Возвращение из бизнеса в наем. Почему не берем таких кандадатов?

Не секрет, что практически все таксисты бывшие или действующие бизнесмены, а то и собственники нескольких бизнесов сразу. При чем эта информация в глазах самих таксистов выглядит и правдоподобной и достойной восхищения. На вопрос, "а почему не на работе:) ?", ответ тоже один - во всем виноват злой рок. В наше время все более популярными становятся иные формы занятости, помимо работы "на дядю". Стать реальным или номинальным генеральным директором точно не проблема. Но такая информация рекрутерами рассматривается как билет в один конец. Почему?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Коллеги, поделитесь своим опытом. 

  • Рассматриваете ли кандидатов из собственного бизнеса? Если нет, то почему?
  • Были ли случаи, когда кандидат, "вернувшийся из бизнеса" был полезен в роли наемного сотрудника?
  • Как он доказал свою полезность на собеседовании?
  • Какими методами, вопросами обсуждаете эту тему?
  • На что обращаете внимание? Какие ответы или поведение категорически не пропускаете далее?
Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Анастасия Гузенко
Виктория, доброе утро!
Я всегда отталкиваюсь от точки зрения заказчика. На моей практике не хотят рассматривать бывших или действующих бизнесменов по двум причинам:
1. сотрудник сложно подчиняется системе, привыкнув работать на себя (график работы, подходы к тем или иным регламентам)
2. такому кандидату сложно предоставить достойный уровень зарплаты, если компания строго регламентирована и иметь прописанную систему оплаты.
На моей практике есть крупнейшая российская компания, которая категорически не рассматривает кандидатов, имеющих собственный бизнес. Убеждение - такие кандидаты склонны к высшему заработку, желанию "договориться и урвать" здесь и сейчас.
Еще были случаи, когда кандидаты откровенно обрекают себя на собеседовании, озвучивая такую точку зрения - сейчас сложная ситуация на рынке, поэтому ищу работу, ИП или ООО закрывать не планирую. Часто такое встречается на сезонном рынке (продукты или сезонные работы). Каждый работодатель понимает, что как только наладится ситуация на рынке - такой сотрудник уйдет в свой бизнес.
2020-12-14 09:40 3
Ирина Князева
Здравствуйте, коллеги!

Я не рассматривала кандидатов с опытом собственного бизнеса, так как компании в которых я работала и куда подбирала персонал не хотели брать таких кандидатов.
По мнению большинства работодателей, и я сними согласна, что кто хоть раз попробовал заниматься бизнесом, то он уже приобрел мышление собственника и отвык подчиняться, и нет гарантий, что спустя какое-то время после трудоустройства, он предпримет новую попытку работать на себя.

