Снижение стоимости подбора в два раза в процессе работы - вопрос к коллегам

Коллеги-профессионалы рекрутинга, интересно ваше мнение еще по одному неоднозначному кейсу из моей практики. Прям вот тоже свежайший случай :-)

Ситуация: компания ищет топ-менеджера в регионе для одного из своих подразделений, обращается ко мне, мы договориваемся о стоимости, опираясь на доход кандидата. Мне выплачивается аванс 30%. Далее осуществляю поиск, в течение месяца представляю пять кандидатов, как и требуется по договору.  Клиент уходит в раздумья и через неделю возвращается с тем, что ему нужен совсем другой кандидат и надо менять заявку! 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Оказывается, что заявку нужно менять кардинально и направленные кандидаты хоть и хороши, но - явная переквалификация. Условно, теперь вместо топа мы ищем ведущего специалиста, с правом подписи. И это теперь зарплата в два раза меньше. Естественно или нет, но клиент просит пересмотреть условия по стоимости моих услуг.  

Как бы вы решили данную ситуацию, с учетом аванса, месяца работы по "старой" заявке и новых вводных? Заранее спасибо!

Предусмотрен ли этот пункт договором у вас и если да, то как именно?

 

 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Анна Музалевская
Новая заявка - новый договор, обычно прописываю невозвратную предоплату и пункт о компенсации услуг исполнителя (обычно от 30 до 50% от общей суммы договора) в случае, если заказчик сам закрыл вакансию/решил, что по каким-то причинам ему больше не нужен такой сотрудник/внёс существенные изменения в раннюю заявку.
2019-03-10 21:02 0
Наталья Александрова
Относительно стоимости подбора: у меня есть нижняя граница, ниже которой не падаю, потому что подбор, предполагающий личные встречи с кандидатами не может стоить 5000 руб. Есть и верхняя граница- она больше для привлечения клиента, означает, что заказ "дорогого" сотрудника не разорит заказчика. Эти правила я бы не стала применять для прямого поиска, потому что здесь действительно услуга значительно дороже.
Про ситуацию. Здесь в комментах много стоящих советов о формулировках договора. Но, сейчас, вам остается только вступать в переговоры и представлять заказчику выполненные объемы, чтобы не потерять аванс. Если есть возможность доработать этот договор, чтобы не потерять клиента и рекомендации. Но следующий договор должен быть совершенно другим и учитывать сегодняшний опыт и опыт коллег по цеху. Примите ситуацию как плату за опыт, так будет легче смириться с потерей времени.
Очень желаю вам удачи!
2018-02-23 15:42 0
Дина
По топам однозначно стоит брать невозвратный аванс! Да, он не большой получится, но это лучше,чем совсем ничего. И, как уже правильно говорили, не привязывайте свой гонорар к з/п кандидата - это в прошлом. Сейчас необходимо, на мой взгляд, оценивать уровень сложности вакансии и прочие критерии, из которых должна складываться окончательная цена.
2017-12-03 15:57 1
Юрий Шадрин
Добрый день, Инга! Ваше время потрачено, потрачены определенные средства при подборе кандидатов. Поэтому необходимо вести переговоры с заказчиком о компенсации Ваших затрат. Пересмотр отношений бывает. И в сторону уменьшения тоже. Оговорите с заказчиком минимальные расходы, которые вы несете при подборе и введите их в авансовую не возвратную часть. А другую (бонусную) часть по завершении работ.
Так Вы гарантировано покроете свои прямые расходы и не будете работать себе в убыток.
2017-12-01 16:01 1
Ирина Корнилова
Имеет смысл не привязывать стоимость услуг по подбору на прямую к зарплате, указанной в вакансии, чтобы избежать таких вот казусов. В процессе работы действительно бывает, что требования к кандидатам пересматриваются - бизнес в наше время очень лабилен, потому что нужно выживать в условиях конкуренции и постоянно что-то оптимизировать. Заказчики ищут в партнеры такие рекрутинговые компании, которые способны быть партнерами для бизнеса, быть готовыми вносить изменения, а не просто формально следовать заявке. Поэтому, чтобы учесть интересы и Заказчика и Рекрутера, имеет смысл устанавливать фиксированные расценки на определенные ранги вакансий - руководители, менеджеры, рабочие, а не привязывать их к конкретной зарплате или окладу , указанному в вакансии.
2017-11-28 19:29 3
Aleksej Kononenko
Добрый вечер, Инга!

