Отказ кандидатам из-за "неславянской" внешности: как часто сталкиваетесь, что делаете?

К сожалению, в российском бизнесе нелепое требование к "славянской" внешности сотрудников стало некой нормой. Несмотря на его откровенную противозаконность и нелепость. Некоторые наиболее "умные" заказчики даже пытаются вставить это требование в договор. Насколько часто Вы сталкиваетесь с такой проблемой и как на нее реагируете? 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Такого рода инциденты в нашей практике встречались и раньше, но сегодня произошел откровенно вопиющий случай. В ответ на резюме по вакансии медицинского работника представитель заказчика написал -"она неславянской внешности, у нас такие не работают". При этом девушка-кандидат не имеет никаких признаков "неславянской" внешности: голубоглазая шатенка с огромной косой, с очень привлекательной внешностью. Опуская саму нелепость возражения (ибо любой адекватный человек никогда не скажет, что у такого кандидата "неславянская внешность") остановимся на сути - даже если бы это был человек с азиатскими или восточными чертами лица, как это обуславливает его заведомо худшее "качество" по сравнению с другими "славянскими" кандидатами? 

Ответ, разумеется, никак. Прежде всего, это нарушение ст. 3 ТК РФ, а также ст. 136 УК РФ. Дискриминация и ограничения права на труд по этническому признаку. И мы не говорим о ситуации, когда кандидат не владеет русским языком, что может усложнять работу. Или о неком профессиональном несоответствии. Нет. Исключительно из-за неких черт лица, которые по мнению какой-нибудь тётки-кадровика (а не этнолога-антрополога) являются "неславянскими". 

Мы очень жестко реагируем на каждое такое заявление. Все наши кандидаты приходят на собеседование. Любая попытка ограничить их по дискриминационным признакам решается нашим ультиматумом, что в противном случае нами и кандидатом будет инициирована прокурорская проверка в отношении и компании заказчика, и сотрудника, заявившего такого рода дискриминационную претензию. Обычно, после этого претензия снимается и кандидат приходит на собеседование.

