Как можно организовать удаленный труд работников по-человечески?

Работодателям в Португалии запретили беспокоить сотрудников в нерабочее время
Работодателям запретят звонить сотрудникам или отправлять им сообщения в нерабочее время. Также предусматривается, что компании должны помогать работникам оплачивать расходы на интернет и электричество, внося их в категорию «бизнес-расходов». Сотрудникам с маленькими детьми предоставят право работать удаленно, не договариваясь об этом с начальством, до достижения ребенком восьми лет.
 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Также поправки в Португалии учитывают и «борьбу с одиночеством». Работодатель должен не реже раза в два месяца организовывать личные встречи с сотрудниками.

Интересно, неужели заметили, что без живого человеческого общения, в том числе по рабочим вопросам, никак?))

Есть ли у вас мысли и предложения о возможных нововведениях в сфере организации труда в удаленном формате в России?

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Боженко Ольга
Владимир, добрый день!
Очень важный вопрос в свете последних изменений. Умение организовать продуктивную работу в том числе и в удаленном формате всегда определяет уровень самой организации. Уверена, те компании, кто "с головой" подошел к организации офлайн формата, тот и удаленный формат легко организует.

Для начала, я бы изучила условия работы удаленно и те условия, которые нужны для каждой конкретной дожности. Задача понять, что способствует, а что мешает эффективной работе в удаленном формате, найти способы гуманного решения этих помех.

Второе, я бы разработала что-то типа ПВТР (правил внутреннего трудового распорядка) при работе удаленно - некие формализованные точки, на которые стоит опираться при работе. Важно: в этих правилах необходимо учитывать условия и их решения из первого пункта. Правила должны быть приняты всеми и не нарушаться.

Третье - работа с людьми. Кто работает в вашей компании, какие у них есть возможности для работы из дома? Как им помочь делать их работу хорошо? Сотрудникам нужно помочь организовать работу и внедрить ПВТР.
В качестве примера - одна из компаний, которая набирает и обучает кураторов для он-лайн курсов, в программу обучения этих кураторов вставила блок по организации работы из дома для мам с маленькими детьми - высший пилотаж онбординга, на мой взгляд!

Четвертое - ресурсы. Некая сумма денег ежемесячно, которая компенсирует затраты на интернет/телефон/оборудование и пр. А также он-лайн поддержка - удаленный сисадмин, который может быстро помочь решить любой вопрос по организации бесперебойной связи.

И помните - никто не запрещает компаниям делать лучшее для своих сотрудников. Равно как и не делать. Это не про Россию и ее законы, а про выбор людей, которые в ней живут!

Желаю удачи!
2021-11-30 10:34 0
Алёна
Привет, коллеги!
На мой взгляд, если мы говорим о том, что на удаленке стало больше работы. Это не проблема самого формата, а проблема конкретных людей, которые не правильно "пользуются удаленкой". Переход на дистанционную работу не подразумевает изменение длительности рабочего дня. Если руководитель продолжает ставить задачи после 18:00, то рано или поздно это приведет к демотивации его команды и потери хороших сотрудников. Если сотрудник продолжает работать до 23:00, то в большинстве случаев - это его добровольное желание выслужиться / его перфекционизм /неумение распределять свое время / неумение сказать "нет". Я много раз задерживалась на работе, наблюдала за тем как задерживаются другие - и еще ни разу не была свидетелем того, чтобы руководитель поставил условие "если ты не сделаешь этого сегодня, я тебя уволю". Это всегда, в первую очередь, добровольное решение сотрудника. Страх увольнения / выговора чаще всего не оправдан. Португальцы, конечно, молодцы, что решили урегулировать этот момент. Но даже нашим компаниям, без риска сейчас нарушить закон - стоит их придерживаться. Иначе просто распадется команда, снизится эффективность сотрудников, начнется текучка.
2021-11-29 19:06 1
Владимир Миков
Важно при организации рабочих мест по-человечески - это относиться к работникам как к Людям)) и останется немного логически помыслить, опросить некоторых сотрудников и просчитать бюджет на организацию...
2021-11-28 19:36 0
Алексеева Галина
Владимир, добрый день. Соглашусь с коллегами. Здорово все в Португалии, но в России свои реальности. Почти 90% сотруднников работают на удаленке гораздо больше. Стирается грань в рабочем и личном времени. Нет закрепленного время на перерыв. Особенно чувствуется увеличение рабочего дня в компаниях территориально распределенных по нескольким часовым поясам. Рабочий день у моего мужа начинается в 6 утра и заканчивается иногда к полуночи.
2021-11-26 18:04 3
Георгий Цеплаков
Добрый день, коллеги!

