Соискатели-иностранцы с ВНЖ или РВП РФ. Работать ли с ними ?

Для ряда стран Россия -- эльдорадо, куда люди хотят переехать и работать здесь по найму. У меня лично немало таких знакомых из Казахстана, из Индии, из Африки, из Европы, которые просят помочь с трудоустройством в России.  Но такие соискатели имеют ряд барьеров при трудоустройстве как личных, так и со стороны работодателей. 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Моё изучение  французского  языка когда-то  создало мне круг знакомых в реальности и в интернете, которые говорят по-французски и так или иначе интересуются Россией, работой в России. 

Однажды  волей-неволей, но  я трудоустраивала двух из них  на работу. Не "в белую", конечно, но они работали и получали свои "чёрные" зарплаты.  

Когда ж я начала погружаться в вопрос "Почему иностранных граждан не трудоустраивают "в белую"", я поняла,что в ТК РФ более, чем достаточно демотиваций для иностранцев,желающих работать в  найме в РФ.  

Я б на их месте тоже не пошла в найм, учитывая, что налоги для ИП иностранцев и ИП граждан РФ одинаковы.  

Но не все иностранцы хотят быть предпринимателями, поэтому идут в найм за 3000 руб в месяц ради РВП, если только работодатель позволит. Ведь никому из иностранцев в РФ и в голову не приходит устраивать забастовки по факту профессиональной дискриминации, как во Франции. 

К счастью, инострацев в РФ не так много и многим из них плохо дается русский язык. Да и система преподавания русского языка тоже очень слаба.  Тогда как во Франции, например, уроки францкзского языка для иностранцев оплачиваются государством.  

И всё-таки мне хочется помогать иностранцам с трудоустройством в РФ,т.к. дважды мне это  удалось.  

Но что со стороны работодателей? Отказ из-за повышенныз налогов? 

Но ведь YandexTaxi,  YandexEda, Uber  и другие крупные компании не против иностранцев ?  

Какой у вас опыт трудоустройства иностранцев, коллеги? 

Я имею в виду, как этнически русских иностранцев (переселенцев из стран бывшего СССР), так и иностранцев в чистом виде : европейцев, индусов, африканцев..... 

Стоит ли специализоваться на трудоустройстве иностранцев ? 

Интересны ваши мнения. 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Круглова Анна
Мой опыт - отрицательный! Работая директором в сферах, где возможно нелегально сотрудничать с иностранцами СНГ я все время это делала. Желая обелиться, потому что проверки, когда здание окружают люди с автоматами и досмотр помещения внутри - отрицательно сказываются на репутации бизнеса. Я пару раз пыталась совершенно искренне помочь легально устроить этих людей на работу, используя весь свой авторитет и связи. Вывод: делать этого не нужно! Ну или по крайней мере не нужно тому, у кого НЕ большое количество сотрудников иностранцев ( не более 3-5 человек). Система наша настроена так, что мы транслируем одно, а по факту нужно создать целый отдельный бизнес процесс на который посадить как минимум 0,5 ставки кого-то, ко будет отслеживать по всем национальностям все изменения, куда когда что мы должны отослать, чтобы информировать инстанции о том кого, сколько, с какого времени на каких условиях у нас работают, иначе штраф от 30 до 300 тыс руб. + все эти процедуры продления легального пребывания в России. Все это конечно не делает сотрудников иностранцев лояльными к России, многие работают на специальностях ниже, чем у себя на родине. Не думаю, что работодатель способен решить эти вопросы без господдержки.
2019-11-17 18:15 0
Владимир Кромов
Очень дельные советы. Благодарю.
2019-11-02 10:03 0
Ольга Полднер
Я как карьерный консультант работала с иностранцами (Европа), которые хотели найти работу в России - просто ища на рынке труда. Долгий процесс. Знаю еще и по себе (муж - голландец, иммигрирует в Россию)))
Начинаем с получения РВП, язык - тоже хорошо бы.
Были офферы.
Должна быть сильная мотивация, деньги на время поисков у кандидата.
Должна быть хорошая экспертиза - чтобы продать кандидату себя компании.
2019-09-24 23:23 0
Айрат Мустафин
Если хорошо знать все Законы и нормативные акты в отношении иностранных работников, то можно ОЧЕНЬ хорошо закрывать вакансии. НО на местах ЗАКАЗЧИКИ очень плохо знают эти законы и не готовы в них погружаться.
Наверное, к сожалению.

