Вытеснят ли HR-специалистов с рынка?

Вчера слушала вводный бесплатный вебинар одной он-лайн школы, обучающей smm. Там услышала  неприятную для себя новость:  у школы имеется договор с рядом компаний, для которых они готовят smm-менеджеров.Обучение специалшистов на заказ , так сказать. 
 
Я была немного обеспокоена такой новостью. А не являются ли он-лайн школы конкурентами hr-специалистов ?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Накануне этого вебинара у меня была  мысль, что специалистов современных интернет-профессий: 

- smm

- интернет-маркетоолог 

- разработчик-программист

- web-desiner

- создателей автоворонок, ботов. 

лучше искать напрямую в  специализированных он-лайн школах, которых и искать не следует : просто листаешь ленту в vk , instagram  -- и они тут как тут, рекламируют обучение и приглашают в него.  

Я уже было обрадовалась, но вчерашняя новость меня обеспокоила. 

А что если он-лайн школы возмут себе за стратегию обучать людей по заказу конкретных компаний и распределять новоиспеченных специалистов по компаниям, как в недавнем СССР?

Всё новое -- давно забытое старое" как говорится.  

Но что делать hr-специалистам, которые относительно недавно только появились на рынке,а им уже угрожают вытеснением?  

Как думаете, коллеги, если ли в стратегии он-лайн школ действительно угроза нашей деятельности ?  

Или рано волноваться ? 

Или и без того очень много не интернет-вакансий, которые нужно закрывать? 

Буду рада узнать различные точки зрения на данную ситуацию. 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
tatyana.daybova
Как сказал Владимир Львов: "10 человек попробуют поучиться в онлайн-школах, 6 закончат, 3 дойдут до реальной работы, у одного получится." У одного получится - и если это не вы, то винить кроме себя - некого. То, что компетенции будут усложняться, сращиватьсья, универсализироваться в разной степени и акцентами - факт.
2019-12-04 14:18 0
Владимир Львов
10 человек попробуют поучиться в онлайн-школах, 6 закончат, 3 дойдут до реальной работы, у одного получится.
2019-11-25 17:39 0
Круглова Анна
Я бы не переживала о том, что нас вытеснят с рынка! Ну понятно, что стало возможным работать без посредника, напрямую, но... все кто занимаются обучением очень много обращают внимания на проф знания умения и навыки и совсем не готовы лезть в такие "дебри" как актуальные потребности соискателя, синхронизация их с ценностями компании. Все что касается социальных характеристик (муж, жена, дети, прародители, ипотеки, образованность и т.д.): достать, сопоставить, соотнести и сделать выводы) Отбор по личностным компетенциям-то ещё счастье!) считаю, что для онлайн школ эта миссия невыполнима, а самое главное - они не мотивированы решать вопросы такого уровня и такой глубины! Настоящий HR он и психолог и методолог, и законодатель и системщик и синхронизатор. Согласитесь, слишком сложно, чтобы просто взять и убрать с рынка. Найдите сначала кем или чем заменить) все что вы перечислили в рисках - не подходит! Вывод: не переживайте, работайте, растите себе достойную смену молодых HRовцев!
2019-11-04 22:52 0
Артур Саблин
Спасибо. Очень интересная дискуссия.
2019-11-03 09:41 0
Владимир Филиппов
Да, наделали шуму "боты" и "роботы"! Спасибо, что успокоили...
2019-11-02 10:36 0
Владимир Кромов
Вот уж не думал, что такая "опасность" будет надвигаться. А вот оно как повернулось...
2019-11-02 10:05 0
Полина Серебрякова
Спасибо. А то уже начала "бояться"...
2019-11-01 08:19 0
Айрат Мустафин
Вытеснят ли HR-специалистов с рынка?

Вытеснение, притеснение, теснота, тесно…
Должно быть, для этого все очень и очень плотно, чтобы было тесно. Иначе как вытеснить?

Есть такая хорошая игра в 15. Там одна ячейка всегда свободная. Нужно понимать, что своя ячейка будет всегда.

Ещё пришел на ум анекдот про китайца, которому рассказали историю про двух мужиков, которые общаются на железной дороге. Один сидит на рельсе, а другой говорит ему: «Подвинься». Китаец ухохатывается.
Когда его спрашивают, понял ли он начинку или изюминку анекдота, то он отвечает, что конечно. Второй мужик, мол, хитрый какой. На уже согретое первым мужиком место пытается усесться.

