а социальный маркер, протест против «офисного планктона» и официоза.

В традиционном производстве и продажах - царство контекста В кабинете у гендира — святая тишина. В коридоре между коллегами — сдавленное «охр....еть, опять отчёт». В курилке — откровенный разговор «как же всё за…ло». Это культура двойного дна. Ты учишься считывать, где можно «отпустить хвост», а где нужно быть лебедем, плывущим по глади корпоративного этикета. Самый страшный мат здесь — молчаливый. Когда начальник перестаёт тебя ругать и просто холодно смотрит. Вот тогда реально страшно.

А самый страшный мат в нашей реальности, конечно, не из трёх букв. Он из трех слов: «Уволить по статье». Или из двух: «Опозорил отдел». Вот против этого «корпоративного фольклора» не помогает ни знание японской вежливости, ни китайской стратагемы. Только стальные нервы, толстая папка документов и своя, внутренняя тишина.
2026-01-03 14:35 2
Андрей Ващенко
Мат защищает ваше сердце — официально. Оказывается, нецензурная брань сформировалась как естественный рефлекс в ходе эволюции, чтобы пережить внезапную боль или шок.

Еще одно открытие британских ученых: Внезапный мат помогает быстро сбросить стресс, помочь восстановить нервы и регулировать работу сердечной мышцы. Также обсценная лексика создаёт ощущение облегчения, ускоряя возвращение организма в нормальное состояние.

Наш бесплатный антидепрессант.
2026-01-03 10:11 1
Андрей, коллеги, здравствуйте!
Классный вопрос!))
1. Очень помогает. Большой позитивный опыт преодоления любых жизненных трудностей с помощью обсценной лексики)
2. На работе держусь до последнего)
2025-12-25 20:13 1
Лилия Галимьянова
Добрый день!
Да, скорее всего, такой опыт есть у большинства. У меня точно бывало, что в момент сильного напряжения или усталости резкое слово помогало «пробить потолок» — собраться, дожать, не сдаться. Думаю, это работает не как привычка, а как короткий эмоциональный сброс, когда уже на пределе.

Для меня всё-таки важнее взаимная вежливость и нормальная атмосфера. Мат может сработать разово — в кризисе, под нагрузкой, в закрытом кругу, когда все на одной волне. Но как постоянный стиль работы он, скорее всего, разрушает доверие и культуру.
Так что, если выбирать, я за вежливость и уважение, а «матерную продуктивность» — максимум как редкий аварийный режим, а не норму.
2025-12-25 15:16 1
Ольга Разживина
Коллеги, добрый день!
Думаю, что в целом помогает, но помогает он лишь потому, что сдержаться и не выругаться - сложнее. Обогащать словарный запас и менять культуру общения - задача на порядок труднее. Поэтому пользуются тем, что проще, хотя это вредит не только себе (так как со стороны это смотрится как отсутствие воспитания, а в некоторых случаях и профессионализма), но и создает вокруг токсичную среду.

Наша разговорная речь - это не просто способ передать мысль, она формирует реальность. Какое окружение мы строим грубыми словами, такое и получаем в ответ: напряжение вместо диалога, конфликт вместо решения.
2025-12-24 14:23 1
ОК-Консалтинг
Андрей, Коллеги, всем доброго времени суток!
Никто не отменял шикарную фразу Фоменко: "И, так как времени немного - я быстро матом объясню!"
Опять же, когда сам что-то делаешь, а идёт тяжеловато, хотя рассчитывал на быстрый успех. Или когда что-то складывается не так как хотелось. Поднимаешь что-то тяжёлое и т.п. То мат вырывается невольно. Не зря же в анекдоте было: "... а потом прилетели русские. С помощь лома и какой-то матери взломали купол за полчаса. А потом подарки раздавали. Хоть и больно, за то всем хватило..."
А вот когда у тебя вырывается в профессиональной среде. Среди коллег или подчинённых или начальства. То в такие моменты нам пробивает нашу энергетическую систему. Делает нас беззащитными. Пусть малость. Но, чем больше - тем сильнее. Связано с элементарным проявлением неудобства после такого факта. как элемента чувства вины. А чувство вины - это самый мощный деструктор в жизни человека. Это всегда дорога в тупик.
Да и к тому же наша социальная зрелость находится в прямой зависимости от эмоциональной зрелости. А социальная зрелость в нашей стране практически на нулевом уровне, к сожалению.
Поэтому так удобно прикрываться тем, что другого выхода, кроме мата не было...
Всем добра!!!
2025-12-24 13:05 2
Андрей Ващенко
Я на своих тренигах по переговорам регулярно демонстрирую прием установления доверия между партнерам по жестким переговорам. Через маркер искренности.

Если ваш деловой партнер перешел с дипломатического языка на матерный, значит он больше ничего не скрывает. Русские матом врать не могут. а значит ему можно верить и уже из этой точки строить деловые отношения, в которых нет места лжи уверткам и умолчаниям.
2025-12-24 08:23 1
Максимилиан Бакиров
Доброго дня.

Я отвечу со стороны психологии.

