Наглость или глупость!?

Уважаемые коллеги много раз делились своими историями с клиентами на этом ресурсе. Я тоже хочу рассказать одну из недавно случившихся с нами. Возможно, кому-то этот кейс окажется полезным, а мне, как всегда, интересны ваши мнения, мысли и тому подобное.
Если у вас были такие или подобные ситуации - поделитесь, пожалуйста. В моей практике подобная история была первый и, надеюсь, последний раз))).

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Итак. Клиент на подбор удалённого менеджера по продажам. Всё как всегда: переговоры (всегда позиционирую нашу группу рекрутеров-фрилансеров), разъяснения всех условий, договоренности о цене и сроке гарантии с пояснениями что именно является гарантийными причинами). Высылаю договор на ознакомление и заполнение - 3 дня клиент знакомится и высылает "тяп-ляп" запоолненную заявку. Спрашиваю ознакомился ли с договором и вс ли понятно, поясняю ещё раз все важные моменты. Подписываем и начинаем работу. Клиент оказался крайне требователен к оценке компетенций. Не вопрос!

Высылаем первого кандидата, клиента всё устраивает, восторг, авации). Договариваемся о дате выхода. Поскольку работа дистанционная, отслеживаем все процессы от установки всего необходимого на ПК нового сотрудника до того кто и как будет вводить сотрудника в должность и проводить адаптацию и контроль. Клиент назначил наставника.

За три дня до выхода узнаю, что клиент уехал (как оказалось на отдых), при этом не предупредив о том, что не сможет быть на связи. Ок, всё бывает.

Дата Х - кандидатка (сотрудница) с утра не может не до кого достучаться. Звонит нам с непониманием, её ждут или что-то случилось.....Весточкой за океан урегулировали этот вопрос. Начали работать.Тут этот самый коммерческий директор просит подделать документы и обозначить в нём консультационную услугу, а не подбор. ЧТО!? Наверное, об этом договариваются как-то заранее, я не права? Через три дня новая сотрудница пишет, что ни одного ответа на вопрос не получает ни от наставника, ни от директора. Ощущение полной изоляции, из понятного только CRM и поставленный план продаж. Заявленной клиентской базы на обзвон нет до сих пор. Начала искать клиентов сама - претензии, что мало звонков (при этом она осущесттвляла по 50-70 "холодных звонков" в день, по скрину программы это видно, IP телефония от компании). Потом как-то урегулировалось, работают. Все всем довольны. Проходит месяц и появляется тот самый директор (так и не приехав из-за океана) и пишет в ватсап, что сотрудница на больничном (как раз начиналась пандемия, люди начинали заболевать то тут, то там). Говорю, что ещё два месяца и все сейчас болеют, он соглашается подождать. Чётко обозначаю КРАЙНИЙ срок гарантии с датой до которой необходимо сообщить, что сотрудница увольняется и необходима замена с обозначением причины (согласно договору). Ок, договорились. При этом продолжаем искать второго менеджера и предоставляем кандидата. Проходит ещё 2,5 месяца и клиент требует замену без объяснения причин увольнения предыдущего сотрудника. При этом от этого бывшего сотрудника получаем обратную связь крайне негативную, при которой сотрудникам работать практически нереально. Мы ответственно относимся к заменам и пошли навстречу клиенту. Вдруг директор ОТКАЗЫВАЕТСЯ рассматривать кандидата.По нашему договору отказ от рассмотрение - замена считается предосттавленной. Пытаемся говорить, напоминая об этом пункте - бесполезно. При этом от этого человека вдруг куда-то убегает чувство такта, умение вести переговоры, внимательность к документам и начинает просто литься брань, быдлятина и всё в этом духе. Сказать шок - ничего не сказать.

История не могла закончится никак иначе, как просто без возможности какого-то адекватного общения и договоренностей заблокировать все контакты и официально направить отказ от дальнейшего сотрудничества по вполне обоснованным причинам подтверждённым пунктами договора.

Вы думаете кейс завершился? Ан, нет!))) Он оставил отзыв, в котором, конечнно, выдернул из контекста. Поскольку ресурсами отзывы не проверяются (негативные во всяком случае), его разместили. Скажете, ну теперь-то всё! Нет, не тут-то было).

Не далее, чем сегодня раздаётся звонок якобы от бухгалтера этой компании с просьбой прислать те самые счёт и акт на КОНСУЛЬТАЦИЮ!

