Отношение HR к соционике: польза или вред?

Я в свое время проходила лидерский тренинг, созданный компанией для формирования кадровых резервов. Там лидерская модель управления людьми давалась в контексте соционики.
 
Правильнее сказать: соционика применялась как некая закулисная история, помогающая лучше понимать людей, возникающие конфликты и дающая пути их решения. 
 
Честно скажу, на тот момент я еще не обладала гибкостью понимания причинно-следственных связей в людском поведении. И с принятием других у меня наблюдались солидные проблемы.
 
Так вот, тренинг настолько мощно меня встрепенул, что я почти на неделю выпала из жизни, переоценивая и перенастраивая свои фокусы и старые установки.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Соционика – вывела меня тогда из состояния равновесия. 

Я увидела, какие мы разные.

То, что люди не обязаны быть такими, как я считаю, не должны поступать так, как я думаю.

Что нет правильного и не правильного.

Что мы такие разные, что это просто в одной голове не умещалось.

Передо мной проходили конфликт за конфликтом моей жизни.

Все раскладывалось по полочкам, и приходило понимание причин и следствий.

Неделю шел процесс! 

Честно скажу, после него я накупила еще книг по соционике, и продолжила изучение. 

Очень она помогла мне. 

Сейчас я в некоторых своих тренингах использую соционику. Только не финальное типирование. Я объясняю с помощью Юнговской модели, на которой соционика и построена, суть различий восприятия людей. Клиенты благодарно берут и применяют в жизни. 

Но, и в этом суть моего вопроса здесь. 

Очень многие кричат, что HR категорически против соционики. 

Я не понимаю, почему. И мне искренне интересно. 

Расскажите, пожалуйста, почему бытует мнение, что кадры соционику не любят, что это, как красная тряпка для быка в некоторых компаниях. 

Пока я с этим не сталкивалась. Но интересно, откуда такое мнение взялось. И в чем видит HR вред соционики?

 

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
tanechka_vladimirova
Спасибо за статью.
Хотелось бы также разбора о вреде таких ненаучных направлений в психологии как гештальт с какими-то теориями поля и вечным полаганием на субъективные чувства и игнорированием фактов; типологий на основании акцентуаций с их совершенно противоречивыми результатами (кто-то ориентируется на телесный панцирь, а кто-то на излюбленную эмоциональную реакцию и получаются эпилептоиды шизоидами); психодрама иже с ней расстановки – что, голая эзотерика.
2022-08-09 19:37 0
Владимир Львов

Я в теме 15 лет. С лета 2014 - проекты по оценке людей на основе типов личности.

Скажу сразу: Мой подход радикально отличается от "соционики старой школы" (как я это называю; ее придерживаются 99.99% людей в теме). У меня Соционика 2.0. Главное отличие: концепция Признаков Рейнина (15 признаков, в том числе 11 открытых после Юнга) - основа, а не "сомнительное дополнение". Почему? Здесь есть те самые реальные проявления, которые делают теорию 16 типов личности научной концепцией, а не натурфилософским, духовным или эзотерическим учением.

Изучая в первую очередь биометрические особенности речи можно научиться определять типы без ошибок (стратегическая задача - научить этому нейронные сети).

Наконец, данные, полученные в последние годы (в основном уже после выхода моей книги "Соционика 2.0. Типы людей и социальные лифты, 2018) показывают: у нас просто не общество неравных возможностей для разных типов личности, а очень неравных. У разных людей разные перспективы - от 30% потока интересных работодателю кандидатов до 0 прецедентов из более 700 возможных.

С точки зрения работодателя это означает: знать основные качества нескольких доминирующих в потоке типов надо обязательно, а привлечь кандидата нужного, но редкого типа нереально. Надо учиться работать с теми, кто наверняка окажется среди кандидатов.