Наш мозг устроен так, что в каждом слове вшито определённое состояние — «якорь».
Мы этого не замечаем, а оно есть.
И есть слова с глубинным якорем, а есть с базовым.
Базовый мы особо не ощущаем, а глубинный — очень, даже да!

Ну пример: «подъезд»… у кого какое состояние?
«Дача»… и так далее.
«Ёлка»…
«Школа»…

Про мат тут есть два момента.

Есть люди, которые в общем говорят с использованием мата, для них это как инструмент передачи информации.
Глубокого состояния в этих словах у них нет.

А вот если люди в общем общаются без мата, но он у них есть в лексиконе и в нём мощный якорь, то мат может очень даже помочь.
Он быстро вызовет ту эмоцию, которая вшита в этих словах.
И если там эмоция решительности, злости, чего-то такого, что поможет двигаться вперёд, то, прям да, мат помогает.

Или часто мат помогает прожить проблему и физическую боль.
Ну, типа, мизинцем стукнулся об тумбочку, выругался — и всё, палец не болит))

Но есть и вторая сторона: может же быть вшиты и другие эмоции,
демотивационные.

Поэтому, прежде чем материться, важно опять понять, какие эмоции внутри.
2025-12-23 14:57 2
Александр Тимошин
Андрей, здравствуйте!
Очередная задиристая тема для обсуждения- спасибо!
Вспомнил Гиляровского.
Он в одной из центральных газет описал ситуацию, когда водил актеров Малого театра знакомиться с бытом тех, кто живет "на дне" перед постановкой соответствующей пьесы.
Хотя были договоренности, однако возникла ситуация, которая серьезно угрожала актерам.
Гиляровский в соответствующих выражениях объяснил кто он и все закончилось благополучно.
После статьи посыпался поток запросов на публикацию его речи "без купюр".
Авторы запроса объясняли, что вдруг им тоже понадобится).
По существу.
Сильно зависит от аудитории.
Мой первый управленческий опыт сформировался при управлении подразделением около 50-ти человек. У значительной части из них (более 70 процентов) трудовая книжка была с кучей вкладышей, потому они никогда долго не работали на одном месте.
Для доходчивости моих распоряжений я периодически использовал сильные выражения.
Помогало!)
Мат как инструмент эмоционального усиления сказанного в каких-то ситуациях помогает.
Проблема возникает тогда, когда человек, кроме ограниченного набора матерных слов в запасе имеет мало других и тогда мат вместо эмоционального усилителя становится частью постоянного использования.
2025-12-23 07:38 5
Елена Берилло
Андрей, очень любопытная постановка вопроса — особенно если вынести его из плоскости «можно/нельзя» в плоскость когда, зачем и с кем.
Если смотреть на это как практик, то я бы разделила краткосрочный эффект и системную управленческую реальность. Да, в моменте сильные выражения действительно могут снимать внутренние тормоза, помогать «продавить» сложную ситуацию, собраться и дожать — особенно в условиях физического или эмоционального перегруза. С этим сложно спорить, и исследования это подтверждают.
Но в рабочей среде мы почти всегда имеем дело не с одиночным рывком, а с повторяющимися взаимодействиями. И здесь мат как инструмент начинает работать очень избирательно. Он может:
• дать разовый импульс,
• сработать в узкой профессиональной среде с общим кодом и высоким доверием,
• быть допустимым в «полевых» или кризисных ситуациях.
И одновременно он же легко превращается в:
• маркер управленческой беспомощности,
• замену аргументов эмоцией,
• фактор, размывающий границы и снижающий психологическую безопасность команды.
Из моего опыта, вопрос «вежливость или продуктивность» — ложная дихотомия. Продуктивность возникает там, где есть ясные цели, понятные правила и уважение к профессионализму, а не там, где громче и крепче выражаются. Мат может усилить уже существующую эффективность, но не способен её создать.
Поэтому для меня ключевой критерий — не лексика, а контекст и роль руководителя.
Интересная тема, спасибо за повод посмотреть на неё под другим углом.
2025-12-23 05:54 3
Ольга Азарова
Андрей, здравствуйте,

По своим наблюдениям мат помогает как разрядка стресса, даже иногда сближает коллектив, но в долгосрочном перспективе я бы всё же предпочла взаимную вежливость и уважение.

Продуктивность можно повышать другими способами)
2025-12-22 19:03 3
Aлла Алфёрова
Коллеги, Добрый день!

Андрей, у вас снова интересная нестандартная дискуссия!
При моем многолетнем опыте в строительной отрасли и выездов на объекты, а также участия в совещаниях отвечу так... В строительной отрасли без мата никак! Конечно есть Культура производства, одним из звеньев которой является искоренение мата, но.... при самой лучшей организации КК работа сложная, жесткая и подчас связанная с большими рисками, а также психологическими нагрузками. Так что, а годы выездов на объекты я это невольно слышала, хотя коллеги-мужчины при дамах и более сдержанны.
Считаю, что мат помогает в умеренных количествах именно в сложных стрессовых ситуациях. Это разрядка, выплеск, сообщение коллегам что нужно максимально мобилизоваться. Главное без переборов и дозированно)
А вот когда вижу подростков идущих по улице и в каждом предложении использующих мат, мне грустно за что ребята этим бравируют и искренне жаль их родителей!
Спасибо за тему!
2025-12-22 15:54 7
Виталий Новиков
Для нас, важнее, что Андрей Ващенко разносторонний человек!