С уважением, Айрат Мустафин
2019-09-24 12:22 1
Ирина Царькова
Полезный, нужный и глубоко раскрытый материал. Автор провёл значительную аналитическую работу и за это ему большой респект! Обязательно будем использовать в практической работе.
2019-09-24 07:00 1
Вера
Даю ссылки:https://rg.ru/2019/08/15/kak-izmeniatsia-pravila-predostavleniia-rossijskogo-grazhdanstva.html
https://ria.ru/20190703/1556172649.html
С 1 сентября, 1 октября и 1 ноября 2019 года для тех, кто желает стать гражданами России, вводится шесть новшеств - срок выдачи изъятых паспортов продлевается до 2025 года без депортации их обладателей;
с 3 лет до 1 года сокращается срок получения российского гражданства для специалистов.

Утвержденный список профессий надо искать непосредственно в Законе, это есть поправки к нему, но врачи там точно есть.
2019-09-02 11:40 2
Вера, добрый день. По поводу вышедшего закона: как-то мимо меня прошло. Можно ссылку на реквизиты? О планах привлечении пилотов ( в т.ч. КВС) в гражданскую авиацию в курсе, а вот что за ФЗ - не знаю.
2019-09-02 11:26 1
Вера
Этот врач наоборот ,пытается вывезти в Россию родителей. Мой работодатель хотел привлечь необычного спеца, как врач он очень даже хорош, был 3 дня на стажировке в данной клинике.
Проблемные страны- это другой вопрос.
2019-09-02 11:12 1
Наталия Букевич
Ещё одно подтверждение, что с иностранцами лучше не иметь дело, так как у них всегда на уме "запасной выход": вернуться на родину
2019-09-02 10:27 1
Вера
Вышел закон, по которому нужных спецов: врачей, инженеров, IT пытаются привлечь в РФ.
Оформляют гражданство после года официальной работы в РФ.
Так пытаюсь привлечь на работу доктора из Судана в клинику РФ, но у них в стране война, уехал за родителями... Столько времени на него потратила.
2019-09-02 10:00 2
Наталия Букевич
Я согласна с вами, Дина, что не стоит на иностранцах акцентировать внимание. Уже слишком много бумажной волокиты. К тому же, мне кажется , это не та специализация HR, где можно продемонстрировать качество услуг.
2019-08-31 15:15 1
Дина
Думаю, что дело в нашей системе в целом. Да, это и повышенные налоги (пусть 180 дней и потом понижение, но за год, если посчитать, да лучше я найму россиянина без проблем), и уведомления, и многое то, что уже перечислено коллегами. С другой стороны, а когда россиянин приезжает в Европу там что очень просто получить работу?Нет....,есть также определенные стадии, через которые нужно пройти и только тогда, может быть, повезет и ты найдешь высокооплачиваемую работу. Причем шансов мало, что хоть кто-то в этом окажет помощь). Ваш порыв очень толерантен, Наталия, но не думаю, что на этом стоит акцентироваться полностью.
2019-08-29 21:39 1
Наталия Букевич
Благодарю за информацию, Максим.
Кажется: в комментариях к этому вопросу она исчерпывающая. Будет полезна любому рекрутеру, что столкнётся с наймом иностранцев
2019-08-29 17:14 0
Коллеги, хочу добавить, если кто-то занимается иностранными работниками и пропустил этот документ: Приказ МВД РФ от 29.01.2019 №42 "Об утверждении форм проверочных листов..." Рекомендую ознакомится. Списки контрольных вопросов для проведения плановых проверок.
2019-08-29 14:23 2
"5. Управление ФМС - подать документы на патент..." - Юрий, я, конечно, извиняюсь, но ФМС у нас давно не существует. Вместо него УВМ МВД России. Хотя кое-какие совместно изданные приказы (ФМС и МВД) еще не утратили силы (например, №№367/807 об утверждении административного регламента). В части иностранных работников значительные изменения были в 2018-2019 г.г.
2019-08-29 13:41 2
Наталия Букевич
о, Надежда, благодарю за мелочи. Для меня они оказались очень важными. Особенно п.1. и п.2
2019-08-29 06:22 0
Надежда Кравченко
Наталия, многие аспекты мои коллеги уже осветили, добавлю лишь мелочи:
1. Повышенный НДФЛ платится только 180 дней, дальше идет перерасчет (регрессивный ) и по итогу рабочего года иностранный работник выходит на нормальную ставку налогообложения.
2. Работодателю нужно мониторить сроки оплаты патента, делать уведомления и пр. Это "на автомате" наработано опытными специалистами КДП, имевшими дело с иностранной рабочей силой. Но приобретать такого специалиста есть смысл, если в компании значительное число иностранцев, потому что ЗП такого кадровика выше, чем без этих знаний. Если иностранцев мало, то это невыгодно, но нет уверенности, что всё будет сделано на 100 % верно.
3. Не вижу острой необходимости в найме иностранной рабочей силы. Если это делается из-за неконкурентной ЗП и прочих условий, то закончится скверно для работодателя. И задача рекрутера аргументированно и убедительно разъяснить это руководству.
4. Иностранцы реально необходимы там, где требуются аутентичные знания \ навыки. СПА-салоны с тайским массажем опреденно победят конкурентов, наняв этнических тайцев. Ресторан украинской кухни будет лучшим, если там готовят аутентичные повара. Аюрведическая клиника с докторами из Индии будет более популярна, чем прочие подобные, но со специалистами, поучившимися в Индии несколько месяцев. В этом случае задача рекрутера грамотно оформить иностранцев и участвовать в их эффективной адаптации и организации для них комфортных бытовых условий.
2019-08-29 00:33 3
Наталия Букевич
Анатолий,
да, увы, того, кто не учит русский язык, "кроме как учителем языка, никак и не рассматривают"....
Я имела дело как раз с двумя такими французами, которые хотели быть больше, чем преподаватели. Сопровождала их на собеседованиях, как переводчик, но потом им приходилось без меня общаться с коллегами. Это было довольно напряженное общение. Результат : у первого - увольнение и возвращение на родину. У второго -- интенсив по русскому языку.

