Лучше горькая правда или вечный поиск?

Коллеги, нужен совет. Ищем кандидатов на позицию РОПа с функционалом коммерческого директора. Это не первый подбор на позицию РОП для нас и мы знаем, что это из разряда «что не фотограф — тот диджей».

В итоге за месяц откликнулись более 1100 кандидатов, отсобеседованно лично по зум более 100 кандидатов из которых только 15 прошли первый этап который состоял из 2-х этапов (1 - блиц опрос для определения психотипа, 2 - разбор 2х управленческих кейсов)

Из менее чем 1.5% всех кандидатов руководитель выбрал и пригласил в офис 7-х, где с каждым провел часовую беседу и после отправлял им кейс, который нужно было решить.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

И что вы думаете? Где начали отпадать эти "несчастные 0.6%?

Как вы уже, вероятно, догадались — на этом самом домашнем задании, которое по задумке заказчика должно раскрыть тип мышления кандидатов и через это он будет понимать, как соискатель будет справляться с работой. По словам заказчика его эта домашка не должна занять более 4 часов работы.

Итог: 1 мало написал, 1 написал через ИИ, один сказал, что это не просто ДЗ а полноценный бизнес план, двое отказались так как приняли другой оффер.

Когда мы увидели закономерность слива и услышали, что это не просто ДЗ, а полноценный БП и он занимает более 4 часов, чтобы его решение могло удовлетворить заказчика, то мы начали напрямую задавать сложные, «душные» вопросы заказчику, где пытались узнать, что он сам ждет от кандидатов, как можно назвать то, что он отдает в виде ДЗ: бизнес-план или что-то другое?

В ответ мы ничего конкретного на эти вопросы так и не услышали, зато очень четко получали: что готовы отказаться от подбора, что кандидаты не из его сферы, что если кандидаты не готовы тратить время на ДЗ, то они ленивые и много многое другое.

Вопрос сообществу: что делаете в таких ситуациях? Говорите ли вы правду, чтобы вас услышали или пытаетесь ее скрыть, чтобы не потерять клиента и всегда оставаться "пушистыми" ?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Евгения Рыбинская
Оставаться "белым и пушистым" и подыгрывать Заказчику в тех местах, где он явно действует нерационально - значит поддерживать видимость взаимопонимания, а результаты при этом будут так себе.
По поводу этого д/з и описанной вами динамике в целом: как рекрутер и хедхантер, я ПРЕЖДЕ чем брать в работу вакансию (даже несложную) проговариваю с Заказчиком все этапы подбора, мы обсуждаем - какие этапы необходимы, как будем строить диалог с кандидатами, уместны ли тесты, задания на дом и т.п. И только в том случае, если в этом вопросе есть понимание и взаимность, я беру вакансию в работу. Потому что я хочу свою работу делать хорошо и честно) А если понимания нет - то на мой взгляд и браться не стоит...
2025-10-29 18:50 0
ОК-Консалтинг
Анастасия, Коллеги, всем доброго времени суток!
В посте есть два интересных момента.
1. Работодатель хотел чужими руками решить сложную задачу - раз.
2. В силу кросс-культурных и ментальных особенностей наших людей, задача изначально была провальной! Причины:
Нас учат, что правило постановки задач должно укладываться в абревиатуру SMART. Вот только SMART в России (да и на всём пост-советском пространстве) не работает и работать не будет никогда. Всё просто! Поставьте задачу немцу на 7 дней. Он будет выполнять её 7 дней и на седьмой день выполнит!
Поставьте задачу нашему на 7 дней. Когда он её будет выполнять? То-то.
Если бы Заказчик был хотя бы малость образован с позиции менеджмента (нашего), то он бы использовал технологию SMARTER (Е - энерджайзинг (привлекательные, воодушевляющие) и R - рекорд (записанные договорённости)
То есть, через четыре дня жду от Вас решения кейса! Результатом будет:
- приём на работу;
- выплата вознаграждения (если не будет приёма).
Договорились? Договорились! По рукам? По рукам! Подписываем офер!
Вот тогда бы - да!
Всем добра!
Павел и Артемий
2025-10-21 19:29 4
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Анастасия, добрый день!
А Вы с самого начала знали, что клиент будет проводить свой тест на 4 часа? Если да, и это домашнее задание было так дорого клиенту, я бы и начала с него - тогда бы не пришломь обрабатывать 1100 откликов. И Вы бы сразу получили статистику по количеству желающих - близкую к нулю. И уже с фактами на руках говорили с заказчиком.

