Умение сказать "нет" руководителю - это компетенция?

Недавно на одной из встреч у нас разгорелась горячая дискуссия, может ли сотрудник сказать «нет» своему руководителю на поставленную задачу? А он своему?
И если да, что для этого нужно? Многолетний опыт? Весомая должность в корпоративной иерархии? Внутренняя мотивация и способность защищать свою точку зрения? И как часто можно использовать эту «зеленую карточку»? 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Я задумалась, действительно ли умение «сказать нет» - это компетенция? Или это склад характера, особенность конкретного человека? Будет ли команда сильной, если на уровне культуры у сотрудника будет право и возможность прямо сказать «нет»? И что нужно для создания культуры - «сказать нет и быть услышанным»? 

Почему в нашем ДНК, не принято озвучивать мнение, отличное от мнения большинства, или аргументировано дискутировать с руководителем? Это страх? Страх последствий, лишения премии, каких-то плюшек, страх получить репутацию «неуправляемого» сотрудника, увольнение, в конце концов.  

Коллеги, собственно, к чему все это, интересен ваш опыт.

Как часто в своей практике вы встречаете руководителей, которые умеют работать с возражениями в команде, вызывает ли это какую то рефлексию на тему сжечь ресурсы и не прийти к результату? Подсвечивают ли они на своем уровне какие-то сложные моменты, или просто спускают решения? 
Имеет ли смысл поощрять, а не карать альтернативное мнение. Помогает ли такой подход найти новый смысл в ежедневной рутине, принести результат компании, о котором даже не думали. 

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Александр Балашов
Приветствую, Натали! Умение сказать "нет" — это действительно важная компетенция, которая зависит от сочетания личных качеств и корпоративной культуры. Это требует уверенности, умения аргументировать свою точку зрения и понимания, как это будет воспринято. Однако, это не всегда легко. Страх последствий или желание угодить руководству часто мешают сотрудникам высказывать противоположное мнение.

Для создания культуры, где сотрудники могут открыто говорить "нет", важно развивать доверие в команде и понимать, что разные мнения могут привести к лучшим решениям. Когда руководитель умеет работать с возражениями, это создает пространство для развития, способствует новаторству и позволяет избежать "группового мышления". Поощрение альтернативных мнений способствует поиску новых решений и улучшению процессов в компании.
2024-12-31 02:04 0
Александр Балашов
Приветствую, Натали! Умение сказать "нет" — это действительно важная компетенция, которая зависит от сочетания личных качеств и корпоративной культуры. Это требует уверенности, умения аргументировать свою точку зрения и понимания, как это будет воспринято. Однако, это не всегда легко. Страх последствий или желание угодить руководству часто мешают сотрудникам высказывать противоположное мнение.

