Почему большинство HR-ов продолжают нанимать «удобных», вместо тех, кто реально делает свою работу хорошо

Наблюдая рынок как HR-директор, я всё чаще сталкиваюсь с тем, что на собеседованиях отдают предпочтение не тем, кто способен принести реальный бизнес-результат, а тем, кто «удобен»: с безупречно ровным резюме, стандартной карьерной траекторией и безопасными ответами. Кандидаты с нестандартным мышлением, опытом роста через ошибки, активной позицией — часто пугают HR-ов своей «неудобностью». Но ведь именно такие сотрудники часто двигают бизнес вперёд!

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Почему многие HR-специалисты подменяют профессиональный отбор желанием угодить нанимающему менеджеру? Почему мы боимся рискнуть и взять «звезду», если с ней нужно уметь работать? И самое важное: не сами ли мы, HR-ы, своими действиями нивелируем ценность HR-функции как стратегического партнёра бизнеса?

Хочу поднять эту тему не ради конфликта, а чтобы обсудить: куда движется профессия HR, и не пора ли пересмотреть критерии эффективности найма?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
ОК-Консалтинг
Мария, Коллеги, всем доброго времени суток!
Однозначно ответить на вопрос: "Куда катится профессия?", - довольно сложно. Ибо как и в других направлениях здесь тоже достаточно и талантливых и абсолютно бездарных специалистов.
Это как в психологии! 70% идут учиться на психолога, чтобы решить свои проблемы. В итоге, самостоятельно решить свои проблемы у них не получается, а профессия есть и начинают по ней работать. Тем самым, насаживая свои проблемы на других людей.
В HR-профессии практически всё также. Только людям кажется, что HR - это круто и легко. Просто в нашей стране нет культуры HR.
В всём мире за результат отвечает менеджмент, а за эффективность HR.
А у нас даже эти базовые понятие не разделены. Ибо это неинтересно регулятору, потому что, как только разделить эти понятия, то человек тут же становится свободным!
Всем добра!
2025-07-21 13:51 1
Алексей Ш.
Мария, спасибо за актуальную тему!
Все именно так, как вы описали — "Кандидаты с нестандартным мышлением, опытом роста через ошибки, активной позицией — часто пугают HR-ов своей «неудобностью». Но ведь именно такие сотрудники часто двигают бизнес вперёд!"
Чем больше HR-ов будет так же думать, тем лучше и для HR-отрасли и для бизнеса.
2025-04-07 23:27 2
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Мария и коллеги!
) А я за вариант: "нанимать «удобных», которые реально делает свою работу хорошо".
- Угодить нанимающему менеджеру?
+ нужно искать баланс интересов. Показывать преимущества кандидата.
- Почему мы боимся рискнуть и взять «звезду», если с ней нужно уметь работать?
+ страх линейных наёмных тоже иногда встречаю, подключаю к процессу владельцев/совладельцев. А владельцы бизнеса всегда за привлечение специалистов, которые способны двигать компанию вперёд.
- И самое важное: не сами ли мы, HR-ы, своими действиями нивелируем ценность HR-функции как стратегического партнёра бизнеса?
+ сильных HR менеджеров мало. В основном статисты, которые занимаются перекладыванием бумажек. И наличием флёра культа самому себе)), что их работу никто лучше него не сделает)).
2025-04-07 16:46 1
Ирина Князева
Добрый день, Мария, коллеги.

HR-ы / рекрутеры при подборе персонала вынуждены ориентироваться на ожидания заказчиков (нанимающих менеджеров), а нанимающие менеджеры в свою очередь, хотят видеть кандидатов с предсказуемым поведением и понятным и логичным карьерным треком. В этом случае, HRы выбирают таких кандидатов, даже, если понимают, что более профессиональный, но с «высокими рисками» кандидат может быть более эффективным.
2025-04-06 19:55 3
Тулаева Татьяна
Мария, добрый день!
Хочу поделиться своим опытом операционного директора и HR-директора в ритейле, где я руководила командой по подбору персонала — от продавцов до руководителей высшего звена.

