Насколько большой разрыв в процессах управления персоналом между столицами и регионами?

Этот вопрос у меня возник после обсуждения другого моего вопроса, где мы говорили об излишних заимствованиях иностранной лексики в HR-сфере.
Одна из коллег написала: «У нас в Сибири проблематики с излишним использованием заимствованной лексики не наблюдается. Мы до сих не смогли привыкнуть к аббревиатуре HR и по прежнему "шпарим" любимое "кадровик")) Аттестация и ассессмент для нас просто очередная проверка, а онбординг ... это что вообще такое?)) 
Комментарий разрядки ради, но кроме шуток, большинство жителей Сибири по-прежнему используют русскую терминологию».


Популярное по теме
Чек-лист разработки внутреннего нормативного документа
8370
0

Еще мнение.

Использование иностранной терминологии «...будет прямо связано с тем, как высоко вы целитесь с точки зрения аудитории, среди которой хотите быть услышанным. На фабрике в Иваново с региональными амбициями логично onboarding именовать процессом адаптации и наставничества, а в IT компании с международными амбициями и желанием встроиться в международные цепочки создания ценности первый термин будет более понятен». 

Да, мы обсуждали узкий вопрос терминологии, но логичным было бы предположить, что за разницей в терминологии стоит разница и в процессах. 

Коллеги, кто проживает в регионах, у кого есть там заказчики и активности, есть ли разница в процессах управления персоналом между столицами (я ставлю в один ряд Москву и Санкт-Петербург, хотя, возможно, есть разница и между ними) и другими крупными городами России? Некрупными городами? Есть ли наиболее продвинутые регионы в нашей сфере?

Если разница большая, нужно ли нивелировать HR-процессы между столицами и регионами? Как это можно сделать? 


Поделиться статьей
Есть задача по hr-консалтингу?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Мария Белкина
По опыту работу как в УК холдинга, так и в дочках (в тч территориально удаленных): разрыв катастрофический. Готова не всегда знает (и хочет знать), что делают ноги.
Разные ценности, разные типы людей и культура.

Обмен опытом, стратегические сессии в какой то степени помогают.
На мой взгляд, эффективно каскадирование КПЭ по направлениям, создание каналов и площадок для общения, кросс функциональные рабочие группы, общие мозговые штурмы и регулярные Тим билдинги.
2024-07-27 23:28 1
Влад Яковлев
Здравствуйте, Лариса!

Разница она не в названии и не в регионе. Разница в людях (руководитель, лидер) и подходах, которые они несут в массы (свои компании, сотрудников)

Образование, культура, эрудиция это все не пустые слова, и могут не встречаться как в Москве,итак и в регионах, на уровне отдельно взятых компаний, команд и личностей
2024-07-26 06:20 1
Лариса Романенко
Коллеги, спасибо за обсуждение.
Если абстрагироваться от региональных особенностей и специфики, то наши сообща выработанные универсальные рекомендации могут быть полезны не только в регионах, но и в столичных компаниях. Ибо не место (то бишь любой населенный пункт, от Москвы до самых до окраин) красит человека, а человек - место!
2024-07-25 13:54 1
Лашкевич Наталья
Коллеги, всем добрый день.

Безусловно, разница очевидна. Но, если мы берем более молодые компании и команды в регионах, где диапазон возраста 25 - 35, в этом случае дистанция сокращается, если собственник не понимает термины, он быстро адаптируется, далее адаптируется вся команда.
2024-07-24 09:21 1
Вера
Всем доброго дня!
Разница есть, чем больше город, тем динамичнее бизнес и легче сотрудничать в плане делового этикета и регламента.
Чем меньше городок, тем больше риска отвлекаться на местные сюжеты, пересечения в подборе кадров (если клиент еще и сам пытается искать, по другому- мешать процессу и т.д.)
Изначально надо уметь настроиться, быть готовым к подводным камням и камешкам и уметь работать в предлагаемых обстоятельствах.
Интересное наблюдение: если провинции изначально задать столичный темп, то клиент , в принципе, способен подстроиться, и даже будет благодарен, если задача будет выполнена быстро и четко.
2024-07-24 08:05 4
Aлла Алфёрова
Лариса, коллеги спасибо за вопрос и интересные комментарии!
Разница есть между Москвой/Санкт-Петербургом и Регионами. Однако регион региону рознь. Как и Руководитель руководителю. У меня сложилось мнение, по опыту, что на Юге более легкие и меньше вникающие в детали руководители. На Урале и в Сибири очень по разному, мне доводилось взаимодействовать и с "прокачанными" и с очень консервативными.
Тут не столько от Региона сколько от желания развиваться/развивать свою компанию и идти в ногу со временем.
На крупных предприятиях в регионах встречала более системный подход к работе с персоналом. А что касается функций HR = кадровик + рекрутер, так это не редкость и в Московских компаниях. Это про операционный менеджмент, что нужно сейчас и быстро. Однако Рынок труда глобально изменился за последние 5 лет и HR важно чтобы был именно Партнером, иначе Компании где HR = кадровик + рекрутер и где нужно быстро и без понимания созависимостей блоков в HR - в настоящие дни сильно проигрывают в долгосрочной перспективе. Неважно это Москва и Питер или Юг/Урал/Сибирь.
2024-07-23 15:51 8
Лариса Романенко
Александра, спасибо, отличный пример! Работа с одним заказчиком над одним проектом в трех разных регионах - идеальные исходные данные для наблюдения))

