Кредитный рейтинг сотрудника как критерий доверия и развития его карьеры

Коллеги, приветствую. Многие из нас пользовались услугами банков в качестве заемщиков. Мы имеем кредитные карты, пользовались потребительскими или автокредитами, брали ипотеку.
Банки передают информацию о наших кредитных историях в Бюро кредитных историй.
На основе данной информации формируется кредитный рейтинг каждого из нас. 
Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Во многих компаниях набирает обороты тренд на доступ к информации о кредитных рейтингах сотрудников в компаниях. Считается, что если у сотрудника хорошая кредитная история,  то сотруднику можно доверять, на него можно положиться, ему можно рассчитывать на развитие карьеры.

В 2023 году специалисты НБКИ обратили внимание на заметный рост запросов кредитных историй работодателями с целью "Прием на работу". 
Данные запросы имеют правовые основы для запросов кредитных историй соискателей и работников (Закон это позволяет, но только с согласия самого человека).
Складывается практика использования кредитных историй в противодействии должностных преступлений сотрудников, несущих материальную ответственность. Как тренд определяется практика использования кредитных историй и Персонального кредитного рейтинга для ранжирования сотрудников и определения их потенциала, в том числе, и в карьерном росте.

Последний пункт особенно важен, так как именно такой рейтинг отражает ответственность человека, так необходимую любому работодателю от перспективных кадров.

Сталккивались ли вы с использованием подобного подхода при найме сотрудников на работу и при определении его дальнейшего карьерного развития?

Что вы думаете о данном тренде работы с персоналом?  

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Ирина Юрьевна
Добрый день, Елена, коллеги!
Понятно желание работодателя лишний раз обезопасить себя от потенциально ненадежных сотрудников либо получить дополнительный инструмент управления обремененным кредитом сотрудником.
Многие компании и раньше включали в стандартные анкеты при приеме на работу вопрос о наличии у сотрудника кредитов и просрочек по ним.

