Теперь под работой в "международной компании" на рынке РФ будет подразумеваться азиатская?

Добрый день, коллеги!
Каждый день российский рынок покидает очередная  международная компания. А ведь последние 10-15 лет именно работа в таких компаниях была главной карьерной целью многих классных специалистов. Западные компании транслируют ценности, демонстрируют понятные перспективы и уделяют очень много внимания корпоративной культуре. И до сих пор этому противопоставляли российские компании (как сильно бюррократизированные и с жесткой субординацией). 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Но теперь рынок освобождается, и самый популярный прогноз состоит в том, что вакантные места займут китайские гиганты.

Как вы думаете, приживется ли корпоративная культура Китая (или других азиатских стран) среди наших соотечественников? Будет ли работа в "международной компании" так привлекательна теперь именно с точки зрения нематериальных ценностей?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Илья Никитин
Коллеги,
добрый день.

Вставлю свои 5 копеек в обсуждение темы с позиции специалиста, работающего в нефтегазовом секторе экономики.

По состоянию на конец мая 2022г. действительно внушительное количество иностранных компаний-глобальных мейджоров сферы O&G ушли с рынка РФ: приостановили новые инвестиции, вышли из совместных проектов, заморозили среднесрочные и долгосрочные планы по развитию бизнеса в регионе, свели к минимуму свою бизнес-активность.

К сожалению, в обозримой перспективе мы не видим тенденции к нормализации ситуации, пока предпосылок в обратным выкупам долей в проектах или к новым инвестициям не усматривается; т.о., в долгую отсутствие множества иностранных компаний в секторе O&G сейчас видится более-менее перманентным состоянием рынка на ближайшие годы.

Стоит отметить, что азиатские бизнесы здесь стоят несколько особняком от американских и европейских, столь явных тенденций к выходу из проектов в РФ мы не видим с их стороны. Более того, стоит отметить, что в ряде случае интерес азиатских инвесторов актуализируется, проявляется весьма активно. При учете сказанного, говорить о том, что данный интерес это разведка ситуации "в дальнем приближении" нельзя, ведь в действительности представленность азиатских компаний на нефтегазовом рынке в РФ достаточно высока и на протяжении многих лет китайские компании успешно работают на нашем рынке. Т.о., я бы сказал что корпоративная культура азиатских бизнесов уже давно прижилась в РФ и показывает свою эффективность.

Вопрос, как бы я сформулировал его сейчас, звучит скорее так - вытеснит ли азиатская культура культуру западную, в парадигме которой многие годы работали специалисты, позиционирующие себя как специалисты с опытом работы в иностранных компаниях. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