Своим клиентам, которые переходят из бизнеса в найм, я рекомендую по возможности не говорить о собственном бизнесе, но если этот факт не скрыть и не подать под другим соусом, то можно преподнести работодателю этот опыт под более благоприятным (смягчающем) условии: рассказать о том, какой полезный опыт вы получили, организовывая свой бизнес; КАК теперь вы можете его использовать, работая на данную компанию. При этом важно подчеркнуть, что в ближайшей перспективе вы хотите работать в команде, и здесь же стремитесь реализовать свои лидерские качества и амбиции.
2020-12-13 02:21 7
Царева Виктория
Огромное спасибо) читать ваши дополнения оказалось полезным с превышением ожиданий.
Я писала вопрос именно потому, что людей попробовавших организовать свой бизнес становится больше. Причины и результаты таких проб опустим, это отдельные темы.
Но с точки зрения hr эти кандидаты, на мой взгляд, должны перестать фильтроваться по принципу было/не было. Не в этом же суть.
И вот какой инструмент у меня сложился, читая ваши комментарии:
Прояснить у работодателя в чем именно его опасения в отношении таких кандидатов
• Убегут обратно
• Низкая управляемость, не являются исполнителями чужой воли
• Знаком уже другой размер вознаграждений, будут искать возможности заработать дополнительно (нечестно, скрыто)
• Не справился со своим, не справится и с моим бизнесом
Понимает ли неоспоримую пользу таких кандидатов:
• Самостоятельность в принятии решений
• Партнерские отношения в делах
• Активность и инициативность в работе
• Понимание мышления собственника
Чему уделить внимание на интервью:
1. Причинам кандидат решил вернуться в найм?
2. Насколько легко ли далось ему это решение?
3. В чем для него ценность работы по найму, перед бизнесом и наоборот?
4. Без каких функциональных обязанностей кандидат себя не видит?
5. Какие требования к наемным сотрудникам по его собственной оценке перерос?
6. Что ценного получил он из своего удачного или неудачного опыта предпринимателя?
2020-12-09 18:37 5
Окрыляем Успехом
1. раньше не брала таких людей. Потому, что они привыкли самостоятельно принимать решения. Для них руководитель воспринимался только как партнер, а не начальник. Но если они не смогли вытянуть свой личный бизнес, то тем более не смогут вытянуть чужой. Будут много умничать, а толку - ноль
2. Сейчас ситуация изменилась. Молодому поколению кто-то внушил, что все они смогут быть предпринимателями и лидерами. Пока экономическая ситуация не была критической, они еще что-то изображали. Теперь же они стали "голодать" и будут готовы идти в наем. Поэтому вот таких "недоделанных" предпринимателей можно и нужно брать. Жизнь их немного побила. А за одного битого двух небитых дают.
2020-12-09 11:35 3
Елена Балухина
Виктория, уважаемые коллеги,
Я убеждена, что мы живем в эпоху перемен и как раньше уже не будет. И если 5-10 лет назад я как HR сама лично смотрела на кандидатов из бизнеса с подозрением, то теперь я прекрасно понимаю, что это уже скорее норма. Каждый человек имеет право попробовать себя в разных видах деятельности, чтобы понять, что же ему подходит. И если кандидат «из бизнеса» осознал, что ему спокойнее и безопаснее в найме, что ж, всё честно, какие могут быть претензии? Более того, я испытываю гораздо больше уважения к кандидатам, которые разрешили себе попробовать и четко осознают свой путь, свою ценность, свои способности. Как правило, они в работе оказываются гораздо более эффективными, чем люди, которые работают механически как роботы от звонка до звонка за зарплату, вообще не понимая, кто они, про что они и зачем. Мир меняется и нам пора менять свои подходы вместе с ним!
2020-12-08 09:42 1
Татьяна Бохолдина (Главкадр)
Классная тема))
Я работала директором по персоналу в розничной компании. Перешла на должность директора двух розничных магазинов (очень было интересно, загорелась,мне "разрешили")
За полгода сделала невозможное - планы продаж и прибыли, перетрясла логистику и склад (не без помощи регионального менеджера, но все же сама)
А потом поняла
1. Я могу заниматься бизнесом
2. Не здесь. Потому что системы нет, на работе можно жить, но лучше уже не будет.

Ушла снова работать в найм в сферу управления персоналом, но открыла свой ...велопрокат :) такое у меня было хобби. Потом магазин детской одежды. Потом поняла, что сгораю фактически на ТРЁХ работах, продала оба бизнеса (успешно живут и работают до сих пор с новыми хозяевами),и место работы тоже сменила. Стала зарабатывать в одном месте больше, чем все предыдущее вместе взятое.
За 4 года (это была ГК ЭФКО) поставила систему кадрового администрирования и аудитов, перелопатила кучу регламентов и процедур, наняла и обучила с нуля 8 человек в отдел
Ииии...Уволилась!) мой предпринимательский дух не дает мне быть в рутине, тоскую я!
как только вся система утряслась и улеглась, начались комитеты, отчеты, КПГ и так далее (а не "бери больше - кидай дальше" - мне стало тоскливо, скучно, грустно, я перестала ощущать пользу от своей работы.
Был ли у меня предпринимательский опыт - ДА
Уволилась ли я из-за нежелания быть в системе (в такой, которая мне не нравилась) - ДА
Принесла ли я пользу Компании - ДА, ДА, ДА!
Если бы меня не взяли из-за опыта предпринимательства - Ну глупость же.
Многие в принципе работают меньше моих 4 лет и делают меньше.