Если я правильно понял, Вы подписали договр и выполняли все условия со своей стороны, хоть еще и не прийдя к итоговому результату. Вижу логически три варианта развития событий:

- Если клиент хочет поменять заявку и искать - при сохранении данного договора - другого кандидата, то это само по себе юридически не отражается на самом договоре.
Достигнув требуемого результата по новой заявке, Вы имеете полное право на оставшиеся 70% по изначальному тарифу.

- расторжение договора в пользу нового. Условия расторжения (в том числе вопрос оклада) решаются согласно старому договору.

- расторжение впринципе. Тоже согласно прописаным условиям.
2017-11-07 03:09 2
tatyana.daybova
Вера, так и есть
2017-07-22 10:35 0
Анна
Да я лично и не работаю по подбору персонала на топовые позиции!
На такие позиции работодатель пусть сам набирает.
2017-07-22 10:34 0
tatyana.daybova
Нет, Анна. К сожалению обюрокрачивание процессов и этапов подбора и лишний (не нужный на его взгляд) напряг заказчика на рынке труда не ценится и не оплачивается
2017-07-22 10:30 1
Вера
Без предоплаты каждый 2-5 клиент " отзывает" заявку с формулировкой: спасибо, сами нашли, передумали и т.д. Поэтому далее идёт пустая трата времени на "выбивание" денег по договору и попыток доказательств, что была проделана серьезная работа рекрутером. Ничего не поделаешь.
2017-07-22 10:29 0
Анна
А время не жалко на поиски этих пяти кандидатов? Да еще и клиент передумал. Необходимо в таком случае составить договор, что по истечении допустим месяца, если вы нашли хотя бы пять кандидатов и клиент не принял решения о приеме одного из них на работу, то аванс 30% клиенту не возвращается. потому, что вы потратили на поиски целый месяц. И так и не угодили своему клиенту.
Но у вас нет такого договора вот и получается, что клиент считает, раз он вам заплатил, то вы обязаны обрабатывать его одного.
2017-07-22 09:48 0
Анна
Ни когда не сотрудничала с мелкими ИП с которых и взять-то нечего. Считаю ИП должны сами решать свои вопросы по кадрам-это несерьезно. Сотрудничаю с организациями,которые работают ни один год в сфере строительства по договору или помогаю другим себе подобным по устному договору, работающим с организациями.
Что такое своя наработанная база кандидатов ? Некоторые думают, что, когда кандидаты обращаются и остаются у них в записях. Но нет наработанная база кандидатов-это, когда кандидаты трудоустроены лично через меня в ту или иную организацию, работающие там. Они уже меня знают помнят и по необходимости сами обращаются по поводу предложений по работе.
2017-07-19 15:55 0
tatyana.daybova
В рамках предоплаты изменить правила игры при условии, что заказчик по сути не представляет (и не известно представит ли когда либо) чего хочет, на мой взгляд очень проблематично. Щекотливая ситуация, т.к. согласившись на предоплату, вы дали понять работодателю, что - мол, да, ты друг в теме, так держать, сейчас всё будет в лучшем виде!.. А в реальности всё с точностью наоборот, в т.ч. и действующим работникам не позавидуешь. Подсказать - кто может оказаться (и оказывается) крайним в подобных ситуациях?
2017-07-14 13:16 0
Елена
Анастасия, добрый день.

