Что вы делаете, когда заказчик явно ошибается в своëм подходе к решению задачи?

Ситуация, когда заказчик (внутренний или внешний значения не имеет) приходя к вам озвучивает то, что не решает его задачи, знакома очень многим. Вы, с высоты своего профессионализма и опыта видите, что решение лежит совершенного в других действиях. Но ваш заказчик упрямо настаивает на своем. 
Как действует вы в данных ситуациях? 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Прошу поделиться вашим опытом.

Хочется увидеть вашу стратегию, алгоритмы или интересные приемы, которые позволяет вам с нужным вам результатов выходить из данной ситуации. 

Стоит ли переубеждать, когда стоит, а когда нет и как это сделать? 

Заранее благодарю за внимание и отклик в виде ответа на мой вопрос. 

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Алексеева Галина
Добрый день, Катерина.
Ошибается или нет Заказчик спорный вопрос, т.к. он лучше знает внутреннюю кухню своей компании, понимает политические моменты и риски и т.д. Всегда выслушиваю позицию Заказчика, задаю уточняющие вопросы, более глубоко погружаюсь в ситуацию, уточняю его видение рисков принятия того или иного решения, почему именно так он видит решение этой ситуации, что уже было сделано и какие результаты принесло, и только после получения полной информации я могу сделать какие-то выводы о правильности или неправильности мнения Заказчика. И даже если Заказчик не прав, нужно подвести его к правильному решению, предложить свои варианты аргументированно обосновав свою позицию. Принять ее или нет дело Заказчика, можно в процессе сотрудничества постепенно подводить к другому решению, пока Заказчик сам его не примет.
Я стараюсь никогда не навязывать свое мнение, позицию могу озвучить, но окончательное решение всегда за Заказчиком.
2021-12-08 20:30 3
Aлла Алфёрова
Катерина, спасибо за вопрос!
Тема разных взглядов и подходов постоянно присутствует во взаимоотношениях.
Мы, Исполнители, более "заточены" на знания и опыт в своей сфере! Заказчик же видит картину шире, видит все блоки-направления в своей компании, если он владелец бизнеса.
Ответ на вопрос кроется в том, насколько Вы как Исполнить уверены в своём алгоритме, своей правоте.
Вы уже задали ему все вопросы, чтобы понять что у него происходит в Компании и к чему он хочет прийти? Вы поняли его как личность? Как он принимает решения, гибкий он или его решение единственно верное?
Переубеждать Заказчика нужно гибко, аргументируя свое мнение и приводя примеры из своего опыта.
Успехов!
2021-12-08 09:58 4
Владимир Миков
Есть несколько подходов, когда уточняя запрос клиента вы совместно приходите к другой точке зрения на решение. Это до сих пор работает! Делается все, конечно, очень аккуратно.
Вариант "Пять почему" — техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основной задачей техники является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «Почему?». Каждый последующий вопрос задаётся к ответам на предыдущий вопрос. Количество «5» подобрано эмпирическим путём и считается достаточным для нахождения решения типичных проблем.
Возможный результат зависит от базы знаний и упорства людей.
В дополнение к "Пяти почему" хорошо бы привести отзывы, кейсы, примеры и истории о том, как клиент поступил "по-своему" и к чему это привело.

Успехов, коллеги!
2021-11-06 12:09 2
Анна
Это частое явление, которое приходится наблюдать. Хоть оно и не всегда объективно, так как, как правило, у нас нет тех же вводных, которые побуждают заказчика выбирать такой путь.
Поэтому я выбираю диалог, открыто обсуждаю проблему, стараюсь подобрать сильные аргументы. (подкрепленные данными). Делаю это ненавязчиво, просто открыто говорю о своих опасениях, что такой подход:
- расходование бюджета в холостую;
- урон проекту в будущем;
- несовпадение в философией и принципами, которые транслирует компания и т. д.