Замечаю, что многие HR-специалисты работают по заученным стандартам, опираясь на цифры и "воронки", не стремясь глубоко понять бизнес-процессы компании. Они не изучают специфику функционала, должностей и отделов, для которых подбирают сотрудников. HR зачастую существуют отдельно от остальной компании, не понимая, какие люди в ней работают, чем они занимаются и какой продукт мы в итоге предлагаем клиентам.

Получая заявку на вакансию, HR-ы не проводят глубокого интервью с заказчиком, чтобы выявить истинные потребности: зачем действительно нужна эта позиция, в какой коллектив придёт новый сотрудник, какие конкретные задачи перед ним стоят. Вместо этого они следуют стандартным процедурам, выбирая более-менее подходящего кандидата, и настаивают на его принятии, не стремясь найти того, кто действительно принесёт значимый вклад.

Я же считаю важным подбирать кандидатов комплексно, учитывая не только профессиональные навыки, но и личностные качества, оригинальность мышления, способность вписаться в команду и привнести новый импульс в развитие компании. Важно понимать специфику бизнеса, его процессы и цели, чтобы найти людей, которые будут двигать компанию вперёд.

Проблема кроется не только в работе HR-отделов, но и в позиции руководства компании. Если собственник или генеральный директор воспринимает людей лишь как функцию, не стремясь формировать человекоцентричную корпоративную культуру, то и HR-отдел будет действовать формально. Очень важно, чтобы между руководством и HR существовала связка и единое понимание ценности людей, а HR-ы глубоко понимали бизнес и участвовали в его развитии.

Поднимаются серьёзные вопросы: зачем мы набираем людей? Чтобы просто закрыть вакансию или чтобы изменить что-то в компании и обществе? HR-директора должны осознать свою роль как стратегических партнёров бизнеса, а руководство должно быть готово прислушиваться к их мнению. Только так можно привлечь и развить тех людей, которые действительно двигают бизнес вперёд, понимая и поддерживая основные бизнес-процессы и цели компании.
2025-04-05 22:22 2
Вера
Всем доброго дня!
Удобных кандидатов принято нанимать в гос.сектор по принципу "чтоб не делать, лишь бы ничего не делать". Платят мало , но стабильно за то, что ты вписываешься в эту концепцию, умеешь отфутболивать посетителей-налогоплательщиков, которые тебя же содержат- железобетонными банальными отговорками. Это тоже навык, конечно.
Звезды нужны в реальном секторе-бизнесе- под задачи. Если есть такая концепция и цель в коммерческой структуре, грамотный HR составит тесты/процесс подбора и найдет звезду, вот и все.
2025-04-04 11:23 2
Анастасия Лапенко
Мария, спасибо вам за тему.

С удовольствием закину свой материал в топку дискуссии и расскажу как вижу.

Так уж сложилось, что в найме я часто решала задачи на прорыв - компании росли, нужны были люди и нужны были звезды - искали, нанимали, перекупали. Проблем со звездами действительно было много:
- хороший денежный аппетит, создававший прецедент для всех остальных
- сложности с тем, чтобы вписаться в правила и ограничения - типа в 9.00 все в офисе или "есть мероприятия, которые принято посещать"
- собственное мнение, которое в общем-то и сделало их звездами, с которым надо работать или просто мириться, иногда оставив попытки вставить свои 5 копеек
- готовность брать на себя ответственность, а следовательно - запрос на полномочия.
Ну и самое главное - руководитель тоже должен быть по-крайней мере ничего:)

В общем классическая история - все твои плюсы одновременно становятся огромными минусами. И тут вопрос - зачем компании со всем этим работать? Ответом может быть только реализация сильной стратегии и торжественное шествие к амбициозным целям - если их нет, тогда и вопрос необходимости в сильных людях закрывается сам собой.

На мой взгляд потребность бизнеса номер один которую могут закрывать таланты - это реализация стратегии активного роста, вторая ситуация - старт нового проекта.

