Горизонт планирования для Сессии Стратегического Планирования в 2022 году

Коллеги, актуальная ситуация. Вероятно, после пандемии многие руководители бизнесов решили провести сессии стратегического планирования. Обычно планирование происходит на год. Ну, иногда, на два. Очень редко горизонт планирования выбирается до трех лет.
Однако в последнее время часто приходят запросы на планирование на пятилетнюю перспективу....
 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

ВОПРОС: СТОИТ ЛИ ПЛАНИРОВАТЬ ТАК ДАЛЕКО?

Ситуация сейчас в экономике и политике нестабильная, на мировых рынках происходит чехарда. В мировой полтике - также возникают новые альянсы, меняются правила игры. Ситуация с ковидом и омикроном также накладывает свои ограничения. 

Стоит ли в этих условиях планировать так долго? 

Или лучше тщательно проработать разные сценарии развития на год? Если реализуется это, то мы делаем это. Если будет так, то наш ответ - так. 

Вообще, что вы думаете о спцифике корпоративных стратегий в настоящий момент. Спасибо. 

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Статья опубликована 31 января. Сегодня 21 марта. И этот вопрос о горизонтах планирования по-прежнему актуален, значим, запрашиваем у клиентов.
Все-таки убеждаюсь. что планировать и амбициозно - важно и нужно. На 5 лет вперед, на 8. Пусть эти планы и стратегии, с учетом реалий, изменений, будут корректироваться, но компас будет, действия компании с этим компасом будут сверяться.
При этом также нужны планы и на год, полгода, пусть хотя бы с формулировками: "удержаться на...." и т.д. Ну и краткосрочные планы на неделю, половину недели (для логистических компаний, например), планы на 1 командировку - а там посмотрим.
2022-03-21 17:31 0
Наталья Муляк
Добрый день, коллеги.

Георгий, вы подняли интересную тему для обсуждения.
Мо моему, здесь не важно время, важна цель, к которой стремятся.
Строителю храма важны и прогноз погоды, и наличие материалов, и число строителей, которые могут повлиять на скорость строительства.
Разве изменение обстоятельств может изменить намерение построить храм?
Если заказчик осознает свое намерение и понимает сколько ему нужно времени, остальное становится задачей создания сценариев, учитывающих изменение обстоятельств.
2022-02-28 08:12 0
Оксана Кузнецова
Коллеги, приветствую.

Георгий, спасибо за тему.
Мне, как фасилитатору, очень откликается.

На мой взгляд, 5-ки с графиками и планами с жесткими сроками канули в лету.

Однако, стратегическая цель / цели нужны и важны и тут на помощь приходит - Гибкость!

Пересборка целей и задач, в зависимости от ситуации, которая меняется ежедневно, а порой и ежечасно. В малом и среднем бизнесе только гибкость и спасает.

Как за 2 часа придумать новый план действий?!

Легко! Добро пожаловать на собрание с инструментами фасилитации👌
2022-02-22 22:52 1
Дмитрий Ерин
Коллеги, приветствую!

А как иначе?

Нестабильность-это уже стабильная реальность :)

По сути даже в планировании личной жизни лучше начинать с видения своей жизни лет этак через 25-30: а к чему вы хотите прийти, собственно?

Не зная этого, планирование на срок 1 год и меньше - это не самый эффективный способ действий. Вы можете успешно достичь всех поставленных целей в обозначенный срок, только понять, что не туда шли. Поэтому если у бизнеса есть видение и желание планировать на 5 лет-это прекрасно) Планы только менее детальные,чем на 1 год.

Согласитесь, ведь зная видение на более длительный срок, становится гораздо легче и планировать, и переживат кризисы и незапланированные сдожности, адекватно корректируя планы при необходимости.
2022-02-16 22:45 3
Владимир Миков
Привет! И на 5 и на 10 лет можно и нужно иногда заглядывать вперед, наконец-то некоторые собственники снова стали мыслить и в перспективе полугода и в стратуме 5 или даже 10 лет. Рисуем планы на любые сроки с их корректировкой по ходу движения...
А то, что тенденция последних лет была связана только с краткосрочным планированием - веяние времени, и скоро данная тенденция снова сменится...
2022-02-07 12:50 0
ОК-Консалтинг
В дополнении к уже написанному, хочу поддержать пост Ольги Зак!
Вот абсолютно согласен с системой оценки ТОПов. Кому интересно, тоже поделюсь Лайфхаком из своей практики. Я уже писал, что бизнес - это реализация мечты Владельца и основателя или группы основателей. Потому, когда меня приглашают на консалтинговый проект, то все Стратегические разработки и сессии начинаются только после того, как я получаю внятный ответ от Инициатора(ов) бизнеса на простой вопрос:
- Вам 85-120 лет! Опишите, пожалуйста, себя и то, какую именно роль в Вашей судьбе к тому моменту сыграл существующий сегодня бизнес?
Ответ есть - работа будет! Ответа нет - сначала предлагаю разработать Индивидуальную стратегическую карту для Собственника, а уж потом работать с "Дорожной картой бизнеса".
Всем успехов!
2022-02-06 23:21 0
Ольга Зак
Георгий, Коллеги, доброго дня!