P. S. По поводу некоторых комментариев еще выскажусь.
2021-02-09 13:17 0
Наталья Кретова
Соционика, как и любая другая духовная или эзотерическая практика позволяет понять глубинные особенности личности, проанализировать ее таланты и возможности. Причем, надо учитывать , что в нетрадиционных науках таланты не равно возможности и возможности не равно таланты. Поэтому , понимая структуру такой науки, ее можно использовать при подборе персонала, формировании команд. В моей практике такие инструменты работают и могут сказать о человеке все или почти все, какую бы историю своей жизни он не рассказывал.
2021-01-11 20:14 2
Наталья Жаворонкова
Никогда не использовала соционику в подборе персонала, но на личном опыте убедилась, что самые комфортные рабочие отношения у меня были со специалистами, с которыми я находилась в дуальных или тождественных отношениях. Склоняюсь к мнению, что если грамотно пользоваться этим инструментом в подборе и расстановке кадров, то вполне можно сэкономить денежные средства, а также время и нервы сотрудников. Тем не менее, профессионализм всегда должен оставаться главным критерием.
2020-12-27 15:38 0
Юлия Доможирова, спасибо за Ваше мнение, для подбора я тоже не вижу в ней пользы.


С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-12-10 16:06 0
Владимир Зюзько, Спасибо за комментарий!

Прикольно, ваше сравнение соционики и НЛП. Я не думала с этой точки зрения, но спасибо я посмотрю в эту сторону.


С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-12-10 16:04 1
Елена Балухина
Виктория, добрый день! Очень интересная тема, на изучение которой я сама потратила много времени и сил. Изучала и применяла в работе все известные мне системы тестирования и типирования персонала, в том числе и соционику. И вот что могу сказать из личного опыта. Основной проблемой использования подобных систем - от всеми любимых тестов MBTI и до соционики - является тот факт, что в 99% случаев люди демонстрируют некие социально ожидаемые ответы или паттерны поведения. То есть они, часто неосознанно, пытаются «не быть», а «казаться», четко понимая, какой набор компетенций предпочтителен в их профессии, на их должности, в их компании. Это достаточно сложно распознать и определить при легком «касании». По итогу своих личных изысканий и поисков я пришла к системе типирования Эниостиль (основана также на социофизических признаках по К.Юнгу, как и MBTI, и Соционика), она во многом перекликается с Соционикой, но позволяет зайти в проблематику более глубоко, снять все социально ожидаемые паттерны и «не позволить» испытуемому обмануть ни самого себя, ни нас 😊 Система реально работает, во многих случаях дает вау-эффект, иногда сопротивление и отрицание в моменте, так как часто люди живут и работают «не в своем типе» и им нужно время «на распаковку».
Как резюме - я не против Соционики, но зачастую она применяется слишком поверхностно, навешивая ярлыки и не снимая слой социально ожидаемых паттернов поведения. Если подходить к вопросу глубоко и снимать два этих фактора - система вполне рабочая, хоть и вызывает массу сопротивления и даже считается лженаукой 😊
2020-12-08 10:08 1
Доможирова Юлия
Я не вижу пользы от соционики ни для себя, ни для подбора.
2020-12-07 04:13 1
Владимир Зюзько
Добрый день Ольга!
Улыбнуло! Сам наступал на эти "грабли", но относительно НЛП.
Соционика - очень хороший инструмент в умелых руках. Также как НЛП и другие инструменты.
Но люди боятся того, чего не знают. Естественная реакция на страх - агрессия, отрицание. Не знают, что такое Соционика, поэтому боятся и нападают (запрещают).
Лично я использую НЛП в своей работе, только не говорю заказчикам, как это называется.
В результате все довольны.
Успехов!!!
2020-12-06 17:54 2
Царева Виктория, спасибо! Да, вы правы абсолютно! Не всегда удается пробить эту стену нежелания использовать новое, поэтому я предпочитаю выходить на директоров и собственников, у которых горят глаза.

