«Ты» или «Вы»?

Коллеги, всем привет :)
Хочу поднять с Вами тему неформального общения с кандидатом на первичном собеседовании. Заказчик очень гибкий, очень лояльный и классный, поддерживает общение внутри на "ты" с самого входа в Клмпанию. 
Большинство кандидатов реагируют абсолютно адекватно, учитывая, что относятся к поколению Z, для них это более чем приемлемо.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

При входе ТОПов, как считаете, будет ли уместен такой формат общения?

На Ваш взгляд, если кандидату некомфортно общаться так на первичном интервью, и он об этом открыто заявляет, может ли это вызвать проблемы в коммуникации при дальнейшей работе и взаимодействии с коллективом? 

Поделюсь примером из практики. Самые сложные кейсы возникают со спецами по кадрам, они зачастую чувствуют себя некомфортно в таких условиях.

Что думаете на этот счет? Стоит сразу переводить кандидата на язык Компании? Или оставить это менеджеру по адаптации?

Всем успехов :)

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Воропаева Ольга
Татьяна, коллеги уже много написали мнений по поводу Ты и Вы обращения в команде в целом и к ТОП-ам в частности. Для меня, как рекрутера быстрое согласие ТОПа на обращение на Ты может, кроме всего прочего, быть сигналом его неумения соблюдать личные границы, как свои собственные, так и других людей, а это уже говорит о его слабых управленческих компетенциях. И тогда какого уровня ТОПы придут в команду?
2023-11-14 10:31 0
Евгения Ерохина
Добрый день, Татьяна.
В основном общение на "ты" принято в более молодых коллективах, взявших пример с Западных Компаний со своим культурным кодом и особенностями формирования языка. На практике российского менеджмента это обозначает стирание границ и нарушение иерархии под видом "создания более близкой команды". Эффективность это на самом деле не повышает (проверено на практике).
На работе люди собираются не играть или общаться, а выполнять задачу в команде. В команде каждый должен выполнять свою отведенную роль, отвечать за результат своей работы и имеют право требовать того же от коллег. И, чтобы в случае кризисных ситуаций не произошло неконструктивного перехода на личное, нужны правильно установленные границы. Формат обращения - это один из множества способов установления правильных рабочих уважительных границ.

Есть ситуации, когда общение на "ты" может тактически быть полезными, например в стартапах, когда все делают все. Но, повторюсь, это может дать положительный результат на очень короткий срок.
Если Вы попадаете в коллектив, где принято общение на "ты", то Вы просто попадаете в систему вот с такими вот правилами... И согласиться с ними - это тоже признание правил этого коллектива и соблюдение иерархии, принятой в этой Компании.
Поэтому, если такие правила Вам неприемлемы, лучше искать коллектив со схожими с Вашими ценностями.
2023-11-12 11:41 1
Сергей
Здравствуйте! Мы сейчас живём в такое время, когда местоимение "Вы" адресовано конкретному собеседнику, который может быть представителем старшего поколения, незнакомым или малознакомым человеком, а местоимение "Ты" считается неформальным обращением, которое используется в общении хорошо знакомых людей. Это просто знание. У каждого из нас эти два местоимения могут вызывать разные эмоции. Мне, например, нравится, когда в коллективе все обращаются к друг другу на "Ты" считаю, что это сближает, делает команду одним целым. Если вспомните своё детство, то там мы не обращались к незнакомым мальчишкам и девочкам на "Вы" для нас это было неестественно, конечно это моё мнение и только. На "Вы" мы, дети обращались к старшему поколению, например к учителям, к их мудрости, жизненному опыту для нас они были наставниками.
2023-10-05 19:57 1
Ирина
Коллеги, добрый день.
Я бы ушла от оценок. Из моей практики, а у меня был опыт подбора на позиции Директора по персоналу, такие кадровики очень контактные или пусть даже иногда и не очень контактные, могут быть классными экспертами в своей зоне. Сильный эксперт кадровик- это снижение рисков компании с точки зрения соблюдения требований ТК РФ. Все остальное- дополнение к этим ключевым компетенциям для данной позиции. Они прекрасно знают документы, все нормы и правила, отлично выполняют все функции, связанные с документами. Чаще это больше роль Администратора. И это его основная функция. Я бы в первую очередь оценила экспертизу. Нужно понять, особенности коммуникации как могут повлиять на общение с коллегами, насколько критично с учетом принятой корпоративной культуры в компании. Что точно стоит уточнить, это про привычную для нового сотрудника культуру. И если есть сильные расхождения с культурой новой компании, то руководитель или hr может аккуратно объяснить, с какими категориями персонала это уместно, а с какими в этой компании -нет. В некоторых компаниях, действительно, на топ уровне не поддерживают панибратство. Стоит уточнить у кандидата, как было принято в предыдущей компании. И после этого уже решить, что делать, сообщить об этом обязательно руководителю, чтобы учесть опыт нового сотрудника, в том числе, коммуникативный. Для этого и адаптация существует, цель которой- приспособление пришедшего сотрудника к новой среде). В нашей компании (более 1000 сотрудников), например, и к первому лицу все на "ты" обращаются, так принято)
2023-09-27 19:02 2
Ирина Князева
Добрый день, Татьяна и коллеги!