Для создания культуры, где сотрудники могут открыто говорить "нет", важно развивать доверие в команде и понимать, что разные мнения могут привести к лучшим решениям. Когда руководитель умеет работать с возражениями, это создает пространство для развития, способствует новаторству и позволяет избежать "группового мышления". Поощрение альтернативных мнений способствует поиску новых решений и улучшению процессов в компании.
2024-12-31 02:03 0
HR - Агентство NEW FORMAT
Умение сказать Нет руководителю - это компетенция, которая позволяет сотруднику эффективно управлять своим рабочим временем, устанавливать здоровые границы и избегать перегрузок - это важно для поддержания психологического здоровья и предотвращения профессионального выгорания сотрудника с развитой компетенцией. Говорить Нет руководству способны не все - защищать свои интересы не боясь потерять работу или вызвать недовольство начальства такая категория сотрудников также может успешно продвигаться по карьерной лестнице так как они уверенные в себе специалисты и они ценятся выше и получают больше возможностей для развития, чтобы развить в себе эту компетенцию сотрудники могут, пройти специальные тренинги, изучить техники коммуникации и научиться аргументировать свою позицию используя факты и цифры.
2024-06-16 18:21 6
Сергей
Здравствуйте Натали!
Мой вариант. Если руководитель стремиться улучшать свой бизнес стремиться повысить его эффективность, значит он будет стремиться создавать и поддерживать дух сотрудничества между сотрудниками и между сотрудниками и руководителями, если в компании молодой сотрудник может говорить «нет» руководителю и предлагать конструктивное решение, а это должно быть одно из условий корпоративной политики компании, то такая компания будет только выигрывать. Главное, чтобы руководство компании не создавало условий для «каннибализма».
2024-05-17 20:40 1
Ирина Князева
Добрый день, Натали, коллеги!
Умение «сказать нет» это может быть склад характера, особенность конкретного человека.
А может быть компетенция, если человек учился и приобретал навык говорить "нет".
Отказывать руководителю в просьбе или не отказывать, все зависит от обстоятельств и от самой просьбы. Иногда можно откликнуться на просьбу руководителя, но иногда и отказаться или согласиться с условием.
2024-05-15 02:53 3
Ксения Кочетова
Здравствуйте, Натальи!
По моему мнению, в команде важно открыто обсуждать все аспекты работы, включая и возможность высказать свои сомнения или сказать "нет" на поставленную задачу. Каждый из нас имеет свой уникальный взгляд на вещи, и иногда этот взгляд может привнести что-то новое и ценное. Например, в обсуждении новых проектов я всегда рада услышать разное мнение и идеи, которые могут привести к более эффективным решениям. Также, когда речь идет о взаимодействии с клиентами, разный опыт может быть очень полезен в поиске лучших стратегий обслуживания. В конечном итоге, команда сильнее, когда сотрудники открыто обсуждают и делятся своими мыслями и идеями.
2024-05-06 00:39 2
Любовь Жерновая
Спасибо за вопрос, Натали! Говорить работодателю "нет" можно и нужно, соглашусь с коллегами👌Более того, этот навык жизненно необходим. И вот почему:
1. Способность излагать свои мысли, а еще лучше грамотно и доходчиво их излагать - это маст хэв сегодня в любой работе и карьере. Ваше "НЕТ" в большинстве случаев жизненно необходимо компании, коль скоро оно вообще появилось на горизонте.
2. Излагать мысли структурированно, аргументированно устно, а лучше письменно - этот навык необходимо развивать постоянно. Работодатель, и вообще любой бизнес любит конкретику, - цифры и факты. Изложите подробно ваше видение ситуации, процессов. Подготовьте развернутый Отчет, или Анализ. Презентуйте себя как опытного профессионала.
3. НЕТ, - это двигатель прогресса в бизнесе. Ваша идея может изменить мир.🙌 Главное предложить решение, ваше видение, или обоснование почему вы считаете что нужно так, а не иначе. Просто сказать "нет", или "я не хочу", "я не считаю это правильным" - этого недостаточно. В принципе любой может так, и вообще любимое возражение всех Начальников: "Вот все всегда знают как надо, а я тут что ли просто так мучаюсь??? Думаешь мне легко???"
4. Поделитесь с миром вашими идеями - и Вселенная отблагодарит🙌😘
2024-05-03 13:38 3
HUMAN RELATIONS - Илья Слободинов
С огромным удовольствием почитал комментарии к статье. С большинством коллег согласен и в своём опыте как консультанта, так и непосредственно предпринимателя вижу влияние корпоративной культуры.

Однако корпоративная культура — это соединение культур отдельных его частей. Корпоративная культура холдинга состоит из культур компаний. Культура компании — из культур отделов и так далее до конкретных людей, которые её транслируют.Когда мы говорим о способности или готовности говорить «нет», мы, как ранее также замечали коллеги, сталкиваемся с понятием границ. Умением выстроить границы в балансе между «я на всех нападаю» и «все на мне ездят».

Понятие личных границ связано с личностными качествами. На мой взгляд, это не компетенция в чистом виде, а способность, которая имеет возможность для развития.

И тут, возвращаясь к культуре, я бы заметил, что даже в открытой и поддерживающей культуре человек с высокой потребностью выглядеть хорошо перед другими или потребностью всё кругом контролировать будет неминуемо нарушать свои и чужие границы соответственно.На мой взгляд, если мы хотим сделать так, чтобы в команде мы могли спокойно говорить «нет», нам необходимо идти в более тонкую и глубокую работу с отношением людей к этому, выявляя фундаментальные потребности и создавая условия для того, чтобы они научились реализовывать её там, где это целесообразно.