А про применение методики, вы знаете, у меня есть четкое правило. Я ввожу в свои тренинги только те методики, которые я уже не один год как протестировала на себе.
Когда я четко знаю, как отвечать на все вопросы, и в дебри меня не заведёшь!
Вот в случае соционики я не взяла ее финальное типирование, но зато мне очень понравилась типология, которая идёт от Юнга. Типология, положенная в основе. Я, собственно, даю те корневые вещи соционики, которые очень помогают в разборе конфликтных ситуаций.
Но я теперь понимаю, почему многие против соционики.
Мне помогли с ответом на мой вопрос.
И я благодарю Вас, что тоже активно участвуете.
Спасибо большое!
С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-12-04 18:43 0
Царева Виктория
Может быть немножко не в тему, но тоже недавно задумалась: Бизнес отстает от HR T&D, или наоборот? Ох как нелегко продавать бизнесу новые продукты, направленные на эффективность людей.
• Появились тренинги – нам не надо, почему кто-то знает лучше, что нам надо делать в своем бизнесе?
• Появились бизнес-игры – баловство, давайте по старинке, пусть приедет (только толковый) тренер и научит всех.
• Появились трансформационные игры – давайте без хиромантии! Ближе к делу, пожалуйста. У нас все сотрудники разбегутся!
Как тренер я за любые методы эффективности людей. Есть теории, которые не так просты в применении, а бизнесу хочется однозначных ответов. Плюс бизнес-тренеры могут подхватить волну и дать методики очень поверхностно (не путать с легко воспринимаемо:)), и вести в заблуждение.
Много раз на тренингах наблюдала как загораются глаза у участников , как только начинаешь говорить про типы, психологию человека. Люди готовы слушать, каждый тянет одеяло на себя, "это про меня", "я в точности такой"...Мне было сложно дать всем и каждому глубокую консультацию просто потому, что законы жанра тренинг и групповая психотерапия отличаются. И рада, что Вы находили способы интегрировать эту тему в свою работу.
2020-12-03 23:19 1
Кондракова Анна, спасибо большое!
Очень интересный пример! Я не сторонник того, чтобы типировать людей при поступлении на работу.
Скорее соционику использую как методологию для понимания разности противоположных личностей.
И я никак не ожидала, что кто-то ее сильно и мощно будет применять в другом варианте. Я сама против такого подхода к соционике.

С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-12-03 18:38 1
Наталия Валентиновна Киршева, спасибо за комментарий!
Написала вам.
С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-12-03 17:50 0
Максим Фридман, спасибо большое за комментарий!
Только что писала на эту тему комментарии для Надежды Кравченко.
Я наконец-то увидела, почему соционика табуирована. Я абсолютно с вами согласна: тоже её использую как раз для целей выявления конфликтных ситуаций, для разрешения конфликтов, для понимания, почему они возникают. В разборе межличностных конфликтов соционика хороша.
Спасибо за ваше мнение! Очень ценно!
С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-12-03 17:48 0
Надежда Кравченко, спасибо большое за ответ!
На самом деле, до ответов на этот вопрос, я не понимала, почему представители HR против соционики.
А сейчас вижу: просто дело в целевом использовании этой системы!
Конечно для подбора персонала, для оценки я бы ни в коем случае её не брала.
Но соционика хороша в тренерской деятельности. Когда нам необходимо проанализировать причину конфликтов, она даёт понимание их истоков и очень хорошее видение противоположностей.
Вам спасибо огромное! Я полностью с Вами тут согласна: для подбора и оценки ни в коем случае соционика не подходит.

С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова

2020-12-03 17:44 0
Павел Бормотов, спасибо за комментарий!
Но не всегда нужно использовать теорию целиком, можно использовать постулаты, на которых она стоит.
Я, например, тоже считаю, что человек НЕ неизменен, что он меняется. Я сама тому хороший пример. Но это не мешает мне использовать данные и подходы соционики.