Естественно, 4 часа мало кто будет вкладывать своего времени.
2025-10-13 18:04 3
Как я Вас понимаю! Я сама проходила подобные собеседования и задания. Со своей стороны, как РОП, могу сказать:
1. Я уже 5 лет работаю РОПом (удалëнно), выполняю функционал КД. Получила диплом о проф. переподготовке на КД. Почему ищут РОПов, которые выполняют функционал выше своей должности, но не хотят повышать до этой должности и платить больше?!
2. Я выполняла все задания, и меня выбирали собственники, но после таких проверок я сама отказывалась. Всë по той же причине, много требуют, а зп небольшая за мои компитенции.
3. Если что-то не устраивает, надо говорить и обсуждать с собственником, а не терпеть.
2025-10-07 00:45 4
Aлла Алфёрова
Коллеги, Добрый день!
Кто давно в Подборе по Проектной деятельности уверена, что сталкивались с подобными ситуациями!
Вопрос непростой: браться или не браться нам за такие Проекты с множеством этапов оценки. Однако то, что выявлять эти Этапы надо сразу -это однозначно так.
Давно работаю с одним Заказчиком и тут мне добавили еще вакансии Другие... и мы с заказчиком проскочили при Входе этап "сколько внутри у вас этапов" и теперь не совсем быстро закрываем вакансии)
Я для себя давно поняла: если не проговорить «горькую правду» прямо, то дальше будет только хуже. Клиент продолжит верить, что домашка на полдня «для галочки», кандидаты будут массово сливаться, а виноватым в итоге окажусь я.
Да, звучать душно и ставить заказчику вопросы в лоб неприятно. И они это не любят мягко говоря. Но если молчать...только хуже.
Из практики: обычно я стараюсь перевести разговор на язык цифр. «Смотрите, у нас 1100 откликов, из них осталось 7 живых, после вашего ДЗ осталось 0. Вы хотите, чтобы мы продолжали варить борщ из пустой кастрюли?)» Тут уже даже самый упёртый руководитель начинает чесать затылок. Правду скрывать от Заказчика точно не стоит, потому что скрывать её — это как пытаться спрятать слона под ковриком) Все равно умный заказчик увидит!
А если и после этого клиент стоит на своём — я просто задаю себе честный вопрос: «А хочу ли я продолжать играть в этот театр одного актёра?» Иногда лучше уйти с достоинством, чем потом разгребать кучу недовольства от всех сторон. Однако здесь вопрос ...предоплаты/договоренностей с Заказчиком на этапе входа. Но это ...отдельная важная тема.

2025-10-02 13:11 8
Оксана Ермакова
Анастасия, добрый день!
Я всегда выбираю честность. Если вижу, что кандидаты массово «сыпятся» на одном и том же этапе, говорю заказчику напрямую. Да, это риск потерять клиента, но если молчать — провал всё равно будет, только ответственность окажется на нас.

Обычно показываю факты: где именно кандидаты уходят, почему задание воспринимается как бизнес-план, а не как «короткая домашка». И предлагаю варианты — сократить тест, разбить его, оплачивать объёмные задачи. Так остаёшься не «недовольным подрядчиком», а партнёром, который помогает реально закрыть позицию.
2025-09-30 13:49 4
Елена Берилло
Анастасия, интересный кейс, спасибо, что поделились!!!
Я за «горькую правду», но в конструктивной форме. Если требования заказчика фактически «ломают» воронку и превращают кандидатов в фантомов, то лучше честно показать цифры: где именно и почему отваливаются люди. Это не про «пушистость», а про партнёрство. Клиенту важно не только отстоять своё видение, но и получить результат, а без обратной связи это невозможно.
2025-09-30 11:49 4
Виталий Новиков
А я думаю, что странная ситуация. С одной стороны, сложно руководителю найти работу и, по идее, должен быть согласен заполнить задание, пусть даже длинное. Но 4 часа на задание - ту мач. И столько этапов отбора в сегодняшнем мире тоже, я боюсь, не реально реализовать. Вы проделали какую-то безумную работу, снимаю шляпу.
Но люди очень сильно поменялись. Если кандидат без работы - тогда он еще может выполнить задание. А вот если у него есть работа - то все, хана. Не станет.