Работа со звездными людьми это всегда работа с высокой степенью риска, ты совершаешь эдакий переход от бюджетного управления к венчурным инвестициям, нет надежности, нет гарантий - все сводится к формату «верю -не верю» - не всем это нужно и не все к этому готовы.

Работая как предприниматель (было много своих проектов в ХоРеКе) у меня тоже был опыт работы со звездами - на старт проектов я всегда искала людей с мотивацией открыть свое дело, понимая, что они будут тестировать свои гипотезы, учится за мой счет, но сделают все что нужно с хозяйским отношением, потому что делают для себя. Они стоили дороже и работали не более года, потом уходили открывать свое, прихватив в копилку мой опыт, а иногда и кого-то из команды, но давали шикарный результат на старте. Для дальнейшего развития нужны были стабильные средние кропотливые люди.

В качестве резюме, когда действительно нужны «неудобные» люди:

- нестандартная ситуация - кризис, новый проект, новое направление - вы ищите того, кто готов сходить туда, где вы еще не были, все разведать, обустроить и пригласить вас пить кофе на эту новую территорию
- стратегия роста - вы ищите человека способного выдвигать и проверять гипотезы, мыслить по-другому, инноватора, умеющего рисковать, вдохновляющего лидера
2025-04-04 10:33 3
Александра Балод
Мария, вы задали вопрос, в котором, мне кажется, многие HR-специалисты узнают себя — не потому что они так делают, а потому что так приходится действовать в рамках текущей системы. И это, на мой взгляд, главная проблема.

Коллеги в ветке уже отлично обозначили причины: страх брать на себя ответственность, давление на «скорость закрытия», непроработанные роли HR в стратегическом контуре бизнеса.
Позволю себе немного продолжить, на что лично я обращаю внимание, наблюдая за этим явлением в динамике.

«Удобные» кандидаты — это симптом, а не выбор
Когда внутри компании нет готовности к росту, к гибкости, к работе с нестандартом — любой человек «с характером» воспринимается как риск, даже если он потенциальный драйвер.
HR это считывает — и, даже имея в руках «звезду», понимает: здесь она не засияет.
Поэтому речь не про «угодить», а про минимизировать разрушение.

Воронка “упрощения” начинается выше
Когда у компании нет стратегии на развитие людей, нет продуманной адаптации, нет зрелой обратной связи и работающего middle-management — любые «нестандартные» сотрудники воспринимаются как угроза.
И HR в таких условиях вынужден действовать от обороны: закрыть вакансию, не нарваться на критику, не допустить провала.

Что может изменить ситуацию?
– Пересмотр метрик эффективности HR. Пока «вовремя наняли» > «вырастили результат» — мотивация останется в сторону «безопасного кандидата».
– Разговор с бизнесом на языке денег и риска. Потому что сильный человек = больше импакта. Но он требует других условий, другой культуры.
– Права HR на субъективное профессиональное мнение. Пока HR просто «обрабатывает заявку от менеджера», ничего не изменится.

HR не боится «нестандартных» кандидатов. HR боится, что систему разорвёт от их появления.
И если мы хотим перестать играть в “безопасность” — придётся пересобрать и архитектуру решений, и нашу внутреннюю позицию.
2025-04-03 18:17 4
Фонякова Вероника
Здравствуйте, Мария!

Ваш вопрос о том, почему HR-специалисты часто выбирают "удобных" кандидатов вместо тех, кто действительно может принести пользу компании, затрагивает важные аспекты нашей профессии. Это явление не ново, и его корни уходят глубоко в структуру и культуру многих организаций.

Страх перед последствиями: В условиях, когда на HR возлагается ответственность за результат подбора, многие специалисты предпочитают выбирать кандидатов с традиционным опытом. Это позволяет избежать риска, связанного с нестандартными решениями. Однако такой подход ограничивает возможности компании в привлечении талантливых и креативных специалистов, которые могут стать движущей силой изменений.