Спасибо.
С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-12-03 17:37 0
Наталия Валентиновна Киршева
Добрый день! К оценке личности сейчас существует много подходов и моделей.
Недостаток соционики я вижу в том, что психотипы, которые там используются - это - недостаточно описанные научныи психологическим языком персоналии, ведь перед Энштейном, напримет, зачастую преклоняются не потому, что он личность определенного типа, а потому - что он - гений.... Существуют более четко описанные теории, которые преподаются в стандартных вузах и вошли в практику психологическую, на которую опираются специалисты HR. Я много лет занимаюсь психологической диагностикой и работала руководителем направления,национальным директором не по одной системе. Наиболее распространенная типология и личности сейчас - концепция У.Марстона - DISC, которая применяется вболее чем в 10 оценочных системах. 26 типов личности строго описаны, по ним существуют отчеты (правда их качество существенно отличается от системы к системе). Рекомендую воспользоваться системой, которую я использую и возглавляю ее продвижение по России и странам CIS - PDA International. Напишите мне и я предоставлю вам возможность ройти тест и получить краткую бесплатную версию и образцы отчетов, а также презентации о системе и сертификации. В любом случае - в организации или взапасе у психолога должны использоваться в батарее - минимум 2 теста дублирующие друг друга - тогда получится более адекватная и достоверная картина, и вы спокойно можете использовать и соционику и др. методики, которые вам понравились лично, не беспокоясь о результатах. Главное, чтобы вы любили свое ело и работали с удовольствием! С уважением,пишите nkirsheva@pdainternational.ru
2020-12-03 14:51 1
Максим Фридман
Ольга, вы совершенно правы - соционика в кругах экспертов HR, действительно, "табуирована".

На мой взгляд, причиной этому служит общее понимание соционики как измерение неких "предначертанных" качеств человека, своего рода психологический детерменизм, т.е. учение о том, что человек есть такой, какой он уже есть, и он не способен меняться и адаптироваться.
Уверен, что многие сторонники более научных и точных методов оценки персонала отнесут соционику в одну категорию с астрологией.

Какое-то время назад я применял соционику в консалтинговых проектах, но в основном для формирования команд и выявления причин внутренних конфликтов в коллективах. Должен отметить, что для решения такого рода задач соционика проявила себя как достаточно действенная методика. Из плюсов можно отметить - достаточно быстрое получение результатов и минимальные затраты по времени респондентов. Также, сами результаты понятны всем, кто вовлечён в процесс.

Поэтому, мой вывод - как и с любой другой методикой оценки персонала, если вы видите, что этот метод работает, то почему бы и не использовать его? Ведь, на самом деле, никакие исследования валидности и прочие "заморочки" современного высокоточного ассесмента не имеют никакого смысла, если не приносят желаемых результатов.
2020-12-01 13:17 1
Надежда Кравченко
Отличный вопрос! Особенно сейчас, - когда многие инструменты отбора (и последующей адаптации) искажены или исключены ввиду ухода на удаленный режим работы и рекрутеров, и сотрудников.
Первое и главное: если оценивать соционику как забавный "прибамбас", то не нужно даже пытаться включать ее в состав инструментов отбора. Если воспринимать ее наукой или хотя бы научной теорией, то прежде всего нужно серьезно изучить ее, погрузиться, ответить себе на традиционные вопросы: что она даст, если будет включена в инструменты отбора? Каковы риски? Что будет, если этот инструмент не заработает в Вашей компании и чего не будет.
Ввиду того, что человек придет на типирование из определенных обстоятельств и в определенном состоянии (текущем и общем), а потом всё это изменится, результат тоже может меняться и уверенности в релевантности типирования как "приговора" немного.
И главное для меня: если мы начали в какой-то момент типировать кандидатов, то до этого нужно произвести процедуру с остальными сотрудниками. ТОгда, возможно, мы получим методику прогнозирования "приживаемости" в коллективе. Но как повлияет на атмосферу в компании вдруг запущенная процедура повального типирования? Как часто полезна "поверка"? Кто это должен делать - штатный HR или привлеченный специалист?
Получается, что слишком много вопросов и рисков. Не больше ли, чем прогнозируемой пользы?
Для меня в управлении людьми всегда безусловен подход "не навреди", поэтому для меня при отборе - скорее нет. А вт в обучении - да, в дополнение к более классическим методам оценки.