Просто история)
2020-12-08 00:35 4
Tatiana Bobrikova
Добрый день.
Ни разу не додумалась боятся таких кандидатов.
Если они нечестны, то должно хватить профессионализма это распознать, у руководителей - интуиции.
Считаю опыт собственного бизнеса плюсом:
1. Мы все прекрасно знаем, что наемный менеджер и предприниматель - это разные психотипы. Редко, кто успешен одинаково. Но такой и не возвращается в наемный персонал, ну если правда очень не повезло.
2. Человек уже на собственном опыте понимает мышление собственника. В моём опыте, эти люди, которые с понимают свою работу в более широком контексте, чем его функциональные обязанности. И если вы его уже оценили как человека подходящего вам как специалиста, вы можете на собеседовании уточнить, что ценного получил он из своего неудачного опыта предпринимателя. Через то, что вы услышите, вам должно быть понятно его мотивы работы по найму и намерения, вернуться когда-нибудь к своему делу.
3. Ничем - это не опасней, как взять наемного специалиста, который будет иметь к секретикам организации, а потом сольет эту информацию конкурентам, или пойдёт и заведёт собственный бизнес (вот такая история наиболее частая на памяти).
2020-12-07 17:18 1
Кленова Екатерина
Да, эта проблема существует и действительно есть работодатели, которые не хотят рассматривать кандидатов из собственного бизнеса. Но, как мне кажется, в этом году ситуация начала меняться. В большинстве случаев такие кандидаты сильнее во всем, что касается оптимизации, антикризисных мерах и т.д. и могут дать видение с другой стороны для компаний.
2020-12-07 14:06 3
Доможирова Юлия
Раньше была более категорична и не любила кандидатов из частного бизнеса, опасалась, что обратно убегут. После того, как несколько моих друзей и даже мужей попробовали частный бизнес, он не удался, вернулись обратно в найм и больше из него не убегали - стала менее категорична. Сейчас как карьерный консультант консультирую несколько кандидатов из частного бизнеса. Они может и рады заняться им еще, но ситуация на рынке вообще этому не способствует и реально вернуться они в него или нет, никто не знает, даже они сами. Опыт полезный, разноплановый, с высокой долей ответственности, переработками, эрудированностью в разных сферах. Я бы рассматривала таких кандидатов и дальше бы смотрела на реальные компетенции, применимо к своей вакансии.
2020-12-07 04:06 2
Заруева Ярослава
В большинстве случаев позиция "не берем" исходит от собственника бизнеса, управляющего своим бизнесом. Такой же позиции очень часто придерживаются и наемные ГД.

Что вызывает такую реакцию на бывших бизнесменов (бизнесвумен)? Понимание, что эти люди не являются исполнителями чужой воли, что они самостоятельны, мыслят совершенно никак наемный работник. Это страх потерять свой бизнес, страх слабой или отсутствующей управляемости по отношению к данному работнику.

Мы слышали неоднократно, что все руководители бизнесов хотят работников, "воспринимающих эту компанию, как свою", т.е. отношение к бизнесу собственника со стороны наемных работников, как с собственному родному и дорогому сердцу бизнесу. Т.е. работник наемный, по мнению собственника, должен работать в его бизнесе с такой же отдачей, как работал бы на себя. Что априори не возможно.

И очень боятся тех, кто как раз способен на такое отношение к бизнесу, пускать в "свой курятник". Парадокс. Будет существовать всегда. Будет всегда устанавливаться подобный фильтр. Удивляться точно не стоит, если он есть.
2020-12-04 14:54 4
Вера
Мой заказчик банально боялся увода клиентов таким сотрудником. Наверное,у предпринимателей особый склад ума и психология. Думаю, мой заказчик прав в данном случае. Вообще, людей с предпринмательской жилкой мало на замле,как людей, способных быть космонавтами,не более 11% от числа жителей земли.
Одно в этих людях хорошо- они почти всегда активны и при работе.
2020-12-04 09:38 3
Наталья Пивняк
Добрый день, коллеги! Виктория, интересную тему вы затронули. Из моего опыта- собственники категорически не рассматривали генеральных, исполнительных, коммерческих с опытом ведения своего бизнеса. Опыт чаще неудачный. Даже если был удачный, и бизнес по каким-то причинам продан ( например, при переезде в другой город). В представлении собственников это как "укушенные"- "недо"бизнесмены, и уже "недо"наемники. Финансовых директоров, главных бухгалтеров, HR-директоров, ИТ-специалистов рассматривали и с опытом фриланс.
2020-12-02 20:00 4
Ирина Михайлова
Мышление некоторых собственников и вера в карму, что похерил свой бизнес - быть беде и с моим бизнесом, если мы его возьмем. А к вопросу кармы: у меня была кандидат на должность главного бухгалтера, классная, профильная, но с ней отказалось беседовать руководство компании, потому что при переезде из другого города, она попала в аварию! Типа несет неудачи...
2020-12-02 17:30 5
Кондракова Анна
Виктория, коллеги, здравствуйте.
К сожалению или к счастью, большинство моих заказчиков любят дружить с предпринимателями, а не брать их на работу. Опыт хороший был - единичный. Обычно проясняю при согласовании профиля кандидата можем ли мы рассматривать кандидатов с опыт предпринимательства.
Недавно закрыла вакансию бухгалтера и по одному из финалистов получила отказ от службы безопасности. Причина - наличие собственного работающего ИП, о котором кандидат не рассказала.
2020-12-02 16:08 5
Наталья Кретова
Виктория, доброго дня, Отвечу на часть ваших вопросов.
Итак, поехали!