Если раньше мы говорили о личностных особенностях людей и о корпоративных особенностях бизнеса, то Ваш комментарий подтверждает важность региональных факторов: ситуация на рынке труда, наличие системообразующих предприятий, количество рабочих мест и вакансий, качество рабочей силы.
P.S. И спасибо за Ваше мнение в предыдущем обсуждении (именно Ваша цитата приведена первой в моем вопросе).
2024-07-23 12:37 2
Александра Смагина
Лариса, приветствую! Не буду вдаваться в детали понимания понятий "что мы называем процессом", но просто поделюсь своим опытом) Среди моих заказчиков есть как малый бизнес так и градостроительные компании регионов. Работали мы как-то над формированием команд в трех разных городах России с одной телекоммуникационной компанией. Вот список городов: Улан Удэ, Петрозаводск и Санкт-Петербург. Вы спрашивали есть ли разница в подходах? О да... лично для меня колоссальная.
Итак, несмотря на территориальную отдаленность Улан Удэ и Петрозаводска, процессы были плюс минус похожие. Город небольшой, соотношение количества резюме к количеству вакансий находятся в одном диапазоне, а потому сотрудники "держатся" за свои рабочие места, доходят да собеседований отлично, текучесть персонала в норме, а потому из инструментов управления используется больше кнут, нежели пряник. Руководители активно делают акцент на регламент и наличные взаимосвязи.
Санкт Петербург разительно отличался в этой святой троице. Управлять персоналом через регламенты и стабильность не представляется возможным, если условия труда в компании среднестатистические (что называется просто "в рынке"). Для полноценного формирования команды там подключалась не только системность, но и креативность в подходах, различные мотивационные программы, ну и без танцев с бубнами не обошлось))
2024-07-23 11:41 4
Воропаева Ольга
Конечно, разница есть, и она обусловлена ценностями, мировоззрением и мотиваторами собственника, в первую очередь. Собственник подбирает команду в свой бизнес исходя из выше перечисленного. Второе, что определяет разницу, это тип личности собственника и топ-менеджеров. Есть люди, которые сначала думают, а потом делают, выстраивая процессы на основе чужого опыта и ошибок. В таких компаниях процессы будут схожи с другими компаниями. А есть "люди дела", которые сначала делают, а потом анализируют, почему что-то не работает, изобретая таким образом велосипед. Кроме некоторых культурных различий между всеми регионами, разница еще определяется различными экономическими условиями и доступом к ресурсам (финансовым, материальным, информационным, кадровым).
2024-07-23 09:07 6
Александр Тимошин
Лариса, коллеги, здравствуйте!
Перечитал ответы коллег на заданный вопрос.
Мы отвечали на вопрос о разнице в процессах управления персоналом в разных регионах.
Задумался над еще одним вопросом)
Что каждый из нас понимает под процессом?
Для меня процесс это последовательность шагов/действий по преобразованию входа в выход.
Думаю, что у коллег есть свои определения. Наша оценка разницы в процессах управления персоналом может быть связана с пониманием того, что каждый из нас считает процессом.
Недавно столкнулся с одним заказчиком и понял, что разница в процессах управления персоналом есть и между компаниями в Москве)
При этом заметная разница)