2020-12-01 00:24 1
ОК-Консалтинг
Ну, для начала хотелось бы начать с того, что теория Эйнштейна ошибочна. Он принял солнечный ветер (Скорость света - Время) за константу. На личном опыте я убедился, что время не может быть константой. Иначе как объяснить его потери? Из Москвы, например, в Кемерово вылетаю в 21.40. Прилетаю по местному в 5.30. Проходит 4.50 в полёте и 4 астрономических. А вот на обратном пути, 4.20 в самолёте и проходит 3.40!!! Где 1.20??? За последние 7 лет я потерял 9 месяцев в самолётах. Квантовые физики тоже доказали, о если на пути солнечного света находится предмет, то требуются доли секунды, чтобы его обойти.
Тоже самое с соционикой. Есть утверждение, что человек неизменен. Но примеров того, тчо личность способна к изменению предостаточно.
Лично я никогда не рассматривал соционику за подлинный инструмент - так баловство...
2020-11-30 22:39 0
Вера, спасибо за отзыв.
Но я абсолютно не согласна с тем, что подбор сотрудников на удалёнке сузился только до проф скилов, что на удалёнке не надо притираться социально, по психотипу.
Люди как были людьми, так ими и остались.
И сейчас на самом деле при том, что потерялся визуальный контакт, потерялся телесный контакт, людям еще труднее находить общий язык. Людям наоборот надо держать уши востро и пытаться по тексту в письменном общении понимать, что другой человек имел в виду, что там происходит, это только добавляет сложности в коммуникацию.
Сейчас очень непростые психологические состояния у людей, их тоже надо принимать и учитывать. В такое время всё накаляется, а не упрощается, сейчас наоборот уши, глаза, мозг, все чувства восприятия должны серьёзно работать, а человеческие различия еще больше становятся поводом для конфликтов в такой напряженный период.

Совершенно не согласна с вашими выводами.

С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-11-30 16:59 0
Екатерина Глебовская, спасибо за пример!
Да, абсолютно с вами соглашусь: соционика – не та вещь, которая должна быть главенствующей в HR процессах, подборе, оценке персонала.
Я скорее её рассматриваю с точки зрения обучения людей. Она помогает уходить от конфликтов, благодаря тому, что ты начинаешь понимать специфику другой личности, разницу типажей, особенности поведения.
Вот для такой цели соционика хороша!
С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-11-30 16:39 0
Анатолий, спасибо за комментарий!
Вы рассказываете про использование соционики именно как параметр оценки персонала - я категорически против этого.
Я использую соционику в обучении персонала, чтобы показать, какие люди разные, и на каких стыках возникают проблемы, как с ними можно работать, зная специфику противоположных типажей.

Ваш комментарий мне особенно интересен, т.к. он открывает именно ту грань, где действительно HR против соционики. И здесь я с вами абсолютно согласна. Я была бы против, если бы речь зашла об оценке персонала, эта система не для этого. Нет!
А для обучения – да!

С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-11-30 16:34 0
Елена Уварова, спасибо за ваш интерес!
Я как раз и не люблю в соционике доходить до определение непосредственно типажа: Есенина, Достоевского, Маршала Жукова и т.д. Я предпочитаю с клиентами изучать предварительный этап: те четыре параметра, по которым складываются 16 типажей.
Я сама тому пример: сегодня на типировании - я Маршал Жуков завтра - Достоевский и т.п. Нет объективности в этом.
И я не люблю туда уходить на глубину, но я обычно рассматриваю по параметрам: сенсорик, либо интуит, чувствующий, либо думающий. Я рассказываю разницу, и люди сами себя определяют, кто они, и кто, те люди, которыми они руководят.
Мы определяем, в чём, на стыке каких полярностей человеческой личности могут лежать основные конфликты. И это очень интересно!