Вопрос в том, что кредитный рейтинг - не самый надежный показатель, даже если оставить за скобками законность и оправданность таких запросов.
Во-первых, держатели рейтингов ограничивают данные последними несколькими годами, кажется, семь лет, что может показать или неоправданно оптимистичный либо неоправданно пессимистичный прогноз. Например, кредитная история складывалась всегда хорошо, но за последний год-два случились какие-то провалы, или наоборот.
Во-вторых, даже с самыми ответственными людьми могут случаться непредвиденные и независящие от них обстоятельства, которые не позволяют выполнить свои обязательства, необязательно болезнь или пожар.
Пример, случай с одним моим знакомым. Он взял достаточно серьезный кредит на себя лично для участия в одном бизнес-проекте, договаривался с собственником напрямую, тот внезапно умер - частая сегодня история, легочный тромб. Компания, которая, как это бывает, держалась на одном человеке-основателе, начала шататься и в итоге закрылась, кредит остался. Кто виноват? Никто.
Наконец, действительно, в кредитных историях могут оказаться самые разные и неожиданные записи., включая технические ошибки.
Вопрос. Может ли работник запросить кредитный рейтинг работодателя?
2024-04-21 17:14 0
Дробах Елена
Ольга, добрый день.
Благодарю Вас за комментарий и "живой" пример того, как кредитный рейтинг лишил работодателя сотрудника, а сотрудника хорошей работы.
При этом, все как в поговорке "ложечки нашлись, а осадочек остался".
Несмотря на выявленную ошибку, сотруднику отказали...
Никто не отменял ошибок, задвоения или искажения данных.
Специалисты потому и рекомендуют не менее 1 раза в год интересоваться своей кредитной историей, чтобы понимать, как она складывается.
Тем более, что этот 1 раз законодательно обоснован, как бесплатная услуга от Бюро кредитных историй.
2024-04-04 22:35 0
Дробах Елена
Елена, добрый день.
Благодарю Вас за комментарий.
Конечно, тема спорная))
А иначе зачем ее размещать?)
Есть мнение,что подобные критерии ведут нас к социальному рейтингу и формируют социально ожидаемое поведение. Мы еще, конечно, не в Китае. Но уже на пути к нему.
Еще есть мнение, что контроль за подобными рейтингами со стороны работодателя формирует ответственность сотрудников и активизирует их высокую дисциплинированность.
2024-04-04 22:30 0
Ольга Енютина
Очень интересная история произошла с моим клиентом на днях (DevOps). Прошел все этапы собеседования, и на проверке СБ - пришел отказ. Все в шоке. Обратился к HR за разъяснением, HR ответила по телефону, что СБ проверила и по запросу фамилии, оказалось, что якобы кандидат находится в списке ТОП 100 граждан РФ, которым отказывают в кредите по причине плохой кредитной истории. Сплошное недоумение, потому что кандидат белый и пушистый, ипотеку регулярно выплачивает. Запросили выписку из Бюро Кредитных Историй - все ОК, отличный рейтинг. Однако, никого это не переубедило... Вот такая странная история, туманная и неоднозначная, однако из первых рук.
2024-04-04 12:02 0
Воропаева Ольга
Елена, неоднозначный вопрос. Действительно, важно помнить про соблюдение конфиденциальности информации и соблюдении закона о защите персональных данных. С другой, на мой взгляд, чем больше разносторонней информации мы имеем о человеке, тем более объемным мы получаем портрет его личности, тем более точными могут быть принимаемые кадровые решения.
Но здесь, нужно понимать, что нельзя судить только по одному любому факту о жизни человека. Так, и только на основании кредитной истории, нельзя утверждать, что человек надежен или нет, не учитывая других обстоятельств жизни.
2024-04-03 16:27 1
Уварова Елена
Приветствую, Елена, коллеги.
Спорная тема)))) На моей практике встречались и те, кто считают, что информация о кредитной истории может быть важным элементом при принятии решения о найме сотрудника или его продвижении по карьерной лестнице. Мол, хорошая кредитная история свидетельствует о финансовой ответственности и надежности сотрудника.
И те, кто опасается относительно конфиденциальности информации. Подобные практики могут привести к её нарушению и создать негативное восприятие у сотрудников. Кроме того, решение о принятии на работу или продвижении сотрудника должно базироваться на профессиональных навыках и качествах, а не только на данных о кредитной истории.
Права человека на конфиденциальность личной информации никто не отменял. Тем более, кредитная история не всегда отражает все аспекты личности человека и его профессиональных качеств.
На мой взгляд, нужен баланс, привязка к должности и объективная оправданность использования.
2024-04-02 18:29 1
Дробах Елена
Мария, здравствуйте.
Благодарю Вас за высказанное мнение.
Относительно исследований и наличия корреляции - думаю,что их точно нет. Или нет в должном виде,чтобы обосновать использование подобных личных данных кандидатов и сотрудников.
Видимо, СБ компаний искали какие-то новые критерии для проверки кандидатов, и нашли.
При этом, кандидат вынужден давать согласие на получение этой информации потенциальным работодателем. Особенно, если очень заинтересован в этой работе.
2024-04-01 23:29 2
Мария Алексашина
Коллеги, Елена, всем бодрого дня!

"Как тренд определяется практика использования кредитных историй и Персонального кредитного рейтинга для ранжирования сотрудников и определения их потенциала, в том числе, и в карьерном росте."

Для подобного вывода необходимо видеть наличие корреляции между "персональным кредитным рейтингом и потенциалом кандидата в карьерном росте".
Полагаю, что исследований на данную тему нет, а, если это действительно так, то запрос информации о кредитной истории специалиста может быть уместен или оправдан лишь в случае, когда кандидат претендует на должность CFO, бухгалтера или другие должности, связанные с регулированием и распределением финансовых потоков в компаниях.

Наличие хорошего кредитного рейтинга, может говорить об исполнительности и "прилежности", которая необходима при выполнении директивных поручений на линейных позициях. В меньшей степени, хороший кредитный рейтинг будет говорить об ответственности, т.к. все случаи кредитной истории индивидуальны, а рассматривать каждый случай в отдельности - огромный пласт работы, которую оценивать некому в нанимающей компании.

Относительно "финансовых" позиций дополню: есть отличная практика проверки СБ и полиграф, которых более чем достаточно, поскольку картина будет более полноценная, чем только проверка кредитной истории.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Мари.
2024-04-01 18:04 1
Дробах Елена
Коллеги, предлагаю придерживаться уважительного тона в комментариях, прошу не переходить на личность комментирующих и не давать негативную оценку их знаниям и опыту.
2024-03-29 21:06 1
Китаева Анастасия
Добрый день!