2024-07-23 06:38 5
Наталия Сухарева
Лариса, добрый день,

Из моего опыта разница конечно есть, но она на самом деле обусловлена во-первых, потребностями бизнеса, во-вторых, часто, личностью HRD.
Знаю предприятие, где ГД так и называет свой HR "отдел кадров", и вообще не приемлет иностранную лексику (не только в HR, особенно большие претензии у него к аббревиатуре EBITDA)) Но и отношение там, к сожалению, как к кадровику, а не как к функции, влияющей на бизнес.
HRD пыталась его изменить, но в итоге сдалась.
А "через забор" другое предприятие того же холдинга, где HRD ключевой игрок в команде.
И это никакая не Сибирь, а не так далеко от Москвы.
Кстати, в Сибири, по прошлому моему корпоративному опыту, как раз много очень грамотных коллег, как бы они там не назывались)
2024-07-22 16:35 4
Наталья Кретова
Лариса, коллеги, добрый день

Смотря, что называть регионами?
В своей практике, работаю с городами миллионниками и теми, кто помельче. Разница бросается в глаза сразу. И, если между Москвой и Санкт - Петербургом, Екатеринбурном, Челябинском и прочим крупняком - незначительна, то когда опускаешься на уровень какого- нибудь Павловска , так колоссальна. И, вопрос не в людях, вопрос именнно в потребностях и возможностях бизнеса.
2024-07-22 14:41 7
Дмитрий
Лариса, коллеги,
добрый день!

