Целеполагание или командность?

Вот и опять сегодня "отвалился" классный проект с очень крупным ритейлом. Обидно тут ещё и от того, что с HR-ом у нас случилась та самая химия. Питер Друкер ещё много лет назад произнёс гениальную фразу "Культура ест стратегию на завтрак". Я в принятии, только очень прокаченные лидеры готовы пуститься в не всегда простое, но всегда очень продвигающее командное взаимодействие.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Выдержка из сообщения HRа:

Выбрали специалиста, - сильного фасилитатора, который больше про цели. На встрече Марина, обозначила, что один день уделяет команде. Нам Марина тоже очень понравилась. И я лично больше бода за Марину. Но собственнику, больше откликнулась история с целеполаганием. 

Ох уж эти цели! Раз за разом они побеждают тему с командностью.

Самое забавное, что в диалоге с генеральным директором тот сетовал, что команда не берет на себя инициативу и вообще не сильно интересуется будущим компании. Долго и старательно рассказывала ему, что если не поговорить с командой как следует, то следующая стратегия тоже ляжет в стол.

Он кивал, но выбрал поработать с целями.

В компании с неэффективной культурой сотрудники сопротивляются переменам. Они не готовы разделить ответственность за успехи и неудачи компании. Даже супер хорошая стратегия им не поможет, не хватает мотивации и дисциплины, чтобы ее реализовать. Поэтому сначала работаем с командой, а потом со стратегией. 

Написала им, что если и эта стратегия ляжет на полку, чтобы возвращались. Как думаете вернутся?

Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Александр Балашов
Приветствую, Марина!

В вашей ситуации прекрасно видно, как важен баланс между целеполаганием и командностью. Действительно, без команды, которая вовлечена и готова не только выполнять задачи, но и нести ответственность за результаты, даже самая лучшая стратегия рискует не сработать.

Почему целеполагание побеждает?
Иногда собственники и руководители предпочитают работать с конкретными целями, потому что это даёт им осязаемые результаты и видимость действий. Цели — это конкретные ориентиры, к которым можно стремиться. Однако, как вы правильно отметили, если команда не вовлечена и не разделяет ответственность, эти цели будут малоэффективными.

Что делать?
Работа с командой, улучшение культуры взаимодействия и доверия всегда должно быть на первом месте. Это может потребовать времени и терпения, но именно так создаётся прочная основа для успешной реализации стратегии.

Возвращение клиентов
Есть шанс, что после того, как стратегия окажется неэффективной из-за отсутствия вовлеченности команды, они могут вернуться. Возможно, это станет для них уроком. Важно дать понять, что путь к успешной стратегии лежит через команду, и только вовлечённая команда сможет привести к успешным результатам.

Таким образом, возвращение возможно, но только если они готовы учесть важность командной работы для достижения долгосрочного успеха.
2024-12-31 01:19 0
Екатерина Парипа
Здравствуйте, коллеги! Как по мне, здесь одно не может быть без другого) То есть, цели без команды не будут достигнуты, а без целей не будет работь команда. Хотя может и будет, но не будет особой мотивации) Все члены команды должны понимать цели. Нужно уметь эффективно совмещать целеполагание и командность) Так что, руководителям стоит подумать над этим)
2024-11-29 15:21 1
Ирина Князева
Добрый день, Марина, коллеги!

Ситуация, которую Вы описываете, довольно распространена в бизнесе. Действительно, культура компании и командное взаимодействие играют ключевую роль в успешной реализации стратегии. Если команда не вовлечена в процесс принятия решений и не чувствует себя частью общего дела, то даже самые амбициозные цели могут остаться только на бумаге.

Что касается Вашего вопроса о том, вернутся ли к Вам, если текущая стратегия не сработает, это зависит от того, насколько Вам удалось убедить ЛПР в том, что без работы с командой, стратегия не будет реализована и придет ли к ним осознание, что им все-таки нужна помощь в создании эффективной команды.

