Уварова Елена  - HR-эксперт,бизнес и карьерный консультант,дипломированный психолог. Проверенный исполнитель
16 ноября 2020
HR-эксперт,бизнес и карьерный консультант,дипломированный психолог.. ИП Уварова Е.Л.

Насколько важен акт выполненных работ?

Всем доброго времени суток. Не  так уж и редко, к сожалению, мы обсуждаем недобросовестное поведение заказчиков по отношению к рекрутерам или соискателей по отношению к карьерным консультантам. И сколько бы опыта у тебя не было, как бы ты не был прокачен по знанию законов, подводных камней профессии, работал по правильному договору и т.п., ты все-равно полностью не застрахован от недобросовести. Наличие многих факторов подготовки к своей защищенности помогает сократить колличество подобных встреч с такими заказчиками. Но не полностью. 

После последнего такого случая решила точно забыть про полное доверие, не лениться и каждый этап работы закрывать актами. Более того, даже поручила своему адвокату разработать акт на случай отказа заказчиком, при котором у меня остается компенсация 50%, от дальнейшего сотрудничества.

Для понимания и примера на будущее, кратко опишу ,что же произошло.

Вела заказ по подбору менеджеров по продажам. Договор правильный, все норм. Первые три кандидата понравились РОПу, но через неделю их зарубил ген.дир. Далее у них идут качели друг с другом. Роп просит преостановиться, пока они не договоряться друг с другом, затем 4 кандидат, который по тем же причинам ушел в никуда. Я поставила на стоп до определения. А РОП уехал в отпуск. По возвращении 5 кандидат был принят на работу. Кучу спасибо и обещаний долгосрочного сотрудничесва. И..!!!

Внимание!!! Акт выполненных работ не подписали. Забыла, не подумала, поверила и т.д.

Прилагательных много, суть одна. Ошибка.

Через 4 дня после окончания гарантийного периода звонок. Кандидата уволили,весь месяц пил чай,давайте замену. Причем с датой увольнения обманули.

Чисто юридически я этого делать не должна. Но по человечески - 4 дня маленький срок и я планировала подобрать замену при нормальном отношении.

Потом понаслушалась от кадидата обратной связи по причинам увольнения. Кстати,он и сказал честную дату своего ухода.

И услышала финальную фразу от заказчика:"Если что, акт о выходе мы Вам не подписали. Так что,не расслабляйтесь, а работайте по замене!".

Я - ок! Прошу предоставить акт о выходе кандидата,об увольнении (дату они написали,конечно же ,ложную) и требованиях замены. Все получила, заказчик потер руки, что все решено.

С подтверждением, что буду делать замену, я запрашиваю еще 2 бумаги: копию приказа о приеме на работу и копию приказа об увольнении с указанием причин, а также подтверждение информации, что кандидат был трудоустроен по договору, что явалялось одним из гарантийных условий. 

И вот здесь началось. И кандидаты все были плохие, и вообще я не опытный специалист и т.п. Всего негатива писать не буду. 

Итог: заказчик ушел в туман.

А я теперь точно знаю, что еще нелья опускать при работе с любым заказчиком. 

Дорогие мои коллеги-эксперты! Что еще посоветуете не упускать?

 

Комментарии 21 Мне нравится 7 В закладки 0 Просмотры 296

Вы HR-эксперт?

Станьте исполнителем на hrtime.ru, пишите статьи и получайте заказы

Первые заказы и курс о том, как продавать услуги – в подарок!