В этом случае, на собеседовании я начну обращаться к кандидату на «Вы», но сразу же, в начале собеседования, предупрежу, что в компании принято обращение на «ты» и задам вопрос: готов ли он к такому формату.
Если кандидат не поморщится и согласится с такой корп.культурой и обращением на «ты», то сразу предложу ему перейти на «ты» и продолжу проводить интервью на «ты».
2023-09-24 17:18 8
Ирина Юрьевна
Добрый день!
"Ты" или "Вы" - это в первую очередь вопрос организационной культуры компании, ее миссии, системы ценностей, а в более фундаментальном смысле это вопрос страновой культуры и социо-культурного базиса каждого человека.

В некоторых странах, например, в Швеции или Норвегии, исторически принято всегда и везде обращаться на "ты", даже к королю, в других, например, во Франции - всегда и везде на "вы", даже к близким родственникам. В России (Российской империи и Советском Союзе) было принято обращаться на "ты" по горизонтали и на "вы" по вертикали, особенно снизу вверх.

"Вы" предполагает некоторую дистанцию, которую можно трактовать и как уважение - самого человека, его личностных качеств, его достижений, положения, знаний или опыта, и его личных границ, а также как формальность, холодность, отторжение.

"Ты" - это стирание границ, что можно трактовать и как доброжелательность, и как признание равным, и как панибратство, и как попытку принизить.
Кроме того, обращение "ты" создает некоторый внутренний барьер для отказа, что может быть использовано и в манипулятивных целях, это одна из причин, почему многие люди интуитивно не спешат переходить на "ты".

Все зависит от контекста и восприятия, в любом случае форма обращения транслирует отношение к статусу и личности человека.

Внедряемое сегодня в некоторых российских компаниях обращение на "ты" ко всем, включая учителя в школе и преподавателя в университете - очередная калька с западного менеджмента, особенно на волне тренда на бирюзовые компании. Это не плохо и не хорошо, но стоит понимать корни этого явления.

Для русского (в широком смысле) человека подход, при котором 20-летний и 60-летний люди общаются на "ты", тем более в деловой ситуации, а не близкие родственники, будет вызывать внутреннее напряжение для обоих участников коммуникации, даже если они этого не осознают и/или не готовы в этом признаться.
Это работает и в связке 30- и 50-летний, даже многие миллениалы (поколение Y) и зумеры (поколение Z) не всегда готовы, чтобы к ним обращались на "ты" люди более старшего возраста и положения, видя в этом принижение собственных достижений.

Для нас более органична исторически сложившаяся деловая практика, когда к вышестоящему в принципе и к другим коллегам в формальной обстановке, например, на совещании, обращаются на "вы", а в неформальной, например, в условной курилке, на корпоративе, и даже просто работая за соседними столами - на "ты".