Попробуйте не оставлять их пока и продолжите поддерживать связь, возможно, чем то помочь, проконсультировать, дать что то полезное.
Это увеличит шансы на их возвращение.
2024-08-21 19:30 4
Мильвид Никита Александрович
Добавлю от себя, есть фраза одного умного консультанта очень известного в узких кругах:)
"Стратегия важнее персоналий" так вот, эта фраза является для меня лакмусовой бумажкой по определению готовности лидера компании к изменениям, от того как он понимает и как принимает, зависит полностью успех внедрения изменений. И уже не важно какая и насколько сильная химия у вас с кем то возникла. Есть у лидера понимание - есть шанс на результат и только шанс, так как на этапе внедрения изменений будут происходить очень сложные процессы.
2024-08-13 10:59 1
Лариса Романенко
Марина, мне тоже очень нравится фраза: «Корпоративная культура ест стратегию на завтрак»…
Но этот подход, разделяемый Вами, мной и Питером Друкером - про дух бизнеса, про коллективные ценности, про гуманистический подход.
А собственники, как правило - они про букву, вернее, цифру бизнеса, про показатели, сроки, конкретику.
Поэтому собственники никогда не поймут Ваш подход: «…сначала работаем с командой, а потом со стратегией».
И тут перед нами встает выбор: идти по своему пути, предлагая свою точку зрения, и таким образом воспитывать клиента. Или во главу угла ставить его подход, неправильный, нестратегический, но который позволит подписать договор.
P.S. «Как думаете, вернутся?»
Нет, потому что вряд ли признают свои ошибки.
2024-08-12 16:10 3
Светлана Козырь
продолжу мысль. (случайно нажала на отправить )
И часто, в таких предварительных встречах с руководителями, выясняются совсем другие цели на обучение.
А еще, я перестала расстраиваться, если не захожу в проект. Значит не мой)
И есть те. кому мои знания нужнее .
Спасибо всем за рассуждения и полезные советы.
2024-08-12 10:59 0
Светлана Козырь
Всем коллегам доброго дня!
Марина,понимаю вас очень. Сама была в похожих ситуациях. И хочется сказать,что при встрече с ЛПР происходит та "химия",про которую вы сказали или нет.
У вас есть свое представление о последовательности изменений в команде,у директора свое. И здесь,на мой взгляд, важно очень детально узнать "боль" Заказчика. Задавая ему разные вопросы.он бы сам вышел на понимание ,что цели и команда - это неразделимое. Цели ставят люди и от их энергетики,навыков, амбиций будут зависеть качество целе
2024-08-12 10:53 1
Марина Кремлёва
Добрый день, коллеги!

Благодарю за все комментарии под моим вопросом! Действительно вопрос не однозначный и тем более интересно услышать ваше мнение. Так как перед основной работой, в моём случае, была проведена работа (интервью) с командой, стало понятно, что к постановке каких- либо грандиозных целей команда была совершенно не готова, то и вектор был выбран соответствующий. Плюс ГД не раз и сам на это указывал.

Но тема и правда получилась "жаркая" и ваши высказывания на вес золота, есть о чём задуматься. Всем спасибо, что так подробно комментируете!

2024-08-09 16:05 1
Воропаева Ольга
Марина, здравствуйте. Спасибо за дискуссию. Мне кажется противопоставлять команду и цели нельзя, потому что они взаимозависимы и дополняют друг друга. Цели задают направление и определяют, чего должна достичь команда, но без слаженной работы и поддержки внутри коллектива даже самые амбициозные цели останутся недостижимыми.
С точки зрения приоритета, цели являются первичными, поскольку сначала определяются задачи, а затем под них привлекаются ресурсы. В описанной вами ситуации, возможно, сначала следовало скорректировать цели и, только потом, оптимизировать работу команды, чтобы обеспечить достижение этих целей.
Команда это ресурс, который воплощает цели в реальность, а эффективные цели, в свою очередь, мотивируют и направляют команду. Поэтому важно соблюдать баланс фокусов на цели и на команду.
2024-08-09 12:25 6
Александр Тимошин
Марина, коллеги, здравствуйте
Тема захватила)
Полностью согласен с Антоном Кобельковым ( в своем предыдущем ответе я упустил этот момент)
Цитата из его текста
"Есть третья цель - цель команды. Именно она позволяет команде принимать самостоятельные решения. Именно эта третья цель - приоритетна. Тогда команда становится двигателем в компании, которую руководитель направляет, куда ему нужно."

