Почему среди нас, рекрутеров, до сих пор есть те, кто работает в постоплату?

Ежедневно слышу от клиентов, что они нашли рекрутеров или агентства, которые работают на условиях постоплаты. Это говорит о том, что таких предложений слишком много. Кто вы — воины?
На рекрутеров и так смотрят с недоверием, так зачем вы разрушаете и обесцениваете рынок нашего нелегкого труда?
Искренне надеюсь, что вы тоже оставите комментарий к этому вопросу, а не только те, кто солидарен со мной.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Мы все понимаем, что рекрутинг — это не "доставка сотрудника со склада", а часть общей системы.

Когда мы нанимаем юриста или SMM-специалиста, мы платим за процесс и экспертизу, а не за «гарантированный исход» в виде клиентов или выигранного дела.

Но клиенты всё ещё ожидают от нас, рекрутеров, гарантию результата в виде работающего сотрудника, а не экспертизы в построении воронки кандидатов, профайлинге и выводах по рынку.

Почему же в рекрутинге до сих пор ждут не работу, а «готового идеального кандидата»?

Как вы доносите до клиентов мысль, что подбор — это совместный процесс, а не волшебство и как вы объясняете тем, кто хочет оплачивать услугу особенно в пост оплату или после прохождения испыталельного срока?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Татьяна
Анастасия, коллеги, добрый день!
Прочитала ваш вопрос и захотелось сразу ответить: "так исторически сложилось".
Если работаешь в штате компании, то получаешь заработную плату и работодатель признает, что платит за экспертизу + вводит KPI, чтобы стимулировать результат.

Если в консалтинге, то заработная плата рекрутера проблема консалтинговой компании, которая получает постоплату за реализованную услугу и берет на себя риски за отказ клиента где-то в середине проделанной работы.

"Вольный" рекрутер приравнивается бизнесом к консалтинговой компании. От сюда идут ожидания: постоплата, оплати ресурсы для поиска сам, никаких выплат за отказ от проекта и покажи крутой результат очень быстро или мы не считаем тебя за эксперта.

Еще добавляется фактор, что HR в найме, которым вроде бы верят и доверяют, постоянно доказывают свою "полезность" и "экспертность", что не просто "девочка" или "мальчик", бесцельно ковыряющий отклики на hh, а стратегический бизнес партнер, который через работу с людьми, влияет на бизнес результаты (тут не говорю за все компании, но среди работодателей эта история не редкость).

И добавим конкуренцию: те, кто работает за постоплату, кажутся менее рискованным выбором. Если посмотреть на выбор подрядчика глазами собственника, согласитесь, тот кто работает за постоплату кажется лучшем выбором, нежели тот, кто просит 50% предоплаты или оклад + бонус за закрытие. Когда нужно расстаться с деньгами, нам хочется гарантий, уверенности в успехе и минимальных рисков, так и бизнес хочет максимально снизать финансовый риск.

Если собрать вместе все эти факторы, то картина выглядит +- логичной. Хотя, коллеги, очень хочется чтобы было по-другому.