В любом случае корректно перед переходом на "ты" спрашивать разрешения у субъекта обращения.
2023-09-14 10:01 6
Виктория Петрова
Татьяна, коллеги, добрый день!
Все-таки дело в том, как это "ты" функционирует в организации.
Я на первом собеседовании (как кандидат) всегда буду на Вы. Это моя дистанция, я должна понять хочу я быть на ты или нет с данным коллективом. Я готова перейти на ты быстро и легко, но там где это ты построено на уважении.
"Слышь, Вик, ты отчет сделала?" и "Вика, твой отчет готов?" для меня разные вещи))
Сейчас в компании у меня странная ситуация: все сотрудники практически на ты друг с другом. Собственник со всеми на ты, кроме совсем возрастных сотрудников (2-3 человека). Пока мы с ним договаривались о моем выходе на работу, мы были на ты и по имени, а как только я приступила к работе он начал называть меня на вы и по имени-отчеству и я его соответственно. И сотрудникам он меня представил по имени-отчеству и на Вы. Так и повелось, все на ты и по имени, а ко мне на Вы. Сейчас это вызывает дискомфорт)) Приходится каждого просить перейти на ты, а им сложно. И директор не хочет. Вот так и хожу с короной от KFC )))
2023-09-13 13:17 5
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте.
Если в компании принято обращаться на "ты" , то обязательно при подборе необходимо говорить об этом кандидатам. Спрашивать комфортно им или нет. Если нет, конечно, это повод для обоюдного принятия решения не продолжать диалог о возможном сотрудничестве.
Кстати, готовность общаться на "ты" связана в первую очередь с воспитанием и восприятием окружающих.
А HR-ры, обычно, обращаются на "Вы" потому что слишком часто к ним претензии, если обратился на "ты".
А на "Вы" надёжнее, чтобы никто не обиделся за неуважительное отношение. :)
2023-09-05 19:34 2
Елена Урина
Добрый день, коллеги.
Я думаю, если в компании принято общаться на "ты" на этапе собеседования нужно озвучить это кандидату, спросить его мнение, комфортно ли ему будет работать в таком коллективе и общаться в таком формате. Если кандидат скажет не комфортно, то и не стоит тратить время. Лояльность компании важный фактор.
Всем удачного поиска лучших кадров:)
2023-09-04 17:29 5
Надежда
Всем добрый день! Поделюсь своим опытом.
В нашей компании на всех уровнях принято обращаться на "ты". При этом, при первом звонке/встрече общение всегда на "вы".
Исходим из того как удобно кандидату. Если он предлагает общаться на " ты" - отлично"
На первом же интервью всегда рассказываю как мы общаемся в компании. В первый день, когда кандидат выходит на работу - переходим на "ты". Выглядит это всегда позитивно:) Например: ну что же, все формальности соблюдены, а теперь предлагаю перейти на "ты" . Всегда воспринимается адекватно. Не все привыкают сразу, но коллектив относится с пониманием и постепенно человек привыкает. Довольно быстро привыкает.
2023-09-02 22:06 6
Ирина Маторова
Приветствую, коллеги!
Как обращаться, на ТЫ или на Вы - это внутренняя корп культура. И, я считаю, стоит на собеседовании уже сказать о таких моментах кандидату: "В компании принято обращаться друг к другу на Вы и по имени-отчеству." или "В компании принято ко всем обращаться на Ты и по имени". И если кандидата уже на этапе собеседования не устраивает принятая форма обращений в компании, то может на том и стоит прекратить.
Мы же понимаем, что потом и не приживется такой новичок, а ломать его не стоит.
2023-09-01 13:21 3
Вера
Тут недавно с клиентом общалась, которая ввела систему "финского образования" в частную школу, где все общаются на "Ты"(ученик-учитель).
Стали разбираться и оказалось, что клиент не в курсе, что в Финляндии обращение "Ты"- "Sinä", как в английском принято со всеми. Если "Вы"- "Te", то только, когда обращаешься к очень пожилым/уважаемым людям (Президент, например)/обращение к Богу. То есть она ввела это недопустимое в русской культуре панибратсво,даже не углубившись в структуру чужого языка. Так же надо понимать, что финская система образования- это адаптированная советская система, только растяную с 10 до 12 лет обучения!
Я отказалась подбирать учитлей в данную школу, сомнительная и неизученная данным клиентом система внедрена,да еще и субординация нарушена, причем за небольшую зарплату этим самым учителям...
2023-08-30 08:41 4
Вера Кондратьева
Коллеги, добрый день!