Отвечаю Татьяне: не ожидала получить от Вас оценку моих знаний законодательства и не нуждаюсь в ней.

Работодатели прекрасно умеют отказывать кандидатам по законным причинам, независимо от того, что на самом деле является причиной отказа.

Кандидаты, которые хотят трудоустроиться в компанию, добровольно предоставляют согласие на сбор такой информации.
2024-03-29 18:32 2
Валерия Давыдова
Всем добрый день.
С моей точки зрения это 100501 способ доковыряться до человека. Похоже на очередной маразм СБ.
Ну как можно строить выводы относистельно доверия и перспектив развития человека от факта, задерживал он(а) платежи по кредиту или нет. Большое количество фактов могут привести к задержке оплаты, это жизнь... и на этом факте уж точно нельзя определяться, доверяем ли мы этому человеку/повышаем его или развиваем или нет. Из личного опыта знаю человека - очень умного, опытного и невероятно ответственного у которого были задержки по платежам. и это было далеко не от нерадивости, а связано с жизненными сложностями. С ужасом представляю, если на этом основании на человеке поставили бы "крест" по доверию и развитию... В личной практике подобрых запросов не встречала, и очень этому факту рада.
2024-03-29 15:57 3
Татьяна
Отвечаю Китаевой Анастасии: Вы поставили на одну черту долг по кредиту и судимость. Это более, чем странно. Лично сталкивалась с людьми, у которых были долги по причинам: 1. попал в аварию, длительный больничный, платить нечем 2. работодатель больше 2 месяцев не платит зарплату. 3. сотрудников отправили в неоплачиваемой отпуск на 3 месяца, денег нет (в пандемию). 4. компания обанкротилась, выплат сотрудникам нет, работу человек не успел найти. Ну и т.д.
Вы, видимо, не очень сильны в Законодательстве, иначе бы вы знали, какие документы работодатель имеет право запрашивать у работника. И какие категории сотрудников какие справки обязаны предоставлять.
2024-03-29 13:05 3
Дробах Елена
Анастасия, добрый день.
Благодарю Вас за комментарий.
Конечно, есть компании, которые изучают своих кандидатов и сотрудников с разных сторон, в том числе через скоринг и рейтинги. Но получить доступ к этой информации, не нарушая закон, можно только с согласия кандидата/сотрудника А если кандидат такого согласия не давал? Ему сразу отказывают? Что произойдет с сотрудником, который не дал или отозвал такое согласие?
2024-03-29 12:27 1
Китаева Анастасия
Коллеги, добрый вечер!
Удивлена многими ответами про то, что нужно проверять только тех, кто имеет доступ к деньгам компании и ТМЦ.
Моя практика работы с крупным бизнесом показывает, что долги по кредитам, судимости, состояние на учете по психическим заболеваниям, зависимостям проверяют у всех нанимаемых сотрудников.
Сейчас есть скоринговые системы, позволяющие получить эти данные за несколько минут.
Любых операторов колл-центра, грузчиков прогоняют через скоринг, не говоря уже о более ответственных должностях.
При наличии долгов по кредитам не всегда принимается отрицательное решение по кандидату, вопрос уже в размере, регулярности появления задолженнностей.

2024-03-28 22:17 1
Дробах Елена
Добрый день, Юлия! Не секрет, что многие работодатели используют при подборе кандидатов гороскопы, карты таро, группу крови и много чего еще. Отличие всех перечисленных критериев от кредитного рейтинга, рейтинг имеет формулу для расчета).
Благодарю за Ваш комментарий!
2024-03-28 21:58 1
Дробах Елена
Инесса, здравствуйте. Всегда интересно читать Ваши аргументированные комментарии, основанные на нестандартном взгляде на предмет обсуждения.
Благодарю за глубину комментария!
2024-03-28 21:56 2
Дробах Елена
Татьяна, добрый день. Благодарю Вас за столь обоснованное мнение.
На самом деле, наличие кредитов в большом количестве может быть как мотивирующей, так и демотивирующей составляющей в жизни сотрудника. Мне кажется очень важным моментом цель взятия кредитов. Для поездки в отпуск и поход в казино -это одна сторона. Для лечения близкого человека или помощи в семье - это другое. Иногда лечение родственников происходит за счет кредитных денег, которые возвращаются после в очень длительные сроки.
2024-03-28 21:54 1
Дробах Елена
Добрый день,Влад. Благодарю Вас за комментарий и предоставленное мнение по обсуждаемой теме.
2024-03-28 21:49 1
Наталия Сухарева
Добрый день, Елена,