С уважением и пожеланием всяческих профессиональных успехов!
2022-05-29 10:54 1
Дмитрий Тулупов
Пока до конца неясно все с уходом Европейских компаний. Но было бы очень интересно поработать с компаниями ориентирующимися на Азию! Думаю менталитет будет решающим фактором, но азиатские компании будут тоже сближаться с нами в плане сотрудничества, обмена опытом и наработками. Думаю будет сильное взаимное влияние друг на друга. И скорее всего в очень положительном ключе.
2022-04-20 18:25 1
Rodion Portnyagin
Если говорить об информационных технологиях(которые везде), - то это может быть работающей схемой при отсутствии 2-х действующих сейчас реалий рынка:
- местные команды с цивилизованными ценностями и практиками, которые уже работали на международных рынках, - сейчас активно релоцируют своих специалистов и также активно набирают в международный маркетинг, рекламу и продажи_
- целые волны релокаций специалистов в страны СНГ, Турцию, Кипр, ОАЭ, ещё открытые страны ЕС и США_
2022-04-09 12:44 1
Владимир Миков
Привет!
Как мы убедились, иностранные компании так и не ушли, в основном. Перезапускаются, не хотят терять огромные возможности и еще на фоне падения уровня жизни в Европе и США, остановки у них производств и т.д. Ждите, много компаний попросятся к нам, и в наши офисы с радостью приедут консервативные европейцы, которым надоело им видеть расчеловечивание запада, нивелирование общечеловеческих ценностей, их подмена!
Так что в России будет красота! Верю в это!
2022-04-07 21:06 5
Анастасия Новосёлова
Соглашусь с коллегами - очень абстрактно звучит запрос соискателей про "иностранную" компанию.
Мир и рынок труда становится всё более глобальным и интегрированным с каждым годом.
Кандидаты, которые хотят работать в международном бизнесе (неважно - в европейском, американском, азиатском и т.д.), в первую очередь, должны задать себе вопрос - что я хочу получить от этой работы и почему я хочу попасть именно в международную компанию. В моем опыте есть примеры очень крутых российских компаний, которые на несколько шагов опережали иностранные компании и в части стандартов и технологий работы, и в части зрелости и высокоуровневости корпоративной культуры.
Мне кажется, вокруг работы в международных компаниях существует много мифов и ожиданий. Ключевой вопрос - "зачем я туда иду" должен определять и подготовку кандидата к тому, чтобы попасть в такую компанию.
Стратегия получения работы в международной компании всегда включает в себя:
- умение упаковать и презентовать свой опыт работы или взаимодействия с международными компаниями и партнерами (в сходном географическом регионе или регионах бизнес- и логистических цепочек);
- наличие в портфолио международных проектов / практик / обучения (подтверждение того, что кандидат имеет опыт взаимодействия с кросс-культурной или кросс-национальной средой);
- знание и понимание, хотя бы на уровне теории и подготовленности, особенностей национального, культурного и управленческого менталитета и коммуникаций;
- и, как и везде - умение "продать" свою пользу
2022-03-31 23:16 2
Владимир Львов
На днях на ведущих спортивных порталах серьезно обсуждали переход России из европейской футбольной зоны в азиатскую. Каким-то писакам заплатили гонорары за знаки. Тут же последовало опровержение от спортивных чиновников: ничего подобного не расматривается. Санкции против нашего футбола ввели, но вчера ожидали их усугубления, а его не последовало. Так же и здесь: доля азиатских компаний может и вырастет, но масштаб явно преувеличен.
2022-03-31 21:33 0
Алексеева Галина
Добрый день, Софья.
Действительно многие молодые специалисты строили свои карьеры с расчетом на работу в западных компаниях. Ко мне обращается много ребят с просьбой подготовить их к прохождению ассессмент- центра в иностранные компании на стажировки.
Соглашусь с коллегами, что западные компании нас покинули не навсегла и тихо станут приползать обратно. Китайские компании уже давно присутствуют на рынке РФ. Я работала в большом бизнес-центре, который полностью принадлежит китайским инвесторам, и 70% площадей, там занимают именно китайские компании. Часто общалась с сотрудниками этих компаний, корпоративная культура имеет свои особенности, но не сильно отличается от российской и работать там было вполне комфортно. В целом не важно какая компания российская, западная или азиатская, важно кто выстраивает там корпоративную культуру.
2022-03-31 12:16 5
Екатерина Глебовская
Софья, здравствуйте!
Думаю, что азиатские компании будут адаптировать культуру под российский менталитет, особенно для узких и редких специалистов. Линейные сотрудники, особенно из компаний, в которых прошли массовые сокращения, будут согласны подстаиваться и адаптироваться сами.
Те из соискателей, которые имеют выбор на рынке труда, будут выбирать в первую очередь не западные компании, а те, которые сочтут максимально надежными и стабильными.
Сейчас я вижу на рынке российские компании, продукция которых становится востребованной и в освободившейся нише у них появляется отличная возможность развиваться - думаю, что перспективы развития в них будут удерживающим фактором для сотрудников.
2022-03-28 21:17 3
Aлла Алфёрова
Коллеги, Добрый день!
Россия - одинакова близка и к Западу, и к Востоку, так как находимся на материке Евразия. Еще русские люди многое прошли, поэтому адаптируются быстро к изменениям. Поэтому корпоративная культура из Азии у нас приживется так же как и с Запада, просто нужно некоторое время. По поводу уровня привлекательности Азиатских компаний для Российских Профессионалов, здесь все зависит от индивидуальных ценностей, мотивации. В то же время знаю реальные кейсы, когда из Западных компаний уходили профессионалы высокого уровня, так как не выдерживали: кто- то контроля во всех помещениях, кто-то жестких стандартов. Считаю, есть плюсы и минусы в любой системе, главное акцент делать на плюсах.
Софья, Благодарю за актуальную тему вопросов!
2022-03-28 17:07 9
Александр Глок
Приветствую, коллеги!