мои идеи после размышлений:
- формировать доверие к профессии.
- договориться внутри отрасли, что теперь все работаем за оклад + бонус. Нет других условий сотрудничества, значит бизнес, который не может позволит себе услуги агентства, будет готов обсуждать новые условия работы с фрилансерами.
2026-06-08 14:59 0
Андрей Кугергин
Добрый вечер! Деятельность как рекрутер на аутсорсе начал недавно, и когда заходил тоже не знал с чего начать.
Я не искал специально на таких сайтах себе заявки, и не знал даже где искать.
Поэтому просто знакомился с разными предпринимателями, кто то уже был в моем кругу и знал что я эксперт в области подбора персонала.
И общаясь на какие либо темы, всплывал вопрос о том что им нуден сотрудник, ну и я предлагал себя, свои услуги, за пост оплату. Просто проверить как это работает.
Итог, взял 3 заявки по пост оплате, из них двоим закрыл позиции, и они оплатили, а третьему нет, они отказались от идеи кого то нанять.
Не приятный момент, собственник говорит что ему нудна 2 спеца, а после 2-х недель моей работы пишет что больше не нуждается в моих услугах.
И дело даже не столь в деньгах которые я не заработал, а в том, что работа была сделана напрасно!
Поэтому вывод такой - что работать по пост оплате, себя не уважать, и свой труд.
Коллеги, заканчивайте пожалуйста работать таким образом!
Уважайте себя, свой труд и свой многолетний опыт! Каждая работа должна быть оплачена!
2025-09-07 21:28 2
Aлла Алфёрова
Коллеги, Добрый день!
История с постоплатой каждый раз вызывает у меня улыбку. Клиенту кажется, что он нашёл золотую жилу: мол, платить только за готового кандидата — значит, он в выигрыше и ничем не рискует. Но на самом деле в проигрыше остаются все. Такой подход обесценивает сам процесс рекрутинга. Мы же не волшебники, которые достают “идеального кандидата” из шляпы. За каждым закрытым вакансией стоит огромный пласт работы: часы поиска, десятки созвонов, фильтрация сотен резюме, тонкие переговоры с кандидатами, которых часто приходится буквально убеждать рассмотреть предложение. Это невидимая часть айсберга, но именно она определяет, будет ли у клиента результат.
Когда мне говорят о постоплате, я всегда отвечаю прямо: если вы хотите надёжный результат, нужно работать как партнёры, а не перекладывать всё
на рекрутера и ждать чуда. Потому что подбор — это совместный процесс, где клиент вовлечён не меньше нас
2025-09-03 11:52 6
HR - Агентство ЯРАБОТА
Добрый день, Анастасия.
Вопрос постоплаты — это отражение текущей реальности рынка.
У клиентов есть недоверие к рекрутерам, потому что наш продукт — «человек», и результат всегда зависит от многих факторов: условий у работодателя, адекватности руководителя, рынка кандидатов. Клиенты хотят застраховаться и поэтому ищут тех, кто готов работать по схеме «сначала результат — потом деньги».

Почему такие предложения до сих пор существуют?

Конкуренция. Многие начинающие рекрутеры соглашаются на постоплату, чтобы получить первых клиентов.

Ожидания заказчиков. Бизнес часто переносит подход «оплата за результат» с подрядчиков на рекрутинг, считая, что это одно и то же.

Отсутствие осознания ценности процесса. Не все компании понимают, что подбор — это не «найти резюме на hh», а целая работа по анализу рынка, созданию воронки и оценке кандидатов.

Лично я объясняю заказчикам так:

Подбор персонала — это инвестиция в систему, а не лотерея с одним кандидатом. Мы работаем с воронкой, и каждая стадия (поиск, первичный скрининг, интервью, аналитика) — это труд, который стоит денег.

Юристу мы платим не за «гарантию выигрыша дела», а за экспертизу. В рекрутинге то же самое: мы продаём экспертность и процесс, а не только «готового сотрудника».

Постоплата часто ведёт к обесцениванию труда рекрутера. Заказчик получает кандидатов, но не ощущает ценности работы, если платит только «в случае успеха».

Поэтому я предпочитаю работать на предоплате или поэтапной оплате: это честно и для клиента, и для рекрутера. Ведь в подборе важно партнёрство, а не игра «докажи, что ты чего-то стоишь».
2025-08-27 15:43 2
Мария Алексашина
Анастасия, коллеги, здравствуйте!)

Этот вопрос и ещё один вопрос, который публиковал HR специалист в прошлом году - 2024, касательно стоимости услуги "Составление резюме" и "Корректировка резюме" меня волнуют ежегодно, поскольку ситуация особо не меняется.

Я вижу следующее:
1. Неуверенность в себе, либо синдром самозванца;
2. Конкуренция на рынке труда, либо данной платформе;
3. Отсутствие навыка продажи собственной услуги.

Если я буду судить по себе, то я обхожу стороной Заказчика, который:
- просит пост.оплату;
- просит скидку;
- жалуется на несправедливость мира (ребёнок-инфантил).

Это 3 категории проблемных Заказчиков.
Им я никак и ничего не объясняю, разговор короткий, если он вообще есть. От синдрома отличницы избавилась, заискивать перед Закзачиком не приходится. Всё четко и по существу, в лучших традициях "Уолл Стрит".
Стоимость услуги могу снизить, если будет договор на следующий Заказ или индивидуальные договорённости о сотрудничестве.