Комментарии

2
Елена и коллеги, всем доброго дня!
Как показывает практика, договор можно и нужно редактировать после каждого проекта. Я знаю, насколько грамотный договор у Елены, но вот к сожалению, "добросовестностью" заказчика он не наделяет - это личностное и не каждому присуще в наше время (а жаль). Я за честный бизнес и честное сотрудничество, поэтому вот такие "наезды" со стороны заказчиков обидны вдвойне, когда знаешь, что отработал по полной программе. Безусловно, акт подписывать нужно и нужно взять за правило - отправлять его вместе со счетом, лучше прописать в письме, что жду подписанные сканы либо в течение 5 дней отсутствие их означает, что заказчик принял объем и качество работы.
К сожалению, кейсов много, они разные и от всего можно только стараться застраховаться документами, но процесс живой, в нем три стороны кандидат - рекрутер - заказчик и порой не знаешь откуда выстрелит.
 Гузенко Анастасия Гузенко Анастасия, 28 ноября
1
Елена Суворова. Спасибо за подробности. Договор мы очень подробно здесь уже обсуждали! https://hrtime.ru/material/nuzhnye-punkty-dogovora--dopolnitelnaia-strakhovka-rekrutera-47975/Речь шла о кейсе, который лишний раз подтверждает, что расслабляться не нужно.
У меня сильный договор, где прописаны почти все возможные случаи некорректного поведения заказчика во время сотрудничества. В том числе и "В случае, если в указанный срок Акт не будет подписан Заказчиком, и от Заказчика не поступит каких-либо письменных возражений по Акту, услуги Исполнителя считаются принятыми Заказчиком и Акт считается подписанным." Это только мое упущение, что не направила акт по выходу сотрудника. Закрутилась и получила плоды. Благо, что натаскана юристом. И понимала, что у них нет всех документов, необходимых для включения гарантийного периода. Но я и не собиралась бороться из-за 4 дней и замену бы нашла, если бы они не повели себя так некрасиво.
По поводу предоплаты я не согласна. Заказчик вправе разбить оплату, 50% предоплата - 50% по выходу сотрудника. По моему договору 50% компенсации останется у меня, независимо от причин расторжения. Я считаю ,что бизнес- это взаимовыгодное партнерство. И первое касание с заказчиком должно происходить с уверенностью для обеих сторон. Я слышала не одну историю и со стороны заказчиков, когда их обманывало КА или рекрутер брал предоплату и исчезал, не предоставив ни одного кандидата. И это были не голословные обвинения, проверено. Сейчас периодически мои постоянные заказчики сами бросают 100%, чтобы закрыть вопрос денег. Но они знают меня, мою работу.
Наша задача по максимуму застраховать себя от нечестных заказчиков, хорошо выполнять свои функции и не забывать о документальном обороте.
 Уварова Елена  Уварова Елена , 20 ноября
Вера, благодарю за профессиональный подход к вопросу. Это, действительно, так.
К части "упреждения преступлений" относятся все составляющие поведения человека, уж тем более, бизнес-партнера. Учитывая, что все услуги, которые мы оказываем для бизнеса, это про развитие и рост, но результат может быть не мгновенный, не очевидный, этот результат Заказчик может скрыть, умолчать о нем, сам не всегда видит или работу выполняете вы, а результат он приписывает себе, то это скользкий и тонкий лед с большой вероятностью обломов, провалов и просто манипуляций.
Предоплата, договор, акт - это минимальный набор условий, обеспечивающих чистоту сделки и выполнение этих условий.
И позаботиться об их выполнении наша задача.
 Елена Суворова Елена Суворова, 20 ноября
2
Согласна с Еленой Суворовой в части, что бизнес так и работает, стараясь как можно больше возможностей и услуг получить бесплатно.
Даже когда клиент начинает торговаться на входе и пытаться заплатить 50% от суммы, я стараюсь не дать возможности спровоцировать клиента на лавирование в части оплаты.
Есть такой термин, как "упреждение преступлений". В нашем бизнесе- это 100% предоплата.
 Вера Вера, 20 ноября
Оксана, к моему, сожалению. это не шутка, а факт.
И это не для того, чтобы развивать дискуссию здесь на эту тему. А к тому, чтобы вести бизнес по законам бизнеса, а не "как пойдет".
В Договоре прописывается ответственность и права не только исполнителя, но и ответственность и права Заказчика.
Исполнитель предоставляет услуги на возмездной основе.
А заказчик оплачивает в соответствии с условиями Договора. Если не было Договор, то нет и условий... Таков закон бизнеса. И это тоже не шутка, к моему сожалению.
Акт выполненных работ - это закрывающий договор документ. Подтверждающий, ч все условия выполнены и у Заказчика претензий нет. И без его подписания, договор вроде как еще и не закрыт, если нет других условий, прописанных в договоре или закрывающих документов.
И это тоже не шутка.
Везде есть свои правила и подобающий месту, времени и обстоятельствам "дресс-код".
И несоблюдение того или иного может повлечь за собой прогнозируемые последствия. Далеко не всегда приятные.
 Елена Суворова Елена Суворова, 20 ноября