Поступаю также, случается крайне редко , но обескураживает , когда заказчик давно на рынке, и давно сотрудничество ,и название предприятия имеет значимые слова (что еще более обескураживает) а допускаются вольности в оплате-хочу плачу, хочу нет.Сейчас речь веду о заказе на массовый подбор. Если наш диалог читают также и заказчики на сайте- то вот такие вещи сильно портят репутацию предприятия -заказчика.
2016-11-11 14:18 0
Дроздов Владимир
Сори, допущена досадная ошибка. А Вы всегда пишете без помарок? По существу ответите или Вы набираете баллы таким образом?
2016-11-08 11:00 0
Анастасия Гузенко
Дроздов Владимир, а вы - мальчик или девочка?! А то судя по имени - мальчик, а пишите от женского лица (заметила...)
2016-11-08 10:57 0
Дроздов Владимир
Коллеги,заметила, что последний месяц-два , уменьшилось количество публикуемых заказов по подбору персонала на данной площадке. Кто-то еще почувствовал уменьшение предложений?
2016-11-08 10:21 1
Анастасия Гузенко
Елена, добрый день! Хочу ответить на Ваш вопрос:
По опыту- в случае обмана , или некорректного поведения заказчика- стоит ли вообще тратить время на восстановление справедливости, или лучше оставить его в покое?Хотя это наверное уже отдельная тема.)

Исходя из личного опыта - за 4 года работы именно фрилансером с обманом столкнулась два раза, когда заказчик не оплатил выполненные в полном объеме услуги. Честно скажу, очень переживала и было обидно. Но я для себя поняла одно - если заказчик разумен и имеет хоть каплю совести - с ним можно договориться. И в данном случае я основываюсь на договор и другие доказательства. Если же заказчик живет одним днем и считает,что воспользовавшись моими услугами бесплатно, завтра нас жизнь не сведет - отпускаю его, зная, что всем достанется по заслугам. Нервы дороже. Благо, что таких заказчиков действительно единицы, чаще всего это ИП (торгаши с торговыми точками) или семейный бизнес (где управляю все члены семьи, кому не лень).
В остальных случаях мне удавалось найти компромисс с заказчиком и даже истребовать "недополученную выгоду".
2016-11-08 10:13 3
Елена
По опыту- в случае обмана , или некорректного поведения заказчика- стоит ли вообще тратить время на восстановление справедливости, или лучше оставить его в покое?Хотя это наверное уже отдельная тема.)
2016-11-02 14:11 1
Вера
Правда в том, что если захотят обмануть- сделают это. Могут взять кандидата,не заплатить или вообще сказать, что мы его сами нашли "в интернете", вариантов море. Это и есть наши профессиональные риски. Опыт-лучший помощник.
2016-11-02 12:46 1
Анастасия Гузенко
Коллеги, читаю комментарии.... Если учитывать все моменты, которые возникали в процессе подбора за мой 13-летний опыт, то договор можно писать на пачке бумаги и ни один заказчик его не подпишет. С другой стороны, могу сказать одно - захотят обмануть - обманут и при наличии договора.
Важен тон общения, сам процесс подбора. Да и опыт рекрутера не маловажен! А то звонит заказчик с вопросом, а вы собеседования с кандидатами проводите? (я опешила от такого вопроса), а заказчик объяснил, что ранее работал на портале с исполнителем, которая копировала резюме и отправляла ему...
У каждого своя правда. Нужно обсуждать ситуацию, уметь аргументировать и показывать объем работы.
2016-11-01 16:03 1
Вера
Cогласна,что надо делать договор под каждого клиента. И учитывать проблемы с предыдущим клиентом, страхуя себя нужными пунктами в будущем договоре.