Как часто вы сталкиваетесь с такими ситуациями? Если у вас опыт привлечения к данному спору прокуратуры или судебного разбирательства? 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Однорал Олег Игоревич
Ответ коллеге.
"Сизифового труда" (от "Сизифов труд")*
Про стратегию, компетенцию - отчасти согласен, хотя ни Blackberry, ни Apple в первое время, как и целый ряд других известных компаний, не имели каких-либо задокументированных стратегий дорожных карт и бизнес-архитектуры (которая, к слову, на порядок шире чем компетенции и корпоративная культура)
Это - что и как эффективнее управляется - отдельный вопрос, зависящий от массы факторов: особенностей компании, этнокультурных аспектов внешней и внутренней социальной среды, роли лидера (по классификации Вебера, Лассуэла, Рисмана и др.) внешних условий отрасли, гос или глобальной экономики и тд.
Здесь суть вопроса вообще в ином. Никаких недоработок со стороны нас, как подрядчика, не было. Просто мы работали и работаем исключительно в правовом поле. И доносим заказчикам всю ошибочность и вред предубеждений. Только такого рода установки не всегда возможно изменить даже за годы психологических сессий, не говоря уже путем делового единоразового общения.
Да, мы живем в свободной стране. Но, к счастью, в которой пока есть какое-никакое право. И право любого гражданина, в том числе бизнесмена, не должно нарушать права иных граждан. И не стоит путать права гражданина и права предпринимателя. Предприниматель, получая такой статус, a priori принимает на себя расширенные обязательства как ИП или, допустим, учредитель юрлица. В его личной жизни никто не заставляет и не может заставить его дружить с узбеками, если он этого не хочет.
Но, будучи в статусе предпринимателя, отказывать в работе гражданке РФ, имеющей башкирские корни только потому, что что она имеет эти корни (при том, что русский язык-ее родной язык и она прекрасный специалист с рекомендациями) нарушает конкретные статьи ТК РФ, а также УК РФ в тяжелых случаях, ибо это уже другой уровень юридической субъектности.
Это к тому, что бизнес, конечно, никакая не "семья". Ни маленькая, ни большая. Люди в бизнесе вместе ради получения конкретной материальной выгоды. Это главная мотивация. Да, есть случаи, когда и коллектив дружный, и в походы вместе ходят, и песни на корпоративах поют, но это вторично. Никто не будет приходить, чтобы "забесплатно" поработать в комфортном коллективе.
Печально, что не чувствуется эта правовая разница. Все-таки консультанты бизнеса должны понимать его статус в правовом поле, а также его права/обязанности и связанные с этим риски.
Право на труд такое же неотъемлемое право гражданина, как и право на медобслуживание или образование. Это касается любого рода дискриминации, в том числе и по половому или возрастному признаку. Есть объективные критерии оценки релевантности кандидата, его профессиональных способностей и навыков, психологических особенностей. Для оценки их есть инструменты. И именно на них следует опираться в процессе подбора сотрудников, а не на личное субъективное и предвзятое мнение.
2024-01-25 16:24 1
ОК-Консалтинг
Олег, Коллеги, всем доброго дня!
Ситуация неоднозначная. При этом конструктивная!
Практика международного менеджмента свидетельствует, что компании, чьи имена у нас на устах десятилетиями и даже веками имеют ДВЕ важных бизнес-составляющих:
1. Чётка внешняя ориентация в виде Стратегической дорожной карты от 15 и более лет.
2. Выстроенная бизнес-архитектура (компетенции и корпоративная культура), объединяющая всех.
Нормально отношусь к любой расе или нации. Много клиентов и партнёров различных национальностей. При этом у меня есть внутренний семейный кодекс, в котором детально прописано, кто может быть рядом со мной по жизни и по степени комфорта.
У нас вроде свободная страна. Кто может запретить строить отношения в семье именно с теми, кто близок тебе по роду или по духу?
А ведь бизнес - это такая же семья, только с профессиональной точки зрения. И если Владельцу комфортно работать в совершенно определённой (при чём им же) среде. Тут тоже полностью его право, если при этом он не проявляет шовинистическую позицию принародно!
Здесь скорее всего системная недоработка со стороны подрядчика! Такие моменты и вопросы, как корпоративная культура, предпочтения. пожелания необходимо уточнять заранее, ещё до начала работы, чтобы не возник эффект "Сизифа труда"! Чтобы потом просто не было обид за бесцельно потраченное время и труд.
Желаю успехов!!!
2024-01-25 11:11 2
Вера
Всем доброго рабочего дня!
Это является красной тряпкой -сигналом того, что у Вас будут проблемы с поиском кандидата.
Прежде всего, это значит, что клиент -националист. Далее, он начнет придираться, что глаза недостаточно голубые или кожа слишком смуглая. Я констатирую случаи из реальной практики. Были споры, что слишком "кавказская внешность", хотя соискателя звали Сидоровым Иваном Петровичем и он был русским по отцу.
В данных случаях надо либо убрать этот пункт из требований заявки или поднять цену мин в 2-3 раза и играться с клиентом в "конкурс славянский базар".
В моей практике, почти все данные заявки заканчивались ссорами с клиентом именно на нац. почве. В конце приходилось доставать козырь- Закон о запрете отказа предоставления работы по национальному, гендерному, семейному признаку и наличию детей.
Кстати, бывают такие пунктики и у самих кандидатов. Если вдруг, даже нечаянно, кандидат спрашивает о нац. составе на предприятии, я его отсекаю. В 90% случаев, ему придется делать бесплатную замену, это тоже болезнь соискателя, который сам себе подрезает ноги при поиске работы.
2024-01-24 10:47 3
Александра Смагина
Олег, приветствую. Интересный вопрос, а ситуация, которую вы описали, мягко говоря, обидная. Как собственник рекрутингового агентства, с пожеланием встречать только людей славянской внешности встречаю регулярно. Важно отметить, что во избежание таких сюрпризов как у вас и наученная собственным опытом, этот вопрос на первой встрече я задаю сама)). Звучит он немного иначе, но и задается с целью выявить ИСТИННОЕ возражение заказчика. Потому что "хочу славянскую внешность" всегда имеет более глубокую причину...
Итак, я всегда уточняю на встрече есть ли предпочтения по национальным признакам кандидатов и в случае положительного ответа задаю много дополнительных вопросов, часто в ходе которых требования заказчика становятся значительно мягче. Искусство коучинга в этом вопросе работает на пользу. Каждый разговор уникален и вытекающие вопросы разные, но для примера вопросы могут быть следующими: "Что вы имеете ввиду под славянской или не славянской внешность?", "Ключевое то как кандидат выглядит или его ментальность?", "Если будет вот так..(описываю пример)...то вы рассмотрите кандидата? а если у кандидата....?" и так далее.

