Законопроект «О внесении изменений в ТК РФ в части регулирования дистанционной и удаленной работы»

Работать из дома не только удобно, но и круглосуточно. 
В начале пандемии несложно было заметить, что количество рабочих часов при переходе на удаленку увеличилось. Первый месяц работы из дома был для многих компаний стрессовым, и начальники не знали, как правильно теперь управлять и контролировать сотрудников, поэтому где-то были перегибы, в том числе и временные.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Не всех эта ситуация устроила, и группа неравнодушных депутатов Госдумы, среди которых Владимир Володин и Сергей Неверов, вышла с инициативой защитить сотрудников от таких руководителей законопроектом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы».

Законопроект призван исправить такую практику, дать определение дистанционной работе, прописать особенности заключения трудового договора об удаленной работе, разграничить периоды работы и отдыха сотрудника, который выполняет свои задачи вне офиса.

Документ находится на рассмотрении, и до 16 июля этого года в проект могут быть внесены поправки, комментарии и дополнения. Законопроект может быть принят в июле, так как действующая с 2013 года глава 49.1 Трудового кодекса о дистанционной работе морально устарела, достаточно сложна для применения, из-за чего ею практически не пользуются.

Если в компаниях с западной корпоративной культурой не принято беспокоить сотрудника в нерабочее время или в выходные, и действительно работают строгие регламенты, то в российских — чаще всего эта этика просто отсутствует.

Инициатива законодательно закрепить взаимоотношения работодателя и сотрудника на дистанции — верный шаг на пути формирования цивилизованного рынка труда. Но есть несколько вопросов:

  • как эта инициатива будет реализована и, главное, исполнена на местах
  • как этот законопроект защищает работодателя.⠀

Нигде в предложенном проекте не указано, каким образом работодатель должен осуществлять способы контроля рабочего времени. То, что ранее регламентировалось физическим присутствием в офисе, не озвучено, даже не рассмотрено в законопроекте.

Как вы думаете, к чему приведут изменения? Для консультантов в связи с этим в работе с клиентами что-то изменится? Например, новые учить новые условия согласовывать с работодателем? 

Мне кажется, что ответственные работодатели еще более тщательно будут подбирать персонал,  а также учиться более четкой, возможно с использованием специальных программ, постановке ясных целей, систематизации задач и прописывать подробнейшие регламенты их выполнения.

А так же думаю, что в российских компаниях средней руки, такой закон может с легкостью нарушаться, как и многие другие, которые не соблюдаются сейчас.