2016-11-01 15:43 0
Надежда Латыпова
Анна, с Заказчиком нужно обсудить все рабочие ситуации, которые могут возникнуть, перед тем как подписать заявку и договор. И сообщить, что эти рабочие ситуации описаны в договоре. Рекрутёру не надо боятся этого разговора, т.к. этот разговор поможет избежать конфликтных ситуаций с Заказчиком.
Да, бывает, что я корректирую в договоре пункты по просьбе Заказчика. С каждым Заказчиком работаю индивидуально.
2016-11-01 15:03 0
Вера
Анна,Вы просто в следующий раз попробуйте. Пропишите этот пункт в заявке и скромно в письменном виде предъявите клиенту. В данный момент,понятно,что в договоре у Вас не были прописаны такие ситуации.
2016-11-01 14:09 0
Анна
Я не верю в решение ситуаций с клиентами в рамках правового поля. Начинаешь тыкать в договор - клиент начинает обвинять тебя в формализме. Вот банально случай с заменой, который тут тоже обсуждался: клиент планирует уволить работника, но не хочет ему говорить до того, как не найдет ему замену. А рекрутер - заложник ситуации, потому что попадает на второй подбор фактически, в контексте этой замены. Ведь ни приказа нет, ни работник ни в курсе. Вот как клиенту объяснить, что "мы так не работаем"?
2016-11-01 14:00 0
Вера
Можно написать в заявке/договоре, что заявка изменениям и корректировкам не подлежит.
Если клиент меняет заявку,то это новая заявка с новой оплатой.
2016-11-01 12:27 0
Надежда Латыпова
Андрей,
обязательно с клиентом прописываем:
- кол-во кандидатов, которых я должна предоставить;
- срок выполнения заказа;
- кол-во месяцев гарантии на мою услугу.
2016-10-31 11:46 2
Елена
Анна, считаю так же как и Анастасия, что предоплату брать можно (и не всегда нужно)только с проверенного заказчика, с которым партнерские отношения.
Если же это новый заказчик, то пункт о невозврате аванса просто необходим, если конечно заказчик изначально выбрал Вас как исполнителя с авансом. Тогда рычаги у исполнителя.
2016-10-31 11:05 0
Анастасия Гузенко
Надежда и коллеги, добрый день!
Пункт, предложенный Надеждой имеет место быть, но на мой взгляд его нужно доработать.
1. либо снизить сумму предоплаты,т.к. 50% просто так при такой жесткой формулировке клиент вряд ли одобрит. (согласитесь, 20-30% оплатить 20-30% предоплаты будет готово большее число клиентов).
2. либо четко прописать условия,которые должен выполнить исполнитель,чтобы сумма предоплаты осталась за ним (например, обязательное условие - показать не менее 3х кандидатов, согласно требований, прописанных в заявке).
2016-10-31 11:02 1
Орлов Андрей
Я хочу напомнить о таком понятии как клиентоориентированность. Если клиенту закручивать гайки, то он пойдет туда где лучше. Если мы хотим есть хлеб с маслом и икрой то надо внимательно относиться к потребностям клиента.
2016-10-31 10:43 1
Елена
Надежда, пункт хороший, но я в таких случаях, как клиент, обычно прошу исполнителя определить срок. Иначе получиться, что ни исполнитель не подберет (а вдруг?) и у меня будут руки связаны действовать самостоятельно. Какой бы срок вы предложили?
2016-10-31 10:27 0
Надежда Латыпова
Уважаемые коллеги, добрый день!
Обращаюсь к Инге. Ни кто Вам не запрещает добавлять новые пункты в договор, где прописать чёткие правила игры. Цель этих правил:
На начальном этапе отсеять клиентов, которые не ценят своё время, не любят платить за работу.
Конечно, об этих правилах игры обязательно сообщить клиенту перед заключением договора.