Вы, надеюсь, шутите...на счет изнасилования....это не по теме данной дискуссии, но хоть голым иди и с бокалом в руках, это не повод и не причина насиловать, во многих случаях насилуют вполне пристойно одетых женщин и даже детей (по вашей логике, они тоже как-то провоцируют насилие?!). И нет никакого оправдания насилию! Так же как отсутствие предоплаты - не повод не платить по заключенному договору. Тем более услуга, услуга это "воздух", результат часто не осязаем, вот вы взяли 100% предоплаты и потом что-то пошло не так. Клиент акт не подписывает, возмущается, что услуга не оказана или не качественная, требует вернуть предоплату, подает в суд на неосновательное обогащение плюс проценты за незаконное пользование чужими деньгами?! Как вам такой вариант?! Кстати, не редкий в судах, даже в ситуациях, когда услуги оказаны и были качественны.
 Оксана Оксана, 20 ноября
1
Кленова Екатерина, в случае, когда оплата после оказания услуг - это обязательно.
Но я всегда за предоплату.
Иначе мы сами провоцируем клиента к каким-то таким "неадекватным" действиям.
Или привлекаем к себе клиентов, которые "пользуются" нашими услугами и нами не для того, чтобы их оплачивать.
А зачем так делать?
Вспоминается судебная практика по делам связанным с кражами и даже изнасилованиями.
Если вы оставили свой кошелек в общественном месте и ушли или не следите за своими вещами, а потом вернулись, а кошелька или вещей нет на месте, то в суде вам, скорее всего откажут в формулировке "обокрали", а иногда и заявление даже не примут о краже. Даже в кафе и ресторанах пишут объявления, что за пропажу оставленных без присмотра вещей, заведение и его персонал или администрация ответственности не несет.
Аналогично в случаях с исками по поводу изнасилований. Спрашивают, а во что была одета "жертва". И если выясняется, что "жерта" была одета во что-то вроде мини-юбки и блузки с глубоким декольте ... то формулировка "изнасилование" уже не уместна. А уместна формулировка "провокация" к...
Оставляя вопрос оплаты на потом и без договора и акта, вы оставляете свой кошелек без присмотра. Даже с договором вы можете документально защититься, юридически так сказать, но вот будете ли вы потом судиться и требовать оплаты по суду? и если нет, то берите предоплату.
Иначе все это дефиле без предоплаты перед клиентами выглядит как прогулка по ночному городу в мини=юбке и блузке с глубоким декольте и с бокалом вина в руке...
И что потом жаловаться, что не заплатили?
 Елена Суворова Елена Суворова, 20 ноября
Павел Бормотов, да, конечно, можно подписывать таким образом акты.
Учитывая, что сейчас много проектов мы реализуем удаленно, дистанционно, то и документооборот претерпевает изменения.
Благодарю за дополнение.
 Елена Суворова Елена Суворова, 20 ноября
2
Доброго дня, коллеги!
Помимо Акта выполненных работ, который действительно позволяет "выдохнуть" с облегчением после исполненного проекта, я обычно беру с Заказчика благодарственное-письмо отзыв, либо рекомендацию. Это фактически подтверждает степень удовлетворённости Заказчика выполненными работами и проектом. НО! Самое главное, я всегда составляю с Заказчиком "Малый перспективный план" на ближайший период (как правило год или полгода), в котором сам Заказчик прописывает собственный план мероприятий по воплощению в жизнь достигнутых в ходе проекта.
И Вам рекомендую!!!
Успехов!!!
 Павел Бормотов Павел Бормотов, 19 ноября
4
Елена, да, вы правы, документооборот не просто формальность. Можно, например, высылать акты почтой и сканы на электронку. С припиской, что при отсутствии возражений считается принятым по истечении 5 рабочих дней. С другой стороны, каждая такая ситуация позволяет нам совершенствовать свою систему работы с клиентом, внедрять какие-то новые правила.
 Кленова Екатерина Кленова Екатерина, 18 ноября
3
Акт могут отказаться подписать из-за нежелания оплачивать услуги. Это частая ситуация, к сожалению. В договоре нужно предусмотреть пункт о том, что если заказчик не подписывает акт в течение стльки то дней с момента получения и не направляет мотивированных возражений, то услуги считаются принятыми без возражений, а акт подписанным в одностороннем порядке. Так же в договоре необходимо указать порядок обмена документами с заказчиком. Это важно, в случае возникновения проблем.
 Оксана Оксана, 18 ноября
1
Без бумажки ты букашка. Еще моя бабушка говорила))))
 Александров Павел Александров Павел, 18 ноября
4
Всем добрый день! На мой взгляд,не стоит привязываться к акту настолько,чтобы потом от него полностью зависеть,хотя это и необходимый документ. В договоре лучше привязываться к фактам событий и тогда вы будете действовать согласно фактически происходящих событий в процессе работы и по её завершению. Потом в данной истории есть факт обмана со стороны заказчика,т.е. заведомо ложная информация - это тоже должно быть прописано в договоре в качестве ответственности ( в том числе, материальной). И третий момент в том,что причины увольнения всегда должны проверяться и хорошо бы прописать конкретные причины в качестве гарантии. Тогда каждый четко будет понимать, что является заменой,а что не является таковой. Ну и вовремя с вашей стороны всё высылать. Я высылаю счёт и акт сразу,например. Соответственно, претензий ко мне по поводу не предоставления документов быть не может.