Поэтому, совершенствуем обращение ко вселенной и навыки оценки после собеседования и тестов.

А мне надо директора по закупкам трудоустроить в СПб. Вот такая задача)))
2025-09-29 16:55 3
Алексеева Галина
Добрый день, Анастасия. Хороший, сложный кейс. Работа проделана большая, а выхлопа - нет. В подобных ситуациях всегда говорю правду. На этапе заключения договора, обсуждая профиль кандидата, задачи, которые он должен будет решать, стратегические цели компании, проблемы и т.д., уже становится понятен профиль самого заказчика и его видение ситуации, ожидания. Если понимаю, что реальность далека от картинки, которую нарисовал себе клиент, уже на этом этапе говорю правду и аргументирую свою позицию. Предлагаю варианты. В случае, когда клиент не готов слышать - не беру заказ.
Так же важно еще до заключения договора проговаривать ТЗ, что оно из себя представляет, какие критерии оценки будут со стороны заказчика (как и чем будет мерить результат), сколько времени займет выполнение ТЗ, и фиксировать все договоренности в заявке на подбор.
2025-09-26 15:50 4
Константинова Инна
Анастасия, спасибо, что подняли столь важную тему.

Я за то, чтобы говорить правду, потому что это фундамент доверия между нами, как экспертами, и нашими заказчиками. Именно за экспертным мнением и аналитикой они и обращаются к нам.

Позиция РОПа с функционалом коммерческого директора - это сама по себе нестандартная задача. Если бы у кандидата был полный набор необходимых компетенций, он бы, скорее всего, претендовал сразу на должность коммерческого директора. А выполнение объемного, четырехчасового задания - это тест на высокую мотивацию, которую демонстрируют далеко не все. Поэтому при таком большом количестве соискателей на входе до финала доходят единицы.

В таких ситуациях важно четко определить: готовы ли мы инвестировать свое время в процесс, где конечный результат под вопросом, или же стоит сосредоточиться на тех заказчиках, чья цель - максимально эффективное решение задачи, основанное на нашей профессиональной оценке.
2025-09-26 12:56 3
Сергей Лосев
Добрый день! Я за то, чтобы говорить правду-для меня это показатель экспертизы. Пусть иногда она звучит жёстко, но это честнее и для заказчика, и для нас самих. В описанном кейсе проблема не в кандидатах, а в требованиях заказчика: если «домашнее задание» превращается в полноценный бизнес-план на 4+ часов, это уже не проверка, а бесплатная работа. И любой сильный кандидат, который ценит своё время, скорее всего откажется.

В таких случаях я прямо проговариваю: «Ваш процесс отбора не соотносится с реальностью рынка. С такими условиями вы сами отталкиваете тех самых сильных кандидатов, за которыми охотитесь. Если вы ждёте от РОПа уровень коммерческого директора, нужно быть готовыми и к другому уровню поиска и условий».

У меня простое правило: если заказчик не готов корректировать процесс и слышать обратную связь, значит, у нас разные ценности. Лучше отказаться на берегу, чем втянуться в проект, где изначально очевидно — результата не будет, а виноватым сделают рекрутера.