В судах и прокуратуре смысла лично я не вижу, поскольку в результате заказчики могут закрыться и просто отказывать таким кандидатам аргументируя это недостаточной квалификацией, а уж поверьте, если задаться целью, то на собеседовании можно "завалить" любого кандидата.

А во-вторых, Олег, если уж мы хотим чтобы наше общество становилось толерантнее, грамотнее и современнее, то начинать нам нужно с себя и стараться постепенно менять мышление заказчиков через вопросы, свою собственную толерантность, понимание и терпимость к ним. Успехов!
2024-01-23 14:07 3
Имаева Александра
Олег, добрый день! С подобной проблемой сталкиваюсь.

Как рекрутер: информирую и показываю заказчику - какой % кандидатов он теряет в воронке. Обязательно показываю резюме кандидата, чтобы не на словах показать, кого он теряет, в условиях дефицита персонала - прием иногда срабатывает

Как консультант по поиску работы: учу не злиться на нанимающих менеджеров :), помогаю повышать свою конкурентноспособность на рынке труда (для достижения целей она должна быть выше среднестатистического Иванова Ивана ) и находить работодателей с широкими взглядами
2024-01-22 19:12 3
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Олег, добрый день!
Из своего опыта HRD могу сказать, что национальность - это одно из последних, на что обращают внимание коммерческие компании. Я и сама работала с сотрудниками совершенно разных национальностей, культур и т.д. И сама принимала на работу. Так что отказ по "внешнему виду" (если речь не про кастинг в рекламу или на ресепшен) - признак того, что в компании пока нет реальной острой необходимости в кандидате.
2024-01-10 12:49 4
Ирина Князева
Добрый день, Олег, коллеги!