Может быть, я и не вспоминала бы об этом, но прямо бомбит. Так это наглость, глупость, а возможно, болезнь? А как считаете вы, коллеги?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Татьяна Бохолдина (Главкадр)
История жесть, конечно.
Подбор в этом плане мне кажется вообще очень сложным заказом, столько всяких "НО и ЕСЛИ".
Юридическая практика более понятная и прозрачная.
Я вот думаю: а почему бы не обратиться к руководству HRTime, Ольге, с инициативой дать возможность исполнителю давать хотя бы краткий ответ на отзывы клиентов? В большинстве сервисов такая возможность ЕСТЬ. Букинг, 2GIS, Гугл. Хотя бы не одностороннее видение клиента.
Я зашла в Ваш профиль, да, все отзывы кроме этого хорошие, нормальный человек прочитает и поймет, что явно единичный случай, когда клиент недоволен но должна же быть возможность "постоять за себя"
Тем более отзыв у Вас в профиле уже есть, и описание ситуации Вы уже сделали. Написать в службу поддержки.
Я когда проходила "Умный старт", выдвигала несколько предложений, которые, в итоге, были внедрены. Например, видеть ДО открытия контактов клиента, что они включают: только емэйл или телефон тоже :-)
Так что есть вероятность, что получится. И всем будет полезно
2020-09-16 04:07 1
Вера
Как показывает обсуждение, у всех опытных рекрутеров случаются данные споры по договорам с завидным постоянством.
Опыт общения с клиентом я получила в кадровом агентстве. Наш директор 30-40% времени тратил на споры по договорам с клиентами на протяжении многих лет.
Пришло понимание, что споры по договорам- это рутинная нормальность.Так к этому и надо относиться.
Маленькое наблюдение: рекрутер уверен в себе и выходит в высший эшелон профи, когда решает работать только с предоплатой. Как ни странно получается,но предоплата- это показатель реального профессионализма рекрутера.
Чем больше проф. опыта у рекрутера, тем легче ему найти правильные доводы для отстаивания своей позиции, тем более устойчива психика и крепче нервы к данным поворотам в проф. деятельности.
2020-07-28 07:37 1
Анастасия Гузенко
Коллеги, приветствую!
К сожалению, как не "шлифуй" договор - подобные истории случаются. И практический опыт в проектной работе помогает распознать, оценить и взвесить всем риски, но истории случаются. Редко, но и у меня есть такие кейсы. Зная себя и свой опыт и серьезное отношение к работе обидно втройне. Иногда заказчик ведет себя некорректно по незнанию и не видя и не понимая всей сложности ведения проекта. Иногда заказчик четко знает, что его требования и условия не в рынке, но стоит на своем и не готов к обсуждениям, "не слышит" рекрутера. А если сюда же добавить "уникальность" характера руководителя или корпоративной культуры компании (или скорее ее отсутствие), то проект заранее обречен.

Без договора - не работаю.
Без предоплаты - не работаю последние 2 года.
В сложных случаях веду переговоры с Заказчиком, если не слышат - ссылаюсь на договор.