Вопрос: Рассматриваете ли кандидатов из собственного бизнеса? Если нет, то почему?
Ответ: Кандидатов из собственного бизнеса перестала рассматривать, т.к. был опыт работы с "возвращенцами". Их плюсы на поверхности: остроумные, независимые, самостоятельные.
Но минусов от из независимости, непринятия правил игры, попытками сделать так , как они считают нужным, не сказав об этом никому - оказалось больше. И возможные долги от предыдущей деятельности, брр, вспомнить страшно эту историю.
Вопрос: Были ли случаи, когда кандидат, "вернувшийся из бизнеса" был полезен в роли наемного сотрудника?
Ответ: было и хорошее, но в большинстве случаев, только нейтральное, "слава богу" или никак.
Вопрос: Как он доказал свою полезность на собеседовании?
Ответ: Результаты его предпринимательской работы были прекрасны.
Вопрос: Какими методами, вопросами обсуждаете эту тему?
Ответ: Просто задала ему вопрос: "Почему мне надо выбрать вас?"
По последний вопрос не отвечу, т.к. неформалируется. Это наверно было из разряда "Химия зашла".
2020-12-02 14:44 6
Наталья Груздева
Добрый день Виктория, не могу не согласиться с тем, что "бывшие предприниматели" вызывают опасения. Я люблю общаться на собеседованиях с такими людьми, но на практике на работу таких трудоустраивала мало, а если и получалось свести работника и работодателя, то хватало "сотрудника" не надолго. Как правило - им знаком уже другой размер вознаграждений (если говорим о средних должностях) - мотивация слабая на доход.(средний опять же). Если предприниматель родился - его уже обратно не вернешь. Люди такие будут искать возможности заработать и даже в найме, что на некоторых работах не допустимо.
2020-12-02 14:23 4
Анатолий
1. По ситуации. Если кандидат адекватно объясняет причину закрытия бизнеса, то почему бы и нет.
2.Да, такие случаи были. Но немного.
3. Полезность всегда доказывается примерно одинаковыми методами: хорошее знание предметной области, ответы по делу.
4. Напрямую спрашиваю, что случилось с бизнесом, выясняю по каким причинам кандидат решил вернуться в найм, легко ли далось ему это решение.
5. Важные моменты - как долго кандидат занимался своим бизнесом, насколько деятельность кандидата пересекается с бизнесом Заказчика, какой именно это бизнес(оффлайн, онлайн, производство или продажи), отношение кандидата к бизнесу(устал от этого или готов продолжать)
Вообще в российской корпоративной культуре принято считать предпринимательский опыт минусом, что странно. Обычно уровень ответственности таких кандидатов в среднем выше, понимание роли руководителя лучше. Но российская традиция предписывает каждому предпринимателю быть успешным, предпринимательство воспринимается как некая избранность. Соответственно упавших с этой "благословеной горы" воспринимают как неудачников. В западной корпоративной культуре, например, опыт своего дела - весомый плюс. В корпоративном кодексе многих ведущих мировых компаний "предпринимательский дух" прописан одной из важнейших ценностей. И самым явным проявлением такого "духа", естественно является собственный опыт ведения бизнеса. Что логично и правильно.
2020-12-02 14:21 6
Уварова Елена
Виктория, доброго дня. Я всегда двигаюсь от заказчика. И проясняю данный вопрос на берегу. Есть у него или нет предубеждение к ИПшникам и\или собственникам. Если отрицание стойкое, не вижу смысла спорить и переубеждать, ставлю это в обязательные требования. Если лояльность есть или чувствуется, иду от моей заинтересованности в кандидате и послевкусия от собеседования.
Но на моей практике не любят руководители предпринимателей и собственников, хоть тресни! Первостепенная мысль в их голове: " Если он потерял свой бизнес, то и мой тоже может подставить".
По методам всегда говорю открыто. Как правило все принимают и принимают. Если начинает юлить, в архив. И да, проверяю данные по ИП или фирме перед отправкой.
Самая важная красная кнопка - это стойкий металл в голосе при обсуждении некоторых обязанностей и требований.
2020-12-02 12:37 6
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Центр обучения технологиям эффективного поиска, подбора, оценки кандидатов
Автор статей
Автор 44 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
193 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.