Один из коллег, Консультантов международного уровня делился как то примером: Японцы купили Англо-Американскую компанию и пригласили его поприсутствовать на оценке ТОП менеджеров уровня Country. У топеров перед оценкой забирали телефоны. В кабинет с комиссией заходили по одному. Японцы задавали по сути единственный вопрос: Как Вы видите наш бизнес ЧЕРЕЗ 25 ЛЕТ. С теми, у кого не было ответа, прощались.

По сути речь идет о том, что грамотный ТОПер очень хорошо и глубоко понимает тенденции, тренды и инновации своего бизнеса и отрасли, при чем не только в своей стране, но и например, в Америке, Европе... То есть понимает, какие волны должны/могут прийти... При этом, если каждый ТОП смотрит за своей сферой, то обсуждение будущего группой таких сотрудников с очень высокой вероятностью дадут серьезные результаты для бизнеса.

И еще одна сторона вопроса. В тренингах личностного роста иногда привожу такой пример: Если 2 человека сталкиваются с одинаковой проблемой, но у одного из них есть "Глобальная цель", а у другого нет, то человек с целью на ее фоне проблему даже не заметит.

Возможно именно на этих 2х принципах строится логика Ваших заказчиков... Если это так, то, с моей тз все вполне обоснованно и остается только подобрать эффективные инструменты для решения задач заказчика....

Благодарю за тему)
2022-02-04 02:08 2
Георгий Цеплаков
Лариса Романенко, интересный разворот, спасибо.

Однако тема взята не с потолка: с заказчиком был достаточно доверительный разговор о целях. И не только с ЛПР. А затем была сама сессия, на которой пришлось рассматривать проекты на 3 года. К сожалению, тех мотивов, о которых вы говорите, я не заметил - и не вижу причин, по которым бы заказчик (группа заказчиков) их скрывали. Более того, речь идет о компании, не испытывающей спад. Они обеспокоены снижением темпов роста.

Конечно, можно предполагать, что по какой-то причине заказчик и его команда скрыли эти мотивы от меня как модератора. Но это тоже странно - во-первых, мы заключили договор о неразглашении, а во-вторых, степень откровенности в цифрах и данных, а также в некоторых деталях проектов изменений была достаточно высокой. То есть это точно не сознательное решение.
2022-02-02 15:52 0
Лариса Романенко
А если включить в сценарные расстановки на 5-летний срок планирования и потерю бизнеса (для собственников), и ликвидацию компании (для топов), и массовое сокращение персонала (для всех остальных)? Т.е. вариант того, что "успешную ранее бизнес-модель нужно менять"?
Коллеги, почему вы считаете, что заказчики живут в вакууме и не осознают окружающую их действительность? А может, они хотят подергать Бога за бороду и получить самый жесткий сценарий на протяжении или истечении этого 5-летнего периода? И увидев, что тот самый жесткий сценарий возможен (по разным причинам: как макроэкономическим и геополитическим, так и внутренним организационным и микроэкономическим), они более внимательно и скрупулезно подойдут к планированию в рамках одного календарного года.
Imho, как раз планирование за пределами пандемии, "ковида, курса доллара, геополитики и т.д." позволяет заглянуть за горизонт, рассмотреть как положительные, так и негативные варианты развития бизнеса. Что, Илон Маск и Ричард Брэнсон планируют на год? Интересно, держали бы они в своей команде консультантов, которые грозят пальчиком и говорят: "низзяяяя… планировать больше, чем на год"?
2022-02-02 15:14 2
Лариса Романенко
А если включить в сценарные расстановки на 5-летний срок планирования и потерю бизнеса (для собственников), и ликвидацию компании (для топов), и массовое сокращение персонала (для всех остальных)? Т.е. вариант того, что "успешную ранее бизнес-модель нужно менять"?
Коллеги, почему вы считаете, что заказчики живут в вакууме и не осознают окружающую их действительность? А может, они хотят подергать Бога за бороду и получить самый жесткий сценарий на протяжении или истечении этого 5-летнего периода? И увидев, что тот самый жесткий сценарий возможен (по разным причинам: как макроэкономическим и геополитическим, так и внутренним организационным и микроэкономическим), они более внимательно и скрупулезно подойдут к планированию в рамках одного календарного года.
Imho, как раз планирование за пределами пандемии, "ковида, курса доллара, геополитики и т.д." позволяет заглянуть за горизонт, рассмотреть как положительные, так и негативные варианты развития бизнеса. Что, Илон Маск и Ричард Брэнсон планируют на год? Интересно, держали бы они в своей команде консультантов, которые грозят пальчиком и говорят: "низзяяяя… планировать больше, чем на год"?
2022-02-02 15:12 0
Денис Гончаров
Георгий, спасибо за поднятый актуальный вопрос!