Вот такая разница в ментальности и оценке ситуации. Мы порой видим ситуацию как тот китаец.

Функции специалиста HR – это целый список. А достижение программистов – это помощники, инструментарий, который тоже должен тестироваться, контролироваться, корректироваться и задаваться именно человеком – HRом.

Как, например, машина проведет ассессмент-центр? Да ещё и даст интерпретации в контексте задач, которые собственник произнес в свойственной только ему манере. Порой это просто набор общих фраз и слов, которые под собой всё же имеют конкретную расшифровку. Машина эту расшифровку сделает неточно. А человек, который бок о бок трудится с этим топом или собственником легко переведет его абстракции в понятный режим задач и заданий, что именно хочет увидеть реальный заказчик работ.

А вот привлечение и завлечение при помощи работных сайтов. Да, разгружает человека, расширяет площадь покрытия, но без собеседования или его элементов, которые проводит именно человек, ну никак пока не обойтись.

Может быть, все дело именно в этом слове пока, потому что представить продвижение технологий сложно. Как можно было заподозрить появление электричества в пламени костра в пещере? Да, никак, если не прослыть чудаком.

Видимо, полезнее будет тенденция сращивания достижений цивилизации и развития технологий с повышением профессионализма и компетентности специалиста по человеческим ресурсам.

Вот, к примеру, появилась электронная почта – уже нет проблем доставки. Есть проблема прочтения и оценки полученного резюме, то есть непосредственного отбора. Так как само собеседование или человеческая встреча стала стоить гораздо дороже.
Вот, где должны помочь технологии.

Формы, стандарты, достижение психолингвистики в обработке резюме, обработка резюме по ключевым словам и ключевым фразам, подчеркивание сомнительных фактов или противоречий в тексте.
Это вполне реально в самом ближайшем будущем.


С уважением, Айрат Мустафин
2019-10-03 15:58 0
Громов Сергей
Конечно, нет.
2019-10-02 14:47 0
Ольга Полднер
HR будут трансформироваться в своих функциях, но человек будет нужен всегда.
Вот так кратко - аргумент за вечную необходимость кого -то, кто про людей )))
2019-09-24 23:16 0
Айрат Мустафин
Любая конкуренция мотивирует на развитие, на рост. Пусть роботы подтягиваются за нами, а мы будем быстрее и качественнее в своих компетенциях.
Даёшь честное соревнование с умной машиной!

Айрат Мустафин
2019-09-24 12:33 0
Айрат Мустафин
В профессии HR очень много от психолога. Японцы далеко продвинулись в области робото-психологии, но и они не сумели на сегодняшний момент адекватно заменить человека. Да, помогают пожилым и одиноким. Да, научились выявлять депрессию по анализу разговора и мимики. Однако, это лишь элементы, которые проще, точнее и дешевле решают люди, которые имеют нужную квалификацию и опыт.
Человек всегда тоньше, понимает больше контекстов, смыслов.
Машина пока ещё очень далека, но приближается потихоньку. Если не придумают что-то сверхпрорывное, то профессия HR будет с реально человеческим лицом :-)
2019-09-22 16:10 1
Карина
Это было всегда и никуда не уходило. Каждый год выпускаются специалисты по заказу компаний, но среди них очень большая текучка - ОЧЕНЬ! Не многие остаются в профессии. HR слишком человечная профессия, чтобы ее так быстро заменили машины.
2019-09-21 20:32 2
Вера
Надо принимать существующую реальность Профессии будущего во многом предопределяют чисто техническую работу: создание алгоритма программирования, создание отчетности, структурного бизнес-плана, работа с сетями в интернет-пространстве, проведение высокотехнологичной медицинской операции др.
Здесь не нужен человеческий фактор, просто технический знания.
А значит, достаточно hr- робота, чтобы закрыть подобную вакансию
2019-09-21 12:27 1
Ирина Царькова
Добрый день, коллеги! Внимательно прочитала вопрос и изучила ответы, обдумала ситуацию... Мой окончательный вердикт: НИКОГДА! Будут меняться обстоятельства, технологии, названия, обязанности и пр. - суть останется нужной всегда.
2019-09-21 11:01 3
Дина
Ещё хочу добавить,что робот изначально был призван помочь компании с массовым подбором и первичным отсевом по формальным признакам вакансии. В любом случае психологии в нем и профессиональной оценки быть не может и очень высок риск социально значимых ответов.
2019-09-19 10:57 2
Георгий
Уверен, что ни одна технология не заменит HR-специалиста, если он в тренде.
2019-09-19 10:13 2
Вера
По моему опыту, многие компании пытаются создать робота- HR. Но пока такой робот делает только техническую часть работы: ресечинг, формирование нужной базы к-ов, рассылка писем, стандартное интервью по телефону/скайпу и т.д.
В принципе, на технические позиции, удаленку так можно принять на работу. Но где нужно оценивать человеческий фактор, все же должен принимать решение НR. Пока...
2019-09-04 17:13 1
Наталия Букевич
Коллеги, всех благодарю за комментарии. Очень оптимистичные прогнозы.
Сотрудничество с он-лайн школами -- отличная идея. Беру на вооружение !

