Правда ли, что HRы - гуманитарии?

Коллеги, привет. Изучала статьи экспертов в HR-клубе и в одном материале натолкнулась на фразу "HRы, хоть и гуманитарии, страшно любят цифры". И я задумалась, откуда вообще взялся этот стереотип?

Может быть из тех времен, когда в Россию пришли крупные международные компании и искали специалистов с английским, поэтому набирали выпускников ин.яза? Так с тех пор тридцать лет прошло, да и в структурированных западных компаниях культуру аналитики данных сразу имплементируют в сотрудников.  

Или может быть причина в том, что многие HRы имеют психологическое образование? Так оно не гуманитарное, это в чистом виде social sciences, там и математика, и статистика, и психометрика, и экспериментальная психология и много чего ещё. Там гуманитарии не вывозят.

Или может быть во всём виновато профильное образование именно по управлению персоналом? Так это тоже синтез психологии, экономики и менеджмента.

Может быть ещё какие-то причины?

Я вот лично себя к гуманитариям точно не отношу, и могу буквально единицы примеров с трудом припомнить среди коллег и подчиненных, кого можно было бы в чистом виде отнести к этой категории. 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом и наблюдениями: согласны ли вы с утверждением? А то может у меня выборка нерепрезентативная. Много ли среди знакомых вам HR-специалистов (коллег, представителей заказчиков и т.д.) тех, кто не умеет с цифрами обращаться вот прямо совсем, потому что у них лапки?

Есть ли у вас какое-либо объяснение, почему HRы считаются гуманитариями?