Есть две области для целеполагания.
1- Цели компании
2- Цели команды
Именно вторая группа целей открывает процесс преобразования группы в команду.
Первая группа целей (цели компании) продолжает этот процесс, переводя в практическую область.
При этом размер целей компании необходим такого уровня, чтобы необходимо было преобразование группы топ-менеджеров в команду топ-менеджеров за счет изменения взаимодействия между членами группы.
Если цели могут быть легко достигнуты, то нет необходимости становиться командой.
2024-08-09 12:20 8
Роман Шеховцов
Марина затронула очень важный вопрос, что подтверждает и качество ответов на него!
Всех коллег читал с большим интересом.

И знаете, коллеги, что я понял?
Что дискуссия, о том что первично "цели или команда" - это по сути дискуссия о первичности яйца или курицы)
В действительности же, одно без другого не имеет смысла.
Ну правда, зачем собственнику команда, если нет ясных целей, для чего она ему???
И наоборот, как достичь целей, если команда к ним не готова.

А теперь давайте поставим себя на места наших заказчиков - собственников бизнеса.
Мы бы с чего начинали стратегирование? Конечно же - с ясных целей. Без вариантов!
И только потом мы бы смотрели на ключевой ресурс достижения целей - команду.

Из этого следует несколько простых выводов:
- прежде чем делать сборку/пересборку команды нужно "пофиксить" цели,
- нужно глубоко погрузиться в бизнес-специфику клиента, а там граница между сущностями "цель" и "команда" сильно размываются,
- нужно решать проблемы клиента комплексно, охватывая и уровень целеполагания, и уровень команды, и уровень бизнес-процессов.

Пример из недавней практики - сначала мы с клиентом прояснили и сфокусировали целеполагание (рост х10 за 3 года), а теперь только приступаем к подтягиванию команды на такой темп роста. Только так и клиент, и я сам понимаем, как конкретно мы это сделаем)

С уважением
Ваш Роман Шеховцов
2024-08-09 11:43 3
Антон Кобельков
Добавлю жару в дискуссию. Есть третья цель - цель команды. Именно она позволяет команде принимать самостоятельные решения. Именно эта третья цель - приоритетна. Тогда команда становится двигателем в компании, которую руководитель направляет, куда ему нужно.

Если мы хотим команде ставить стратегические цели, то объем знаний ее участников должен совпадать с объемом знаний руководителя. Это нецелесообразно, потому что это по сути будет дублированием его работы. Кроме того, участники команды должны быть настолько компетентными, что посмотрев на рынок, потребуют себе зарплату сопоставимую с зарплатой руководителя - либо объективно найдут себе другое место работы.

Проблема делегирования состоит именно в том, чтобы опираться на решения участников команд, которые мыслят гораздо менее широко, чем руководитель. И тут нет иного выхода, кроме как дать команде самоорганизоваться, дать поставить собственные цели и только после этого направлять ее туда, куда нужно компании.

Все же попытки руководителя сохранить лидерство выглядят, как метания: вроде как без команды никак, но и самому хочется остаться главным, а недалекая команда только мешает.

Лидерство руководителя сейчас состоит не в постановке стратегических целей, а в управлении архитектурой компании. Руководитель - это механик автомобиля, а не лошадь, которая тащит компанию вперед.
2024-08-09 10:41 5
Елена Берилло
Марина, коллеги, здравствуйте.
На самом деле, вопрос о том, что первично — цель или команда, не так однозначен. Цели, конечно, задают направление, и без них сложно двигаться вперед. Но вот что интересно: даже самые амбициозные цели могут остаться на бумаге, если команда не готова их поддержать и реализовать.
Может, дело в том, что цели и команда — это не конкуренты, а скорее два элемента одной системы? Ведь без четко поставленных целей команда может потерять ориентир, а без сильной команды даже самые четкие цели не будут достигнуты. Получается, что вместо того, чтобы выбирать одно из двух, стоит искать баланс.
Работа с целями и командой одновременно, на мой взгляд, могла бы дать наилучший результат. Когда люди понимают и разделяют цели, они готовы взять на себя ответственность за их достижение. А если параллельно вести работу по развитию командной культуры, это только усилит их мотивацию и вовлеченность.
Конечно, это требует большего времени и усилий, но зато такой подход даст более устойчивый результат. В идеале, цели должны вдохновлять, а команда — объединяться вокруг их достижения. Возможно, это то, о чем стоило бы поговорить с тем же генеральным директором в следующий раз.
2024-08-09 08:05 8
Оксана Феликсовна Васько
Здравствуйте, Марина. Если позволите, озвучу свое мнение.