"Хусым сказали русские хоккеисты, выйдя на токийский лед и завоевав все золото мира" - мой папа говорил. Помогает, конечно. Но и красивая речь тоже - подарок судьбы. Но это гораздо сложнее
2025-12-22 15:13 2
Анна Шадрина
«Британские ученые в очередной раз легализовали то, что мы и так иногда практикуем в моменты крайнего отчаяния! 😄
Исследование забавное, и я даже могу понять механику: мат действительно работает как «аварийный клапан» для психики.
Вообще, я адепт вежливости и считаю, что бизнес-этика — это база. Но был один случай, который я запомнила надолго. Мы разруливали тяжелейший конфликт на проекте. И тут я, совершенно не планируя, в сердцах выдаю: «Да черт возьми!»
Знаете, эффект был магический))) Это простое слово сработало как кнопка перезагрузки. Все вдруг выдохнули, напряжение спало, и мы за пять минут нашли решение, которое не поддавалось три часа. Видимо, это и была та самая «расторможенность» по Стивенсу — мы просто вышли из режима роботов и начали говорить как люди.
2025-12-22 15:12 2
Алла Шатохина
Здравствуйте, Андрей!

Исследование, безусловно, интересное. Оно наглядно показывает, как механизмы снятия психологических барьеров могут влиять на краткосрочную физическую результативность.
Однако, кратковременный физический стресс в эксперименте не равен длительному социальному и интеллектуальному стрессу на работе. То, что может дать всплеск на 2,5 секунды в изолированном упражнении, в коллективе приводит к эрозии доверия, созданию атмосферы агрессии и дискомфорта для коллег, которые могут этого не разделять.
Я уверена, что взаимная вежливость и терпимость — это фундамент устойчивой продуктивности. Они создают безопасную среду, где люди не боятся задавать вопросы, предлагать идеи и признавать ошибки. Это долгосрочная инвестиция в качество работы и психическое здоровье команды.
«Матерная продуктивность», даже если она возможна в каких-то экстремальных моментах, — это тактика, которая истощает эмоциональные ресурсы коллектива. Она строится на пренебрежении к чувствам других и очень быстро превращает рабочее место в токсичное пространство.
2025-12-22 12:48 3
Иван Жданов
Да, я тоже где-то читал выводы этого исследования.

Про себя скажу, что мне – помогает. Как будто в эти момемнты я искреннее. Но есть нюансы.

У нас же не принятто, вот и приходится в работае всегда выкручиваться, придумывать, как же так сказать, чтоб это было максимально точно, но... в рамках приличия! :-)

2025-12-22 10:58 3
Андрей Ващенко
О Мат - ты спорт! История, опубликованная в одной из японских газет с заголовком «Советский лыжник сказал волшебное слово „дахусим“ и выиграл Олимпиаду».

Речь идёт о событиях Олимпиады 1972 года в Саппоро, когда Вячеслав Веденин завоевал золото в индивидуальной гонке на 30 км.

Суть истории: за несколько минут до выхода на трассу повалил снег, и Веденин начал обрабатывать лыжи мазью, которая, по его мнению, подходила для тяжёлой погоды. Японский репортёр, который немного говорил по-русски, спросил лыжника: «Неужели вы думаете, что это поможет? Такой снег же валит». Веденин, сосредоточенный на подготовке лыж, раздражённо бросил: «Да и… с ним».

Японский журналист знал язык не настолько, чтобы понять смысл сказанного, но фразу запомнил. На следующий день, после победы Веденина, газета опубликовала эту историю
2025-12-22 10:51 4
Дарья Левина
Андрей, здравствуйте!

Любопытное исследование, но я бы не стала делать из него универсальный рецепт продуктивности. Ненормативная лексика действительно может сработать как краткосрочный триггер в момент пикового напряжения, когда нужно быстро мобилизоваться и снять внутренний стоп. Это больше похоже на аварийную кнопку, а не на рабочий инструмент на постоянной основе.

В работе для меня важнее среда и контекст. Вежливость, ясные договоренности и психологическая безопасность дают стабильный результат на длинной дистанции. А резкие эмоциональные всплески, в том числе через мат, могут иногда помочь пережить сложный момент, но если делать на этом ставку, продуктивность быстро превращается в хаос и выгорание.
2025-12-22 10:31 3
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-тренер; Профессор корпоративного университета.
PRO В топ 10 Автор статей
Стаж работы Более 15 лет
Публикаций 17
Рейтинг в профразделах
Обучение 14 место
Консалтинг 15 место
Корп.культура 19 место
Рейтинг в номинациях
Лучший экспертный ответ 9 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
256 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.