Мне не раз приходила мысль о том, чтобы оказывать услуги по трудоустройству только иностранцев в РФ, но реальный опыт выдал мне такой критерий. как владение русским языком хотя бв на бытовом уровне.

Удивительно, какие некоторые иностранцы легкомысленны. Они полагают , что раз мы живет в век глобализации, то все в РФ должны говорить минимум по-английски (хотя бы кассиры на вокзалах). Увы, их иллюзии превращаются в прах: мало кто готов с ними общаться по-английски вне стен языковых школ.

Это неприятное ощущение себя ментальным инвалидом, так как человек вроде взрослый. Я это тоже ощущала, когда была в Германии, Испании и не понимала абсолютно ни немецкий, ни испанский. Франция по сравнению этими двумя странами казалась домом родным, потому что я уверена, что я любой вопрос в этой стране могу разрешить благодаря владению языком.
2019-08-28 14:38 1
Анатолий
Наталия, справедливости ради, больше всего страдают иностранцы находящиеся "посередине". Т.е. еще не топ-менеджеры, но уже и не низкоквалифицированный персонал. Вроде бы при общении все довольны, а как дело до оформления доходит - они получают всю порцию предрассудков и предубеждений, которые относятся к низкоквалифицированному персоналу, и соответственно всякие "черные" схемы.

Это тот сегмент, с которым также можно работать. В целом эти люди не получают достаточного внимания, несмотря на имеющуюся квалификацию. Имею ввиду сферы не связанные с преподаванием иностранных языков(т.к это чаще всего основная беда многих таких иностранцев, когда кроме как учителем языка, человека и не рассматривают)

2019-08-28 14:04 1
Наталия Букевич
Алексей, Анатолий , благодарю за ответы .

Дружба народов -- это замечательно, но и у нее есть лимиты. И мне кажется, российские работодатели очень правильно консервативны в вопросе найма иностранцев, нанимая их только туда, где они действительно уместны : языковые школы, специализированные рестораны....

С "дикими" иностранцами , которые в каждом моем слове видят проявление расизма и профессиональной дискриминации (это избалованные демократиями африканцы чаще всего) я даже общаться перестала, потому что им бесполезно объяснять, что Россия - это не Франция, не Германия и не Испания. В РФ всё по-другому.