А комментарий Михаила заставил меня задуматься над качеством моих услуг
2019-08-31 15:03 1
Ольга Купава
Наталия, здравствуйте, присоединяюсь к общему направлению в высказываниях коллег: не волнуйтесь, развивайтесь, осваивайте тонкости, расширяйте линейку своих услуг.
Полагаю, не стоит волноваться из-за рекламной компании знакомой вам онлайн-школы.
Это вы услышали только голословную информацию на вебинаре из уст самой школы. А статистика, факты где? Не достаточно информации для волнения.

Рекрутеров на фрилансе тоже много сейчас, и каждый находит свою нишу.

Многие компании заключают договоры с ВУЗами и приглашают молодых специалистов (полностью согласна с Надеждой Кравченко, такая практика была раньше и отличная практика, на мой взгляд). Однако, вакансий от этого меньше не становиться на рынке труда.

А вот оптимизировать свои процессы и идти в ногу со временем мы просто обязаны. Это относится к другому вопросу - роботизации. Роботы всем нам в помощь, а не вместо нас).
2019-08-30 14:01 2
Наталия, добрый вечер. Не думаю, что нужно этого опасаться. Согласен с мнением уважаемого Айрата Мустафина и других коллег: конечно, что-то будет меняться, но настолько постепенно, что последствия таких изменений в этой жизни нам не угрожают. Ну и, конечно же, все будет зависеть от профессионализма HR-специалиста. Заказчики, осознающие важность квалифицированного подбора и оказания иных услуг в нашей области, предпочитают зачастую обращаться к фрилансеру, а не к "юрику". С появлением на рынке все большего числа организаций, оказывающих услуги такого рода, качество этих услуг катастрофически ухудшается (по крайней мере, в Санкт-Петербурге). Только в этом году ко мне лично обратились по вопросу подготовки к плановым проверкам ГИТ несколько заказчиков, которые изначально были настроены работать с "юриками", но впоследствии были разочарованы (мягко сказано) результатами сотрудничества. Причем один из заказчиков обратился уже второй раз и по иному вопросу, связанному с ведением КДП. Так что ничего не опасайтесь и удачи Вам в работе.
2019-08-29 19:30 2
Надежда Кравченко
Наталия, вообще не вижу угрозы, а лишь пользу. Ни один HR не сможет обучить специалистов узкого профиля. Но теперь он может выбрать провайдера обучения, сформулировать уникальный запрос именно под свою компанию, выбрать обучаемых в соответствии с личностными компетенциями, интересными его компании, получить отзыв о том, как они вели себя во время обучения (дисциплина, прогулы, подготовка заданий, вовлеченность и пр.) и прогнозировать должностное поведение и на выходе предоставить компании потенциально лояльного коллегу.
Можно создать с он-лайн-школой корпоративную базу знаний, оценочные формы, книгу лучших практик - да что угодно, полезное для развития сотрудников." Прикрутить " геймификацию, зашить туда KPI и оценочные формы.
В общем, никаких угроз не вижу. Развивайтесь спокойно в HR. А уж если новое - хорошо забытое старое, то кадровики СССР с удовольствием сотрудничали и с ВУЗами, и с ПТУ, и с техникумами, а пльза от такого сотрудничества была всесторонней.
2019-08-29 00:43 2
Наталия Букевич
Коллеги, всех благодарю за комментарии. Так приятно оказаться среди профессионалов.
Я узнала кое-что новенькое для себя.