В конце 2019 года был клиент, которому были оказаны услуги, но когда кандидат проработала 1 мес. - решили, что ошиблись с выбором. От замены отказались, т.к. взяли на данную должность родственника. Затребовали оплату вернуть (причем полную), угрожая разместить отрицательный отзыв из-за моей нелояльности. Я ответила, что напишу свое видение ситуации. На этом история закончилась, но нервы помотали.
2020-07-26 15:08 1
Кондракова Анна
Коллеги, добрый день. Наша работа связана с людьми, а люди бывают разные, как Заказчики так и кандидаты. Можно заключить самый лучший договор, но застраховаться от неадекватности и непорядочности невозможно. Надо наблюдать в динамике))) В моём десятилетнем опыте есть кейсы похожие на Ваш, я имею склонность в таких случаях доводить дело до выхода кандидата на работу и с учётом всех нюансов не работать больше с Заказчиками жестоко не соблюдающими договорённости.
2020-07-26 14:56 2
Алексеева Галина
Дина, отпустите этот случай, не концентрируйтесь на плохом. Судя по вашему рассказу в бизнес-процессах компании существовали серьезные проблемы и до пандемии, как правило, такие "корявые" бизнесы не выдерживают кризисов. Скорее всего у клиента возникли проблемы с бизнесом и он, вылил на Вас весь негатив, должен же быть кто то виноват в неудаче. Ведь очень редко люди находят в себе силы проанализировать свои собственные ошибки и стараются обвинить кого угодно, только не себя. Никто не застрахован от таких клиентов, это наш опыт.
2020-07-24 15:32 3
Ольга Купава
Дина, очень знакомая ситуация, к сожалению.
У меня видимо карма такая, что такие клиенты в моей практике вовсе не редки.
И договор не хотят заключать, достаточное количество заказчиков было без договора на доверии и по итогу получалось по разному: и хорошо и не очень, те заказчики, с кем договор был, нередко нарушали его, говоря: "Вперёд, судитесь."
Например, был заказчик, оформили заявку на подбор специалиста по тендерам (без аванса, т.к. уже был успешный с ними проект, все было ок, в принципе с авансом не рассматривали сотрудничество) и вот я подобрала им такого специалиста, который на собеседовании "открыл им глаза" и все расставил по полочкам, как вердикт: "Ой, Ольга, мы еще не выросли до такого уровня, рано нам тендерами заниматься. Вам, конечно, спасибо". Спасибо? И? И ничего. Да, компенсация. Опять же: "Идите, докажите ка в суде." Занавес. И более того, обратились вновь! за подбором и здесь уже, конечно, я запросила аванс, который в случае такой ситуации как минимум покрыл бы мои расходы. Заказчик отказался, ведь много коллег работают без него.
По обратной связи - прекрасно вас понимаю, особенно, когда дело касается гарантийной замены.
Вообщем, у меня столько подобных было случаев, что можно книгу написать.
И все равно, застраховаться от таких клиентов полагаю трудно, можно только снизить риски.
Вообще сейчас часто отказываю заказчикам, некоторые явно ищут бесплатную рабочую силу. И при размещении отрицательных отзывов, полагаю, что нужно разбирать каждую ситуацию до публикации, иначе дело до абсурда может дойти. "Ой, что-то много у вас вопросов, вы что такой глупый рекрутер? Вон Глаша ничего не спрашивала. Минус вам. Я так чувствую".
2020-07-23 20:47 2
Парфенова Надежда
Мне кажется,что это похоже на болезнь. Бизнес, зачастую к функции рекрутинга относится, из позиции вы должны, вы прибыль не приносите так, что давайте идеальных кандидатов,и побольше, а мы повыбираем. Такое очень потребительское отношение, не у всех конечно. Но оно есть. Тут действительно только письменно фиксировать все обсуждения и договорённости.
2020-07-23 15:46 0
Екатерина Хватина
День добрый!
Были похожие ситуации, после этого я стала все фиксировать, даже если разговор был по телефону, дублирую хотя бы в WA что-то типа "в рамках договоренности, а именно …." и вопрос в конце, дабы получить согласие.
Но вопрос про замену действительно часто открыт, заказчик начинает отказывать подходящим кандидатам и эта работа может длиться очень долго. Кто что делает в данной ситуации? Сколько кандидатов на замену предоставляете?
2020-07-23 06:50 1
Aлла Алфёрова
Дина, ситуация неприятная.
В то же время посмотри на неё как бы из будущего,
через 2-3 месяца. Это для того чтобы эмоционально чуть меньше волноваться.
У меня был заказчик, который мне пригрозил отрицательным отзывом
за то, что хотел получить данные анонимного опроса, кто и что ответил
по каждому вопросу. Долго обсуждали и по телефону и в переписке и его и мою позиции.
Потом сотрудничали ещё по другому проекту. Но сейчас на стопе.
Советовать ничего не буду при вашем опыте. Понятно "заказчики-это наше всё". И мы порой закрываем глаза на сигналы, которые считываем уже на начальном этапе. Заявку на подбор, которая приложение к Договору правлю до четкого понимания сторонами требований к кандидатам. Потом ставим подписи на каждой странице Заявки и Исполнитель и Заказчик.
2020-07-21 20:52 3
Боженко Ольга
Дина, добрый день!
Присоединюсь к колегам, как ни страхуйся, однако такие случаи иногда бывают - токсичные клиенты.
В моей практике были случаи, когда клиент получал комплексный консалтинг на протяжении 3-х месяцев - еженедельные очные встречи с разработкой регламентов и документов для компании клиента, а потом вдруг говорил, что все это не работает, и платить за это он не будет, хотя продолжал ждать с доработки документы и строить планы на дальнейшую работу.
Что может помочь:
1. Тщательная оценка реальности выполнения заказа и управляемости клиента (больше половины заказов, к сожеланию, бывает выполнить невозможно).