Часто получается найти компромисс. Но даже, если я соглашаюсь на позицию заказчика, то я уверена, что сделала все возможное, чтобы процесс принес результат и предупредила о том, какие последствия могут принести те или иные действия.
2021-10-08 16:56 2
Вера
Заказчик иногда не видит очевидных вещей и хочет найти спецов, которые 24/7 в работе за маленькие деньги и готовые "умереть на рабочем месте".
Поэтому изначально необходимо расставить акценты и понять, готов ли Заказчик прислушиваться к Вам, как в профи.
Если выставляются требования, как : Только мужчин смотрим строго от 25-38 с опытом 10 лет в качестве руководителя исключительно славянской внешности за 50К и ни точка. Значит, точка. Не стоит тратить время.

2021-10-08 09:40 3
Наталья Муляк
Добрый день, Екатерина.
Для меня отношения с заказчиком - это партнерские отношения, в которых важно взаимодействие на равных.
Если партнерам понятно зачем им это взаимодействие, что будет предметом контракта, какие возможности принесет это взаимодействие обоим сторонам, тогда не возникает вопросов правильности и правды.
Я бы не говорила о высоте опыта, скорее о широте взглядов.
Не всегда клиенту нужен весь потенциал консультанта. Ему нужно только решение его задачи.
Как в сказке про шапку. Можно, конечно, сшить из одной шкуры семь шапок, однако, можно ли будет надеть их на голову?
Поэтому если на этапе контракта мы не можем прояснить смысл и предмет договора, терять время не имеет смысла.

2021-10-05 08:36 5
ОК-Консалтинг
Катерина, Коллеги! Доброго всем времени суток!
На моей практике ещё не было случая (за исключением европейских заказов) когда бы заказчик не ошибался в запросе. И дело тут не в том, что сам Заказчик не владеет материалом своего бизнеса или не умеет управлять. Как показывает практика, наши люди более эффективные и результативные управленцы, чем весь остальной мир. Дело именно в том, что наши не умеют разносить понятия результативности и эффективности. 95% наших руководителей даже ни разу не читали элементарные практики управления типа ISO 9001 или 9004. Они никогда не слышали, не видели и не принимали во внимание пп 3.2.14 и 3.2.15
Поэтому я всегда задаю 2 простых вопроса, чтобы структурировать мозг Заказчика.
1 вопрос на результативность: Что конкретно Вы хотите получить на выходе? (помня о том. что нам не нужна стиральная машина, а нам нужно экономия времени и чистое бельё)
2 вопрос на эффективность: Какое отличие от существующего положения дел важно чтобы произошло в результате? (что будет являться удовлетворительным качеством в понимании Заказчика).
Эти 2 вопроса работают безукоризненно. В итоге я принимаю решение и сам: буду я работать с данным заказчиком или нет.
Всем всего наилучшего!
2021-10-04 23:02 5
Макс Шишкин
В подобных случаях важно прояснить кого ищет клиент: исполнителя или эксперта.
Если исполнителя — то он имеет право навязывать ему свое решение, а исполнитель обязан его просто исполнить. Ответственность за принятое решение несет клиент. А исполнитель — несет ответственность за качественное его исполнение.

Если же клиент не готов нести ответственность за результаты принятого решения, значит ему нужен эксперт, который подберет решение. И в этом случае уже эксперт будет нести ответственность.

Достаточно прояснить с клиентом эти моменты, чтобы понять как поступать дальше и в какой роли вы себя видите.

Если клиенту нужно первое, а вы видите себя в роли эксперта, то сообщаете клиенту об этом и предлагаете нанять его самостоятельно.
2021-10-04 21:09 3
Александр Лещёв
Добрый день!
Достаточно частая ситуация, когда запрос не соответствует ситуации.
В этом случае, я веду клиента по следующим этапам:
- Оценка ситуации и синхронизация видения. Здесь отдлеляем факты от домыслов и выделяем действия, которые приведут к желаемому результату.
- Разработка альтернативного плана, чтобы сравнить и увидеть разницу. Она хорошо видна при таком подходе и посчитать выйгрыш достаточно просто.
- третий, если первые два не сработали, предложение промежуточного решения, которое не закроет все проблемы, но изменит ситуацию в лучшую сторону.