Участились случаи клеветы от клиентов - это да. Пишут отзывы,которые не соответствуют действительности,причем с нашей стороны это вполне доказуемо,они не могут. Но разве площадки это проверяют? Чтобы заказчик написал и разместили положительный отзыв нужно пройти и огонь и воду,а вот отрицательную клевету размещают сразу. Несправедливо.
 Дина  Дина , 17 ноября
3
Акт выполненных работ безусловно, важен. Это один из документов, закрывающих сделку. Пока он не подписан, вроде как и работы не выполнены или не довыполнены, и ключевая фраза, которая в Актах пишется: "по срокам, качеству выполненных работ претензий не имею" Заказчиком не подписана.
Значит, может быть все что угодно... И претензии, и невыплаты, и недоплаты ...
Все это в случае, когда у вас официальный договор и официальная оплаты от Заказчика.
Поэтому, в очередной раз рекомендую брать предоплату. Хотя бы частичную.
Быстрее будут подписывать акты и закрывать сделки. Для бухгалтерии Заказчика это тоже желательно держать в порядке.
 Елена Суворова Елена Суворова, 16 ноября
3
Елена, коллеги, приветствую. Согласна, что уже казалось бы все предусмотреть стараешься, но что-то новенькое да вылезет. Еще нюанс, что некоторые Заказчики и вовсе не хотят ничего подписывать: ни договор, ни акт, округляют глаза, когда направляешь им целый ворох на согласование, затягивают процесс и т.п.
У меня были такие истории, когда РОП и гендир смотрели по-разному на кандидатов, это просто ...литературно нельзя сформулировать)
БлагоДарю, что поделились своим кейсом, еще раз убеждаюсь, что расслабляться нельзя ни на каком этапе и быть всегда начеку.
 Ольга Купава Ольга Купава, 16 ноября
2
У меня всё прописано в договоре достаточно подробно, акты выставляются вовремя обычно. Но таким образом застраховаться полностью от претензий и своевременной оплаты всё-равно не получается. В моей практике есть несколько кейсов с похожими сюжетами и они, кстати, все про менеджеров по продажам..
 Кондракова Анна Кондракова Анна, 16 ноября
1
Елена, приветствую! отличный вопрос, но опять если постоянный клиент или пришел по рекомендации, притензии и не желания платить как правило не бывает, когда с нуля приходит всегда так... но опять же, даже подписав акт, бывают разные ситуации. Знаю один такой случай, даже уж год прошел и всех денег не заплатили.
 Марина Францева Марина Францева, 16 ноября
1
Привет всем. Я говорил и говорю "нет акта - нет денег". Поэтому мы о чем?
И потом, подписанный акт выполненных работ /оказанных услуг, говорит об отсутствии претензий со стороны заказчика в вашу сторону по количеству и качеству произведенных работ/оказанных услуг.
 Наталья Кретова Наталья Кретова, 16 ноября
2
Если так прописано,то заказчик уцепился за формулировку, так часто бывает.
Вроде все предусмотришь,но каждый раз выскакивают новые проблемы и каждый раз приходится вгрызаться в текст, поскольку заказчик,как-правило намерен оспаривать правоту до последнего при наличии шанса.
 Вера Вера, 16 ноября
4
Вера, да, я совершила ошибку, забыв отправить акт. У меня в договоре прописано: 2.7. В течение 2 (двух) рабочих дней с момента фактического выхода Кандидата на работу, Заказчик подписывает Акт сдачи-приемки оказанных услуг или возвращает Акт Исполнителю вместе со своими письменными возражениями и/или замечаниями.
В случае, если в указанный срок Акт не будет подписан Заказчиком, и от Заказчика не поступит каких-либо письменных возражений по Акту, услуги Исполнителя считаются принятыми Заказчиком и Акт считается подписанным."
 Уварова Елена  Уварова Елена , 16 ноября
3
У меня несколько вариантов работы с Заказчиком.
1) Предоплата. Формулировка в договоре: "Датой приема Сотрудника на работу необходимо считать дату фактического допущения его к работе, независимо от того, был ли прием на работу своевременно оформлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Фактом оказания услуг считать допуск Сотрудника к выполнению любого вида работ в интересах Заказчика, включая обучение. "
При этом можно выслать Акт на подпись или зафиксировать выход на работу прямым смс от Специалиста/Заказчика.
2) Один Заказчик прописал след. пункт: "При фактическом выходе сотрудника на работу в компанию Заказчика – предоставить Заказчику отчет о проделанной работе в течение 3 (трех) рабочих дней с момента выхода такого сотрудника.
Без промедления принять отчет Исполнителя, провести оценку представленных кандидатов и дать обратную связь относительно дальнейших действий по отношению к кандидату и информировать Исполнителя о текущем статусе кандидата и планируемых действиях, а также принять все предоставленные им документы и все исполненное им в соответствии с договором."
Я им направила Акт,но они сказали,отчета достаточно, все оплачено.
 Вера Вера, 16 ноября