если сотрудник материально ответственное лицо, то наверное это имеет какой-то смысл. Например, кассир с большой кредитной нагрузкой и просрочкой по выплатам может соблазниться запустить руку в кассу (а может и нет).
Для прочих должностей, на мой взгляд, такая оценка чуть более эффективна, чем гадание на картах таро.
2024-03-28 15:00 2
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Всем привет!
На мой взгляд, кредитная история - это почти как знак Зодиака. Если тебе кандидат не подходит, то все будет не так - и когда родился, и какого цвета костюм, и сколько денег кому должен и т.д.

А когда кандидат попадает в точку по техническим и личностным качествам - не думаю, что кто-то будет копаться в его кредитной истории.

Мало ли на свете миллиардеров с долгами в прошлом! А сейчас они успешные люди. Да и стран-должников большинство. И ничего, для некоторых они ялвяются прямо бизнес ориентиром :-)))
2024-03-28 12:05 4
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Елена, коллеги!
Интересная тема, спасибо.
Лично я считаю, что "при определении дальнейшего карьерного развития сотрудника"--- единственным фактором являются: мотивация, квалификация, знания, умения, навыки, таланты самого сотрудника.
+ И это аксиома. А аксиомы, как известно, не требуют доказателств.
- Если мы всерьёз хотим ограничивать карьерное развитие сотрудника по причине его небезупречной кредитной истории, то страшно подумать к чему мы докатимся.
Тогда зачем мелочиться....)))) чип вживить и постоить ему маршут "работа-дом-работа".
+ Эффектина проверка кредитной истории для следующих категорий персонала:
* материально-ответственные лица,
* лица, имеющие доступ к ТМЦ
* лица с доступом к коммерческой тайне компании.
Работодатель запрашивает у работника информацию о кредитах с целью профилактики возможных финансовых преступлений.
---А что на эту тему предусмотрено в законодательстве:
"Работодатель может проверить кредитную историю сотрудника. Право на проверку работодателем кредитной истории закреплено за ним российским законодательством. А именно: поправками в федеральный закон №218-ФЗ «О кредитных историях», вступившим в силу 1 июля 2014 года. С этого времени любое юридическое лицо может получить отчет из бюро кредитных историй. И на своего контрагента (другое юридическое лицо), и на сотрудника (физическое лицо). Правда, и в том, и в другом случае компания обязана получить письменное согласие проверяемого. Без ведома сотрудника (соискателя) законно получить кредитную историю невозможно."
С уважением, Инесса Шелест
2024-03-28 11:41 1
Татьяна Лопатина
Добрый день!
Очень интересная дискуссия.
работе часто сталкивалась с тем, что представители отделов проверяющих кандидатов на предмет безопасности и в том числе и кредитов, перебарщивали в своих рецензиях. Сталкивалась с тем, что мои коллеги попросту отказывали в приеме на работу по причине наличия большого количества кредитных карт, задолженностей и т.д. И это на фоне тяжелого рынка подбора персонала. Да и сами кандидаты то и шли за работой, чтобы рассчитаться с долгами. Но, вот просто отказывали и все. и под предлогом того, что так минимизируются риски по дальнейшему увольнения сотрудника или неответственного его отношения к работе. Для меня это бред чистой воды. Притянутая за уши история. Встречала много людей, кто получили уже кредитную амнистию и списали сови долги - молодцы, конечно, но от этого они ответственнее не стали на мой взгляд и с ними возможны аналогичные риски, как в первом случае.
Я придерживаюсь того, что человеку надо давать шанс на работу, на развитие карьеры. Но, если банки начинают надавливать через работодателя , то я лично предлагала сотруднику либо решить вопрос с банком, либо уйти с работы.
Вывод от меня: во всем нужна мера, но использовать финансовые проблемы кандидата или сотрудника как козырь к его работе не приемлемо.
2024-03-28 09:43 3
Влад Яковлев
Здравствуйте, Елена!