Дискриминация по расовой принадлежности противозаконна, но к сожалению, лично не часто, но приходилось сталкиваться с таким ограничением.
В основном, причины отказа могут быть связаны с тем, что некоторые работодатели хотят работать с людьми, которые имеют более близкую к ним культуру и язык.
К сожалению, в обществе, многие люди (не только работодатели) положительно относятся к людям других этнических групп. Вы подбирали персонал, на сколько я поняла, для частной клиники. Работодатель - частная мед.клиника, может опасаться, что клиенты не очень охотно пойдут к врачам другой национальности и клиника потеряет клиентов.
Я думаю, что если бы общество в целом было бы лояльно настроено, то и для самого работодателя тогда это бы не имело значения.
В Вашем случае, можно было бы попытаться убедить работодателя относительно именно этого кандидата. Отправить фото ее, наконец. Но, я полагаю, что ее ФИО так же насторожило заказчика.
2024-01-09 17:24 6
Инесса Шелест, IT HR
Олег, кандидатам предоставляется официальный отказ не потому что азиат, или девушка, или ещё что-то там...
В этом и проблема---компания всегда может сослаться на своё право выбора кандидата. И тем самым никакой дискриминации не происходит.
А внутренняя кухня говорит о том, что компания уделяет время на рассмотрение тех кандидатов, которых хочет оценивать.
Для кандидатов, которые попадают в такие дискриминационные ситуации---выход один---через конкурсы. В конкурсах исключительно профессиональные коипетенции оцениваются и нет возможности отказать в найме победителю конкурса.
+Предложите Вашему клиенту организовать конкурс на замещение позиций))
2024-01-09 16:51 4
Однорал Олег Игоревич
Инесса, благодарю за поздравления и ответ. Про "все кандидаты приходят на собеседование" - это наша практика, а не порыв) Мы не позиционируем себя "сутягами", но каждую ситуацию ущемления наших прав или прав кандидатов мы отстаиваем предельно жестко и до конца. Сугубо на основе использования правовых инструментов - прокуратуры, суда, ФСТЗ. В том числе помогаем с составлением исков и представительством в суде в случае нарушения прав уже работающих сотрудников (невыплаты, переработки и т.п.) Все-таки, мы же и юридический консалтинг реализуем, так что есть ресурсы и компетенции принуждать партнеров работать по закону.
Давать отказ по половому признаку - тоже дискриминация, так что Ваши заказчики также особо не отличились умом)
Не согласен про "плевать против ветра". В развитых странах такую компанию можно "по миру пустить" за дискриминацию. В РФ же еще остаются эти предрассудки, во многом благодаря низкой правовой культуре (когда граждане думают, что компания имеет право отказать по половому и этническому признаку)
Ваш пример с международной компанией - бизнес развитых стран понимает, что в развивающихся и странах 3-го мира можно спокойно нарушать закон в этом плане в силу низкой правовой культуры. Если какой-нибудь Google в Штатах откажет азиату потому что он азиат, или девушке - потому что это девушка - это будет глобальный скандал с очень крупной исковой суммой.
По закону работодатель в приницпе обязан обосновать отказ релевантному кандидату, ссылаясь на объективные критерии конкурсной процедуры или этапа отбора.
Сейчас рынок перестает быть рынком работодателя, и становится рынком соискателя, так что если не право, так экономика принудит соблюдать права соискателей.
2024-01-09 16:34 4
Инесса Шелест, IT HR
...и кстати, эта проблема есть не только у отечественного рынка. Всё то же самое и на международном рынке.
IT Компания, которая женщин не принимала---крупная международная компания, с офисами во многих странах.
С уважением, Инесса
2024-01-09 16:18 3
Инесса Шелест, IT HR
Олег, здравствуйте. С Новым годом и Рождеством!)
Прочитав Ваш вопрос и всю историю, котороя Вас спровоцировала на инициализацию обсуждения...
Сначала удивилась, прочитав фразу: "Мы очень жестко реагируем на каждое такое заявление. Все наши кандидаты приходят на собеседование. Любая попытка ограничить их по дискриминационным признакам решается нашим ультиматумом, что в противном случае нами и кандидатом будет инициирована прокурорская проверка в отношении и компании заказчика, и сотрудника, заявившего такого рода дискриминационную претензию."
А после.... поняла что это скорее Ваш внутренный порыв, а не реальная практика.
Ответ на Ваш вопрос--- я тоже иногда с этим сталкиваюсь.
1. Стараюсь не работать с такими заказчиками. Потому что..."закон это дышло, куда повернул туда и вышло"---не мой формат работы.
2. Компании, которые лидеры и имеют возможность выбирать.... замечаю, что "толерантности" там мало.
3. Опыта привлечения к данному спору прокуратуры или судебного разбирательства у меня не было.
4. Дискриминация по нац.признаку имеет более глобальный характер. С ней бороться, как плевать против ветра". Отказать кандидату компания может всегда, не назвав истинную причину--нац.признак.
---У меня были компании, которые офферы делали только мужчинам. И это IT. Женщин-кандидатов было бессмысленно отправлять на рассмотрение. В отличие от Вашего заказчика, Олег, они были умными и никогда не давали отказы по нац.признаку.
С уважением, Инесса Шелест
2024-01-09 16:10 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Рекрутинг Обучение Консалтинг
Автор статей
Автор 18 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
199 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.