Гарантия замены кандидата, которая зависит не только от нас - можно ли ее обещать заказчику?

Добрый день, коллеги! Я новичок на сайте, но давно и довольно успешно занимаюсь подбором персонала частным образом. Обычно все мы обещаем гарантию замены клиенту, указываем это в договоре и т.д. Это стандарт рынка и клиенту это важно. У меня замены бывают редко и, как правило, я с ними довольно быстро справляюсь. Часто слышу от клиентов, что не всегда коллеги замены делают, да еще и в срок, да еще и старательно подбирая кандидатов. В лучшем случае покажут 4-5 кандидатов и пропадают. Отсюда главное недовольство услугами рекрутеров на рынке. Раньше я как-то не понимала этого, раз пообещал - значит сделай, что тут сложного.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Но недавно столкнулась с ситуацией, когда в рамках замены заказчик три месяца выбирал, боясь ошибиться, настаивая на очень сложных требованиях и так и не выбрал никого, хотя претензий ко мне никаких не предъявлял, понимал, что поиск сложный. Мы и аналитику рынка смотрели и пробовали требования менять - ничто не помогло, постоянно что-то не нравилось. В конце концов стало понятно, что требования не так важны, как личные качества, которых клиент все не видит в кандидате.

К этому моменту в рамках замены мною было показано 24 кандидата за 2,5 месяца! Поскольку оплата была 20 000 рублей за этот подбор и совокупно я проектом занималась 3,5 месяца (1 месяц подбора + 2,5 месяца замены), я предложила клиенту пересмотреть условия моей оплаты, чтобы помочь ему закончить подбор и показать еще партию по новым требованиям. Объяснила это тем, что подбор оказался сложный, цена этого не учитывает и я в убытке, занимаясь этим так долго. Но и что требования изменились - фактически для меня это новая заявка и новый подбор.  Но клиент обвинил меня в том, что я не хочу выполнять свои обязательства, что он потерял деньги и время и стал требовать, чтобы я закончила работу и далее угрозы..  Его тоже можно понять - он заплатил, промучился 3,5 месяца, а работника так и не получил.

По сути, правда в том, что мы не всегда можем гарантировать замену заказчику. Ведь прием на работу - это результат, который не зависит только от нас. На практике от нас зависит объем показанных кандидатов, которые соответствуют требованиям заказчика. Но ведь даже если объем и требования есть - заказчик волен не принять положительного решения! Не можем же мы работать бесплатно в этом случае и показывать кандидатов бесконечно! Ведь может же быть такое, что клиенту просто не нужен работник и он просто смотрит рынок. Должна же быть какая-то защита исполнителя.

С другой стороны - фиксировать количество показанных кандидатов в договоре в рамках замены (ну скажем, не больше 10-ти) - это не клиентоориентированно и точно отпугнет клиента. Пытаться говорить с ним об этом в начале - значит выглядеть обиженным на жизнь параноиком и не получить заказ. Как быть? Как вы решаете такие ситуации в своей практике? Какие аргументы использовали? Как составляете договор?

Заранее спасибо!