На мой взгляд, нет никакой, ну или почти никакой взаимосвязи между кредитной историей человека, и его карьерой. Я могу исправно платить по своим обязательствам, и это никак не мешает моей некомпетентности в вопросах должностных обязанностей. Не знаю, кто это придумал, и пока не слышал, об этом явлении как о тренде, но если это так, то становится немного страшно за людей, которые работают в окружении лиц, руководствующихся такими теориями.
2024-03-28 09:24 1
Дробах Елена
Инна, во многом с вами согласна. Благодарю за комментарий. Мне кажется, что владение финансовой или иной личной информацией работодателем, может стать инструментом для манипулирования сотрудниками. И, да, кредит, оформленный на другое лицо, отражается на чужом рейтинге и не может быть учтен в отношении того, кто этот кредит платит на самом деле.
2024-03-27 22:49 1
Дробах Елена
Анастасия, благодарю за комментарий.
Чем дальше развиваются технологии, тем больше всюду наши следы. И не все отследишь, к сожалению.
А как вы считаете, что будет, если кандидат на позицию в компанию не даст своего согласия на доступ к личной финансовой или иной информации. У него может быть закрытый профиль в соцсетях, например.Станет ли ли это критерием его "отсева"?
2024-03-27 22:45 2
Инна Данилова
"Складывается практика использования кредитных историй в противодействии должностных преступлений сотрудников, несущих материальную ответственность".
Совершенно верная практика, а также запрос через "друзей" в полицию. Иначе это "кот в мешке".
Но не забудьте, что кредиты могут быть оформлены и на другого человека, данные которого вы никак не запросите (жена, мать и так далее).
"Подобные случаи не редкость и могут привести к финансовым трудностям, которые не должны автоматически ставить крест на карьерных перспективах человека"
Мы пережили сложные финансовые времена в карантин. Многие в это время столкнулись с проблемами с доходом, бизнесом, работой и, как следствие, с выплатой по кредитам. Если проблемы возникли в тот страшный период, делать выводы сложно.
Также нужно учесть, что работодатели ищут способ привязать к себе сотрудника и просроченные, проблемные кредиты могут быть, с другой стороны, способом давления на человека, удержания его на должности, способом перегрузить его.
Сложный и неоднозначный вопрос.
2024-03-27 21:28 3
Китаева Анастасия
Добрый день!
Я имею большой опыт подбора в финансовый и другие сектора, хочу сказать, что с использованием данных БКИ при анализе кандидатов сталкиваюсь регулярно, этот фактор анализируется наравне с другими источниками данных - социальные сети и др.
Сейчас каждый человек непрерывно оставляет свой цифровой след везде, эти данные будут еще шире использоваться в том числе для принятия решения о наймах и других HR процессах.
2024-03-27 18:41 1
Дробах Елена
Галина, здравствуйте.
Благодарю вас за обоснованное мнение по данному вопросу.
Меня в данной ситуации волнует еще один аспект:
Готовы ли сотрудники дать работодателю/заказчику разрешение на доступ к такой информации, как кредитный рейтинг?
Насколько информация о личных финансах сотрудников должна быть доступна работодателю, на ваш взгляд?
2024-03-27 11:00 2
Алексеева Галина
Добрый день, Елена.
Мне встречались случаи, когда компании обращали внимание на кредитную историю кандидатов, особенно для позиций, связанных с финансовой ответственностью. Думаю, что как дополнение к общей картине по кандидату такая информация полезна, но делать свои выводы, основываясь только на ней, неправильно. Кредитная история может быть испорчена по разным причинам, не всегда отражающим недостаток ответственности. Например, человек заболел или потерял работу. Подобные случаи не редкость и могут привести к финансовым трудностям, которые не должны автоматически ставить крест на карьерных перспективах человека. На мой взгляд использование кредитных историй может быть одним из элементов системы оценки, но его применение должно быть обоснованным, прозрачным и справедливым.
2024-03-27 09:04 5
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Консультирование по вопросам коммерч. деятельности и управления, тренинги
Автор статей
Автор 11 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
219 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.