Зоны ответственности рекрутера и компании-клиента в адаптации персонала

Должна или не должна зависить ли оплата фрилансеру - специалисту по подбору персонала от способности соискателя и компании заказчика притереться друг к другу?                                                

Почему специалист по подбору персонала (фрилансер) зависит от системы адаптации персонала в компании- заказчика? 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Коллеги, добрый день!

Я работаю как подборщик-фрилансер. И вот получив очередной заказ, я задумалась, а почему Заказчик оплачивает мои услуги как специалиста по подбору персонала, по истечении срока адаптации (испытательного срока) новичка в компании? 

Ведь меня нанимают для подбора и отбора наиболее подходящего кандидата в компанию. Да, на всех этапах я могу предположить, как соискатель пройдет адаптацию в компании. И, конечно же, подтвердить или опровергнуть свои предположения на собеседовании.  По идее, мои услуги на этом закончены. 

Далее начинается работа самого заказчика, и я к этому уже не имею отношения. С точки зрения разума, это логично. Или все-таки нет?

 

 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Надежда Доброва
Спасибо. Взяла на заметку.
2019-11-03 10:35 0
Ольга Григорьева
Вариант отработки возражения клиента, если он хочет заплатить по окончании испытательного (гарантийного срока). Допустим, клиент занимается продажей оборудования. Делаем ему встречное предложение: "Иван Иванович, я хочу купить у вас ваше оборудование. Давайте, вы мне его отгрузите, только заплачу я вам не сразу, я сначала им попользуюсь, если оно не сломается на гарантийном сроке, то я вам конечно же заплачу все в полном объеме"))
У меня в договоре есть пункт, на который я обязательно обращаю внимание заказчика при подписании- если оплата произведена с задержкой (по договору 5 рабочих дней), то клиент теряет право на гарантийную замену.
2019-04-02 17:06 2
Вера
Недавно пришлось вести дипломатические беседы с кандидатом,ушедшим после 1 рабочего дня от работодателя с целью "выравнивания" ситуации и ненаписания отрицательного отзыва данном кандидатом о компании!
2019-03-27 11:20 0
Анна Желобанова
я считаю, что услуга рекрутера - это закрытие позиции и гарантия замены
2019-03-24 22:40 1
Анна Музалевская
Юлия, я обычно соглашаюсь под такие условия договора - оплата по факту выхода на работу (для рабочего персонала максимум два адаптационных дня) и гарантия замены от 1 до 6 месяцев в зависимости от позиции.
2019-03-14 07:37 1
Ольга Купава
Юлия, добрый день. Коллеги уже столько комментариев оставили, и в целом, сходятся в своем видении данного вопроса. На основании своего опыта и я присоединюсь к дискуссии.
Должна или не должна зависеть оплата от процесса адаптации в компании Заказчика.
1. Полностью согласна с коллегами - вы работаете на основании Договора и в нем содержатся условия, которые вы согласовали. Не устраивает, демотивирует данное условие - не соглашайтесь и не работайте. Я не могу работать бесплатно и не работаю. Если Заказчик предлагает = меня не устраивает = я не берусь за данный проект.
2. В любом случае косвенно оплата будут зависеть, т.к. однократная замена при непрохождении испытательного срока - это вновь расходы ресурсов на подбор, НО уже бесплатно, поэтому, чем более профессионально подобран кандидат, учтены важные моменты, в т.ч. и процесс адаптации компании, тем всем спокойней.
3. При составлении Заявки, профиля кандидата, проведении интервью и подборе кандидатов вы учитываете существующие бизнес-процессы компании, в т.ч. и адаптации, таким образом, да, вы не отвечаете за адаптацию напрямую, но учитывать - обязаны, кроме того - поддержание коммуникации с кандидатом на весь период испытательного срока - важно, возможно выявить слабые места и помочь.