А иногда бывает, что разногласия в видении ситуации настолько велики, что понимаешь насколько будет проблемной предстоящая работа. Легче отказаться, чем преодолевать сопротивление. Я это называю "химией", когда с клиентом быстро находишь общий язык, даже если изначально позиции не совпадали.
2021-10-04 15:01 3
Дина
Коллеги, приветствую!
Считаю,что о внутренних говорить нечего,потому как есть регламенты работы и налаженное взаимодействие, степень доверия к вам гораздо выше и это оправданно.
С внешними работает ваш профессиональный авторитет, уровень взаимопонимания между вами и четкая аргументация вашего мнения по тому или иному вопросу. Конечно же за этим следует предложить возможные варианты решения. Соглашусь с коллегами,что если клиент не готов прислушаться,не готов пробовать предложенные решения,то и результаты никого не устроят,а такой проект автоматически становится нерентабельным.
2021-10-04 12:54 3
Уварова Елена
Всем доброго дня, коллеги. Но ведь " явно ошибается" это на наш, субъективный взгляд, согласно нашего опыта и знаний. И три специалиста помогут быть абсолютно противоположны по видению. Поэтому я изначально проговариваю с заказчиком его ожидания от нашего сотрудничества, предоставляю максимально - подробный отчет по результатам анализа, аналитики, оценки или иного взаимодействия, и видимые мной предложения по улучшению качества бизнес-процессов, подбора персонала и т.д.
А дальше не углубляюсь, кто прав, а кто нет. Захочет заказчик следовать моим советам, отлично, работаем. Нет, значит я иду дальше.
2021-10-04 12:53 4
Мария Воробьева
Я всегда проговариваю свое видение ситуации и аргументы.
С внутренними было проще- я могла просо сказать-нет, так ни я ни мои подчиненные работать не будут, и привести аргументы. Не сразу, но стали прислушиваться ко мне. В критических ситуациях- говорю окей, пробуем ваш вариант, в такие то сроки. Если к этому времени он не сработает, переключаемся на мой) Были ситуации, когда клиент внутренний после оговоренного срока говорил- это ты нарочно плохо выполняла. Тогда предлагала взять и сделать самому.