Также, мне трудно понять, как услуга по корректировке и составлению резюме может стоить значительно менее 10к. Поскольку это труд, который обесценивается из-за неграмотности в HR или невежества заказчиков и самих HR-специалистов, сомневающихся в собственной же компетентности, что негативно сказывается не только на ценности самого HR специалиста, но и на репутации коллег и рынка в целом.

История стара как мир. И это нужно менять однозначно.

Относительно вопроса "Почему" ждут... В целом, "ожидания-реальность", специфический конструкт, который важно в индивидуальном порядке обсудить ДО подписания соглашения, договора о сотрудничестве.

Могу провести аналогию с отношениями и кризисами 3-6 месяцев, 1 года, и так далее.
С работодателями/заказчиками также:
- Многие основатели и СЕО незрелые для ведения бизнеса и кое-как справляются, выезжая на наглости;
- Кто-то до сих пор живет в парадигме "Я плачу, значит имею право..." - и под этим правом подразумеваться может всё что-угодно. А с учётом неуверенности в себе специалистов среднего звена и в целом, почти каждого специалиста в России из-за привычки выживать и жить в позиции жертвы, мало кто вообще осмелится раздать люлей начальству.
*Писала ранее статью про страх россиян отсативать свои права и идти в труд. инспекцию илои прокуратуру.
(а по аналогии с отношениями это фраза звучит как: "Я тебя обеспечиваю, имею право...")
- Заказчик/собственник бизнеса, воспринимает Исполнителя НЕ как партнёра, а как подчинённого (как раз из-за той же неуверенности, о которой Вы пишете, Анастасия, и о которой я могу писать бесконечное количество полотен здесь);
- Заказчик в роли работодателя, неспособен справиться с "кризисом отношений" в коллективе, команде, с руководителями или новыми кадровыми единицами (Однако, спад рабочей силы, результативности и энергии неизбежен, - они есть всегда);
- Заказчик-инфантил - "Топает ножкой" и хочет, чтобы всё стало, как он хочет без его вмешательства.

Описала выше причину таковых ожиданий.
Решением вижу: слать на 3 весёлые буквы таких Заказчиков, и можно, как раз к тем рекрутерам, которые готовы работать бесплатно, в постоплату, в позиции снизу.

Люди, которым нравится БДСМ - это их личный выбор. С партнерским сотрудничеством бизнесе - также. Есть договорённости, и если HR-специалист не готов использовать стоп-слово или постоять за качество проделанной работы, свой профессионализм и так далее, то ему не место в бизнесе или HR консалтинге.

Давайте поддерживать друг друга в стремлении ппроявлять уважение к HR специалистам разных отраслей со стороны Заказчиков, и предлагать услуги с предоплатой в 50% минимум.

P.s. когда вы приобретаете билет в театр, кино, занятия по танцам, уроки вождению, Вы оплачиваете услугу в полном объёме или вносите депозит.
Если не понравится спектакль/кино или качество обучения, то претензии по результату "Мне не понравилась игра актёров" или "Водитель водит не так, как мне хочется" - неприемлемы.

Вопрос: Почему мы позволяем обесценивать наш труд, профессионализм и годы рпыта?

2025-08-25 17:51 1
Анастасия Баклыкова
Анна Долматова, добрый день.

Спасибо, что написали ответ и задали в нем вопрос. Отвечаю: потому что 1 тема задается внутри 1 вопроса)
Если вы предлагаете затрагивать несколько тем в 1 вопросе, то это делается на данной площадке, но в формате статей.

И, кстати, мне кажется, что постоплатчики, подборы за 20.000 и те, кто не умеет коммуницировать и т. д. это все один тип исполнителей.

А вот про незнание сферы — тут бы я поспорила.
Сферу можно изучить самостоятельно и грамотно проинтервьюировав заказчика. Это как подбор разработчиков. Техническое интервью все равно на стороне клиента. А вот разобраться в сфере, понять почему именно эту вакансию сейчас ищет заказчик и какую боль этим закрывает — не обязательно быть из этой сферы или иметь в ней опыт подбора. Проверено нашим опытом неоднократно и получены положительные отзывы даже в тех случаях, когда мы брали впервые новую должность и сферу.