Задавая вопрос, я как раз имела в виду образованных иностранцев интеллектуального труда, а не чернорабочих , разнорабочих, хотя мне приходится иметь с ними дело так или иначе при найме на такие рабочие вакансии, как водитель, курьер, грузчик, повар.
2019-08-28 13:46 1
ООО "ПСИТЕХПРО"
Добрый день!
у нас сервис изучения английского, на сегодня 20 преподавателей, из них 5 носители (афроамериканцы). Но я руководствовался при наборе не только ценностью тем, что они носители, но в первую очередь я восхищаюсь иностранцами, которые любят русскую культуру и переселяются для пмж
Всячески стараемся в Компании помочь с официальными приглашениями, трудоустройством и т.п.
Есть в нашей стране еще казус с трудоустройством так называемых "иностранцев" из СССР - это вообще бред и перепоны. Думаю мы должны поддерживать всех приезжих. Дружба народов - ещё товарищ Сталин проработал вопрос и нам завещал свои труды
2019-08-28 12:24 2
Анатолий
Вопрос с иностранцами, я бы условно разделил на 2:
1) Высококвалифицированные иностранцы. В этом случае обычно проблем нет, и работодатели без проблем решают проблемы оформления
2)Малоквалифицированные иностранцы(в том числе с РВП и ВНЖ). Не буду затрагивать существующий "чёрный" сектор, это отдельная большая тема. Возьму "белый". Ситуация тут такая - даже оформляя такого иностранца официально, соблюдая все соответствующие законодательные нормы, компания никогда не застрахована от того, что человек внезапно уедет на свою историческую родину, ничего не сказав. И такое случается регулярно. Такое поведение влечет за собой проблемы сначала для сотрудника отдела кадров, а затем и для самой организации.

Также, не стоит забывать, про существующие квоты на количество иностранцев в % отношении от общей численности сотрудников, для разного рода сфер деятельности. Этот вопрос надо отслеживать и контролировать, что ложится тяжким грузом на отделы персонала, особенно, если персонала много.

Касаемо вопроса о специализации на такого рода подборе:
1) Любой малоквалифицированный персонал - однозначно нет. Хотя, если Вы Себастьян Перейро(торговец чёрным золотом), то почему нет. Тут нужен особый склад характера. Это работорговля в чистом виде.
2) Специализация на помощи квалифицированным иностранцам, прежде всего из Европы - выглядит отличной возможностью как для профессионального роста, так и совершенствования иностранных языков и получения бизнес-связей.

2019-08-28 11:45 1
Юрий Зеленцов, Бизнес-Эксперт
Да не за что, Наталия.

Не сами иностранцы несут двойную нагрузку, они платят лишь повышенный НДФЛ, насколько я помню. Отчисления (ПФР и т.п.) делает работодатель.
2019-08-28 08:37 1
Наталия Букевич
Юрий, благодарю за столь исчерпывающий комментарий.
Правильно ли я поняла, что наёмные иностранцы несут двойную налоговую нагрузку:
с одной стороны, патент, с другой. повышенные отчисления в ПФ и на медицинское страхование ?
2019-08-28 07:37 0
Юрий Зеленцов, Бизнес-Эксперт
Про РВП не в курсе. Оформлял на работу граждан Украины. Любые другие точно так же.
Для этого нужно:
1. Знать название компании, когда едешь в РФ - в миграционной карточке на границе нужно указать причину - работа в "название компании".
2. По приезду куда-то поселиться, чтобы тебе сделали временную регистрацию по этому адресу - не менее 90 дней, "левые" адреса могут не пройти - в миграционной службе их знают и вполне вероятен отказ в патенте. Есть хостелы, которые на время проживания делают временную регистрацию у себя (можно договориться, чтобы сделали на весь срок, но они очень неохотно на это идут). Делают они это за 2 дня.
3. Заехать в ПФР по месту регистрации и получить СНИЛС (обычно - несколько часов, м.б. сутки).
4. В налоговую получать ИНН (аналогично с ПФР), можно успеть в один день.
5. Управление ФМС - подать документы на патент (за 3-4 часа можно уложиться), оплатить пошлину + 1 месяц патента.
6. Ждать от 10 до 15 дней, забрать патент из УФМС.
7. Ежемесячно оплачивать продление патента, можно сразу на несколько месяцев.

Работать можно лишь в том регионе, где выдан патент, в другом регионе патент получается заново.

Для работодателей, официально оформляющих иностранцев нужно делать несколько уведомлений о приеме на работу (в МВД я знаю точно), идет отдельный расчет по отчислениям с зарплаты (ПФР - отдельная ставка, про другие не знаю).

С ИП тоже не так все просто. Банки крайне неохотно открывают счета иностранцам.
2019-08-28 06:09 1
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Рекрутер
Автор статей
Автор 5 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
192 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.