Производство - это модный тренд или новая долгосрочная реальность в России?

В связи с тектоническими изменениями в мире, какие сегменты рынка труда актуализируются, почему? 
Как нужно эффективно воспользоваться растущим ростом/спросом рынка труда в отдельных специалистах (на производстве), где их искать? Как долго эти тенденции будут нарастать и как к этому относится в долгосрочной перспективе?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

В последнее время фиксирую изменения на рынке труда: все чаще обращаются работодатели за поиском производственного персонала: на швейное, мебельное, пищевые производства.

Очень интересно, что мастеров найти так же трудно, как и IT-спецов или инженеров. Прослеживается тенденция: производство возвращается в Россию, на работу охотно берут возрастных спецов ( рабочих высокой квалификации, швей, мастеров), т.к. именно возрастные только и остались и они могут работать, в отличии от молодых- подсаженных на клиповое мышление и не имеющих нужного опыта.

Коллеги, чувствуете/видите ли Вы эти тенденции, надолго ли это? Производство - это модный тренд или новая долгосрочная реальность в России? 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Сергей
Производство - это не тренд, а необходимость, которая назрела уже давно, а сейчас ситуация только обостряется. Да, мы имеем трудности как с основными средствами, так и с персоналом. В связи с этим, классические линейные подходы к организации производства будут мало эффективны и крайне затратны. Но, как всем известно, кризис - это время возможностей. Необходимо пересматривать подходы к организации производственных процессов, выстраиванию логистики и кооперационных цепочек.
Россия - страна заборов, устоявшийся стереотип, требующий разрушения. Изменилось время и условия - необходимо менять методы работы.
Перспективой традиционному подходу, заключающемуся в закупке всего необходимого оборудования, найму и обучению всего необходимого персонала должен прийти подход, основанный на открытости и объединении, кооперации, выстраиванию взаимовыгодных партнёрств.
В подтверждение этому мы можем наблюдать всё большее число технопарков, центров коллективного пользования, предоставлении оборудования в аренду.
Наша общая задача - развернуться друг к другу лицом и объединяться для достижения общих целей в производственной деятельности, и не только в ней.
2022-10-16 14:37 1
Алексеева Галина
Добрый день, Вера.
Наблюдаю данную тенденцию не только в подборе персонала со стороны промышленных предприятий, но и в запросе на выстраивание HR функции, борьбе за сохранение штата и уменьшения текучести производственного персонала.
Думаю, что в текущих реалиях, собственное производство в России будет развиваться и это долгий процесс.
А вот как переориентировать молодежь и сделать работу на производстве для них привлекательной вопрос глобальный и требует участия на государственном уровне.
2022-09-29 10:26 3
Ирина Князева
Добрый день, коллеги!
Есть опыт работы инхауз в двух производственных компаниях и да, не просто найти опытного (и благонадежного) мастера, начальника участка и т.п., тем более, что технологии производства и оборудования разные и могут отличаться настолько, что начальнику участка одно производства придется переучиваться и возможно, начинать с меньших позиций на другом.
Как правило мы брали рабочих на производственные линии как с опытом, так и без опыта и растили до мастеров, потом до начальников участка и т.п. Или переучивали своих же на ЧПУшников и все в таком роде.
2022-09-27 15:09 6
Наталья Кретова
Вера, коллеги, здравствуйте. По моему мнению, необходимость найма людей на производство, которые умеют работать не только головой, но и руками, объективная реальность. Специалисты, которых можно идентифицировать понятием средний производственный персонал, было - то днем с огнем не найти, а в текущих реалиях "рестайлигна" внутреннего производства практически невозможно. Заготовила уже красные дорожки к адресам известных мне слесарей, токарей, сварщиков.... т.к. потребность в таких специалистах только растет и будет расти. И пока не подготовим молодежь, а это 2-3-5 лет - конкуренция в этом сегменте будет не за рабочие места, а за специалистов, примерно 1:100 (один специалист на 100 мест).
2022-09-20 14:26 4
Марина
На производственных предприятиях огромная пропасть между поколениями. И не только в рабочих профессиях.

Большинство административного персонала пред/пенсионного возраста и основывать новые методы работы с персоналом не хотят: «Мы всегда так работали».