Так как проявление потребности быть «классным парнем» в момент, когда предлагается к решению задача, по поводу которой я уже знаю, что она не рабочая, нерационально.

Приведу пример.

Мои сотрудники предлагают мне участие в выставке, на которой не планируется присутствие нашей целевой аудитории. Настаивают на том, что нам надо быть там для продвижения бренда.

Моя потребность быть хорошим настолько велика [даже перед сотрудниками], что я долго ищу способы сказать «нет». Задаю проясняющие вопросы, уточняю детали, подключаю дополнительных специалистов.

С одной стороны, я проявляю партнёрскую позицию, находясь в диалоге. С другой, если я уже точно знаю, что не буду инвестировать в этот проект, то, возможно, стоит сказать просто «нет», объяснив почему.

Возвращаясь к вопросу «А какова моя цель прямо сейчас?» Действительно разобраться, нужен ли нам этот проект или очень вежливо и желательно не своими руками отказать?

Для меня способность говорить «нет» — это вопрос цели. И если мы развиваем у себя и у сотрудников привычку задавать вопрос самому себе про цель, мы решаем и все остальные вопросы.
2024-05-02 13:41 1
Олег Гущин
Добрый день! Острый вопрос, интересный. Ответ зависит от того, что подразумевается под словом "компетенция"
Если понимать термин, как "способность", то сотрудник точно способен открыть рот и произнести три буквы. А вот хочет ли сказать "нет" - это вопрос другой.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, умение отказать - скорее не компетенция, а совокупность личных убеждений, личной мотивации и культуры компании.
Просто представить: культура в компании меняется, где "нет + аргументация отказа" только приветствуется и быстро становится групповой нормой. (не с целью научить людей отказывать, а как метод выявить скрытые возражения сотрудников, не понимание цели, метода и т.д. и контраргументации в ответ или же действительно доработки задачи, если мнение сотрудника обосновано)
Итак, если "правила" поведения изменились, сотрудники начали говорить "нет", неужели так быстро способность появилась? Изменились всего лишь условия, которые способствовали изменению поведения. И в этом случае, это не компетенция.
Если же культура обратной связи и открытой коммуникации развита, но сотрудник не говорит "нет", то это скорее вопрос убеждений: "Если откажу, негативно расценят", "Кто еще кроме меня справится с этой задачей", "Жираф большой - ему видней" и т.д. И в этом случае, умение говорить нет - можно назвать компетенцией, т.к способность 100% в зоне влияния самого сотрудника
Как итог, способность физическая есть. Реальное же отсутствие "нет" от сотрудника может лежать в поле "компетенций", а может в поле "культуры и системы"
Возможно сумбурно и скомкано написал, простите. Пишу на перерыве, а тема захватила
2024-04-29 10:15 3
Марина Климычева
Натали, коллеги, здравствуйте.
Конечно, это не компетенция! Давайте будем внимательны к терминам
Компете́нция (лат. competentia «согласие; соразмерность» от competere «соответствовать, подходить») — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.
Да, даже на какие маркеры вы разложите умение сказать нет?)
Но есть говорить про то, важно это или нет, то конечно важно! Сотрудник должен уметь говорить нет, а то будет как в той детской присказке: а если все из окна будут прыгать, ты тоже прыгнешь?))
Если хочется найти именно компетенцию, то возможно стоит посмотреть в сторону конформности