Мы забываем о деловом этикете и правилах коммуникации. Считаю, что ломать личные границы и сразу на первом собеседовании переходить на "ты" не стоит, потому что с точки зрения психологии человека это обращение к "внутреннему ребенку", а на "вы" соответсвенно к взрослому. На работу мы приходим работать и наше поведение определяется "позицией взрослого", а значит уважение и вежливость в приоритете. Но в процессе адаптации можно перейти на "ты" и гибко подстроиться под корпоративную культуру компании. Корпоративная культура это и есть четко обозначенные правила взаимодействия и коммуникации всех членов компании.
2023-08-29 20:38 4
Юлия Ушакова
Здравствуйте. Конечно идти в ногу со временем похвально. Но следует всегда учитывать внутреннюю культуру компании и психологический портрет человека, с которым проводится собеседование. Не стоит отрицать, что у нас в России европейские "ценности" приживаются сложно. Большинство, в том числе и молодежь, получили традиционное воспитание. Да, и деловой этикет тоже пока никто не отменял. Чтобы кандидатов не коробило на собеседовании от излишне фамильярного обращения, стоит, как и писали коллеги выше, уточнить, какая форма обращения для него приемлема.
Со своей же стороны замечу, что при неформальном общении в коллективе очень легко перейти грань допустимого уважения к чужим границам.
При построении общения между коллегами внутри компании, также стоит учитывать формат, направление работы и портрет клиентов компании. Если серьезный клиент, при посещении офиса, может услышать что-то типа: "Эй, Ванька, а когда ты мне отчет предоставишь???" могут возникнуть большие вопросы к уровню профессионализма компании и повредить имиджу.
2023-08-29 06:10 3
Александра Смагина
Татьяна, коллеги, приветствую! По моим ощущениям элементарный вопрос. Каждая сторона имеет свои личные границы, чувства, менталитет и все остальные "приблуды", которые формируют комфорт на такие вещи. Тут, как говорится на вкус и цвет...достаточно просто спросить как и рекомендовали коллеги. Однако, от себя хочу отметить, что некоторые динамичные крупные компании (не буду называть по именам), начали использовать местоимения "Ты" уже на этапе первого телефонного интервью, буквально со второго-третьего предложения. Интересно еще и то, что предложение перейти на "Ты" для них не просто часть скрипта, а пункт в оценке гибкости, адаптируемости и показатель открытости кандидата. Вот в этому, по моим ощущениям, пока мало кто готов))
2023-08-28 12:03 3
Влад Яковлев
Добрый день, Татьяна!

У любого ТОПа должны быть хорошо развиты софты, и если гибкость, адаптируемость к ситуации не в их числе, то может быть это не совсем тот топ, который нужен вам. То же самое, только в еще большей степени, это относится к сотрудникам HR, поскольку навык межличностного общения это их главное оружие
2023-08-28 06:06 4
Екатерина
Всем привет. Просто уточняете, как удобно обращаться - на "ты" или на "вы" при контакте, если видите, что кандидат не сильно старше вас.
2023-08-27 20:34 5
Константин Елькин
Поделюсь своим мнением.
Мне всегда было более комфортно когда со мной общались на "вы" на собеседованиях, и данный стиль в дальнейшем я так же использовал, когда сам проводил собеседование.
Конечно, если хочется перейти на "ты", и в целом кажется такой формат общения уместным - правильно уточнить у кандидата, готов ли он перейти в общение на "ты", ведь с его стороны и к вам прилетит "ты". Или должно быть так - к кандидату на "ты", а кандидат на - "вы"?
Тут не важно что за позиция - рядовой сотрудник или ТОП.
Мне кажется, как бы тут не звучали сильные аргументы в пользу теории поколений, и открытого неформального общения, особенно при первой встрече уместнее общаться на "вы"!
2023-08-27 13:55 4
Надежда Бояркина
Коллеги, всем здравствуйте! Я не вижу ничего плохого в переходе на "ты" на первом собеседовании. Считаю это движением в ногу со временем. Действительно есть люди которым по началу некомфортно. Но это вопрос времени и сравнения с другими компаниями, в которых это еще не практикуется. Возможно на уровне привычки.
Конечно если люди разной возрастной категории, иногда будет уместно обращаться на "вы" но тоже по простому. Много лет проработала в крупной компании в которой многие на "ты" и на входе тоже предлагают сразу перейти. При этом спокойно увольняют, тут тоже надо уметь правильно формулировать ОС, чтобы не надо было дистанцию держать на случай увольнения.
2023-08-26 20:49 4
Петр Рожков
Коллеги, привет!

По своему профилю чаще всего работаю с ТОПами.
На "ты" или "вы" имеет смысл спросить при знакомстве - это этично.

Кстати ТОП-менеджеры по наблюдению чаще общаются именно на "ты" и очень просто, без долгих речей и сложных связок. Там уровень осознанности высокий т.к., сложно управлять большими системами, если не умеешь говорить о них по простому.
2023-08-25 18:23 4
ОК-Консалтинг
Татьяна, Коллеги, доброго времени суток!
Я бы обратил внимание на такое поведение. Я много писать не буду, но внутренняя архитектура обязательно отражается во внешней составляющей организации. Подобное панибратство также проявляется и в отношениях с клиентами и партнёрами. А это уже "бизнес-неопрятность". Я уж не говорю о том, что сотрудников иногда нужно увольнять.
Лично я не работаю с такими компаниями. Но я могу себе это позволить.
Желаю успехов!
2023-08-25 16:56 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR-консультант, игротехник, тренер и мотиватор
Автор статей
Автор 5 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
233 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.