Я считаю, что профессионализм как раз и проявляется в умении вовремя поставить границу. Это не потеря клиента, это экономия ресурсов на более адекватные и перспективные проекты.
2025-09-25 15:40 5
Ольга Разживина
Анастасия, добрый день!
Думаю, лучше горькая правда, но в конструктивном формате.
В любом случае, если вакансия долго не закрывается, белыми и пушистыми не останетесь :(.
У меня были подобные кейсы — я писала заказчику, как есть. Результат:
- продолжали работать по моему предложению;
- один раз прекратили сотрудничество, но где-то через месяц мне отправили резюме, чтобы я посмотрела, насколько актуальны они еще или нет — это, конечно, субъективное мнение, но мне бы по таким резюме был бы отказ :). Я почувствовала облегчение, хотя заказ и потеряла, а заказчик, видимо, расширил поиск по хард-скиллам и, наверное, закрыл вакансию.
2025-09-25 14:26 3
Лариса Романенко
Анастасия, вы проделали огромную работу! Невероятная воронка и впечатляющие результаты работы команды. Тем горше будет правда…
Я не рекрутер, но у меня этот опыт, разумеется, есть в бэкграунде - в качестве HR-generelist’а в найме. И я увидела сходство в описании вашего заказчика и моего тогдашнего генерального директора.
Он очень любил круговерть кандидатов перед глазами, перебирал и отсеивал. И когда моими невероятными стараниями кандидаты заполняли вакансии в штатном расписании и подбор затухал, он спрашивал: «А что это у нас давно не было собеседований? Давайте срочно кого-то нанимать, чтобы всегда было движение».
Так и ваш заказчик говорит не только про домашнее задание, которое отсеивает финалистов, но и про «много многое другое».
Если это тот же типаж, для которого важен постоянный поток кандидатов перед глазами (уж неважно, по какой причине - повышение чувства собственной значимости и значимости своей компании, непонимание рынка труда и психологии кандидатов. ожидание чуда в виде идеального РОПа, т.д.), то это будет действительно вечный поиск.
Тяжелое решение, но, наверное, его надо сделать.
2025-09-25 14:20 4
Мария Волкова
Добрый день! Я очень понимаю вашу боль. Подбор РОПа или коммерческого директора — это всегда квест. Люди этого уровня обычно уже заняты в проектах, они ценят своё время и не готовы «писать дипломную работу» ради возможности пройти дальше. Поэтому, когда домашка превращается в полноценный бизнес-план, кандидат справедливо воспринимает это как бесплатную консультацию.

Что я вижу:
• Если задание реально занимает 6–8 часов, а заказчик называет это «пара часов», то происходит сильный разрыв в ожиданиях. И в глазах кандидата это сразу сигнал: «в компании не умеют считать ресурсы».
• Уровень кандидатов здесь выше среднего, они привыкли к взаимному уважению. Для них нормально показать свой подход на небольшом кейсе или в диалоге, но не «вкалывать на будущее место» бесплатно.
• Когда клиент начинает говорить, что «кандидаты ленивые», он на самом деле перекладывает ответственность. Но именно здесь и проявляется роль рекрутёра — не просто поставщика резюме, а партнёра, который понимает рынок лучше.

Что делать? Я всегда стараюсь говорить правду, только не в лоб. Вместо: «Ваше ДЗ слишком большое», — лучше сказать:
«По нашей статистике, 70% кандидатов уровня РОП отказываются от заданий дольше 3 часов. Если задание остаётся в нынешнем виде, вы рискуете терять сильных людей. Давайте подумаем, как это упростить или, если хотите сохранить объём, как сделать его оплачиваемым».

Таким образом вы не спорите, а показываете риски и предлагаете варианты. В итоге у заказчика появляется выбор, а у вас — позиция эксперта.

И да, иногда честнее отказаться от клиента, чем бесконечно “подгонять” кандидатов под неподъёмные тесты. Это тоже часть профессионализма — уметь сказать: «так не работает».
2025-09-25 12:53 4
Александра Смагина
Анастасия, добрый день. Ситуация типичная: задание перегружено и отпугивает даже сильных кандидатов. Ваша задача — аккуратно донести до заказчика, что такой формат срезает не «лентяев», а именно тех, кто ценит себя и востребован. Это и есть обратная связь рынка. Можно, конечно, перенести какую-то часть задания на «после оффера»... Да, заказчику неприятно слышать, что проблема в нём, но без этой правды поиск будет бесконечным.
2025-09-25 12:08 3
Ренар Хабибуллин
Добрый день, Анастасия!
Давайте по порядку:
1. Ищем кандидатов на позицию РОПа с функционалом коммерческого директора.
Вот этот момент я бы еще раз обсудил с заказчиком. По оргструктуре РОП - это подчиненный коммерческого директора. У них совершенно разные роли, зоны ответственности и, соотвественно, мотивация. Главное - у них совершенно разная стоимость на рынке. РОП - это больше операционная деятельность, а коммерческий директор - стратегическая деятельность.
2. Отсюда будет следовать какое тестовое задание вы совместно с заказчиком утвердите для кандидатов. Для тестирования РОПа или коммерческого директора? К сожалению вы в своем вопросе не опубликовали краткое содержание Домашнего задания от заказчика. Но могу предположить, что оно включает в себя определения навыков и для коммерческого директора тоже. Не только для РОПа?
3. Отсюда и образовалось узкое горлышко в системе найма РОПа: тестовое задание для коммерческого директора оказывается слишком сложным, объёмным и так далее для кандидатов РОПов. Потому как коммерческий директор в качестве стратега обязан уметь составлять планы по продвижению новых продуктов, расширения географии охвата рынка, здесь же и продажи, и маркетинговые стратегии. Естественно для РОПа - это тестирование кажется сложным. А просить коммерческого директора составить стратегический план, его видение развития компании и какие шаги он готов предпринять - это нормальное требование от заказчика.