Следить за новостями

Популярные услуги раздела с ценами:
Подбор руководителей
Подбор руководителей
Executive Search

от 10 000 р.  до 150 000 р.

Подбор директоров компаний

от 5 000 р.  до 120 000 р.

Подбор руководителей в продажи

от 1 000 р.  до 300 000 р.

Подбор финансовых директоров

от 1 000 р.  до 150 000 р.

Подбор руководителей отделов

от 1 000 р.  до 300 000 р.

Подбор IT-персонала
Подбор IT-персонала
Тестировщики ПО

от 5 000 р.  до 100 000 р.

Java

от 5 000 р.  до 100 000 р.

Системные администраторы

от 4 500 р.  до 100 000 р.

PHP

от 1 000 р.  до 90 000 р.

Программисты 1С

от 1 000 р.  до 80 000 р.

Другие материалы в HR-клубе
ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
7 ноября 2015, 17:28
 Мария Туровцева (HRTime.ru) Проверенный исполнитель
Неадекватность задачи клиента - что делать?
Коллеги, одной из основных проблем в подборе является невысокая степень адекватности задачи клиента и разная степень готовности сторон работать с этим. Именно на это жалуется основная масса исполнителей и заказчиков, как о причине незакрытия вакансий...
6244 4 76
2 июля 2014, 15:21
 Лебедева Ирина Проверенный исполнитель
Рекрутер в социальных сетях - эффективно ли это?
Вопрос к рекрутерам, которые в своей работе используют не только стандартные методы подбора, но и более универсальные, такие как социальные сети. Насколько эффективен поиск персонала в социальных сетях и отвечает ли он параметрам удобного, быстрого...
7308 8 67
24 июля 2014, 14:48
 Ольга Уланова Проверенный исполнитель
Зачем HR-менеджеры просят заполнить объемные анкеты на первом собеседовании соискателей?
Наверняка каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда на первом собеседовании с потенциальным работодателем вас просили заполнить объемную анкету, где нужно почти слово в слово повторить уже написанное в вашем резюме.
29398 16 64
31 июля 2019, 14:44
 Дина  Проверенный исполнитель
Список неблагонадежных клиентов
Добрый день, коллеги! Когда-то здесь была подобная тема, но, к сожалению, то ли удалена за давностью, то ли за ненадобностью. Однако, накипело снова.... У нас процесс ввстроен таким образом, что данные ситуации возникают крайне редко, но уж точно...
1406 8 64
4 февраля 2016, 17:14
 Полина Храмцова  Проверенный исполнитель
Цены на услуги исполнителей. Тенденции и причины.
Коллеги! Заметила на сайте тенденцию, что у исполнителей стали снижаться цены на услуги. Т.е. вакансия, которая еще год назад условно стоила 15 тыс., сегодня легко может быть продана за 10 тыс. или даже меньше. На сайте я давно и тенденцию по ценам вижу...
3084 3 62
10 августа 2015, 14:12
  Проверенный исполнитель
Какими ресурсами пользуетесь для закрытия региональных вакансий?
Интересуют именно местные регинальные сайты, которые доказали свою эффективность. География, от Калининграда до Владивостока. Буду признателен за советы. Понятно, что есть глобальный хедхантер и суперджоб. Но они платные, а есть наверняка хорошие бесплатные...
3632 3 55
23 сентября 2019, 13:59
 Дина  Проверенный исполнитель
От каких клиентов готовы отказаться лично вы?
Уважаемые коллеги! Рано или поздно наступает тот период в работе каждого фриланс-специалиста, когда уже просто невозможно охватить неохватываемое. Т.е. попросту не хватает времени на всех и вся и хочется выбирать в прямом смысле этого слова - за что стоит...
833 4 55
Понравилось 7 пользователям