С уважением,
бизнес-тренер
Ольга Баринова
2020-11-30 16:27 1
Кондракова Анна
Ольга, коллеги, добрый день.
Я знакома с компанией, собственник которой всех кандидатов типирует по Психософии (типология созданная Александром Афанасьевым на основании Соционики). Поэтому на стадии знакомства и меня протипировали, я по началу вдохновилась))) К счастью или к сожалению такие методы типирования досточно субьективны. К примеру по Соционике я Гамлетка (даёшь шумные толпы и яркие представления в массы), а по Психософии Эйнштейн (закройтесь на маяке, читайте книжки и философствуйте желательно в одиночку). Вот и пойди разберись как меня в коллектив встраивать, мотивировать и т.д. И в том и в другом профиле есть что-то что я могу найти про себя. Сомневаться в том что меня протипировали верно можно, но по Психософии меня типировала Елена Афанасьева (жена того самого кто изобрёл метОду и никто лучше неё не знает всех нюансов), а по Соционике меня типировала руководитель самого старого центра в Москве. Я также знакома с другими типологиями более научнообоснованными или менее))) В целом отвечая на Ваш вопрос - ничего против не имею, считаю что это прикольная игрушка когда есть ресурсы заниматься такими делами.
2020-11-30 14:22 2
Вера
Всяческие теории о социальном поведении и различии людей терпят крах перед новой реальностью- работой на удаленке. Недавно Гос. дума приняла Закон о работе на удалении https://www.interfax.ru/russia/738793.
Удаленка одновременно стирает различия между людьми, поскольку есть возможность общаться с коллегами и начальством исключительно по смс! Не надо "притираться" социально к каждому "психу-типу"и т.д.
Как HR вижу плюсы в том, что подбор сотрудников на удаленку сузился до проф.скилов, что радует,но разобщенность и общий психологический настрой людей пугает.
Появились общие страхи перед ковидной зависимостью. Вижу тенденцию: если сотрудник заболевает ковидом, то принимает решение уволится и не ходить на работу (если надо было ходить в офис/на производство), больной подвергается панике.
Видимо, психологи должны пересмотреть все практическое применение своих теорий в новой реальности, поскольку в будущем все, кто ушел на удаленку, врядли вернутся в офисы.
2020-11-28 11:22 1
Екатерина Глебовская
Ольга, вопрос спорный - с одной стороны, соционика не является наукой, скорее теорией. С другой стороны, сталкивалась с ситуацией, когда руководители настолько очаровывались, что всю работу с персоналом начинали вести, учитывая эту типологию. В таком случае многие HR-процессы, в основном подбор и оценка, начинали страдать от такого подхода и только явная коммерческая ошибка могла способствовать отрезвлению.
2020-11-27 20:31 1
Анатолий
Не любят это по одной причине, соционика не наука, однако ловко под нее маскируется. Соответвенно использование сомнительных методов оценки персонала вряд ли можно назвать правильным. Иные и по гороскопу подбирают. Соционика и гороскопы вещи одного порядка.
Но поскольку именно Заказчик определяет требования, то в ход порой идут самые невероятные методы. Однако, относить подобные подходы к чему-то иному помимо чудачества, безусловно нельзя.
2020-11-27 18:35 2
Уварова Елена
Интересный вопрос, Ольга, доброго вечера. Соционика интересна с точки зрения типирования и сочетания различных подходов. Проблема, думаю, в том, что даже один человек пройдя несколько раз тестирование, имел разные результаты. Разные наблюдатели дают собственные оценки людей. Каким образом с помощью этого подхода достигается объективность?

Один и тож же человек может быть и Есенином (лириком), и Достоевским (гуманистом), и Драйзером (хранителем). Теория на то и теория, что имеет некий абстрактный характер. Как ее применять в реальной жизни?

Но с другой стороны, соционика помогает лучше разбираться в людях. Я за то, чтобы изучать такие интересные подходы, но не увлекаться и не смотреть на мир только через эту призму.
2020-11-27 17:34 4
Показать все комментарии
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
206 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.