4. Это ваш опыт, вы стали четко понимать, что подходит именно вам, а что - нет, в процессе нашей рекрутерской деятельности договор, как живой организм корректируется/меняется/дополняется/видоизменяется, условия, соглашусь с коллегами, должны быть взаимовыгодны, по стратегии win - win.
Удачи!
С уважением, Ольга Купава
2019-03-04 17:41 4
Воропаева Ольга
Юлия, добрый день! . В коммерческих отношениях клиент, вкладывая деньги в любой товар, хочет получить определенные гарантии. Это нормально. Мы работаем в сложном секторе услуг. Наш "товар" многолик, это и наши знания и умения, наше время, наши ресурсы, это и сам соискатель, Дать гарантии мы можем только на часть товара. Помимо этого в процессе купли-продажи участвуют не две, а три стороны., одна из которых (соискатель) является трехглавым драконом - товаром, продавцом и покупателем одновременно! Поэтому вам никогда не удастся четко разделить зоны ответственности сторон. и все будет решаться в переговорном процессе.
2019-02-27 12:05 1
Иванова Ирена
Я считаю что не должно быть зависимости при оплате фрилансеру от адаптации. Почему?
Потому, что задача четко попасть под запрос компании и верно определить компетенции соискателя.
Такая постановка задачи скорее всего утверждается для того, чтобы оптимизировать систему подбора.
Ведь представьте, сколько времени тратится на адаптацию и какими могут быть ее условия в компании.
Может ли рекрутер на это влиять? Я считаю нет. Ведь он не может быть ни наставником внутри этой компании, ни руководителем, ни сопровождающим. Поэтому такая система абсурдна.
2019-02-20 23:31 3
Жанна Самородова
Здравствуйте! Сталкивалась с подобной ситуацией (о которой пишет автор) в начале пути фрилансера-рекрутера. Попробовав, поняла что такие условия не для меня. Получать деньги через 3 месяца после выполнения работы - демотивировало сильно. Поговорила с заказчиком, объяснила логику и договорились о выплатах по истечении 2-х недель ( в тот время работа шла без договора, на договоренности, причем, зачастую по телефону:)) Коллеги -рекрутеры из фарм бизнеса рассказали, что крупные фарм компании платят по истечении 3х месяцев до сих пор и не меняют условия. Вот так разнообразны наши договоренности и интересы)
2019-02-18 11:37 1
Надежда Кравченко
Юлия, Вы пишете "почему клиент оплачивает ми услуги после истечения испытательного срока?". Ответ простой: потому что Вы подписали Договор на таких условиях. Есть два других пути: провести переговоры и огласить различные варианты сотрудничества или сделать Договор, по условиям оптимальный для Вас как для профессионала и говорить о том, что Вы работаете именно на таких условиях.
Но тогда возникнут вопросы:
1. Стоимость Ваших услуг. Чем меньше мелких услуг в составе объемной услуги подбора специалиста Вы предложите, тем меньше будет Ваш гонорар.
2. Перспективы сотрудничества. Подбор без гарантий хоть и не дорог, но способствует высокой текучести на испытательном сроке. В итоге для Вашего клиента это хуже (смена лиц и нестабильность в коллективе, более низкая эффективность, дополнительные затраты на обучение и р.) и дороже (три ресёрчинга дороже одного рекрутинга)
3. Ваша репутация в глазах соискателей. Вы так и не становитесь для них нейтрально-доверенным лицом, они видят, что вакансии, с которыми Вы работаете, обновляются (комментарии "так и не может им никого найти", "возможно, там и нет вакансии, просто базу кандидатов собирают" и пр.)
4. Ваше развитие (как это ни забавно). Ресёрчинг это - конвейер. Интеллектуальный конвейер тормозит профессиональное развитие.