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
tatyana.daybova
Доброго дня, Виктория. Вы привели пример действительно неэффективного взаимодействия со своим клиентом. Но с другой стороны - каждый остался при своём - вы получили деньги, заказчик- посмотрел рынок, и думаю, очень скурпулёзно. А поскольку точки взаимодействия и взаимопонимания не найдены, нужно прощаться, с взаимной благодарностью :)
2015-12-11 14:05 0
Светлана Преснякова svkote
По своему опыту могу сказать одно. Очень часто в компаниях человек отвечающий за прием на работу сотрудника так же смотрит и на внешность и личный характер человека. К сожалению, у удаленного рекрутера практически нету возможности полноценно оценить выбираемого кандидата. Мы можем много раз перечитать его резюме, составить психологический портрет кандидата и т.д. Но полноценную характеристику дать уж вряд ли..
Последний год я работаю с бутиками LUX сегмента. Заказчик присутствует непосредственно на каждом ассесменте. Я же отправляю им своих кандидатов.. Но каждый раз, мнения, взгляды и тд меняются.. сама не раз сталкивалась с этим.
Гарантия замены должна быть, но вот условия по которым должна быть проведена замена так же должны быть четко сформулированы и описаны в договоре.
Например, я устроила молодого человека на должность продавца, он показал один из лучших результатов продаж уже в испытательный месяц и многим он понравился из сотрудников, но от него отказались, обосновав это тем, что двое человек высказались против из 10 (судя по всему увидев в нем реальную замену). Пришлось искать новых кандидатов, несмотря на то, что этот парень считался отличным продавцом.
2015-03-10 16:41 0
Айрат Мустафин
Добрый день, уважаемая Виктория! Многие вещи мне закомы "глазами" заказчика, так как я сам в свое время заказывал нужный персонал, а потом и консультировал и проводил коучинг первых лиц различных компаний. Вердикт, который может быть Вам полезен: "Косяк Ваш". Чаще всего, клиент не может сформулировать кто именно ему нужен. Но это вовсе не значит, что он не ЗНАЕТ. Именно профессионализм хантера или рекрутера - это так называемая "снятие позиции", то есть помощь клиенту перевести его в знания кого он хочет видеть у себя в компании в формулировки, понятные для поиска и дальнейшей работы с клиентом. Если 20 кандидатов за 2,5 месяца прходило, а Вы довольствовались только тем комментарием заказчика, что ЭТО НЕ ТО и продолжали вкалывать, то это говорит, к сожалению, не в Вашу пользу... Полезно сразу же уточнять что именно не то, в каждом показанном кандидате. Это упрощает УТОЧНЕНИЕ СНЯТОЙ ПОЗИЦИИ. Тогда не было бы ни конфликта, ни сложностей с подбором. Профессионализм рекрутера или хантера будет в том, что он понял изначально кого и для чего искать, в какую компанию, в каком окружении, под какие текущие и перспективные задачи, с какой мотивационной программой(материальной и нематериальной). Чаще же рекрутеры довольствуются созданием формального ПРОФИЛЯ по аналогии с любым работным сайтом. И потом, конечно, либо угадывают, либо создают поток разных кандидатов (аж двадцать!!!) либо мучаются сами и мучают заказчика. Клиента (заказчика) нужно любить, выстраивать с ним перманентный ПАРТНЕРСКИЙ диалог, привлечь его к работе, чтобы он чувствовал, что это СОВМЕСТНЫЙ ТРУД. Это и есть искусство, а не волна массового подбора. Буду рад, если навел Вас на полезные мысли в плане взаимодействия с Заказчиком. С уважением, Мустафин Айрат Равильевич, бизнес-тренер, модератор деловых игр, коуч-практик, специалист по оценке топ-менеджеров и ключевых специалистов.
2015-03-07 22:43 1
Ольга
Виктория, здравствуйте.
В моей практике замен было мало и выполнены они были успешно. Чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда за счет агентства клиент мониторит рынок труда. Большинство из нас работает без предоплаты, поэтому риски потери времени и денег велики. Тем не менее, клиенту гарантировать замену нужно больше для его спокойствия.
Если замену не удается сделать, можно смягчить ситуацию вернув часть денег, объяснив клиенту, что мы также несем потери, и прямые, и косвенные. Можно включить в договор пункт о возврате части суммы в процентах (20%,30% и тд.), или же подписать доп. соглашение, где также расписать условия работы в условиях замены.
На счет включения пункта о количестве показанных резюме в период замены. Мне кажется это приемлемо, т.к. кандидатов можно рассматривать до бесконечности и ни одного не выбрать. Для различных вакансий это количество может отличаться. Опять таки, если в течение 2х-3х месяцев при качественном подборе были показаны кандидаты, полностью соответствующие требованиям заказчика, и никто не подошел, то дело не в рекрутинге.
К сожалению, полностью избежать ситуаций с заменами в нашей работе не удастся. Я вижу выход в нормальном переговорном процессе, когда и заказчик и исполнитель понимает, что реально сделать, а что нет.
2015-02-13 23:49 0
Марина
Здравствуйте, Виктория! Я тоже считаю практику замен не соответствующей сегодняшним реалиям. Система более-менее работала до демографической ямы и перекосов в системе образования. теперь, когда ряд вакансий закрывается сложно, замена часто оборачивается для рекрутера огромными временными затратами, потерей денег. В моей практике и практике моих коллег достаточно случаев увольнения кандидатов до окончания испытательного срока из-за неудовлетворительной адаптации или ее отсутствия; сокрытия заказчиком важной составляющей функционала; неприятной обстановки в отделе, компании и т.д. Очень желательно выяснить у уволившегося его видение ситуации, это поможет в поиске замены и даст Вам аргументы для разговора с заказчиком. Если договор предусматривает замену, лучше внести ограничения по количеству кандидатов , особенно если вакансия изначально сложная.
2015-02-11 23:42 0
Елена
Всем добрый день.Совершенно согласна с Еленой. Деловые отношения с клиентом во многом зависят от "совпадения".Т.е когда оба для достижения общей цели смотрят в одну сторону и клиент понимает конструктивность предложения исполнителя.Тогда можно без опасения быть непонятым обсудить все вопросы еще до заключения договора и избежать последующих разногласий.
2015-02-11 15:53 0
Елена Колесникова
Всем добрый день! Виктория, Вы подняли действительно очень интересный вопрос. Конечно, к каждому заказчику нужно подходить индивидуально, но в целом, я против замен. Мы не можем контролировать и отвечать за множество нюансов уже после трудоустройства нашего кандидата, которого заказчик выбрал. Далее уже возникают правовые отношения между работодателем и работником, и все риски лежат на них. Тем не менее, прописывать в договоре, или хотя бы сразу проговаривать эти моменты будет не лишним.
2015-02-11 15:37 0
tatyana.daybova
Виктория, это был не Ваш клиент. А "своих" нужно ещё поискать.
2015-02-11 14:47 1
Оксана
Необходим список требуемых компетенций и личных качеств завизированный заказчиком, план работы на испытательный срок с подписью претендента и ответственного за адаптационный период( желательно с определенными точками контроля ), беседы с заказчиком и просмотр оценочных листов заполненных ответственным за адаптацию. И так далее , проблема ведь может и не в вас и возможно не в заказчике .... А в договоре необходимо указывать и кол-во и сроки и условия адаптации и контроля ...
2015-02-09 22:52 0
Тамара
У нас в агентстве в договоре прописано: в случае, если замена не нужно заказчику, мы возвращается стоимость пропорционально отработанному сотрудником времени\общему гарантийному сроку.
Недавно столкнулись с тем, что кандидатку уволили через неделю после окончания испытательного срока (а у нас гарантийный срок с этим заказчиком 120 дней) и мы возвращали часть денег.