Почему в нашем ДНК, не принято озвучивать мнение, отличное от мнения большинства?
-потому что те, кто такое мнение озвучивал - долго не жили))) это тысячелетия эволюции, все же человек стайное животное и природой заложено, что от стаи отбиваться - это значит умереть.
2024-04-28 23:21 2
Натали Макова
Коллеги, спасибо за вашу готовность делиться мыслями и мнениями.
Вижу, что умение сказать"нет", действительно, воспринимается как компетенция, и для специалистов, не только в начале своего профессионального пути, важно прокачивать это умение с учетом внешнего контекста.
2024-04-27 18:49 1
Наталья Кретова
Коллеги, доброе утро. Умение руководителю сказать нет, важное качество. Почему? Вроде некорпоративно? Ан нет, иногда задачи руководителя и его распоряжения, бывают на грани фантастики, из разряда "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что", а поставленные ранее рабочие задачи начинают страдать и не выполняться в срок, что отражается на качестве или времени исполнения (выйдет за рамки 8 часов), навык "нет руководителю" - один из эффективных способов корпоративной борьбы.
2024-04-26 07:20 5
Елена Берилло
Натали, коллеги, здравствуйте.
Умение сказать "нет" руководителю можно рассматривать как компетенцию, особенно в контексте профессиональной коммуникации и управления личными границами. Это навык, который включает в себя не только способность отстаивать собственные интересы, но и умение делать это корректным, конструктивным способом, сохраняя профессиональные отношения и сотрудничество.
Сказать "нет" руководителю — это не только возможно, но и иногда необходимо. Однако следует признать, что в российских компаниях это не всегда осуществимо. В некоторых организациях открытое выражение несогласия может быть воспринято как признак профессионализма, в других — как нежелание работать на команду. Создание корпоративной культуры, где сотрудники могут сказать "нет" и быть услышанными, требует открытости, доверия и взаимоуважения. Это возможно, если руководство компании поощряет открытое общение, признает право на индивидуальные границы и учитывает обратную связь от сотрудников.
Многим сотрудникам может быть сложно защищать свои взгляды и интересы; важно уметь объяснять свою позицию чётко и аргументированно, чтобы избежать недопонимания и конфликтов.
Что касается частоты использования этой "зеленой карточки", то всё зависит от обстоятельств. Важно помнить, что постоянное использование отказов может подорвать доверие коллег и руководства. В то же время, способность вовремя сказать "нет" может предотвратить множество проблем, связанных с перегрузом, снижением качества работы и личным выгоранием.
2024-04-26 06:54 3
Ирина Юрьевна
Добрый день, Натали, коллеги!
Это очень сложный вопрос.
С одной стороны сказать "нет" бывает принципиально важно, например, если решение руководителя принято не корректно, без учета каких-то данных или обстоятельств, и может привести к негативным последствиям, или поручений столько, что выполнить их качественно и в срок объективно не представляется возможным/нужны дополнительные ресурсы.
С другой стороны некоторые, да практически все за редким исключением на самом деле, руководители, прежде всего среднего уровня, воспринимают "нет" как бунт, конкуренцию и покушение на собственный авторитет, особенно если в глубине души в нем не уверены.
Итого, нужны веские основания, уверенность в своей правоте, твердость духа и дипломатичность.
А еще учет особенностей корпоративной культуры, личности руководителя, верно выбранное время и место, например, некоторые руководители, да и просто люди готовы выслушать отказ с глазу на глазу, но не публично.
Ну и конечно "нет" должно быть аргументированно и не обязательно высказано в прямой форме.
По удивительному совпадению сказать или услышать "нет" обычно легче сотрудникам, имеющим высокую квалификацию, что само по себе показатель.
В целом, способность говорить "нет" - навык высочайшего уровня, который можно и нужно тренировать, самостоятельно или с консультантом, что более результативно.
2024-04-25 19:43 3
Алексеева Галина
Добрый день, коллеги!
Способность сотрудника высказывать "нет" в ответ на требования руководства – вопрос не только личной смелости или характера, а еще и показатель зрелости корпоративной культуры. Разрешение и даже поощрение открытого диалога и выражения различных точек зрения способствует более быстрому развитию компании. Адхократическая корпоративная культура характерна для компаний, которым важна лидирующая позиция в рейтингах, мнения потенциальных клиентов и партнёров.
2024-04-25 19:12 5
Натали Макова
Коллеги, спасибо за вашу активность, вижу, эта тема откликается.
Я хотела бы озвучить несколько мыслей в формате упоминаний (надеюсь, это будет удобно читать).
@Алексей, спасибо вам за пункт 4)), у меня схожий опыт в качестве HR BP в IT, и что удивительно, с бизнесом удавалось договориться в 95 процентах случаев, а вот в вертикали HR c какой то периодичностью могла возникнуть та самая ситуация, что наша задача - выполнить ровно то, что сказали свыше)
"Но умение говорить НЕТ, это искусство" - искусство - это знания, умения и навыки (ну и талант, конечно), очень похоже на компетенцию)
Спиральная динамика хороша тем, что задает векторы для компаний, но Вы абсолютно правы, мы пока совсем не там, и не факт, что вокруг есть предпосылки для эволюции. Встречаю компании, которые идут по пути де-эволюции.