Чем можно снизить риски:
- предложите заказчику составить jo для кандидата;
- поинтересуйтесь, как проходит адаптация, есть ли процедура "наставничества" (хотя бы просто для входа в компанию, не в плане обучения)
- сохраняйте связь с обеими сторонами найма и с кандидатами, которым было отказано при выборе. Возможно, если встанет вопрос о замене новичка, Вы напомните заказчику кого-то "номер два" и Вам не придется начинать весь процесс с начала.
- формируйте базу профессионалов, ведущих пассивный поиск "лучшей доли".
В итоге всё этот - лишь вопрос самопозиционирования на рынке услуг. Удачи Вам!
2019-02-17 17:29 3
Имаева Александра
Юлия, добрый день!
1. Пропишите в договоре оплату по факту выхода специалиста на работу, риски клиента здесь компенсируются однократной бесплатной гарантией, которую вы предоставляете
2. Согласна, что не работая в компании, адаптационным процессом мы не сильно управляем. Но мы можем держать руку на пульсе как с руководителем(как работает новый сотрудник, влился ли, какие результаты показывает, нужно ли что-то подкорректировать), так и с сотрудником. Важно - делать это в процессе ИС, а не в конце, когда исправить уже ничего будет нельзя. Если упустите момент - у клиента останется осадок от работы с вами, а вы - необходимость замены.
3. Постоянные клиенты будут вас ценить за то, что вы автоматически считываете нужный им профиль кандидата и находите им "своих", которые успешно проходят ИС и приносят компании ценность
2019-02-17 07:53 2
Ирина Царькова
Очень интересная и содержательная дискуссия! Есть над чем подумать и что принять к сведению. Всем спасибо.
2019-02-16 09:18 1
Вера
Поддерживаю профессиональный подход , представленный Екатериной!
Только так: вникать,поддерживать, применять.
Требуются усилия,чтобы у Заказчика все сошлось с новым сотрудником и у рекрутера появился постоянный Клиент.
2019-02-15 15:34 1
Екатерина Глебовская
Юлия, соглашусь с предыдущими комментаторами: гарантия на период испытательного срока, это общепринято и особенно важно для клиентов, которые впервые обращаются к рекрутерам или имеют неудачный опыт сотрудничества с ними. Разумеется, система адаптации внутри компании, это не то, на что рекрутер может напрямую влиять. Я минимизирую риски следующим образом: 1. Выясняю у заказчика: а) в каком коллективе и при какой системе руководства предстоит работать новому сотруднику (использую эти данные при отборе) б) как построена система адаптации, будет ли наставник, какие результаты ожидаются от сотрудника в период испытательного срока. 2. Информирую одобренного кандидата об особенностях коллектива, ожиданиях руководителя, ожидаемых от него результатах 3. Сообщаю финальному кандидату, что при возникновении любых вопросов, относительно работы, он может связываться со мной и я помогу прояснить ситуацию. 4. Поддерживаю связь с кандидатом и руководителем на протяжении всего испытательного срока. Узнаю, как проходит адаптация, что удалось сделать, какая обстановка в коллективе и т.д. Если нужно, выполняю роль медиатора при обсуждении рабочих вопросов.
В моей практике были случаи, когда эти действия позволяли вовремя прояснить моменты недопонимания и позволяли новому сотруднику успешно пройти испытательный срок и остаться работать в компании.
2019-02-15 15:20 6
Вера
Возможен подбор без гарантии, но это стоит гораздо дешевле. Иногда Заказчик соглашается, только надо прописать в договоре приметно следующее: "Фактом оказания услуг Исполтнителя считать допуск Сотрудника к выполнению любого вида работ в интересах Заказчика, включая обучение."
2019-02-14 19:33 0
Дина
Коллеги, добрый день!
Согласна со многими здесь. Если вы предоставляете гарантию на свои услуги - в ваших же интересах успешное прохождение испытательного срока кандидатом в компании-заказчике и следует делать все возможное для этого: от верной оценки на начальном этапе до достижения договоренностей между ними. Очень часто рекрутер в этом смысле играет не последнюю роль. Я все чаще встречаюсь с заказчиками,которые не могут верно понять и договориться,у меня у одной подобное ощущение, коллеги?
2019-02-14 12:57 1
Ластовыря Дмитрий
Зависит чаще всего от того, насколько долго Вы планируете работать дальше с Заказчиком.
Как правило - чем приятней условия для Вашего Клиента, тем дольше он будет с Вами работать, а также рекомендовать.