Прежде всего, что HR - это гораздо шире, чем поиск и собеседования. Меня это очень обрадовало, так как , работая в прошлом в найме, мне всегда нравилось вводить в курс дел новичков (обучать). И как я теперь понимаю, отсутствие моего профессионального роста в некоторых компаниях объяснялось именно отсутствием налаженных функций HR. Например, не раз бывало , когда в первые рабочие дни, передо мной просто ставились задачи без всякий инструкций. Вроде "Делай, что хочешь. Главное - результат". Или понижение мотивации к работе в условиях невозможности карьерного роста никак не компенсировалась, а могли бы и вширь рост обеспечить : доверить обучение, развитие персонала.
Но надо признать, что бизнес в РФ в 2000-х еще только развивается. Руководители сами порой не знают ответов на все вопросы, что на них каждый день сыплются. В том числе и в отношении найме людей "молодых" профессий (smmь маркетолог, веб-дизайнер). Недоверие к ним до сих пор высоко, так как мало того, что им зарплату надо платить, им еще и рекламные бюджеты надо доверить.

Одна он-лайн школа мне доверила информацию о том, что чаще руководители не хотят ни сами обучаться smm, маркетингу, ни вникать в найм таких дорогих специалистов. Они готовы лишь заплатить деньги надежным людям ( и рекрутеру. и маркетологу). Только бы получать хорошую отдачу от вложенных в этих людей денег. И наверное. они правы. Каждому свой труд.
2019-08-27 18:47 2
Ольга Судакова /
Наталия, я согласна с коллегами, которые уже успели высказаться.
Но предлагаю взглянуть на это с еще одной стороны. Различные обучающие организации, действительно, могут (и прогрессивные это делают) сотрудничать с потенциальными работодателями. Но в этом случае мы говорим о трудоустройстве "молодого" специалиста. Потребность же работодателей чаще всего в опытных кадрах. Учитываю все, высказанное ниже, я убеждена, что профессия HR-специалиста будет существовать и дальше. Также я допускаю, что в задачах и инструментах произойдут изменения, отвечающие запросам времени.
2019-08-27 13:52 2
Анатолий
Вытеснение HR-специалистов роботами/технологиями/ предрекают последние лет 10 точно, а то и больше. Крайне маловероятно, что в ближайшее время что-то кардинально поменяется. Система распределения кадров не решает вопрос поиска новых возможностей и новой работы. Подбор однозначно останется. По крайней мере в рамках рыночной системы. Собственно говоря, и в рамках плановой системы HR существовали.

Учитывая рост оценки роли человеческого фактора в бизнесе, скорее можно говорить о том, что HR поглотят какие-то профессии, нежели наоборот. В частности, на упомянутые Вами специальности smm-менеджера и интернет-маркетолога HR активно наступает, беря на вооружение их методы. При этом HR обладают лучшим знанием людей, а значит и результаты у них лучше.
И, кстати, онлайн-школы это тоже ответвление от HR. Функция - "обучение". :)
2019-08-27 12:15 6
Дина
Наталия, во-первых, согласна с Айратом, что подбором не ограничиваются функции HR.
Во-вторых, как вы уже заметили, не ограничивается и сфера подбора вышеперечисленными сферами, а значит, расширяйте свой профессиональный кругозор.
В-третьих, сколько бы профессионалов не обучили - без правильной оценки сложно понять насколько сработаются люди. А это значит, что помимо профессионализма включается личностный психологический аспект, за котторым к вам и придут так или иначе))).
2019-08-27 00:08 5
Айрат Мустафин
HR-специалисты - это очень широкий спектр профессий (или читай: функций) от КДП и рекрутинга до обучения, развития и адаптации.
В свое время похожие угрозы видели в создании автоматов по продажам в противовес продажам с участием людей. Пока люди все ещё продают.
Правда и доля продаж без посредничества людей увеличивается с каждым годом.
Вероятно и то. о чём пишет Наталия будет, но постепенно и не полностью. Что-то слегка потеснится, но в целом картина не поменяется.
Айрат
2019-08-26 20:24 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Рекрутер
Автор статей
Автор 5 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
147 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.