Поделиться статьей
Интересует аудит или разработка документов?
Опишите вашу задачу и я сделаю вам расчет бесплатно
Aлла Алфёрова
Катерина, важная тема.
1.Законодательно действительно много пробелов было. И пандемия обострила эти пробелы, так как обеспечение и выполнение дистанционной работы стало теперь обязанностью работодателя и работника. Есть ещё понятие надомной работы, где четко указывается домашний адрес выполняющего её.
2.Относительно контроля работодателями своих сотрудников. Очень неоднозначный вопрос: если туго закрутить гайки - конструкция будет менее прочной через некоторое время. Так и с ужесточение контроля - знаю, что есть компании где не только спец.программы устанавливаются на ПК сотрудников, но и камеры слежения во всех возможных и невозможных местах.
3.Для роста вовлеченности сотрудника и использования им своего рабочего времени на благо работодателя важна не столько система контроля, сколько корпоративная культура сложившаяся за долгий период в компании, СОТ, индивидуальные мотиваторы. И другие части пазла, дающие большую отдачу персонала...
2020-07-17 10:49 2
Вера
Считаю, что законы должны соответствовать действительности. Уже много лет много людей работают удаленно. Но закон принимается только сейчас, когда "жаренный петух клюнул".
Надо идти дальше, самозанятость, удаленку и другие виды кооперации на рынке труда учитывать в пенсионный стаж. Почему-то самозанятость сейчас не учитывают... Приняли хороший закон, но как-то половинчато.
Поэтому надо писать и принимать АКТУАЛЬНЫЕ законы и дорабатывать все четко, особенно отношения с пенсионным фондом, соц. страхом и т.д., мед. страхом и т.д.
2020-07-10 09:03 1
Максим Любимов
Хороший и долгожданный вопрос.
Вы указали на то, что нигде в предложенном проекте не указано, каким образом работодатель должен осуществлять способы контроля рабочего времени. Во-первых выбор средств достижения такой цели прерогатива работодателя - этому не место в законе. Во-вторых: насколько велика необходимость осуществлять подобный контроль? Почти никто из работодателей не контролирует использование рабочего времени сотрудником. Само по себе присутствие в офисе ещё совершенно не означает, что работник уделяет выполнению своих должностных обязанностей 8 часов в день.
Законопроект поможет многим работодателям наконец-то решиться перевести часть сотрудников на удалёнку. Работодатели сократят часть затрат на организацию рабочих мест и будут мотивированы повышать уровень конкретности рабочих заданий и точности критериев оценки успешности их выполнения. От специалистов по подбору персонала потребуется выработка новых подходов к поиску кандидатов, их оценке и к работе с новыми возражениями заказчиков.
А вот что в законопроекте точно следовало урегулировать так это вопрос затрат на организацию рабочего места. В существующих реалиях передача работнику оборудования для работы из дома видится не удобной с учётом того, что большая часть работы предполагает использование компьютера и его периферии, которая как правило имеется у каждого работника дома. Если такое регулирование не будет внесено в законопроект, то за этим гарантированно последуют исковые требования уволившихся со скандалом работников о компенсации затрат на рабочее место.
2020-07-06 16:24 3
Екатерина Хватина
День добрый! Спасибо за вопрос, у нас холдинг из нескольких направлений деятельности. Часть компаний перешла на удаленку, часть работает в офисе. Я убедилась, что это в три числе внутренняя готовность управленца, доверие к команде и конечно ответственность каждого и грамотная система обратной связи. Часть процессов пересмотрена, введена большая зависимость от результатов бизнеса, там, где нет crm систем, перешли на тазовые принципы по Ганту.
Переход на удалённый режим меня больше интересует в части электронного взаимодействия, сейчас стоимость электронной подписи слишком высока, и я бы начала как раз с этого.
2020-07-06 11:27 2
Дина
перекладывание "с больной головы на здоровую", т е. кандидат некомпетентен, безответственен,а не я не умею управлять. У нас ТК РФ нарушается на каждом шагу и многих работодателей это мало интересует. Думаю,что запрос на обучение выростит у сознательных и ничего не изменится у безответственных.
2020-07-06 11:10 0
Дина
Согласна с Еленой,что главный вопрос - это вопрос управления сотрудниками на удалёнке. В наших компаниях очень частая проблема, в принципе, компетентность управленцев и многие не на своём месте. Хотелось бы,чтобы законопроект расставил всех по местам,но верится в это слабо. Скорее всего, всё пойдёт по стандартному путь нарушения закона и
2020-07-06 11:07 1
Наталья Кретова
Катерина, спасибо за вопрос.
То, что поправки в трудовой кодекс относительно дистанционной работы требуются - факт. Из-за того, что упомянутая Вами ст. трудового кодекса не дает четкого определения рабочего места работника, со стороны работодателей ко мне часто обращаются с вопросом о проведении аттестации рабочих мест, прописания условий такой работы в трудовом договоре и пр., а со стороны работников лагерь разделился на два: ответственные и безответственные.
Первые жалуются, что стали работать почти круглосуточно, в режиме: 24Х7х365, вторые бравируют тем, что уволить за прогул или пьянку удаленного работника, практически невозможно, ведь не определено его рабочее место.
Со стороны ищущих работу,часто слышу запрос на удаленный формат трудовых отношений. Причем такие запросы получаю как от местных, так и региональных работников, для которых удаленка - способ решить вопрос со своей занятостью.
К чему это приведет?
Пока сложно прогнозировать, но абсолютно очевидно: рынок труда разделится на два: те, кто за работу в офисе, кому нельзя или трудно организовать удаленку и кому необходимо проявлять чувство причастности к рабочему процессу (например, секретари) и те, кому находится в офисе нет нужды, кто самостоятельно может выполнять свои трудовые обязанности (например, дизайнеры).
Что нужно для регламетации удаленной работы?
1. Определить четкую формулировку удаленного рабочего места для дистанционного работника, не позволяющие ее толковать двояко;
2. Установить правила игры для этой категории работников, т.е. когда можно беспокоить, а когда нет;
3. Как давать задания, осуществлять коммуникации и как контролировать рабочий процесс.
К чему это приведет?
1. Правила игры станут понятны всем игрокам.
2. Не будет злоупотреблений, как со стороны работников, так и работодателей.
3. При возникновении нештатных ситуаций (например, прогул), будет понятен алгоритм действий.
2020-07-06 09:19 4
ООО "ПСИТЕХПРО"
Это тема не законодательного урегулирования, а потом ещё контроля. Тем более, как Вы правильно заметили - закон и его исполнения суть природа разные. Это тема психологических границ, а порой и область хорошей психотерапии. Там где один босс будет топтаться по чужим границам а его подчиненный не сможет сказать "стоп", поможет лишь выход из драматического треугольника жертвы-тирана-спасателя. И знающие люди (коллеги психотерапевты) подтвердят, что выход из треугольника отнюдь не законодательный. Поэтому и решение искать нужно в другой области знаний. Если работодатель не в роли "преследователя" (а равно как "жертвы" в домашнем кругу), то с временными границами подчиненных все будет хорошо, ибо бизнес процессы построены на материальных выгодах, без примесей вторичной психологической незрелости.

Пользуясь случаем, хочется обратить внимание на успешные компании:
у них как правило во главе стоят зрелые менеджеры/собственники, а бюджет отличных от них спасет ROI-позитивная инвестиция в психотерапию или Executive-коучинг. К чему и приглашаю
2020-07-05 20:23 1
Уварова Елена
Будет нарушаться,как я думаю ,еще долго. Мы не привычны к дисциплине. Если посмотреть даже сейчас,когда еще не совсем спал риск заражения,а только уменьшился,очень львиная толика предприятий общественного обслуживания не соблюдают прописанные правила.
В парикмахерских ,в одном маленьком зале, сидят три клиента ,обслуживаемые 3 мастерами без масок и перчаток. Шла мимо ,заметила,зашла и спросила,а как же так? Говорят,да-знаем,но душно и жарко.Мол мы здоровы и проверены. Спрашиваю ,как и когда проверялись,тишина. И таких мест много.
Мне за последнюю неделю 2 постоянных заказчика дали задачу проработать правильную систему перехода на удаленку,но во главе угла был тезис - как проверять работу сотрудника,чтобы не валял дома дурака,получая з\п. Это главный страх у многих.
2020-07-05 19:54 1
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант, hr - эксперт
Автор статей
Автор 10 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
154 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.