Мне очень откликается мысль @Елены У. и @Екатерины Т., что умение говорить нет "наверх" - это компетенция, и скорее, в консалтинге или коучинге.
А компании "катятся по старинке" - делают то, что и вчера, отчаянно нуждаются в инновациях, но меняться готовности нет. Так как это затронет систему на глубинном уровне: культура, цели, подходы, что отметили @Мариам Ж. и @Надежда Б.
2024-04-25 16:51 5
Александр Тимошин
Натали, коллеги!
Здравствуйте!
Замечательный, потому что очень жизненный вопрос.
Сказать Нет руководителю, это как перейти границу соседнего государства)
Должны быть очень веские основания.
Я согласен с тем, что написали коллеги.
Из моего опыта.
Мой руководитель (ГД и я был его заместителем) постоянно меня "грузил" задачами.
В какой-то момент времени я понял, что серьезного разговора не избежать.
У меня было два варианта и оба плохих: или получить нагоняй за невыполнение одного из заданий, или получить нагоняй за отказ взять очередную задачу)
Перпендикулярным вариантом был разговор с ГД.
Поэтому для того, чтобы сказать НЕТ нужно:
1- иметь серьезные основания
2- быть готовым аргументировать свое НЕТ
3- Осознать, что как человек имеешь право сказать НЕТ
4- Предложить другие варианты взаимодействия
5- Быть готовым уволиться, если не получится решить проблему по-хорошему
На самом деле умение говорить НЕТ очень важный навык вообще в жизни, а не только на работе.