В договоре можно добавить новый пункт про аванс:
Если Заказчик самостоятельно или через другие агентства подобрал и трудоустроил кандидата на вакансию по заявке № ___ (Приложение №1 к настоящему договору), то предоплата по договору в размере 50% от стоимости услуг не подлежит возврату.
А по поводу изменений, которые вносит Заказчик, я писала ранее 28 октября 2016, 09:29
2016-10-31 09:20 1
Анна
Елена, почему вы так думаете? В случае Инги клиент не может сказать, ах вы не согласны на снижение суммы, ну тогда мы пошли к другому исполнителю, так как возврат аванса при выполненном объеме - вещь довольно проблематичная. И это хороший козырь для разговора с клиентом - он будет вынужден договариваться с исполнителем о взаимовыгодном решении. Я - за работу на прежних условиях. Показать клиенту статистику по выполненному объему и сослаться на существенное изменение условия заявки, которое привело к увеличению работы в два раза.
2016-10-30 08:46 1
Елена
Рычаги в данном случае у клиента, о чем собственно и свидетельствует поднятая Вами Инга тема((
2016-10-29 18:15 0
Инга
Анастасия, спасибо за вашу позицию. Только не очень поняла, почему в случае аванса клиент получает возможность давить и манипулировать? Наоборот, как мне кажется, у нас в этом случае появляется больше рычагов для ведения переговоров. Особенно, если исполнитель может доказать объем проделанной работы и он велик. Даже в суде, если дело до него дойдет в случае желания клиента вернуть аванс можно довольно нормально побороться, ведь статью о возмещении понесенных затратах в услугах никто не отменял.
2016-10-29 13:19 0
Елена
Спасибо. Согласна.В обоих случаях. Собственная разумная позиция очень помогает всегда.
Если позиция заказчика тоже разумна окажется(ну всякое бывает))- найдется выход устраивающий обе стороны.
Если нет- ну не последний он заказчик.
2016-10-28 12:01 0
Анастасия Гузенко
Елена, отвечаю на Ваши вопросы:
1. предоплату беру, если знаю заказчика,т.е. до этого закрывала ему хоть одну вакансию. Беру 50% и мне платят,т.к. уверены во мне,а я в заказчике.
2. что делать Инне - вести переговоры с заказчиком, отстаивать стоимость услуг, которая была оговорена ранее. Иначе может дойти до того, что заказчик снизит сумму до такой планки, что предоплата окажется полной оплатой за подбор, а Инна продолжит работать бесплатно.
2016-10-28 11:35 0
Елена
Полностью согласна с Анастасией по поводу детально прописанного договора и про нюансы поведения заказчиков кода есть предоплата.. Но это " на берегу". А сейчас то что Инге делать?
И вопрос к Анастасии: берете предоплату или нет.Если да, то в каких случаях?
2016-10-28 10:46 0
Анастасия Гузенко
Надежда, Инга и др. сообщники, добрый день!
Если сразу не договориться "на берегу", то в процессе подбора заказчик может несколько раз менять заявку, что приведет к увеличению срока подбора и объему работы рекрутера.
Думаю,что проблема именно в выплаченной предоплате. Заказчик чаще начинает "давить и манипулировать" исполнителем, когда заплатил некую сумму.
Четко прописывайте в договоре, что в процессе подбора заявка корректировкам не подлежит, либо подлежит, но при этом стоимость услуг не меняется. Так Вы сможете защитить себя от манипуляций и долгов)
2016-10-28 10:14 1
Надежда Латыпова
Инга, день добрый! Анастасия Гузенко предлагает верное решение.
Дополнительно, предлагаю внести в договор пункт, где прописать:
Если Заказчик в процессе подбора решил поменять в Заявке пункты .....(конкретно прописать пункты), то стоимость работ увеличивается на ___ % от суммы договора.
Я считаю, что Заказчик тоже должен отвечать за свои непродуманные действия.
2016-10-28 09:29 3
Елена
Ситуация непростая. Предложить подбор на прежних условиях конечно нужно.Но далее..Не знаю как прописано в договоре, но заказчик ведь может его расторгнуть в связи с изменившимися обстоятельствами и тогда что, возвращать аванс?По факту ведь кандидата не взяли..
В противном случае придется продолжать подбор на новых условиях, благо они проще нежели предыдущие и часть оплаты уже получена.Как не крути нужен компромисс.
2016-10-27 19:34 0
Анастасия Гузенко
Инга, добрый день!
Моя точка зрения такова, что заявка в процессе работы не меняется, соответственно, и стоимость услуг не пересматривается.
Если так сложилось, что заказчик настаивает на пересмотре заявки, при этом он внес предоплату - я бы предложила продолжить подбор без изменения стоимости услуг.
2016-10-27 16:12 2
Орлов Андрей
У вас наверное осталась база кандидатов с меньшим опытом, кто не подошел. Можно ее еще раз перелапатить. С учетом оплаты по старой вакансии. И на переговорах настаивать, про работу по двум вакансиям, а оплата по одной.
2016-10-27 10:59 1
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR менеджер
Автор статей
Автор 13 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
142 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.