Еще раз спасибо за интересный ответ🌞
2025-08-25 13:45 3
Алексеева Галина
Добрый день, Анастасия.
Искренне не понимаю почему люди обесценивают свой труд. Частные рекрутеры не АНКОР или другие известные кадровые агентства с большими штатами сотрудников и наработанными клиентами. Эти гиганты могут себе позволить за счет общего оборота и работы с постоянным пулом клиентов на прозрачных понятных условиях взять вакансии в постоплату. Стоимость их работы несопоставима с расценками на данном ресурсе. Тут клиент не готов платить за подбор коммерческого директора минимум от 700 000 р.
Целевая аудитория другая, часто сложные вакансии на не очень рыночных доходах для кандидатов, поиск может быть долгим. Затраты на поиск высокие (вакансии на платных ресурсах, оплата контактов в резюме, рабочее время и т.д. ). Риски, что завтра клиент отменит поиск или возьмет кого-то своего или поменяет условия вакансии или не станет быстро давать обратную связь по кандидатам, и они просто примут другие предложения, высокие. Люди хотят взять клиента таким образом скорее всего, но почему то не задумываются, что отношение с клиентом, который не ценит ваш труд, скорее всего будут малопродуктивны.
2025-08-25 13:25 6
Анна Долматова
Анастасия, добрый день,

Если вопрос Вашей статьи "Почему рекрутеры работают в постоплату?" - потому что так договорились и по-другому не смогли.
Точно так же, как задать вопрос женщине - "А почему вы живете с алкоголиком?"

И почему Вы считаете, что именно рекрутеры, кто работает с постоплатой разрушают и обесценивают рынок?
А почему не разрушают непрофессионалы? Рекрутеры без знания сферы, рекрутеры без опыта проведения интервью, рекрутеры, которые не умеют выстраивать отношения и элементарно коммуницировать?
А почему не разрушают рынок, те, кто предлагают услугу за 20 тыс. рублей?

На мой взгляд, Вы слишком тяжелую ношу повесили на тех, кто работает с постоплатой.
2025-08-25 09:43 5
Александра Ершова
Думаю, из-за "перегретого" рынка часть игроков таким обрабом пытаются добавить себе клиентуру. Согласна, звучит немного дико, но раз статистика есть, то было бы интересно запустить анонимные исследования на эту тему и покопать глубже.
Про гарантии вообще интересный вопрос, и зависит тут многое от заказчика, отрасли, специфики рынка и договоренностей "на берегу". Предположу, что для определенных вакансий вообще сложно говорить о гарантиях - это будет, скорее, гадание на кофейной гуще, не более того. Как и везде, важны результаты, метрики и экспертиза.
2025-08-23 09:13 4
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Анастасия!

Полностью согласны с вами — постоплата в рекрутинге часто больше вредит, чем помогает. Мы ведь не просто «приводим кандидата», а уже с первого дня вкладываем время, силы и экспертизу: анализируем рынок, ищем и оцениваем людей, выстраиваем коммуникацию, убеждаем лучших специалистов рассмотреть вакансию. Это большая работа, которая начинается задолго до того, как клиент увидит первого кандидата. Мы всегда стараемся донести до заказчика, что подбор — это совместный процесс, и успех зависит от обеих сторон: скорости обратной связи, качества вакансии, готовности оперативно принимать решения. Когда есть предоплата или хотя бы поэтапная оплата, и мотивация, и качество работы выше — потому что есть взаимное уважение и понимание ценности процесса. Постоплата же часто превращает рекрутера в «игрока в одни ворота», где все риски и затраты лежат только на нём, и это в долгую разрушает доверие и рынок.
2025-08-22 16:49 8
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Собираю результативные команды⚡Помогаю выбрать карьерный путь
PRO Автор статей Спецзаказы
Стаж работы Более 10 лет
Отзывов от клиентов 37
Публикаций 26
Рейтинг в профразделах
Оценка 10 место
Подбор 18 место
KPI 19 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
179 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.