С внешними работаю в целом только тогда, когда мы совпадаем во взглядах либо мне доверяют решить значит своим способом.
2021-10-04 11:35 2
Наталья Пивняк
Добрый день, коллеги, Катерина!
Да, действительно, заказчик не всегда готов принять то, что не не прав.
Мой алгоритм:
1) Задаю много открытых вопросов, на исследование темы и чаще всего сам приходит к выводу , что идет неверным путем. Видно по выражению лица, что в замешательстве, и как правило сам задает вопрос- а как бывает обычно, или что вы предлагаете?
2) Далее привожу примеры - как бывает, и предлагаю возможные варианты решения. которые скорее всего сработают.
Если заказчик продолжит настаивать на своем- отказываюсь от проекта и рекомендую найти другого исполнителя.
2021-10-04 10:39 3
Ирина Маторова
Добрый день, коллеги!
Я в таких ситуациях поступаю следующим образом:
поскольку я визуал и мне проще любой вопрос или ситуацию рассматривать через схему, я выслушиваю заказчика и предлагаю ему начертить всю свою информацию на бумаге прямо сейчас и как он ее понимает.
Когда человек переносит свои мысли на бумагу, он по другому начинает понимать свою же информацию.
Не готов сам схему рисовать, я начинаю и прошу его меня корректировать. Мне важно вовлечь этого руководителя в процесс анализа.
Когда перенесли ( а у меня был опыт, когда мы с заказчиком учились "видеть его бизнес с позиции руководителя , выше. Я на листах писала его мысли и раскладывала ему их на полу, потом мы оба встали над этими листками и начали из них выкладывать его модель бизнеса. Отрезвляет, скажу я вам. Реально по новому видят картинку), я предлагаю посмотреть на то, что получится с позиции логики, найти проблемные точки (по мнению руководителя) и вместе думаем, как их изменить. Тогда и мои рекомендации "заходят" легко.
Если интересно, могу научить. Обращайтесь.
2021-10-01 08:08 4
Ирина Маторова
Добрый день, коллеги!
Я в таких ситуациях поступаю следующим образом:
поскольку я визуал и мне проще любой вопрос или ситуацию рассматривать через схему, я выслушиваю заказчика и предлагаю ему начертить всю свою информацию на бумаге прямо сейчас и как он ее понимает.
Когда человек переносит свои мысли на бумагу, он по другому начинает понимать свою же информацию.
Не готов сам схему рисовать, я начинаю и прошу его меня корректировать. Мне важно вовлечь этого руководителя в процесс анализа.
Когда перенесли ( а у меня был опыт, когда мы с заказчиком учились "видеть его бизнес с позиции руководителя , выше. Я на листах писала его мысли и раскладывала ему их на полу, потом мы оба встали над этими листками и начали из них выкладывать его модель бизнеса. Отрезвляет, скажу я вам. Реально по новому видят картинку), я предлагаю посмотреть на то, что получится с позиции логики, найти проблемные точки (по мнению руководителя) и вместе думаем, как их изменить. Тогда и мои рекомендации "заходят" легко.
Если интересно, могу научить. Обращайтесь.
2021-10-01 08:01 3
Катерина
Петр, спасибо!
2021-10-01 07:10 0
Петр Рожков
Добрый день!

Предлагаю бриф по запросу.
Если на брифе проясняется - что решение не = запрос - говорю прямо, что оно не сработает.
Далее, для внутренних - обоснованное нет. Если сильно надо - окей, но официально предупреждаю, что результата не будет и ответственность на нем.
Для внешних - предложу обратиться к другому исполнителю.
2021-09-30 20:34 2
Катерина
Да, Елена, полностью согласеа, нужно докорать до истинного запроса.
Возможно заказчик не знает иного варианта, поэтому так на нем и настаивает.
Спасибо
2021-09-30 20:32 0
Елена Юрьевна
Сначала прошу пояснить его позицию. Люди не всегда могут сразу объяснить свои глубинные потребности. Пытаюсь найти совпадающие моменты. Разъясняя человек видит сам свои заблуждения.
Прояснив "зачем" , спрашиваю его прогноз, что будет если воплотить его план. И на этом этапе тоже у заказчика есть возможность самостоятельно изменить решение.
Конечно пытаюсь убеждать. Я проговариваю, что должна снять свою ответственность за недостигнутый результат. Это скорее тактика с корпоративными заказчиками. С ними сложнее. Есть опасение потерять клиента и говорю себе " если тебя пригласили на это, значит им это надо". В конце концов он лучше знает свою ситуацию. На тренинге всегда есть возможность для маневра и можно сделать как считаешь нужным. Например, любят заказывать тренинг "манипуляции" или " жесткие переговоры" не до оценивая, что сначала надо про личную эффективность.


2021-09-30 20:08 3
Катерина
Екатерина, благодарю за ответ и ваше мнение!
2021-09-30 19:04 0
Екатерина Глебовская
Катерина, здравствуйте!
Свое мнение высказываю в любом случае, а вот настаиваю не всегда. Иногда вижу, что клиент не готов к изменениям, не готов признавать реалии рынка труда.
Всегда вношу предложения по оптимизации любого процесса в HR, по которому ко мне обращаются.
Самое сильное влияние оказывают конкретные примеры из схожей тематики, а также демонстрация знаний в предметной области.
2021-09-30 18:54 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-тренер,
Автор статей
Автор 17 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
248 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.