Мой ответ, который я транслирую и клиентам - в настоящее время не имеет никакого смысла стратегическое планирование более, чем на год. Стратегические сессии "на 5 лет" остались в середине 2000-х годов.

Сейчас мир изменился, причем безвозвратно. За год ситуация в отрасли может измениться до неузнаваемости, а 5-летний отрезок многие компании вообще могут не пережить.

На этом, кстати, уже погорели многие успешные компании, у которых еще 10 лет назад все было прекрасно. Они просто не могли поверить, что успешную ранее бизнес-модель нужно менять.

В связи с этим, главным качеством, которое сейчас есть смысл оттачивать бизнесу, является адаптивность - умение быстро перестраиваться и реагировать на изменения. Этому вопросу я стал уделять большое внимание и на стратегических сессиях - важно проработать не только положительные сценарии, но и риски.

Поэтому - тщательно проработанный ближайший год, с учетом оценки рисков и новых возможностей - лучшее, что можно получить от стратегической сессии.
2022-02-01 10:45 0
ОК-Консалтинг
Георгий, Коллеги, всем здравия и хорошего настроения!!!
В мозге человека 18 центров, отвечающих за опасность и только один за удовольствие!!! Стратегические разработки всегда должны быть связаны с удовольствием. Что понимается под удовольствием:
1. Пункт 3.2.15 ISO 9001
2. Эффективность или удовлетворённость от глобального достигнутого результата
3. Понимание того какой кайф в итоге вообще мне должен (или не мне, а потомкам) принести бизнес.
4. Финансы, как свобода и независимость.
5. Признание, как известность и востребованность.
И, как вы считаете, это можно уложить в один или три года??? Ну, если владельцу осталось именно столько бренного существования, то - Да!
Поэтому! Берём BSC и раскладываем на 10-150 лет. А она легко коррелируется и подстраивается под любые изменения, ибо позволяет создавать сценарии!!!
Всем успехов!
2022-01-31 20:14 2
ООО "ПСИТЕХПРО"
тезисно, Георгий:
- способность разрабатывать стратегии должно развивать, и это про способность, где важные: мышление и ответственность;
- пятилетний план больше похож на сценарные расстановки, с последующим выбором нужно сценария, выбор сценария не есть выбор плана на пять лет, сценарий даёт план на год с ежеквартальными корректировками, что подводит к
- оценке выработанных стратегий, что повлечет диалоги на тему
- настройки и внедрения, что обязательно повлечет за собой еще большее усложнение участников разработки;
- пятилетний сценарий позволяет не только учесть условия, но и разработку других бизнесов, устойчивых к условиям
- а это тоже стратегические решения

Короче. Упражняться надо. На правах рекламы: лучше с задействованием внешнего модератора ;)
2022-01-31 19:22 4
Петр Рожков
Коллеги, привет.

На мой взгляд выбор зависит от результата, который хочет получить заказчик и способа планирования.

Рисовать детальный план на 5 лет - это тщетная трата ресурсов, слишком много переменных - ковид, курс доллара, геополитика и т.д.

В то же время хороший результат для 5-летней страт. сессии - это нарисовать картину будущего с образами результата как точками на карте ( что-то вроде " в 1 кв. 2022 мы выпустили mvp продукта на рынок. Во 2 кв. сделали 10000 подписок и т.д")

А путь между точками оставить для ежегодного планирования и change-команд.
2022-01-31 17:41 1
Георгий Цеплаков
Alla Alferova,

Да, сценарное планирование - мощная вещь. Особенно в ситуации нестабильности.
2022-01-31 17:16 0
Aлла Алфёрова
Коллеги, Добрый день!
Тема Стратегических сессий всё ещё узкая. И хотелось бы конечно больше обращений от компаний, с акцентом на Стратегию и меньше на операционку. По этой теме.
Относительно горизонта планирования - в основном планируют на год или на этапе start-upp. С одной стороны такой период оптимален в настоящей нестабильной ситуации. В то же время основные долгосрочные Цели лучше простраивать в более долгой перспективе 2-3 года.
Относительно: план А, план В - очень хороший вариант, в этом году может сработать.
2022-01-31 15:50 4
Георгий Цеплаков
Согласен с вами, Галина. Сам думаю также. Удивляюсь некоторым запросам, в которых обозначен аж пятилетний горизонт.
2022-01-31 12:48 0
Алексеева Галина
Добрый день, Георгий.
Это новая для меня информация. Тенденция последних лет была связана только с краткосрочным планированием. Стратегические сессии проводились с целью спланировать сценарии развития на год. Пятилетний и трехлетний периоды не рассматривались.
Думаю, что еще рановато переходить на долгосрочное планирование, слишком нестабильная ситуация в экономике.
2022-01-31 12:46 3
Показать все комментарии
avatar-default-icon
b2b-тренер: управление, продажи, маркетинг
Автор статей
Автор 10 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
251 специалист сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.