Я не вижу проблем в том, чтобы помогать успешно адаптироваться: связаться после нескольких рабочих дней, поинтересоваться впечатлениями.
В таком случае Вы и себя продемонстрируете качественным HR-специалистом, а также большим пониманием о Заказчике.

2019-02-14 12:28 3
Анатолий
Юлия, коллеги, добрый день!
Согласен, что если условия сотрудничества с Заказчиком уже приняты, то менять их в свою пользу - не очень профессионально.
При этом нужно понимать:
1. причины увольнения на ИС могут быть разными. И если Заказчик обещал чистый, светлый офис и 8-часовой раб.день, а на деле - подвал и работа по 16 часов без выходных - вряд ли это вина рекрутера (если только он об этом не знал). Но, если Кандидат "продал" себя дорого на всех этапах подбора, а на деле мало смыслит в своей новой работе, то возникает вопрос - куда смотрел рекрутер. Если же причина в личнх обстоятельствах Кандидата - нужно обсуждать...
2. если роль рукрутера в подборе кандидата очевидна, то роль в адаптации после "передачи" кандидата работодателю - отдельная тема. Если Вы в состоянии влиять на отношения Работодателя и новичка (бывшего Кандидата) - тогда и за результат ИС в некотором смысле отвечаете, если же нет - зачем брать на себя риски...?
3. наконец, деньги. "Доп.опции" тоже стоят денег. И если Вы берете на себя ристки, чвязанные с прохождением ИС, то вправе заложить их в ценник. Если же Заказчик хочет "дешево" - тогда и "гарантии" соответствующие.
Юлия, Вы совершенно правильно указали на зоны ответственности в своем вопросе. Их обязательно нужно обсуждать с Заказчиком "на берегу".
2019-02-12 10:17 1
Юрий Зеленцов, Бизнес-Эксперт
Юлия, встречается и такое, когда оплата делится на два этапа - после подбора и по истечении испытательного срока. Не сказать, чтобы уж сильно распространено, но и не единичный случай. Конечно, бесплатная замена, если работник уволился или его уволили на испытательном сроке более распространено.

Тут, конечно, много подводных камней, начиная от недобросовестности клиента (но уж коли согласились, видимо, Вы ему доверяете) до некачественной работы самого рекрутера (опять же - он выбрал Вас, так что нет оснований).

Но тем не менее. Сейчас Вы в такой ситуации, когда про сумму уже договорились и вряд ли уместно ее менять. Так что часть работы придется Вам проделать бесплатно, то есть в той сумме, на которую Вы договорились при подборе. Поскольку от успешности или неуспешности Вашего кандидата зависят Ваши деньги, то вполне уместно их защищать. Я бы договорился о том, что тоже бы участвовал в процессе адаптации своего специалиста хотя бы в роли наблюдателя-консультанта. То есть пообщался бы и с его непосредственным руководством на предмет их видения работы данного специалиста, попробовал что-то откорректировать у самого кандидата (в случае необходимости). Так Вы будете больше понимать про перспективы получить свою оплату. А уж если эту Вашу просьбу отклонят - вот это уже очень тревожный сигнал.
2019-02-12 09:19 0
Ирина Царькова
Здравствуйте, Юлия! На мой взгляд, здесь важны понятия: если Вы - рекрутер, то "сопровождаете" подобранного специалиста в течение испытательного срока, если Вы - рисёчер, то по согласованию с Заказчиком отвечаете только за поиск и предварительный отбор.
2019-02-12 08:33 4
Курило Наталья
Добрый вечер! Да, бывает, что у разных Заказчиков разные условия: например, есть один хороший Заказчик, с которым сотрудничаем по высокооплачиваемым специалистам, он платит ТОЛЬКО после испытательного срока, но по факту, за 3 года сотрудничества на испытательном сроке "отвалился" всего 1 кандидат. Относительно данного Заказчика такие условия меня устраивают, думается, если бы заказы были менее значимые, то поторговалась;))
Словом, согласна, с Анастасией, все в Ваших руках:)
2019-02-11 21:58 0
Анастасия Гузенко
Юлия, добрый день. Если Вы - частный рекрутер-фрилансер, то вправе оговаривать условия, сроки и стоимость своих услуг.
Вы согласились на условия, предложенные Вам заказчиком. Сейчас Вы понимаете, что данные условия для Вас не очень подходят и Вы вправе их отрегулировать, но в рамках другого сотрудничества или другого проекта, т.к. менять условия, когда Вы на них согласились - не совсем корректно, хотя допустимо.

Вообще, на рынке рекрутинга общепринято, что услуги оплачиваются по факту выхода сотрудника на работу (от 3х до 10 рабочих дней). Так же допускается предоплата. На период адаптации подобранного кандидата рекрутер предлагает гарантию, т.е. если кандидат не прошел исп. срок - делается однократная замена. Это норма, но еще раз повторюсь - Вы имеете полное право предлагать свои условия. Другой момент, что они должны быть взаимовыгодны обеим сторонам договора... Так же нужно здраво оценивать свои силы и возможности, т.к. что может предложить один рекрутер - не всегда под силу другому... Я имею в виду опыт, качество подбора и т.п.
2019-02-11 14:59 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Наставник для HR и кадровиков. Консультант для руководителей
Автор статей
Автор 8 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
160 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.