Молодых специалистов, которые все таки дошли до производств, нужно удерживать современными методами либо платить конкурентную зарплату. Иначе квалифицированные рабочие, будут уходить в мелкие компании, где нет развития, но платят больше.
2022-09-15 11:52 4
Владимир Миков
Вера, спасибо!
В некоторых отраслях действительно возрастные только и остались и они могут работать, в отличии от молодых- подсаженных на клиповое мышление и не имеющих нужного опыта. Прекрасно, что молодые смогут у "старичков" бесценный опыт перенять.
Пока особо эти тенденции я не замечаю. Думаю, что тренд будет только набирать обороты и этот тренд довольно надолго - лет 5 точно, думаю.
Производство - это не только "модный тренд" - это новая долгосрочная необходимость, но вот будет ли реальностью в России - это вопрос.
Я за процветание инженеров, технологов, мастеров... - реальный сектор же. И сельское хозяйство и строительство нуждается в "опытных", а не только обученных по ютубу!))
2022-09-14 21:29 3
 Екатерина
Добрый вечер, коллеги.
Согласно статистике уже больше 15 лет ВУЗы выпускают невостребованных специалистов в плане, что они не могут устроиться по специальности. Для повышения интереса к колледжам и училищам уже и олимпиаду среди рабочих придумали WorldSkills, а толку у нас проводят региональные отборы, а знают об этом только вовлечённые в этот процесс. Мы участвуем как наставники и судьи, потому что являемся постоянными участниками программы наставничества. Вы думаете, об этом много информируют школьников?; такое ощущение, что кому интересно, тот и сам узнает. На Урале, например, есть швейная фабрика, которая ведёт активную работу со школами, а не с училищами, которые учат швей и дизайнеров. Почему же этим не занимаются в местных Минобрнауки. Именно поэтому сейчас проще найти IT-специалиста уровня Джун или Мидл, чем грамотного или опытного специалиста рабочей профессии. Вчера попалась вакансия: с удовольствием примем пенсионера на вакансию Токаря-расточника в наш молодой дружный коллектив. Так что, это скорее не тренд, а пожинание плодов перестройки и постперестроечного времени, когда просто не модно было работать руками.
2022-09-14 21:12 3
Александр Крымов
Какой модный тренд? Вы с ума сошли???
В России по всем городам уже лет 20 не хватает людей, готовых и способных встать к станку и сделать руками что-то полезное.
Папа - токарь, я - тиктокарь!
Не может ни в одной нормальной самостоятельной стране производство быть "модным трендом". Производство - это основа экономики, иначе не будет ни экономики, ни страны.
2022-09-14 17:53 2
Светлана Григорьева
Добрый день, Вера. Я почти уверена, что этот тренд из модного перейдет в постоянный). Импортозамещение нам в помощь. Именно сейчас, надеюсь, правительство осознало, насколько мы бедны в плане собственного производства, и будет стараться его развить.
Есть одно но: как кто-то писал выше, из сильных рабочих-производственников остались в строю люди старой формации. Сейчас мы пожинаем плоды того, что закрылись многие специальности. Долгое время не обучали слесарей-ремонтников, швей, автоэлектриков, даже слесарей МСР очень сложно сейчас найти именно с соответствующим образованием. Я несколько лет работаю с производством, хорошо знаю все их боли. Сейчас швеи, сварщики, слесари, технологи - просто головная боль!
Что необходимо: запросы от предприятий на рабочие кадры. Если будут запросы, откроются опять специальности в техникумах и колледжах. Необходима переквалификация, содействие центров занятости и проф. учебных центров. Согласна с предыдущим комментатором с тем, что нужно содействие занятости. Необходима профориентация подростков. Открытие центов переквалификации людей со средним образованием.
2022-09-14 10:30 4
Вера
Коллеги, нет никакой компанейщины, сухие факты.
Я пишу именно о своем опыте, тенденциях, которые наблюдаю как профессионал в сфере рынка труда.
В пандемию выделился приоритет- медицина, фармация, до сих пор этот рынок на подьеме.
Последний год- пошли заказы от производственников, отмечаю швейное производство: пошив униформы, военный камуфляж, спортивная одежда, повседневная и даже модная одежда.
Были заказы от производственников очень интересных направлений: винные склады, мебельное специфичное производство, оборудование для высоких технологий: от интернета до создания фармаоборудования.
Думаю, для любого человека что-то производить- намного приятнее, чем гонять и продавать "воздух", потому люди будут охотно создавать такие предприятия, главное- не снимать санкции (на мой взгляд).
2022-09-14 08:43 2
Лариса Романенко
Один из моих друзей всю жизнь занимается производством. В 90-е открыл во Владивостоке мебельную фабрику, даже кредит от американского Корпуса Мира умудрился получить. Изучал технологии в Южной Корее, возил комплектующие из Китая. К сожалению, сохранить фабрику не удалось (лихие времена были), но столярным производством занимается по сей день. Так вот, его слова: «Если бы государство помогало бы мне так в 90-е, как помогает предпринимателям в производстве сейчас, то все в моей жизни было бы по-другому».
Хочется верить, что это не модный тренд и не новая реальность, а поворот в сторону кинутого (во всех смыслах) государством бизнес-направления, его реанимация и возвращение к жизни. Поживем – увидим.
2022-09-13 21:09 2
Ховров Андрей
Добрый вечер, Вера! Отличный злободневный вопрос!!! Надеюсь, тенденция на восстановление производства в стране не остановится с прекращением кризиса. Обучение персонала для производства становится насущной проблемой. И государство пытается воспользоваться опытом СССР и ЦИТа ( центральный институт труда) по подготовке рабочих профессий. Программа " Проффесионалитет"
2022-09-13 20:17 3
Александр Бобков
Вера, конечно, хочется верить)), что ставка на самодостаточность - это не кампанейщина ради надувания щёк, а долгосрочная стратегия, нацеленная на возрождение истинного суверенитета страны, в том числе, независимости в технологическом плане.