2. Договор по всем правилам, выполнение всех обязательств.
3. Закладываю процент издержек, если клиент все же оказался токсичным.
4. Дорабатываю содержание услуги, с учетом прошлых неудач.
5. Чутко реагирую на сигналы - критикует или ругает прошлых исполнителей, придирается к существенным условиям договора, или наоборот невнимателен к документам, часто не берет трубку, оплата по факту и пр.
6. Принять, что иногда предыдущие 5 пунктов не помогают и это бывает у всех.
2020-07-21 13:55 4
Уварова Елена
Дина и коллеги,доброго утра,я тоже в теме))) К сожалению,это издержки нашей профессии. Я уже и договор отточила с помощью юристов,застраховав,как мне казалось ,по полной. И опыт позволяет закрыть любую вакансию. Ан нет,изредка все же попадаю на недобросовестных заказчиков. Уже давно закрыла историю лояльности к новым клиентам. Они мне всегда выходили боком. Есть договор и все,точка. Но недавно опять та же река.Из последних. Приятный первый разговор,знакомство по видео. Все улыбаются,перспективно говорят о компании и сотрудничестве. Уверяют,что будут прислушиваться в вопросах подбора. Говорят,что нужно 10 менеджеров,программист и ТимЛид. Супер,оптовик. Я в бой. Отправила свой строгий договор,заявки. Жду. В пятницу после обеда звонок с просьбой начать работу до подписания,мол горит,нужны люди,а договор будет в понедельник-вторник. Прям мольба с уверением в честности. Поверила. Четыре дня пахала . Договор подписали,предоплату внесли. А вот дальше началось. Не буду долго утомлять. И оказалось,что я не один рекрутер на заказе,и,что поиск идет уже с января,и хотят они не просто менеджеров,а людей с портфелем готовых клиентов. Которые должны ,изначально,привести заказ,походить "около компании",а затем ,возможно,их примут в штат. И выбивание обратки неделями. А программиста и ТимЛида с их требованиями не существует в природе,но признали они это только через месяц. А три кандидата на другую вакансию ждали собеседования,которого я не могла добиться 3 недели.
Ну и много еще подобных ньюансов. Так что,возможно и у меня плохой отзыв не за горами))))))У нас плохие размещают быстрее)))
Давно не попадала на подобного заказчика,при моем отношении к работе,перенервничала жуть. Благо,что договор у меня с компенсацией и все было не совсем бесплатно.
Но в очередной раз убедилась,что прежде,чем брать дорогой или большой заказ,нужно не только покопать в интернете о компании,но и найти бывших сотрудников на предмет обратной связи.
Очень печально слышать от заказчиков,что я выбрал более лояльного рекрутера,который согласен работать без компенсации в случае,если у меня отпадет надобность в подборе. А как же время и силы,потраченные на пустой поиск?Какая лояльность,господа,вы о чем?
Мы должны держать марку и лицо профессии.
2020-07-21 09:56 8
Вера
Такие кейсы случаются постоянно, как правило с новыми клиентами. Подтверждаю, что именно таким образом появляются отрицательные отзывы на данном ресурсе, поскольку самому HR нет никакого резона плохо относится к клиенту, мы все пытаемся сделать клиента постоянным.
Считаю, что нужно с достоинством и четко в рамках договора и бизнес-этикета пытаться закрыть такой кейс. Если будет отрицательный отзыв- ок, принять как опыт.
Кстати, можно предложить бухгалтеру удалить отзыв или написать опровержение в обмен на нужные документы.
Нет ни одного опытного рекрутера, который не сталкивался с аналогичными случаями
2020-07-21 09:17 3
Дина
Да, Наталья..., спасибо за ваш кейс. Тут, естественно, с отсутствием последствий и уже хорошо. И руководство адекватное,насколько я могу судить по вашей истории. Хуже,когда русских слов не слышат ( или не хотят слышать), а плюс проблемы с памятью и элементарными компетенция и...,вот что с этим делать? Когда показываешь белый цвет и называешь его белым,а в ответ он вдруг становится бардовым и,как принято говорить ' трава не расти"!?
2020-07-20 19:39 1
Наталья Кретова
Дина, здравствуйте . Вы не одиноки.
У меня история менее запутанная , но все ж.
Приходит заказчик. Заказывает подбор специалиста на вакансию финансовый директор. Обговариваем все условия, подписываем договор. Нахожу кандидата, представляю его в компанию. Все вроде проходит гладко. Кандидат выходит на работу. Начало триллера. Время - сентябрь.
Кандидат начала входить в должность и естественно наводить порядок. Но, как выяснилось, сам заказчик был не готов к тому, что у него будет порядок и начал тормозить процесс перемен. Он начал сам же своими же руками выживать специалиста, которого так ждал и за подбор которого заплатил деньги.
До меня же это докатилось в декабре, когда закончился срок гарантии, со словами, я ей все дал, а она не смогла. Причем, замены не просил, просто мотал мне нервы упреками в алрес специалиста.
Мне удалось в декабре разрулить ситуацию и объяснить высоким договаривающимся сторонам, что перемены вещь непростая и нелегкая. Так прошло время. Т.ак время дошло до мая. И в мае, они расстались, т.к. пандемия и все такое, короче удаленная работа сыграла свое.
Триллер на этом не закончился. Мне вновь поступил заказ на подбор такого же специалиста, как и прошлой осень. И теперь я в раздумьях, то ли это такая корпоративная игра, то ли что?

2020-07-20 17:16 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Руководитель группы рекрутеров-фрилансеров
Автор статей
Автор 15 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
182 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.