2024-04-25 16:29 9
Пилипчук Алексей
Натали, добрый день,
Вопрос, который вы подняли очень актуальный, глубокий и как сказало бы молодое поколение - "холиварный".
1) Я считаю это крутой и крайне важный скилл. На компетенцию наверное не тянет. Но умение говорить НЕТ, это искусство.
2) К сожалению, если мы говорим про Россию, то большинство компаний красного цвета (по модели спиральной динамике). Где главная ценность это - власть. И главный лозунг руководителя: "Я начальник - ты дурак". Главный принцип сотрудника в этой компании - быть лояльным своему руководителю. Не спорить и выполнять его приказания. Даже если они абсурдные. К примеру сидеть на работе, пока начальник не ушел(( реальный кейс с начала моей карьеры. Сказать НЕТ, в такой компании и с таким руководителем, это подписать себе приговор.
3) В компаниях которые перешли в своем развитии на следующие стадии (хотя бы синий или оранжевый цвет), говорить НЕТ можно и нужно. Там уже сотрудник не боиться возразить руководителю. Т.к. руководитель не всегда прав. Плюс руководитель вовлекает всю команду в выработку эффективного решения.
4) Я как действующий HR BP, работающий в ИТ и отвечающий за конкретную команду, тоже использую слово НЕТ. В противном случае бизнес начинает плести веревки, делать все что задумал и не важно, что закон не позволяет или есть какие-то ограничения или процедуры внутри)))
5) Этот навык приходит с опытом и с количеством набитых шишек на лбу
2024-04-25 16:17 4
Надежда Бояркина
Коллеги, здравствуйте! Зацепила тема вопроса. Как раз часто сталкиваюсь с таким запросом в индивидуальной работе с сотрудниками. А ведь (если это не просто акция протеста) это обратная связь руководителю по его решению. Считаю это важной компетенцией руководителя заниматься изучением таких ответов и ценить сотрудников, которые могут не согласиться с мнением. Тем более все больше на рынке молодых ребят которые не хотят работать просто по указу, а хотят работать головой.
Лично я сама учу давать корректную обратную связь в любой ситуации. Есть такое правило "если не согласен - сообщи, если не сообщил - значит согласен" - а ведь это же причина внутренних конфликтов и выгорания о работы. Поэтому я приветствую отказы, если они аргументированы. Ну или как минимум принимаю информацию, как позицию человека в отношении задачи. А как компетенцию здесь вижу - давать обратную связь своему руководителю.
2024-04-25 16:14 4
Уварова Елена
Наташи, коллеги, доброго дня))
"Нет" вообще трудно говорить многим. Такая у нас ментальность. Этому нужно учиться. Иногда, с помощью психолога. А, если учиться, значит уже может подойти под определение"компетенция".
Посему, на мой взгляд, умение сказать "нет" руководителю может быть рассмотрено, как компетенция в рамках консалтинга и коучинга. Нужно правильно выбрать формат, как и какими словами преподнести. А также научиться устанавливать границы, выражать свои потребности и мнения, даже, если означают отказ от выполнения определенной задачи или запроса. Это помогает создать здоровые рабочие отношения и сохранить баланс между работой и личной жизнью. Взаимоуважение в трудовых отношениях сегодня просто необходимо.
2024-04-25 15:51 5
Екатерина Телицына
Натали, коллеги, здравствуйте!
Я за то, что компетенция. Это как про аргументацию, так и про партнерство в коммуникациях. Согласна с коллегами, кто пишет про культуру. Иногда бывает, что «приказы не обсуждают», тогда ожидания от сотрудника на задачу будут другими.
Я бы так ответила на ваш вопрос:
1) если «нет» – это возражение сотрудника. Значит руководителю его стоит «снять», например, дать больше информации по задаче/ решению.
2) конечно, важно как озвучено «нет». Можно сотруднику сказать, например, «я правильно понимаю, что ...», получив ответ, озвучить свои сомнения/ риски/ другой способ решения.
3) если сотрудник говорит «нет» и на этом все. Тут вопросы к сотруднику.
2024-04-25 15:36 3
Антон Кобельков
Добрый день
"Нет" лучше никогда не говорить ни в компании ни вообще. Сама форма ответа ведет к проблемам в компании, отвлекая общее внимание от общей цели на частную проблему.

Лучше сказать в позитивной форме: для выполнения этой задачи мне неоходимо....
2024-04-25 14:33 3
Мариам
Здравствуйте, Натали!
Сугубо из практического опыта - очень много зависит от корпоративной культуры компании/организации и от стиля управления. Если в организации не принято перечить вышестоящему (потому что, есть риск недополучить премию, надбавку, быть непонятым и т. д.), то при такой системе сотрудникам сложно сказать "нет", поскольку выживание и адаптацию к условиям еще никто не отменял. Но, если компании, как воздух, нужны изменения любого порядка и специалисты, работающие в ней, умеют конструктивно и аргументированно высказывать свою профессиональную точку зрения, то, да, вышестоящим приходится работать с возражениями и "нет" сотрудников.
2024-04-25 14:25 4
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте. Натали, коллеги!
В такой ситуации важно изучить существует ли обоснование для ответа "нет".
---Допустимыми причинами для ответа "нет" являются такие варианты:
+ задача уже выполнена)
+ эта задача не в моей компетенции
+ для выполнения этой задачи у меня нет соответствующих ресурсов
+ нет, потому что я хочу предложить решение этой задачи следующим образом...
---Все остальные варианты---нарушение трудовой дисциплины.
Из своей практики могу хочу привести пример:
так случилось, что я достаточно в юном возрасте выросла до позиции HRD крупного холдинга. В прямом подчинении у меня было 54 чел. из них ориентировочно 80% были старше меня. Было сложно очень первых пол года, подставляли регулярно---приходилось присекать и "искоренять". Пришлось уволить 2 чел.
Через пол года проблем уже не возникало.
2024-04-25 13:51 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант, HR-эксперт, Коуч
Автор статей
Автор 5 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
191 специалист сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.