В одном из проектов наблюдал на производственной предприятии пропасть между уходящим поколением стариков (инженеры в возрасте по 60-70 лет) и пришедшей им на смена "внукам" по 25-30 лет. Это трагедия, на самом деле. Потому что эти люди из разных реальностей и им не удавалось наладить "линию передачи", в итоге старики уходили по естественным причинам, унося с собой весь багаж опыта и знаний, уникальных знаний.

В этом смысле проекты по возрождению наставничества, обучение навыкам передачи производственного опыта, воспитанию нового поколения инженеров и технических специалистов, на мой взгляд, сегодня очень нужны.
2022-09-13 20:04 2
Роман
Чем больше зажима.ют, тем больше мы шевелимся, рассуждая о Российской ментальности. Да конечно, у нас каждый второй блоггер), по сути работают те, кто умеет и знает об этом. Как говорят: - Рынок всегда пустой, всем найдется место и в производстве и управлении, ценные кадры будут нарасхват, остальные или учиться или в очередь доставлять еду. Ну сами посудите ПТУ как то убрали что ли вообще, техникумы не знаю еще работают или нет, а куда идти троечнику в регионах, торговать, калымить, нужно возрождать обучение различным специальностям, причем на общих основаниях, без сдачи экзаменов по истории, математике и т.п. тому кто решил, что это ему просто пригодится вы жизни. Кто учит электрике и где? А дом строить, машину чинить, везде какие-то не простые учреждения этим занимаются.
2022-09-13 17:18 2
Ольга Корычева
Вера, добрый день!
Классный вопрос! Думаю, это тот случай, когда не было бы счастья, да санкции помогли!)) Постепенно коммерция разворачивается от купи-продай в сторону производства. И это очень классная тенденция,как мне видится. Думаю, что спрос на производственный персонал будет возрастать в ближайшее время.
2022-09-13 16:41 2
Надежда Кравченко
Вера, Вы сформулировали очень актуальный вопрос. Мне видится, что "производственный тренд" всерьез и надолго. И даже неважно, какие изменения в экономике и политике ждут нас дальше. Реанимация и развитие производственной сферы запущено. Это - большие вложения и серьезные процессы. Причем затраты и процессы логичные, потому что не может вся страна продавать вечно то, что производит малая горстка отечественных структур и прочий мир. Думаю, что производственный вектор "понравится" экономике и останется в ней. Соответствующие изменения начали происходить и на рынке труда.
Огромный перекос состоит действительно в том, что молодого производственного персонала немного. Те, кто есть, преимущественно выращены внутри тех производственных структур, в которых они работают. Это - крупные предприятия с развитой социальной политикой и программой, обеспечивающей работникам карьерный лифт. Так что переманить оттуда опытных сотрудников на начинающие свой путь предприятия будет непросто. Непросто и преодолеть стереотипы работодателей по возрастному персоналу. Какие же пути оздоровления ситуации?
Использование труда мигрантов (в швейном пооизводстве, например, это уже работает).
Внутренняя трудовая миграция с предоставлением адаптивного обучения на месте.
Популяризация рабочих специальностей для молодежи.
Включение обучающих циклов по рабочим специальностям в программу Содействие занятости. Оптимально - с целевыми, пусть небольшими, стипендиями.
Усилиями только HR-сообщества тут реальных изменений не добиться. Считаю, что закрытие огромной лакуны в этой сфере должно поддержать государство.
2022-09-13 15:44 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR-manager (expert), рекрутер. Самозанятость.
Автор статей
Автор 98 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
142 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.