Буду краток.
1. Цель - работать в международной компании - слишком неопределенная. И далеко не все международные компании по прозрачности бизнес-процессов, принципам, миссиям и т.д превосходят отечественные. Человек приходит на работу в компанию, а увольняется из-за руководителей. Правило работает
2. Приостановка работы многих зарубежных компаний на российском рынке - явление очень временное. Рынок для них интересен. Хайп уляжется, начнут тихо возвращаться. Тихо, потому что только об уходе громко заявляют, политика. А возвращаться будут незаметно. Штендеров с надписью "Мы открылись!" не будет. Так что, все вернется
3. Думаю, что китайским компаниям сложнее будет развиваться в России, чем отечественным. Наши уже здесь. А экспансия на новые рынки - это то еще мероприятие. С другой стороны, если это мощная компания - то, какая разница для сотрудника, китайская она или английская? Каждый найдет свое
2022-03-28 12:23 5
Владимир Миков
Софья, текст Ваш с двойным дном и юмором) Спасибо!
Многие компании уже передумали и не собираются Россию покидать. Именно для решения точно остаться требовалось реакция европейских жителей на кратные изменения цен на газ, бензин и продукты питания. Прозревают европейцы и не только они! Очевидно, что решение о расчетах за газ (пока только за газ) привело к усилению национальной валюты (рубля) и медленной корректировке отношения к России в целом. Так что рано полностью прощаться с компаниями из Европы и США, а Азия конечно наше все! :)
2022-03-27 19:16 7
Анастасия Гузенко
Софья, добрый день.
Да, до настоящего времени на рынке труда действительно было престижнее работать в международной компании. Но ситуация изменилась практически в одночасье и как мне сказала руководитель отдела персонала одной японской компании - теперь мы более уязвимы, чем российские компании.
Зато многие российские производственные компании воодушевлены ситуацией и стараются развиваться!
Хотелось бы верить, что через несколько месяцев ситуация изменится. А в настоящее время - приходится жить по ситуации сегодняшнего дня.
2022-03-26 14:30 4
Вера
Думается, это будет зависеть от того, где ответственные менеджеры поставят запятую в выражении: уйти нельзя остаться.
В бизнесе работают практичные и умные бизнесмены, в отличии от бюррократии, на них вся надежда. Последний пример розыгрыша пранкеров Вована и Лексуса с британскими министрами наглядно показывают, кто принимает политические решения в сегодняшнем мире, что весьма настораживает.
В способностях азиатских "Тиграх"и "Драконах" уже никто не сомневается. Китай и Индия- 2 экономические супердержавы. Потому надо учить китайский, а "Хинди руси- пхай, пхай".
2022-03-26 09:03 6
Инна Тряпицына
Софья, добрый день!

Думаю, что места ушедших международных компаний в большинстве своем займут наши. Китайцам это сделать будет намного сложней и дольше, чем нашим. Как думаете? Пока они все разведают, проанализируют, наши уже займут все. Поэтому как-то слабо верится в массовый приход Китая. Объем товарооборота да, увеличится, но не Китайского производства в РФ.

Да и не так все однозначно с этими уходами. Громкие заявления на деле оказались не совсем соответствующими действительности. Вроде ушли, но пока остались :)
А потом, думаю, что если кто-то и уйдет, то многие наоборот останутся, чтобы занять место ушедших, и еще придут новые. Просто на это все нужно какое-то время.
2022-03-25 19:26 4
Светлана
Софья, коллеги, добрый вечер.
Организационная культура российских компаний, имея некоторые черты сходства, существенно отличается как от американской, так и от азиатской. Сходство российских и азиатских компаний прослеживается по таким параметрам, как коллективизм, сотрудничество, неформальные отношения, образование семьи. Хотя эти и другие характеристики со временем могут измениться в условиях кардинальных перемен, происходящих в России. Эти изменения заметны уже сейчас: наряду с сотрудничеством с российскими компаниями усиливается конкуренция, коллективизм уступает место индивидуализму и т.д. Очень часто в компаниях на рядовые должности в основном нанимают российский персонал, а на руководящие должности завозят из Китая высший управленческий состав, а иногда и менеджеров среднего звена.
2022-03-25 19:10 6
Малиева Софья
Коллеги, как карьерный консультант, я работаю с запросами клиентов. И да, один из них: "хочу работать в международной компании (оставаясь в России)". Среди прочих, я получала этот запрос от кандидатов как раз из упомянутых ниже компаний.