Я прекрасно Вас понимаю, и понимаю, что возвращать часть суммы сейчас Вам совсем не хочется (работа была проделала колоссальная). Видимо, нужно просто по-человечески разговаривать с заказчиком и убеждать его.
2015-02-09 16:39 0
Екатерина
Виктория, очень интересный вопрос!
Как вы верно отметили, рекрутер может обеспечить некоторое количество максимально подходящих кандидатов. Разумеется, бывает когда на испытательном сроке сотрудник по каким-то своим соображениям уходит из компании, но давайте признаемся честно: многие работодатели пренебрегают адаптацией. Новый сотрудник оказывается с порога погружен в бесконечные задачи. Если работодатель долго ждал своего кандидата, ситуацию можно понять, но сотрудникам все же нужно дать время для того, что бы познакомиться с коллегами, изучить инструменты, применяющиеся конкретно в этой компании, да и просто осознать, что у человека появилась новая работа.
Я не считаю целесообразной замену. После передачи кандидата руководителю, ответственность лежит на последнем.
2015-02-09 14:59 1
Виктория
Коллеги, спасибо вам за ваши ответы! Все вы так или иначе признаете, что по факту рекрутер НЕ МОЖЕТ клиенту гарантировать замену. Так же как, простите, и положительный результат первоначального подбора. Ну не может и все. И обещания такие не обоснованны. Все, что может рекрутер - это обеспечить некоторое количество соответствующих поставленной задача кандидатов для выбора. И по логике, если правильно разделить ответственность в этом процессе, то получится, что не правомерно требовать замену, ведь выбор кандидата - задача клиента и его риски. То, что мы их полностью берем на себя - это привычная клиенту традиция, но очень странная, которая мешает ему осознать его ответственность за постановку задачи и его выбор.

А отсюда дальше возникает масса ситуаций, когда клиент, продолжая логику полной ответственности рекрутера, предлагает ему подбирать кандидатов в штат с оплатой только в случае достижения кандидатом неких результатов в работе. Ну уж в этом то случае все согласятся, что это в корне неверно. В общем, мне кажется мы сами этими гарантиями путаем клиента, формируем у него неверные ожидания и мешаем включать голову на этапах, важных для решения задачи: постановке задачи и выбору финалиста. Что скажете?

Было бы гораздо меньше проблем во взаимоотношениях, если бы все участники реалистично представляли бы себе свои задачи. Крупный бизнес нанимает именно в терминологии первичного поиска и платит за это. И вот средний и мелкий - чаще всего участвуют вместе с нами в самообмане гарантии замены.
2015-02-09 13:55 1
Елена Прохорова
С гарантией вопрос, конечно, очень тонкий. И ситуации бывают разные. Уже несколько раз по мере накопления опыта меняла в договоре нашего агентства пункты о гарантированной замене. Но всегда в итоге необходим индивидуальный подход. Тоже склоняюсь к тому, чтобы прописать ограниченное количество предоставленных по гарантии кандидатов для рассмотрения.
2015-02-08 13:50 0
Лидия Красикова
Здравствуйте!

Виктория, я не рекрутер, а тренер. Но тем не менее по образованию я юрист и точно могу Вам сказать, что защитить Вы себя можете, только вписав данные пункты в договор. Если у работодателя будут возникать вопросы, а почему прописано количество кандидатов, то Вы приведите пример, что у Вас был негативный опыт. Я Вас очень понимаю, но всем мил не будешь, а себя защищать нужно.
2015-02-06 16:40 0
Полина Храмцова
Добрый день, Виктория! У меня в договоре прописано количество показанных кандидатов, никого из моих клиентов это не отпугивало. Кроме того, в договоре прописана замена только в конкретный период времени (2-3 месяца). Поскольку мы - рекрутеры - торгуем не колбасой, часами или носками - у нас колоссальный человеческий фактор и много переменных, которые не от нас зависят, поэтому, мне кажется, чем больше условий и четких параметров мы проговорим и пропишем с клиентом, тем более эффективной будет наша работа.
2015-02-06 16:10 1
АПЦ ВИК
Добрый день,Виктория! в нашем агентстве тоже есть такие ситуации сплошь и рядом. Когда клиенты устраивают кастинг для сотрудника на замену. А к новому году вообще закрыли эту вакансию даже не проплатив за девушку,что у них месяц работала. То есть и мы страдаем иногда от клиентов. В договоре никаких пунктов на данную ситуацию нет.
2015-02-06 15:40 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Автор 1 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
144 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.