Резюмируем: для решения задачи необходимо с заказчиком согласовать по пункту 1, чтобы ваша дорожная карта совпадала с его видением данной роли в компании.
2025-09-25 10:49 4
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Анастасия!

Как мы вас понимаем, но если честно, в таких ситуациях будет лучше и объективнее горькая правда, разумеется, в максимально конструктивной упаковке. Все потому, что если не озвучить заказчику реальную причину слива кандидатов, то подбор превратится в бесконечный поиск сказочного единорога, которого попросту не существует в заданных условиях. Тут важно не спорить, а перевести разговор в плоскость фактов и последствий: показать статистику откликов, этапов, отказов, сослаться на рынок и конкуренцию за таких специалистов. Постараться найти решение или альтернативу, как вариант предложить сократить объем ДЗ либо разбить его на части, вынести в оплачиваемый тестовый проект или дать возможность выполнить его после оффера. Если же клиент все равно держится за свое, то, как бы то ни было, нужно честно решить для себя, готовы ли вы продолжать подбор при таких вводных. Иногда сохранить отношения можно и даже нужно, но только если обе стороны видят реальность, а не какую-то иллюзию.
2025-09-24 19:01 11
Александр Крымов
Дорогая Анастасия, шикарный вопрос! И художественно оформленный, что приятно.
Меня смущает: "Ищем кандидатов на позицию РОПа с функционалом коммерческого директора". То есть, в компании есть Отдел продаж, а достойного кандидата на РОПа нет? Это нормально: у них разный функционал и разная психология. Сейлзы - каждый за себя, а РОПу надо другими руководить. Я это проходил.
Если новый РОП начинал руководить, его быстренько съедали подчинённые.
Последний, кто удержался целые полгода, просто сидел к отделу продаж спиной и что-то ковырял на компе. Никому не мешал.
Ещё не понял, что значит "что не фотограф — тот диджей". Поясните. Возможно не только я отстал от жизни.
Ещё вопрос: чем занимается компания? Судя по всему, какой-то супер-бизнес, про который никто ничего не знает, но все хотят. Иначе не было бы 1100 соискателей. Явно, не кошачьи корма.
Руководитель - кто? Директор наёмный, или владелец бизнеса? Судя по разборчивости, человек настрадавшийся в жизни, возможно, сменил уже не одного РОПа, и теперь дующий на воду.
В общем, абсолютно типовая ситуация. Сочувствую и понимаю.
Если не сложно и не Гостайна: напишите кейс, который отправляли соискателям. Очень интересно! Не менее, чем ваш вопрос.
ЗЫ
Заказчики вроде вашего страдают часто синдромом цыгана.
Сидит такой в кибитке, думает: дети все какие-то грязные... То ли этих отмыть, то ли новых наделать?
И не подозревает, что в других кибитках сидят такие же, и думают то же самое.
Отмывать никто не хочет. Одна надежда: мои все грязные, а в чужих кибитках могут найтись чистые...
Вот так и идёт обмен одних РОПов (и не только) на чужих, таких же грязных.
Удачи!



2025-09-24 19:01 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Собираю результативные команды⚡Помогаю выбрать карьерный путь
PRO В топ 10 Автор статей Спецзаказы
Стаж работы Более 10 лет
Отзывов от клиентов 36
Публикаций 26
Рейтинг в профразделах
Оценка 7 место
KPI 16 место
Подбор 16 место
Рейтинг в номинациях
Мастер лидов 4 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
240 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.