В своем посте я ни в коем случае не транслирую личное отношение (хотя, судя по ответам, воспринимается именно так). Соглашусь, что эта "западная" культура есть и во многих российских компаниях, но, по моим наблюдениям, это не гиганты рынка.

В своей работе я ориентирована в первую очередь на реализацию карьерных целей клиента, и не считаю, что какие-то из них плохие. Моя задача - найти пути к этим целям. И пока именно с этим запросом я вижу сложности.
2022-03-25 17:24 4
Айрат Мустафин
Плохо, когда итоговой целью кандидат озвучивает нахождение в международной компании. Это как история про лучший зарубежный автомобиль – «Запорожец». Международный как слово из арсенала чародея. Заклинание – работа в международной компании. А там далеко не всегда все было именно так, как шаблонно принято считать. Да и что русскому хорошо, то немцу – смерть. И обратно: что хорошо для немца, то может убить удовлетворенность в работе русского специалиста.
Целеполагание из разряда «Устроиться на теплое место в иностранную компанию», да ещё и этим умудриться гордиться… Сомнительное достижение.
Вот если взять всё самое лучшее из опыта построения западных компаний: упорядоченность, отношение к сотруднику как к ценности и др.; прибавить наш размах и смелость, бесшабашность и силу, да соединить и сохранить управляемость компании при этом – тогда имя тебе Илья Муромец, награда, былины о тебе складывать и тебя ставить в пример. Уже ты определяешь каким быть бизнесу и твоему окружению. А вектор на приспособление, встраивание, а не культивирование и создание/созидание – это совсем другая история.
Можно ли вписаться, встроиться, да ещё и гордиться нашему человеку в азиатские компании? Можно. Всегда ли он будет себя чувствовать комфортно внутри? Далеко не все и далеко не всегда.
Да и разница в китайских и японских, южнокорейских компаниях есть. Это первым взглядом они все щурятся от света, а отличаются не только внешне, но и мышлением, традициями и ценностями.
Даже китайские компании очень отличаются одна от другой. Многие компании (даже крупные) из Китая основаны на изначальной авантюре, везении. Часто собственник имеет очень даже среднее образование и опирается на хватку, интуицию, смелость и напористость. И не всегда попадает в точку.
Есть ряд компаний с собственником, который учился в Лондоне и принес за собой культуру бизнеса Запада. Тогда Вы увидите много от тех, кто сейчас убежал из нашей страны.
Итог: хорошему специалисту всегда есть возможность проявить себя и занять своё место под солнцем. А лейбл – это больше про понты, а не про дело.
Я так думаю по поводу поста автора.
С уважением, Айрат Мустафин
2022-03-25 16:58 5
Было бы полезно переформулировать вопрос: всегда будет востребован ОПЫТ работы над конкретными задачами, проектами, неважно, была ли это иностранная (западная или азиатская и т.д.) или российская компания.
Порой в больших российских компаниях такие есть проекты, которые невозможно реализовать и получить такой опыт в иностранных компаниях.
При этом, конечно, как правило, иностранные компании больше уделяли внимание обучению и развитию сотрудников, управленческому стилю. Там, возможно, как гипотеза, быстрее росли.
А вот с вопросом про интеграцию и работу в компаниях с азиатской корпоративной культурой тут действительно вопрос. Не только при подборе персонала рекрутеры учитывали возможность адаптироваться в этой среде, но даже меня, бизнес-тренера, спрашивали про опыт работы с японскими и южнокорейским менеджментом.
При этом по аналитике, которую я читаю, не факт, что РФ ждет наплыв азиатских компаний, речь пока идет только а партнерстве экономическом в расчетах, совместных проектах и т.д. По крайней мере можно будет приглашать менеджеров с Дальнего Востока, Забайкальского края, у кого был опыт работы с китайским, японским, монгольским менеджментом в компаниях среднего уровня и в больших консорциумах. Изучим, адаптируемся. Дадим комментарии не только россиянам, но и азиатам как работать с россиянами.
2022-03-25 16:31 7
ОК-Консалтинг
Софья... здравствуйте!
Коллеги всем доброго дня!
Для меня странно звучит Ваше предположение. Русал, Норникель, Газпром, Мосэнерго, Русгидро, Росатом, Вертолёты России, - список будет бесконечен.
Я ценю свой опыт, когда я в 2003 году занимал должность ДУП в Волготанкер АМС. Мы создали такие стандарты при моём участии, которым завидовал Запад. Мы первые, кто реализовал принципы социального партнёрства и политик. Кто внедрил в России негосударственное пенсионное обеспечение и полную социальную защищённость в стране, в которой этого нет и по сей день. Во всех 14 филиалах по РФ и в 4 наших за рубежом! А Северсталь?!
Наши компетенции сильнее, а Корпоративная Культура строится на истинных ценностях, а не двойных стандартах Запада или Востока.
У нас просто мало специалистов подобного уровня. Я знаком с единицами. Большинство считает, что узкая специализация - это успех. Я и мне подобные считаем, что это провал.
Чтобы создать сильную архитектуру важно уметь считать, экономически оценивать, стратегически раскалывать и внедрять маркетинговую стратегию как внешнюю, так и внутреннюю. Знать всё про процессы, включая HACCP. Владеть инструментами Управления проектами. Производственной психологией. 13 лет я вкладывался в эти знания по всему миру. с 1994 до 2007 год. И продолжаю по сей день.
Западные ценности строятся на коллективном вмешательстве. Там целая компания моделирует то, что мы можем делать в единоличном исполнении.
Так что учитесь, учитесь и ещё раз учитесь. На собственном опыте, на опыте других, на проектах.
Всем успехов!
2022-03-25 16:15 7
Малиева Софья
Светлана, естественно, это лишь гипотеза. Прогнозы - вообще дело не благодарное, тем не менее, все мы склонны рассуждать о том, что нас ждет.