Отношение к HR как к вспомогательной функции: В большинстве компаний HR по-прежнему воспринимается как вспомогательная служба, а не как стратегический партнер. Это приводит к тому, что менеджеры диктуют требования, не учитывая, что сильные кандидаты могут потребовать изменений в корпоративной культуре и подходах к управлению. HR должен быть в состоянии отстаивать свою позицию и предлагать более гибкие решения.

Неготовность к изменениям: Компании, которые не готовы принимать "звезд", часто оказываются в ловушке своей корпоративной культуры. Сильные кандидаты требуют открытости, поддержки и возможности для роста. Если в компании преобладает токсичная атмосфера, такие сотрудники просто не смогут раскрыть свой потенциал.

Метрики успеха: В большинстве случаев успех HR-специалистов измеряется по количеству закрытых вакансий, а не по качеству новых сотрудников. Это создает давление на HR, чтобы они выбирали "удобных" кандидатов, а не тех, кто может стать драйвером роста.

Культура страха: Нестандартные кандидаты могут вызывать дискомфорт у руководства, так как они ставят под сомнение существующие процессы и подходы. В компаниях, где не умеют работать с обратной связью, такие сотрудники могут быть отвергнуты.

Что можно сделать?
Интеграция HR в стратегию бизнеса: HR должен быть вовлечен в стратегическое планирование, чтобы понимать, каких специалистов действительно нужно привлекать и развивать.

Измерение эффективности: Важно оценивать не только скорость закрытия вакансий, но и результаты работы новых сотрудников через несколько месяцев после их найма.

Поддержка профессионального мнения: HR должен иметь возможность высказывать свое мнение, даже если оно противоречит ожиданиям менеджеров. Это поможет создать более сбалансированный и эффективный процесс подбора.

В заключение, важно помнить, что HR — это не просто функция, а стратегический партнер, который может помочь компании расти и развиваться. Если мы не будем напоминать об этом, никто не сделает это за нас.
2025-04-03 12:48 3
HR - Агентство ЯРАБОТА
Здравствуйте! Мария, вы затронули очень точный и неприятно честный вопрос — именно поэтому он и важен. Вот взгляд со стороны HR-практика, который работает с обеими сторонами: с компаниями и с кандидатами.

Действительно, в реальности найма HR часто выбирают не тех, кто «сильный», а тех, кто «безопасный». Причины — не в недостатке профессионализма, а в системных противоречиях внутри самого процесса подбора.

1. HR боится подставиться.
Если кандидат с нестандартным опытом не впишется — HR будут первыми, кого спросят: «Зачем взяли?»
А если кандидат "удобный", с классическим резюме — всегда можно сослаться на логику: «Опыт есть, всё соответствовало». Удобнее перестраховаться, чем объяснять риск.

2. Подбор работает «в услугу» нанимающему менеджеру, а не в партнёрстве.
Во многих компаниях HR до сих пор воспринимается как вспомогательная функция, а не эксперт по людям. Менеджер диктует: «Хочу тихого, с опытом в нашей отрасли, не умника». И HR не спорит. Ведь спорить — значит брать на себя ответственность. А система это не поощряет.

3. Бизнес не готов к «звёздам».
Сильные, нестандартные кандидаты требуют других подходов управления. А если в компании токсичная среда, бюрократия и боязнь инициатив — такого сотрудника просто "выплюнет" система. HR это понимает — и выбирает "бесполезного, но тихого".

4. Нет чётких критериев эффективности подбора.
У большинства HR-функций метрика — «вовремя нанят». Но нет оценки: "стал ли сотрудник драйвером роста?", "принёс ли результат?". А значит, цель — закрыть вакансию, а не вырастить команду.

5. Культура страха перед конфликтом.
«Звёзды» — это острые углы. Это вопросы к текущей системе, к мотивации, к лидерству. Это неудобно. А в компаниях, где не умеют работать с обратной связью — это опасно. Проще не пускать "катализатор внутрь".