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Ольга Панкратова
Здравствуйте, интересная тема! Действительно, многие HR-ы, с которыми я сталкивалась, были гуманитариями. В 90-е, например, многие выпускники филологических факультетов перешли в HR. И до сих пор в этой отрасли филологи, лингвисты и психологи составляют большинство. Но, по моим наблюдениям, тенденция начала немного меняться с появлением профильного высшего образования, а также новых направлений в области HR - аналитика, статистика, стратегия и тп. Думаю, достаточно скоро мы увидим баланс в этой области
2021-02-23 19:01 1
Надежда Ракова (Schrock)
Коллеги, спасибо всем большое за ответы! У всех такой комплексный и многогранный опыт, в очередной раз убеждаюсь, что HR - удивительнейшая профессия, требующая разносторонней подготовки. Приятно осознавать, что среди нас много таких классных высококвалифицированных специалистов. Мне, кстати, ещё подумалось, что под гуманитарным складом ума, особенно когда оно в нашем деле используется как оправдание неумению работать с данными, на самом деле шифруется банальный непрофессионализм.
2021-02-20 08:36 0
ОК-Консалтинг
Вопрос даже не в том, гуманитарии или технари. Как известно, все лучшие практики в этой области, как раз основаны технарями: физиками, математиками, инженерами.
Например, технология "Лидер" для профессионального отбора в Академию спецслужб разработал, апробировал и внедрил офицер РЭБ (радио-электронной борьбы). Да, у него в подчинении была целая лаборатория психологов.
С другой стороны, мы так до сих пор и не научились правильному применению HR-специалистов в бизнесе. По большей части это так и остаётся профессией "поди туда - не знаю куда и принеси то - не знаю что". Как выдала HR-специалист Юлия в ОБК (оренбургская буровая компания): "Я, СПВХР!" Когда мы с ней знакомились перед началом проекта консалтингового. Я попросил интерпретацию столь громкой должности и долго не мог восстановить дыхание со смеха. Оказывается это: Специалист По Всякой Хрени!!!
Пора научиться разделять Результативность и Эффективность.
За Результативность отвечает Руководитель!!!
За эффективность (слаженность процессов, расчёт стоимости персонала, стоимость квалификации и пр.) отвечает HR!!!
Всем Успехов!
2021-02-19 20:46 1
Надежда Кравченко
Я по первому образованию - гуманитарий. Окончила исторический факультет МГУ, после которого изучала политологию в аспирантуре Института Общественных наук. Да, у меня три иностранных, два из которых на уровне носителя языка. Да, у меня блестящие классические гуманитарные знания. Кругозор и сфера интересов в свободное время тоже гуманитарного толка. Я отлично пишу статьи, свободно чувствую себя в роли лектора хоть очно, хоть на камеру; курс ораторского искусства слушала в исполнении великого Розенталя. Но на этом "гуманитарность" заканчивается. И начинается юрфак - все там же, в альма-матер (трудовое право), а потом - экономический факультет "Экономика и управление организацией". Ну, и как это бывало лет 10 назад))), МВА.
Я бы точно не смогла, не будучи гуманитарием, вести собеседования с ТОР-кандидатами во всех отраслях, где я работала. Именно необходимый к усвоению огромный объем информации у обучающихся на гуманитарных факультетах дает привычку к аккумулированию и синтезу знаний для практического их применения, позволяет быть высокоадаптивной личностью, легко погружающейся в ранее неведомые области.
Мне очень помогла моя специализация в области управления настроениями социальных групп в проектах по развитию корпоративной культуры., повышения вовлеченности, командообразовани.
Очень помогли дополнительные знания по психологии личности, полученные у отличного прикладного психолога в процессе менторства.
НО! Будучи чистым гуманитарем, вряд ли я смогла бы успешно построить систему HR-отчетности с оцифрованными метриками по 4 000 сотрудников в компании с 19 филиалами. Вряд ли смогла бы нести ответственность за ФОТ в 140 млн. руб. ежемесячно. Причем - полную ответственность, поскольку ОТИЗ в этой компании был в подчинении директора по управлению человеческими ресурсами и численность была уже около 6 000 человек. Вряд ли смогла бы защитить HR-бюджет, понять разницу между БДР и БДДС. Написать ТЗ для автоматизации расчетов по дополнительным выплатам. И еще много чего не смогла бы.
Уж точно не смгла бы решиться на предпринимательство. Как говорила любимая мною учитель математики, "упражнения с числами упорядочивают мозг".
И было в вопросе про "лапки". Это - точно не про HR. Хотя бы потом, что обладатель лапок - милое мурчащее существо, а HR-специалист - партнер акционеров в части управления самым дорогим и высокорисковым ресурсом в условиях жесткой конкуренции за обладание наиболее качественными его элементами и составляющими.
Однако, гуманитарий и гуманизм, без которого в работе HRа не обойтись, - слова однокоренные))
2021-02-19 01:23 4
Воропаева Ольга
Надежда, я тоже часто сталкивалась с тем, что HR считают гуманитариями. Однако считаю, что это одна из комплексных профессий. Присоединюсь к тому, что писала Наталья Пивняк с небольшим дополнением HR это: Экономист, юрист, маркетолог, методист, психолог, управленец, технический писатель, IT-к (встречала даже откровенных программистов), в зависимости от сферы деятельности компании должен разбираться в производственных процессах. И да, в некоторых местах HR -гуманитарий.
2021-02-18 18:48 3
Алексеева Галина
Добрый день, Надежда. Я точно не гуманитарий. Первое образование экономика и управление предприятием, второе - управление персоналом. Согласна с Вами, что профессию HR, тем более в современных реалиях, гуманитарий не потянет. Большинство моих успешных знакомых и коллег из HR умеют прекрасно считать и разбираются в экономических показателях. HR объединяет в себе знания из разных сфер: экономика, финансы, продажи, психология, логистика, управление, знание законодательства, сейчас еще и ИТ. Без этих знаний в HR делать нечего.
2021-02-18 12:12 4
Вера
В продолжении предыдущего поста, свежий пример из практики. Звонит клиент и глубокомысленно спрашивает, тестирую ли кандидатов на IQ, коммуникативные навыки и т.д.
Я отвечаю, что любой каприз за Ваши деньги. Клиент говорит, что хочет "самых умных, на удаленке, из провинции", сам москвич ,как водится.
Я опять про деньги, выясняется, что денег дает в 2 раза меньше, чем стоят реальные спецы такого порядка. Т.е. клиент хитро решил купить провинциалов в 2 раза дешевле, но самых умных, конечно.
Мой вердикт: сейчас удаленка выровняла провинцию и столицу по навыкам и зарплате, а самые умные знают себе цену, и не поведутся на данный трюк.
Клиент удалился думать.
2021-02-18 11:30 2
Заруева Ярослава
Я совершенно не гуманитарий, как и абсолютное большинство тех, кто является профи в этой сфере (HR).
У меня первое высшее образование инженерное (техническое), второе управленческое с экономическим уклоном, третье вообще управление по антикризисному управлению, которое насыщено как эконом. дисциплинами, так и огромным блоком права всех мастей. И ни одно из образований не помешало в работе, грамотном принятии решений, оценке потенциальных рисков этих решений и, уж тем более, в выработке стратегий и планов различного толка.
В производственной, строительной или другой иной сфере деятельности бизнеса невозможно быть полностью способным объять потребности бизнеса без должной подготовки. И психологического или иного другого гуманитарного образования точно недостаточно.