Попробую выразить мысль кратко.
Никакой разницы между столицами/регионами, с моей точки зрения, нет.
А что есть?
Есть разница в процессах, задачах и командах, выполняющих эти задачи.
Это разница в большей степени обусловлена величиной бизнеса компании, целевым рынком для продуктов компании, бизнес-моделью и этапом жизни компании.
Предлагаю без снобизма (Лариса, конечно же это не про Вас), мы все из одной среды (+-) социальных отношений и институтов образования.
И наконец - заказчик вправе за свои деньги формулировать задачу исполнителю как ему удобно. У исполнителя есть только одно право - не брать заказ и убеждать.
Спасибо!
2024-07-22 13:16 3
Лариса Романенко
Коллеги, спасибо за мнения!
Олег, Ваш ответ - бальзам на душу) Очень воодушевляюще, классно, приятно, что не только столицы поддерживают уровень развития в нашей сфере. И Александр об этом же написал.
В то же время полностью согласна с комментаторами, которые говорят о разнице с регионами. Понятно, что все это зависит не только от компании, ее бизнеса, но и конкретных персоналий в бизнесе и в HR. При желании можно внедрять современные подходы и технологии, а можно и в прошлом веке остаться.
Опять роль личности в бизнесе?
2024-07-22 13:11 4
Олег Дьяконов
А я не соглашусь с коллегами. Много работаю с предприятиями и компаниями Урала и Сибири, так там уровень компетенций высочайший- исторически, туда были перевезены предприятия с центральных регионов, и именно там сложилась правильная производственная школа и система обучения, наставничества. Там на многих предприятиях более трепетное отношение к обучению сотрудников, там это воспринимается как истинная ценность. Нет такой ротации персонала, когда руководители говорят "а зачем учить, всё равно уйдут..". Это в целом. Знаю компании, которые не пропускают приезды бизнес-спикеров к ним в город. В общем, бизнес-культура в Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Томске, Красноярске- это ещё столичным компаниям нужно многому поучиться!
2024-07-22 12:20 7
Инесса Шелест, IT HR
....вот кстати, сегодня читала описание одного запроса от потенциального клиента из регионов.
Описание, прямо скажу, бредовое на столько.... что даже не понятно, в курсе ли он сам что именно надо сделать в рамках этого запроса.
И бред даже не в описании задачи поразил, а бред замены слов. С такими заказчиками надо делать дополнительно "толковый словарь", чтобы понимать его. Чтобы знать что он называет тем или иным словом.
Например: "ищу поисковика, который предоставит 6 гипотез"
Перевод на нормальный язык: "нужен рекрутер, который предоставит 6 кандидатов на выбор"
2024-07-22 10:59 1
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Лариса и коллеги!
Насколько большой разрыв в процессах управления персоналом между столицами и регионами---измерять, к сожалению нет такой возможности.
Но то, что он есть это факт. И не потому что в регионах менее образованные и продвинутые, а потому что концентрация знаний и технологий находится в центре.
Заказчики из регионов действительно чаще отличаются своим "я так вижу" на общепринятые проверенные стандарты бизнес-процессов.
Если Заказчик ко мне обратился за помощью и готов к обоснованным изменениям, то работаю с такими заказчиками с удовольствием. Потому как я могу отвечать за результат, если есть все необходимые условия для получения этого результата.
А если Заказчик ничего не хочет менять но хочет чуда, это всё равно что готовить оливье но по рецепту винегрета))))
Сама оценка будущих результатов работы с такими Заказчиками перестаёт быть прогнозируемой.
Разница же не в названиях-терминах, а в системе работы.
2024-07-22 10:42 4
Пётр Коробицын
Добрый день, Лариса! Отличный вопрос! Разница в терминологии действительно отражает различия в процессах и подходах к управлению персоналом между регионами и столицами. В регионах часто используют более привычные и понятные термины, что связано с особенностями локальных рынков и культурных различий. В Москве и Санкт-Петербурге, напротив, преобладает международная терминология, что связано с интеграцией в глобальные бизнес-процессы.
Разница в процессах управления персоналом существует, и это нормально. Однако, если цель — унификация HR-процессов, важно учитывать специфику каждого региона. Подходить к этому можно через обмен опытом, обучение и адаптацию лучших практик.
2024-07-20 11:15 3
Светлана, трудовой юрист
Лариса, коллеги, приветствую!
Разрыв огромный! У меня были всегда в практике клиенты различных регионов, в тч Сибири, Урала, были и ОП по всей РФ, когда я работала HRD.
Во всех остальных регионах, кроме МСК и СПб, при ОП всегда руководители регионов называли нас кадровиками, но в тоже время очень активно применяли наши аббревиатуры и управление из СПб/МСК.
Клиенты в регионах сейчас до сих пор считают HR кадровиками, не давая им в ответственность ничего, кроме кдп и подбора. Все остальное с согласования собственников бизнеса, а местные HRD не могут аргументировать свою позицию. Если наемный директор из крупного города и ему дают возможность взять себе в команду сильных игроков (руководителей направлений/подразделений), а это сразу суммы в большой + по условиям, тогда дело идет, но это скорей происходит, если не все собственники местные. Менталитет очень разнится между МСК/СПб и регионами.
Даже во Владимире и Калуге, казалось бы почти в МСК, а нет, кадровики, СССР.
Ехать в регионы с крупных городов сложно: условия жизни и зп намного выше, регионы не готовы платить в 90%. В этом проблема.
Но опять таки: это моя практика, мой опыт и мое мнение.
Спасибо за актуальную тему.
2024-07-20 09:38 6
Александр Тимошин
Лариса, здравствуйте!
Сначала забавный случай)
В августе 1998 года ,когда доллар в рублевом измерении за ночь вырос в 4 раза я попал на встречу HR (столица и регионы), на которой в числе приоритетных тем было обсуждение что делать с з/платой, так как в столице она тогда была привязана к доллару и на собеседованиях называли оклад в долларах, хотя потом по курсу выплачивали в рублях. А тут вдург рублевая з/плата выросла в 4 раза. Было от чего болеть голове)
Коллеги с мест долго не могли понять, что так так беспокоит московских HR.
А когда наконец разобрались, то сказали. что у них она сразу была в рублях, про доллары ничего не знают и никаких пересчетов по курсу в помине не было.

Про HR-процессы ничего сказать не могу, однако я много колесил по стране с тренингами и сессиями по менеджменту, стратегии, изменениям, лидерству
Было два варианта:
Если в компании была штаб-квартира в Москве или Санкт-Петербурге, то особой разницы в темах и погружении в эти темы на уровне руководства в столицах и филиалах особого не было. Все зависело от личности людей.
Если компания была региональной, то все зависело от собственника.
Как он относился к людям и их вкладу в рост бизнеса.
Были компании, в которых обучение было поставлено на регулярную основу и соответственно бюджеты были значимые.
Были компании, в которых HR нужно было осваивать небольшой бюджет по обучению.
В общем региональных особенностей я не увидел (на моем опыте)

2024-07-19 17:26 6
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Корпоративное обучение и развитие. Бизнес-тренинги. Оценка персонала.
PRO Автор статей Спецзаказы
Стаж работы Более 15 лет
Отзывов от клиентов 31
Публикаций 80
Рейтинг в профразделах
Корп.культура 2 место
Оценка 3 место
Карьерный консалтинг 6 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
225 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.