Эту проблему можно решить путем введения стандартов экологии и эргономики удаленки. Было бы здорово сначала провести совещание узкого руководства, в которых определить правила по трем критериям - 1) Бизнес-эффективность; 2) Степень дискомфорта для сотрудников; 3) Соответсвие закону. 8-часовой рабочий день и выходные все-таки никто не отменял.

Потом надо это "продать" сотрудникам. Показать плюсы, сделать акцент на изменениях к лучшему. Если нужно, провести фасилитации, дискуссии, поработать с пространством и традициями.

Главное, не вводить эти важные решения приказом без обсуждения с коллективом. Это задача на управление изменениями. Некоторых правил нельзя игнорировать - может выйти боком.

2021-11-26 10:59 2
Екатерина Глебовская
Владимир, добрый день!
Внедрить все это в России было бы чудесно!)
На практике сталкивалась со следующими вариантами: покупка техники, оплата связи и интернета, покупка дорогих подарков на день рождения (до 50 000 рублей) и у сознательных работодателей - отсутствие обращений во вне рабочее время.
На этой неделе поступила жалоба от клиентки, что принятый на работу сотрудник отказался работать в выходные (заранее такой договоренности не было).
Мой опыт работы на удаленке позитивный, для меня это оптимальный вариант. Никто из моего окружения, кто видит, как я работаю, не употребляет фразу "сидишь дома"
2021-11-25 12:38 1
Ирина Маторова
Коллеги, доброго дня!
Ко нечно, работа на удаленке всегда требовала определенных условий. У меня есть огромный опыт работы на Дальнем Востоке с головным офисом в Москве, когда временной разрыв в рабочий день: Москва только на работу пришла, а ан Камчатке уже 19.00 Вот и закончился рабочий день. И часто прилетали задачи "здесь и сейчас".
Я вот о чем говорю: это все не про удаленку, это про культуру самого бизнес взаимодействия, про культуру планирования, организации труда и многое еще. А с этим чаще всего есть сложности. И этим процессам надо учиться. Тогда и не будет необходимости, как в Португалии, вносить в закон ограничения в работе с персоналом.
2021-11-25 10:07 3
Анастасия Гузенко
Владимир, добрый день.
Мы не в Португалии - и этой фразой многое объясняется. Реалии таковы, что за рубежом о сотрудниках думают и беспокоятся. В России требуют продуктивность, не предлагая ничего взамен, либо предлагая самую малость.
Я, как рекрутер - удаленщик работаю очень давно и часто слышала фразу - тебе повезло, "сидишь" дома! Единицы задумывались, что работать дома не равно отдыхать дома. И порой приходится сдвигать рабочий день утром (например, вакансии во Владивостоке - работа кипит с 06 -00 утра), либо вечером - интересные кандидаты работают и готовы пообщаться по вакансии только после окончания своего рабочего дня.
Пандемия сначала заставила, потом научила бизнес работать удаленно. Но это не всегда и не всем комфортно. До сих пор большое количество кандидатов признаются, что рассматривают только работу в офисе в силу личных обстоятельств - нет организованного рабочего места, дома родственники, сложно себя организовать на работу дома и т.д.
В наших реалиях максимальную заботу о сотрудниках на удаленке я видела в виде удаленного обучения + выданного оборудования (ноутбук с интернет-трафиком, мобильный телефон, принтер). Но это та же организация рабочего места - не более. Без заботы о сотрудниках.
2021-11-25 09:07 2
Вера
Интересно, на я работаю удаленно с 2012 года, с того времени, как начала работать на данном сайте. Это было удивительно для окружающих. Мне было удивительно, почему мир это не внедряет, ведь можно так работать.
Рабочее место- там где тихо, удобно находиться длительное время, есть хороший интернет и личный компьютер/ноут.
В Европе везде работают четко в рабочее время, попробуйте перейти границу или переехать на авто вечером, если раб. день у пограничника закончился! Они вежливо предложат Вам подойти к 9:00 утра.
Потому особенности работы зависят от особенностей предприятия и корпоративной культуры, а не от удаленки.
2021-11-25 08:44 2
Сергей
Коллеги, доброго времени суток!
безусловно, пандемия практически заставила бизнес в России научиться решать задачи удаленно. Хочу заметить, что раньше этого не могли сделать большинство, отдавая предпочтение работе в офисе. В нашей сфере подбора персонала вакансии на удаленную работу можно было найти, разве что, в Call-центрах и онлайн-образовании.
Сегодня большинство работодателей и соискателей рассматривают вариант удаленной/совмещенной работы и, прошу заметить, качество соискателей, уровень заработных плат не упали, наоборот, набирают тренд на рост.