Все заблуждения, что лучший HR или, не дай бог, HRD - психолог приводят к последствиям неисправимого порядка.
Особенно критично повальное увлечение различного рода тестированиями, гаданиями на картах, гороскопах и прочем в управлении персоналом. И не без помощи увлеченных этими вещами "HR".
2021-02-18 10:34 4
Окрыляем Успехом
Специалист, который занимается человеческим ресурсом, должен быть гуманным. Гуманитарий гуманный? Гуманитарные науки — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Следуя логике, НR должен быть гуманитарием. НО!!! В бизнесе мы оцениваем персонал с точки зрения прибыльности данного ресурса Поэтому не вытираем сопли,а оцениваем ХОЛОДНЫМ РАЗУМОМ (и линейкой) этот ресурс. С другой стороны, сопли вытирать тоже надо ( НЕМОНЕТАРНАЯ МОТИВАЦИЯ). Поэтому тут трудно сказать, кто лучше. Гуманитарий или технарь? Нужен человек с холодными мозгами и горячим сердцем.
2021-02-18 09:15 2
Наталья Кретова
Надежда, добрый вечер. Не слышала такого мнения ни разу.
Мне понадобилось не только гуманитарное образование в профессии, ведь мы, как хаеры, должны разбираться практически во всех сферах деятельности организации, так исторически сложилось.
2021-02-17 20:44 4
Вера
Главное- наличие высшего образования в нашей профессии, желательно профильного.
Без образования в HR- сфере нельзя достигнуть успеха, потому как общение с Клиентами должно быть на уровне Клиента, а Клиенты, как правило- Топ-менеджеры или Предприниматели.
Цифры сегодня управляют миром, поэтому надо с цифрой дружить.
2021-02-17 17:52 4
Наталья Пивняк
Коллеги, добрый день!
Бывает такое представление об HR по причине того, что профессия комплексная, и не всегда HR может сам "вывезти" все необходимые компетенции, не у всех они развиты в равной степени. В идеале: менеджмент+ психология +экономика и финансы+ юриспруденция ( в части трудового права), и еще ИТ-продвинутость. Поэтому каждый продает себя заказчику (работодателю) как может. Но мы понимаем, что в HR есть узкие специализации, где ключевой является та, или компетенция. Для рекрутера- психология, для менеджера по мотивации- экономика и т.п. HRD должен знать все. Этакий многорукий и многокрылый Херувим)))
2021-02-17 17:32 6
Екатерина Евдокимова
Коллеги, добрый день! Да, я сталкивалась с подобным восприятием. И не только в отношении HR. Более того часто у собеседников гуманитарий - это человек с более ограниченными интеллектуальными способностями. Этот стереотип так же стар, как спор "физиков и лириков". Да и еще оказался подкреплен ситуацией в образовании (когда на гуманитарные факультеты шли потому, что не могла поступить куда-то еще и параллельно с этим шел рост платных мест и падение самого уровня преподавания). И HR попали в этот поток тоже (их воспринимают как часть психологов, которые толпами шли из педагогических и прочих вузов). В маркетинге это называется стихийно сложившееся позиционирование. Я же в свою очередь считаю вообще не корректным деление на гуманитариев и математиков. Просто некоторым очень не повезло с учителями по математике и естественным наукам и проще было записать себя в гуманитариев, которые "не любят цифры". Говорю это как человек из семьи педагогов в 3-х поколениях...
2021-02-17 13:16 3
Уварова Елена
Надежда, доброго дня. Не слышала такого утверждения!)) Статистику не проводила, но знаю достаточно специалистов, которые не умеют и не любят "считать". Хотя быть фрилансером, предпринимателем не возможно без этого навыка, хотя бы для возможности проверки и контроля.
Я бы сформулировала иначе. Для отличной экспертизы в области HR без знаний психологии личности, межличностных отношений не обойтись.
HR - это совокупность стеков и скилов. Разность задач, профессий, уровня соискателей и заказчиков не позволяет быть узконаправленным.
Для меня было не достаточно математического и гуманитарного образования, добрала еще и психологическое + курсы управленцев и продаж. Мы должны уметь говорить на одном языке с людьми разных профессий и уровней.
2021-02-17 12:50 7
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Независимый HR-консультант. Digital-технологии, HR-brand, HR-аналитика.
Автор статей
Автор 5 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
180 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.