Мне кажется, что проблема "не выбрали" в том, что вы говорили на своем языке (на языке команд), а надо было говорить на языке собственника (на языке целей).

Это как объяснять, что русский язык лучше китайского и принесет компании больше прибыли.
Почему? Потому что вы работаете на русском языке и живете в России? Но его бизнес-модель доказала, что китайский язык "рулит" везде при правильном подходе.

Цель - это что-то понятное и осязаемое, а команда - это не очень ясный для собственника инструмент, как правило, с такими же невнятными метриками.

2024-08-09 08:03 6
Антон Кобельков
Добрый день, коллеги. В современной бизнес-среде приоритет за командностью. Сначала команда - потом цели. Исключения возможны, это стартап человек в 5 или стабильная неконкурентная ситуация типа эксплуатация котельной. Во всех остальных случаях командное взаимодействие прослеживается даже когда у собственника авторитарный стиль. Нередко осознает, что не вывезет управлять компанией директивно и активная поддержка команды ему нужна, но отказываться от авторитаризма не хочет и это выливается в перманентное противостояние между ним и командой.

Да, выбор между командностью или целью уже практически не зависит от стиля управления. Авторитарные руководители вынуждены приспосабливаться либо они не будут иметь успех. Сначала команда показывает на что она способна, и только после этого мы выбираем амбициозную цель для компании.
2024-08-08 23:08 3
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Марина и коллеги!
Я согласна с мнением: "нужно прорабатывать сразу два направления - и команду и стратегию. С чего начать - решает собственник".
Что важнее из этих двух вариантов зависит от собственника, а если ещё точнее---от того, какой стиль управления у него.
Если больше авторитарный, то однозначно будет сначала стратегия.
Из поста: "сотрудники сопротивляются переменам"---это происходит потому что они не разделяют те цели, которые им "спускают сверху".
"Вернутся" или нет, зависит от собственника, насколько Ваша презентация была для него убедительной.
2024-08-08 20:11 6
Александр Тимошин
Марина, коллеги здравствуйте!
Согласен с коллегами в целом!
Особенно с Екатериной Телициной в том, что она предложила "и" вместо "или".
Если начать разбираться с определениями, то для формирования команды необходимо наличие согласованных и единым образом понимаемых целей. Это один из ключевых факторов для построения команды.
В процессе определения целей, особенно если речь идет о топ-команде, начинают обсуждаться разные позиции, взгляды, подходы и потом в процессе работы происходит согласование и выбор целей на достижение которых команда будет работать.

Марина, я думаю, что между Вами и ГД компании возникло досадное непонимание, хотя Вы и он говорили о командообразовании только шли с разных сторон.

2024-08-08 20:03 7
АБК Консалтинг
Марина, добрый день.
Описанная ситуация очень похожа на извечный спор на тему "Что появилось раньше- курица или яйцо?"
Единственно верного варианта ответа нет, поскольку эта две стороны одной медали. Команда без целей - это не надолго и не про результат; также как и стратегия (даже самая проработанная) без команды, которая ее будет воплощать в жизнь - это просто, как вы правильно заметили, кипа важных и умных бумаг "в столе".
Поэтому нужно прорабатывать сразу два направления - и команду и стратегию. С чего начать - решает собственник.
2024-08-08 19:27 6
Екатерина Телицына
Марина, добрый день!
Интересное обсуждение вы запустили! Согласна, что атмосфера команды влияет на результаты.
Марина, а что если И целеполагание И командность? Оба аспекта — целеполагание и командность — играют ключевую роль в успехе компании, и их важность может зависеть от конкретной ситуации. В идеале, эти два элемента должны работать в гармонии: четкие цели поддерживают командную работу, а сильная команда помогает достигать поставленных целей.
2024-08-08 16:25 5
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Командные планы развития, стратегические сессии, тренинги и коучинг для биз
Автор статей
Автор 4 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
159 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.