Для того, чтобы делать самим то, чего мы не делали раньше, нужно построить заводы и где-то найти сырье. Даже если предположить, что Россия обойдется без импорта, это все требует времени. Поэтому в моей картине замещение европейских компаний на азиатские в ближайшей перспективе выглядит вполне вероятным.

Но в своем вопросе я не столько хочу подтвердить вероятность такого сценария, сколько услышать мнение, насколько азиатская корпоративная культура приживется и будет привлекать кандидатов. Или скорее адаптируется под российскую?
2022-03-25 16:01 3
Светлана Щукина
Добрый день, Софья!
Сейчас еще очень рано говорить о том, что будет даже через полгода. Мы смотрим на ситуацию сквозь призму текущих событий, которые меняются ежедневно.
Пока непонятны долгосрочные последствия, принимаемых с разных сторон мер. Никто, до этого момента, не жил в таких интересных условиях.

Например, сейчас неожиданно возник дефицит бумаги для принтеров. Завтра еще что-то может пропасть и никто, пожалуй, сейчас не знает, что это может быть. Поэтому, реакция будет ситуационная.

Главный момент заключается не в том, что нам теперь все будет делать Китай вместо Европы. Это уже сомнительно. Какую-то часть товаров и приличную, нам придется делать самим. Что именно и какую часть пока непонятно.

По этой причине, развиваться будет импортозамещение и ситуационное замещение, неожиданно пропадающих товаров. Это будет приводить к тому, что какие-то товары будут импортозамещать, а какие-то искать в других странах.

Это не будет носить постоянного характера и поэтому говорить о работе в иностранных компаниях будет преждевременно. Для этого нужна определенность и предсказуемость, а вот когда это все более-менее войдет в предсказуемое русло, то тогда и можно будет вернуться к разговору о работе в иностранных компаниях и каких именно.
2022-03-25 15:41 5
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант
Автор 1 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
206 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.