Что с этим делать?
– Встраивать HR в стратегию. Не просто «нанимать», а объяснять бизнесу, каких людей он реально готов удержать и развивать.
– Измерять эффективность не по сроку закрытия вакансии, а по результатам найма через 3–6 месяцев.
– И, главное — давать HR-функции право на профессиональное мнение, даже если оно идёт вразрез с ожиданиями нанимающего менеджера.

HR — не обслуживающая функция, а эксперт по человеческому потенциалу. И если мы сами об этом не напомним, никто не напомнит.
2025-04-03 12:28 4
Кадровое агентство Human Force
Мария, добрый день!

Вы подняли интересную тему)

Мне кажется, ответ уже частично кроется в вашем вопросе: со звездами «нужно уметь работать» и создавать для них соответствующую среду, где они смогут, собственно, сиять.

Что сюда может входить?

1. В компании должны быть задачи соответствующего звездного уровня.
2. Таких гениев надо дополнительно мотивировать на новые свершения (иначе они могут уйти за новыми победами к конкурентам) и не забывать про признание.
3. Корпоративная культура должна быть открыта к таким специалистам, где руководители действительно слышат идеи подчиненных и готовы рисковать.
4. А как работать с командами, где звезд несколько? И избежать при этом звездопада?)

Не каждая компания имеет такие опции и возможности. И, думаю, рекрутеры, понимая это, направляют свой вектор подбора на, так скажем, универсальных специалистов. Кандидатов, которых можно легко вписать в рамки уже существующей системы. И это в меньшей степени связано с желанием «угодить» заказчику и в большей степени с пониманием особенностей развития организации.

А «звезд» рассматривают, в основном, на какие-то ключевые позиции, которые не так часто открываются в компаниях. И работа по ним ведется, обычно, по совсем отдельному флоу.

Но, конечно, это не значит, что нужно отсеивать кандидатов с нестандартным подходом и не погружаться в суть их профессионального опыта. Вполне возможно, что именно этот сотрудник в будущем принесет компании отличные результаты!

P.S. Я бы еще порассуждала здесь про значение терминов. Кажется кандидат - звезда тоже может быть с «безупречно ровным резюме» и «стандартной карьерной траекторией». А удобный кандидат с «активной позицией» и «способен принести реальный бизнес-результат».

В любом случае, желаем вам найти в этой ветке ответы на все свои вопросы и успехов в ваших проектах!
2025-04-02 23:10 4
Пётр Коробицын
Здравствуйте, Мария!
В противовес Вашему вопросу расскажу одну занимательную историю.
Один мой знакомый искал себе работу, ходил по многим собеседованиям и каждый раз натыкался на одни и те же типовые вопросы от HR: почему Вы решили работать у нас? Почему Вы лучше других кандидатов? Кем Вы видите себя через 5 лет?
Знакомый был экспертом в своей области, прилежно отвечал на эти вопросы, но его не брали. Очередное собеседование, все те же вопросы – ему надоело. Он начал отвечать так, как думает, я бы даже сказал, по-бунтарски.
«Почему Вы выбрали нас?» – «Какую вакансию нашел, такой и отправил отклик».
«Сколько Вы хотите получать на своей должности?» – «Миллион!» – «Но Вы же понимаете, что мы не сможем Вам столько платить на этой должности?» – «Да, но Вы же спросили, сколько я хочу получать, я и ответил».
И так далее. Он, выпустив эмоции на собеседовании, ушел. И на его удивление… Его пригласили поработать в этой компании. Потому что он был специалистом в продажах, экспертом, отвечал нестандартно на типичные вопросы и был попросту настоящим.
Возвращаясь к Вашему вопросу: соглашусь, что главное не то, что кандидат прилежен, отвечает на вопросы грамотно, «по методичке», а то, какую пользу он может принести компании в денежном эквиваленте.
2025-04-02 19:34 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант/ HR-Эксперт
Автор статей
Автор 212 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
169 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.