Я считаю, что бизнес в России научился работать удаленно. Однако, действительно, HR-инструментов для эффективного развития и управления командой не так много и изучено, предстоит глобальная работа. Я уверен, нам есть у кого учиться и подглядывать, даже в России. К примеру, Тинькофф смог построить банк не имея при этом головного офиса с невероятным штатом сотрудников.

Другое дело, хотим ли мы учиться и что-то менять, если "и так", по-русски говоря, работает?
2021-11-24 23:36 2
Петр Рожков
Коллеги, привет.

Разумное решение, все что описано в посте - это факторы производительности сотрудника. Плохо отдыхает, плохо себя чувствует, нервничает из-за ребенка - производительность будет падать.

Для наших реалий регулирования в этой сфере вряд ли стоит ожидать. А компании организуют этот вопрос по-разному т.к. культура и коллектив разный. Самое крутое из того, что видел по удаленке - свободное распределение рабочего времени в рамках дня. Это когда синхронно с коллегами сотрудник обязан 4-5 часов в день, еще 4 часа дорабатывает как ему удобно.
2021-11-24 19:28 2
Светлана
Владимир, коллеги, добрый вечер.
Все условия касающиеся особенностей организации труда для дистанционных работников указаны в статье 312.6., где закреплены общие требования. Внутри компании можно принять локальный нормативный акт, прописать все пункты соблюдения работодателем и сотрудником всех трудовых функций. В том числе использования собственного оборудования, режима работы, интернета и.тд., который определяется коллективным договором.
Законодательно это относительно новый вид трудовой деятельности закреплённый в РФ не так давно. Полагаю, что в данном вопросе будут появляться ещё дополнительные разъяснения.
2021-11-24 19:03 4
Денис Бучкин
Владимир, добрый день! У нас в РФ по моему это вообще не работает, как в Португалии (там может тоже не работает, просто у нас нет статистики):))). Еще в DO COVIDные времена, в некоторых компаниях, с сотрудниками подписывали такие доп соглашения: "Рабочий день начинается с чтения почты и служебных чатов. Вы доступны с 6-00 утра и до 21-30. Время ответа на письмо - не более 8 рабочих часов с момента прочтения. Время ответа в рабочие чаты - не более 15-минут с момента прочтения." Кто не согласен - тот просто не работает (не подписывает трудовой договор). Судя по отзывам коллег, которые перешли на удалению - на удаленке стало сложнее работать - рабочего времени стало больше. Все регламенты на отдых сбились - все перешли на выполнение задач и дедлайны внутри дня - нужно сделать к 16-00, а работы столько - что выполнить можно только пожертвовав либо утром, либо обедом, либо вечером. Единственный весомый критерий, который остался - это время до работы в пути. Только из-за него многие "терпят" удаленку.
2021-11-24 17:31 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Эксперт (докторант DBA/PhD), ТОП-модератор, бизнес-тренер, коуч
Автор статей
Автор 42 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
210 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.